НИ стукачом, НИ разведчиком... часть 4-я

 НИ стукачом, НИ разведчиком.../часть 4-я/
 (из записок врача-вирусолога)

Нет, я не давал никаких подписок и клятв , но относились они ко мне , так сказать, по-отечески, да почти по-братски - ну, мол, давай, ты-то не темни, поясни нам кто, где, с кем и зачем, что говорят, о чём говорят, о чём думают и проч., и т.п. Иначе, мол, горит синим пламенем и твоя поездка / не сейчас, так когда-нибудь потом/, да и твоя карьера здесь , если ты никуда не поедешь.
-
Разговор в кабинете Кабановой вели двое - вновь появившийся Адольф и какой-то высокий, здоровый и толстомордый тип с узкими поросячьими глазками. Фамилия у него была знаменательная - Вытягайлов. Наср..ть я на них, конечно, хотел ! Тем более увидев их бесцеремонность. Но это не получилось. Они перечисляли мне всё, что я читал и у кого брал, и в конце добавили , чтобы я принёс им все экземпляры "10 писем к другу" Светланы Аллилуевой и фотоплёнку . Вот об этом-то на работе знал , кажется, только один человек , который и давал мне литературу. Хорош же я был - "конспиратор"-самоучка...:)). Быть может, он /она/ кому-то ещё по глупости сказали ? Догадываться можно было долго и бесполезно. А скрывать и "темнить" было бы уже смешно и глупо. Оставалось подтвердить - да, брал, да - у того, кто давал, да - передавал, да - печатал, да - принесу и отдам.
-
Сначала, было, пытался скрыть, что печатал, но тут же услышал - " Хотите, сейчас поедем и сделаем обыск ?" Что тут захочется, если дома всё открыто лежит на книжной полке... Не знаю, кто и на кого указывал. Я назвал только две фамилии - Форжевского , который при всех открыто передал мне книгу Платонова в большой аудитории Мединститута на каком-то сборище. Он сам там её открыто читал. Второй была Сидорова Таня. Она болтала о самиздатовских книжках более всех, но о том, что передала мне "Крутой маршрут" Е. Гинзбург, сказала только одному человеку, которым увлекалась в то время. И вправду говорят - "откровенна, как новобрачная"... Это был Зяма Вицин. Он не говорил никому , кроме, как оказалось после всех наших сопоставлений и исчислений / с той же Сидоровой/, КГБэшникам. Мы заявили ему об этом в глаза. Бойкий и вёрткий Зяма что-то мямлил, но НИЧЕГО не смог противопоставить нашим доводам. Стало ясно, что один стукач выявлен.
-
Во всяком случае тот, кто сообщил раньше других. Наше отношение к нему внешне мало изменилось. Мы относились к нему так , как будто бы ничего не произошло. И он сам к этому вопросу больше не возвращался и был , вроде бы, благодарен за такое наше отношение. Для гэбэшников он , как агент среди нас, был потерян, если сообщил им о наших выводах (не помню сказали ли мы сами об этом в КГБ). Бесед с ним на "вольные" темы никто больше не поддерживал , хотя иногда он многозначительно и заговаривал на эти темы. Думаю, что они быстро "перепрофилировали" его на другую деятельность . Бесплатные выезды с тургруппами за рубеж и по стране подтверждали это. /" Бесплатно - это очень дорого " - не так ли ?/. Какие-то выводы в КГБ были , конечно же, сделаны...Что же дальше ?
А дальше была "раздача слонов" !! Да, уж, получили "самиздатовцы"... Кому-то - строгие внушения, кого-то со временем, создав "условия", даже "ушли" из Института ; кому-то закрыли выезд из Союза по турпутёвкам... В целом это была , мне порою кажется, всё-таки самая натуральная провокация КГБ и не более того. ( Подобные приёмчики я наблюдал и годы спустя - прим. автора). Но со мной дело они не закончили ! Со мной работу они только начинали...
============================
г. Екатеринбург. 30.07.96 г.
-------
/см. продолжение - часть 5-ю /


Рецензии