Гастеловцы

Такими делами бессмертен народ.
Я славлю твой подвиг, Гастелло.
Погиб ты. Но дело твое не умрет —
Бессмертно народное дело!
Михаил Голодный

 «Подвиг капитана Гастелло»

Подвиг экипажа Николая Гастелло
На пятый день войны 26 июля 1941 г. экипаж командира 4й эскадрильи 207-го дальнебомбардировочного авиационного полка Николая Францевича Гастелло совершил подвиг, о котором уже спустя несколько суток узнала вся страна.


Летчик капитан Гастелло Николай Францевич Стрелок-бомбардир лейтенант Бурденюк Анатолий Акимович Стрелок-бомбардир, вызвавшийся в боевой вылет в качестве стрелка нижней люковой установки, лейтенант Скоробогатый Григорий Николаевич Воздушный стрелок-радист    мл. сержант Калинин Алексей Александрович

В наградном листе, подписанном командиром 207 дбап капитаном Лобановым и батальонным комиссаром Кузнецовым 25 июля 1941 года 1941 года, так описывается подвиг экипажа: «Командир 4 авиаэскадрильи 207 авиаполка капитан Гастелло Николай Францевич за свою короткую боевую деятельность в борьбе с наглым врагом гитлеровским фашизмом вписал славные строки в историю наших отважных летчиков и достоин того, чтобы Советский народ знал одного из преданнейших сынов своей родины. Он сначала отечественной войны до последнего дня своей жизни сделал три боевых вылета.

Все они выполнялись точно с отличными результатами.
24 июня с утра в ожидании боевого задания летный и технический состав 207 ДБАП был на аэродроме по своим местам, ожидая приказания в полет на врага.
Зарвавшийся фашистский самолет Ю-88, имея на борту летчика, награжденного Гитлером тремя крестами, в том числе и награда «железный крест» за свои варварские действия, появился на высоте 80-100 метров над аэродромом. Пройдя, первый раз, он развернулся и выбрав место стоянки самолетов, открыл стрельбу с передних и люкового пулемета, сосредоточив огонь на самолете, на котором находился в это время капитан Гастелло.

Капитан Гастелло длинной и меткой очередью прямой наводкой вывел из строя правый мотор и смертельно ранил лётчика. Коварный враг пытался уйти, но не смог. Участь его была решена, сделав вынужденную посадку, он был взят в плен.
26 июня капитан Гастелло с экипажем Бурденюк, Скоробогатый и Калинин повёл звено ДБ-3 бомбить зарвавшихся фашистов. По дороге Молодечно - Радошковичи, у Радошковичи показалась вереница танков противника. Звено Гастелло, сбросив бомбы на груду скопившихся на заправку горючим танков, и, расстреливая из пулемётов экипажи фашистских машин, стало уходить от цели.

В это время фашистский снаряд догнал машину капитана Гастелло, получив прямое попадание, объятый пламенем, самолёт не мог уйти на свою базу, но в этот тяжёлый момент капитан Гастелло и его мужественный экипаж были заняты мыслью не допустить врага на родную землю.
          
По наблюдению старшего лейтенанта Воробьёва [летчик Воробьев Федор Кузьмич погиб 22.08.1941 г.  Первичное место захоронения: Орловская обл., Орловский р-н, ст. Оптуха, кладбище (на фото в центре )] и лейтенанта Рыбаса (стрелок-бомбардир Рыбас Анатолий Васильевич погиб 05.11.1941 г. – авт.), они видели, как как капитан Гастелло развернулся на горящем самолёте и повёл его в самую гущу танков. Столб огня объял пламенем танки и фашистские экипажи. Такой ценой заплатили немецкие фашисты за смерть летчика капитана Гастелло и смерть его героического экипажа… ».

Указом Президиума ВС СССР №: 606/11 от: 26.07.1941 г. Капитану Гастелло присвоено звание Герой Советского Союза, остальные члены экипажа награждены орденами Отечественной войны I степени 25.01.1958 г.
 
Похоронены летчики в Белоруссии Молодечненский р-н, северо-западная окраина г.п. Радошковичи, у шоссе Молодечно-Минск.

После героической гибели экипажа на митинге выступил техник-лейтенант 2 ранга самолета ДБ-3ф Грошев Николай Петрович, который поклялся стать летчиком и отомстить за боевых друзей. Эту клятву он сдержал. Стал летчиком-штурмовиком 214 шап, Героем Советского Союза, генералом.

          За брата мстил врагу и младший брат Виктор Гастелло, который добился снятия брони, и ушел на фронт защищать Москву 05.11.1941 г.
 
 Командир батальона 673 сп 220 сд лейтенант Виктор Гастелло отличился в бою за Ржев: «9 сентября 1942г. под военным городом Ржев Калининской области тов. Гастелло сам лично повёл в атаку взвод и уничтожил в этом бою 30 фашистов.

 Находясь на передовой линии, тов. Гастелло заметил пулеметную точку противника и около 10 немецких автоматчиков, не дающих нашим бойцам продвигаться вперёд. Тов.  Гастелло, вооружившись ручными и противотанковыми гранатами, и, захватив с собой группу бойцов в количестве четырёх человек, ползком под сильным пулеметно-минометным огнём дополз до огневых точек противника и забросал их гранатами.

Было убито около восьми фашистов и один ручной пулемёт противника уничтожен. В этом бою тов. Гастелло был ранен, но поле боя не оставил, и продолжал уничтожать фашистов. За мужество и отвагу тов. Гастелло достоин правительственной награды» . Он был награжден орденом Красная Звезда посмертно.  Похоронен Ржевский р-н, д. Кокошкино.

О подвиге своего подчиненного оставил свои воспоминания его командир маршал авиации Скрипко Николай Семенович, в то время командир 3-го авиакорпуса, в книге «По целям ближним и дальним ».

В 1939 году он участвовал в боях на Халхин-Голе в составе 150-го скоростного бомбардировочного авиационного полка [батальонный комиссар полка Михаил Анисимович Ююкин совершил первый наземный таран – прим. авт], которому была придана эскадрилья 1-го ТБАП.
 
«Однополчане рассказывали, что Николай Гастелло не раз тепло и сердечно вспоминал своего наставника военкома авиаполка батальонного комиссара М. А. Ююкина, который ранее был его инструктором. Они вместе воевали на Халхин-Голе, и, когда бомбардировщик комиссара был подбит, он направил горящую машину на японский дзот ».

При вывозе 30 раненых в г. Читу, при перелете через горный хребет во время войны с Японцами на реке Хал-Хингол отказал один мотор, но летчик Гастелло сумел поднять самолет вверх на одном моторе, перелететь горы и приземлится на аэродроме. В ходе войны с финнами экипаж сбрасывает бомбы на военные заводы, мосты, доты. В операции по присоединению Бессарабии самолет Гастелло выбрасывает наш десант на границе с Румынией.

В статье «Капитан Гастелло» П. Крылов и П. Павленко писали: «Последний подвиг капитана Гастелло не забудется никогда. Это не фраза. Подвиг его не забудется, потому что будет повторен сотнями других летчиков, если им придется оказаться в столь же безвыходном положении, что и капитану Гастелло ».

Эти слова оказались пророческими. В годы войны лётчиками-истребителями, штурмовиками и бомбардировщиками совершено более 506 таранов самолётом наземной цели, 16 морских таранов надводных и береговых целей противника. Среди них девять воронежцев. Шесть огненных таранов совершено на воронежской земле.
В настоящее время в ходе специальной военной операции на Украине подвиг экипажа Гастелло повторили экипаж самолета Су-24М в составе ЧВК Вагнер.
Летчик подполковник Антонов Александр Сергеевич вместе со штурманом майором Никишиным Владимиром Николаевичем выполнял боевую задачу по поддержке наземных войск в районе Клещеевки Артёмовского (Бахмутского) района ДНР. В ходе нанесения удара по противнику экипажем было обнаружено скопление танков и бронированных машин, которые готовились прорвать оборону наших войск.


Командир принял решение на нанесение удара по колонне противника.  При построении маневра для атаки самолет был подбит ПЗРК. Экипаж самолета Су-24М принял решение выполнить таран колонны танков, направив горящий самолет на скопление техники. В эфире прозвучал последний радиообмен экипажа: «Встречайте, суки, папу!». В результате взрыва была уничтожена бронетехника противника. Экипаж погиб.

Указом Президента Российской Федерации от 17 декабря 2022 года подполковнику Антонову Александру Сергеевичу и штурману майору Никишину Владимиру Николаевичу присвоено звание Герой Российской Федерации (посмертно).

В газета «Красная Звезда» №180 6 июля 1941 Михаил Голодный «Подвиг капитана Гастелло»

Герои - Гастелловцы
Огненные тараны воронежцев

Алексей Захарович Небольсин


Алексей Захарович Небольсин родился 17 марта 1918 года в с. Горенские Выселки Рождественско-Хавского (сейчас Новоусманский) района Воронежской области. Отец Захар Иванович погиб во время Гражданской войны в 1918 году, когда Алеше исполнился год. Мать Акулина Антоновна, осталась с двумя маленькими сыновьями. Чтобы прокормить Алешу и Гошу она работала в колхозе наравне с мужчинами: пахала землю, пасла скот, убирала пшеницу. Долгое время Акулина Антоновна трудилась колхозным почтальоном.   Алеша помогал матери ухаживать за лошадью, на которой она ездила на почту в село Рождественскую Хаву. Часто, он садился верхом на лошадь и скакал на речку, где пас и купал преданное ему животное. С тех пор у него возникла страсть к высоким скоростям.

   
Первой учительницей Алеши была основательница школы Егорова Мария Алексеевна, которая научила будущего летчика грамоте, вселила ему уверенность в своих силах. После окончания начальной школы, чтобы помочь матери, он поступает работать в Воронеже на авиазавод им. К. Ворошилова в 12 цех учеником слесаря. Здесь его принимают в комсомол в 1936 году. Алексей получил комсомольский билет № 152471.
Днем он трудился в цехе, а вечером учится в школе рабочей молодежи при ФЗУ, где заканчивает семь классов.  Получив профессию, Алексей перевозит в Воронеж маму и брата. Они живут на улице Коммунаров дом 2, недалеко от реки Воронеж.
В заводском аэроклубе Алексей первый раз поднялся в воздух.  Аэродром находился на лугу реки Воронеж.

Алексей добровольцем вступает в ряды Красной Армии. Как человека с первоначальной летной подготовкой его направляют на учебу во 2-ю военную авиационную школу летчиков имени Валерия Чкалова в город Борисоглебск.   
Вместе с ним в одной эскадрилье учился будущий летчик-ас кавалер трех орденов Красного Знамени и ордена Отечественной войны I степени Семен Григорьевич Додонов, который родился в селе Митяевка. Село входило в Новомарьинский сельсовет Лискинского района. Семен в годы войны с фашистами лично сбил 8 самолетов противника и 21 в группе. Погиб в авиакатастрофе в январе 1943 года.
Быстро пролетело курсантское время.  20 ноября 1938 года Алексею Небольсину присваивается офицерское звание мл. лейтенанта, и молодой летчик направляется в 20-й истребительный авиаполк, который формируется в Смоленске.
 

Братья Георгий в центре и Алексей справа перед отъездом в часть


Вместе с Небольсиным к месту службы в 145 иап направляются его друзья мл. лейтенанты Мисюков Иван Титович, уроженец Гомельской области д. Рудно, и севастополец Красильников Илья Александрович (сбит в воздушном бою 29.06.1941 г. в районе села Титовка).

 Иван, Алексей и Илья принимают боевое крещение в войне с белофиннами. В одном из боевых вылетов И-16 мл. лейтенанта Небольсина был подбит. Летчик совершил вынужденную посадку на замерзшее озеро. Машина была спасена. Прибывшие техники эвакуировали и отремонтировали самолет.
И-16 тип 17 с 20–мм пушками ШВАК, (первая советская авиационная малокалиберная автоматическая пушка калибра 20 мм. Конструктора Бориса Гавриловича Шпитального), установленными в крыле на месте пулеметов ШКАС (первый советский скорострельный синхронный авиационный пулемёт конструктор Б.Г. Шпитальный)
31 марта 1940 года боевые друзья прикрепили к своим гимнастеркам погоны лейтенантов. Ивана 20 мая 1940 года награждают орденом Красной Звезды за 58 боевых вылетов в войне с Финляндией.
 
Вскоре, 145 истребительный полк, перелетает в Заполярье. Местом его дислокации становится аэродром Шонгуй. Летчики и техники на новом месте возводят первые домики, строят взлетную полосу.
 Вначале войны 145 иап руководил Герой Советского Союза Николай Иванович Шмельков. Летчики воевали в составе 1-й смешанной авиадивизии полковника Ивана Лукича Туркеля, входил в ВВС 14 армии и прикрывал с воздуха наши войска на Кольском полуострове, на границе с Финляндией.  Служат друзья в эскадрилье вместе с выпускником Борисоглебского авиаучилища 1937 года старшим лейтенантом Варфоломеевым Павлом Трифоновичем.
Штурманом эскадрильи служит земляк из с. Горки Новоусманского района Небольсин Виталий Константинович, кавалер ордена Красная Звезда за войну с белофиннами. В воздушных боях с фашистами он сбил два немецких самолета. Награжден орденом Красного Знамени. Погиб в апреле 1942 года под Ленинградом.
В начале Великой Отечественной 14 армия вела ожесточенные оборонительные бои на Мурманском, Кандалакшском направлениях и в Северной Карелии (Кестеньга) с протяженностью фронта в 550 км.  На этом фронте фашисты и их союзники имели 400 самолетов против 125 наших. 

22 июня 1941 года Алексей Небольсин, выступая на митинге перед боевыми друзьями заявил: «Я клянусь беречь Родину, рука моя не дрогнет в бою с врагами!». Летчики, не щадя свои молодые жизни, воюют с опасным и коварным врагом.
Первая потеря полка произошла 25 июня, когда не вернулся с боевого задания из района Ура-Губа ст. лейтенант Варфоломеев. 29.06.1941 года в воздушном бою в районе Титовка сбит лейтенант Красильников.
      
На шестой день войны Алексей Захарович потерял своего третьего друга. В очерке «Тараны в северном небе» старший преподаватель Военной академии тыла и транспорта, кандидат исторических наук полковник Иван Иноземцев рассказывает об этом бое, приводит свидетельства очевидцев: «Советским лётчикам приходилось в сутки совершать до 5-7 и даже более боевых вылетов. Но, валясь с ног от усталости, они снова и снова поднимались в воздух и вступали в бой с ненавистным врагом.  Так было и 27 июня, когда девять самолётов Ме-110 предприняли налёт на аэродром в районе Мурманска. На перехват была поднята группа самолётов И-16 145-го истребительного авиационного полка. Советские лётчики с ходу устремились в атаку. Завязался воздушный бой. Однако фашистские пилоты упорно продолжали полёт с курсом на восток. Командир звена лейтенант Иван Мисяков находился в гуще боя, стрелял из всех пулемётов, преграждая путь вражеским самолётам. И тут он увидел, что «мессершмитт» заходит на цель, намереваясь сбросить бомбы. Патронов уже не было. Что делать?

И Мисяков решил идти на таран. После удара обе машины рухнули на землю».    Ошеломлённые фашисты стали поспешно разворачиваться. Преследуя их, советские лётчики сбили ещё один вражеский самолёт. Сохранилось также воспоминание очевидца, ветерана Туломской ГЭС, слесаря С.Ф. Григорьева: «Хорошо помнится: пришли мы на работу с обеда. Видим, в районе санатория, здесь, с правой стороны, начинается воздушный бой. Смотрю - немецкий истребитель… И было хорошо видно, как наш шёл на таран. Наверное, боеприпасы кончились, не знаю. Он ему хвостовое оперение срезал винтом. Заходил, кажется, слева. Фашист — в землю. А наш берёт вправо… к аэродрому. За сопками плохо мне видно было, как он там садился. После ребята сказали, что не дотянул он до полосы, разбился. Жаль было пилота. Геройский парень! ».

Иван Мисюков похоронен в Мурмашах, там его именем названа улица. Он награжден орденом Ленина посмертно.  Это был первый таран в небе Заполярья.
 Потрясенный потерей друга, Алексей записал в армейском альбоме стихи, взяв за основу слова из довоенной песни В. Лебедев-Кумача, музыка К. Данькевича «Авиационная» (Мы соколы советские):

Я к полету и к бою готов и в суровый решительный час
На врага я по первому зову полечу, выполняя приказ.
Полечу я, сметая преграды, вражьи гнезда огнем поливать.
Эй, враги, не просите пощады, коли с нами пошли воевать.
Самолет мой и ловок, и прочен, не боюсь я ни бури, ни туч,
Мой прицел очень верен и точен, мой удар будет смел и могуч!

За короткое время до гибели Алексей Захарович произвёл 23 боевых вылета, 8 воздушных боёв, в которых сбил в группе с товарищами 3 самолёта противника. Указом Президиума Верховного Совета СССР за проявленные мужество и героизм Алексей Захарович Небольсин награждён орденом Красного Знамени (посмертно).
Полковник Иван Иноземцев описывает последний бой командира звена Алексея Небольсина: «10 июля 1941 г.

 Звено самолетов И-16 145-го истребительного авиационного полка вылетело с аэродрома Шонгуй во главе с заместителем командира эскадрильи старшим лейтенантом Николаем Владимировичем Пискаревым [погиб 04.08.1941] вылетело в тыл противника на разведку.

В районе Западной Лицы советские летчики обнаружили колонну автоцистерн. Истребители решили атаковать колонну. Ведущий покачал крыльями, привлекая внимание ведомых, и ввел машину в пике. За командиром последовали остальные летчики. После первой атаки несколько автомашин загорелось.

Лейтенант А.З. Небольсин уже разворачивался на второй заход, когда в его самолет попал зенитный снаряд. Истребитель загорелся, пламя все сильнее и сильнее охватывало машину. Летчику стало ясно, что не только вернуться на свой аэродром, но и перетянуть линию фронта не удастся. И тогда комсомолец направил свой И-16 в центр автоколонны. Раздался взрыв, разметавший несколько машин.

Старшие лейтенанты Николай Пискарев и заместитель командира эскадрильи Николай Иванович Позднышев [11 июля 1941 года погиб в воздушном бою над аэродромом Шонгуй], на глазах которых произошел огненный таран, мысленно поклялись отомстить фашистам за товарища. Они снова спикировали на колонну и прошили ее длинными пулеметными очередями. Затем, пронесшись над местом гибели Алексея Небольсина, Пискарев и Позднышев принялись искать новую цель. Через некоторое время впереди они заметили немецкий самолет-разведчик ФВ-189. Последовала атака. «Фокке-вульф» окутался дымом и рухнул на каменистую землю ».

 
 
Учетно-послужная картотека   
Лист № 177 из исторического формуляра 19 гв. Иап



Подвиг Алексея Небольсина не забыт. На месте гибели на Мурманской земле в стороне от дороги стоит обелиск – памятник тому, кто пожертвовал своей молодой жизнью во имя Родины, ради счастья на земле. На обелиске короткая надпись: «10 июля 1941 года. Алексей Небольсин. Заполярный Гастелло».  Место захоронения: Кольский р-н, 1427 км федеральной трассы "Кола", слева.  В Воронеже в честь героя названа улица в Левобережном районе.
 
В Воронеже о подвиге земляка узнали из писем третьеклассников восьмилетней школы поселка Килп-Явр, запросов юного красного следопыта Валерия Куляева и их учителя Инны Александровны Борисовой.
Благодаря стараниям ребят центральная улица поселка Килп-Явра носит имя А. Небольсина. В школе создан музей Боевой славы, есть мемориальная доска о подвиге летчика-комсомольца.
Альбом, собранный ребятами оцифрован и хранится на сайте Мурманской государственной универсальной библиотеки в проекте Кольский Север .
Одна из улиц Воронежа тоже носит имя Небольсина. В селе Горенские Выселки Новоусманского района Воронежской области в честь героя названа еще одна улица поселка. В 1976 году его имя было присвоено Горенско-Высельской общеобразовательной школе, но сейчас имя утрачено. В Новоусманском краеведческом музее имеется экспозиция, рассказывающая о жизни и боевом подвиге Алексея Небольсина.
 

Листок книги памяти Новоусманского района

               


Письмо мамы
Алексея Небольсина пионерам


 
Мемориал землякам в селе Горенский выселки


Открытие музея «Самолет-Герой» 2 сентября 2022г.
 Восстановленный самолет Алексея Небольсина у здания школы. Мечта возвести уникальный памятник великому прошлому, открывшему дверь в сегодняшний прекрасный мир, вдохновила сотрудников и учащихся 102-ой на долгий и кропотливый труд. 5 лет поисковые отряды «Следопыт» под руководством В.А. Котюха и «Икар», руководитель В.П. Чернышов, занимались изучением подвига Небольсина, а результатом работы стал проект по установке самолета И-16 №1721124 и информационной интерактивной панели, позволяющей всем желающим узнать больше об авиаторе, давшем СССР легендарного «Ишачка», конструкции самолета, его модификациях, о нашем великом земляке и его однополчанах. Этой мечте суждено была сбыться благодаря неустанной работе всех участников проекта и поддержке генерального директора молочного комбината «Воронежский», депутата Государственной Думы Российской Федерации, Аркадия Николаевича Пономарева.
На открытии памятника присутствовали: Николай Николаевич Борисов, ветеран Великой Отечественной войны, почетный гражданин города Воронежа;
Любовь Анатольевна Кулакова, руководитель управления образования и молодёжной политики администрации городского округа город Воронеж;

Неля Валерьевна Пономарёва, заместитель генерального директора молочного комбината «Воронежский», член Общественной палаты Российской Федерации;
Сергей Сергеевич Казаков, майор, лётчик-истребитель, ветеран боевых действий, кавалер ордена Мужества и медали «За отвагу», слушатель Военно-воздушной академии имени Жуковского и Гагарина. Иван Дмитриевич Образцов, заслуженный работник культуры, заместитель председателя правления Воронежского регионального отделения Союза ветеранов Афганистана.
 
12 января 1990 года приказом №9 командир 19 гв. иап, который дислоцировался в Германии в городе Лерце п/п №59529, гвардии подполковник С. Казарин и начальник штаба гвардии подполковник А. Бабич наградили лейтенанта Алексея Небольсина, за совершенный в годы войны подвиг, нагрудным знаком «Гвардия» (посмертно). Но нагрудный знак — это только дань уважение и памяти к однополчанину.  То, что за огненный таран Алексей Захарович не получил награды, подтвердили работники ЦАМО. 
Ребята считают, что у подвига нет срока давности, а значит летчик Алексей Небольсин получит награду России.

 Их в этом начинании поддерживают все классы школы №102, ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий. Недавно школьники узнали, что полк Небольсина и сейчас в строю. Он дислоцируется в городе Миллерово Ростовской области. Полное название соединения 31-й гвардейский истребительный авиационный Никопольский Краснознамённый, ордена Суворова полк имени Героя Советского Союза Н. Е. Глазова.  Школа №102 устанавливает шефские связи с летчиками полка. Ребята верят, что командование авиаполка исправит допущенную ошибку в годы войны.
 
Алексей Небольсин получит награду Родины, в небе будет летать новый МИГ-29, носящий имя нашего земляка-героя.

 
Газета «На страже Заполярья» 21 октября 1987 г.

Горящий «Ил» капитана Попова

Владимир Иванович Попов родился в Воронеже 26 июля 1911 года.
Позади нелегкое детство двадцатых годов: школа ФЗО при заводе имени Тельмана, затем работа столяром.

 
Впереди серебристые крылья самолета с красными звездами, близкое далекое небо, часы занятий в аэроклубе. Небо вошло в его жизнь стремительно и навсегда. В декабре 1930 года Владимира Попова направляют военную школу авиационных техников Ленинградского военного округа. Окончив её, Владимир Иванович добивается направления в 3-ю военную школу летчиков и летчиков-наблюдателей имени К.Е. Ворошилова. Курсанты теорией овладевали в Ленинграде, а затем знания закрепляли в Оренбурге на практике. Летчиком - инструктором у Владимира Ивановича был Владимир Коккинаки будущий дважды Герой Советского Союза. Как лучшего выпускника его направляют 114 тренировочный авиаотряд, где он служит летчиком инструктором по технике пилотирования.

В 1938 году он командир звена в 14-м легком штурмовом полку в городе Гомеле. Летчики летают на самолетах ДИ-6Ш.
В 1940 году 14 лшап переформирован в 74 шап.  Помощник командира эскадрильи Владимир Попов осваивает с товарищами новые самолеты И-15бис.  Перед самой войной в полк прибыли несколько Ил-2 из Воронежа.
К началу Отечественной войны базировался в лагерях (Малые Зводы) в 7-8 км восточнее Высоко-Литовск (Зап. Белоруссия) в 12-15 км от Государственной границы.

Утром 22 июня 1941 г. немецкая авиация нанесла удар по аэродромам 74-го шап, в результате которого полк лишился почти всех самолетов. Во второй половине дня уцелевший личный состав эвакуировался на восток, но полк свое существование не прекратил, т.к. командиры звеньев и эскадрилий находились в это время в Воронеже, где получали самолеты. На следующий день летчики вылетели на фронт. Один из семи илов пилотировал Владимир Попов. Произведя посадку в Бобруйске, летчики вступили в бой с превосходящими силами врага.  Всего группой произведено 15 боевых вылетов за 5 дней работы.   27.06.41 г. отбыли в Воронеж.
Вначале июля 1941 года 74-й штурмовой авиаполк был переброшен из Воронежа под Киев. Командир полка капитан Сентимов Степан Егорович. Обстановка на Юго-Западном фронте требовала немедленного вмешательства авиации: части танковой, группы Клейста ворвались в Бердичев. Бои шли на подступах к городу. Цель врага — Киев. На долю наших штурмовиков выпала задача помочь пехоте. Штурмовики расположились на аэродроме Веркиевка в Черниговской области.

10 июля командир 1-й эскадрильи капитан Попов повел девятку И-16 бомбить мотомехколонну противника на шоссе Киев-Житомир.  В районе Коростышев-Юров наши штурмовики с высоты 100-400 метров сбросили на головы фашистов бомбы и расстреляли их из реактивных снарядов и пулеметов. Атака мотомехколонн производилась с хвоста колонны.  Сначала летчики из ракетных снарядов подавляли зенитную артиллерию, а затем сбрасывали на противника бомбы АО-25, ФАБ-50 и ФАБ-70. На втором заходе враг расстреливался из пулемётов и пушек.
Во втором боевом вылете разгром мотомехколонн продолжился.
Вверху — небо, слегка затянутое сетью облаков. Внизу — жирная полоска шоссе с бронированными черепахами немецких танков и бронетранспортеров. Эскадрилья капитана Попова сделала вираж и с высоты 100-400 метров пикировала на колонну, по факельным вспышкам летчики убеждались в точности нанесенных ударов. Взрыв и пламя — цель поражена. На прикрытие своих войск фашисты бросили звено

мессершмиттов. В воздушном бою Владимир Попов сбил вражеский истребитель снарядами Швак и РС .  После боевого вылета на дороге осталось гореть 80-90 автомашин и танков. Это вынудило фашистов свернуть с шоссе на грунтовую дорогу в направлении Попельня –Сквира .

Ежедневно Владимир Иванович водит на врага товарищей, но с каждым днем наших илов становится меньше и меньше.  Они выходят из строя. Наши механики их восстанавливают, и они вновь летят на врага. Мишенями наших самолетов становятся аэродромы, железнодорожные эшелоны, зенитные батареи у Юрова и Осовца. 
16 июля в 14 часов эскадрилья Попова атаковала в районе Фастов замаскированные танки и автомашины в стогах сена. В районе Кочеров, летчиками уничтожена штабная группа из 18 легковых автомашин.

17 июля 1941 года Командир эскадрильи Попов вылетел на боевое задание в район села Руда. Ведомыми у него были командир звена мл. лейтенант Сурилов Иван Семенович и заместитель командира эскадрильи ст. лейтенант Мошинец Гавриил Митрофанович.  Тройка юрких Илов в 10:10 атаковала до 60-ти немецких танков в районе села Руда Житомирской области.    Подбиты несколько танков. Сброшены листовки.  Штурмовки стремительно ускользали от зенитного огня. И все же огненная игла прошила машину Попова, которая стала заваливаться влево. Удержать ее было невозможно. Горящий «ИЛ», ведомый капитаном, врезался во вражескую технику...  В боевом журнале сделана сухая запись: «Капитан Попов был сбит зенитной артиллерией противника, самолет загорелся и упал в районе танков противника ». Так погиб коммунист Владимир Попов, повторив подвиг Гастелло.
 
Через много лет - 30.04.1975 г. - он посмертно был награжден орденом
Отечественной войны I степени.  О подвиге земляка узнали воронежцы из статьи И. Кислова «Крылатый сын Отчизны» напечатанной 17 мая 1977 года в газете «Молодой Коммунар» .
 

 
Журнал учета боевых действий штаба 74 шап

Описывает период с 10.07.1941 по 31.10.1941 г.

Журналы боевых действий. № документа: 7, Дата создания документа: 13.11.1941 г.
Архив: ЦАМО, Фонд: 22175, Опись: 0184637, Дело: 0003, Лист начала документа в деле: 1
Авторы документа: 74 шап, капитан Савченко, ст. политрук Компаниец, капитан Приленский


И. Кислов «Крылатый сын Отчизны» 17 мая 1977 года в газета «Молодой Коммунар».


Лётчик Дмитрий Гладенко

Гладенко Дмитрий Антонович, родился в 8 ноября 1914 г.  в слободе Лушниковка улица Советская 57 (сейчас город Острогожск).  После окончания средней школы поступил в Воронежский строительно-коммунальный техникум. Член ВЛКСМ с 1931 г.
В 1936 был призван в ряды армии Острогожским РВК и по комсомольской путевке поехал учиться в Качинское Краснознаменное ордена Ленина военное авиационное училище имени А.М. Мясникова, окончил обучение в феврале 1939 г. Служил в 16-м истребительном авиационном полку с февраля 39-го по январь 40-го года. Воевал с белофиннами звание лейтенант в 1940 году.

Далее лётчик 148-го истребительного авиационного полка Прибалтийского военного округа по июнь 41-го года в этом же полку 148-м IAP он стал командиром звена в июне 40-го года участвовал в Советско-Финляндской и Великой Отечественной войнах в составе 241 шап.

Жена Елена Николаевна: «Солнечным августовским утром 1941 года над Острогожском появились два краснозвездных штурмовика. Сделав круг над городом, один, снизившись, вихрем пронесся над небольшим домиком. Прощально помахал крыльями. На крылечке стояла немолодая женщина. Ее сын служил в авиации. Пока самолет не скрылся за горизонтом, женщина не сводила с него глаз. Могла ли она подумать, что это была последняя встреча с сыном…»

Лишь четверть века спустя, комиссар эскадрильи Виталий Михайлович Егорьичев  рассказал, как это было: «Получив новенькие самолеты «Ил-2», наш полк в составе двух эскадрилий 28 августа 1941 года вылетел из-под Воронежа, где перевооружался на новую материальную часть, на Юго-западный фронт в состав 1 РАГ, где шли ожесточенные бои за Украину в районе Конотопа.

По счастливой случайности маршрут перелета на фронт проходил мимо Острогожска. Командир разрешил Дмитрию Гладенко в паре с сержантом Николаем Григорьевичем Гайшуном пролететь над родным домом на малой высоте. Сев на аэродроме в Липовой Долине на Сумщине, мы вечером собрались в эскадрильном шалаше. И здесь Дмитрий рассказал, как пролетал над Острогожском: сделал круг, точно вышел на свой домишко, увидел на крылечке маму…»  Полк дислоцировался на аэродромах Плетнево, Бешкин, Обоянь.

Незадолго до этого большими танковыми лавинами двигалась по украинской земле немецкая машина. Полк потерял связь с наземными частями. Под угрозой оказался аэродром Обоянь. Командир полка майор Алексей Филиппович Обухов поставил боевую задачу: произвести разведку боем, установить численность противника. В воздух поднялся краснокрылый советский штурмовик, пилотируемый летчиком лейтенантом Дмитрием Антоновичем Гладенко. Он 30 минут летал на бреющем полете над немецко-фашистскими войсками. Становясь мишенью, разведывал расположение вражеских частей. Крупная танковая колонна готовилась к переправе через реку Сейм. Проведя разведку, Гладенко вернулся в часть. Самолет, получивший серьезные повреждения, благополучно был посажен на аэродроме.

Вести летчиков на штурмовку вражеской колонны вызвался лейтенант Гладенко.
Утром 14 сентября он вылетел ведущим в составе звена с ведомыми младшим лейтенантом Коровиным и сержантом Гайшуном. Звену была поставлена боевая задача: уничтожить переправу врага через реку Сейм в районе д. Камень.

При выполнении звеном боевой задачи самолет Гладенко был подбит огнем зенитной артиллерии. Самолет загорелся. Высота полета не превышала 50 метров. Летчик понимал, что не дотянет до своей территории. Дмитрий Антонович отважно выхватил горящий самолет из левого крена и направил в переправу, по которой двигались вражеские танки и автомашины с войсками. От сильного удара самолета Гладенко переправа была разрушена, двигавшиеся по ней танки и автомашины с фашистами утонули в реке.

Боевое задание командования было выполнено: движение подбрасываемых к полю сражения германских войск было задержано на несколько часов. В этом бою Дмитрий Антонович погиб смертью героя.  Это был последний боевой вылет полка. После этого полк убыл в Воронеж на вторичное формирование.

Из сообщения советского Информбюро о героическом подвиге комсомольца лётчика Дмитрия Гладенко от 18 сентября 1941г.: «На Юго-Западном направлении фронта звено лейтенанта Гладенко атаковало немецкие мотомехчасти. Вражеская зенитная артиллерия подожгла самолёт командира звена. Огромным напряжением воли отважный советский лётчик выровнял свою горящую машину и направил её на переправу, сооружённую немцами через реку Сейм. Взрыв горящего самолёта разрушил переправу. Находившиеся на ней танки и автомашины с вражеской пехотой обрушились в реку. Своим героическим подвигом тов. Гладенко сорвал продвижение войск противника».
В донесении командования записано: «Командир звена 241-го штурмового авиаполка Гладенко погиб при атаке переправы противника через реку. Врезался в цель 14 сентября 1941г».

Печальную весть о гибели летчика принес в полк Николай Гайштун. Он видел, как загорелся самолет Дмитрия, как врезался в переправу, по которой двигались немецкие танки и машины.
Бессмертный подвиг командира звена лейтенанта Дмитрия Антоновича Гладенко, вошел в героическую историю Великой Отечественной воины, как одна из самых славных ее страниц.
Указом от 15 февраля 1968 г. награждён орденом Отечественной войны 1 степени.

 

             
Лётчик Александр Новиков
Новиков Александр Евгеньевич родился 27 января 1910 г. в Воронеже.  Семья проживала адресу: Воронеж, Попов рынок, дом 5.
Член ВКП(б) с 1929-го года. Партийный билет №0275836. Окончил три группы первой ступени в городе Воронеже в 1920-м году. В 1926-м году закончил фабрично-заводское училище. В 1932-м окончил первый курс авиаинститута.
16 августа 1933 г. он становится курсантом Сталинградского военного авиационного училища им. Сталинградского Краснознаменного пролетариата. 7 октября 1936 г. Александр Евгеньевич молодой лётчик 8-й тяжелой бомбардировочной эскадрильи Ленинградского военного округа, затем его переводят в 5-ю эскадрилью 3-го легкобомбардировочного авиаполка.
4 сентября 1941 года Александр Евгеньевич воюет в должности заместителя командира эскадрильи 215-го штурмового авиационного полка.
Документально подтвержден один совершенный им подвиг.

 
В наградном листе на орден Красного Знамени записано: «Исполняющий обязанности командира эскадрильи старший лейтенант Новиков Александр Евгеньевич, раннее представлялся к правительственной награде ордену Красного Знамени за успешное выполнение боевых заданий против германского фашизма. Имеет две благодарности от командующего ВВС Западного фронта и от командующего Западным фронтом. Ценный подарок – часы от командующего ВВС Западного фронта.
 
С начала Великой Отечественной войны с германским фашизмом, Новиков отдал себя делу победы, мужественно, стойко защищает и громит своих грозном оружием полчища и технические средства противника. Он всегда хладнокровно и умело принимает решение, ориентируется на выполнение поставленных задач. Работая на самолёте И-15бис Новиков неоднократно ходил на врага, рассеивая фашистские полчища метким огнём. При переходе на новую материальную часть штурмовой самолёт Ил-2, Новиков быстро освоил и блестяще применил его на сокрушении противника.
 
С 21 августа по 30 августа участвует в составе группы в штурмовых налётах на врага. Группой уничтожено 36 танков, 103 автомашины с людьми и грузами, до 20 орудий, пять батарей противотанковой зенитной артиллерии. После смерти своего боевого командира с 30 августа командует эскадрильей. Чувствует ещё больше ответственности в обеспечение боевой работы эскадрильи. Не покладая сил и знаний вселяет всему составу свое бесстрашие. За период командование эскадрилий проведено 84 боевых вылета.  С 21 августа эскадрилья имеет 162 боевых вылетов с налётом 207 ч ».

3 октября 1941 года группа Илов вылетела на штурмовку вражеских позиций в район деревни Карпово Смоленской области. Во время работы три штурмовика сбросили 1250 кг фугасных бомб, выпустили 24 реактивных снаряда. Тысячу выстрелов снарядов из пушек и сделали 4000 выстрелов из пулеметов. В машину Александра Новикова попал зенитный снаряд. Ил-2 загорелся. Летчик попытался сбить пламя, но это ему не удалось. Тогда он повернул машину круто вверх, а затем обрушил свой самолет на танки фашистов, которые ползли по шоссе.
За свой подвиг, стоивший жизни, летчик награжден не был.

Источник: Сайт память народа
 
Газета «Коммуна» 10 июля 1974 г.

Воронежский и тамбовский герой Василий Служеникин


Село Павлодар находится на границе двух областей. В разные периоды истории оно относилось, то к Воронежской губернии, то у Тамбовской области. Поэтому уроженца села летчика Служеникина Василия Дмитриевича считают своим земляком жители Воронежской и Тамбовских областей. Он родился в многодетной семье 16 октября 1918 года Член ВЛКСМ с 1937, кандидат в члены ВКП(б) с 1939 года. Женат. После окончил 8 классов школы в Борисоглебске.  В январе 1938 года он поступает в Борисоглебскую Краснознамённую военную авиационную школу пилотов имени В.П. Чкалова.  Через год, получив воинское звание младший лейтенант и назначен младшим лётчиком 32-го иап Забайкальского ВО. С 19.05.1940 утвержден в должности младшего лётчика, а с 28.06.1940 назначен помощником адъютанта 32-го иап 2-й авиабригады ВВС Забайкальского ВО. Участник Великой Отечественной войны в составе 282 иап на Юго-Западном фронте.

Из наградного листа на пилота Василия Служеникина от 28.12.1941:
«...За период войны показал себя как бесстрашный лётчик, волевой командир. Предан делу партии Ленина-Сталина и социалистической Родине. Свою преданность доказал своими боевыми действиями. Имеет 90 боевых вылетов, из них на прикрытие военных объектов 57, на разведку со штурмовкой – 25, на сопровождение бомбардировщиков – 8, потерь бомбардировщики и истребители не имели. Все разведданные подтверждались штурмующими экипажами 282 иап и 230 сбап
23.11.1941г. в паре с младшим лейтенантом т. Коровкиным в районе Моспанова штурмовал вражескую колонну пехоты до 300 чел. После 3-х заходов колонна полностью была рассеяна.

26.11.1941г. обнаружил во время разведки, по дороге Харьков-Чугуев до 30 автомашин с вражеской пехотой и грузами. 4 раза колонну атаковал, в составе колонны зажег 2 автоцистерны с горючим. Колонну рассеяли.
27.11.1941г. при выполнении задания на разведку, по дороге Каменная Яруга – Рогань атаковал вражескую автоколонну до 10 машин, в результате 3-х атак уничтожено 4 автомашины, а остальные прекратили движение. При повторном вылете в этом же районе атаковал в составе 4 самолетов автоколонну до 60 автомашин с пехотой и грузами. Колонна рассеяна. Экипажи наблюдали взрывы по дорогам, где двигалась колонна.

5.12.1941г. в составе звена штурмовал Харьковский аэродром. Находящийся вражеский самолет на аэродроме «Хенкель-111» был сожжен. На обратном маршруте в районе Лосева атаковал до роты вражеской пехоты, которая была полностью рассеяна. Экипажи наблюдали много убитых и раненых.
6.12.1941г. при разведке в районе Змиев-Безлюдовка атаковал обнаруженный паровоз с двумя крытыми вагонами. Поезд движение прекратил, много солдат, выпрыгнувших с поезда, прятались под вагоны.
7.12.1941г. атаковал автоколонну до 30 автомашин, движущихся по дороге Рогань-Чугуев. Колонна расстроена.
9.12.1941г. обнаружил и атаковал по дороге Чугуев-Рогань до 30 автомашин с пехотой и грузами. Колонна была рассеяна.
10.12.1941г. В составе звена штурмовал Харьковский аэродром, находящихся на аэродроме 2 вражеских самолета сожжены.

11.12.1941г. Во время разведки по дорогам Терновая-Байрак и Рогань-Чугуев атаковал в составе двух звеньев 40 автомашин, до 10 повозок и роту пехоты. Вражеские колонны были рассеяны.
13.12.1941г. В паре с младшим лейтенантом т. Коровкиным атаковал в районе Терновая-Байрак до 50 всадников и 5 повозок. Группа рассеяна.
При выполнении задачи прикрытия ж.д. узла Купянска и движения наземных войск на допустил бомбометания стервятниками прикрываемых объектов.
Аварий, поломок и блудёжек т. Служеникин не имеет. За отличное выполнение боевых заданий имеет благодарности от командующего ВВС 38 Армии и 2 благодарности от командования 75 Авиадивизии.
Тов. Служеникин достоин награждения орденом КРАСНОЕ ЗНАМЯ».
Командир 282 иап майор Минаев Алексей Васильевич»
С 03.01.1942 назначен командиром звена 282 иап. 12.02.1942 присвоено воинское звание лейтенант.

18 февраля 1942 года командир звена 282 иап лейтенант Служеникин Василий Дмитриевич погиб при выполнении боевого задания над Харьковским аэродромом, был подбит зенитной артиллерией противника. Лётчик направил горящий истребитель на стоянку самолётов противника. Своим горящим И-16 сжег 10 немецких самолетов .
Как это было рассказывал корреспондент газеты «Красная Армия» ст. политрук Салеев Николай Петрович в статье «Бессмертный подвиг»:
«Это был обычный полёт, каких за время войны Василий Служеникин со своими боевыми друзьями совершил десятки. Сколько раз он шестёркой «ястребков» обрушивался на немецкие колонны и поливал их шквальным огнём! Сколько раз, он как молния, появлялся над фашистскими аэродромами и тогда самолёты врага горели как свечи, разлетались в щепки!
Храбрость, мужество этого молодого, ещё юного парня сочеталась с исключительным мастерством, хладнокровием и выдержкой. Старые опытные лётчики, видавшие виды, с уважением и любовью называли его нежно «наш Вася». Молодёжь не чаяла в нём души. Когда на аэродроме появлялся этот среднего роста, крепко сложенный русский парень – среди лётчиков царили веселье, смех, шутки. Любили Василия Служеникина за чистое, искреннее сердце, любили за храбрость, за высокое летное мастерство.
И на этот раз задание было очень важное. Командир части вызвал Служеникина. Приказ был краток:

«– В городе Харькове», – сказал он, – сконцентрировано много вражеских самолётов. Разбить, сжечь!
– Есть! – отчеканил Служеникин и посмотрел на своих товарищей, стоящих здесь же – пилоты мл. лейтенанты Новиков Владимир Алексеевич и Коровкин Борис Иванович, пилот ст. сержант Мальков Иван Александрович, командир звена лейтенант Орешин Василий Александрович. Улыбнулся. Улыбнулись и друзья.
Через несколько минут шестёрка истребителей чётким строем шла на запад. На этот раз Служеникин решил зайти на цель с западной стороны, чтобы быть незамеченным. Он знал, что аэродром врага сильно защищен не только зенитками, но с воздуха. «Зениток придётся испробовать, – думал ведущий, – а уж «хейнкелей» мы обдурим»
Вот вражеский аэродром. Как и следовало ожидать, патрулирующие ХЕ -111 проворонили. Они кружились на большой высоте и даже не заметили наших «ястребков», но зато зенитная артиллерия открыла бешеный огонь.
Искусно маневрируя, ведущие в служении Кин проскочил завесу, за ним – остальные. Как по сговору, наши есть рыбки разом пустили огненные мячи по обезумевшим фашистам. То тут, то там уже горели самолёты, горели ангары. Фашистские зенитки сосредоточили весь свой огонь на самолёте Служеникина, но он продолжал поливать стервятников пулеметным дождём.

Но вот Вася почувствовал резкий удар. Снаряд попал прямо в мотор. Самолёт дрогнул, загорелся и перестал повиноваться умелой руке героя. Посадка на вражеском аэродроме казалось неизбежной. Совершить посадку – значит отдаться в руки бандитов. Нет не таков Василий Служеникин!
Не человеческими усилиями лётчик на секунду поднял свой любимый «ястребок» вверх. Он увидел, что вот совсем рядом стоят ещё уцелевшие юнкерсы и мессершмитты и повёл свой горящий самолёт прямо на скопище вражеских стервятников. Секунда, и раздался оглушительный взрыв. Больше десятка самолётов врага разлетелись в щепки.
Так умирают русские люди, пламенные патриоты своей матери – родины. Никогда советский народ не забудет светлый образ своего верного сына, прекрасного лётчика, сталинского сокола Василия Служеникина.
24 февраля (по телеграфу от нашего корреспондента).
 
За подвиг на аэродроме Харьков Василий Дмитриевич награжден не был.  Приказ о награждении за подвиги, совершенные в 1941 году, орденом Красного Знамени поступил после гибели летчика 12.02.1942 г.
УПК

 
 
Архив: ЦАМО Фонд ист. информации: 33 Опись ист. информации: 682524 Дело ист. информации: 450

Огненный таран Михаила Преснякова


Автор статьи: Заслуженный деятель искусств Воронежской области, член Союза художников России, лауреат Национальной премии в области изобразительного искусства Валерий Алексеевич Семёнов, который поделился с нами историей поиска места захоронения и подвига летчика Михаила Преснякова.
В начале 2011 года при встрече со своим учителем и наставником в области изобразительного искусства Заслуженным художником России, известным графиком Владимиром Алексеевичем Пресняковым заговорили о Великой Отечественной войне.  Мастер рассказывал о тех годах, когда война застала его в родном городе Лиски (Свобода) и чем он занимался в предвоенные годы.
Владимир Алексеевич с гордостью вспомнил о том, что он родился в семье железнодорожника и сам до войны и после работал на железной дороге. У него было трое старших родных братьев Павел, Михаил и Иван и родная сестра Матрена. В семье Алексея Филипповича и Феодосии Алексеевны Пресняковых немного рисовал Михаил Алексеевич. Он был самодеятельным художником. Увлечение старшего брата повлияло на Владимира Алексеевича, который стал делать зарисовки людей и уголки природы Лискинского края. Река Дон притягивала юного художника к своим прекрасным местам. Он очень полюбил это ремесло и стал учиться рисованию более основательно. Его рисунки отправлялись в Воронежский Дом пионеров на конкурсы. Позже пригласили посещать изостудию у преподавателя Каппер.
В 1940 году Владимир Алексеевич поступает в Воронежское художественное училище. В экзаменационной комиссии присутствовал прославленный Воронежский художник Бучкури. Когда началась война художественное училище закрыли, и Владимир Алексеевич вынужден был вернуться в родной город Лиски, где он стал работать на железной дороге.
Его родные братья после окончания военных авиационных училищ стали кадровыми военными. До войны, приезжая в отпуск они уговаривали Владимира идти по их стопам - стать летчиком. К этому времени оба брата уже имели большое количество летных часов. Во время войны в 1942 году без вести пропал под Сталинградом Пресняков Михаил Алексеевич.
 
Иван Алексеевич Пресняков погиб под Москвой в 1944 году и числился без вести пропавшим, так как место захоронения не сохранилось.

Владимир Алексеевич попросил меня попробовать поискать информацию о его братьях. Я охотно согласился и сразу начал поиски. Первым делом я находил сведения о старшем лейтенанте Преснякове Михаиле Алексеевиче 1919 года рождения. В архиве Министерства обороны России были сведения, что он пропал без вести 19 августа 1942 года. Я стал искать информацию о нем, начиная с его учебы в Энгельсском военном авиационном училище. Выпускная аттестация на курсанта Михаила Преснякова 1940 года сделала запись: «Инициативный, энергичный, волевой, умеет организовать работу, летает отлично, умеренно». После окончания летного училища его оставляют инструктором и преподавателем. Он принимает участие в подготовке пилотов. В действующую армию его направляют вместе с преподавателями училища. В составе 622 ночного легкобомбардировочного авиаполка он стал воевать в Украине в районах - Ясиноватая, Артемовск, Снежное, Краматорск. Совершил большое количество боевых вылетов. Бомбил эшелоны и технику с противником, сбрасывал оружие и боеприпасы воинским частям Красной Армии.

20 февраля 1942 года командир 622 ЛБАП майор Землянский представил его к награждению орденом Красной Звезды. В заключении Военного Совета Округа ВВС Южного фронта значится: Достоин Правительственной награды: медаль "За отвагу" Командующий генерал-майор Вершинин.
Старшего лейтенанта Михаила Алексеевича Преснякова направляют на переучивание на Ил-2. Он заехал к родным повидаться. Его 622 шап (штурмовой авиационный полк) 8-й авиационной дивизии направляют на Сталинградский фронт. Боевая работа летчиков полка заключалась в бомбометании по переправе через реку Дон в районе станицы Трехостровской и других мест в 50 км. от Сталинграда, уничтожая танковые и мотомеханизированные колоны армии Паулюса. Днем и ночью командир звена, пилот Ил-2 ст. л-т Михаил Алексеевич Пресняков совершал боевые вылеты. Были ожесточенные бои. Наши летчики гибли, геройски не давая врагу переправиться на левый берег Дона. Истребителей прикрытия не хватало. Летчик самостоятельно защищался от немецких самолетов и зенитной артиллерии.
В один из вылетов 27.07.1942 года с аэродрома "Аксай" в районе населенных пунктов Верхняя Бузиновка и Осиновка его самолет во время боя получил повреждения пневматики, но Михаил Алексеевич сумел посадить его на своем аэродроме.

19 августа 1942 года звено ст. лейтенанта Преснякова выполняло боевое задание по уничтожению мотомеханизированных частей и танков противника в районе Муконинской, Верхняя Бузиновка, Евсей Еруслановский. При возвращении с задания в районе станицы Нижний Акатов самолет Преснякова был подбит. Командир звена ст. лейтенант Михаил Алексеевич Пресняков направил горящий самолет в скопление танков, совершив «наземный огненный таран».
В донесениях была формулировка: «Не вернулись с боевого задания из района Нижний Акатов....Пресняков М.А.…» Поиск места гибели и захоронения Михаила Преснякова привел к находкам фотографии с места гибели летчика-штурмовика. На открывшемся фото был изображен памятник в виде крыла самолета с пробоинами, на котором была табличка с двумя фамилиями: лётчика Ивана Богачева и лётчика Михаила Преснякова. Сделана надпись, что в этом месте 19 августа 1942 года, направив горящий самолет Ил-2 на скопление танков врага, погиб командир звена 622 шап, 228 шад, 8 ВА Михаил Алексеевич Пресняков (1919-1942 г.).
22 августа 1942 года таранив на горящем Ил-2 мостовую переправу фашистов, погиб командир звена 688 шап, 228 шад, 8 ВА лейтенант Богачев Иван Семенович (1918 -1942 г).

Совет ветеранов ВОВ Иловинского района Волгоградской области сообщил нам информацию, что имя Михаила увековечено в мемориальном комплексе станицы Трехостровская.  А организация военных летчиков-качинцев установили на месте гибели трехтонную гранитную глыбу с выбитыми на ней фамилиями двух прославленных летчиков Преснякова и Богачева.

 Первый знак, поставленный в 60-ее, и           современный знак на месте гибели летчико



Подвиг Алексея Баранова


Алексей Баранов родился 21 февраля 1918 г. в селе Князево Рамонского района Воронежской области. Окончил 7 классов начальной средней школы г. Воронежа и три курса Воронежского коммунально-строительного техникума. Был призван в ряды Красной Армии в октябре 1938 года. Служил авиамотористом в 35 иап Закавказского военного округа.

В январе 1941 года он стал курсантом Тбилисской военной авиационной школы, которую закончил в сентябре 1941 года. Служит пилотом в 1-м запасном полку в городе Арзамас. Рвется на фронт. В июне 1942 года старшину Баранова направляют в 15 иап.

 Полк воюет в составе в 266 иад с аэродромов Старый Оскол и Землянск.
21 июня 1942 г. во время воздушного боя над аэродромом Землянск пилот ст. сержант Баранов столкнулся с командиром звена с мл лейтенантом Алексеем Степановичем Цанцук. Летчики выпрыгнули на парашютах. Самолеты разбились .
Полк Баранова 4 сентября 1942 г. вошёл в состав 287-й истребительной авиационной дивизии на самолётах Ла-5 и прибыл на защиту Сталинграда.  Летчики сдерживали наступающего противника с аэродрома Средняя Ахтуба. Бомбардировщики противника группами по 8-12 самолетов Ю-88, Ю-87, а иногда и 50-60 бомбардировали порядки наших частей, стремясь парализовать активность наших войск.

7 сентября 1942 г. в районе села Ерзовка Дубовского района на подступах к Сталинграду завязался воздушный бой с немецкими истребителями. МЕ-109Ф и МЕ-109Г прикрывали бомбардировщиков, которые бомбили наши части.
На участке Ерзовка-Грачи шел сильный бой. В оврагах в районе Дубинино враг сосредоточил до 25 танков и большое количество автомашин с пехотой и грузами. Южная окраина Ерзовки горела.  В бою машина комсомольца Алексея Баранова была подбита.  Летчик направил свой смертельно раненый самолёт ЛА-5 на скопление вражеских танков . На следующий день погиб в воздушном бою его командир звена лейтенант Цанцук.
 


Младший лейтенант Александра Полякова


Мы ангелами стали поневоле,
Роняя с крыльев пёрышки в леса,
И в чистом небе словно в чистом поле
Услышите вы наши голоса
Г. Борисов. Баллада о военных летчицах

В числе этих гастелловцев есть и женщины из Воронежской области.
Произошло это весной 1943 г., когда на полях сражений наступило временное затишье.  Противоборствующие стороны вели усиленную подготовку к новым активным действиям.
Фашистская Германия стремилась восстановить свое пошатнувшиеся положение на Восточном фронте, взять реванш за поражение под Сталинградом и повернуть ход войны в свою пользу.

Готовясь к наступлению на Курской дуге, фашисты весной 1943 года начали переброску с запада на советско-германский фронт большого числа войск и боевой техники.
Для срыва готовящейся операции наше командование использовало вылеты ночных лёгких бомбардировщиков У-2. Прекрасные боевые характеристики многоцелевой машины позволяли нашим лётчикам выходить из трудного единоборства с зенитной артиллерией противника.
В ночь с 9 на 10 мая 87-й бомбовой удар по железнодорожным эшелонам в районе станции Глазуновка Орловской области наносил экипаж 970 нбап сержанта Александры Поляковой (воздушный стрелок штурман звена старшина Сагайдаков Ефим Абрамович). От вражеского снаряда самолет потерял управление и загорелся.
Понимая, что спасти машину невозможно, отважная летчица направила горящий самолёт на скопление вражеских эшелонов. Страшный взрыв потряс станцию.
Экипаж погиб.  За свой подвиг А.П. Полякова была награждена 2-м орденом Красной Звезды (посмертно), ей присвоено звание младшего лейтенанта. После гибели
А.П. Поляковой в армейской газете «Доблесть» появилась статья о подвиге экипажа, совершившего огненный таран наземной цели, которая заканчивалась призывом: «Летчик! Ты идешь на боевое задание. В этот час вспомни свою боевую подругу, простую русскую девушку, любившую свою Родину и жизнь так же сильно, как и ты. Мсти за нее, товарищ!».

Александра Павловна Полякова родилась 21 июля 1922г. в городе Борисоглебске. В 1930-1940 гг.  она учащаяся Борисоглебской школы № 5. Еще в 10-м классе, 1 августа 1940 году Александра Павловна окончила школу пилотов Борисоглебского аэроклуба, где, согласно архивным документам, налетала в часах: в ходе вывозных полётов – 16,37, в ходе самостоятельных – 12,12 и контрольных – 4. Выпущена была в составе 1-й очереди учлётов со следующими оценками: летная практика – 4,7 балла, теоретические знания – 4,3, – и рекомендацией: «Инструктор Осоавиахима».
В 1940-1942 гг. Екатерина Полякова - лётчик-инструктор Борисоглебского аэроклуба Отдела авиации Воронежского областного совета Осоавиахима.
 После успешного окончания аэроклуба, она была направлена в Борисоглебское авиационное училище. Знания, полученные в училище, комсомолка Полякова успешно применила при ночных вылетах под Сталинградом. С 22 августа 1942 года – командир экипажа самолёта У-2 только что сформированного в Приволжском военном округе 970-го ночного бомбардировочного полка.
 
С 22.08.1942 г. по 6.01.1943 г. Александра Полякова совершила 37 боевых вылетов на Сталинградском и Донском фронтах, на бомбардировку целей и всегда прорывалась к ним, несмотря на мощный заградительный огонь, производя прицельное бомбометание и нанося противнику значительный урон. Неоднократно вылеты осуществлялись в сложные метеоусловия (густой туман, обледенение, сильные осадки).
Полякова на май 1943 г. – сержант, командир экипажа 970 нбап 271 нбад Западного фронта. За боевые вылеты 18.12.1942 - 19.12.1942, 05.01.1943 г. была награждена орд. Красной Звезды . 18.12.1942 г. экипаж У-2 осуществил 6 боевых вылетов и разбомбил скопление гитлеровских войск в балке Дубилка, тем самым обеспечив тактический успех советских наземных войск. 19.12.1942 г. - при бомбежке в Карповке были разбомблены боеприпасы противника. 5.01.1943 г. - при атаке аэродрома противника в Б. Россошке 2-й экипаж Сандалов - Дегтев подтвердил 3 источника взрывов и пожаров после захода 1-го экипажа Полякова - Сагайдаков.
Всего лишь 21-й год шел Александре Павловне, когда она повторила легендарный подвиг капитана Гастелло. Её подвиг, как и многих других, отстоявших небо Родины, никогда не померкнет, не забудется в истории человечества. Именно к ней адресованы такие строки поэта.

Они не погибли – их смерти не верьте,
Они, как и прежде, с нами в строю.
Летят по великой дороге бессмертья,
В историю битв за отчизну свою .
ЦАМО, Фонд: 20047, Опись: 0000001, Дело: 0004, Л-29

Статья «Сильнее смерти». Слава о лётчице Поляковой не померкнет
Вот она идёт к боевому самолёту. Невысокая, статная, с копной мягких темно-каштановых волос и искоркой смеха в веселых глазах. Девушка-сокол, взявшая в руки почетное, овеянное славой оружие для защиты родины, готова выполнять веление народа.

Ей предстоит серьезная задача – бомбить эшелоны с танками и автомашинами на железнодорожной станции, сильно защищённой зенитными средствами. Её ждут там трудные и сложные испытания. Враг зол и упорен, он ограждает себя от верной смерти сетью плотного зенитного огня. Надо пройти сквозь этот огонь и донести дань мести до цели. Об этом знала Шура Полякова. Но на лице мужественной летчицы не было и тени беспокойства, волнения.
Ночь стояла лунная. Эшелоны виднелись ясно, отчетливо, как на ладони. Немцы тоже видели советский самолёт. Они обрушились на него со всей волчьей яростью и черной злобой. Били зенитные точки. Пулемётные трассы огненными стрелами резали воздух.

Но несгибаемо упорство сталинских соколов. Внимательно следя вокруг, умело маневрируя, Шура Полякова ведёт самолёт на цель. Вот и она, волчья берлога. Вниз летят немецкие же бомбы, сброшенные рукой бомбардира Ефима Сагайдачного. Зарево пожара осветило землю.
И так все пять вылетов. Это было пять крепких ударов по немцам, пять примеров героизма и самоотверженности советских воинов. Это была священная месть девушки-богатыря за свой народ, за свою Родину. Это была борьба за жизнь и человеческое счастье, чтобы, как и раньше, радовался, цвел ее любимый город Борисоглебск, где она кончала десятилетку и аэроклуб, чтобы высохли слезы горя, принесенного войной, на старческом лице ее матери – Натальи Константиновны. И чтобы отец-фронтовик Павел Поляков, залечивающий сейчас свои ранения, в недалеком будущем справлял вместе со всем народом торжество победы. Чтобы снова бурлили радость и веселье на свободной советской земле.

Приходил вечер, и Шура снова вела в бой свою машину. И снова смело и неотступно разила врага.
Так было и в этот раз. Небо сплошь было покрыто разрывами зениток, трассами пулемётных очередей. Немцы стремились не допустить экипаж к цели. Но напрасны были их усилия. Легкокрылый самолёт, ведомый летчицей Поляковой, упорно пробивается к цели. Голос Родины зовёт на подвиг. Этот голос отчизны вдохновлял Шуру Полякову, крепил ее сердце и руку на штурвале. Удар советского экипажа был сокрушителен.
В это время снаряд вражеской зенитки поджёг машину Шуры Поляковой. Презирая смерть, она продолжала вести самолёт. Но пламя окутало кабину. Шура сгорела вместе с самолетом, за штурвалом, до последнего дыхания оставшись верной своему воинскому долгу. Она погибла на боевом посту, как верный солдат Отчизны.
Лётчик! Ты идёшь на боевое задание. Ты летишь вершить великое и почётное дело, неся смерть ненавистному врагу.

Радость наших отцов и матерей, братьев и сестер будет восхвалением твоей гордой и непокорной смелости в бою, твердости и несокрушимости твоего духа.
Твоя сверкающая птица взмоет в безбрежную небесную лазурь. И вспомни в этот час свою боевую подругу, простую русскую девушку, любившую жизнь и Родину так, как и ты. Вспомни об отважной лётчице Шуре Поляковой. Пусть память о ней воскрешает ненависть в твоём сердце. Мсти за неё, товарищ!
Младший лейтенант В. Тараненко. Газета 16-й воздушной армии «Доблесть»
Мемориальная доска на фасаде
Борисоглебской средней школы № 5,
в которой училась сержант А.П. Полякова
Орловские активисты-общественники хотят создать мемориальный комплекс, посвященный подвигам советских летчиков. Уже открыта в декабре 2021 г. мемориальная доска и ведется разработка сквера и памятника имени Александры Поляковой.
 


Огненный таран Дмитрия Миненкова


У станции Глазуновка Курской области, где свой последний огненный бой дали фашистам летчик Александра Павловна Полякова и штурман Ефим Абрамович Сагайдаков на По-2 в ночь с 8 на 9 мая 1943 года, произошел второй огненный таран нашего земляка летчика 563 иап ст. сержанта Дмитрия Ивановича Миненкова  31 мая 1943 года. 
Об этом стало известно из заметки Г. Сотникова в газете «Молодой Коммунар, вышедшей 9 августа 1980 г. Она называлась «Военный летчик», где приводится биография героя и обстоятельства гибели.
Автор пишет, что Дмитрий Иванович родился в августе 1923 г. в селе Верхний Карачан Грибановского района Воронежской области. В 30-е годы отца Ивана Дмитриевича перевели в Воронеж в обком партии, с ним переехала в Воронеж и семья. 
 Летом 1940 г. Дмитрий Миненков окончил девять классов школы №1 имени Александра Сергеевича Пушкина. Учась в школе, обучался в аэроклубе, затем в школе лётчиков.
Квалификацию военного лётчика он получил досрочно, и 9 сентября 1942 г. был направлен на Сталинградский, а затем на Донской фронта.

Воевал в составе 563-го истребительного авиационного полка 283 иад на самолете Як-1. На Донском фронте, участвуя в разгроме окруженной группировки немцев под Сталинградом произвёл 45 боевых вылетов. Из них: на сопровождение штурмовиков и бомбардировщиков-26, на прикрытия своих войск 19 вылетов.
20 марта 1943 года после выполнения боевой задания не вернулся на свой аэродром из-за сплошного тумана. Спасая боевую машину, он в сложных условиях сумел посадить самолет на запасном аэродроме.
Звание младший лейтенант присвоено 27 мая 1943 г. на Центральном фронте. В воздушных боях с врагом сбил один самолет противника сам и один в группе. Награждён орденом Красной Звезды 29 мая 1943 года.
 
 31 мая 1943г. на разведку дислокации войск и техники противника вылетел самолёт-разведчик ПЕ-2 под управлением капитана Н.Г. Васина. В группе истребителей прикрытия шёл Як-1 Дмитрия. Первый пятиминутный заход разведчика на фотографирование прошёл спокойно. Фашистские истребители были задержаны другой группой наших истребителей, вылетевших раньше.
Во время второго захода со стороны Орла появилась шестёрка МЕ-109, в бой с ней вступили истребители прикрытия. Одному из фашистских самолётов удалось приблизиться к разведчику на расстоянии около 100 метров. Совместным огнём воздушных стрелков «пешки» и Яка Миненкова немецкий истребитель загорелся и устремился к земле.
Экипаж разведчика сделал третий заход на фотосъемку и выполнив задание, взял курс на свой аэродром. Группа прикрытия продолжала бой с мессершмиттами. Во время этого боя очередь из пушек фашистского самолёта попала в мотор истребителя Миненкова. Самолет загорелся.

Миненков понял, что самолёт уже не спасти, прыгать с парашютом – значит наверняка попасть в плен. А внизу станция, забитая вражескими эшелонами.  Направленный твёрдой рукой истребитель сорвался в пике и врезался в скопление вражеской техники.  Самолёт – факел сделала свое дело: вспыхнули вражеские эшелоны, началась паника.
В Оперативной сводке №152 16-й воздушной армии  к 21 часу 31 мая 1943 года записано:  5. 283-я истребитель авиационная дивизия 31 самолётом провела 45 самолётовылетов,  из них 6 на сопровождение разведчика ПЕ-2, 30 на разведку противника в районах: Середина, Буда, Комаричи, Кромы, Змиевка, Глазуновка и девять на перехват.  Потери: сбит в воздушном бою Як-1, с лётчиком мл. лейтенантом Миненковым. Один Як-1, подбитый в воздушном бою, произвёл вынужденную посадку на фюзеляж в районе Золотухино. Лётчик капитан Дмитрий Михайлович Шершуков прибыл в часть ».
 
Боевые друзья Дмитрия: Валентина, Андрей и Борис 10 октября 1943г родителям Дмитрия прислали письмо, в котором поделились последней фотографией их сына. В письме есть такие слова: «Замечательный лётчик истребитель. Пусть эта фотографическая карточка вашего любимого единственного сына Мити, навсегда останется живым образом в вашей родительской памяти. В нашей же памяти он был есть и останется лучшим нашим другом, замечательным товарищем, отличным лётчиком истребителем, не знающим страха в борьбе с немецкими фашистами». Вероятно, Валентина — это гв. сержант административной службы полка Коваленко Валентина Васильевна, так как других девушек с таким именем не было.
После освобождения станции останки летчика захоронили в центре Глазуновки на пл. Славы, где в одной могиле спят летчики, партизаны и пехотинцы.

Братская могила в Глазуновке Курской области.

 Газета «Молодой Коммунар» 9 августа 1980 года.
 
Архив: ЦАМО Фонд ист. информации: 33 Опись ист. информации: 686044 Дело ист. информации: 1819
               
Старший лейтенант Александр Алейников


Летчик 6-го гвардейского штурмового Московского ордена Ленина Краснознаменного ордена Суворова авиационного полка 264-й штурмовой авиационной Киевской Краснознаменной дивизии 5-го штурмового Винницкого Краснознаменного орденов Кутузова и Богдана Хмельницкого авиационного корпуса 3-й воздушной армии Калининского фронта старший лейтенант Алейников Александр Васильевич, родившийся в 1915 году в селе Татарино Каменского района, повторил подвиг капитана Гастелло. Во время учебы в школе вступил в комсомол. Комсомольский билет №2024358. После окончания школы-семилетки поступил в Балашовскую летную школу гражданского воздушного флота, которую окончил в 1939 году.  В 1940 году он становится курсантом Одесской, а затем Чугуевской авиашколы пилотов, окончил учебу в феврале 1941 года. Войну он начал летчиком-истребителем в 192 иап.
С 25 апреля 1943 года воюет летчиком-штурмовиком в 6 Московского гв. шап.
Жена Анна Ивановна проживала в городе Арзамас.

28.08.43 г. при штурмовке войск противника в районе Духовщина Ил-2 лейтенанта Алейникова (воздушный стрелок сержант Замираев Павел Михайлович) был подбит зенитной артиллерией.
 
По свидетельству командира авиаэскадрильи Героя Советского Союза Иносаридзе Георгия Моисеевича летчик «тянул подбитый самолет на свою территорию. Но, видимо, не хватило сил, и он принял решение погибнуть, чем сесть на территории противника, и он направил свой самолет на артиллерийские позиции и окопы противника и похоронил с собой десятки фашистов и сам пал смертью героя в районе городе Духовщина Смоленской области пункт Кулагино.»
Награжден орденом Красного Знамени за 12 успешных боевых вылетов, из них 5 на свободную охоту (02.06.1943) и орденом Отечественной войны 1 степени посмертно (07.09.1943 ).


Рецензии