Стан Каменский Обоянского уезда

Обоянский уезд, Стан Каменский, правый берег Псёла, сегодня стан поделен между Обоянским и Беловским районами.
Обоянь была построена 1649 году и тогда же был определен список селений на Псёле и его притоках. Строительство острога началось в ноябре 1649 года. Воевода Иван Колтовский к этому времени сделал подробную роспись всех существовавших и строящихся вокруг будущего уездного центра селений.
В росписи расселения было перечислено 27 деревень с общим количеством дворов – 480.
Эти 12 первопоселениЙ ведут свою историю с 1649 года одновременно с острогом Обоянь:
1. деревня Курская, Лохтионово тож, Гнездилово, ныне Трубеж 20 дворов,
2. Деревня Анахина соединилась с селом Трубеж
3. деревня Малыхина (современное село Усланка) - 10 дворов;
4. деревня Лунина - 13 дворов ныне село Лунино ;
5. деревня Енина, современная Туровка- 32 двора;
6. деревня Воробьева - 11 дворов;
7. деревня Каменка - 32 двора село Покровское;
8. деревня Гремячая- 15 дворов;
9. деревня Кортамышева - 24 двора;
10. деревня Лунёва деревня Шмараева, ныне деревня Шмырёва;
11. деревня Полная ныне Бушмино 32 двора;
12. деревня Вышняя Рыбница, Переверзево ныне село Бегичево;
Планомерное заселение реки Псёл началось с постройки Белгородской засечной черты. При исследовании берегов реки Псёл в 1637 году, при выборе места крепости указывалось, что есть на притоках малые починки. Обследовались городища- Гочевское, Ивинское, Обоянское. Указом царя селится по правым притокам без дозволения центральной власти было запрещено. Земли правого берега «в больших лесах» относились к Путивльскому уезду. На левый берег это требование не распространялось. Он был в ведении Карповского воеводы. К этому времени по «упалым» рекам выше и ниже по Псёлу от Обоянского городища располагались небольшие поселения карповцев, которые осенью 1648 и весной 1649 годов стали осваивать эти земли и ставить свои первые починки. Карповский воевода Игнат Вердеревский из-за отсутствия свободной земли, разрешил своим служилым людям строиться «деревнями по Псёлу ниже Обоянского городища». В одной из отписок И. Г. Вердеревского находим упоминание об этом событии: «… и я, холоп твой, велел им, сведенцам, строитца дворами в устье реки Пены у реки Псла и вверх по реке по Пслу и по упалым речкам у больших лесов …» Отсюда следует, что разрешение селиться по реке Пслу получили 400 карповских «староверстанных» детей боярских в конце лета 1648 года. Такое решение, было принято с нарушением установленных правил от безвыходности ситуации с размещением детей боярских в Карповском уезде.
Об этом свидетельствует переписка карповского воеводы стольника А. И. Еропкина о самовольном поселении на реке Псёл 200 карповских «нововерстанных» детей боярских. 1648, ФЕВРАЛЬ 25*. ОТПИСКА ВОЕВОДЫ А. ЕРОПКИНА О ПРИЕМЕ КАРПОВА С ПРИЛОЖЕНИЕМ РОСПИСИ. РГАДА.— Ф. 210.— Столбцы Белгородского стола.— № 256.— Л. 255—273. Всего было поселено 600 детей боярских, в том числе и в Воробженском стане.

Наличие поселений и их названия указаны в «Первом описании Обоянского уезда 1649 года Обоянского воеводы Ивана Колтовского. «Роспись Обоянсково уезду землям и деревням, которые поселились от Обоянсково города вниз и вверх по реке Пслу по обе стороны, и та земля занята под Обоянской уезд. [3, ЕД. ХР. 290, Л. 471– 482» далее пишется как "Первое Описание».

Стан Каменский протянулся от западной окраины города Обоянь вдоль «Сундженской» дороги до деревни Стригослы. Начнем и мы знакомство с ним от Обояни. Первый пункт деревня Трубеж в 12 км от Обояни.
Речка Трубеж длиной всего 10 км, но она упомянута в Слове о полку Игореве. В походе участвовали родственники новгород-северского князя Игоря Святославича со своими дружинами: сын Владимир из Путивля, брат Всеволод из Курска, племянник Святослава Ольговича из Рыльска.
Дружине брат Всеволода из Курска было правильнее всего собираться на Трубеже и далее по Муравскому шляху идти на соединение с путивльской дружиной в Белгороде.
Путь из Новгорода Северского и сейчас известен- Шостка, Глухов, Суджа на Псёле, куда вышли путивльские и рыльские дружины и далее на Белгород куда от Трубежа подошла курская дружина. А за Белгородом земли половецкие.
О курянах князь Всеволод из Курска говорит:
«Седлай, брате, свои бръзыи комони, а мои ти готови,
оседлани у Курьска напереди. А мои ти куряни - сведоми къмети:
подъ трубами повити, подъ шеломы възлелеяны, конець копия въскръмлени; пути имь ведоми,
яругы имь знаеми, луци у нихъ напряжени, тули отворени, сабли изъстрени;
сами скачють, акы серыи влъци въ поле, ищучи себе чти, а князю славе».

Трубеж название знаковое и не одно по матушке России. Трубеж есть в Рязани и под Киевом. В верхнем течении речка перекрыта запрудами. На ней населённые пункты: Хутора Пасечный, Нагорный, село Трубеж.
Село Трубеж -основано в 1649 году одновременно с городом Обоянью. Первое упоминание о нём встречается в Росписи Обоянского уезда землям и деревням воеводы Ивана Никитовича Колтовского.  Первоначальное название деревня Курская, позже была названа по фамилии первопоселенцев Локтионовых, деревня Лохтионова, называлась деревня Гнездилово, последнее название Трубеж по названию речки Трубеж, правого притока Псёла. Основана в числе 20 дворов,
В топографическом описании Курской губернии А. Ф. Зубова (1784 г.) приводится следующее описание селения: "Трубеж деревня. Селением лежит на речке Трубеже, которая вышла из казачьих дач. Протяжение ее на десять верст и впадает в реку Псел. При оной же деревне на речке Трубеж две мельницы. Лес состоит на ровном и гористом местах. Близ селения чрез речку Трубеж два моста бревенчатых, которые состоят на дороге, лежащей от Обояни к городу Судже и в прочия селения".

По статистическим сведениям за 1882 год в селе Трубеж Казацкой волости Обоянского уезда было 12 человек грамотных.
В 1896 году в селе числилось 176 дворов, занятых постройками, где проживало 1139 человек. Семья в среднем составляла 6 человек. Сейчас в Трубеже в 191 дворе проживают 611 человек. Таким образом, за 120 лет численность населения села сократилась вдвое. Семья трубежанца в среднем насчитывает сейчас 3 человека. В селе Трубеж деревянный Храм Архангела Михаила, 1868 года постройки. В этом храме 5 июня 1943 года было совершенно богослужение о даровании победы лётчикам 40-го Гвардейского истребительного авиационного полка. Храм восстановлен.
Деревня Анахина. Указана в «Первом описании» расположена на берегу реки Псёл. В настоящее время соединилась с селом Трубеж и Усланкой. Название от крестильного имени Ананий в быту употребляемом как Анаха. Потомки этой фамилии широко распространены в Черноземье и в целом по России с фамилией Анохины так видоизменило время и писари фамилию Анахин.

Следующая деревня Лунина. Современное село Лунино В "Писцовой и межевой книги города Обояни и его посады и поместных земель в станах Залесском, Салотинском и Рудовском.... 1684 года" записано: "село Рождественское на реке на Туровке. В селе церковь во имя Рождества Христова, да в пределе Святого Страстотерпца Георгия. На усадищах дворы помещиков обоянцев дворян и детей боярских: Андрея Петрова сына Чеплыгина, Евстрата Демьянова сына Лунева со товарищами: Андреем Даниловым сыном Шевердиным, Романом Никитиным сыном Кононовым, Василием Ефремовым сыном Бычикиным, Иваном Семеновым сыном Алпеевым, Лукьяном Федоровым сыном Маховым, Борисом Игнатьевым сыном Лахтионовым, Алфером Федосеевым сыном Матвеевым, Воином Клеменовым сыном Криволаповым, Федором Фоминым сыном Алексеевым, Иваном Кондратьевым сыном Медведевым, Степаном Ивановым сыном Мартьемьяновым, Козьмой Терентьевым сыном Волобаевым, Тимофеем Павловым сыном Соколовым, Силой Алферовым сыном Спициным, Герасимом Самойловым сыном Должиковым". В "Списке населенных мест 1862 года " записано: "деревня Лунина при рч.Туровке располагалось по левую сторону транспортной дороги из г. Обоянь в г. Сунджа входило в состав волости 3-го стана Обоянского уезда Курской губернии". Деревня Лунина казенная. В то время там числилось 41 двор, в которых значилось мужчин - 200, женщин - 214. От уездного центра 5 км.

Речка Усланка- правый приток впадает в Псёл около села Усланка, длина около 15 км. На ней населённые пункты деревня Знаменка, село Быканово, село Усланка. Селение, которое со временем стало называться Усланкой, было основано в первой половине XVII века детьми боярскими - строителями Обоянского острога-крепости как деревня Малыхина. Первоначально, не имея своего храма, было деревней. Свое современное название - Усланка - получило по названию речки, на берегах которой расположено.

В ревизских сказках первой половины XVIII века в селении упоминаются его жители - однодворцы, позже государственные крестьяне. Понятие «однодворец» впервые официально употреблён в применении к служилым людям низших разрядов в указе 1719 года о всеобщей переписи. Однодворцы понятие в южнорусских землях Русского государства. Понятие "однодворец" означало людей, которые сами и их предки в прошлом служили в дворянском ополчении, но из-за передвижения границы Московского царства на юг, отказались от службы на Порубежье, остались на ранее жалованных землях, поместьях, и перешли на оброк с одного двора, хотя на «дворе» жили дед, его взрослые сыновья и готовые к службе внуки.

 Жалованья от государя не служащие дворяне не получали, а собственные доходы многим не позволяли им отправиться на службу, оставив хозяйство. Исходя из этого на службу начали привлекать по одному рекруту от 20 дворов в драгуны или рейтары. Драгуны воины кавалеристы, обученные действиям как в конном, так и пешем строю или «конная пехота» (конные стрелки). Рейтары- конные воины в доспехах, вооруженные несколькими огнестрельными стволами, прообраз будущих кирасиров.

По документам Российского государственного архива древних актов г. Москва. РГАДА. Фонд 350. Опись 2. Дело 284. Листы 232-243 за 1720 год сохранилась запись за 1720 год «Села Усланки Церкви архистратига Михаила поп Михайла. Церкви архистратига Михаила дьячок Антон Косьмин сын Леонов. Села Усланки Церкви Архистратига Михаила поп Петр Той же церкви дьячок Григорей Иванов сын Попов.
 В XVIII веке свободные, вымороченные земли передавались государственным чиновникам. В Усланке наряду с однодворцами землями в селе стал владеть Алексей Герасимович Домашнев. С 1779 по 1787 годы он был Обоянским городничим. В Усланке и сейчас есть улица Домашевка, носящая фамилию помещика.

В 1850 году село Усланка входило в состав Медвенской волости. В это время здесь числилось 211 жителей, в том числе 99 мужчин. Следующее 10-летие отмечается активным ростом населения: в 1862 году в селе уже насчитывалось 59 дворов, 289 душ мужского населения и 322 женского. В среднем в одном дворе проживало 10 человек.

По сведениям за 1882 год, Усланка входила в состав Казацкой волости Обоянского уезда, в составе которой село оставалось вплоть до 1924 года. Основное население составляли государственные крестьяне. Грамотными были 3 человека, обучался один.
В 1910 году население Усланки составляло 418 человек, в 1917 году насчитывалось 62 двора. Сейчас здесь проживают 455 человек в 176 дворах. За 100 прошедших лет численность населения практически не изменилась, хотя количество домов выросло втрое.

Речка Туровка правый приток реки Псёл, длина около 15 км. На ней селения: Садовая Роща, Чекмарёвка, Гридасово, Воробьёво, Парасючка, Туровка. Про Туровку в «Первом Описании» сказано: на речке на Туровице, с верхнюю сторону, деревня Енина (современная деревня Туровка Обоянского района), в ней детей боярских 22 двора.

Деревня Туровка. В списках населённых мест по сведениям 1862 года Туровка (Енина) показывается как казённая деревня. Местоположение описывается как "при речке Туровке." и "На проселочном тракте от города Обояни в город Грайворон". На тот момент там было 12 дворов, где значилось мужчин - 55, женщин - 44. Расстояние от уездного центра составляло 10 километров. Енина (современная Туровка) - 32 двора основана в 1649 году.

В списках населённых мест по сведениям 1862 года Туровка (Енина) показывается как казённая деревня. Местоположение описывается как "при речке Туровке." и "На проселочном тракте от города Обояни в город Грайворон". На тот момент там было 12 дворов, где значилось мужчин - 55, женщин - 44. Расстояние от уездного центра составляло 10 километров.

На той жа на речке, на Торовице (так в рукописи), с верхнюю ж сторону, под Ровным лесом, деревня Воробьива в ней детей боярских 11 дворов. (вероятно, речь идет о современной деревне Воробьевке Обоянского района), [Л. 477] Деревня Воробьёвка на левом берегу реки Туровки входит в Усланский сельсовет. Рядом фирменный лесной массив- урочище Воробьёвское. Но деревня Воробьёва не входит в Каменский стан.

Речка Каменка правый приток, длина около 15 км. На ней селения: Платоновка, Башкатово, Шевелево, Коптево, Каменка, Череновские Выселки, на притоке Малая Каменка- Новая Кривцовка, Старая Кривцовка.

Деревня Каменка село Покровское тож центр Каменского стана. По документам Российского государственного архива древних актов г. Москва. РГАДА. Фонд 350. Опись 2. Дело 284. Листы 232-243 за 1720 год сохранилась запись «Села Каменки Церкви Покрова пресвятыя Богородицы поп Тит, Той же церкви дьячок Евдоким Семенов сын Петров».
Покровский храм в Каменке построен тщанием прихожан в 1893 году. Если подключить максимум фантазии, то можно представить, какой он был: красивый, шестиглавый, с золочёными крестами, резным деревянным иконостасом, стройной колокольней и приходской школой. Помимо естественного света из 12 окон, храм освещался тремя люстрами, висевшими на железных цепях. Таким он был.

Строительство храма было начато по царскому указу в октябре 1651 года. Была построена деревянная церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы с приделом святого великомученика Георгия. В 1893 году взамен старой обветшавшей была построена новая деревянная церковь с двумя престолами: во имя Покрова Пресвятой Богородицы и во имя Святителя Николая Мирликийского Чудотворца.

При храме с 1886 года действовала церковно-приходская школа. В 1916 году в ней обучалось 70 мальчиков и 20 девочек. В 1929 году церковь была закрыта и использовалась под зернохранилище. В настоящее время полуразвалившаяся церковь Покрова Пресвятой Богородицы села Каменка включена в список выявленных объектов культурного наследия.

На правом берегу речки Каменки следующий населенный пункт Каменского стана деревня Коптева. Сейчас это практически единый населенный пункт, разделённый поймой речки шириной 200-300 метров. К сожалению, других сведений о деревне нет.

Деревня Гремячая возникла вместе с городом Обоянь в 1649 году, в настоящее время деревня Гремячка в составе Каменского сельсовета.
Деревня Гремячка в «Первом описании» о ней сказано: «От речки Рыбницы до речки Каменки поля в длину 4 версты 100 сажень; поперег поля от реки Псла, от Кортамышевой деревни до Ровново лесу — верста 800 сажень.

И х тому полю поселились 3 деревни (в более поздней росписи М. А. Маслова 1651 г. приведены названия этих деревень: «Меж речек Каменки и Рыбницы против тех трех деревень: Гремячей, Кортамышевой, Захарьиной, роспашные (зачеркнуто: земли и диково) поля, опроче вод и лесов, по Большой Ровной лес тысяча сто семьдесят четей в поли, а в дву потому ж». (РГАДА. Ф. 210 (Разрядный приказ). Оп. 14. (Столбцы Севского стола). Ч. 1. Ед. хр. 143. Л. 307-308). Да повыше деревни Кортамышевой на реке ж, на Псле, деревня Гремячей Колодезь, в ней детей боярских 15 дворов.

На речке на Рыбнице с верхнею сторону, деревня Лунева (современная деревня Шмырево Обоянского района), в ней детей боярских 19 дворов. Деревня Шмырёво. В статистическом списке населённых мест 1862 года Шмырева показывается как деревня казённая и владельческая. Расположение представлено как "при реке Псле." и "По левую сторону транспортной дороги из г. Обояни в г. Суджу". Всего было 48 дворов, в которых значилось мужчин - 246, женщин - 261. Расстояние от центра уезда 22 км.

Шмырёва искаженное название. Первично название деревни произошло от фамилии Шмараев, которая указана на листе 17 в «Десятне денежной раздачи города Обояни за 1651 год. «Тимофей Иванов сын Шмараев, на коне, с саадаком, с саблею. Детей: сын Терешка, 9 лет; Устинко, 5 лет. Государева жалованья дано пять рублев. Порука в денгах и в службе: Григорей Воронков, Мелентей Овдокимов, Дмитрей Басов.»

От речки Рыбницы до речки Каменки поля в длину 4 версты 100 сажень; поперег поля от реки Псла, от Кортамышевой деревни до Ровново лесу — верста 800 сажень. И х тому полю поселились 3 деревни (в более поздней росписи М. А. Маслова 1651 г. приведены названия этих деревень: «Меж речек Каменки и Рыбницы против тех трех деревень: Гремячей, Кортамышевой, Захарьиной, роспашные (зачеркнуто: земли и диково) поля, опроче вод и лесов, по Большой Ровной лес тысяча сто семьдесят четей в поли, а в дву потому ж». (РГАДА. Ф. 210 (Разрядный приказ). Оп. 14. (Столбцы Севского стола). Ч. 1. Ед. хр. 143. Л. 307-308)). О деревне Захарьиной осталась память в виде урочища Захарьино севернее деревни Шмырёво.

О деревне Кортамышевой в «Первом Описании» сказано: «На реке, на Псле, с рускую сторону, на Хотмышской дороге, на луке, деревня Кортамышева (современное село Картамышево Обоянского района), в ней детей боярских 24 двора. В той же Кортамышевой деревне часовня, а быти впредь церкове во имя великомученика Дмитрея Селунсково.[Л. 474]»

В начале августа 1649 года небольшой отряд, состоящий из детей боярских, поверстанных в Москве на службу в Обояни, а также стрельцов из разных городов, посланных для строительства нового города, с пищалями, порохом и ядрами направился из города Курска к месту возведения нового острога на Обоянском городище. Его сопровождали хорошо знающие дорогу дети боярские Иван Зиборов, Василий Горяинов, Степан Стрельников и Ерофей Картомышев.
Ерофей Картомышев дал имя селу Картамышеву. Основано оно в 1649 году.

В «Первом Описании» на село Кортамышево налагалась конкретная задача. И в прошлом, в 154-м (т.е. 1646) году, тою дорогою через Псел прошли крымские царевичи и воивали курские и рыльские места. И на реке, на Псле, на берегу, на Хотмышской дороге с рускую сторону, в Сторожевой поляне, на холму быти стоялому острожку, а опричь того места стоялово острожку поставить будет, негде: поймает полоя вода. А в остроге, в приход воинских людей, надобно служилым людем быть с вогненым боем по 18 человек, да по 3 пушки. Сторожевая поляна по берегу по Пслу в длину 310 сажень, поперег — 160 сажень. А надолоб подле острога с рускую сторону по Сторожевой поляне до лесов и до крепких мест будет 310 сажень. А за рекою, за Пслом, с крымскую сторону, против острога другая поляна — Калмыцкая, в длину 250 сажень, поперег — 200 сажень. [Л. 475] От реки Псла через дорогу, которою дорогою прошли царевичи, до реки ж, до Псла, через луку по Калмыцкой дороге будет надолоб 200 сажень. А от того места, где будет острог, до деревни Кортамышевой лесу и поляны и дубровы — 600 сажень. А над деревнею Кортамышевой на горе будет сторожа на дубу. А от того места, где будет острог, с русскую сторону Псла до Обоянсково города — 13 верст.От того ж места, где будет острог, до Гочевсково городища — 4 версты.

В «Первом Описании» сказано: «И х тому полю, что меж речки Рыбницы и речки Стригосла, по речке по Рыбнице с нижнюю сторону, на Полном Колодезе, деревня Полноя (современное село Бушмено Обоянского района), — в ней поселились дети боярские — 32 двора.»

В 1683 году село Никольское-Бушмино тож. Названо по имени первозаимщика Бушмина из детей боярских. В статистических списках населённых мест от 1862 года Бушмино (Никольское) присутствует как казённое село. Расположение описывается как "при речке Большой Рыбице" и "На транспортной дороге из города Обояни в город Суджу". На тот момент там было 53 двора, в которых значилось мужчин - 273, женщин - 306. Уездный центр находился в 22 км. Грамотеи нашего «счастливого советского прошлого» переиначили название села в «БушмЕно».

По документам Российского государственного архива древних актов город Москва, РГАДА, Фонд 350, Опись 2, Дело 284, Листы 232-243 за 1720 год сохранилась запись «Села Бушминой Церкви святаго Николая чудотворца поп Данила Бушуев, Той же церкви дьячек Фолимон Федоров сын Бушуев, Той же церкви причетник Иван Бушуев. Церкви святаго Николая Чудотворца дьячок Ларион Дмитриев сын Бушуев» храм не сохранился.

Рядом с селом находится «Особо охраняемая природная территория регионального значения «Урочище Бушмено», которая имеет площадь более 1 500 га и расположено на землях лесного фонда Обоянского лесничества. На территории памятника природы отмечены: 401 вид сосудистых растений, 129 видов животных, 87 видов грибов и 45 видов лишайников. Часть из них занесена в Красные Книги Курской области и Российской Федерации.

По той же речке, по Рыбнице, вверх под Ровным лесом, с нижнюю сторону деревня Вышняя Рыбница (современное село Бегичево Обоянского района. В более поздней росписи М. А. Маслова 1651 г. – деревня Переверзева), — в ней поселились дети боярские — 22 двора. [Л. 473] К той же деревне, к Вышней Рыбнице, поля в длину верста 900 сажень, поперег — тож. Село Бегичево в 1683 году.

Село Бегичево. До начала XX века жители деревни Бегичево собственной церкви не имели и относились к приходу Никольской церкви села Бушмино Обоянского уезда. К 1903 году численность населения деревни Бегичево возросла до 1367 человек, в связи с чем возникла потребность в организации самостоятельного прихода. В 1904 году был возведён деревянный храм, который освятили во имя Рождества Пресвятой Богородицы. В 1913 году росписи церкви были поновлены. При храме действовала церковно-приходская школа. За церковью числилась 1 десятина усадебной земли и 32 десятины полевой. Метрические книги церкви не сохранились.

С 1918 года Рождественско -Богородицкая церковь продолжала функционировать на основании договора с волисполкомом и устава религиозного общества. В соответствии с декретом ВЦИК от 23 февраля 1922 года из храма была изъята 1 тарелочка весом 19 золотников. В 1929 церковь была закрыта, но богослужения шли до 1932 года, после чего её здание на протяжении многих лет использовалось как складское помещение, затем пустовало. И тем не менее, здание церкви до конца 80-х сохранялось в удовлетворительном состоянии, пока в чью-то горячую голову не пришла идея перенести колокольню в Обоянь для реконструкции "старого городища" к юбилею города в 1989 году. Подогнали кран, подцепили колокольню...Колокольня покачнулась и мгновенно развалилась.
26 сентября 1997 года была официально зарегистрирована религиозная организация Православный приход храма Рождества Пресвятой Богородицы, однако здания храма в селе Бегичево в настоящее время нет.

Впереди у нас деревня Гочево и деревня Стригосла. В первом описании о месте их будующего размещения сказано: «Речка Стригосла течет из Ровново лесу в реку Псел. От речки, от Стригосла, вверх по реке по Пслу, до Гочевсково городища поля и дубровы верста 800 сажень. Гочевское городище по мере кругом иво 70 сажень. От Гочевсково городища до реки до Псла 125 сажень. И от того Гочевсково городища до другово Гочевсково городища 200 сажень. А другое Гочевское городище по мере кругом иво 76 сажень, поросло лесом, а от нево до воды, до Гочевсково Колодеза (так в рукописи), что течет из Гочевсково городища, 53 сажени. От 1-го от Гочевсково городища до речки, до Рыбницы, верста 700 сажень.

 Всего от речки Стригослы, через Гочевское городище, до речки Рыбницы, 3 версты 500 сажень, а впрямь от речки Стригослы не займуя Гочевсково городища до речки Рыбницы поля и дубровы по мере у версты 500 сажень; поперег — верста 200 сажень.
Ручей Гочев колодезь — правый приток.

Село Гочево. Храм был построен в 1871 году. Дальнейшая его судьба не отличалась от судьбы всех церквей в Попсёлье. Храм был отобран у верующих, использовался в хозяйственных целях местным колхозом и в конечном итоге разрушен полностью
В 2017 году укреплен фундамент, полностью перекрыта крыша, на средства ныне покойного раба Божьего Николая установлен купол и крест на храм. Впереди еще много работы, но по молитвам свт. Николая Чудотворца селяне верят в возрождение храма, а с Ним дай Бог и Села. Возле храма захоронение протоиерея Тимофея Ершова, погребенного в 1920 году.

Уважаемые жители села Гочево, ко мне после публикации статьи про Гочево обратились родственники священника Афанасьева Ивана Петровича, который был священником в храме села до 1904 года. Вот текст письма» Мой пра-пра дед из Гочево. Он там был священником Афанасьев Иван Петрович. В 1904 его направили на Дон в хутор Лиговский Царицынской губернии. А в Гочево остался священником вместо него его сын Афанасьев Пётр Иванович с женой Анной Ефимовной и детьми: Верой, Филлипом, Капитолиной, Екатериной, Натальей, Иваном, Никифором. У прапрадеда Ивана Петровича в Гочево остались 2 брата Афанасьев Афанасий Петрович и Афанасьев Василий Петрович. Мне очень хочется найти родственников, мы с двоюродной сестрой пытаемся искать, но не получается. Может вы сможете чем-то помочь.» Возможно, вы что-то знаете и сможете помочь. Заранее благодарю. Под статьей в Одноклассниках можно оставлять сообщения.

Речка Стригосла правый приток.
Из «Описание новопостроеннаго города Суджи 1665 года».
С руской стороны реки Псёла от курскаго и обоянскаго уездов из-под татарской сакмы, что лежит через новой город Суджу из под Сумина города под город Курск и в обоянской уезд промеж рек Псёла и Семи из под верховья реки Суджи вышла речка Стригосла и впала в реку Псёл. По той речке старые грани обоянскаго уезду с путивльским бортным ухожьем. На той речке Стригосле два будищи да будницкие две мельницы от городу Суджи в полупятнадцати верстах. И верховья той речки от города Суджи в 30 верстах.

Усть той речки новой починок, в нем строятца из разных городов руские прихожие люди.
В верхнем течении разделяет Стригосла Обоянский и Беловский районы. Впадает в Псёл при деревне Стригослы, которая основана выходцами из Пскова - последователями секты «Стригольников». Почему из Пскова? В псковском диалекте нет звонких согласных «Ц» и «Ч», они меняются на «С» и «Ш». В соседних селах Гочево, Долгий Колодезь и других существовала дразнилка про стригослинцев: «Снесла куриса яйсо, а я сап-сарап и в кооперасию». Да и сами они так над собой подшучивали.

«Стригольники» - секта, возникшая во Пскове в начале XIV века, название происходит от диакона Карпа «художеством стригольника». «Художество» дьякона Карпа состояло в пострижении новопоставляемых дьяков: духовенство обязано было выстригать волосы на верху головы - на темени. Занимавшиеся этим лица назывались стригольниками. Он учил, что чиста только церковь времен апостольских, христианские пастыри должны быть не стяжательны и бедны. Стригольники отвергли православные храмы, таинства понимали духовно и своеобразно. Карп нашел последователей во Пскове, но вынужден был переселиться в Новгород.

В 1376 году новгородцы трех «развратителей веры христианской» бросили в Волхов, но учение не было искоренено. Некоторые сектанты раскаялись в своем заблуждении, более упорные из них должны были оставить свою родину и бежать. В Пскове секта продолжала держаться и в начале XV века заявила о себе еще с большею против прежнего силою. Псковское духовенство дало знать об этом митрополиту Фотию, последний отвечал в 1416 году увещательным посланием, в котором просил православных не смущаться сектантским движением, вразумлять заблуждающихся, а в случае упорства их изгонять их от себя. Вот такие изгнанники поселились в устье речки Стригослы при её впадении в реку Псёл, рядом с крупным древнейшим существующим поселением Гочево.

В XVII веке земли, прилегающие к реке Стригосла с двух сторон, принадлежали Обоянскому Богородицко-Знаменскому общежительному мужскому монастырю, основанному в 1663-1664 годах. После изъятия монастырских земель с 1786 году земли, уже как государственное имущество, находились в ведении Казенной Палаты и были отданы в оброк майору Переверзеву Ивану Степановичу, помещику - владельцу Переверзевки Беловского района (в Курской области Переверзевок четыре).

По ревизии 1748 года в деревне жили Александровы, Евсюковы, Звягинцевы, Климовы, Комовы, Оспищевы, Расоловы, Савенковы, Соборовы, Тарасовы, Затолокины. Южнее в Белгородской области есть ещё две деревни Стригуны- село Стригуны Грайворонский уезд, Борисовский район село Стригуны. Они как псковичи мастера по выращиванию лука. Стригуны нашей деревни славились производством поросят.

Деревня Стригослы родина моих предков. Звягинцева Феврония Филатьевна вышла замуж в село Долгий Колодезь за Затолокина Фёдора Петровича моего прадеда, а его дочь Анастасия была моей бабушкой. По каким-то причинам в средине 20-х годов 20 века Федор Петрович с женой и детьми: Иваном, Николаем, Марией отправился, как тогда говорили, на Амур. Добрался до станции Шимановская, где у него родился младший сын Георгий. Старшая дочь Анастасия осталась в Долгом Колодезе и вышла вскоре замуж за деда моего Сергеева Фёдора Козьмич


Рецензии