Бальные танцы в Советском Союзе
Бальные танцы в Советском Союзе.
В СССР бальные танцы запрещались режимом, поскольку это были «не наши танцы». А «наших» танцев, кроме, пожалуй, балета по большому счёту не было. Вплоть до смерти Сталина, бальные танцы, как и всё западное, отвергалось властями.
Мои танцевальные вечера начались с 8 класса ещё четвёртой школы. Я ходил в школу бальных танцев во Дворец культуры им. С.М. Кирова. Тяжело вообще танцы давались. В бальных танцах много фигур, всё надо запомнить. Каким танцам обучали. Это краковяк, молдовеняска, русский бальный, полонез-мазурка, вальс, медленный вальс (вальс бостон), полька, падепатинер (танец конькобежцев), венгерский бальный, танго, фокстрот. С 1955 г. я учился в школе на Малом проспекте, вёл активную общественную жизнь, избрали секретарём комсомольской организации школы, руководил школьным радиоузлом. Всё это не мешало иногда ходить на танцы. Первые уроки танцев мы осваивали дома у моего друга Игоря Морозова. Это – танго. Музыка была с пластинок и мы топтались, наступая друг другу на ноги, но упрямо терпели. Потом, конечно, Мраморный зал в ДК им. Кирова. Входной билет 60 коп., с 18-00 до 23-00 в сопровождении эстрадного оркестра. Народу всегда много, придёшь попозже, а билетов уже нет. Четыре отделения с перерывами, в которые играет радиола. Работают несколько буфетов, можно выйти на балкон или на площадь. В основном играли бальные танцы и только одно танго в отделении или фокстрот. Такие тогда были порядки. Центральным танцевальным клубом для нас был Мраморный зал, кроме него было ещё несколько танцевальных площадок. Дом культуры Промкооперации на Кировском проспекте 42. Это была площадка № 1. там играл оркестр под управлением Вайнштейна (бигбэнд). У него играло много известных питерских музыкантов того времени (В. Токарев контрабас, Д. Голощёкин и С. Ручинский Б. Фрумкин пианисты, В. Сегал, О. Кувайцев, М. Костюшкин, , Г. Гольштейн, А. Канунников саксофонисты). Да, какая публика тогда собиралась в "Промке", теперешнем ДК им. “Ленсовета”. На танцы приходил весь цвет ленинградской интеллигенции. Какое было время. Если хочешь попасть, надо было в 12 дня купить билет, если повезёт. Вечером билет не купишь. Народ часто приходил не танцевать, а просто послушать. Всегда плотная стена слушателей стояла перед эстрадой, это надо было видеть. Работал оркестр И.В. Вайнштейна с 1959 г. по 1966 г., а потом он уехал в Канаду и в сентябре 2010 г. скончался на 83 году жизни. Кроме этого, работала танцплощадка в ДК им. Капранова на Московском проспекте 97. Танцпавильон находился за основным зданием (во дворе) в деревянном сарае. Там играл тоже эстрадный оркестр и всегда было много народу. На бульваре Профсоюзов танцы проводились в ДК «Строитель”. Зал был небольшой, народу набивалось довольно много, было душно, но танцевать было можно. С моим новым школьным другом, это с Л. Тыльманом, в 1955 г. ходили в “Сад отдыха” на Невском проспекте. В “Саду отдыха” играл оркестр под управлением О. Кандата на открытой веранде. В самом конце “Сада” находился деревянный театр. В 1956 г. я слушал там концерт оркестра Л. Утёсова. Запоминающий был концерт, трудно было с билетами. Мы надевали большие пиджаки его старшего брата с чемпионскими значками и дефилировали с умным видом. Публика туда ходила зрелая, много офицеров, приезжие. Рядом ресторан, все условия для отдыха. На нас никто не обращал внимания, танцевать с нами не хотели, там шла взрослая жизнь, люди приходили знакомиться, но можно было хоть музыку послушать. Я знал о большой популярность этого Сада по рассказам отца. В 1967 г. решением Ленгорисполкома “Сад отдыха” был передан в ведение Дворца пионеров, который располагался в Аничковым дворце. В 1986 г. был разобран
- 2 -
деревянный летний театр, находившийся в Саду и на его месте было построено здание ТКК “Карнавал” (Архитекторы И. Ноаха и Н. Куликова). А ведь этот Сад работал для увеселительных целей ещё с дореволюционных времён. Особо популярен он и театр был во времена Нэпа в 1927 г. Там собирался по вечерам весь цвет ленинградских нэпманов, шикарно разодетые жёны сахарных и шоколадных королей, шампанское лилось рекой. Даже в период блокады 28 июня 1942 г. в летнем театре Сада был торжественный вечер, играл эстрадный оркестр под управлением Н. Минха и пела солистка З. Рождественская. В её репертуаре была тогда одна из самых популярных песен “Над заливом”, написанная солистом оркестра А. Трилленгом, которую уже после войны любил исполнять В. Трошин. В более поздние года (1965 г.) ходили на танцы в ДК работников Связи на улице Герцена 38 (Б. Морская) и ДК Первой пятилетке на улице Декабристов 34 (на месте которой сегодня находится вторая площадка Мариинского театра). В последнем дворце культуры руководителем танцев был В. Хавский, ему было тогда 65 лет, но танцевал прекрасно. Танцы тех далёких дней – это эмоции, страсти, встречи и расставания, радость и сожаления. В основном бальные танцы танцевали в Мраморном зале ДК им. С.М. Кирова с начала 1950-х годов. В начале 1960-х годов уже почти нормой для советских танцплощадок стали танго и фокстроты. Расширялся список «идеологически выдержанных» и одобренных властью танцев. Финские леткаенка и хоппель-поппель, болгарский и-ха-ха, калипсо и лимбо с островов Тринидад и Тобаго, греческий сиртаки, американо-канадский хали-гали, латиноамериканский ча-ча-ча были рекомендованы для исполнения в публичных местах. Кое-где можно было увидеть уже вошедший в моду на Западе рок-н-ролл, буги-вуги. Но в 60-х годах во всех этих клубах уже бальных танцев не было. Их вытеснили танго, фокстроты, вальсы и иногда краковяк и не более.
В некоторых ДК работали школы бальных танцев. Я их заметил в ДК им. С.М. Кирова на Васильевском острове с 1954 г. Они была, в основном бесплатные двухмесячные и годовые. Кратковременные – для обучения молодёжи танцам того времени, долгие – для подготовки танцоров конкур-сных танцев в СССР. Одна из руководителей школы современного бального танца для взрослых была Фаина Павловна Смолкина. Методика преподавания столь совершенна, что позволяет в короткие сроки начинающим овладеть сложными фигурами и вариациями современного бального танца. (Л1) Уникальность школы бального танца в том, что помимо европейских и латиноаме-риканских танцев представлены классические бальные танцы: полька, вальс-мазурка, вальс-гавот, русский лирический и многие другие, что дает возможность взрослым танцорам участвовать в городских мероприятиях по бальным танцам, балах и конкурсах. Занятия в школе бального танца рассчитаны на несколько циклов. Каждый цикл длится 2 месяца.
К концу 1960-х гг. количество рекомендованных к исполнению танцев сокращается. Ленинград стал одним из оплотов танцевальной жизни в стране. Начинает работать целая плеяда преподавателей и бальный танец приобретает массовый характер. Танцы из группы свинга фактически находились под запретом. Отношение к свингу было резко отрицательным. Именно тогда, когда он стал особо популярным в мире, в Советском Союзе полностью отвергли этот танец, как совершенно не совпадающий с официальной идеологией. Полностью запретить танцы не получалось, так как любители всегда находили место, где потанцевать. Такие танцы, как буги-вуги, и все остальные танцы свинговой группы, восходящие к афро-американской народной танцевальной традиции, считались вредными и враждебными, соответственно, они были запрещёнными, так как не соответствовали традициям и идеологии. И в этом публичном пространстве
- 3 -
по-прежнему ощущалось влияние регламентирующих властных инициатив: «Фокстрот и танго были не то чтобы запрещены, не рекомендованы. Их разрешали иногда заводить один раз за вечер. И то не всегда. При этом смотрели, чтобы никаких там попыток танцевать фокстрот „стилем“ не было. Как кто-нибудь делал что-то не так, в радиорубку срочно подавался знак, пластинку снимали и дальше уже ничего кроме бальных танцев не ставили. Это в перерывах, когда оркестр отдыхал. В Ленинграде во Дворце культуры имени С.М. Кирова находилась самая крупная в городе крытая танцевальная площадка – знаменитый Мраморный зал. Один из его завсегдатаев писатель О.С. Яцкевич вспоминал: «„Мраморный“ – это танцевальный зал ДК имени С.М. Кирова. Он состоял из трех частей, условно разделенных колоннами. В центральной части собирался общегородской молодняк – из любого района. Здесь же сидел эстрадный оркестр, который мог исполнить, если бы разрешили, любой фокстрот или танго, но па-де-катр, па-де-эспань, краковяк и полька главенствовали в программе. Левая часть зала „принадлежала“ курсантам, в основном, морским. А в правом зале собирался Васильевский остров. Здесь были свои порядки. Тут надо было разбираться, чтобы не попасть в “историю”, если ты не ту девушку взял. Однако на публичных танцевальных площадках до начала 1960-х годов царил довольно жесткий контроль. Он был во многом продолжением развернувшейся еще в конце 1940-х годов кампании против стиляг, отличительным признаком которых власть считала не только особый стиль одежды, но и манеру двигаться, прежде всего танцевать. В конце 1950-х годов стали появляться на танцплощадках стиляги, длинноволосые хиппи у узких брюках и широченных цветных пиджаках. С этой публикой боролись комсомольское – молодёжные отряды с предприятий, которые периодически назначались на танцевальные вечера и милиция. Однако жизнь рок-н-ролла на советских танцевальных площадках оказалась недолговечной: танец требовал хорошей физической подготовки, он включал сложные, почти акробатические элементы и быстро переместился в сферу профессионального, спортивного исполнения. В 1949 г. опубликованной в «Крокодиле» в рубрике «Типы, уходящие в прошлое», довольно живо и не без юмора описывал сцену на танцах в студенческом клубе: среди юношей и девушек, с воодушевлением отплясывавших краковяк и танец конькобежцев, появился некий тип в вызывающе яркой одежде, которого все собравшиеся называли стилягой. Они выработали свой особый стиль – в одежде, в разговорах, в манерах. Главное в их „стиле“ – не походить на обыкновенных людей. Стиляги были знакомы с модами других стран. У многих ленинградцев особенно «нехорошей славой» пользовался Мраморный зал Дворца культуры имени С.М. Кирова. В начале 1960-х годов уже для советских танцплощадок стали танго и фокстроты. Расширялся список «идеологически выдержанных» и одобренных властью танцев. Западные» танцы в 1960-х годах полностью завоевали советские танцевальные площадки. Кое-где можно было увидеть уже вошедший в моду на Западе рок-н-ролл. Мраморный был в те времена главный официальный танцевальный зал в Ленинграде. Студия танцев на Петроградской стороне в ДК “Промкооперации” обучали бальным танцам за 3 месяца. Парам давали скидки. Лояльные цены. Клубные карты. Просторные залы. Хорошие преподаватели. В ДК им. С.М. Кирова были организованы школы танцев. Они были кратковременные и долговременные (три месяца и годовые). Цель этих школ, в основном, подготовка танцевальных пар для возможности в дальнейшем участии в конкурсных танцах, которые проводились в СССР и других странах. Их активно показывали по телевидению. В Литве часто проводился конкурс “Янтарная пара”. Одни из лучших танцоров того времени были Виктор и Надежда Давидовские. Они иногда в перерывах танцевальных
- 4 -
вечеров выступали в показательных танцах. В дальнейшем в 1987 г. была создана “Ассоциация бальных танцев”.
Поодиночке на танцы не ходили. Всегда была компания, но девушки могли себе позволить ходить по двое, когда же парни должны были держаться вместе, вдруг начнется драка. А они случались, и нередко. Особенно это происходило по инициативе сильных "местных" ребят, на территории которых происходил танцевальный вечер. Проводили их, кстати, в Дворцах Культуры, школах, парках, там, где есть возможность подключить аппаратуру. Чаще всего это была огороженная территория и с платным входом, цена за билет могла составлять 50 коп. А еще там были дружинники, которые следили за порядком. Одна из больших огороженных на свежем воздухе танцплощадок была в парке Зеленогорска. В курортном районе Сестрорецка в выходные дни успешно работал танцевальный павильон в парке “Дубки” и эстрадный оркестр под управлением В. Сегала. Это конец 60-х годов, он пользовался громадной популярностью.
Материал подготовил Львов Ю.М. 25.04.2019
Литература:
1. В. Иванов “Бальные танцы в СССР”( https://vk.com/page-
60300_44093544)
Свидетельство о публикации №225040701803