Ладан пощады

На обочине дороги стояла машина и в ней барахталась визгливая парочка.
Животная естественность происходящего заставила доктора Круглова внимательно присмотреться к действующим лицам этой нелепой одноактной пьесы.
Женская головка с неряшливой огненной прической взметалась то вверх, то вниз, временами совсем исчезая из виду. Мужчина с уродливым опухшим лицом распростер волосатые руки над головой, словно лежал не в тёмной и тесной конуре прокуренного салона автомобиля, а загорал на согретой южным солнцем крыше. Суетливая торопливость ощущалась в каждом вывихнутом пируэте дрожащего и пыхтящего механического контура.
- Молодость бывает безобразной и жалкой. Нагота бесстыдна и обыденна. Отнюдь не презрение и брезгливость отталкивают зрелого мужчину от униженной и доступной женщины. Отвратительно и пугающе мерзко - похищение девичьей тайны. Когда и кем украден ясный внутренний огонь? В какое болото упала и погасла звёздочка искренней детской радости? Где потерян восторженный блеск юных глаз? Открытый девичий взор вдруг становится равнодушным, пустым и усталым. 
Нет больше никакой тайны, всё нагло обнаженно и выставлено на обозрение безликой толпе. Расчеловечивание и кремация сдохшей совести!  Когда любовь сгорает, то остаётся только скрипящая механика! Вот и позавтракали! - размышлял Круглов, брезгливо содрогаясь от тоскливой банальности утреннего сюжета. Он ускорил шаг, стараясь выкинуть из головы омерзительную картину увиденного. Между тем из машины показалась бледная оголенная голень, затем выплюнулось тощее тело. Словно рыба из разбитого аквариума на улицу выпала приметная рыжеволосая девушка лет двадцати. Несмотря на стужу на ней был розовый спортивный костюм и китайские кроссовки. Как девахе не холодно в такой лёгкой одежде? Где носки? Почему обувь надета на босу ногу? Странная мода! Круглова заинтересовало именно это, поскольку доктор преподавал педиатрию в медицинском училище. В институте его учили заботится о детском здоровье. Нельзя же будущим мамам так переохлождаться! В юном возрасте болезнь мгновенно поражает почки, восходящая инфекция...цистит и пиелонефрит.... Для чего это она так подразделась?!
Между тем девушка отряхнулась, закурила и замерла  возле машины словно ледяная статуя. Мужчина хмуро разглядывал экран мобильного телефона, не обращая внимания на скорчившуюся от мороза сутулую фигурку. Наконец бедолага устала стоять и ждать.  Хрипло сплюнула, закашляла, пошатнулась, уселась прямиком на край переполненной мусором урны. Татуированная кисть взметнулась к бесцветному лицу и гребенка синих пальцев призывно указала на обветренные, потрескавшиеся губы. Маникюр качнулся вперед-назад, мышцы вытянулись для поцелуя. В ответ машина брезгливо взвизгнула и стремительно унеслась, оставляя позади себя только метеоризм выхлопных газов. Девушка щёлкнула одноразовой зажигалкой, зажгла очередную сигарету и понуро побрела вдоль ветхой хрущёвки. В этот момент Круглов узнал знакомую студентку. Профессиональная память, кажется, не подвела. Он раньше не раз видел эту тощую низкорослую, рахитичную фигурку, облаченную в несвежую мятую, мешковатую одежду. В мединституте его научили наблюдать за пациентами, подробно изучать анамнез их жизни, мыслить клинически и устанавливать точный  диагноз. По первости это занятие казалось даже увлекательным, потом доктора стало посещать разочарование.
Круглов много и удачно практиковал, вдоль и поперек знал своё ремесло, но чего-то всё равно не хватало.
Видимо, его не миновала болезнь пожилых священников и опытных врачей - тоска от постоянного рассматривания окружающего несовершенства.
Боль, как давящая повязка годами не сползала с израненного медицинского сердца.  Кто как не врач - знает:
вместо стремления к выздоровлению, обезумевший пациент неистово выдергивает из своей вены целительную капельницу, сбегает с отделения, не долечившись, без рекомендаций и выписного эпикриза. Собственная жизнь многим совсем не дорога!
Или вот ещё! Наряженный воскресный прихожанин торопится после службы домой, чтобы опять нагрешить, подраться и поругаться с женой.
Зачем он ходил в церковь?Людишки, человечки... Нет вам покоя!
Временами доктора мутило и тошнило от людей. Ближним он предпочитал общество своих кошек: пятнистой Приблуды, черной красотки Мамбы и лоснящейся от жира Стасяндры.
- Зрелый возраст, так кажется, это называется. У меня нудная болезнь мизантропов. Это не лечится!  - утешал себя Круглов. Доктор больше не ожидал от окружающих ответов на свои вопросы. Он также старался не реагировать на откровенные разговоры, предательские и патологические истечения чужих смыслов. С возрастом здравый рассудок всё больше каменел, подкреплялся чувством здравой брезгливости и душевного самосохранения. Разум теперь не чудил и не экспериментировал. Он подчинялся рассчетливому хозяину. Лихая езда по чужим мозговым извилинам его не интересовала. Чувства и эмоции не доставляли Круглову  никакого удовольствия. Эскулап опасался проявлять любовь и сострадание, особенно - к окружающим персонажам и хищным женщинам. Сами во всём виноваты!
- Благородство, нежность, искренность это слишком дорогие подарки для глупых, слабых и дешёвых людей. Любить нужно избранных, да и то - дистанционно, без подарков, лайков, визгов, битых тарелок и летящих сердечек.
Лучшая женщина должна быть загадочна как петроглиф, молчалива как карельская береза и без резких посторонних запахов. Настоящей благородной мужской любви достойны только кошки! Лишь они верны, преданы и терпеливы. Если бы кошки могли стать женами, то все на свете мужчины передохли бы от запредельного счастья.
Чехов! Ты - прав! Лучше вообще не жениться! Женатые и замужние будут иметь жестокие скорби. Я читал об этом у святых. Даже апостолу Павлу семейных мужиков жаль. Понимал, как они попались!
Русскую бабу хоть кто-то пожалеет? Часто её спрашивают, что у неё там внутри? Все ли мужчины узнали, что она - тоже человек?
Баба себя сама не жалеет и не ищет сострадания! Вчера ещё - озорная девчушка-хохотушка. Прошло каких-то года три... Нате, вуаля -  подгорелый, целлюлитный блин! На! Ешь, муж-чи-на! Не заметил ты, несчастный женатик, в сауне - к чему всё приходит? Всё одинаково, все женщины друг на друга похожи. Разделась, вот и закончилась молодость! И шумит этот осенний лес из обвисших, сутулых и обтянутых купальникам тел... скрипит бурелом об одном и том же: кредитах, детях и деньгах... Постаревшая за лето Джульетта подавилась коктейлем кровавая Мери. Ромео в пятницу в бар не явился. Надувная  Офелия в венке из пластиковых цветков плывет по мутной реке - в болото трудовых будней и хронической усталости.
Чертобесие кругом и беспросветная глуповщина, серая скука, три заблудших слепых сестры и бесплодные поиски незбывного русского счастья. Все ищут и не находят... Теряют и ревут по пьяни,  как и их горе-подруги... С возрастом понимаешь, что нет счастья, нет дружбы, нет любви! Всё лучшее пронеслось воздушным змеем в раннем детстве и исчезло безвозвратно со смертью милых родителей, добрых дедушек и бабушек!  Мы рождены страдать!
Пуля Солёного уже летит в башку счастливого Тузенбаха.
Что с нами произойдёт в следующей серии? Вебки, воры и ушлые гаишники первыми войдут в Царствие небесное! Так, кажется, написано в Евангелии? А мы? Где мы?
 - Много бы... Можно без бы, но все равно так много этих русских бы! Сугробы, избы, бабы и их алкожлобы. Русские бы - словно драконьи зубы... Бог пожалел бы! Коль искали бы...
Зачем? Всё - одно, как у матери и отца, так и у нас... Круг замыкается. Аминь!
Доктор всегда старался поступать правильно и обоснованно. С возрастом о себе он мечтал редко и внутри мыслил даже лучше, чем это предполагали коллеги. Он не пропивал зарплату, заботился о семье, и даже раза три в жизни сходил на исповедь.
-Жизнь это пошлый сериал с паршивым концом! Придётся досмотреть! - считал Круглов.
Некоторые персонажи окружающей мистерии иногда издавали исключительно резкие каркающие звуки, но и они его не раздражали. Но на этот раз удар почему-то пришёлся в самое сердце! Больно! Профессиональная память выдернула из глубины забытую историю болезни. Доктор припомнил  - случайно подслушанный по дороге в училище разговор этой утренней злополучной рыжей студентки с сокурсницей.
- Не переживай, - говорила она подруге. - Мама выгнала отца, когда мне было пять лет. Знаешь, главное в жизни - счастье!
Утешительница ловко перепрыгнула наполненную грязью канаву и направилась на встречу благополучной молодости. Доктор подсмотрел как подруга докурила вторую сигарету, зачем-то понюхала собственную ладонь и вытерла о несвежий белый халат, торчащий из-под мешковатой куртки. Пора на занятия!
- Боже! Это мои студенты! - очнулся  Круглов. Он давно не ставил перед собой задачу запоминать их имена. Иногда фиксировал в тетради фамилии, редко - зарисовывал лица. Красивых и благородных с каждым годом становилось всё меньше. Возможно это происходило от того, что на сайте училища выпускники оставляли только негативные отзывы, а может и потому, что учебное здание стояло возле кладбища. Соседство мертвецов не всем студентам нравится! Узкая речушка делала здесь изгиб, образуя поляну, где издревле располагалась чухонская деревня. Рядом  обречённо выстроились ряды серых хрущовок, заброшенная промзона, пара рюмочных,  лабаз и будка ремонта обуви.
Дежурный преподаватель с безразличным лицом потерявшего веру монаха тыкал всем входящим в лоб электронным пистолетом-термометром.
- Почему сразу не застрелил? - подумал доктор.
Сегодня - день приема экзаменов. Круглов начинал его с чувством, что минимум парочка коллег сошла с ума. Худые мысли как кривые дороги, приводят только на работу, к болоту или к погосту.
- Три кривых сегодня совпали! Жди беды!
Одолеваемый худыми мыслями доктор уселся за столом, хмуро заглянул в пустые оценочные ведомости. Пошли первые смельчаки. Обычно это - отличники и авантюристы. Разобрали билеты, опустили головы, запыхтели, принялись что-то карябать на листочках.
В аудитории становилось нестерпимо душно. Батареи никто не перекрывал. Запахло гарью и тяжёлым дезодорантом.
Календарь напомнил про солнечное затмение.  Из коридора доносился топот. Судя по знакомому звуку, промчалась сивая кобыла. Доктор нащупал у себя подчелюстной лимфоузел.
- Мягкий, подвижный, неспаянный с тканью, безболезненный.  - отметил он и облегчённо вздохнул. - Надо всё же, показаться стоматологу.
Здоровье его не сильно беспокоило. Волновало, что перестал отвечать Бог. Раньше ответов на простые наивные молитвы было вдоволь. Он купался в них, наслаждался, парил в небе как аист. Ныне Круглов совсем не ожидал чуда свыше. Возможно -  от того, что сам стал богом. Хотя-бы для этих сдающих экзамен студентов он сегодня тот, кто решает их судьбы. Пусть на время, на короткий миг, преподавателю  давалось властное право судить и миловать. Эта нехитрая процедура имела для его коллег исключительно важное значение. Экзамены - дело воспитательное и назидательное. Праведный учительский гнев, накопившийся за годы встреч с бездарностью и глупостью, подается на этом обеде как десерт - в качестве дополнительных вопросов и язвительных комментариев к тупейшим ответам. Порка должна стать праздником! Стоит иногда в свет выходить, себя показать и других посмотреть, помочь метле справедливости подмести упавшие короны. Личность портят три вещи: власть, секс и деньги. Но и без этих трёх не обойтись! Одно поглощает другое. Цикл суеты сует замыкается. Заканчивается ли он на человеке или устремляется за границу бесконечности? Главный вопрос вечного экзамена!
Где и когда гибнет молодость? Птичка весело порхает с ветки на ветку только в короткий теплый период. Бабочка с опаленными крыльями уже не ищет свежие лепестки. Северный цветок расцветёт, чтобы упасть под косой и увясть. Незнавшая отцовской любви девочка ищет потных объятий обветшалого, потертого, небритого ухажёра. Неужели его грубая сиволапая близость придает ей значимости? Никогда не поверю, что можно сделать счастливыми море партнёров, не даря себя единственному человеку! Как полюбить, не жертвуя душу и тело только для одного возлюбленного? Разве можно сегодня удивить кого-то количеством обожателей? Это ли придаёт женщине ценность? Верность и чистота в цене? Да! Но и они, кажется, имеют рыночную стоимость... Всё продается за деньги или - за очень большие деньги.
Когда-то пожилой итальянец рассказал доктору
мудрую народную притчу: "Покажи мне самую красивую девушку деревни. Я в ответ позову десять парней, которые ей уже обладали".
Печальная история не уходила из памяти Круглова. - Женская красота несёт в себе лишь тлен, скуку и лукавство. По ромашке ползет прожорливый жук, белоснежный холст поливает грязный дождь, песчаную скульптуру разрушает волной. Возле нищей принцессы вертится оборотистый злобный гном. Действительно красиво только то, что соединено узами вечности, сопряжено с настоящей любовью и преданностью: материнство, семья, отцовство, верность. Глупо помогать всем нуждающимся! Сделай счастливым хотя-бы одного человека рядом!
Земная красота всегда несёт в себе умирание. Весёлый снеговик растает. Французский летчик не прилетит и не подружится с лисом. Утренняя девушка у ржавой машины никогда не дождется нежного и ласкового поцелуя кавалера. В женской жизни её ждёт ядовитый укус за укусом. Девятка газанет и унесет героя за новыми впечатлениями. Дурнушка дососёт сигарету и побредёт по следам беспутной матери. Покинутая молодость так и застынет между двумя мусорными баками в ожидании таинства вечной любви. 
Доктор, ты ошибся! Это не твоя студентка! Не может она быть твоей студенткой! Обознался! Все рыжие похожи друг на друга словно лисята одной стаи!
Лучшая подруга - память тебе изменяет как старая шлюха!  Разве - нет? Стал ты, доктор, фарисеем, стареешь, судишь сестру, как гордый старший брат из евангельской притчи...
Красота и уродство, молодость и старость... Есть ли кто-то замыкающий и размыкающий эту порочную цепь? Не прожить тебе чужую жизнь! И соломки не подстелить и не докричаться до глухой, хворой души!
Всё вечно и ничто не вечно! Найдется ли яблоня под которую не падают гнилые яблоки? Есть ли спелый плод, который не сгрызёт червяк? Благородство и ничтожество, юность и старость, красота и уродство - это звенья одной цепи, которая сковала свободного человека, созданного по воле Творца. Или - против воли Бога?..
Коллеги! Экзаменаторы! Боги и богини! Зачатие в пробирке никто не отменял! Дети рождаются без нас! Они так не похожи на нас! Дети совсем другие!
На свете легче выжить сытому, довольному хомяку и хищному пауку, пожирателю бабочек! Госпожа философия, разве ты - это радость жизни! Нет! Ты - чудовищная пытка и наказание для мудрых, смелых и благородных личностей. Проще - ни о чём, никогда не думать!
Всё! Всех осудил! Фарисей! Аминь!
Доктор вынул из кармана и положил на стол холщовый мешочек. Подарок любимой подруги временами успокаивал его расшатанные нервы.
- Кто желает сдать экзамен без подготовки?
Вместо ответа студенты удивлённо разглядывали мешочек с изображением змея, кусающего собственный хвост. Символ вечности и бесконечности молил о пощаде для слабых.
Ладан сквозь ткань источал тонкое благоухание ванили и смолистый аромат весеннего, хвойного леса.
Всё вечно и ничто не вечно!  Ладан принесли волхвы Христу. Ладан милосердия. Неси и ты свою жертву, врачеватель!
В этот день Круглов двоек на экзамене не ставил:
- Девчонкам ещё детей рожать!
Доктор молча слушал ответы, улыбался и планировал отпуск - в тридесятое царство, за тридевять земель, туда, где детство, море, волны, прибой и галька, а милость превозносится над судом.


Рецензии