Уроки ботаники миссис Браун
"МАМА, что ты думаешь? Помнишь ивовое кресло, которое было у нас в
летней кухне в прошлом году? Так вот, мы оставили его там на всю зиму, и
Лили оставила циновку, которую делала для ярмарки — и которую искала повсюду
после того, как мы вернулись в город — в кресле!
- Ну? - спросила миссис Браун, когда Элла остановилась перевести дух.
- И ты поверишь в это!
- Я всегда верила твоим историям, - ответила миссис Браун, улыбаясь.
— Спасибо! — ответила Элла, целуя мать в щёку. — Ну, сегодня утром я впервые с тех пор, как мы вернулись сюда, спустилась в беседку, и как только я открыла дверь, то увидела забавную картину! На кресле лежала циновка, а на циновке — птичье гнездо с тремя яйцами. Кажется, мы оставили окно открытым, и птицы решили, что это хорошее место для гнезда. И там, на ветке, снаружи, сидела птичка и пела, словно её маленькое тельце было полно
счастья.-«Надеюсь, ты не трогала яйца?» — спросила миссис Браун.
"Действительно, я этого не делал! Я просто взглянул и убежал, опасаясь
спугнуть птицу". -"Ты сказал мальчикам?"
"Нет, еще нет. Они узнают об этом; но, мама, как ты думаешь, они не потревожат гнездо? - С тревогой спросила Элла.
"Я не думаю, что они стали бы, но мы обсудим это вместе, прежде чем
они узнают об этом. Они могли бы забраться в беседку и напугать птиц, чтобы те улетели.
«А мы вообще не можем пойти в беседку!» — воскликнул Бенни, когда они это обсуждали. Эта беседка была их любимым местом.
Это было большое, похожее на павильон строение, расположенное на некотором расстоянии от дома, куда они приносили свои игры, книги или работу; иногда они обедали или пили там чай за
деревенским столом, на котором можно было поставить поднос с чаем.
"Вам не придется долго оставаться там, — ответила
миссис Браун, — вы ведь не хотите прогонять птиц из их дома?"
«А мы не можем построить в лесу какую-нибудь хижину или что-то в этом роде?» — спросил Том. «Это было бы что-то новое, и к тому времени, как нам это надоест,птенцы вылупятся и улетят».
Мама согласилась, что это хорошее предложение; у неё был другой план,
который заинтересовал детей.
"Как бы вы хотели заниматься ботаникой?" — спросила она. "Вы можете построить свою палатку на опушке леса, и мы будем ходить туда каждое утро и изучать растения, которые вы найдёте."
Все согласились, что это отличный план, и с небольшой помощью Патрика в течение нескольких дней была возведена очень прочная будка.
Брауны, вне себя от восторга, сразу же вступили во владение ею.
«А теперь первый урок», — сказала миссис Браун, позволив себе
Она сидела в низком кресле-качалке, которое дети принесли из дома специально для неё. В руке у неё была маленькая жестяная банка, в которой обычно продают разрыхлитель, наполненная землёй, и из неё выглядывали два-три крошечных ростка. Сначала она показала детям несколько сухих тёмных семян. «Это семена ипомеи», — сказала она. «Несколько дней назад, когда мы впервые говорили об уроках ботаники, я посадил несколько таких же в эту банку с землёй, и вот, посмотрите, во что они уже превратились. Я выдерну одно из них; что вы видите?»— Корень, — ответила Элла. "Да, а что ещё?""Два листа, — сказал Том.
"И стебель! — догадался Бенни.
"Да, а теперь ты заметил то, с чего ещё не сняла покрывало. Вы видите те же части, и если бы вы могли посмотреть на одно из этих
сухих семян в микроскоп, то увидели бы внутри, закрученные в спираль,
те же три части. Теперь, когда семя посажено, мы не можем сказать, как,
но каким-то образом влага земли и тепло заставляют маленький росток,
который мы называем зародышем, набухать и расти. Вскоре он
пробивает стенки своего домика, и два семенных листка, которые мы
семядоли, расправляются. Маленький стебелёк, который мы называем корешком,
выталкивает их вверх и поддерживает, а с противоположного конца
начинает расти корень. Я думаю, что если вы внимательно
посмотрите под этим буком, то найдёте несколько только что
проросших буковых орешков. Я собирала их, когда была маленькой
девочкой; хрустящие семядоли очень вкусные.
Какое-то время дети были заняты поисками «ростков буковых орехов»,
а миссис Браун сидела под своим зелёным навесом, наслаждаясь
чистым воздухом и свежим запахом древесины. Затем урок начался снова.
— Как они называются? — спросила я, прикасаясь к крошечным семядолям.
"Семядоли!" — быстро ответила Элла, а остальные не спеша повторили за ней.
"А это что?" — я указала на тонкий стебель с семядолями на верхушке.
"Рассадник."
«А как мы называем то, что находится внутри ореха, пока его не посадили?»
«Зародышем!» -«На сегодня хватит», — сказала миссис Браун.
Глава II.Закладка фундамента.
"Листья, корешок, зародыш! Семядоли, корешок, зародыш! — повторял про себя Бенни.Затем он добавил: — Семядоли — это
семенные листья, которые появляются из семени после того, как оно полежит в земле. Корешок — это маленькая веточка, которая поддерживает семядоли, а с другого конца корешка начинает расти корень. В любом случае, я так много знаю! А что такое зародыш? О! Это всё, что находится в семени.
— Интересно, о чём мама расскажет нам сегодня утром, — сказала Элла, когда они с Томом вприпрыжку бежали по лугу, а миссис Браун не спеша шла за ними с Бенни. — О корнях, конечно, — сказал Том, — корни — это... ну, это основа всего. . Ты же знаешь.— Я ненавижу фундаменты, — вот что всегда говорит мисс Лайман: «Юные леди, закладывайте фундамент правильно!» Я думала, что мы отдохнём от всего этого на каникулах, — и она весело рассмеялась.
"Что ж, я уверен, что о корнях можно сказать не так уж много, —
ответил Том. — Полагаю, это тебя утешит.
Когда все были готовы, миссис Браун сказала:
«Думаю, сегодня мы поговорим о корнях». Том и Элла переглянулись, но миссис Браун продолжила: «У корня две функции: он служит для закрепления и удержания растения в земле, а также для
часть растения, которая поглощает питательные вещества из почвы. Растение нуждается в определённых минералах и газах, которые растворяются во влаге почвы, а вода всасывается корнями.
"Я не понимаю, — сказала Элла, — как корень может всасывать воду! В корне есть отверстия, которые заменяют ему рот?"
«Корни покрыты тем, что мы называем фибриллами или корневыми волосками, и
они очень тонкие, и через их поверхность они поглощают
влагу. Теперь, если вы рассмотрите этот корень молодого дерева, которое Том
Если вы посмотрите на наш урок, то увидите, что корень разветвляется,
и с каждым годом ветви разрастаются и уходят всё глубже в землю. Теперь обратите внимание, что ветви становятся всё меньше и меньше.
Посмотрите в этот микроскоп, и вы увидите крошечные волосовидные отростки; они поглощают влагу, и, поскольку их так много на каждом маленьком корешке, они поглощают её в больших количествах. Мы называем это разветвлением корня; некоторые корни называются мочковатыми. Том, может быть, ты
попробуешь найти корень лютика и принести его сюда?
Том бросился выполнять поручение матери и вскоре вернулся с чем-то похожим на моток ниток — длинными волокнами, соединёнными вместе у поверхности земли, в верхней части того, что мы называем осью растения. Миссис
Браун объяснила, что центральный стебель называется осью, и что часть, которая идёт вниз, — это нисходящая ось, а часть, которая растёт вверх и несёт на себе ветви, — это восходящая ось.
«Вы замечаете, — сказала она, — что у этого растения нет нисходящей оси, длинные волокнистые корни отходят от стебля
или шейка, то есть место соединения корня и стебля, или от
линии разделение на восходящую и нисходящую оси.
Мочковатые корни в основном предназначены для поглощения питательных веществ, необходимых растению для немедленного использования, и такая структура обеспечивает им большую поверхность для поглощения влаги, необходимой для быстрого роста. Другие корни выполняют дополнительную функцию. Они запасают питательные вещества для будущего роста растения, и такие корни называются мясистыми, и многие из них полезны для нас в качестве пищи. В таком случае ось длинная и толстая, с
короткими ответвлениями и, конечно, меньшим количеством фибрилл.
"Теперь, если мы оставим один из этих мясистыми корнями—например, сахарной свеклы—в
земле всю зиму, а не хранить ее в погребе на стол
использовать, когда наступает весна, растение начнет выдвинул новый рост,
гораздо более энергично, чем в первый год, а совсем в другом.
Это даст сильные побеги с цветами и созревающими семенами. И все это израсходует запас пищи в корне, и когда семя созреет, растение погибнет. Это мы называем двулетним растением.
"Мочковатые корни в основном характерны для однолетних растений, а ветвящиеся
Корни в основном принадлежат древесным растениям, таким как деревья и кустарники. Я слышал, как Том говорил о пересадке деревьев. Нужно быть очень осторожным, чтобы не повредить мелкие корни и отростки, потому что, ломая или отрезая их,вы уменьшаете поглощающую способность корня.
«Вы говорили о однолетних и других растениях, которые живут два года», —
начала Элла.
«Биеннале»; убедитесь, что вы запомнили названия; лучше всего изучать что-то основательно с самого начала — несколько фактов, имён или дат, прочно засевших в памяти, лучше, чем смутное представление о
весь предмет, без каких-либо определённых знаний. Мы классифицируем растения как однолетние, двулетние и многолетние; те, которые живут один год, те,
которые умирают после созревания семян на второй год, и те, которые
живут из года в год.
«Разве мы почти не закончили с корнями?» — спросила Элла.
«Я могла бы рассказать тебе много интересного о корнях, но, полагаю, ты хочешь узнать о листьях и цветах, так что мы оставим тему корней и в следующий раз поговорим о стебле», — сказала миссис Браун, улыбаясь своей нетерпеливой маленькой девочке.
ГЛАВА III.ЕЩЁ О ЛИСТЬЯХ.
"КТО хочет учиться на каникулах?"
Говоривший был племянником мистера Брауна; он сидел на пне в лесу.
недалеко от симпатичной будки, где миссис Браун ожидала прихода учеников.
ее класс. Он ударил пятками по полусгнившей коре, которая,
прогнувшись под многократными ударами и упав на землю, была
подобрана самым молодым из троицы Браунов и припрятана для
цыганский костер, который он предложил развести через некоторое время.
- И ботаника тоже! Мне плевать на всё это; я хотел пойти
на рыбалку; это гораздо веселее.
«Но мы не можем всё время рыбачить; а мама делает ботанику по-настоящему
интересно. На днях нам пришлось говорить о корнях, потому что это
было в начале, и мы думали, что это будет ужасно глупо, но это было не так!
Нам очень понравилось, и теперь мы знаем довольно много о корнях, так что давай, Чарли.
— Чёрт! — Чарли очень медленно спустился со своего насеста и последовал за остальными, нахмурив своё довольно симпатичное лицо. Миссис Браун
поприветствовала его с улыбкой, не обратив внимания на его угрюмое настроение.
"Сегодня мы немного поговорим о листьях," — сказала она. "Есть два основных вида листьев; сейчас я хочу, чтобы вы посмотрели на эти, которые я
— Посмотрите, что я принесла, и попробуйте найти между ними разницу.
Она протянула детям несколько листьев ландыша и тюльпана, а также листья клёна, растущего неподалёку.
"Форма разная," — сказал один из них.
"Да, но я не это имею в виду; попробуйте ещё раз."
"Они не одного цвета?"
"Попробуйте ещё раз."
«Кленовый лист разделён на три маленькие бороздки, расходящиеся от стебля», — сказала Элла.
"А как насчёт остальных? — спросила миссис Браун.
"Только одна проходит через середину."
"И там много маленьких поперечных линий, или прожилок, или чего-то ещё."
— Как вы их называете, у клёна, у ландыша и у тюльпана они идут в одну сторону.
— Ах! Теперь вы поняли. Два больших вида листьев, о которых я только что говорил, отличаются этими прожилками, или, как мы их называем, венами. Клён относится к листьям с сетчатыми прожилками, а остальные — к листьям с параллельными прожилками. Помните, что в нашей первой беседе мы говорили о семенных листьях? Кто-нибудь из вас может сказать, как мы называем семенные листья?
«Семедоли», — хором ответили все трое.
«Верно. Что ж, листья с параллельными прожилками относятся к
Растения, у которых есть только один семенной лист или семядоля, мы называем
однодольными растениями; а листья с сетчатым жилкованием принадлежат
двудольным растениям и отличают их от однодольных. Теперь обратите внимание, что у листа есть три части: пластинка, широкая и тонкая часть, черешок, или, как вы бы сказали, стебель, который его поддерживает; и, как вы видите на этих листьях айвы, есть также пара маленьких листовидных придатков, которые называются прилистниками. Не у всех листьев есть прилистники, а у некоторых нет черешков. В таких случаях мы
Говорят, что лист сидячий, а «сидячий» означает «прикреплённый». Мы будем использовать это слово и в отношении других частей растения по мере нашего изучения. У айвы, как и у яблони, есть одна крупная жилка, проходящая через середину, как будто черешок тянется к кончику или верхушке листа. От неё отходят ветви, которые, в свою очередь, делятся на более мелкие, пока лист не становится похожим на сеть. Он покрыт
зелёной мякотью и тонкой кожицей, называемой эпидермисом.
«Ну конечно, мы проходили это слово в курсе физиологии», — воскликнул один из слушателей.
— Это то же самое, что кутикула или внешняя кожица.
— Именно; как видите, в листе есть волокнистый каркас или скелет, мясистая сердцевина и прозрачная оболочка.
Чарли вяло теребил лист, казалось, не интересуясь разговором, но в этот момент он оживился и воскликнул:
— Я знаю, как сделать листья-скелеты! Вы просто кладёте лист в какую-то кислоту — я забыл название, — которая разъедает мякоть и оставляет
каркас. У сестры Анны их очень много.
«Да, и если бы у нас здесь был один, мы могли бы посмотреть, как делают прожилки».
очень отчетливо. У листьев с параллельными прожилками все крупные ребрышки проходят
вдоль, и нет ветвящихся жилок, которые вы можете ясно видеть,
только очень маленькие прожилки. Теперь достаточно взглянуть на листья растения
или дерева, чтобы сказать вам, к какому из двух больших отделов принадлежит растение или дерево
".
"Я не предполагал, что можно так много сказать о листьях", - сказал
Элла переворачивает свой лист и с любопытством разглядывает его.
Миссис Браун улыбнулась. «Мы только начали их изучать. Мы можем
найти о них столько интересного, что это займёт у нас много утренних часов. Мы
Можно поговорить о формах. У нас есть: яйцевидные и ланцетовидные, продолговатые и
округло-яйцевидные, и ещё много других, которые вам будет трудно запомнить.
Затем края. У одних они цельные, то есть ровные, без зазубрин, а у других — но посмотрите сами и найдите различия.
«У этой ивы зазубрины, как и у листа вяза», — сказал Чарли, проявляя
интерес.
— Но похожи ли они друг на друга?
— Нет, у вяза есть то, что я бы назвал двойными зазубринами.
— Именно так, у одного зубчатый край, а у другого — двойной зубчатый.
— А вот лист с зубчатым краем.
«Если вы присмотритесь, то увидите множество форм, и у каждой из них есть название».
«После этого я буду изучать листья», — сказал один из них.
"Вы должны постараться узнать о них всё, что сможете. Обратите внимание на расположение на стебле. У одних листья супротивные, как у клёна, у других, как у розы, — очередные; а вот анютины глазки — извините, что я разбираю на части этот красивый букет, который вы мне подарили, но это в интересах науки. У анютиных глазок, или фиалок, очередные листья со прилистниками, а у душистого горошка — сложные листья; но я знаю, что вам не терпится перейти к цветам, и мы займёмся ими в следующий раз, только мы
Нам нужно немного поговорить о том, как можно использовать листья. Вы можете найти столько применений, сколько сможете, прежде чем мы придём сюда в следующий раз.
«Тебе не понравилось?» — спросил один из Браунов, когда они остановились по дороге домой, чтобы полюбоваться верхним брусом забора.
«Это было не так плохо, как я думал», — ответил Чарли. «Я и не подозревал, что из-за листа можно так много говорить».
«И я тоже», — отозвались все остальные.
Глава IV.
Разные органы.
Миссис Браун и Элла сидели на крыльце, которое тянулось вдоль фасада их загородного дома. Они ждали, когда мальчики придут
кабинет ботаники. Миссис Браун решила провести урок дома,
подумав, что из-за сильного дождя накануне вечером в лесу, должно быть, очень сыро.
Том ушёл в офис, а Бен — ну, Бен был где-то. Так они всегда говорили о Бене: «О! Он где-то».
— Мама, — прошептала Элла, — посмотри! Вон тот старик поднимается по дорожке.
Миссис Браун встала и, выйдя вперёд, стала ждать. Очевидно, мужчина,
идущий к ней, был слепым. Его вела за собой большая собака, и он
разговаривал либо сам с собой, либо с собакой.
— Да, я уверен в этом; я бы узнал этот запах где угодно; это дикие розы; Нед, мой пёс, мы должны их найти.
Он почти дошёл до ступенек, и миссис Браун сказала:
«Сэр, я могу вам чем-нибудь помочь?»
«Простите, — сказал незнакомец, — я не знал, что здесь кто-то есть. Может быть,
я помешал?» Аромат диких роз перенёс меня в мой родной дом, и мне показалось, что я стою под окном своей матери, и мы с Недом думали, что найдём там розы.
[Иллюстрация: ПОП-ГОЛОВА.]
"Элла, — сказала миссис Браун, — возьми ножницы и срежь несколько роз для джентльмена.
Когда принесли цветы, незнакомец бережно взял их в руки.
"Вы удивляетесь, что мне не всё равно, ведь я не вижу, — сказал он, — но каждый
лист и лепесток запечатлелись в моей памяти. Я знаю оттенок зелени чашечки, нежный оттенок лепестков, красоту полураскрывшихся бутонов так же хорошо, как если бы я мог видеть. Благодарю вас, мадам, благодарю вас!"
"Не могли бы вы присесть и отдохнуть?" - ласково предложила миссис Браун.
"Нет, спасибо; я хочу завершить свое путешествие в следующем городе сегодня утром"
. Мы с моим верным Недом продолжим пробежку. Доброе утро!"
[Иллюстрация: РОЗОВАЯ.]
— Мама, — сказала Элла, — можно мы сегодня утром будем изучать сами цветы? Тот слепой мужчина говорил о вещах, которых я совсем не понимаю. Я устала от листьев, корней и прочего.
— Я не знаю, будем ли мы вообще сегодня утром заниматься, — ответила миссис
Браун. — Мальчики не торопятся приходить.
«А вот и Бен, и я слышу, как Том свистит за углом», — и через мгновение мальчики появились и устроились поудобнее, чтобы поговорить.
Том принёс букет пионов, а у Бена были маки, которые ему подарил сосед, а Элла держала в руках букет диких роз.
— И вы хотите поговорить о самих цветах? — спросила миссис
Браун. — Что ж, если вы посмотрите на цветы, которые у вас есть, то увидите, что они состоят из нескольких частей. Том, что ты видишь?
Том на мгновение отвлекся, разбирая розовый цветок, а затем ответил: «Я вижу внешнюю зеленую часть, а еще есть листья цветка и маленькие тонкие нитевидные штуки в центре».
«Листья цветка, как ты их называешь, называются венчиком, а зеленая оболочка, которая у твоего цветка имеет форму чашечки, называется…»
чашечка, а тонкие части в центре — это тычинки. А та, что находится точно посередине, — это пестик. Иногда пестиков бывает больше одного. Каждая часть чашечки называется чашелистиком, а
каждая часть венчика — лепестком. Теперь вам нужно запомнить довольно много новых названий. Что такое внешняя оболочка?
— Чашечка, — быстро ответила Элла, а мальчики чуть запоздало добавили:
— А отдельные части чашечки?
— Чашелистики, — хором ответили все.
— А теперь цветная часть цветка?
— Целое — это венчик, а части или лепестки — это тычинки.
— Верно.
— Но, мама! — воскликнула Бенни, — у моего цветка нет зелёной части снаружи. Разве не у всех цветов есть чашечка?
— У некоторых нет, но у мака чашечка опадает, когда распускается венчик. Посмотри на бутон, который у тебя, — чашечка вот-вот опадет.
— Понятно, — сказал Бенни, и остальные осмотрели бутон, который он передал
по кругу.
"Теперь обратите внимание, что у розового цветка чашелистики срослись в единое целое,
образуя чашечку, а лепестки разделены. У некоторых цветов лепестки срослись. Такие цветы мы называем однолепестковыми, и к ним относится розовый.
мы называем многолепестковыми. Чашелистики, венчик и околоцветник, взятые вместе,иногда называют околоцветником. Не помню, говорил ли я вам,
что корень, стебель и листья — это вегетативные органы, а цветок, плод и семя — это репродуктивные органы. Чашелистики и венчик — это только защитные части, а основными органами являются тычинки и пестики. Если вы запомните всё это, включая
новые названия, то на сегодня вы молодцы, а в следующий раз мы поговорим
об тычинках и пестиках. И ещё кое-что: вы заметили, что
Если вы оторвёте один из лепестков розы, то увидите длинную узкую часть,
которая спускается в глубокую чашечку. Мы называем её ножкой лепестка. Теперь
посмотрите, сможете ли вы найти все эти части у других цветов и дать им
названия.
И, оставив детей заниматься своими делами, миссис Браун
вернулась к шитью, хотя и сидела рядом и время от времени вставляла
слово в разговор.
Свидетельство о публикации №225040700530