Музыка в моей жизни

                Музыка в моей жизни.


        За свою жизнь человек кем бы он ни был и чем бы не занимался, если с раннего детства он к музыке относится положительно, то музыка будет присутствовать в нем всю его жизнь. И это совсем не обязательно стал ли он музыкантом или простой человек, музыка как магнит – притягивает к себе.  Со временем захватывает мозг, который силикатирует различные музыкальные произведения и у Вас вырабатывается определённая привязанность к музыкальным стилям, исполнителям. Вы переживаете, вспоминаете жизненные ситуации, связанные с тем или иным  произведением. Не всякая музыка годится каждому, что-то можно слушать бесконечно, а что-то до конца не дослушать. У всех по-разному. Главное, что музыка стала жить в нас самих. Это хорошо. Так и у меня. Я с ранних лет полюбил песни, джазовые произведения и другую музыку. А стили пришли постепенно с увеличением возраста. Ещё учась в школе, мне купили аккордеон ;, но это уже музыкальный инструмент и я самостоятельно стал его осваивать. Всего за свою жизнь у меня было 3 аккордеона. Очень хотел пойти на курсы в Дом культуры и пройти обучение для самостоятельной игры на инструменте по нотам. И всё время не хватало терпения и прилежания. Тем более тогда эти курсы были бесплатные. Я научился исполнять несколько произведений по самоучителю, но с левой рукой всегда была проблема. Так и остался у меня самый любимый музыкальный инструмент – это аккордеон. Потом осваивал пианино, когда оно появилось у нас в доме и два синтезатора Casio и Yamaha тоже самостоятельно. Накупил книг по музыкальной грамотности и теории музыки и самостоятельно их изучал. Но все-таки один инструмент прошёл со мной по всей жизни – это гитара. Сначала старая семиструнная гитара, оставшаяся от брата отца Н.И. Львова, но она вскорости пришла в негодность и её пришлось выкинуть. В музыкальном магазине на Среднем проспекте Васильевского острова купил за 50 руб. шестиструнную немецкую красивую гитару. Полностью освоить аппликатуру шестиструнной мне не удалось из-за аккорда баре, толи сама гитара виновата, толи пальцы слабые. Я разработал целую систему перевода шестиструнных аккордов в семиструнные, ибо семиструнная аппликатура несколько попроще шестиструнной. И гитара была всегда со мной в любой компании, на выступлениях, различных торжествах. Я ездил с ней на отдых в загородных пансионатах и базах отдыха, за границу (в Югославию в  1990 г.). Иногда приглашали в ведомственную базу отдыха предприятия “Рябинушка” на карельском перешейке и др. места. Соло на гитаре я играть не умел, да и не требовалось, ибо здесь нужна школа, которой у меня не было. Играл аккомпанемент и в основном  в двух тональностях До-мажоре и Ля-миноре, подстраивал гитару под свой голос. Если были нужны другие тональности – (кто-то другой пел) перестраивал инструмент и использовал кападастор. В общем, получалось неплохо, всё это слушалось довольно музыкально и гармонично. Мне самому нравилось, и воспринимали нормально. Моё время 1960 –2000 года. Пелось в основном бардовская тематика (А. Галич, Ю. Визбор, Б. Окуджава, Ю. Кукин, С. Никитин, А. Гродницкий, В. Берковский, А Дольский, Е. Клячкин, В. Высоцкий, А. Розенбаум и др.).  Романтический этап авторской песни, лидером которого стал Б. Окуджава, продолжался примерно до середины 1960-х годов. Главной сферой реализации романтического начала была «песня странствий» и пути к самопознанию. На этом этапе авторская песня практически не выходила за пределы породившей её среды, распространяясь «от компании к компании» устно или в магнитофонных записях. Это была основная моя тематика. Другая – это романсы и советская песня. Советские песни композиторов А. Островского и А. Петрова и др. Романсы Жанр русского романса сформировался

                - 2 -

на волне  романтизма в первой половине XIX века. Ведущий вклад в его становление внесли композиторы Алябьев, Варламов и Гурилёв. Во многих романсах звучат цыганские темы. «Золотой век» русского романса пришёлся на начало XX века, когда работали такие крупные и самобытные исполнители, как А. Вертинский, В. Панина, А. Вяльцева, Н. Плевицкая. Традиции романса продолжали Пётр Лещенко, Изабелла Юрьева, Александр Вертинский, Леонид Утёсов, Вадим Козин,  Алла Баянова и др. Цыганский романс, жанр русского романса, сформировавшийся к середине XIX века на основе русских народных песен и бытовых романсов под влиянием своеобразной манеры их исполнения певцами-солистами и гитаристами-аккомпани-аторами хоров петербургских и московских цыган. Темой песни цыганского текста является любовное переживание, от нежности до страсти. Это Алёша Дмитриевич, Валентин Баглаенко, Николай Сличенко и др. Песни блатной тематики, воспевающий тяжёлый быт и нравы уголовной среды; изначально ориентирован на заключённых и лиц, близких к преступному миру. Зародился в России в XIX веке, а окончательно сформирован в СССР. Со временем в жанре блатной музыки стали писаться песни, выходящие за рамки криминальной тематики, но сохраняющие её характерные особенности: мелодию, жаргон и стиль. В 1990-е г. эта музыка уже шла как русский шансон. Аркадий Северный, Михаил Круг, Михаил Шуфутинский, оркестр братьев Жемчужных, которые работали в ресторане “Парус” на дебаркадере на Петроградской стороне с 1974 г. до 1983 г. с небольшим перерывом. Лидером коллектива был гитарист Николай Резанов, солистами были М. Гулько, В. Крестовский, C. Трофимов,  А. Лобановский,  А. Северный, А. Розенбаум,  Вили Токарев, Михаил Гулько, Анатолий Могилевский, Слава Медяник и др. Некоторые из них уехав в США в Нью-Йорке на Брайтон-Бич пели в русских ресторанах “Одесса”, “Арбат”, “Националь”. И до нас в те года доходили их песни и музыка, в основном по радиоприёмникам “Мusic USA”. Ну и конечно джазовая музыка Эллы Фицджеральд, Луи Армстронга, сестёр Бери, оркестра Грена Миллера и др. Вот  вкратце тот обзор музыкальных тематик и типич-ных исполнителей, которые тогда меня волновали. С 1964 г. я обратился к руководителю джазового оркестра в ДК им. Орджоникидзе (относился к Балтийскому заводу, на территории которого я тогда работал) Владимиру Сегалу и он пригласил меня попробовать освоить контрабас. Их штатный контрабасист ушёл в армию и место было вакантное. Я купил самоучитель игры на контрабасе и стал осваивать его. В то время это оказалась сложная задача. Само освоение инструментальной аппликатуры, самого звукоизвлечения, различных тональностей и чтение с нотного листа не представляла особой сложности, ну в пределах моего музыкального уровня. У меня дома в 1963 г. родился сын Антон и осваивать вечерами контрабас в 17- метровой комнате было очень сложно. Постепенно всё сложилось и я стал законным членом оркестра. В разные дни в ДК проводились репетиции нашего коллектива и большого джазового оркестра в 25 музыкантов. Наш джаз-бэнд состоял из ритм группы : пианист А. Мезин, гитарист В. Раздумин, ударник, банджо и я контрабасист. Ведущая группа: альт и тенор саксофонисты, кларнетист, труба  В. Узаков и тромбон. Всего 10 музыкантов. Пианист, ударник, гитарист, кларнетист и тромбонист в нашей организации не работали (Невское ПКБ, располагалось на территории Балтийского завода). Через 2 месяца мы заиграли. Через 2 года я заказал в макетной мастерской плоскую бас-гитару, сам изготовил к ней усилитель (комбик) и использовал в большом оркестре для усиления басовых композиций, когда это было надо. С этими двумя коллективами мне пришлось выступать в многих концертных залах города и Ленобласти Курортного района, Всеволожска. Оркестры использовались на танцах в выходные и предпраздничные дни. Организо-

                - 3 -

вывал их сам Сегал В., а нас обзванивал, и мы собирались в определённом месте и в определённое время. Два раза в неделю собирались в ДК на репетицию. За вечер работы я получал 20 руб. Солистов у нас не было, играли иностранный джазовый репертуар и советские песни. В. Сегал руководил двумя этими коллективами, а сам работал альт-саксофонистом в оркестре под управлением Вайнштейна в ДК Промкооперации на Петроградской стороне на Кировском проспекте по выходным. Сам он закончил музыкальное училище в Ленинграде по классу кларнет – саксофон. Отыграл я в этом коллективе и не только в нём 7 лет до 1971 г. Потом я уволился из ПКБ, мы купили кооперативную квартиру на острове Декабристов, подрастал сын. Концерты участились, вернулся из армии их штатный басист, меня пригласили в другой коллектив, но у меня собственного инструмента не было, а клубный я сдал штатному басисту. Для продолжения надо было покупать себе новый инструмент, а мы выплачивали кооператив. Стало не совместить музыку и производственную деятельность. Я не имел специального музыкального образования, а в технике я имел высшее образование, работал руководителем в СКБ “Полюс”, собирался поступать в аспирантуру. Целиком в музыку уходить не собирался, очень сложный и нездоровый это мир: завистники, доносчики и всё такое. Мне хватило этих 7 лет. Теперь о моих гитарных песнях. С 1960 г. по 2011 г. около 100 текстов песен я знал на память. Если где-то предстояло выступать, я составлял предварительно репертуар, в который входило от 20 до 35 песен, репетировал предварительно. В 2000 г. из Америке я привёз аудиомикшер и приспособил его совместно с микрофонами и компьютером в студию звукозаписи. Записал 60 бардовских гитарных песен, которые я исполнял за всю свою жизнь, кроме этого романсы, русские песни и др. Купил кара очные диски с 300 песнями и с Internet скачал некоторые минусовки. Создалась громадная палитра музыки. Некоторые я сопровождал собственным сопровождением на акустической и электрической гитарах, синтезаторе. Я записал более 20 дисков CD с моим исполнением, большинство раздарил друзьям и знакомым. Около 100 музыкальных произведений записано на жёстком диске компьютера. Привести их в этом материале не представляется возможным из-за большого объёма. Но многие знают крылатое латинское выражение "Ars longa, vita brevis est", “жизнь коротка, искусство вечно”. В 2011 г. в возрасти 74 года я полностью закончил свою производственную деятельность, некоторые мои друзья уже умерли, мой “электорат” ушёл навсегда, да и сам я постарел, голос, слух, зрение ухудшилось и музыкальный интерес как-то притупился. С этого года я не беру в руки никакого музыкального инструмента, всё в прошлом.
        Меня всегда интересовало, что такое музыкальный слух, чувство ритма, память на мелодии и почему некоторые произведения так сильно действуют на наш мозг, мы плачем, радуемся, находимся в каком-то оцепенении и потом долго приходим в себя, т.е. отходим. Что об это говорит наука.
        Роберт Журден в книге "Музыка, мозг и экстаз” объясняет как музыка захватывает наше воображение. Композитор Р. Журден взялся разобраться в том, каким образом сочинение, исполнение или даже прослушивание музыкальных произведений влияет на наш мозг. Почему далекий плач гобоя кажется таким прекрасным? Почему одни звуки могут вызывать у нас состояние экстаза, а другие - нет? Р. Журден задает вопросы, ответы на которые хотел бы найти каждый, независимо от того, как глубоко он погружен в вопросы музыковедения, а заодно освежает знания о таких основополагающих вещах, как мелодия, гармония, ритм, композиция. (Л1)
      Филипп Болл в своей книге "Музыкальный инстинкт" описывает как работает музыка. Автор этой книги - не музыкант, а научный обозреватель, на протяжении 10 лет он был редактором журнала “Nature”, затем увлекся

                - 4 -

вопросами химии и в конце концов оказался крупнейшим специалистом буквально по всему на свете, и все на свете в его версии взаимосвязано, порой самым причудливым образом. Книга "Музыкальный инстинкт" имеет подзаголовок: "Как работает музыка, и почему мы не можем без нее обойтись". Опираясь на простой факт - своя музыка на протяжении всей истории существовала у всех народов. Ф. Болл движется вглубь современных знаний о функционировании человеческого мозга. Один из основных выводов ученого: музыка является единственным звеном между участками головного мозга, которые не в силах соединить ничто иное. Пуская в ход все, от фуг Баха до хевиметалл, автор раскрывает механизмы воздействия музыки, попутно популярно разъясняя важнейшие философские, математические и исторические проблемы.
         Ученые выяснили, что когда разум сосредоточен на музыкальном ритме, он создает шаблоны движения тела. Эта тема рассматривалась в телевизионной программе “NatGeo”, которая называлась “Способность к пониманию музыки”. Это дает нам почву для размышлений, особенно тем, кто фокусируется на запоминании последовательностей шагов. Если наша цель – это импровизация во время танца и выражение нашего чувства музыки, то мы можем научиться тому, как полагаться на наш интеллект. Музыка и танец предшествовали языку. Не известно ни одной культуры, которая бы не имела музыки.
        В программе «Школа для уха», Даниэль Баренбойм (Daniel Barenboim) сказал: Музыка говорит с нами, когда мы активно слушаем. Как танцоры, мы должны стать активными слушателями. Тогда звук, мелодия, гармония и ритм создадут в нас танец.
        Роберт Джордан в своей книге «Музыка, интеллект и экстаз: Как музыка создает наше воображение», сказал: «Нам не нужны уши, чтобы слушать музыку, для этого нам нужен интеллект». Когда музыка растворяется в экстазе, она переносит нас в умозрительное место, далекое от реального мира, которым обычно занят наш разум. Это похоже на безупречное описание того, что случается со многими из нас, когда мы танцуем танго. Эта власть над подсознанием, это именно то, что научный писатель и композитор Роберт Джордан имел в виду, когда писал в своей книге. «Музыка, кажется, является наиболее непосредственным из всех искусств… Музыка владеет нами… Это как будто бы действительно кто-то другой вошел не только в наше тело, но и в наши намерения, овладевая нами». (Л2)
        Доктор Ричард Пеллегрино, специалист по головному мозгу, говорит:
«Музыка обладает необыкновенной способностью вызывать у человека бурю эмоций и образов, что может мгновенно производить очень сильные измене-ния эмоционального состояния. Иначе говоря, музыкальность нужна не только музыкантам. (Л3)
         Виктория Уильямсон – “Мы – это музыка.” Музыка сопровождает нас от рождения до самой смерти. Она влияет на наше развитие в детстве, определяет нашу самоидентификацию в юности, постепенно меняет нас в течение жизни.
         Новые достижения в области нейронауки позволяют исследователям количественно и качественно измерить, как музыка влияет на мозг. Интерес к воздействию музыки на сознание людей привел к появлению новой области исследований под названием нейромузыкология, которая изучает, как нервная система человека реагирует на музыку. Ученые единодушны: прослушивание и воспроизведение музыки может сделать вас умнее, счастливее, здоровее и продуктивнее на всех этапах жизни. (Л4)
          Вот несколько интересных фактов о том, как музыка меняет наш мозг.


                - 5 -

Музыка - это естественный наркотик. Один из наиболее хорошо изученных способов воздействия музыки на настроение - стимулирование образования определенных химических веществ мозга. В частности, она способствует выработке дофамина. Дофамин является "мотивирующим гормоном" мозга и неотъемлемой частью механизма "удовольствия-награды". Это тот же гормон, который отвечает за хорошее настроение, получаемое от шоколада, секса и бега. Интересно, что вы можете существенно увеличить уровень дофамина, слушая плейлист, в который включены ваши любимые мелодии Когда неожиданно появляется одна из ваших любимых песен, она вызывает небольшой выброс дофамина. Тот озноб или "мурашки" по коже, которые появляются во время пикового момента любимой песни, как правило, вызваны именно дофамином. Музыка - это не просто набор звуков, а действенный способ стимулировать развитие человеческого мозга. Она способна влиять не только на наше сиюминутное настроение, но и на нашу жизнь в целом. (Л5)
     В заключении привожу рейтинг моих любимых авторов песен и музы-кальных произведений которые на меня действуют и я их часто слушаю.
     В исполнении Ива Монтана “Опавшие листья” Ж. Костма, а также песни в исполнении Джона Леннона, Ф. Синатора, Д. Руссоса, Б. Окуджавы, А. Макаревича, А. Пугачёвой, П. Хановой, А. Серова,  Ф. Киркорова,  Л. Утёсова, К. Шульженко, А. Северного, А. Дмитриевича, М. Шуфутинского, С. Михайлова, Е. Ваенги и многих других певцов и исполнителей.

                Материал подготовил Львов Ю.М.     30.10.2019.

         Литература:

     1. Журнал "Коммерсантъ Weekend" №43 от 09.11.2012, стр. 47.
     (https://www.kommersant.ru/doc/2060554)
     2. Роберт Журден "Музыка, мозг и экстаз: как музыка захватывает наше
        воображение" (s://www.kommersant.ru/doc/2060554)
     3. Ричард Д. Пеллегрино. Лучшие книги Подробнее на livelib.ru:
             4. Виктория Уильямсон. “Мы — это музыка”.
        (https://dzeso.livejournal.com/689531.html)
     5. А. Бухбиндер Почему мы любим музыку. Газета 24 часа № 24, 2019 г.
        стр. 15.


Рецензии