Разрушение символов

Давно, когда мы изучали значение политического символизма в архитектуре, один из наших студентов заметил, что в 1945 году странам-победительницам следовало разрушить Бранденбургские ворота.

- И поручить это дело французам, в первую очередь, а Германия до сих пор была бы раздроблена - напрягая мышцы лба, завершил он свою реплику.

Мысль была, конечно, интересная, но выразил ее похожий на смесь хоббита с гномом, курчавый толстый мужчина лет тридцати, к тому же - упертый троцкист, везде видевший подтверждение теорий Маркса-Энгельса и односторонне толковавший любое историческое явление.  На курсе это было известно.

- Я понимаю Вас, собрат, - ответил преподаватель (в Греции профессора именно так обращаются к студентам - слово "синаделфос" означает "коллега", "собрат", а "собрат" - отсылка к истории европейских университетов, да и профессорам намек - чтобы не зазнавались), - но Вы не принимаете во внимание тот факт, что тогда бы союзникам пришлось бы разрушить и памятник Арминию, запретить брецель и Октоберфест.... Вы же не считаете, что даже полное уничтожение Парфенона шведами и венецианцами  явилось бы препятствием для нашей освободительной Революции 1821 года? Разве разрушение Храма Соломона помешало евреям восстановить свою государственность через две тысячи лет? Наполеон захватил Москву - помешало ли это русским дойти до Парижа? Английские солдаты Росса сожгли Белый дом и Капитолий - что стало с Великобританией? Итак, разрушение, уничтожение символов ничего не дает, наоборот, может вызвать виток новой волны деятельного и результативного протеста. Разумеется, зависит это и от национального мышления отдельно взятой нации. Если у такой нации сильные институты сопротивления - а это отнюдь не архитектурные памятники, песни или картины - то вы можете стереть с лица земли все здания в данном государстве. Но его население продолжит сопротивляться.

...С высоты прошедших двадцати семи лет освежаю в памяти я эти слова. Одно забыл наш профессор - время и случай для всех, как написано в книге Екклезиаста. Наш преподаватель не учел влияние внешних факторов, влияние мировой конъюнктуры и прочие немаловажные факторы, два из которых описаны в "Мелосском диалоге" из "Истории..." Фукидида.


Рецензии