Стан Салотинский Обоянского уезда
Обоянь была построена 1649 году и тогда же был определен список селений на Псёле и его притоках. Строительство острога началось в ноябре 1649 года. Воевода Иван Колтовский к этому времени сделал подробную роспись всех существовавших и строящихся вокруг будущего уездного центра селений.
В росписи расселения было перечислено 27 деревень с общим количеством дворов – 480.
Эти восемь первопоселений ведут свою историю с 1649 года одновременно с острогом Обоянь:
1. деревня Салотина ныне село Нижнее Салотино;
2. деревня Верховья Салотины сведения отсутствуют. Предположительно сегодня хутор Запселье;
3. деревня Анахина, село Полшиково;
4. деревня Белая, Кутафина тож 20 дворов, село Белое в наше время;
5. деревня Мелехова- ЧереПово, в настоящее время ЧереНово;
6. деревня Озёрова современное село Песчаное.
7. деревня Самаринова 9 дворов, ныне село Самарино.
8. деревня Хомуты (ныне село Хомутцы) – 28 дворов.
Планомерное заселение реки Псёл началось с постройки Белгородской засечной черты. При исследовании берегов реки Псёл в 1637 году, при выборе места крепости указывалось, что есть на притоках малые починки. Обследовались городища- Гочевское, Ивинское, Обоянское. Указом царя селится по правым притокам без дозволения центральной власти было запрещено. Земли правого берега «в больших лесах» относились к Путивльскому уезду. На левый берег это требование не распространялось. Он был в ведении Карповского воеводы. К этому времени по «упалым» рекам выше и ниже по Псёлу от Обоянского городища располагались небольшие поселения карповцев, которые осенью 1648 и весной 1649 годов стали осваивать эти земли и ставить свои первые починки. Карповский воевода Игнат Вердеревский из-за отсутствия свободной земли, разрешил своим служилым людям строиться «деревнями по Псёлу ниже Обоянского городища». В одной из отписок И. Г. Вердеревского находим упоминание об этом событии: «… и я, холоп твой, велел им, сведенцам, строитца дворами в устье реки Пены у реки Псла и вверх по реке по Пслу и по упалым речкам у больших лесов …» Отсюда следует, что разрешение селиться по реке Пслу получили 400 карповских «староверстанных» детей боярских в конце лета 1648 года. Такое решение, было принято с нарушением установленных правил от безвыходности ситуации с размещением детей боярских в Карповском уезде.
Об этом свидетельствует переписка карповского воеводы стольника А. И. Еропкина о самовольном поселении на реке Псёл 200 карповских «нововерстанных» детей боярских . 1648, ФЕВРАЛЬ 25*. ОТПИСКА ВОЕВОДЫ А. ЕРОПКИНА О ПРИЕМЕ КАРПОВА С ПРИЛОЖЕНИЕМ РОСПИСИ. РГАДА.— Ф. 210.— Столбцы Белгородского стола.— № 256.— Л. 255—273. Подлинник.
Наличие поселений и их названия указаны в «Первом описании Обоянского уезда 1649 года Обоянского воеводы Ивана Колтовского. Роспись Обоянсково уезду землям и деревням, которые поселились от Обоянсково города вниз и вверх по реке Пслу по обе стороны, и та земля занята под Обоянской уезд. [3, ЕД. ХР. 290, Л. 471– 482]
В Описании 1684 году населенные места в Обоянском уезде указываются с проживающими в них.
Деревня Салотина-сегодня село Нижнее Салотино.
В "Писцовой и межевой книги города Обояни и его посады и поместных земель в станах Залесском, Салотинском и Рудовском. 1684 года" записано: "деревня Салотина,усадище к реке Салотинке, а в усадищах дворы помещиков обоянцев дворян и детей боярских:
Кирила Трофимова сына Горяинова, Василия Тимофеева сына Мелехова со товарищами: Федором да Кирилом Петровыми детьми Миненковыми, Петром Потаповым сыном Волобаевым, Дмитрием Ивановым сыном Зиновьевым, Максимом Кирьяновым сыном Куркиным, Григорием Афонасьевым сыном Торасовым, Федором Ивановым сыном Юдиным".
До 1891 года жители села были прихожанами церкви села Горяиново. В 1891 году село уже было на левом берегу реки Псёл. В 1891 г. по ходатайству прихожан построен Пантелеймоновская церковь. В 1908 году приход этой церкви насчитывал 792 человека. При церкви действовала церковно-приходская школа, размещавшаяся сначала в церковной караулке (1898 г.), а затем в собственном каменном, покрытом железом здании. В 1915 г. в ней обучалось 40 мальчиков и 12 девочек. В церковной библиотеке имелось 50 томов духовной литературы. Священниками в храме служили: Косминский Федор (1893), Сергеев Иоасаф (1893), Лукьяновский Петр (1894-1899 до ноября), Васильев Хрисанф (1899-1900 до февраля), Антонов Николай (1900-1918).
С 23.01.1918 года Пантелеймоновский храм действовал в соответствии с уставом религиозного общества села Нижнее Солотино и договором, заключенным обществом с Павловским волостным Советом РК и КД 31.10.1920 г. и возобновленным 11.11.1924 года. По декрету ВЦИК от 23 02.1922 г. из храма было изъято 22 предмета, в том числе священные сосуды, общим весом 10 фунтов 14 золотников.
Решением № 26 облсовета депутатов трудящихся от 02.09.1940 г. храм был закрыт как бездействующий с 1933 г. и в связи с распадом общины верующих.
В 1950 году здание заняли под склад. В акте, составленном 12.04.1951 г., отмечалось, что два нижние венца сгнили, фундамент осел, из-за чего деформировался сруб, угрожая обвалом здания; дерево поражено грибком; требовалась переборка всего сруба и замена части фундамента. Решением исполкома облсовета депутатов трудящихся от 21.06.1951 г. было запрещено дальнейшее использование здания для вследствие его технической неисправности.
Деревня Верховья Салоти сведения отсутствуют. Предположительно сегодня хутор Запселье.
Деревня Полшикова, В первом описании обоянского воеводы Ивана Колтовского не указана.
В описании 1684 года указано; Деревня Полшикова, усадища къ р;чк; Салотинк;, а на усадищахъ дворъ пом;щиковъ обоянцевъ д;тей боярскихъ: Корней и Игнатъ Ондреевы д;ти Полшиковы. Евстратъ Медв;девъ со товарищи: Григорей Микифоровъ сынъ Анахинъ. Первично в деревне было 11 помещиков, в 1692 году помещиков было уже 42.
Вот так описывались закреплённые за ними угодья. « Кирилу Евстратову сыну Медведеву дано ему поместья ис примерной земли дватцать чети И обоево обоянцом детем боярским деревни Полшиковой помещиком Корнею да Игнатью Полшиковым, Евстрату Медведеву с товарыщи дано пашни паханые и не паханыя ис дикого поля ис дубровка пашню земли девятьсот двенатцать чети с осминою в поли, а в дву по таму ж, земля добра сена по речки Салотины по лугам по обе стороны, а по сухой салотинской плоте до их межи и по плотам в верховьи Салотины и по дубровам и по Ивенской вершине, которая подошла к Карповской дороги две тысечи двести семьдесят копен, да под усадьбы им гуменники сорок четыре десятины с полудесятиною, на животинной выпуск дано помещиком Корнею да Игнатью Полшиковым, Евстрату Медведеву с товарыщи тритцать четыре десятины». Деревня называлось Полшикова, позднее Польщикова. В настоящее время такого названия на карте нет. В соответствии с описанием на роль наследника деревни Полшиковой уверенно претендует посёлок Красный Обоянского района расположенный на левом берегу реки Псёл и на левом берегу речки Салотины, а на деревню Верховья Салотины хутор Запселье.
Когда-то они соединились и образовали посёлок Красный ( Запселье), Обоянского района.17 июня 2022 воспоминания пользователя «Природа часть моей жизни». Фото автора.
Поселок Красный. На самом деле об этом поселке очень мало информации и если честно это очень обидно, ведь раньше там было большое население, садик, школа, клуб и магазины. Сейчас несколько жилых домов. Когда я хотел посмотреть информацию, но её практически не было. Вставлены воспоминания жительницы.
«Как ранее я писала там было большое население. По рассказам мамы и бабушки, на улицах не было таких кустарников и зарослей, потому что там всегда была живность. Так же был садик куда еще ходила моя мама, на данный момент там стоят сосны. Рядом с садиком стоял и сейчас стоит клуб, я маленькая еще успела там потанцевать с мамой на новый год как сейчас помню. К сожалению, он уже не в рабочем состоянии. Было несколько маленьких магазинов, а сейчас стоит здание, которое еле держится и раз в неделю туда привозят продукты.
Так же школа как я могла про нее забыть, да я там не училась, но все равно слышала от своих родных, закрылась она примерно в 1967-1968 гг. Из-за того, что семьи перебирались в более населенные поселки, села, города. Пляж, самое мое любимое место. помню раньше приходишь туда, а там даже встать негде. Вода чистая, водорослей не было можно было с одного берега переплыть на другой, сейчас все заросло много камышей травы и негде поплавать. если честно недавно я не сдержалась и все таки вырвала немного травы из воды, но что сделает один человек только руками, если собрать немного людей , взять какие-нибудь косы или что-то вроде этого. пляж можно привести в порядок, живность там есть: рыба. раки. Все это есть, но это уже мало кому надо.
В общем немного я вам рассказала о поселке, если вам будет интересно сделаю вторую часть.
В описании Колтовского за 1649 год указано «От речки Ивицы до деревни Белой, Кутафина тож (cовременное село Белое Обоянского района), верста 500 сажень. На реке на Псле деревня Белая, в ней 20 дворов, поля не мерены. От деревни Белой вверх по Пслу до речки Солотины 6 верст 100 сажень.»
1684 год-Село Васильевское;—;Белое тож. В селе церковь во имя Святого Великого Василия Кесарийского, да в приделе Святого Николая Чудотворца. Усадища помещиков ко реке ко Пслу, а на усадищах дворы помещиков обоянцев детей боярских:
По документам Российского государственного архива древних актов г. Москва. РГАДА. Фонд 350. Опись 2. Дело 284. Листы 232-243 за 1720 год сохранилась запись «Села Белого Церкви великого святителя Василия Кесарий Кападокийского поп Мелентей Той же церкви дьячок Нестер Федоров сын Попов»
В «Топографическом описании Курской губернии» (1784 г.) церковь в селе. Белом указана по названию придела во имя Николая Чудотворца. Здание ее было деревянное, при ней находилось три священно и церковно-служительских двора, в них 13 душ. Прихожане церкви были однодворцами, в селе имелись 46 дворов, в них 139 душ мужского пола. Во всех документах более позднего происхождения церковь называется по своему первоначальному наименованию – Васильевской.
Новое здание Васильевской церкви было возведено в 1908 г. по проекту Курского епархиального архитектора В. Г. Слесарева, в архиве имеются подписанные им чертежи.)
В приход Васильевской церкви входили: село Белое, в нем крестьянских дворов 106, жителей 401 муж., 395 жен., и деревня Черепова, в ней 219 дворов, жителей 779 муж., 745 жен. Церковь имела 3 десятины усадебной земли и 87 десятин полевой. При церкви действовала церковно-приходская школа.
После выхода в свет декрета СНК РСФСР от 23 января 1918 г. Васильевский храм продолжал действовать в соответствии с уставом и договором, заключенным с волисполкомом. При заключении договора была составлена опись имущества, характеризующая состояние здания: храм деревянный, холодный, одноэтажный, с 21 окном, из них 8 в железных решетках, с тремя деревянными дверями, полы деревянные; глав две, покрыты простым железом, кресты на них зеркальные; снаружи храм окрашен; паперть открытая. Колокольня деревянная, одноярусная с 4 колоколами весом 72 пудов, 10 пудов, 3,5 пуда, 4 пуда. Иконостас, исполненный в 1913 г., был деревянный без позолоты, трехъярусный, с 26 иконами.
По декрету ВЦИК от 23 февраля 1922 г. из храма изъято ценностей общим весом 2 фунтов. 41 золотник. (5 предметов – священные сосуды и крест).
Как указывается в документах Обоянского райисполкома, церковь перестала функционировать в 1927 году и использовалась под зернохранилище колхоза «Большевик». Решение же о ее закрытии было принято президиумом облисполкома от 9 сентября 1940 г. В 1940–1980-х гг. церковь не действовала, была в запустении, уничтожена пожаром.
Деревня Мелехово;—;Черепово тож в первом описании 1649 года не указано.
Село Череново. Первое упоминание о нём относится к 1684 году с наименованием деревня ЧереПово. Есть Черепово в Псковской области, Печорский районПсковский район, в Смоленской области, Череповы упомянуты в Путивльском уезде в Волости Колодезной, «в поместьях: Череповы.» Вполне возможно, что «путивльские Череповы» имели «бортные ухожеи по реке Псёл» при заселении этих мест предъявили документы и стали основателями деревни ЧереПово, а Мелеховы основали свою деревню, которые слились в одно село.
Мелехово указано в Описании 1684 года. «Деревня Мелехово-Черепово тож. Усадища к реке ко Пслу, а на усадищах дворы помещиков обоянцев детей боярских: Федор Семенов сын Дюкарев; Корней Корнеев сын Польшиков со товарищами: Михайла Филиппов сын Мелехов; Иван Алферов сын Бредихин; Микифор Лорионов сын Комов; Семен Ефимов сын Глебовский; Василий Юденков сын Очкасов; Лорион Карпов сын Азаров; Корней и Митрофан Карповы дети Севостьяновы». Мог Черепов появится и из других мест, фамилия достаточно распространённая.
Село долгое время имело двойное название - Черепово-Мелехово. Происхождение первой части названия и второй части, происходит от фамилий её основателей: Череповых и Мелеховых. Следует признать, что первопоселенцами от города Обоянь был служивый человек Мелехов со товарищи, а Череповы уже жили в этом месте со времен путивльских. Это подтверждается картой 1916 года Череново показано как два одноимённых населённых пункта – деревня (ныне западная окраина Череново) и село (северо-восточная часть Череново). В деревне в то время – около 80 дворов, в селе – около 90. На карте 18 века село называется Череново.
В «Списке населенных мест Российской империи по сведениям 1862 года»: «деревня казенная Череново» - 101 двор, 962 жителя (459 муж., 503 жен.). По данным переписи 1882 г. в Ч. - 1258 жителей, из них гра¬мотных 39... В административном перечне сел, деревень и хуторов Ивнянского района 1928 года Черенова нет, есть «хутор Чериновский» (на 1 января 1932 г. в нем проживал 81 хуторянин) в Песчанском сельсовете «в 5 км от райцентра».
В XVIII веке в селе появилась деревянная Казанская церковь.
Казанская церковь сохранилась до наших дней здание бывшей церкви
Село Череново, впоследствии было передано из Павловской волости в состав Пенской волости. Пенская волость, Борисовского Грайворонского уезда существовала с 12 мая 1924 года по 30 июля 1928 года.
В первом описании обоянского воеводы Колтовского за 1649 год указано: вверх по Пслу до деревни Озеровой верста 700 сажень. Меж Колодезя Студенка и меж речки Ивицы, на реке на Псле, в Пещаной Поляне, на Ивитцком городище, деревня Озерова (cовременное село Песчаное Ивнянского района Белгородской области), в ней 23 двора, поля не мерены.
«Из Писцовой и межевой книги города Обояни и его посада и поместных земель», составленной стольником А. Б. Мантуровым и подъячим Г. Ф. Жеребцовым, известно, что в 1684 году Песчаное относилось к Солотинскому стану Обоянского уезда. «Деревня Песчаная. Усадища к реке ко Пслу, а на усадищах дворы помещиков обоянцев детей боярских: Родион да Василий Тимофеевы дети Пеньковы; Семен Михайлов сын Исаков со товарищами; Федор Петров сын Севостьянов; Сафон Милованов сын Озеров; Степан Романов сын Зябкин; Сидор Емельянович сын Полянский, Петр Васильев сын Полянский; Герасим Абакумов сын Мененков; Сергей Степанов сын Сопов, Григорий Иванов сын Микулин.
По переписи населения 1862 года в селе Песчаное 112 дворов, 487 жителей мужского пола, 518 женского пола. Церковь одна православная Архангельская. Благочинный округ 4. Церковь деревянная. Престол один. Число душ православных в приходе 983. Раскольников и сектантов 52. При церкви открыта приходская школа. Священник И. А. Руденков, псаломщик А. Н. Мешковский. При церкви имелось 3 десятины усадебной земли и 31 десятина полевой. Жалование церковников составляло 392 рубля.
Перестройка деревянного Михайловского храма в селе Песчаном произведена в 1883 году. В 1896 году священником новой церкви служил о. Лев Ершов, при котором была произведена покраска храма. В 1950 – 1958 гг. в ней служил настоятелем протоиерей о. Константин Угревицкий, переведённый в Песчаное из закрытого в соседних сёлах Самарино и Хомутцы Дмитриевского прихода. А 16 августа 1960 года настоятелем храма был назначен священник о. Александр Петрович Агриков, прослуживший в Песчаном четверть века. Один из его сыновей, Василий Александрович Агриков, в 1980 г. пострижен в монашество с именем Александр, в 2001 году хиротонисан во епископа Дмитровского, викария Московской епархии, а в 2011 году стал правящим архиереем Брянской и Севской епархии. С 1985 по 1988 год в Михайловском храме служил протоиерей о. Николай Белецкий. В настоящее время настоятелем храма Михаила Архангела в Песчаном служит протоиерей отец Андрей Ефимов, назначенный на эту должность 1 января 2011 года. Храм является образцом деревянного церковного зодчества ХIХ века.
В 1903 году в селе была открыта школа. Число учащихся 32, (смешанное). Учебный курс продолжался 3 года. Занятия начинались 1 октября. В первый год в школу поступило 25 мальчиков, 47 девочек, учительница одна.
Села Песчаное впоследствии было передано из Павловской волости в состав Пенской волости.
Пенская волость, Борисовского (Грайворонского) уезда существовала с 12 мая 1924 года по 30 июля 1928 года. С июля 1928 года село Песчаное в Ивнянском районе - центр Песчанского сельсовета, в который входили: село Песчаное и хутора Климовка и Чериновский. На 1 января 1932 года. в Песчаном 2139 жителей, в хуторе Климовке - 145, в Чериновском - 81.
В 1958 году. в Песчанском сельсовете - села Песчаное и Череново, деревня Климовка и хутора: Климовское торфоболото, Степь, Череновские Выселки. В начале 1970-х годов в Песчанском сельсовете - села Песчаное и Череново и хутора Степь и Череновские Выселки.
Коллективизация в селах Песчаное, Череново проходила с 1929 по 1932 год. Первыми в колхоз вступили 3 хозяйства: Дюкарев Иван Кузьмич, Польшиков Трофим Иванович, Савенков Егор Семенович. Создание колхозов проходило в тяжелой классовой борьбе. 3 ноября 1929 года в селе Песчаное вспыхнуло восстание. Основными требованиями восставших было прекращение хлебозаготовок, открытие церкви, отмена обложения налогом священника, введение преподавания Закона Божьего в школе. Восставшими был избит уполномоченный по хлебозаготовкам Антипов, у которого местные жители отняли оружие. Также тяжело был избит председатель сельского Совета, и даже предпринимались попытки его поджечь. Прибыв в село агитгруппа, застала возбужденную толпу 300-400 человек. После попыток вести разъяснительную работу, агитгруппа была вынуждена бежать. Тех, кто добровольно не хотел, вступать в колхоз, раскулачивали и высылали. Первым председателем колхоза был Польшиков Трофим Иванович, затем его сменил Дюкарев Иван Кузьмич.
В 1933 году на территории Песчанского сельского Совета было 3 колхоза «Память Ильича», им. Ленина, и «Красный хутор».
Голод 1933 года коснулся и наших сел. Население сдало государству всю сельскохозяйственную продукцию с полей и личных огородов. Есть было нечего. Люди собирали на лугах лошадиный щавель, мерзлую картошку, за которой ходили на Павловское отделение. Щавель сушили, толкли в ступе и пекли лепешки. Чтобы хоть как-то выжить молодежь, в основном подростки уезжали в Москву, Краснодар, вербовались на лесозаготовку, в ФЗУ.
Оправившись от тяжких испытаний в селах, стали открываться школы. Первые школы располагались в хатах, сараях, клунях раскулаченных и высланных людей. В хате раскулаченного З. И. Озерова зимой учили детей, летом – было правление колхоза. Первым учителем в школе был Е. П. Баздырев.
Мирную жизнь тружеников села оборвала Великая Отечественная война 1941 – 1945 годов. Из села на фронт ушло 718 жителей, в том числе по первому зову – 372 человека. Немец пришел в село неожиданно. Начался арест активистов. Всех увозили в Ивню, и там держали по несколько дней. Очень редко кто приходил домой, а большинство угоняли в Германию. Среди арестованных были Сергеев Илларион Кириллович, Пеньков Антон Дмитриевич. В селе оставались старики женщины и дети. Захватчики насильно отбирали у населения коров, телят, поросят, кур, одежду и другие вещи.
В феврале 1943 года были освобождены Песчаное, Череново. Надо было поднимать колхозы. После освобождения в хозяйстве имелось 360 дворов, в них проживало 2800 жителей. Председатель Горох Вячеслав Григорьевич вместе со стариками, женщинами и подростками, весной сеяли по невспаханному и бороновали на коровах. По осени убирали урожай звеньями по 10 человек: мужчины косили по 5 кос, пять женщин вязали. Молотили конной молотилкой.
Тем временем на фронтах Великой Отечественной войны продолжали воевать наши земляки.
Женщины и девушки принимали активное участие в строительстве железной дороги Старый Оскол – Ржава в 1943 году, которая была построена за 90 дней. Среди них: Мелихова Татьяна Николаевна, Шапилова Клавдия Ивановна, Глебова Татьяна Фатеевна, Мартьянова Анна Дмитриевна, Сырых Ксения Максимовна, Мартьянова Анастасия Васильевна, Сырых Пелагея Яковлевна, Сергеева Анна Афанасьевна, Базова Наталья Федоровна и другие.
Не все солдаты вернулись домой на родную землю. Погибло 403 человека. Сегодня имена всех погибших односельчан указаны на плитах у братской могилы 7 солдат Красной Армии, погибших при освобождении села.
Ручей Самаринка, образуется от слияния ручьев Студенок и Добрый Колодезь. На ручье село Самарино, которое названо по ручью Самаринка. Первое упоминания села в описании обоянского воеводы Ивана Колтовского: «У Хотмыцской дороги, с нижнюю сторону, деревня Самаринова (cовременное село Самарино Ивнянского района Белгородской области. В более поздней росписи М. А. Маслова 1651 г. – деревня Римшина, Самарина тож), подле Колмыцкой поляны, под Колмыцким затоном, выше Усдеревского плеса на Псле, в ней 9 дворов, поля в версты не мерены. От Хотмышской дороги и от деревни Самариновой[Л. 480]»
В селе Самарино существовал приход Дмитриевской церкви, по которому оно называлось Дмитровское. Точная дата постройки первого храма в селе не известна. Наиболее раннее упоминание о существовании в селе «церкви во имя св. великомученика Дмитрия Солунского, с приделом в честь святого Георгия Страстотерпца» содержится в Обоянской писцовой книге, составленной в 1684 году. Само село в то время носило название «Дмитровское» по имени святого Дмитрия Солунского. В документах Российского государственного архива древних актов г. Москва. РГАДА. Фонд 350. Опись 2. Дело 284. Листы 232-243 сохранилась запись за 1720 год «Села Самарина Церкви святаго великомученика Димитрия поп Мина Той же церкви дьячок Петр Сидоров».
В 1847 году было построено новое деревянное здание Дмитриевской церкви, существовавшее около 90 лет. По штатному расписанию приходов, церквей и причтов Курской епархии 1873 года в Дмитриевской церкви Самаринского прихода служили настоятель, его помощник и псаломщик. В середине 1930-х годов храм был закрыт и разрушен, а добытые при разборке здания брёвна и доски использовались в качестве стройматериала для нужд колхозного строительства. Священник, отец Константин Угревицкий был арестован и отправлен в ссылку, но к началу Великой Отечественной войны отбыл срок и вернулся в Самарино. Богослужения продолжались до конца войны и в течение пяти лет после Победы.
Прихожанами были не только жители Самарино и Хомутцов, но и жители ближних сёл. В 1950 году Дмитриевская церковная община была снята с регистрации, а протоиерей отец Константин Угревицкий переведён на должность настоятеля храма в соседнее село Песчаное. Полвека спустя на том месте, где ранее находился Дмитриевский храм, был воздвигнут памятный крест. Позднее, уже в 2000-х гг., благодаря спонсорской помощи московского предпринимателя В.И. Шатного, предки которого жили на нашей земле, в селе Самарино было построено здание часовни. Новая часовня освящена архиепископом Белгородским и Старооскольским Иоанном (Поповым) 14 июня 2008 года, в канун праздника Святой Троицы, и получила название Свято-Троицкой.
В 1684 году село относилось к Обоянскому уезду. В 1790-е годы село числилось в Богатенском уезде.
Первое описание Обоянского уезда 1649 года Обоянского воеводы Ивана Колтовского. Роспись Обоянсково уезду землям и деревням, которые поселились от Обоянсково города вниз и вверх по реке Пслу по обе стороны,и та земля занята под Обоянской уезд. [3, ЕД. ХР. 290, Л. 471– 482] С верхнюю сторону речки Пены, Обоянсково уезду, на реке на Псле, деревня Хомуты (cовременноое село Хомутцы Ивнянского района Белгородской области), в ней 28 дворов, поля в версты не мерены для того, что стоит к степи. От речки Пены вверх по Пслу, до деревни Хомутов 300 сажень. От деревни Хомутов вверх по Пслу, до Хотмышской дороги, и до деревни Самариновой, верста 500 сажень.
В описании населенных мест южных уездов за 1684 год указано: Стан Салотинской: д. Салотина, д. Верховье Салоти, с. Никольское – Белое тож, д. Черипова, д. Пешаная, д. Самарина, д. Хомутцы. Усадища к реке ко Пслу и к реке к Пене, а на усадищах дворы помещиков обоянцов детей боярских Ларион да Евтифей Ларионовы дети Переверзевы.
Село Хомутцы относилось к Казацкой волости Обоянского уезда Курской губернии.
Летом 1684 года на основании указа, составленного от имени царей Петра и Ивана, и по грамотам из Разряду в Обоянском уезде дьяком Н. Кобяковым, писцами стольника Авраама Богдановича Мантурова и подьячим Григорием Жеребцовым составлялась перепись земельных владений помещиков «Подлинная писцовая и межевая книга города Обояни и его посада и поместных земель в станах Залесском, Салотинском и Рудавском». В числе поселений указаны и Хомутцы: «Деревня Хомутцы. Усадища к реке по Пслу и к реке Пена, а на усадищах дворы помещиков обоянцов детей боярских». Все населённые пункты назывались деревнями, а если там была церковь дописывали «Село Преображенское» по названию церкви.
В те времена помещиками называли служилых людей, которые получали земельные пожалования за свою военную службу, потому что в Указе писалось «...испоместить» все вновь поселяемые было помещиками. Крепостных крестьян у них не было вовсе, их негде было взять. По указу 1651 года максимальный размер таких земель для детей боярских составлял 200 четей (четвертей) земли, т.е. 112 га.
После реформ Петра 1 меньшая часть служилых людей подтвердила дворянские звание и продолжила службу в соответствии с Табели о рангах. Основная масса помещиков, осевших на землю, была переведена в категорию однодворцев, с правом востановить дворянский статус, но только через военную службу, и самостоятельно обрабатывала землю, обходясь силами своей семьи. Жили одним двором и двор был единицей налогообложения.
По поводу происхождения названия Хомуты. Это трудно объяснимо. Одна из местных версий гласит: «Для ведения полеводства и скотоводства необходимо были более или менее ровные поля и луга. А ручьи, сбегавшие во время половодья и дождей, легко размывали песчаную почву промывая овражки. Их надо было как-то сдерживать, поправлять, поэтому в местах образования ручьёв устраивали заграждения, так называемые «хомутцы» – временные мелиоративные сооружения из свежей ивы и ракиты.
Деревья прорастали перекрывали промоины, сдерживая размывы берегов останавливая рост овражков. Сейчас в Хомутцах о ручьях напоминают проулки, по которым вода стекает в реку. Таких проулков в селе несколько – Митькин, Зайцев, Чуков, Городков. Названия проулков произошли от имени и фамилий или подворий людей, которые заселялись около этих заграждений и первыми строили хомутцы. Вторая версия гласит, что первопоселенцы, прибыв на место, нашли висящие на дереве хомуты и так назвали вновь образованную деревню. Эти версии достаточно искусственные. Скорее всего, это название уже употреблялось и переименовывать его не стали.
Свидетельство о публикации №225040700968