Мартин Лютер о светской власти

МАРТИН ЛЮТЕР О СВЕТСКОЙ ВЛАСТИ
Полномочия правителей в сравнении с обязанностями подданных

Ник Вон

В 1523 году Мартин Лютер написал трактат «О светской власти, о том, в какой мере ей следует повиноваться», в котором он представил то, что историки назвали «доктриной двух царств» из-за интерпретации Лютером того, как Бог правит миром двумя разными способами. Лютер опубликовал трактат о светской власти всего через три года после своего «Обращения к немецкому дворянству» (1520), в котором, следуя каноническому праву, он обратился к немецкому дворянству с призывом начать церковную реформу, поскольку религиозный истеблишмент не прислушался к призывам Лютера и теперь утратил право на подчинение. При этом он утверждал, что две власти разделены, но равны, признавая светскую власть как установленную Богом и осуждая папство за вмешательство в мирские дела. Он также выдвинул доктрину о священстве верующих, которая, по сути, уравнивала светских правителей в духовном отношении с церковными властями. Папа не только не является единственным толкователем Писания, но и не должен быть единственным, кто может созвать церковный собор для проведения реформ.
Трактат Лютера о светской власти, написанный в 1523 году, основан на аргументах, изложенных в его «Обращении к немецкому дворянству». В развивающемся мировоззрении Лютера Бог управляет Своим земным царством посредством управления.светского и церковного. Таким образом, роль светской власти заключается в защите праведников и наказании нечестивых, в том числе церковных лидеров, с помощью позитивного права и принуждения мечом. Как объясняет профессор Бейлорского университета Дэвид Уитфорд,1 «Бог наделил светского правителя властью меча для поддержания порядка и справедливости. Само по себе это призвание - высокая и достойная должность. Правитель - будь то король, герцог, горожанин или отец семейства - должен посвятить себя этому призванию и оставить провозглашение Слова и спасение душ Богу и церкви».2 В то же время Бог правит Своим Небесным Царством посредством Евангелия и благодати. Таким образом, абсолютное владычество Бога оставалось в основе понимания Лютером обоих Царств.
Одним из главных аргументов Лютера в доктрине о двух царствах является убеждение, что в идеальном христианском мире не будет необходимости в светском, мирском правительстве. В своём трактате о светской власти Лютер заметил: «[Э]тот народ [то есть народ Царства Божьего] не нуждается ни в светском мече, ни в законе. И если бы весь мир состоял из настоящих христиан, то есть истинно верующих, не было бы ни князей, ни королей, ни господ, ни меча, ни закона». Ибо какая в них польза, если в сердцах христиан пребывает Святой Дух, Который наставляет их и не позволяет им никого обижать... 3 Тем не менее, реальность того времени была совсем иной.  Таким образом, Лютер писал: «Здесь применимо другое утверждение, что вы [как христианин] обязаны служить и укреплять меч всеми возможными способами - телом, душой, честью или имуществом. Ибо оно [то есть правительство] - это не то, что вам нужно, а нечто весьма полезное и выгодное для всего мира и для вашего ближнего».4
И снова в «Застольных беседах Мартина Лютера», сборнике заметок и эссе, составленном учениками Лютера во время обедов в его доме (которые проходили с 1531 по 1544 год), мы находим запись разговора, который, кажется, противоречит идее о том, что светское правительство не нужно. Здесь Лютер, как сообщается, заявил: «Власть - необходимое в мире состояние, и её следует чтить... Светское правительство поддерживается не только законами и правами, но и Божественной властью...»5 И снова, как он сказал во время другого разговора за обедом, светская власть необходима, учитывая воинственный характер человечества: «Правительство - это знак Божественной благодати, милосердия Бога, Которому не доставляет удовольствия убивать, калечить и душить. Если бы Бог предоставил всему идти своим чередом, как у турок и других народов, без хорошего правительства, мы должны были бы быстро изгнать друг друга из этого мира ”6.
Таким образом, очевидно, что Лютер верил, что следование сильному светскому правительству и его законам отвечает наилучшим интересам его собратьев-христиан и что их участие в суверенном государстве помогает им претворять в жизнь учения апостола Павла, защищая христиан. Таким образом, несмотря на то, что теоретически это было возможно, Лютер считал, что светское правительство на самом деле необходимо и что светские и религиозные власти не должны смешиваться друг с другом. В то время как светские власти, будучи священниками перед Богом, могли иметь право реформировать церковь наравне с религиозными лидерами, было особенно важно, чтобы светская власть не вмешивалась в христианские обряды своих подданных, приказывая им нарушать Божественный закон.
Лютер хотел разделения духовного и мирского сословий и считал, что указы Папы Римского, которым были вынуждены следовать немецкие князья, не соответствовали его представлениям о Божественно установленной структуре власти. Разделение на сословия (или царства) так важно для Лютера, потому что не все на земле или даже под властью одного князя, господина или императора являются христианами. Светское правительство, по мнению Лютера, облегчало смешение (или его отсутствие) христиан и нехристиан. Некоторые из них даже не являются «истинно верующими [такими были те, кто находился в лютеранском лагере]»7, по мнению Лютера. Как сказал Лютер, если бы все были истинно верующими, не было бы нужды в правительстве, но поскольку есть нехристиане и неверующие, существует необходимость в светском правительстве. «...Бог создал другое правительство для нехристиан, за пределами христианского государства и Божьего Царства. Он подверг их мечу, так что, даже если они захотят это сделать, они не смогут практиковать свое нечестие; а если и сделают, то не смогут делать это без страха”8.
Все это может показаться легкомысленным, но для Лютера в этом и заключалась разница между теми, кто имел власть над ним, и те, кому он «должен был противостоять хотя бы словом.Лютер считал, что те, кто в правительстве не мешал его убеждениям, и те, кто не поддерживал Папу Римского как папистов, имели право и власть от Бога полностью управлять им и народом в целом. Кто-то может подумать, что Лютер не слишком любил светских правителей, основываясь на его «Открытом письме христианскому дворянству», но это не так. Однако Лютер был оппортунистом и довольно высоко ценил некоторых князей. На самом деле, в «Застольных беседах Мартина Лютера» есть рассказ об ужине, на котором князья Эрнст Люнебургский и Вильгельм Мекленбургский обедали в доме Мартина Лютера. «Я пригласил на обед в свой дом в Виттенберге князей Эрнста Люнебургского и  Вильгельма Мекленбургского, которые много жаловались на безмерное пьянство и разврат при дворах, и всё же я верю, что они будут хорошими христианами».10
Этот рассказ описывает дружеский, но политический обед между Лютером и князьями  должен развеять любые сомнения в том, что Лютер не относился свысока к некоторым светским правителям, особенно к лютеранским князьям. Правители, с которыми Лютер был наиболее не согласен, - это те, кто стремился подавить его убеждения или превышал свои законные полномочия, например, папство, а также те, кто, по мнению Лютера, был недостаточно смел. В «Застольных беседах» Лютер, как говорят, заявил, что «правители должны быть мудрыми, смелыми и знать, как править в одиночку, без советников».11 Это ключевое предложение для понимания второго уровня недовольства тех, кого Лютер называл папистами. Убеждение Лютера в том, что правители (то есть те, кто управляет) должны быть мудрыми и смелыми, также можно найти в его «Открытом письме христианскому дворянству», где он призывает немецких князей действовать благоразумно и молиться о Божьей помощи. «Поэтому будем действовать мудро и в страхе Божьем... Папы и Рим  до сих пор с помощью дьявола могли сталкивать королей друг с другом, и они вполне могут сделать это снова, если мы будем действовать своей силой и хитростью, без Божьей помощи». 12. Отчасти именно отсутствие у немецкой знати смелости противостоять чрезмерному влиянию папства побудило Лютера написать «Открытое письмо». Однако помимо этого Лютеру нужна была поддержка хотя бы некоторых немецких князей, чтобы они защищали его и продвигали его реформаторское движение. В 1520 году папа Лев X объявил Лютера еретиком, а в следующем году Карл V наложил на него имперский запрет. Таким образом, Лютер отчаянно нуждался в защите. Кроме того, Лютеру нужна была поддержка светских лидеров, чтобы продвигать Реформацию в Германии и за её пределами.
Роберт Колб, почётный профессор семинарии Конкордия в Сент-Луисе, указал на ещё один аспект размышлений Лютера о государстве, обсудив его взгляды в годы, предшествовавшие Крестьянской войне. «Страхи Лютера перед общественными беспорядками в сочетании с его эсхатологическими убеждениями, что сатана использует мятежных крестьян, чтобы помешать распространению Евангелия, привели его к ожесточённому противостоянию крестьянским восстаниям в 1524–1526 годах.По мере того, как восстание распространялось по Германии, Лютер быстро начал понимать, что крестьяне неверно истолковывали Библию или, по крайней мере, не толковали её так, как, по его мнению, следовало. По мнению Лютера, крестьяне не только извращали Библию, но они также неверно истолковывали идеи, поддерживаемые Лютером в его трактатах "О свободе христианина" (1520), в которых Лютер, следуя апостолу Павлу, писал о духовной свободе во Христе (но не о свободе от земных обязательств по отношению к своим светским господам), и о светской власти, в которых Лютер утверждал, что, поскольку светская власть установлена Богом, человек никогда не должен поднимать восстание против своего сюзерена или князя, но в лучшем случае пассивно не подчиняться приказам  нарушать Божественный закон.
Таким образом, в своём трактате «Против грабительских и кровожадных шаек крестьян» Лютер писал: «Поскольку эти крестьяне, несчастные люди сбились с пути и поступают не так, как обещали, я тоже должен писать о них не так, как писал, и начать с того, чтобы указать им на их грех, как Бог велит Исайе и Иезекиилю, в надежде, что некоторые из них научатся познать самих себя. Затем я должен наставить правителей, как им вести себя в этих обстоятельствах”.14 Том Скотт пишет, что “летом 1524 года на южной окраине Шварцвальда, недалеко от реки Рейн и границы со Швейцарской Конфедерацией, согласно рассказам современников, разразилась крестьянская война, которая должна была сотрясать всю южную и центральную Германию и австрийские земли в течение следующих двух лет”.15
Крестьянская война показала Лютеру, что способ толкования Библии крестьянами был совершенно неправильным, и он начал идти на уступки в своих убеждениях, что каждый должен иметь доступ к Библии. Восстание также позволило Лютеру понять, что немецкая знать была его союзником и что он нуждался в ней, чтобы продолжать проповедовать свою реформу. Лютер нуждался в  защите, поддержке, а иногда даже в деньгах. Лютер также начал высоко отзываться о тех представителях немецкой знати, которые помогли быстро положить конец Крестьянской войне, и низко - о крестьянах, как записано в его «Застольных беседах». «К государственным делам относятся не простые, необразованные люди или слуги, а военачальники; понимающие, мудрые и отважные люди, которым можно доверять и которые стремятся к общему благу и процветанию, а не к своей выгоде и прибыли, не следуют собственным желаниям, удовольствиям и радостям...» 16. Этот комментарий также показывает, что Лютер хотел узаконить положение князей и дворян в глазах народа. Однако его положение здесь бросило длинную тёмную тень на его репутацию реформатора и защитника простых людей.
Лютер также начал заводить друзей среди князей, самым известным из которых был Фридрих, курфюрст Саксонии. Колб отмечает, что «... процесс реформы по укоренению в народе продвигался при дворе и в сельской местности Германии в течение 1520-х годов. 13 Курфюрст Фридрих спрятал Лютера после его выступления в Вормсе в своём замке Вартбург.Лютер мог благодарить своего князя за защиту от врагов, и это, без сомнения, вызывало у него ещё большее уважение к другим немецким князьям, которые, казалось, были склонны поддерживать его реформы. Хотя курфюрст Фридрих поддерживал Лютера и, по-видимому, его реформы, он не во всём соглашался с Лютером в вопросах религии. Курфюрст Фридрих хранил большую и ценную коллекцию религиозных реликвий, в то время как Лютер осуждал чрезмерное внимание, которое Папа Римский и  католики уделяли реликвиям. В основном причиной, по которой Лютер стал зависимым от светских правителей, был оппортунизм, поскольку он также косвенно бросал вызов курфюрсту Фридриху, который полагался на реликвии. В глазах Лютера курфюрст Фридрих был смелым, мудрым и сдержанным. Как он, по слухам, сказал во время ужина: «Я бы очень хотел, чтобы Сципион, этот прославленный воин, был на небесах; он умел управлять собой и преодолевать себя, обуздывать свой разум - это высшая и самая похвальная победа». Фридрих, курфюрст Саксонии, был ещё одним таким князем; он умел сдерживать себя, хотя по натуре был вспыльчивым.18 Это были высокие похвалы от Лютера, который сравнивал курфюрста Фридриха с находчивым полководцем Сципионом Африканским, командовавшим римской армией во время разгрома Ганнибала и карфагенской армии в битве при Заме в 202 году до н. э.
Помимо необходимости в защите и поддержке своих реформ, почему Лютер встал на сторону князей против крестьян? Что  было поставлено на карту в Крестьянской войне? Для Лютера Крестьянская война явно ставила под угрозу почти всё, чего он достиг в своём стремлении реформировать католическую церковь. Лютер отвергал утверждения о том, что крестьяне делают всё свободным и общим. Как объясняет Лютер в «Против шаек крестьян»: «Крестьянам не помогает, когда они притворяются, что, согласно Книге Бытия 1 и 2, всё было создано свободным и общим и что все мы одинаково крестились. Ибо в Новом Завете Моисей не имеет значения, ибо там стоит наш Учитель, Христос, и подчиняет нас, наши тела и наше имущество императору и закону этого мира, когда говорит: «Отдавайте кесарево кесарю».» 19 Светская власть была санкционирована Христом! Лютер понимал, что для сохранения своей Реформации ему нужно было соблюдать заповеди Христа и тем самым сохранять порядок, установленный светскими правителями. В результате Крестьянской войны были убиты тысячи крестьян, и Лютер санкционировал эти убийства. Он писал: «Я не буду противиться правителю, который, даже если он не приемлет Евангелие, будет бить и наказывать этих крестьян, не предлагая передать дело в суд». Ибо он в своём праве, поскольку крестьяне больше не борются за Евангелие...». 20 Поскольку крестьяне больше не были «истинно верующими», Лютер утверждал, что они должны почувствовать на себе гнев меча, как и другие религиозные диссиденты. Помимо всего прочего, Лютер знал, что порядок создаёт благоприятную среду для его Реформации и что из-за Крестьянской войны эта Реформация оказалась в уязвимом положении. Таким образом, помимо его личной позиции по светской власти, Лютер неохотно призывал к смертной казни крестьян, чтобы поддерживать порядок и создавать благоприятные условия для продолжения реформы.
Тем не менее Лютер не стеснялся критиковать князей, когда считал нужным. «Нынешние князья не умеют управлять своим хозяйством. Четыре имперских города тратят на роскошь и безделушки за один день больше, чем Соломон тратил во всём своём царстве за месяц. Они, эти князья, бедные люди, вполне заслуживают нашего сострадания». 21. Помимо князей, которые решили вмешаться в религиозные убеждения своего народа (от которых Лютер отрёкся), Лютер также считал, что любой правитель подвержен коррупции и что народ должен молиться за своих правителей. «Власть - необходимое в мире состояние... поэтому мы должны молиться за властителей, которых легко можно развратить и испортить». 22
Лютер признавал, по крайней мере в частном порядке, что правители подвержены коррупции. «Почести меняют характер человека, и редко в лучшую сторону. Правитель, который правит без законов, по своему усмотрению, - чудовище, хуже дикого зверя; но тот, кто правит согласно установленным законам и правам, подобен Богу, который является творцом и основателем законов и прав.Колб ещё больше раскрывает мысль Лютера: «Он [Лютер] утверждал, что Бог влияет на всё в сфере веры, в сфере, которая включает в себя отношения между Богом и человеческими существами, в то время как человеческая любовь действует в земной сфере, в требуемом послушании Богу, когда грех не вмешивается»24.
Кроме того, поскольку разделение двух царств было движущей силой, лежащей в основе убеждённости Лютера в том, что правительство, которое не вмешивается в религиозные дела народа, является хорошим правительством, по крайней мере, в определённой степени. Это, конечно, предполагает, что религиозные лидеры должным образом выполняют свою работу и что люди следуют за ними так же, как и за своими светскими лидерами. Однако, как видно из Крестьянской войны, а также из его обращения к немецкому дворянству, Лютер считал, что светское правительство должно вмешиваться в религиозные дела, когда речь идёт о защите «истинно верующих» и подавлении по сути еретического и анархического восстания крестьян.
Но аргумент о двух царствах несколько усложняет понимание того, какую роль Лютер отводит Богу в светском государстве. Конечно, как набожный христианин, Лютер хочет, чтобы Бог был в центре, хотя поначалу кажется, что он выступает за полное разделение двух царств. Однако отрывок из трактата Лютера о светской власти помогает прояснить ситуацию: "Прежде всего следует отметить, что у двух категорий детей Адама - тех, кто находится в Божьем царстве под властью Христа, и тех, кто находится в мирском царстве под властью правителей, как было сказано выше,  есть два вида законов. В каждом царстве должны быть свои законы и постановления; без закона ни одно царство или правительство не может существовать, как показывает повседневный опыт. У светского правительства есть законы, которые распространяются только на жизнь, имущество и внешние дела на земле, потому что Бог не может и не позволит никому, кроме Себя, управлять душой. Поэтому там, где светская власть претендует на предписывая законы для души, оно посягает на Божье правление и лишь вводит души в заблуждение и губит их.25
Лютер излагал тонкий ход мыслей. По мнению Лютера, светское правительство играет важную роль, но всегда отходит на второй план по сравнению с более масштабной картиной, включающей Царство Божье. Бог создал землю и всё, что на ней есть, в том числе светское правительство. Это означает, что законы Бога управляют всем, в том числе и правительством. Но некоторые права принадлежат только Богу, чтобы Он мог должным образом управлять душами людей. Здесь Лютер выступал против принятия правительствами законов, которые могут ограничивать способность Бога управлять душами и, следовательно, влиять на религиозную веру человека. «Когда на душу налагается закон, созданный человеком, чтобы заставить её верить в то или иное, как предписывает его Создатель, то, конечно, в этом нет Божьего слова»26. Бог - высший духовный авторитет, и всё же Он является причиной существования светского закона. Ни одно правительство не должно ограничивать Его, налагая законы на человеческую душу, и ни одно правительство не должно забывать о Божьих словах, когда пишет, принимает и применяет законы.
Мартин Лютер был неоднозначной фигурой в своё время; он выступал за религиозную реформу против католической церкви, которая, по его мнению, утратила связь с Божьей волей. Лютер был не просто религиозным деятелем; в глазах простолюдинов, которые помогли ему сформировать его имидж «человека из народа», он был кем-то гораздо большим, даже когда не отстаивал их интересы. С годами отношение Лютера к светскому правительству изменилось: из чего-то важного, но, по крайней мере теоретически, не абсолютно необходимого, оно превратилось в то, что он считал абсолютно необходимым и критически важным для защиты Божьего народа на земле и распространения религиозной реформы. События, произошедшие накануне и во время Крестьянской войны 1525 года, заставили Лютера осознать, что для достижения своих целей в области церковной и религиозной реформы ему нужны были на его стороне суверенные князья и дворяне.27 Однако в конце концов, в типичной для Лютера манере, он оставил всё на усмотрение Бога: «Бог обращается с великими правителями, королями и князьями, как дети с игральными картами. Пока у них хорошие карты, они держат их в руках; когда у них плохие карты, они устают от них и бросают их под стол; точно так же поступает Бог с великими правителями: пока они хорошо правят, Он держит их в Своих руках; но как только они начинают превозноситься и править плохо, Он сбрасывает их с  престолов... 28 Таким образом, абсолютное владычество Бога оставалось в основе понимания Лютером двух царств.

 1 David Whitford is a Religion Professor at Baylor University and the editor of the Sixteenth Century Journal. He has published several works, including Tyranny and Resistance: The Magdeburg Confession and the Lutheran Tradition.
2 David M. Whitford, Tyranny and Resistance: The Magdeburg Confession and the Lutheran Tradition (St. Louis: Concordia Publishing House, 2001), 33.
3 Martin Luther, Secular Authority: To What Extent Should It Be Followed, trans. C. M. Jacobs, in Works of Martin Luther, vol. 3 (Philadelphia: Muhlenberg Press, 1930), 225-273 at 241. 
4 Luther, Secular Authority: To What Extent Should It Be Followed, 235.
5 William Hazlitt, ed. and trans., The Table Talk of Martin Luther (London: George Bell and Sons, 1884), 309.
6 Hazlitt, The Table Talk of Martin Luther, 308.
7 Hazlitt, The Table Talk of Martin Luther, 308.
8 Luther, Secular Authority: To What Extent Should It Be Followed, 232. 
9 Luther, Secular Authority: To What Extent Should It Be Followed, 229.
10 Hazlitt, The Table Talk of Martin Luther, 312.
11 Hazlitt, The Table Talk of Martin Luther, 309.
12 Martin Luther, Open Letter to the Christian Nobility of the German Nation Concerning the Reform of the Christian Estate, trans. by C.M. Jacobs, in Works of Martin Luther, vol. 2 (Philadelphia: A. J. Holman Company, 1915), 61-164 at 64-65. 
13 Robert Kolb, “Martin Luther and the German Nation,” in A Companion to the Reformation World ed. R. Po-chia Hsia (Oxford, U.K.: Blackwell Publishing, 2004), 39-55.
14 Martin Luther, Against the Robbing and Murdering Hordes of Peasants, 1525, in Martin Luther (Documents of Modern History), ed. and trans. by E. G. Rupp and Benjamin Drewery (London: Edward Arnold, 1970), 121-6 at 123.
15 Tom Scott, “The Peasant’s War,” in A Companion to the Reformation World ed. R. Po-chia Hsia (Oxford, U.K.: Blackwell Publishing, 2004), 56-69.
16 Hazlitt, The Table Talk of Martin Luther, 310. 
17 Kolb, “Martin Luther and the German Nation,” 46.
18 Hazlitt, The Table Talk of Martin Luther, 310.
19 Luther, Against the Robbing and Murdering Hordes of Peasants, 123.
20 Luther, Against the Robbing and Murdering Hordes of Peasants, 124. 
21 Hazlitt, The Table Talk of Martin Luther, 313.
22 Hazlitt, The Table Talk of Martin Luther, 309.
23 Hazlitt, The Table Talk of Martin Luther, 309.
24 Kolb, “Martin Luther and the German Nation,” 47. 
25 Martin Luther, Temporal Authority: To What Extent It Should Be Obeyed, trans. J. J. Schindel, rev. Walter I. Brandt, in Luther’s Works, vol. 45, ed. and trans. Walter I. Brandt and Helmut T. Lehman (Philadelphia: Muhlenberg Press, 1962), 81-129, at 105.
26 Luther, Temporal Authority: To What Extent It Should Be Obeyed, 105.
27 Hazlitt, The Table Talk of Martin Luther, 312.
28 Hazlitt, The Table Talk of Martin Luther, 314. 

Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn


Рецензии