Нужно ли заступничество перед Господом?

Понимание Бога как грозной неумолимой силы противостоящей человеку возникло еще в ветхозаветной еврейской церкви. Порабощенные страстями и желавшие жить по ним древние евреи не хотели исполнять заповеди Его! Не имея в себе истинной любви к Богу (Ин.5:42) евреи смирялись перед Ним по страху животному, а не Божьему от попускаемых им вразумлений и только на время пока этот страх продолжался в них….

Чтобы  «задобрить» Бога и тем избежать «кары» за свои беззакония они приносили Ему многие жертвы, сопровождавшиеся внешними - видимыми формами раскаяния: растерзанием своих одежд, посыпанием пеплом голов и даже постами. В сущности, евреи стремились откупиться от Бога! Они давно перестали правильно понимать Его и по страстям своим по-своему верили в Него и служили Ему…. Со временем понимание Бога как грозной силы требующей «умилостивления» все по тем же страстям и вере по-своему перекочевало в христианство. Появилось множество молитв обращенных к Пресвятой Богородице и всем святым Господним, об их заступничестве перед Господом для «умилостивления» Его над грешными людьми…. Такое молитвенное намерение далеко от истинного понимания Господа и веры в Него! В действительности же человек, ищущий подлинного спасения, всегда молится Пресвятой Богородице и всем святым Господним, чтобы они силой и любовью Господа пребывающего в них заступили (защитили) его от видимых и не видимых врагов!

В древнейших славянских переводах «Заступати» = крепко держаться за что-то, ставить преграду, преграждать, помогать…. Поэтому смысл таких молитв о заступничестве в том, чтобы Пресвятая Богородица и все святые Божии своей любовью укрепили человека душевно и телесно, сподобили взыскать в себе любовь, обрести истинное раскаяние и веру в Господа. Не «умолили быть милостивым» Того, Кто Сам есть Любовь и Милость, а своими любовью и молитвами умножили слабые силы и веру человека, усилили его молитву! Об этом приходится сказать потому, что подобный страстной человеческий подход, примененный к Богу, неизбежно искажает само понимание Бога, делает его таким, каким оно было в ветхозаветной церкви.

Такой подход изменяет саму суть отношения Бога к человеку! В проповедях разных священников мне не раз доводилось слышать следующую трактовку: «Будучи детьми Божиими, мы относимся к Господу и Пресвятой Богородице, как в наших семьях относятся дети к отцу и матери. Нашкодивший ребенок боится идти к любящему, но строгому отцу и поэтому бежит к милосердной матери и кается ей в своем проступке. А уже она идет к отцу и рассказывает ему все, уговаривает не гневаться и простить ребенка…. Вот и мы  прибегаем так к Пресвятой Богородице и просим Ее заступиться за нас перед Господом умолить Его не гневаться, помиловать нас и простить наши грехи»!

Что ж, в человеческих семьях так чаще всего и бывает. Здесь сразу видны два главных качества присущих человеку. Первое - это страсти. Именно по ним происходит проступок и страх ребенка, гнев отца и заступничество матери. Но Господь не имеет страстей и не может обижаться, гневаться, мстить и не прощать. Второе - это любовь и милость к ребенку. Как правило, у матери они выражены сильнее. Но Господь Сам есть Любовь и Милость! Именно Им эти Божественные свойства пребывают в Пресвятой Богородице и святых Его. Больше - в Пресвятой Богородице, по-разному в святых Его. Все по их личной способности вместить в себя Господа. И здесь - «ученик не выше учителя, и слуга не выше господина своего». Божественные свойства в них неизмеримо меньше Самого Источника! Получается, что в лицах Пресвятой Богородицы и святых Его любовь и милость меньшие, чем у Господа призываются людьми умолять Его – абсолютную любовь и милость, чтобы Он любил (любил и простил синонимы) и был милостивым к согрешившему человеку!?

Этот смысловой и логический абсурд уже давно был порожден страстным человеческим подходом, наивно примененным к Богу. Именно об этом подходе Преподобный Антоний Великий говорит: «Если потом молитвами и благотворениями снискиваем мы разрешение в грехах, то это не то значит, что Бога мы ублажили и Его переменили, но что посредством таких действий и обращения нашего к Богу, уврачевав сущее в нас зло, опять соделываемся мы способными вкушать Божию благодать; так что сказать: Бог отвращается от злых – есть то же, что сказать: солнце скрывается от лишенных зрения» (Добротолюбие, т.1).

Конечно же не Бог имеет нужду в помощи молитв Пресвятой Девы и святых Своих чтобы смягчить сердце, взыскать любовь, забыть обиды и простить виновных, а сам человек! Об этом он и молится Пресвятой Богородице и всем святым Его, чтобы они силой и любовью пребывающего в них Господа, святыми своими молитвами умножили слабые его силы, любовь и веру в Него. И их заступничество нужно человеку не перед Богом, а от невидимых и видимых врагов его! От дьявольских страстей, злобствующих в нем самом и других людях на него ополчающихся нужна человеку помощь и защита. И просящему Пресвятая Богородица и все святые Его никогда не отказывают в этой милости. Великая сила их любви и веры укрепляет силы человека в его борьбе со страстями. Их всесильные молитвы, соединяясь со слабыми его молитвами, побеждают немощь человека, умножают в нем любовь и веру ведущие к истинному его раскаянию, возрастанию в Господе и спасению в Нем!
 
Спаситель не только отменил обреченность человека греху, но и дал ему Свою власть над ним! Дал истинно верующему в Него возможность победы над страстями и грехом, с помощью Пресвятой Богородицы и всех святых укрепляя и умножая в человеке слабые любовь и веру Своей силою! По вере в Господа помощь любви приходит к людям и через отношения между ними. Так было с прикованным к постели расслабленным человеком. Тогда его слабые силы умноженные любовью, усилиями и верою четверых друзей принесших его к Господу уже стали достаточными, чтобы он смог принять поданное Господом прощение: «И пришли к Нему с расслабленным, которого несли четверо; и, не имея возможности приблизиться к Нему за многолюдством, раскрыли кровлю дома, где Он находился, и, прокопав ее, спустили постель, на которой лежал расслабленный. Иисус, видя веру их, говорит расслабленному: чадо, отпускаются тебе грехи твои». По молитвам праведного Иова за друзей своих обвинявших его в неправедности отпустил Господь им грехи, а Иову дал вдвое больше всего утраченного (Иов,42:10).

Человек всегда спасается в Господе милостью и благодатью Его, подаваемых Им безмерно всякому верующему в Него и просящему помощи святых Его. Но принять эту спасительную Божью благодать человек может только по силе веры своей, «ибо не мерою дает Бог Духа» но, сколько сподобившийся получить эту благодать сможет понести (Ин.3:34). И помощью святых Его возрастает в человеке сила любви и веры, умножающих прежде слабую его способность получения силы Божией и возможность его победы над своими страстями и грехом. Именно так человек властью данной Господом начинает свое исправление….

Любовью, изгоняя страсти и отрицая грех, душа человека начинает управлять своим телом во благо себе. Вот так милостью Господа и силой Его человек самостоятельно изменяет образ своего бытия. Как много он успеет сделать до своей кончины неизвестно, зато известно, что с утратой своего тела души усопших людей лишаются самостоятельной способности и возможности своего исправления. По милости Господа и нашей вере в Него любовь может помочь не только в теле пребывающим, но и усопшим.… Хотя бы тем, души которых еще живы и способны любить! Помощь любви могут получить и они. Искренние наши молитвы Господу за усопших с любовью и верой просящие молитвенной поддержки Пресвятой Богородицы и всех святых Его способны не «умилостивлять» Господа, а помогать душам усопших согревая их, пробуждая и умножая в них любовь, а значит раскаяние и веру в Него!


Рецензии