Судовая роль
В июне 1958 года меня направляют старпомом на танкер «Григорий Вакуленчук». Танкер сделал два рейса подряд в Аргентину, в Буэнос-Айрес.
В этом порту особенно запомнилось оформление прихода судна в порт. По требованию портовых властей нужно было подать 24 экземпляра судовых ролей, декларации о личных вещах экипаж, о грузе, судовых припасах.
Кроме того, на каждого члена экипажа заполнить специальную карточку с фотографией, в верхней части которой нужно было указать данные члена экипажа: фамилию, имя, рост, вес, цвет волос, глаз, фамилию и имя родителей (отца и матери). В нижней части карточки- отпечатки всех десяти пальцев рук. Компьютеры тогда ещё не существовали, были только две пишущие машинки с латинским шрифтом. Такая работа загружала всех штурманов и обоих радистов на целый день.
Судовая роль (Crew List) –один из Судовых документов, требуемый властями порта захода судна. Судовая роль — это документ, содержащий сведения о количестве и составе экипажа при приходе и отходе судна.
В ней указываются: название и номер судна, присвоенный Международной морской организацией; государство флага судна; позывной сигнал; номер рейса; фамилия, имя, отчество (или имена); гражданство; должность; дата и место рождения; вид и номер документа, удостоверяющего личность; порт и дата прибытия; последний порт захода. Судовая роль заполняется на английском языке.
Моряк в составе экипажа, будучи внесенным, вписанным в роль приобретает обязанности – то, что обязан делать и заведование. Слово «заведование». обозначают длительное незавершенное действие и всеобщность, образовано от древнерусского слова «ВЋДАТИ» - иметь сведения, досконально знать, откуда – заведовать означает денно и нощно знать о состоянии того, что ему поручено, вверено.
Любое судно заходя под любым флагом в любой порт обязано подать портовым властям судовую роль. Начало этой традиции и правилу было трагикомично. В XIV веке Бальтазар Косса, злой гений, человек энергичный, алчный, коварный, знаменитый пират, став папой римским Иоанном XXIII, не поделил с подельщиками награбленное и начал их преследование. С этой он ввел обязанность по всему католическому миру подавать список экипажа при заходе в порт, чтобы найти и уничтожить тех, кто скрывался от своего бывшего предводителя.
Этот список назывался по-итальянски rolo, от латинского rotulus – бумажный свиток. Слово пришло в русский язык в XVII веке с итальянцами, строителями галер. В начале XIX века добавилось уточняющее определение «судовая», чтобы отличать от театрального термина, пришедшего из французского.
Исследования, проведенные, Международной Школой Бизнеса в Сан-Франциско, показали, что количество документации и оформление операций судна в портах захода судна в несколько раз превышают подобные процедуры на воздушном транспорте.
Оформление прихода и отхода, проверка экипажа и пассажиров, грузовых операций требовали до 50 различных документов в многочисленных копиях. Такое оформление неминуемо вызывало излишнюю нагрузку на экипаж, задержку судна в портах. Авторы исследования предложили упростить процедуры оформления судовых операций, унифицировать формы документов объединив некоторые в один, стандартизировать размеры, формы и язык документов, предназначенных для морского судоходства.
В октябре 1963 года, на 3-й сессии, Ассамблея ИМО приняла Резолюцию А.63(III), которая одобрила проект Конвенции, и рекомендовала рассмотреть его на Конференции ИМО.
В апреля 1965 года, на международной Конференции, проходившей в Лондоне, была принята Конвенция по облегчению международного морского судоходства.
Главные цели Конвенции: предотвращение задержек судов из-за оформления документов; содействие сотрудничеству между Договаривающимися Правительствами по облегчению и упрощению формальностей; единообразие в отношении документов и процедур для судов в портах.
Приложение к Конвенции состоит из шести разделов: 1-Определение и общие положения; 2-Приход, стоянка и отход судна; 3-Прибытие и отбытие лиц; 4-Прибытие, нахождение и отправление груза и других предметов; 5-Санитарный, ветеринарный и фитосанитарный контроль; 6-Разные положения.
В разделе 2 Стандарты и Рекомендуемые практики приводятся стандарты документов ИМО, которые могут потребовать власти в портах, в том числе указано количество экземпляров, в частности Судовая роль- два (2) экземпляра.
Экипаж судна (корабля).
Экипа;ж (фр. ;quipage — «снаряжение, команда корабля», от ;quiper — «снаряжать (судно)», от др.-сканд. skipa — «снаряжать корабль и набирать команду», от др.-сканд. skiр — «корабль» — группа людей (иногда одно лицо, объединённых в упорядоченную иерархическую структуру с целью выполнения совместной работы или совместного задания на движущемся средстве.
Слово «экипаж» происходит из практики мореплавания, где на парусниках люди, выполнявшие различные функции, объединялись в экипаж для совместного управления кораблём.
Экипаж — это все чины судна: капитан, штурманы, матросы, машинисты, кочегары, прислуга. Экипаж маломерного (яхты) может состоять из одного лица, осуществляющего управление судном
В Военно-Морском Флоте СССР Экипаж флотский — береговая воинская часть, входящая в состав флота, отдельной флотилии или военно-морской базы. Предназначен, размещения и обслуживания, экипажей кораблей, воинских команд и отдельных военнослужащих а также для приёма , прибывающего пополнения, осуществляющее первоначальную военно-морскую подготовку призываемых во флот..
Свидетельство о публикации №225040801114