О самадхи и Нирване
Следует учитывать, что идёт перед самадхи в Раджа Йоге. Нужно сперва выйти на дхъяну. Такое созерцание, которое будет длиться не менее 2-х минут и 24-х секунд. При этом ум не должен отвлекаться и утопать. Много кто может выйти на дхъяну? А чтобы выйти на самадхи, необходимо созерцать непрерывно не менее 28- минут и 48-ми секунд. И только потом сосредоточение позволит ощутить безмытежность. Это вначале практики у тех, у кого такое получается. Конечно, потом, энергетически и духовно раскачавшись, можно выходить на самадхи быстрее.
В Буддизме Восьмеричный Благородный Путь включает правильное сосредоточение, но все части Пути нужно практиковать в комплексе с намерением пробудить свою истинную природу. Путь состоит из правильных воззрений, нравственности и духовных методов.
На западе дхъяну называют медитацией, но это только путает. Медитация с латинского - размышление. Лучше дхъяну называть созерцанием. Перед дхъяной есть дхарана - концентрация на объекте от 12 - секунд до 2-х минут и 24-х секунд. Я думаю, многие принимают дхарану за созерцание, но, по сути, после некоторого молчания их умы начинают утопать в мыслях. И утопание потом принимают за випашьяну (прозрение). Випашьяна должна идти после самадхи. Или, если сказать по-буддийски, после шаматхи. После высшей её стадии. Потому что шаматха включает в себя дхарану, дхъяну и самадхи. Из безмятежности можно направить ум на объект и мгновенно познать его - это истинная випашьяна. Однако заблуждения о випашьяне наполнили Буддизм и многие проводят ретриты по ней. Т. е. даже простые размышления без выхода на дхъяну считают духовным достижением. И за это берут деньги. На платных ретритах никогда не выйти на самадхи (высшую ступень шаматхи) и випашьяну. Скорее всего, сами инструкторы не умеют выходить даже на дхъяну.
Почему самадхи одни называют методом, а другие состоянием? Во-первых, если судить по-бытовому, совершая любое действие, человек проходит через определённое состояние. Важно на чём делать акцент. Во-вторых, главный духовный метод, который очень тяжек в освоении, связан с конкретными достижениями. И их ассоциативно могут считать состояниями самадхи.
А что такое Нирвана? Это отдых от любой деятельности в Сансаре, блаженство после завершения этапа Эволюции. После того, как духи закончили развитие в животных формах в одном мире, они ушли в Нирвану, а после вернулись в Сансару для развития в форме человека в другом мире. Потом снова Нирвана, и снова проявление в Сансаре, но на уровне божественной Эволюции. И т. д.
Однако человек может ускорить прохождение своего этапа Эволюции. Для этого у него есть Истинные Учения и духовные методы, позволяющие раскрывать потенциал быстрее. Стоит учитывать, что очищение идёт вначале и без него не продвинуться.
Есть современное учение - Агни Йога и в Нём говорится, что Нирвана - это высокое напряжение. Почему? Думаю, дух удерживает энергии в себе, не показывает их, от того и напряжение. Но это не противоречит безмятежности и блаженству, если смотреть в суть. Ещё в Агни Йоге утверждается, что Нирвана связана и с большим напряжением, и действиями. Как такое возможно? Скорее всего, речь о состоянии Архата. В Махаяне (в северном Буддизме) Архатом называют такое существо, которое избавилось от клеш (омрачений) и необходимости рождаться в мире людей. Архат заслужил Нирвану, но с остатком. Т. е. ощущает блаженство, но пребывает в Сансаре. При полной Нирване проявления в Сансаре нет. А что насчёт духовных методов в Агни Йоге? Они присутствуют. Созерцание Лика Учителя. Предстояние перед Учителем - не просто осознаннасть в делах, а наивысшая осознанность, которая доступна человеку.
Свидетельство о публикации №225040801052