Стан Залесский Обоянского уезда
Обоянь была построена 1649 году и тогда же был определен список селений на Псёле и его притоках. Строительство острога началось в ноябре 1649 года. Воевода Иван Колтовский к этому времени сделал подробную роспись всех существовавших и строящихся вокруг будущего уездного центра селений.
В росписи расселения было перечислено 27 деревень с общим количеством дворов – 480.
Эти первопоселения ведут свою историю с 1649 года одновременно с острогом Обоянь:
1. деревня Бабина ныне село Вышнее Бабино и село Леоновка,
2. деревня Кортамышева - 24 двора;
3. деревня Гремячяя- 15 дворов;
4. деревня Каменка - 32 двора;
5. деревня Шевелева - 36 дворов;
6. деревня Енина (современная Туровка) - 32 двора;
7. деревня Воробьева - 11 дворов;
8. деревня Малыхина (современное село Усланка) - 10 дворов;
9. деревня Лунина - 13 дворов ныне село Лунино ;
10.деревня Курская,Лохтионово тож,Гнездилово,современный Трубеж 20 дворов,
11.деревня Офонасьева - 12 дворов;
12.деревня Горяинова (ныне село Горяйново) - 28 дворов;
13.деревня Зорина (ныне село Зорино) - 42 двора.
14.деревня Хомуты (ныне село Хомутцы) – 28 дворов.
15.деревня Самаринова – 9 дворов.
16.деревня Озёрова современное село Песчаное.
17.деревня Белая, Кутафина (ныне село Белое)- 20 дворов.
18.деревня Полшикова
19.деревня Салотина ныне село Нижнее Салотино.
20.деревня Верховья Салотины.
21.деревня Мелехова- ЧереПово, в настоящее время ЧереНово
22.деревня Полная ныне Бушмино 32 двора
23.деревня Вышняя Рыбница,Переверзево ныне село Бегичево
24.деревня Лунёва деревня Шмараева, ныне деревня Шмырёва,
25.деревня Гремячий Колодезь ныне деревня Гремячка 15 дворов,
26.деревня Лихачёва ныне село Долженково 12 дворов.
27.деревня Филатова ныне село Филатово.
Планомерное заселение реки Псёл началось с постройки Белгородской засечной черты. При исследовании берегов реки Псёл в 1637 году, при выборе места крепости указывалось, что есть на притоках малые починки. Обследовались городища- Гочевское, Ивинское, Обоянское. Указом царя селится по правым притокам без дозволения центральной власти было запрещено. Земли правого берега «в больших лесах» относились к Путивльскому уезду. На левый берег это требование не распространялось. Он был в ведении Карповского воеводы. С 1648 года по «упалым» рекам выше и ниже по Псёлу от Обоянского городища располагались небольшие поселения карповцев, которые осенью 1648 и весной 1649 годов стали осваивать эти земли и ставить свои первые починки. Карповский воевода Игнат Вердеревский из-за отсутствия свободной земли в Карповском уезде, разрешил своим служилым людям строиться «деревнями по Псёлу ниже Обоянского городища». В одной из отписок И. Г. Вердеревского находим упоминание об этом событии: «… и я, холоп твой, велел им, сведенцам, строитца дворами в устье реки Пены у реки Псла и вверх по реке по Пслу и по упалым речкам у больших лесов …» Разрешение селиться по реке Пслу получили 400 карповских «староверстанных» детей боярских в конце лета 1648 года. Такое решение, было принято с нарушением установленных правил от безвыходности ситуации с размещением детей боярских в Карповском уезде для того, что-бы не допустить их ухода в Вольный где условия испомещения были выгоднее.
О том же свидетельствует переписка карповского воеводы стольника А. И. Еропкина о самовольном поселении на реке Псёл 200 карповских «нововерстанных» детей боярских. 1648, ФЕВРАЛЬ 25*. ОТПИСКА ВОЕВОДЫ А. ЕРОПКИНА О ПРИЕМЕ КАРПОВА С ПРИЛОЖЕНИЕМ РОСПИСИ. РГАДА.— Ф. 210.— Столбцы Белгородского стола.— № 256.— Л. 255—273.Всего на землях будущего Обоянского уезда расселилось 600 карповских служилых детей, часть из них в Воробженском стане.
Наличие поселений и их первичные названия указаны в «Первом описании Обоянского уезда 1649 года Обоянского воеводы Ивана Колтовского. «Роспись Обоянсково уезду землям и деревням, которые поселились от Обоянсково города вниз и вверх по реке Пслу по обе стороны, и та земля занята под Обоянской уезд.» [3, ЕД. ХР. 290, Л. 471– 482] в дальнейшем будет называться «Первое Описание».
Самым обширным среди лесов Обоянского уезда был Большой Чёрный лес, расположенный в Воробженском стане между речками Стригосла и Долгий Колодезь. Стан уезда, куда входили такие селения, как Быканово, Бабино, Долженково, Филатово и другие, назвали Залесским, так как располагался за этим лесом и границей была речка Стригосла. Обширным получился и стан.
Если Салотинский и Каменский станы протянулись в одну линию вдоль левого и правого берегов реки Псёл, то Залесский стан был расположен по притокам Псёла с правого берега от дороги Обоянь-Сунджа до верховий притоков Псёла и даже на истоках притоков реки Реут- на речке Реутец сёла Нижний и Вышний Реутец, на речке Любачь и ручье Гахов Колодезь- Липовец, Любочь и Гахов, на речке Сула сёло Сула и на речке Немечь село Немча На истоке реки Суджа село Заломное- Никольское тож и село Архангельское- Любостань на верховье притока Псёла речке Рыбинке.
Деревня Леоновка в писцовой книге 1684 года записана в составе села Бабино, а в писцовой книге 1692 года как самостоятельная деревня. Название деревни Вышняя Бабина впервые встречается в деле поместного приказа 1729 года, до этого разделения на село и деревню нет. В систематизированных сведениях о населённых пунктах южных уездов государства российского деревня Левоновка а 1683/84 годы указана отдельно, рядом с селом Афанасьевским по престолу церкви, а так это село Бабино. За 1691 год деревня Левоновка не указана. Пропустить её не могли, значит она указана вместе с селом Афанасьевским. В перечне за 1720 год деревня Левоновка указана как самостоятельный населённый пункт. Деревня Левоновка в настоящее время входит в Большесолдатский район Любостанского сельсовета.
Деревня Бабино известно с 1649 года с момента построения крепости Обоянь. Первые свидетельства о церкви святых Афанасия и Кирилла в селе Бабино Обоянского уезда относятся к 1666 году и с этого времени селение приобрело статус «Село Афанасьевское».
По документам Российского государственного архива древних актов г. Москва. РГАДА. Фонд 350. Опись 2. Дело 284. Листы 232-243 за 1720 год сохранилась запись «Села Бабина Церкви великих святителей Афонасия и Кирилла поп Григорий Иванов той же церкви дьячок Василей». Более ранних сведений о священниках нет.
Село имело двойное название Афонасьевское, по церкви в честь архиепископов Александрийских Афанасия и Кирилла построенной ранее 1666 года и деревня Бабина. Двойное название, имели все села. Все селение называлось деревней, а у сел было второе название по престолу храма. После 1700 года деревней называлось поселение без церкви, селом с церковью. Правило называть село двойным именем сохранилось.
Нынешнее село Леоновка, получившее название по имени первопоселенца Левона Бабина вначале входило в село Бабино. В писцовой книге 1684 года Левоновка записана в составе села Бабино, а в писцовой книге 1692 года как самостоятельная деревня.
Селом Бабино было с изначально с момента основания. В нём было предусмотрено строительство церкви в честь архиепископов Александрийских Афанасия и Кирилла. Храм к 1892 году совсем обветшал и на его месте возвели новый. Денег хватило на один престол, освящённый в честь святого архиепископа Александрийского Афанасия Великого.
В дальнейшем село увеличивалось в храме стало тесно. Село растянулось вдоль речки Рыбинки без малого на 5 км и в деревне Леоновке на противоположном берегу прихожан стало больше.
В 1890 году в северной части села была построена церковь в честь иконы Казанской Божьей Матери и село разделилось на Нижнее и Вышнее (Верхнее) Бабино. Название деревни Вышняя Бабина впервые встречается в деле поместного приказа 1729 года, до этого разделения на село и деревню нет.
В советское время колокольню сломали, а церковь использовали как склад. В 1990-ые годы здание было не пригодно даже для этих целей.
В августе 2021 года жителями сёл Нижнее Бабино и Вышнее Бабино, обустроен и освящен источник в честь Афанасия Великого, что явилось своего рода подготовкой к будущему восстановлению церкви.
В начале марта 2022 года прихожане взялись за обновление: сняли ветхие доски, обновили кровлю, вычистили помещение. Восстановление идёт за счет прихожан. Церковь Афанасия Великого внесена в «Список объектов выявленного культурного наследия, представляющих историческую, научную и художественную ценность», но некоторые эксперты считают, что восстановлению она не подлежит
Название селу дано по фамилии первопоселенцев детей боярских Бабиных. Фамилия произошла от прозвища Баба.Есть несколько населенных пунктов с названием Бабино — деревня в Трубникоборском сельском поселении Тосненского района Ленинградской области. Впервые упоминается в Писцовой книге Водской пятины 1500 года и деревня Бабино в Рузском районе Московской области, в сельском поселении Волковское.
На карте села 1784 года одновременно записано деревня Нижняя и Верхняя Бабина, что дает основание говорить об обособленности двух частей села. Официальное название: «село Афонасьевское Бабино тож с деревней Вышней Бабиной». Селом Вышняя Бабина стала в 1890 году с постройкой церкви в честь Иконы Казанской Божьей Матери. Здание церкви не сохранилось.
Верхнее или Вышнее Бабино сегодня включает в себя хутор вдоль ручья Долгий Колодезь, который от своего старшего брата ручья Долгий Колодезь в Беловском районе отличается скромными размерами. Его длина всего два километра. В давние времена большой Долгий Колодезь назывался речкой. Расстояние между ними семь километров.
Село Филатово. По документам Российского государственного архива древних актов г. Москва.
РГАДА. Фонд 350. Опись 2. Дело 284. Листы 232-243 за 1720 год сохранилась запись
«Села Филатова Церкви святаго великомученика Георгия дьячек Семен Дмитриев сын Попов. Села Филатова Церкви святаго великомученика Георгия поп Афонасей Григорьев сын Попов».
В селе красивый храм Георгия Победоносца, построенный в русском стиле. Каменной церкви предшествовало несколько деревянных. Возводить здание, которые мы видим сегодня, начали в 1905-ом году. Предшествующий деревянный Георгиевский храм был построен в 1783-ем году, в 1870 и 1877 годах здание ремонтировалось, но к началу ХХ века безнадежно обветшало.
Строительство каменного храма велось постепенно, в медленном темпе. Полностью новая церковь села Филатово была достроена только в 1918-ом году. В 1922-ом году из храма изъяли некоторые ценные предметы, с 1932-го года службы в церкви были прекращены, а окончательно «закрытие» было оформлено в 1940-о году. В здании планировалось открыть «дом культуры». Но, уже во время Великой Отечественной войны службы в храме были возобновлены. После они прекращались, но лишь на совсем короткие периоды. Причинами «временных закрытий» были то техническая неисправность здания и отсутствие священника.
Сегодня храм Георгия Победоносца в Филатово признан памятником культовой архитектуры регионального значения. Но, здание, безусловно, нуждается в реставрации.
В статистических списках населённых мест 1862 года Филатово значится как казённое село. Местонахождение описывается как "при речке Большой Рыбице" и "По правую сторону транспортной дороги из г. Обояни в г. Суджу". Всего там было 136 дворов, и проживало мужчин - 492, женщин - 611.
Село Долженково. В «Первом описании про деревню Лихачёво сказано: «На той же речке Рыбнице, с верхнею сторону, за Ровным лесом на Рыльской дороге к курской степи, деревня Лихачева, ныне село Долженково Обоянского района. В ней детей боярских 12 дворов. Поля той деревни в версты не мерены для того, что та деревня стоит к степи. Названо по имени первопоселенцев детей боярских или одного из них, которые «по Государеву, Цареву и Великого Князя Алексея Михайловича всеа Русии указу» были испомещены (поселены) на землях Обоянского уезда с поместным земельным окладом и денежным содержанием для защиты южной границы. В Обоянской десятне детей боярских за 1650 год их четверо - они родственники: Григорей Иванов сын Долженков, и Гаврила Иванов сын Долженков братья, Ондрей Федоров сын Долженков и Михаил Ондреев сын Долженков- отец с сыном. Они и есть основатели села, названного их фамилией. В 1649 году началась история деревни Лихачево-Долженково, которая входила в приход Георгиевского храма села Филатово. К началу XX века численность ее населения увеличилась, здесь было уже 297 крестьянских дворов, 1170 мужчин, 1119 женщин, больше чем в селе Филатово.
В 1900 году построили, а в 1902 году освятили церковь, Долженково стало именоваться село Георгиевское. Ближайшими к Георгиевскому храму были церкви села Филатово в 1 вер. и села Рыбинские Буды — в 4 верстах. Для возведения храма, под кладбище, а также «на довольствие священно- и церковнослужителей» крестьяне села Долженково отвели из своих угодий 34 десятины 949 саженей земли.
Храм был сооружен деревянный на каменном фундаменте, крестообразной планировки, с двумя главами, площадью 46 ; 36 аршин, с 32 окнами (в алтаре 4, в восьмерике 8, в самом храме 20), все с решетками. Снаружи здание было ошелёвано сосновыми досками и покрашено белилами, а все углы и карнизы – в светло-зеленый цвет, такого же цвета была железная крыша. На главах железные кресты. В одной связи с храмом стояла колокольня с пятью колоколами (104 пуда 15 фунтов, 8 пудов 18 фунтов, 1 пуд 0,5 фунта, 23 фунта).
В Справочной книге Курской Епархии за 1908 год: священник- Ивановъ Василій Серг;евичъ, год поступления на службу – 1892; год возведения в сан священника- 1896; образование – военная семинария; награда- награда набедренная повязка в 1902 году, место службы село Должонково, Обоянского уезда. Псаломщик- Сп;сивцевъ Николай Александровичъ. год поступления на службу -1907 обучался в духовном училище.
Местные крестьяне сеяли типичный для Курской губернии набор сельскохозяйственных культур: зерновые (рожь, пшеницу, овес, ячмень, просо), гречиху, горох, картофель, лен, коноплю. Повсеместно преобладал трехпольный севооборот с паром без использования удобрений.
По урожайности Обоянский уезд не лидировал. Составители «Военно-статистического обозрения Курской губернии», анализируя урожайность и плодородие почв, поместили уезд на 13-е место из 15 (хуже дела обстояли только в Старооскольском и Новооскольском уездах).
Храм действовал до 30-х годов. Видимо, богослужения проводились и во время войны. В 1943-м году, во время освобождения района от фашистов, от попадания снаряда пострадала колокольня.
На какое-то время возобновлялись службы в 70-х годах.
120 лет прошло с момента освящения Георгиевской церкви. Здание церкви стоит благодаря крепким дубовым стенам, и трудам Александра Сергеевича Брянцева, местного жителя, который, не жалея собственных сил и средств на протяжении десятилетий старается сохранить святыню. Ремонтирует кровлю, укрепляет фундамент. Собирает деньги на восстановление.
Косиново село в Обоянском районе Курской области России входит в состав Башкатовского сельсовета. Православный приход в селе Косиново существовал уже в XVII веке. В писцовой книге Обоянского уезда, составленной в 1692 году, хранящейся в Курском областном госархиве, имеется запись о том, что в селе Богоявленском Косиново тож, на речке Малой Рыбинке действует церковь во имя Господа Бога Иисуса Христа и в ней придел святых бессребреников и чудотворцев Коcмы и Дамиана. Священниками в церкви были Симеон и Никита Леонтьевы.
По документам Российского государственного архива древних актов г. Москва.РГАДА. Фонд 350. Опись 2. Дело 284. Листы 232-243 за 1720 год сохранилась запись «Села Касиновой Церкви Богоявления Господня поп Федор Той же церкви дьячок Тимофей Попов»
Вплоть до 1940-х годов храм в с. Косиново будет называться Богоявленским, а с 1943 года его стали называть по существовавшему с XVII века приделу - Космодамианским.
Время возведения первого здания храма в селе неизвестно, но впервые упомянута церковь в 1692 году.
В 1801 году было построено новое здание церкви, простоявшее чуть более века. Существующее же сейчас здание храма построено в 1909 году тщанием прихожан. Кроме жителей села Косиново храм посещало население прилегающих хуторов: Юшкова Острова, Красной Поляны, Березовки, хутора Лазы при усадьбе Лукина.
Церковь имела 3,25 десятин усадебной земли и 40,5 десятин полевой. Школа в приходе была земская, церковно-приходской не было. После выхода в свет декрета СНК РСФСР от 23.01.1918 г. церковь действовала на основании устава и договора, заключенного с Рыбинским волисполкомом. Опись, составленная в 1920 г. при заключении договора, и клировая ведомость за 1916 год характеризует состояние храма. В них указано, что храм одноэтажный, деревянный, холодный, с 4 главами, покрытыми железом, кресты железные, престол один - во имя Богоявления Господня, 15 окон, 4 двери, наружная поверхность окрашена, паперть открытая, колокольня деревянная трехъярусная с тремя колоколами весом 24 пуда 30 фунтов, 10 пудов, 2 пуда, храм окружен деревянной оградой. Иконостас деревянный, четырехъярусный, размером 9 аршин, в нем 20 икон.
В документе подчеркнута древность иконостаса и указано время его обновления - 1906 год. Очевидно, он был перенесен из прежнего здания храма. Оклад на одной иконе - Божией Матери - возобновлен был в 1908 г. По декрету ВЦИК от 23.02.1922 г. из храма изъяты ценности: священные сосуды, крест, 2 ризы с икон.
С 1934 года Богоявленская церковь использовалась под зернохранилище, решение же президиума облисполкома о ее закрытии было принято только 20 сентября 1940 года. В апреле 1943 года была воссоздана религиозная община в села Косиново, в августе 1944 года она была зарегистрирована, несколько позже был оформлен договор о передаче в ее пользование церковного здания и находящегося в нем культового и иного имущества. В приход вошли: село Косиново с хуторами Бровцын и Бегичевск, село Башкатово, хутор Ровня.
В 1963 году Обоянский райисполком предпринял шаги, препятствующие функционированию храма, в том числе даже его ремонту. В июле представители райисполкома закрыли церковь, нарушив установленный законом порядок решения подобных вопросов. Церковные средства были направлены на благоустройство города Обояни. Вопрос о действиях Обоянского райисполкома был поставлен на рассмотрение Курского облисполкома. Решение, принятое облисполкомом 26 сентября 1963 г. отмечало в действиях райисполкома грубое отступление от Конституции и Закона "О религиозных объединениях", которыми регулировались взаимоотношения советских органов с церковью.
Жесткая оценка действий районного руководства не исправила ситуации. В документах райисполкома отмечалось неисправное техническое состояние храма, хотя его ремонту препятствовал сам райисполком, непригодность к его дальнейшей эксплуатации, распад религиозной общины. До марта 1968 года Косиновский храм все же фактически являлся действующим, но после смерти Реутова - последнего священника, не работал по причине отсутствия батюшки.
Священника в Косиново "не дали". В январе 1971 года Обоянский райисполком принял решение о снятии с регистрации православного религиозного общества в селе Косиново по причине снижения религиозной активности местных жителей и отсутствия церковных служб на протяжении нескольких лет. В итоге в июле 1971 года отделом по делам религий при Совете Министров СССР принято постановление о снятии с регистрации православной общины села Косиново и расторжении договора с райисполкомом о пользовании церковным зданием.
Здание церкви решено было использовать под складское помещение колхоза "Пламя Революции". В декабре 1971 года райисполком принял решение "О передаче культового и другого имущества бывшей Косиновской церкви". Для зачисления в госбюджет Обоянскому райфинотделу переданы были деньги храма в сумме 835,84 рублей.
Мебель передана исполкому Башкатовского сельсовета и колхозу "Пламя Революции", предметы исторической, художественной и музейной ценности - в Обоянский музей и отдел культуры. Иконы, облаченные покрывала, богослужебные книги, ладан, воск и другое переходящее имущество переданы в Троицкую церковь города Обояни. Тридцать лет в храме царило запустение. В 1992 году здание церкви официально возвращено Епархии. Согласно Федеральному Закону "О свободе совести и о религиозных объединениях" от 26.09.1997 г. зарегистрирована религиозная организация - приход святых Космы и Дамиана. Храм Космы и Дамиана включен в "Список выявленных объектов культурного наследия, представляющих историческую, научную, художественную и иную культурную ценность". На данный момент церковь Космы и Дамиана в Косиново восстановлена полностью,
Башкатово названо по фамилии первопоселенца Трофима Васильева сына Башкатова.
Первопоселенцы 12 дворов в деревне Башкатово6
Василий Савин сын Малыхин.
Сидор Микифоров сын Пронской со товарищи:
Семен Тимофеев сын Звегинцов.
Алфер Емельянов сын Сергеев.
Григорей Федоров сын Головин.
Сава да Фатей Сергеевы дети Ярыгины.
Сава Яковлев сын Малютин.
Родион Григорьев сын Аверкиев.
Трофим Васильев сын Башкатов.
Семен Иванов сын Емельянов.
Иван болшой да Иван меншой Филипповы дети Башкирцовы.
Хоритон Евтифиев сын Котов.
Башкатово - село не густонаселённое, здесь проживают менее 300 человек, 80 из них люди пенсионного возраста. Год от года в селе ничего не меняется: почта, клуб, два магазина. Единственное новшество - у клуба была установлена детская площадка. Своих дошкольников здесь всего девять, но летом их отряд пополняется ребятнёй, приехавшей к бабушкам, в здании клуба давно пора сделать ремонт: полы и стены обшарпанные, все краски выцветшие. Муниципальное образование «Башкатовский сельсовет» Обоянского района Курской области с северной стороны граничит с Медвенским районом.
С восточной стороны граничит с МО «Шевелёвский сельсовет», граница идёт в южном направлении по реке Каменка, затем повернув на 90 градусов на запад по землям ГЛФ урочище Платоновка.
С южной стороны граничит с МО «Рыбинобудский сельсовет» граница идёт в западном направлении по землям ГЛФ (Урочище Платоновка), далее по пахотным землям, пересекает грунтовую дорогу, до земель ГЛФ (урочище Богатовское), затем повернув 90 градусов на юг проходит вдоль урочища Богатовского, далее изгиб на запад вдоль этого урочища и идёт до ручья, проходя по пахотным землям, далее пересекает асфальтированную дорогу и идёт вдоль земель ГЛФ ( урочища Кулига-Плотовая) .
С западной стороны также граничит с МО «Рыбинобудский сельсовет» граница идет в северном направлении по ручьям и пахотным землям.
Шевелево. Деревня Шевелева (ныне село Шевелёво) - 36 дворов с 1649 года.
По документам Российского государственного архива древних актов г. Москва. РГАДА. Фонд 350. Опись 2. Дело 284. Листы 232-243 за 1720 год сохранилась запись «Села Шевелевой Церкви святыя великомученицы Пороскевии нарицаемой Пятницы дьячок Григорей Афанасьев сын Попов. Села Шевелева Церкви великомученицы Пороскевии нарицаемые Пятницы поп Лазарь Попов».
Село Гридасово. Впоследствии Гридасово иногда именуется сельцом, а это название применялось, помимо других случаев, к селениям, в которых находилась часовня. Возможно, имелась таковая и в Гридасово. В начале XX в. жители деревни Гридасово с прилегающими к ней поселком и хутором были прихожанами Рождественской церкви. Село находится на юге Курской области, в пределах южной части Среднерусской возвышенности, в лесостепной зоне, на левом берегу реки Туровки, на расстоянии примерно 10 километров (по прямой) к западу от города Обояни, административного центра района.
Воробьёво -Деревня находится на юге Курской области, в пределах южной части Среднерусской возвышенности, в лесостепной зоне, на левом берегу реки Туровки, на расстоянии примерно 10 километров (по прямой) к западу от города Обояни, административного центра района. Абсолютная высота — 179 метров над уровнем моря. Воробьева (деревня Воробьёвка) - 11 дворов основана в 1649 году.
Село Сергиевское-Долгая Яруга тож на речке Суле. Подлинная писцовая и межевая книга города Обояни и его посада и пом;стныхъ земель въ станахъ Зал;сскомъ, Салотинскомъ и Рудовскомъ письма,
м;ры и межеванья писцовъ стольника Авраама Богдановича Мантурова и подъячаго Григорiя Жеребцова, за 1684 год указывает: «Село Сергiевское- Долгая Яруга тожъ. Въ сел; церковь во имя Святаго Преподобнаго Сергiя Чудотворца Радонежскаго Угодника. Усадища по об;имъ сторонамъ Долгаго колодезя, что слыветъ Долгая Яруга тожъ. На усадищахъ дворы пом;щиковъ обоянцевъ д;тей боярскихъ:»
Упоминается в перечне населенных пунктов Обоянского уезда в 1691 году как с. Сергиевское - Долгая Яруга тож.
Упоминается в перечне населенных пунктов Обоянского уезда в 1720 году с названием с. Сергеевское - Сула тож вместе с помещика Г. Переверзева деревней Корочка».
Сегодня входит в Большесолдатский район. Село растянулось на пять с половиной километров по обеим сторонам речушки Сула, притоке речки Немча, которая сама правый приток реки Реут.
Известно, что храм Сергия Радонежского в Суле был перестроен в 1854 году. В приход церкви входила также деревня Липовка, находящаяся в 5 верстах от села на речке Немечи.
В списках населённых мест от 1862 года Сергиевское (Сула, Долгая Яруга) значится как село казённое и владельческое. Расположение представлено как "при прудах на рч. Суле" и "Между левым берегом реки Воробже и границею Обоянскаго уезда". Всего тогда числилось 157 дворов, в которых проживало мужчин - 794, женщин - 854.
По документам Российского государственного архива древних актов г. Москва. РГАДА. Фонд 350. Опись 2. Дело 284. Листы 232-243 за 1720 год сохранилась запись «Села Сулы Церкви святаго Сергия Радуженского чудотворца поп Василей»
23 мая 1914 года при Сергиевской церкви села Сулы Суджанского уезда по штату положено: 1 священник, 1 диакон и 1 псаломщик.
В селе душ 1701 Земли усадебной при церкви с церковным погостом 4 десятины 1800 квадратных саженей, пахотной 47 десятин 400 квадратных саженей.
Дома (для вакансии диакона) нет. Жалованье диакона- 147 рублей.
При приходе имеются 2 земские школы и 1 церковно-приходская школа". Церковь была закрыта в 30-е годы двадцатого века.
Здание церкви было деревянным на фундаменте 18х9 м, толщина доходила до 1 метра, церковь была деревянная и сгорела позднее 1945 года. Воспоминания гласят, что сулянские трактористы после войны решили сделать перекур в середине рабочего дня в Сергиевском храме, в результате дружеской попойки храма не стало. На месте церкви или рядом построили кузницу.
После войны звучит слишком не точно. В стране до «Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 18 апреля 1958 года № 425», которым были ликвидированы машинотракторные станции МТС, собственных трактористов в колхозах не было. Это переносит сожжение церкви в район 60-х годов двадцатого века.
Село Немечь. Подлинная писцовая и межевая книга города Обояни и его посада и пом;стныхъ земель въ станахъ Зал;сскомъ, Салотинскомъ и Рудовскомъ письма, м;ры и межеванья писцовъ стольника Авраама Богдановича Мантурова и подъячаго Григорiя Жеребцова, 1684 г.
Село Немечь. Въ сел; церковь во имя Николая Чудотворца. Усадища по об;имъ сторонамъ реки Немечи. На усадищахъ дворы пом;щиковъ обоянцевъ д;тей боярскихъ. Село Немча сегодня входит в Большесолдатский район.
По документам Российского государственного архива древних актов г. Москва.
РГАДА. Фонд 350. Опись 2. Дело 284. Листы 232-243 за 1720 год сохранилась запись «Села Немчи Церкви святаго Николая Чудотворца поп Трофим Той же церкви дьячок Прокофей Юрьев сын Попов»
Свидетельство о публикации №225040700736