Огненные тараны на воронежской земле

                Улица лётчика Демьянова

Демьянов Михаил Александрович 1921 – 02.07.1942.
 Родился в Днепропетровской области. Его отец работал бухгалтером на мостопоезде, который после Гражданской войны восстанавливал железнодорожные мосты по всей стране. Школу Михаил закончил в Ярославле. После учился в технологическом техникуме, попутно занимался в аэроклубе.  В 1939 году поступил в школу военных летчиков по классу скоростных бомбардировщиков.
2 июля 1942 года 41 шап двумя звеньями бомбардировал скопление танков и артиллерии противника на ст. Роговое, скопление автомашин на северной окраине деревни Курская, что в 10 км северо-восточнее Ст. Оскола.  На выполнение боевого задания вылетели ст. лейтенант Евгений Михайлович Ресслер, мл лейтенант Александр Васильевич Бобель, пилот ст. сержант Николай Петрович Кошкин, командир звена Анатолий Дмитриевич Каманец, пилот сержант Михаил Александрович Демьянов, зам командира авиаэскадрильи Павел Александрович Злобин. Шесть ИЛ-2 были атакованы истребителями МЕ-109, в количестве 8 штук.  На командира эскадрильи ст. лейтенанта Евгения Михайловича Ресслера напали 2 МЕ-109. В воздушном бою, в атаке, в районе ст. Роговое прикрывая командира сержант Демьянов столкнулся в воздухе с самолетом ИЛ-2 командира 2 авиаэскадрильи Ресслера. Его самолет получил сильные повреждения, но летчик его не покинул.

Михаил Александрович направил свой подбитый самолет с бомбами ФАБ-100 в колонну фашистских танков и взорвал их. Самолет ст. лейтенанта Ресслера в бою и от столкновения получил сильные повреждения. Полностью отбит эллерон левой плоскости, почти полностью разрушена левая плоскость, отбито ; руля поворота, но летчик ушел с поля боя только после выполнения задания, совершил посадку на аэродроме Медвежье Семилукского района.

Не вернулись на свой аэродром 2 самолета: ИЛ-2 командира звена лейтенанта Каменец и пилота сержанта Демьянова. При посадке на свой аэродром зам командира эскадрильи лейтенанта Злобина, самолет скапотировал ввиду тяжелого ранения летчика, который через 20 минут скончался в госпитале. Самолет разбит.
В честь героя Демьянова 6 июня 1943 г. 1-я Конно-Стрелецкая улица переименована в улицу Летчика Демьянова, а улица 2-я Конно-Стрелецкая в улицу летчика Злобина. 3-я Конно-Стрелецкая улица стала улицей летчика Александра Щербакова.  В этот же время в честь летчика 41 шап появилась улица Замкина (бывшая Малая Чернавская). Летчика с такой фамилией в 41 шап не было, а был авиационный механик старшина Хамкин Георгий Григорьевич, который погиб 6 июля 1942 г.

В этот же день не вернулись с боевого задания самолет №1870214 ст. сержанта Гармаш и лейтенант Маньков Иван Михайлович. По донесениям ведущего его горящий самолет № 1876713 пошел вниз в районе цели Малышево-2 -Подпольный- Гремячье .». Куда упала машина Реслер не видел. 

 
Журнал боевых действий штаба 267 шад описывает период с 28.02.1942 по 20.03.1943 г. Дата создания документа: 20.03.1943 г.
Архив: ЦАМО, Фонд: 20030, Опись: 1, Дело: 15, Лист начала документа в деле: 1
Авторы документа: 267 шад, майор Коломейцев, полковой комиссар Исупов, полковник Антонов
 
Оперативная сводка штаба 41 шап описывает период с 02.07.1942 по 02.07.1942 г.
Боевые донесения, оперсводки. № документа: 2, Дата создания документа: 02.07.1942 г.
Архив: ЦАМО, Фонд: 22096, Опись: 0184891с, Дело: 0001, Лист начала документа в деле: 3
Авторы документа: 41 шап, капитан Бутявин


Оганджан - огненная душа

Семья Оганджанян проживали в городе Карс, который входил в те годы в Российскую империю. Здесь в 1914 году у них родилась дочь Шохакат (Александра), в 1917 году появился на свет Арутюн (Артюша), в 1921г.  – младший сын Геворг.
           16 марта 1921 года между Советской Россией и Турцией был подписан Московский договор, согласно которому к Турции отходили город Карс, Игдыр и Ардаган. В договоре было записано, что каждый житель этих городов имеет право свободно покинуть Турцию и взять с собой свои вещи и свое имущество. Семья Оганджанян, боясь насильственной исламизации и физического уничтожения, уезжает сначала в Александополь (Гюмри), и лишь после землетрясения 1926 года переезжает в город Ереван. Здесь, в доме №27 по улице имени армянского художника В.А.Суренянца, и жила эта дружная семья.
 Родители сделали все, чтобы дети получили высшее образование. Александра окончила Ереванский политехнический институт и стала химиком-технологом. Защитив кандидатскую диссертацию, она работала в институте животноводства и ветеринарии Министерства сельского хозяйства Армении. После окончания школы Артюша поступил на геологический факультет Ереванского госуниверситета. Учебу в вузе он совмещал с полетами в аэроклубе, где получил удостоверение летчика самолета У-2.
Полет в 1937 году советских летчиков Валерия Чкалова, Георгия Байдукова и Александра Белякова на борту самолета АНТ-25 через Северный полюс в американский город Ванкувер окончательно определил профессию студента Оганджаняна. В 1939 году, не закончив вуза, он поступает в Ейскую военную школу лётчиков и лётчиков-наблюдателей морской и сухопутной авиации имени Сталина. Окончил ее перед войной. В июне 1940 года Оганджанян вступает в ряды ВКП(б).   
Сын сестры Александры, Артур Вараздатович, который родился в год гибели братьев, вспоминает: «На стене арки нашего дома Артюша нарисовал эмблему ВВС СССР с фамилиями летчиков Чкалова, Байдукова, Белякова и четвертой приписал – Артюшов. Эта надпись оказалась пророческой: он тоже стал летчиком-героем. Она просуществовала до самого сноса дома. Местные жители ее берегли и во время ремонта не закрашивали в память об Артюше».          
С началом Великой Отечественной войны Артюша служит в 507-м скоростном бомбардировочном полку, в отдельной разведывательной эскадрилье. Десять самолетов Пе-2 по заданию командования ведут разведку войск противника на Крымском, а затем на Кавказском фронте. В невероятно сложной обстановке эскадрилья теряет шесть лучших экипажей. С Кавказа в семью Оганджанян приходит извещение, что под Керчью погиб младший брат Геворг.
Весной 1942 года 507-й полк переформируется на аэродроме «Добринское» Суздальского района Владимирской области. 28 июня 1942 года началось летнее наступление немецко-фашистских войск под Воронежем. Его поддерживает с воздуха 4-й воздушный флот фашистов. 507-й бомбардировочный полк под командованием майора Василия Ивановича Пинаева перебрасывается на Брянский фронт 6 июля.
На следующий день девять самолетов ведомые штурманом полка капитаном Пётром Михайловичем Будником сбрасывают бомбы в районе станции Латное и села Девица, где обнаружено до 400 танков врага. Советские бомбардировщики были вынуждены выполнять задания без должного истребительного прикрытия. У противника на юге истребительная авиация была сильной и многочисленной. В числе бомбивших в этот день танковые колонны врага был экипаж младшего лейтенанта Артюши Огаджановича Оганджаняна.
В него входил штурман младший лейтенант Матвей Григорьевич Мугерман (в других источниках – Мучерман), который родом был из Одессы. Прикрывал ПЕ-2 с хвоста ленинградец стрелок-радист сержант Иван Алексеевич Михайлов.
На следующий день командир 1-й эскадрильи старший лейтенант Иван Фёдорович Сергиенко повел девятку «пешек» на уничтожение скопления танков врага у Землянска. С земли по ним била зенитная артиллерия, пытаясь заставить самолеты свернуть с выбранного курса. На подлете к цели наши бомбардировщики атаковали пятнадцать истребителей противника. Фашистам удалось обмануть неопытные и малочисленные силы наших истребителей, завязать частью сил с ними бой. Оставшиеся без защиты бомбардировщики упрямо шли на цель. Немцы атаковали наши бомбардировщики с хвоста, снизу, сбоку. В этот день им удалось сбить шесть наших самолетов. «Пешку», пилотируемую Оганджаняном, над целью подожгли. Пламя быстро охватило раненый самолет. Экипаж принимает решение таранить танковую колонну врага. Летевший рядом командир звена младший лейтенант Николай Семенович Гуляев, впоследствии удостоенный золотой Звезды Героя, слышал по рации последние прощальные возгласы своих друзей и засвидетельствовал, что Пе-2 управлялся вплоть до момента взрыва.
В наградном листе, представляя Артюшу к ордену Ленина, командир полка майор Пинаев отмечал: «Самолёт был охвачен пламенем, но мужественный, искренний патриот Родины, принял решение лучше умереть героем, чем сдаваться в плен. Товарищ Оганджанян не воспользовался парашютом, не выпрыгнул из горящего самолёта, а перевёл его в пикирование и врезал свой самолёт с бомбами в скопления танков противника. Так погиб гордый сокол нашей Родины, который интересы Родины ставил выше своей жизни».
За этот подвиг Артюша был награжден орденом Красного Знамени, другие члены экипажа наград не получили. В честь героического сына армянского народа, празднуя 100-летний юбилей образования Военно-воздушных сил, в Воронеже установили памятную доску в микрорайоне Придонской – на улице, названной в честь летчика.
 В Армении в музее Победы корреспонденту Кнар Тадевосян удалось отыскать принадлежавшую пилоту курительную трубку и групповое фото с Артюшей.

Газета «Коммуна» № 69 от 23 марта 1975г.
Журнал боевых действий 284 бад описывает период с 06.07.1942 по 31.12.1942 г.
Дата создания документа: 31.12.1942 г.
Архив: ЦАМО, Фонд: 20254, Опись: 1, Дело: 12, Лист начала документа в деле: 2
  Краткая история и боевой путь 284 нбад описывает период с 05.07.1942 по 09.05.1945 г.
Отчеты о боевых действиях. Дата создания документа: 09.05.1945 г.
Архив: ЦАМО, Фонд: 20254, Опись: 0000001, Дело: 0003, Лист начала документа в деле: 1
Авторы документа: 284 нбад, подполковник Тарасов, подполковник АТС Степаненко, капитан Остров


Кто совершил таран на аэродроме Марьевка?

В начале июля 1942 года 860, 57, 794 бомбардировочные авиационные полки (командиры: майор Павел Яковлевич Леонтьев, майор Саломаха, майор Григорий Михайлович Молочников) 221 авиационной дивизии (командир дивизии Герой Советского Союза полковник Иван Диомидович Антошкин) в составе 8-й воздушной армии на Юго-Западном фронте сдерживали моторизированные и танковые колонны врага.  Фашисты рвались к Воронежу и Сталинграду.
 
221 Авиационная дивизия одна из первых освоила американские самолеты Б-3 (Бостон-3), которые поставлялись Советскому Союзу по ленд-лизу через Иран. В городе Кировабаде (сейчас г. Гянджа Азербайджан) их получали экипажи, осваивали в течение десяти дней и отправлялись на фронт. Перелет по маршруту Кировабад-Махачкала-Сталинград-Морозовск-полевой аэродром позволял молодым летчикам лучше изучить самолет, почувствовать уверенность в пилотировании бомбардировщиком.  Экипажи на американских самолетах часто без прикрытия истребителей останавливали фашистов бомбовыми ударами с воздуха, уничтожая живую силу и боевую технику врага.  Наши летчики не жалели жизни, для выполнения поставленных задач. Краснозвездные «бостоны» сбрасывали смертоносный груз на танковые колоны, железнодорожные станции, на переправы через реки Оскол у Чернянки и Осколища, Дон у Гремячьего, Черная Калитва у Россоши.

Самолеты «Бостон-3» были вооружены только стрелковыми пулеметами калибра 7,7 мм, которые не обеспечивали надежной защиты от огня истребителей противника. Вследствие этого самолеты в боевых операциях несли большие потери. 221-я дивизия за месяц боев потеряла 38 машин, 27 из них сбили вражеские истребители.
В начале июля 1942 года полки дислоцировались на аэродромах Воробьевка, совхоз «Калачеевский» и Новая Меловатка Воронежской области, а штаб дивизии находился в селе Гороховка. Ежедневно летчики совершали по два-три боевых вылета, уничтожая фашистов бомбовыми ударами и пулеметами.
Одной из целей авиационных полков был аэродром у села Марьевка Ольховатского района Воронежской области.  Фашисты превратили его в перевалочную базу, на которую непрерывно прибывали транспортные самолеты Ju-52 «юнкерсы». Вражеские летчики подвозили вооружение, боеприпасы и горючее наступающей армии. Аэродром был защищен с земли зенитной артиллерией, а с воздуха вражескими истребителями Ме-109ф «мессершмитт» и FW-190 «фокке-вульф», которые постоянно барражировали над аэродромом, охраняя его с воздуха. Взлетая с него бомбардировщики Ju 88 «юнкерсы» и He 111 «хейнкели», непрерывно бомбили и обстреливали отступающие советские войска, донские переправы, а колонны машин и бензозаправщиков везли боеприпасы и горючее для наступающих танковых армад.

4 и 10 июля 1942 года бомбардировщики 860 бап, 57 бап и 794 бап совершили налеты на аэродром «Марьевка». Экипажи младшего лейтенанта Гурия Владимировича Сорокина, капитана Ивана Антиповича Базурова, лейтенанта Федора Федоровича Лапшина (794 бап), младшего лейтенанта Федора Васильевича Мартьянова (57 бап) уничтожили семнадцать самолетов противника, но остановить смертоносную деятельность аэродрома они не смогли.  Командование приказывает повторить налет ранним утром 11 июля. 
На рассвете четыре «Бостона" 1-й авиационной эскадрильи 57 бап нанесли бомбовый удар по аэродрому и сожгли на нем два немецких самолета. Три бомбардировщика 2АЭ этого полка, наносившие удар вслед за самолетами первой эскадрильи, уничтожили три немецких самолета, но при возвращении были атакованы восемью "мессершмиттами".

В воздушном бою стрелок-радист Василий Васильевич Рожков сбил один истребитель противника, но и "мессершмитты" повредили его самолет. Летчик - старший сержант Иван Поликарпович Жариков - вынужден приземлиться на фюзеляж в районе Даниловки. Пилот погиб.
На самолете летчика старшины Алексея Михайловича Погудина в бою было прострелено колесо. На посадке его самолет развернулся и врезался в деревья на краю аэродрома. 
 
В состав ударной группы 860 бап вошли три звена бомбардировщиков. Удалось выяснить, что первое звено бомбардировщиков возглавлял командир первой АЭ младший лейтенант Виктор Александрович Михеев (стрелок-бомбардир Степан Васильевич Романчук, стрелок-радист сержант Василий Кириллович Быков и воздушный стрелок сержант Пинаевский Георгий Дмитриевич).  В его состав входили экипажи пилота сержанта Николая Ивановича Дивиченко (стрелок-бомбардир Владимир Владимирович Журавлев, стрелок-радист красноармеец Николай Михайлович Мысиков и воздушный стрелок сержант Николай Яковлевич Ежов) и заместителя командира первой эскадрильи лейтенанта Александра Евдокимовича Клименко (штурман эскадрильи Николай Александрович Дымо, стрелок-радист начальник связи АЭ младший лейтенант Иван Михайлович Морозов).

Второе звено возглавлял командир второй АЭ младший лейтенант Павел Егорович Степкин (пилот старший сержант Владимир Андреевич Черепнов, стрелок-радист сержант Василий Семенович Смирнов). Прикрывал его самолет экипаж старшины Захара Ивановича Тютюникова (стрелок-бомбардир старшина Юрий Михайлович Шатуновский, воздушный стрелок-радист младший лейтенант Владимир Николаевич Гармаш, воздушный стрелок сержант Арутюн (Аруткон в донесении о потерях) Аветисиевич Симонян).
 Третье звено вел за собой командир лейтенант Георгий Семенович Цаплин воздушным стрелком-радистом с ним летал старшина Степан Алексеевич Ещенко.

 В полках ощущалась нехватка воздушных стрелков. На этих должностях летали красноармейцы из батальонов аэродромного обслуживания, летчики, штурманы, оставшиеся без самолетов, связисты. Это объясняется тем, что в мае 1942 года во втором Чкаловском (Оренбургском) военном авиационном училище штурманов были сформированы из воздушных стрелков несколько батальонов. Один из них 232 отдельный пулеметно-артиллерийский батальон защищал воронежскую землю в Репьевском, Нижнедевицком районах на рубеже 117 укрепленного района.
Растревоженные атаками 57 бап фашисты яростно напали на наши самолеты.  Две пары «мессершмиттов» атаковали их с двух сторон. Экипаж Михеева сбросил бомбы и уничтожил шесть самолетов, но и сам был подбит. Летчик Михеев и стрелок-бомбардир Романчук убиты.

 Виктор Михеев родился в 1918 году в городе Грязи. Отец Александр Петрович жил в доме №5. (улицы в донесении нет). Степан Романчук родился в 1915 году на станции Романово в Житомирской области. Жена Любовь Александровна проживала в городе Новосибирске на улице Тульская №375. 
Самолет Михеева и останки летчика нашли в восьмидесятые годы на поле, где находился аэродром и установили памятник недалеко от падения самолета на опушке урочища Кобези. Память о нем хранится в музее Марьевской средней школы. Михеев и Быков награждены орденами Красного Знамени. 
Экипаж младшего лейтенанта Степкина второй раз бомбил аэродром «Марьевка». Он вел самолет на бреющем полете до границ аэродрома. А над целью набрал высоту триста пятьдесят метров, сбросил бомбы и уничтожил пять самолетов. Зенитной артиллерией самолет был поврежден. Вышла из строя вся гидросистема, тяжелое ранение получили стрелок-радист и воздушный стрелок, но он сумел дотянуть до своего аэродрома.

Вначале считалось, что таран совершил экипаж Дивиченко. Он описывался так: «Очередь фашистского истребителя ударила по левому крылу самолета Дивиченко.  Самолет задымил, но упрямо шел курсом на аэродром. Не смогла остановить раненый самолет или хотя бы заставить свернуть его с выбранного пути и зенитная артиллерия врага.  Стрелок-бомбардир Журавлев поймал в прицел длинные ряды аккуратно выстроенных немецких самолетов и сбросил бомбы на цель. Летчик выводит бомбардировщик из глубокого виража, набирает высоту.  В люке осталось еще две бомбы. Пламя все сильнее охватывает машину, стало трудно дышать, но экипаж решает идти на второй заход. «Мессершмитты» ведут огонь с дальнего расстояния, не решаясь, приблизится к самолету. Воздушный стрелок Ежов, ведший непрерывный огонь по самолетам противника, убит. Самолет становится неуправляемым. Нажав кнопку переговорного устройства и передатчика, Дивиченко крикнул:
–Все!!! Прощайте, хлопцы! Тараним гадов! - И направил бомбардировщик на колонну вражеских автоцистерн с горючим. Последние слова командира услышали экипажи других самолетов.
 
В вечернем сообщении Советского информбюро от 20 июля 1942 года говорилось: «Геройский подвиг совершил экипаж самолёта под командованием лётчика-сержанта Дивиченко. При бомбардировке вражеского аэродрома советский самолёт был подожжён огнём зенитной артиллерии и истребителя противника. Объятый пламенем, самолёт с бреющего полёта продолжал уничтожать немецкие самолёты, находившиеся на аэродроме.  Когда были израсходованы все боеприпасы, и стало ясно, что спасти самолёт уже нельзя, тов. Дивиченко принял решение нанести врагу последний удар и направил машину на колонну автоцистерн с горючим. Лётчики, участвовавшие в этом налёте, видели, как поднялись огромные клубы дыма и огня горящих автоцистерн. Смертью храбрых погибли сталинские соколы сержант Дивиченко, штурман Журавлёв, стрелок-радист Мысиков и воздушный стрелок Ежов. Советский народ всегда будет помнить героев-лётчиков, до последней минуты своей жизни боровшихся за Родину». 
Воздушный стрелок Ежов родился в Пензенской области на станции Рамзай в 1919 году. Его жена Анна Дмитриевна Урядова проживала в городе Пенза, ул. Пугачевская, дом №30).

Но в этой смертельной схватке экипаж Дивиченко не погиб.  Стрелок-бомбардир Владимир Владимирович Журавлев вспоминал: «Когда командир крикнул, что идем на таран, самолет уже несся на колонну вражеских автоцистерн. Я мгновенно нажал на боевую кнопку – к земле ушли последние две бомбы. И тут я потерял сознание. Очнулся, видимо, от острой боли в пояснице. Удивила тишина; уже потом догадался, что заложило уши – контузия. Довольно скоро слух вернулся. Сначала я услышал сухой треск – горел наш самолет. Отстегнул привязные ремни, дополз до кабины командира. Коля был в полусознательном состоянии: с поникшей головой он недвижно висел на ремнях. Потряс его за плечо раз-другой. Он глубоко вздохнул. Жив! Быстро помог ему освободиться от привязных ремней и выбраться из горящей машины. Николай Мысиков вылез сам. Он сбивал с одежды пламя, катаясь по земле. Я с командиром поспешил ему на помощь.

Потом нашли в кабине убитого Ежова, решили похоронить. Но в это время неожиданно показался немецкий мотоцикл. Мы быстро укрылись в овраге и видели, как к догоравшему бомбардировщику подъехали гитлеровцы, поглядели, о чем-то посовещались и тотчас укатили. Видимо, они решили, что весь экипаж сгорел. Через несколько минут самолет взорвался. Меня часто спрашивают: каким чудом вы уцелели? Дело в том, что сброшенные мной последние две бомбы взорвались прямо под самолетом, с ними одновременно рванули и автоцистерны с бензином. Поэтому взрывная волна оказалась такой огромной силы, что бомбардировщик, как щепку, отшвырнуло в сторону. Он пронесся по верхушкам деревьев метров сто и свалился недалеко от оврага. Крылья сломались, но смягчили удар. Так наши собственные бомбы спасли нам жизнь ».
23 июля 1942 года газета «Комсомольская правда» рассказала читателям о бессмертном подвиге комсомольского экипажа, но через семь дней летчики вернулись в часть.

О чудесном спасении «Комсомолка» сообщила 7 августа двумя статьями на передовой странице газеты «Подвиг четырех комсомольцев» и «Огненный таран четырех смелых».   Подвиг и чудесное спасение экипажа вдохновили Демьяна Бедного, и он написал стихотворение «Гордость комсомола», которое 18 августа 1942 напечатала «Комсомольская правда»:

В бензинный бак вогнал снаряд фашист проклятый,
Бомбардировщик наш, весь пламенем объятый,
Его геройский экипаж
Направил, совершив предсмертный свой вираж,
На вражий эшелон автоцистерн с горючим
Но вихревым толчком могучим
Фашистской сволочи назло
Горящий самолет в тыл вражий отнесло.
Из четырех бойцов в живых осталось трое.
Со скорбью о своем товарище-герое
Они сквозь вражий фронт пробились в свой отряд.
Глаза их молодой отвагою горят.
Бойцы, видавшие уж смерть перед собою,
С отвагой прежней рвутся к бою!
Юнцы, давно ли вы оторваны от школ?
Но уж венчает вас бессмертья ореол!
Любви к вам всей страны не выразить словами!
Приветствуя своих птенцов, гордится вами

За этот подвиг весь экипаж награжден был орденами Красного Знамени.  Экипаж старшины Захара Тютюникова погиб в этом бою.


    

Самолет пилота Дивиченко, который стал воевать в 57 бап 21.12.42 г. в ходе удара по станции Тацинская был подбит огнем зенитной артиллерии. На нем были повреждены рули высоты и направления. На подбитый бомбардировщик накинулись три истребителя противника. Отражая их атаки, стрелок-радист сержант Сергей Иванович Мельников и воздушный стрелок сержант Иван Егорович Егоров сбили один "мессершмидтт», но и сами были ранены. Летчик Дивиченко продолжал вести плохо управляемый самолет. "Мессершмитты" подошли вплотную к беззащитному самолету и огнем отбили у него хвост и смертельно ранили летчика Дивиченко.
Уже над линией фронта самолет начал падать. Штурман Журавлев выбросился на парашюте и спасся, остальные члены экипажа погибли.

Отважный герой родился в 1922 году в Сталинской (Донецкой) области в Александровском районе на хуторе Викено. В 1985 году в станице Обливская, где погиб Николай Иванович установлен памятник. В честь него названа одна из улиц станицы.

Штурман Владимир Журавлев прошел всю войну. Совершил сто пятьдесят боевых вылетов. Его грудь украсили ордена Красного Знамени, Отечественной войны I степени. В начале шестидесятых годов Журавлев штурман-испытатель вертолетов генерального конструктора Михаила Леонтьевича Миля. Здесь судьба его вновь свела с воронежским краем. Опытный штурман Владимир Владимирович участвовал в экспериментальном рейсе на вертолете Ми-10. На Воронежский авиационный завод он транспортировал комплект крыльев для сверхзвукового пассажирского лайнера Ту-144. Размеры крыльев не позволяли перевезти их ни по железной дороге, ни по шоссе, ни по реке, а весили они шесть с половиной тонн. Крылья прикрепили к днищу машины и вертолетчик вел ее по наземным ориентирам. Этот уникальный перелет был благополучно завершен за несколько часов.
 
Разъярённые постоянными атаками фашисты 12 июля нанесли штурмовой удар по аэродрому «Воробьевка».  Спасая самолет, младший лейтенант Степкин под огнем противника взлетел и вывел его на другой аэродром. Награжден орденом Красного Знамени. 
 Старший сержант Черепнов сумел взлететь под носом у врага и был атакован тремя МЕ-109, которые подожгли самолет и ранили героя в руку и ногу.
Несмотря на это, он сумел посадить самолет и спасти жизнь экипажу. Награжден орденом Красной Звезды.  После вражеского налета оставшиеся самолеты и часть летчиков 860 бап были переведены в 57 бап, а другие отправлены на Дальний Восток в часть, которая перегоняла американские самолеты через всю страну на фронт.
В ходе поиска удалось выяснить судьбу красноармейца Мысикова Николая Михайловича.  Известно, что он родился в 1919 году в Московской области Можайском районе в деревне Кукарино. Со школьной скамьи в 1939 году ушел в армию.

После тарана был переведен в другую часть, где его следы теряются. Он остался в живых и вернулся с войны домой и в 1985 году награжден орденом Отечественной войны I степени. Весь экипаж награжден орденами Красного Знамени.
Последний бой экипажа Дивиченко описан в красноармейской газете «Красная Армия от 27 июля 1942 года Сталинградского фронта. После возвращения экипажа в часть с ними встретился корреспондент политрук В. Шамша.


В статье «Как это было» он описал боевой вылет экипажа, где они рассказали, что таран не совершали, а отбомбившись посадили подбитый самолет в глубоком овраге.   
О таране страна узнала от лейтенанта 436 иап Цаплина Ивана Александровича, который был очевидцем и участником воздушного боя в небе над аэродромом. Он видел, как бостон врезался в строй фашистских бомбардировщиков, стоявших на аэродроме.

Кто же тогда совершил таран?    В этом бою 860-й авиаполк потерял три самолета.
В экипаже Михеева воздушные стрелки, которые вернулись в полк утверждали, что командир и стрелок-бомбардир погибли в воздухе, а самолет посадил воздушный стрелок Василий Быков. Такая возможность на американских самолетах была, но их показания сомнительны, т. к. самолет Михеева подняли поисковики в 80-е годы 20 века из земли на самом аэродроме, а он утверждал, что сел в четырех километрах от аэродрома. Следовательно, это маловероятно.

Таран мог совершить и экипаж старшины Захара Ивановича Тютюникова (стрелок-бомбардир старшина Юрий Михайлович Шатуновский из Киева, воздушный стрелок-радист младший лейтенант Владимир Николаевич Гармаш, воздушный стрелок сержант Арутюн Аветисиевич Симонян.  Их самолет и останки летчиков до сих пор не найдены.

По донесению о потерях на аэродроме Марьевка погиб еще и экипаж сержанта Тищенко Михаила Степановича, но это ошибка, т.к. экипаж погиб 17 июня в авиакатастрофе в городе Морозовск Ростовской области. 
В отчете о боевых действиях называются три Б-3, погибшие над аэродромом № 119500 - Михеева, №119281 –Тютюнника и №119198 - Дивиченко. 
Поиск и подъем самолета старшины Тютюникова, а также слова очевидцев и участников подъема самолета Михеева поможет ответить на этот вопрос.
 
Аэродром «Марьевка». О войне напоминают    только капониры в лесу и осколки снарядов и бомб в поле.

Братская могила погибшим летчикам у урочища Комбези в километре от аэродрома «Марьевка»

Комсомольская правда 7 августа 1942 г. №184

 
Итоги боевой работы 860 ббап в борьбе с немецким фашизмом. /Журнал боевых действий/
Описывает период с 01.07.1942 по 11.07.1942 г.
Журналы боевых действий. Дата создания документа: 23.10.1942 г.
Архив: ЦАМО, Фонд: 23096, Опись: 0604215с, Дело: 0001, Лист начала документа в деле: 1
Авторы документа: 860 ббап
 
Газета «Красная Армия» №202 от 22.07.1942 г.
 Газета «Комсомольская правда» 18 августа 1942 года №193

 Газета «Коммуна» №115 от 18 мая 1967 г.
 Газета «Красная Армия» от 27 июля 1942 года
 
Газета «Коммуна» №147 от 25 июня 1967г.


Подвиг Максима Ракевича

Ракевич Максим Иванович родился в 1904 году в Барановичской области, Слонимском районе в селе Кепачи в семье крестьянина.

Семья переехала в Кемеровскую область.  Рано лишившись отца, Максим с 12 лет в деревне Крылово Пачинской волости батрачит у кулака Оскера.  В октябре 1917 года на станции Тутальская он работает у кулака Миссуры, рабочим на железной дороге, сапожником у кустаря Михайлова. Здесь Максим вступает в комсомол. Его избирают секретарем Тутальской ячейки комсомола. С сентября 1924 года он учится на рабфаке в г. Томске. Возвратившись на станцию, трудится ремонтным рабочим на Томской железной дороге. В сентябре 1925 года он переезжает в Одессу, где работает чернорабочим на заводе до призыва в Красную армию.  С октября 1926 года он курсант полковой школы 21 артиллерийского полка 21 стрелковой дивизии Сибирского военного округа. С должности командира отделения он возвращается в г. Одессу на Костеобрабатывающий завод имени Рыкова. В селе Винодельное Ставропольского района Ракевич - член правления животноводческого союза. На заводе «Октябрьская революция» он молотобоец.
 
В феврале 1932 года он уезжает в Харьков в военную школу пилотов.  Окончив школу, он служит пилотом в 7-й истребительной эскадрильи, а затем старший летчик 9-й истребительной авиаэскадрильи 8-й авиабригады Белорусского военного округа с января 1935 года. В 1935 году он получает воинское звание лейтенант. Находясь в Гомеле, окончил 5 групп семилетки самообразованием. В апреле 1938 года он старший лейтенант, командир звена. 
В июне 1938 году его исключают из партии и увольняют из кадров РККА по ст. 43, п. «б». (а) в аттестационном порядке по служебному несоответствию. В апреле 1940 года его парткомиссия 8 шаб БОВО восстанавливает в партии. В 1940 году статью увольнения из армии переквалифицировали в 43 «а» «за невозможностью использования в связи с сокращением штатов или реорганизацией.
С 1941 года он в Красной Армии. Служит заместителем, а затем командиром эскадрильи 874-го истребительного авиаполка. 267-й штурмовой авиационной дивизии.

Из письма Максима Ивановича с фронта своей семье на станцию Тутальская в 1942 году: «Дорогая Вера, дорогие дети, вот и получил я боевое крещение. Участвую в жарких боях ежедневно. Иногда в день приходится делать по 10 вылетов. За эти дни наше подразделение уничтожило более 1000 немецких солдат и офицеров, сбило 17 вражеских самолетов, уничтожено 20 танков, 47 грузовых автомашин. Боевой счет открыт. Пусть знают гитлеровские гады, что мы не лыком шиты. Я здоров. Обо мне не беспокойтесь. Береги детей. Целую, Максим ». Ст. лейтенант Ракевич 10 августа 1942 года погиб при выполнении боевого задания.
Максим Иванович первый боевой вылет выполнил 27 июня 1942 года. На дороге Курск –Щигры его эскадрилья разгромила колону танков и автомашин. В боевом журнале значатся выполненных 6 боевых вылетов с аэродромов Землянск, Усмань, Токаревка.
Из дневника боевых действий 873 шап: «10 августа 1942г. выполняли задания 12 экипажей. Первая группа Ракевич М.И. самолет №1, Кровяков Петр Павлович №6, Бенуа Вахтанг Георгиевич №5, Страшной Константин Ефимович №4, Блинов Леонид Александрович №8, Морев Павел Федорович.

Задание: атаковать скопление танков в районе 5 км. западнее Урыв-Покровка. По наблюдениям лётного состава уничтожены до 8 танков, 1 зенитная пушка, до 40 солдат и офицеров противника. Не вернулись боевое задание командир эскадрильи Ракевич Максим Иванович. Сбит зенитной артиллерией противника, сгорел вместе с самолётом в районе Довгалевка, 50 км южнее Воронежа» .
 
Вот что писали боевые друзья Максима Ракевича его вдове и детям:
«Уважаемая Вера Федоровна, Анатолий и Женя! С глубоким прискорбием извещаем вас о гибели вашего мужа и отца Максима Ивановича Ракевича в боях за социалистическую Родину. Его светлый образ мы, его боевые друзья, никогда не забудем. Он служил для нас примером и вдохновлял на подвиги во славу нашей любимой Родины. Максим Иванович погиб геройской смертью, направив горящий самолет на колонну немецких танков. Летчики части, в которой служил Ваш муж, поклялись жестоко и беспощадно мстить врагу за его смерть. За мужество и отвагу, проявленные в боях с немецкими захватчиками, командование части возбуждает ходатайство о награждении товарища Ракевича Максима Ивановича посмертно орденом Красного Знамени. По поручению личного состава 874-го авиаполка военком части батальонный комиссар Кондрашов. 13 августа 1942 года».

В 1978 году пионеры отряда Веры Волошиной из Тутальской средней школы прочитали в журнале «Молодой коммунист» под рубрикой «Огненные пилоты» строчки, рассказывающие о Максиме Ивановиче Ракевиче, который повторил подвиг Николая Гастелло.  Учащиеся школы заинтересовались статьей. Дело в том, что на территории Тутальской школы стоит памятник, сооруженный комсомольцами 20-х. Комсомольцы работали под руководством секретаря Максима Ракевича. Школьники решили узнать: Ракевич-секретарь и Ракевич-герой – не одно ли и то же лицо?
Начался поиск. Ребята разыскали людей, знавших Ракевича-комсомольского вожака, и выяснили, что он в годы войны был военным летчиком. Ребята нашли семью Ракевич в городе Одессе: жену и троих детей. Родственники помогли узнать биографию героя войны. Школьники решили, что нужно назвать улицу в селе именем Максима Ракевича, чтобы имя героя осталось на века. Ведь Максим Иванович жил и работал до войны на станции Тутальская.

Ребята обратились в сельский Совет с просьбой удовлетворить их просьбу. Руководители пошли навстречу школьникам, улица была переименована. Так на станции Тутальская появилась улица, названная в честь легендарного фронтовика – Максима Ивановича Ракевича.

20 октября 1978 года в Тутальской школе состоялся отрядный пионерский сбор, на котором были подведены итоги поиска. Почетным гостем пионером была Вера Федоровна Ракевич, жена героя, прилетевшая из Одессы. На сборе было решено отыскать четвертый орден Боевого Красного Знамени, который не был вручен герою и добиться занесения имени Максима Ивановича Ракевича на стелу мемориала на месте гибели. Вера Федоровна пригласила ребят в весенние каникулы приехать в гости в Одессу, встретиться с детьми Максима Ивановича, познакомиться с достопримечательностями города .

Максим Иванович Ракевич похоронен в братской могиле села Урыв Острогожского р-на Воронежской области.
 
Журнал боевых действий штаба 267 шад описывает период с 28.02.1942 по 20.03.1943 г.
Журналы боевых действий. Дата создания документа: 20.03.1943 г.
Архив: ЦАМО, Фонд: 20030, Опись: 1, Дело: 15, Лист начала документа в деле: 1
Авторы документа: 267 шад, майор Коломейцев, полковой комиссар Исупов, полковник Антонов
Описывает боевую операцию: нет данных
                Газета «За честь Родины»
от 4 сентября 1942 №216
Журнал боевых действий 175 гв. Шап описывает период с 27.06.1942 по 22.07.1943 г.
Журналы боевых действий. № документа: 3, Дата создания документа: 22.07.1943 г.
Архив: ЦАМО, Фонд: 22396, Опись: 0213341с, Дело: 0002, Лист начала документа в деле: 2
Представление о награждении 721 иап орденом "Красного Знамени"
Описывает период с 06.11.1941 по 14.09.1944 г.
Отчеты о боевых действиях. Дата создания документа: 26.04.1946 г.
Архив: ЦАМО, Фонд: 368, Опись: 0006480, Дело: 0004, Лист начала документа в деле: 503
Авторы документа: 286 иад, полковник Иванов, полковник Фелдшеров


Судьба Константина Длужицкого и его боевых друзей

Биографические данные:
Дата рождения: 03.06.1918
Место рождения: Ростовская обл., ст-ца Нижне-Гниловская
Наименование военкомата: Ростовский РВК, Ростовская обл., г. Ростов-на-Дону.  Воинское звание: капитан.
Дата выбытия: 07.07.1943.

Воздушные бои в Семилукском районе
13 июля 1942 года в 10.50 на высоте 2500 метров летчики 721 иап вели бой.
 Старший лейтенант Константин Антонович Длужицкий, младший лейтенант Степан Федорович Кырчанов, старшина Мефодий Михайлович Казакевич, старший сержант Георгий Тихонович Боков, и старшина Вячеслав Сергеевич Лещенко в районе села Каменка встретили шесть МЕ-109.
В схватке с врагом Кырчанов был ранен в левую руку, а его подбитый самолет, загорелся и пошел в низ. Наш летчик не растерялся и, заметив ниже себя «мессершмитта», таранил его. Самолеты горящим факелом пошли вниз, но раненому   младшему лейтенанту Кырчанову удалось воспользоваться парашютом. Лишь на третий день в полк пришло сообщение, что Кырчанов жив, вышел пешком с территории противника и просил прислать за ним связной самолет. За этот подвиг он награжден орденом Красного Знамени.
Специальный корреспондент газеты «Известия» Л. Кудреватых в статье «Удары по немецкому авиационному корпусу «Рихтгофен» 29 июля 1942 года писал: «Лейтенант Кырчанов во время воздушного боя был ранен. Мотор его машины получил серьезные повреждения. Кырчанов пошел на свой аэродром. За ним погнались три немецких истребителя. Тогда Кырчанов таранил немецкую машину. Оба самолета в воздухе распались на куски. Кырчанову удалось выброситься на парашюте. Немецкий летчик разбился».

В этом бою Длужицкому удалось сжечь два «мессершмитта».  В бою фашисты подбили самолет старшины Казакевича. Он воспользовался парашютом. Свой израненный самолет старшина Лещенко посадил у железнодорожной станции Птань.
Старший сержант Георгий Тихонович Боков привел, изрешеченную врагами машину, на свой аэродром.

После этого боя полк одиночными самолетами производит воздушную разведку войск противника и восстанавливает подбитые самолеты.
21 июля восемь самолетов совершают двадцать восемь боевых вылетов. В небе они проводят пять воздушных. У Верейки после бомбардирования опорных пунктов противника Константин Длужицкий, сражаясь с семью «мессерами» на правых виражах, с дистанции пятьдесят метров с трех коротких очередей сбивает Ме-109. Он же наблюдал другой падающий горящий вражеский самолет. В бою старшина Александр Емельянович Щербо и лейтенант Михаил Иванович Тараненко сбили по самолету.  В этот день не вернулись с боевого задания Казакевич и Тараненко. Через несколько дней они возвратились в полк и доложили, что были сбиты.

22 июля шесть машин полка сражается в районе высоты 214,0 у сел Гремячье, Лебяжье и Большая Верейка.  В бою капитан Виталий Петрович Летников, командир эскадрильи, сбил «юнкерс».  Очередь, выпущенная сержантом Дураковым, попала в мотор бомбардировщику. Фашист задымил, сбросил бомбы на головы своих войск и ушел объятый пламенем на вражескую территорию.
В другом неравном бою против пяти истребителей противника двадцати двухлетний сержант Алексей Иванович Дураков, уроженец Курской области, в небе над Большой Верейкой, Землянском сбил три «мессершмитта».  Всего за один день он уничтожил четыре самолета. Его личный рекорд – четыре самолета в день, в Воронежском небе никем побит не был.

Порадовали сбитыми самолетами противника наших пехотинцев и танкистов командир звена старшина Афанасий Карпович Бомко и лейтенант Лукин. На свой счет записали по одному сбитому МЕ-109.  Не вернулись из боя «лагги» белоруса старшины Александр Емельянович Щербо и сержанта Петра Леонтьевича Зайцева. Машина с Зайцевым упала у села Ксизово Задонского района Липецкой области. Летчики погибли.
24 июля летчики 721 и 753 ИАП вылетают вместе на боевые задания. Три экипажа, прикрывая наземные войска в районе Большой Верейки и Ломово, заметили группу бомбардировщиков из 12 самолетов и десяти «мессершмиттов». ЛаГГ-3 рванулись в бой и рассеяли строй фашистов. В этом бою командир эскадрильи Петр Григорьевич Тильченко (753 ИАП) и Константин Длужицкий сбили Ю-88.   и один подбили. Петр Тильченко сбил свой 7 самолет в воронежском небе.  Раннее, 10 июля в одном бою в районе Колыбелка летчик, сражаясь против 5 МЕ-109, сбил три немецких истребителя, а остальные позорно бежали. Награжден орденом Ленина.

Старшина Бомко подбил «мессер».  Сражаясь с превосходящими силами, самолет Длужицкого был подбит немцами, но он сумел вернуться на свой аэродром.
Сержант Дураков один завязал бой с тремя «мессершмиттами». Одного подбил, но и его самолет получил сильные повреждения. С большим трудом ему удалось посадить свою машину у села Юрьево.
До 28 июля личный состав полка восстанавливает подбитые самолеты. В этот день приходит приказ о передаче полка в подчинение 286-й истребительной дивизии. В полк из 753 ИАП переданы четыре ЯК-1 с командиром звена Григорием Тихоновичем Ереминым, летчиками старшим сержантом Алексеем Павловичем Липатовым, сержантом Виктором Николаевичем Аверкиным, младшим лейтенантом Анашкиным. В полк перешли также четыре авиационных механика. Из 721 иап в 753 иап откомандированы командир звена лейтенант Тараненко, пилоты Кирилл Кириллович Бачилло, старшина Лещенко, старший сержант Боков.

В августе командиром 721 иап назначен бывший штурман 171 истребительного полка, выпускник Качинского училища, подполковник Борис Георгиевич Крюков, награжденный перед войной орденом Ленина.
С 12-го августа части 15 воздушной армии осуществляют непрерывное патрулирование в районе Ильиновка, Лебяжье, Большая Верейка, прикрывая 1-й и 11-й танковые корпуса. Одновременно наши штурмовики уничтожают опорные пункты противника в районе Малопокровка, Дмитриевка, Чибисовка, Никандровка, Малая Верейка.
Младший лейтенант Александр Сергеевич Кобисской и старшина Казакевич, сопровождая в район Гремячье штурмовики, которые уничтожали артиллерийские батареи на опорных пунктах, были атакованы шестью Ме-109. Самолет Кобисского загорелся, но он посадил горящую машину и с ожогами лица вернулся в часть. Старшина Мефодий Михайлович Казакевич у села Чибисовка сбил МЕ-109. В районе Перекоповки пять «лаггов», прикрывая наземные войска, вступили в бой с одиннадцатью Ю-88. В результате дерзкой атаки наших летчиков три вражеских бомбардировщика полетели факелом к земле.  Один из них записал на свой счет старшина Казакевич.

14 августа в районе Большая Верейка шесть «лаггов» под руководством Константина Длужицкого атаковали девять немецких истребителей и сбили пять. Своего очередного вражеского стервятника записал в свой счет штурман Длужицкий. Все наши самолеты вернулись на аэродром без потерь.


Бой 16 августа 1942 года
16 августа 1942 года истребители, пилотируемые Длужицким, Кобисским, старшинами Бомко и Казакевичем, сопровождали на задание четыре штурмовика Ил-2 в районе Скляево 4.

В воздухе старшина Бомко увидел Хе-126 и сбил его. Внезапно на них напали пять «мессеров». С первой же атаки Бомко сбил ведущего, но и его самолет получил повреждения. Была разбита приборная доска, стал давать перебои мотор, осколки разорвавшегося в кабине снаряда вонзились в левую ногу лётчика. Самолёт перестал слушаться рулей управления и начал падать.
Летчик пытался выпрыгнуть из летящей к земле машины, но ему не хватило сил. Так, вместе с самолетом он и упал на землю. В сознание пришел только через несколько дней. А когда открыл глаза, то понял, что попал в плен с перебитой в двух местах ногой и переломанным позвоночником. 
В этом воздушном бою командир звена Александр Кобисской, Мефодий Казакевич сбили по одному стервятнику, а штурман полка Длужицкий повторил подвиг капитана Гастелло.

Об этом сделана запись в журнале боевых действий 286-й истребительной дивизии: «Самолет штурмана Длужицкого был подбит зенитной артиллерией немцев, не желая прыгать с парашютом на вражескую территорию, он направил свой самолет на скопление вражеских войск и погиб».
23 августа 1942 года майор Крюков, батальонный комиссар Голубенков подписали наградной лист, в котором говорилось: «В Красной Армии с 1937 года. В 1940 году вступил в ВКП (б).  Все воздушные бои старший лейтенант Длужицкий проводил грамотно с учетом положительных и отрицательных качеств истребителей своих и противника. В основном все бои вел на правых виражах, из которых выходил победителем. Имея на своем счету восемь сбитых немецких стервятников: два бомбардировщика, разведчик и пять истребителей типа МЕ-109. Достоин присвоения звания Героя Советского Союза».

Наградные документы заверили командир 286-й ИАД полковник Иван Иванович Иванов, командир 15-й воздушной армии Иван Гаврилович Пятыхин, но командующий войсками Брянского фронта генерал-лейтенант Рейтер наградил его 3 декабря 1942 года орденом Отечественной войны I степени. Видимо, что снизили награждение потому, что раннее, за пять сбитых самолетов Длужицкий награжден орденом Ленина. Но при ударе по скоплению войск Длужицкий не погиб.  Обгоревшего летчика выбросило из кабины самолета, но он остался жив и захвачен фашистами.
 Немцы доставили в областную больницу г. Курска, тяжело раненного в позвоночник и в обе ноги советского летчика-истребителя Афанасия Бомко и обожженного с многочисленными переломами Константина Длужитского.

Лечили четчиков доктора, которые входили в подпольную группу. Врачи Юлиан Адамович Козубовский и Коровина Евгения Калинниковна объявили фашистам, что Бомко безнадежен. Семья Анны Васильевны и добилась разрешения у властей взять его к себе домой, как своего родственника, чтобы похоронить, а сами стали за ним усиленно ухаживать. Но раны не поддавались заживлению, потребовалась помощь врача. Хирург Е.К. Коровина несколько раз тайком приходила к раненому, в домашних условиях сделала ему операцию, наложила гипсовые повязки на правую ногу и позвоночник. Через некоторое время здоровье летчика улучшилось, он уже мог ходить с палочкой. Зоя Емельянова выкрала у немцев бланки документов, а руководитель подполья Павел Павлович Бабкин с помощью своего семнадцатилетнего сына переправил летчика к партизанам. Возвратившись в родной полк, Бомко продолжал храбро сражаться с ненавистным врагом, совершил 238 боевых вылетов и добавил к ранее сбитым четырем фашистским самолетам еще восемь.
После удачи с освобождением Бомко подпольщики решили освободить всех летчиков, находившихся в больнице в палате №3.

Здесь лечились тяжелораненые советские летчики: батальонный комиссар 591 иап Бубеков Павел Иванович, Комиссар Бубеков вылетел 4 декабря 1941 года с аэродрома Липецк на разведку в район села Казаки, где был сбит и тяжело раненный попал в плен. Ст. лейтенант Константин Антонович Длужицкий и лейтенант Евграфов Николай Кирилловович. из 279 бап. Его экипаж ПЕ-2 был сбит истребителями противника в районе Касторная. Стрелок-бомбардир ст. сержант Виктор Михайлович. Подкопаев и стрелок-радист сержант Куртуков Леонид Александрович погибли, а летчик лейтенант Евграфов тяжело раненый попал в плен 25 августа 1942 года.
17 ноября 1942 года был организован группой побег. Бочарова Анна Васильевна и Емельянова Зоя Семеновна, которые кормили летчиков, принесли им гражданскую одежду. У них первые три дня скрывались летчики. Зоя Семеновна сначала скрывала пилотов у себя на квартире. Когда полиция начала следить за ней, она переправила летчиков на квартиру Анне Васильевне. Работая на кожзаводе переписчицей, Зоя Емельянова достала чистые бланки и изготовила беглецам фиктивные документы. С помощью документов удалось пройти все полицейские кордоны, когда Павел Павлович Бабкин (сын руководителя группы) переправил их к партизанам .
 
После освобождения Курска, в марте 1943-го, за спасение летчиков был награжден орденом Отечественной войны II степени Павел Павлович Бабкин-старший, а другие подпольщики: его сын Павел Павлович Бабкин-младший, Анна Бочарова и Зоя Емельянова – орденами Красной Звезды.
В списке офицеров 15 ВА, возвратившихся в свои части, есть сведения о Длужницком: «Возвратился в часть 25 декабря 1942 года, бежал из немецкого госпиталя город Курск». Уроженец Ростовской области станицы Нижне Гниловская (сейчас станица вошла в состав города Ростова-на-Дону), капитан Длужицкий в родном полку работает помощником командира полка по летной подготовке и воздушному бою.
Он не только теоретически учил молодых летчиков, прибывших в полк, умению летать и стрелять в бою, но и сам, личным примером, показывает на практике все свои умения. Не вернулся Константин Антонович с боевого задания 7 августа 1943 года, когда полк сражался на Курской дуге. Его жена Вера Иосифовна и сын после войны проживали в городе Бобруйске, в поселке Кирова на улице Буденного 46.
Пилот сержант Николай Кириллович Евграфов из-за проблем со здоровьем продолжил сражаться с фашистами в 17-м ночном бомбардировочном полку командиром звена.  На самолете ПО-2 выполнил 167 боевых вылета. Закончил войну в звании старшего лейтенанта, неоднократно награжден.

Павел Иванович Бубеков, награжденный за войну с финнами орденом Красной звезды, после освобождения из фашистского плена, был осужден и отправлен в штрафной батальон. 26-29 сентября 1943 года автоматчик 1 осшб 47 мехбр отличился при взятии деревень Филипенки и Рудни, где уничтожил семь автоматчиков и пулеметчика, вынес с поля боя 9 раненых товарищей. Командование, наградив его орденом Красной Звезды, вернуло ему звание и должность.    
Павел Иванович продолжил воевать с фашистами в звании майора, но на должности летчика в 976 иап. 04.07.1944 майор Бубеков вылетел с лейтенантом Сергеем Михайловичем Волковым на разведку войск противника в район Полоцка. В районе озера Белое летчики вступили в бой с 4 ФВ-190.  Внезапной атакой Як-7б майора Бубекова был сбит. Як упал на 10 км севернее Полоцка.
 
Представление о награждении 721 иап орденом "Красного Знамени"
Описывает период с 06.11.1941 по 14.09.1944 г.
Отчеты о боевых действиях. Дата создания документа: 26.04.1946 г.
Архив: ЦАМО, Фонд: 368, Опись: 0006480, Дело: 0004, Лист начала документа в деле: 503
Авторы документа: 286 иад, полковник Иванов, полковник Фелдшеров
 

Огненный таран младшего лейтенанта Николая Фирстова



О подвиге младшего лейтенанта 874-го штурмового авиаполка 276-й штурмовой авиадивизии Николая Семеновича Фирстова воронежцы узнали 14 сентября 1973 года. О нем рассказал на страницах газеты «Коммуна» за номером 216 (15975) корреспондент Павел Михайлович Грабор в статье «По примеру Гастелло».

Сам автор статьи – участник войны. Сражался в должности командира орудия 3-го дивизиона 22-й стрелковой бригады 2-й ударной армии. 11 марта 1942 года при отражении танковой атаки у села Красная горка Новгородской области был тяжело ранен в кисть правой руки. После госпиталя, инвалидом третьей группы, вернулся в Воронеж. Работая в исторической секции при Воронежском краеведческом музее, он воскресил из небытия многих защитников Воронежской области. В далеком Душанбе Павел Михайлович разыскал родственников героя. Вел с женой и дочерью переписку.
 
Родился Николай Семенович Фирстов в 1917 году в селе Ивановка Сампурского района Тамбовской области. В семье Семена Алексеевича и Аграфены Степановны Фирстовых Николай был третьим сыном. Братья Петр и Иван были старше его по возрасту. В 1936 году Николай Фирстов поступил учиться в Тамбовский аэроклуб, который окончил через два года, став пилотом самолета У-2. Лучшего курсанта направляют в Балашовское летное училище гражданского воздушного флота. Николай мечтал управлять гражданскими самолетами, но в связи с ухудшением международной обстановки училище передается в веденье РККА и начинает готовить летчиков средних бомбардировщиков СБ.

В конце 1940 года он женился на Юлии Абрамовне Фатьяновой и с молодой женой уехал служить в город Кременчуг, получив звание младшего лейтенанта.
Город на Днепре для молодой семьи стал домом. Здесь рос профессионализм пилота, отсюда Николай выполнил первый боевой вылет на самолёте. На втором месяце войны с фашистами в семье появилась дочь Светлана. В июле сорок первого года, когда фронт подошел близко к городу, командование эвакуирует семьи пилотов. Находясь на фронте, Николай Семенович не смог проводить жену и дочь. Юля Абрамовна и маленькая Светочка отправляются в эвакуацию в шахтерский город Прокопьевск Кемеровской области, где проживали их родственники.

Волнуясь за судьбу близких людей, он пишет им: «Привет, Юля. Пишу уже второе письмо, но от вас ещё ни одного не получил. Я не знаю, доехали ли вы домой или нет и как доехали. Я только знаю, что вы выехали из Кременчуга, и дальнейший ваш путь мне был неизвестен. Но я думаю, на это письмо вы мне ответите и пропишите всё: как вы доехали, как вас встретили, как ваше здоровье и какие у вас есть новости, все мне пропишите. Но про себя я уже писал, но ещё пропишу.

 Я живу хорошо, весело, только из наших ребят здесь остался один Солоненко, остальные все – новые. А наши ребята, которые были в Кременчуге, я сейчас не знаю, где они находится. Работаем мы на фронтовой полосе по заданию правительства».
Сбрасывая на головы врагов бомбы, Николай Семенович мыслями – с женой и дочкой. Письма жены поднимают настроение, удесятеряют желания бить врага.

4 августа 1941 года он пишет:
«…Но ничего, наберёмся большевистского мужества, как вы пишите, и все это перетерпим и дождёмся нашей встречи. Юличка, опиши мне подробно свою жизнь и как вы доехали до дому, и пропиши, кто у вас живёт из квартирантов. Юличка, пропиши, как у тебя обстоят дела с работой. Я слышал, что ты собираешься поступать на работу. Юличка, я тебе не советую. Я ваш муж и без моего разрешения и совета вы не должны ничего делать. Это касается нашей с тобой семейной жизни, а там смотри, как и почему… Юличка, милок, еще раз прошу вас, чтобы вы прислали мне свою фотокарточку. Ну, вот и все, что я хотел вам сообщить. Крепко жму вашу ручку и горячо, несколько тысяч раз целую. Ваш муж Коля. Еще раз крепко целую. Коля. Пишите чаще письма».

Видимо, потеряв все самолеты в бою, летчиков части отправили служить в 10-й запасной полк ближних бомбардировщиков СУ-2. Он находился под городом Харьковом, в аэропорту Даниловка. За время подготовки молодых летчиков инструкторы выполняют боевые задания по разведке целей и штурмовке военных объектов. При появлении фашистов под Харьковом полк получил приказ перебазироваться в район Пензы на аэродром у станции Каменка-Белинская.
 
Путь на новое место можно проследить по письму летчика семье: «Здравствуйте, многоуважаемая жена Юличка!!! Во-первых, я вас целую и желаю самых наилучших успехов в жизни и еще самого хорошего здоровья. Юличка, письма все ваши я получил, и еще Солоненко Шура прислала своему мужу две телеграммы… С города Гжатска мы уехали 20 сентября. Мы были в Орле, Курске, в Харькове и в ряде других городах и станциях.

Сейчас мы находимся в Туле. Скоро поедем ближе к дому в глубокий тыл, потому что мы находимся в РАП (резервном авиационном полку.), и когда поедем на фронт, т.е. в действующую армию, это будет минимум через три месяца, а может быть и позже. Где мы будем, узнаете по моему адресу, так что обо мне не беспокойтесь: здоровье мое хорошее, жизнь наша веселая. …Юличка, передавай привет всем от меня: маме с папой, Любе, Люсе, Марусе, Кате с Васей и еще самой мной любимой крестнице Аличке и поцелуй ее за меня. И еще расцелуй за меня мою малютку Светланочку. Ну вот и все, пока. Ваш муж и друг жизни Коля. 29. 09. 1941 г. Целую вас, Юля, несколько 10000 раз. Ваш Коля. Жди еще письмо».

В декабре из состава запасного полка сформировался безномерной маршевый полк ночных бомбардировщиков, который перебазировали на аэродром Балашовской военной авиационной школы. Он получил название «325-й полк ночных бомбардировщиков». На самолетах Р-5, восстановленных своими руками из списанной техники, летчики днем и ночью учатся летать в составе эскадрильи и звена, совершают одиночные вылеты. К концу марта все пилоты сдали экзамены и были готовы вылететь на фронт. Постановлением ГКО СССР 1 апреля летчиков полка решено переучить Управлению штурмовиками ИЛ-2 в городе Куйбышеве. Через месяц, в начале июня 1942 года , получив двадцать новеньких штурмовиков Воронежского авиационного завода, эвакуированного за Волгу в 1941 году, часть под командованием майора Григория Марковича Карбинского прибыла под Воронеж и вошла в состав 2 воздушной армии.
В 874-м штурмовом полку опыт боев имели всего четыре человека, а остальные в боевых действиях не участвовали. Расположившись на аэродроме «Землянск», капитан Н.И. Артемов и старший лейтенант Иван Маркович Солоненко, командиры первой и второй эскадрилий устраняют с пилотами пробелы в пилотировании, стрельбе и бомбометании, изучают с подчиненными будущий район боевых действий.


27 июня 1942 года для нанесения удара по сосредоточению танков врага вылетела на первое боевое задание шестёрка «ИЛов», ведомая командиром второй авиационной эскадрильи старшим лейтенантом Солоненко. На первое боевое задание вылетели лучшие летчики – Солоненко, Максим Иванович Ракович, Николай Семенович Фирстов, Дмитрий Федорович Черкашин, Иван Петрович Наберухин и Константин Ефимович Страшной. Штурмовикам необходимо было атаковать колонну танков, автомашины с войсками и грузами, двигающиеся по дороге «Курск-Щигры»
.
В журнале боевых действий полка сказано: «… летчики атаковали на опушке леса скопление войск противника. Во время атаки, неприкрытые нашими истребителями, на штурмовиков набросилось пять «мессершмиттов». В завязавшемся воздушном бою немцы атаковали самолет младшего лейтенанта Наберухина. Нашему «Илу» повредили хвостовую часть самолета, перебили управление руля поворота, но летчик сумел справиться с трудностями и благополучно произвел посадку. При посадке хвост отвалился».
В этом бою Фирстов был ведомым. Его самолету тоже досталось от врагов. Зенитным снарядом были перебиты управление и воздушная система, а пробоин в фюзеляже – трудно было даже подсчитать, но летчик сумел посадить штурмовик. Этот день стал годовым праздником полка, установленным приказам Министра ВС СССР. Летчики всех поколений ежегодно праздновали рождение полка до его расформирования.

На другой день штурмовики атакуют наземные силы фашистов, двигавшихся по дорогам к станциям Кшень и Горшечная, Щигры. Оккупанты, по данным воздушной разведки, двигались двумя колонами по триста танков в каждой колонне, а за ними шли мотопехота и артиллерия.
При выполнении боевого задания погибли сержант Георгий Петрович Рогов и старший сержант Викентий Васильевич Турецкий. Это были первые потери. На следующий день Николай Фирстов успешно атаковал танки в районе села Петрищево. За четыре дня Николай Семенович выполнил семь боевых вылетов.
В журнале боевых действий 267-й штурмовой дивизии за 30 июля 1942 года записано: «Дивизия выполняла боевую задачу по штурмовке мотомехвойск противника в районе Баклановка, Липповская, Карандаково четырьмя самолетами ИЛ-2. Не вернулись на свой аэродром младшие лейтенанты Шестаков, Cлавитских и старший лейтенант Фирстов».
Председател
ь Света ветеранов части, ставшей впоследствии гвардейской, полковник Николай Семенович Матвеев в книге «Боевой путь 175-го Гвардейского «Слуцкого» Краснознамённого ордена Суворова III степени штурмового авиационного полка» приводит обстоятельства вынужденной посадки Фирстова, написанные им после возвращения на свой аэродром. Пилот в рапорте писал: «…вылетел на боевое задание в составе четырех Ил-2 без прикрытия истребителей. После второй атаки пошел на аэродром. В пути был атакован двумя «мессершмиттами». Пробоин и повреждений не было. Вышел на железную дорогу «Касторная–Елец» (левее Касторной). Опознал эту дорогу и, восстановив детальную ориентировку, изменил курс на 180 градусов пошел на Касторную. Заметив, что упало давление масла, и зная, что нахожусь на своей территории, принял решение на вынужденную посадку.

Сел благополучно у села Киреевка (5 км восточнее станции Набережное). После посадки обнаружил: пробиты бронь, масляный петрефлекс (гибкий масляный шланг, идущий к масляному радиатору). В баках масла не было. Оказалось, пробито одно колесо. Дал телеграмму о своем местонахождении в Касторную и Землянск, ответа не получил. Вследствие быстрого продвижения противника на 4-5 день оказался в окружении. На станции достал покрышку, камеру, петрефлекс, отремонтировал самолет и 10 июля прибыл на свой аэродром».   Скромный пилот не написал в рапорте, как он восстанавливал самолет.

Целый день он бродил по степи в поисках горючего. В разбитой немцами машине, на которую он вышел в поисках запчастей, можно было использовать колесо, вытащив из него камеру. Ночью летчик подтаскивает к самолету бревна и бочки, чтобы с их помощью снять пробитое колесо. На следующий день от отступающих бойцов пилот узнает, что в нескольких километрах лежит сбитый самолет. Это был вражеский «мессершмитт» с полными баками горючего.

 С помощью красноармейцев, которые самодельными ведрами, котелками таскали немецкий бензин, заправили самолет. На другой день из найденного нашего подбитого танка бойцы заправили маслом баки самолета. Утром наш целый самолет заметили немецкие летчики и пытались его сжечь, но только наделали дырок в крыльях.  Встретив новую партию отступающих бойцов, Фирстов уговорил их помочь заменить колесо, обещав им прикрытие с воздуха при выходе из окружения и вывезти раненого артиллериста. Снять колесо, разбортировать, вставить камеру и накачать ее, оказалось нелегким делом. На это ушли ночь и большая часть дня. Качали колесо обыкновенным насосом, найденным у подбитой машины. Перебитый петрефлекс Николай обмотал тряпкой и обвернул проволокой. Ночью солдаты с пилотом протоптали во ржи дорожку для взлета.

Рано утром 8 июля самолет взлетел и открыл огонь из пушек и пулеметов по фашистам, бросившимся к месту взлета штурмовика. Семь раз заходил бесстрашный летчик на врагов, заставляя их разбегаться в разные стороны, а в этот момент горстка наших бойцов прорвалась из окружения. Приземлившись на Липецком аэродроме, он за два дня полностью отремонтировал и перегнал штурмовик на свой аэродром «Токаревка». За этот подвиг Николай Семенович награжден орденом Красного Знамени. Но приказ о награде ВС Воронежского фронта №: 23/н от 13.09.1942 вышел уже после смерти героя.
 
Николая Фирстова летом 1942 г. повысили в должности. Он стал заместителем командира второй эскадрильи. В августе 1942 года штурмовики наносят удары по врагу, поддерживая огнем 6 армию Воронежского фронта в районе сел Коротояк и села 1-е Сторожевое.

Вместе с товарищами он ежедневно поднимает свой самолет в воздух, громя захватчиков. 22 августа 1942 года командованием фронта поставлена задача 267-й штурмовой авиационной дивизии: «Уничтожить войска противника в районе Коротояк и на подступах к нему. Порядок ударов: первый удар наносит 218-й штурмовой авиационный полк в 09:00, за ним 41-й штурмовой авиационный полк в 11:15 и третий 874-й штурмовой авиационный полк в 15:30. На выполнение задачи задействовать 25 самолётов. Цели штурмовать на высоте 400 -500 метров».    Выполняя приказ командования, 23 августа на задание вылетели девять экипажей 874-го полка, которые нанесли бомбардировочно-штурмовой удар по танкам, мототранспорту и живой силе противника в районе юго-западнее три километра от Коротояка. Наносить удар, когда враг ждет этой атаки, так как упущен элемент внезапности, – труднее всего.
   
Фашисты открыли массированный зенитный огонь по штурмовикам. Немецкий снаряд попал в плоскость машине Фирстова и подбил ее. Младший лейтенант Наберухин видел, как Фирстов вместе с самолетом пошел до земли, не выводя его из пикирования. В последний момент Николаю удалось повернуть самолет в сторону оврага, где укрылось немало фашистских танков и автомашин с боеприпасами и горючим. Раздался оглушительный взрыв – и десятки вражеских солдат, танков и автомобилей были похоронены под обломками советского штурмовика. В этот день из этого боевого задания на свой аэродром не вернулся и сержант Виктор Григорьевич Носков.

30 августа 1942 года о подвиге Николая Семеновича узнала вся страна. Специальный корреспондент газеты «Правда» Ульян Иванович Жуковин сообщил в главном партийном органе страны: «29 августа. (Действующая армия). Во время выполнения боевого задания самолет мл. лейтенанта Фирстова был поврежден. Вражеский снаряд отбил половину крыла его машины. Самолет начал падать. Следуя примеру Гастелло, отважный летчик направил свою машину на скопление вражеских танков и врезался в них». 

Вот уже восемьдесят лет в семье Фирстовых хранится письмо, подписанное командиром эскадрильи, боевым другом Иваном Марковичем Солоненко и военкомом эскадрильи старшим политруком Абрамом Моисеевичем Эдельштейном. В нем 2 сентября 1942 года они писали: «Здравствуйте, дорогая Юлия Абрамовна. 23 августа в бою с немецкими захватчиками пал смертью героя ваш муж и наш боевой друг Николай Семёнович Фирстов. Вместе с вами мы до глубины души переживаем эту тяжелую утрату и не можем смириться с мыслью о том, что никогда уже мы не увидим бесстрашного и в то же время весёлого, скромного сталинского сокола.

Николай был нашим общим любимцем. Мы любили его и за то, что он не ведал страха в борьбе и презирал смерть, за то, что он был самым храбрым среди храбрых, за то, что горячо любил свою родину, свой народ, свою семью и мужественно отстаивал их честь и свободу. Николай был грозой для подлых немецких оккупантов, за 13 боевых вылетов он мощным огнём своего боевого самолёта уничтожил 17 танков 25 автомашин и тяжелых орудий, истребил до 200 гитлеровских зверей в зелёных солдатских и офицерских мундирах. Свою прекрасную жизнь Николай отдал недаром. Когда вражеский снаряд разбил самолёт, Николай не мог спасти ни себя, ни свою машину. Николай понял, что пришло время, когда нужно в последний раз рассчитаться с гадами, и он отправил свой самолёт в центр группы фашистских танков и автомашин.

 Раздался взрыв, прозвучавший на много километров вокруг. Группа танков и автомашин прекратила свое существование. Так погиб Николай, повторивший подвиг капитана Гастелло и тем самым обессмертил свое имя вовеки веков. Честь и слава ему! Советский народ, никогда не забудет, имени Николая Фирстова. За несколько дней до гибели, Николай поступил в партию Ленина-Сталина. Он с гордостью нам сказал, что вы, Юлия Абрамовна, – коммунистка, и гордился этим. Мы гордимся тем, что Фирстов воспитан Родиной, мы отомстим за смерть Фирстова. Коричневые банды Гитлера залягут сотнями своих солдат и офицеров в землю, и эту клятву мы выполним. Мы призываем вас, Юлия Абрамовна, мужественно перенести тяжелые горе. Воспитывайте свою малютку такой же бесстрашной, каким был Николай. Все, что в наших силах для разгрома врага, мы выполним. Пишите нам. Желаем вам и дочурке много сил и энергии».  Вскоре после этого не стало и его командира. Солоненко погиб 15 сентября 1942 года при выполнении боевого задания на южной окраине Воронежа.

За свой подвиг Николай Фирстов был представлен к ордену Ленина, но награжден не был.
Семья героя после войны переехала в столицу Таджикистана, город Душанбе, где работал железнодорожником Петр – брат Николая Семеновича.

 Юлия Абрамовна Фирстова была очень талантливой. Она познакомилась с Николаем Семеновичем на концерте, где выступала в хоре. Благодаря своему голосу после войны ее пригласили работать профессионально в хоре. Став солисткой, она ездила с концертами по Сибири, но ради дочери оставила эту работу. Концерты и маленький семилетний ребёнок были несовместимы. Дочь Света выросла, закончила школу, медучилище и мединститут. Стала врачом, а затем преподавала на кафедре общей гигиены Таджикского мединститута. Юлия Абрамовна умерла в 2004 году в возрасте 86 лет. И не было для нее никого лучше погибшего суженого. Она была счастлива, что внуки продолжили дело её любимого мужа. Николай и Игорь стали военными.

Журнал боевых действий штаба 267 шад описывает период с 28.02.1942 по 20.03.1943 г.
Журналы боевых действий. Дата создания документа: 20.03.1943 г.
Архив: ЦАМО, Фонд: 20030, Опись: 1, Дело: 15, Лист начала документа в деле: 1
Авторы документа: 267 шад, майор Коломейцев, полковой комиссар Исупов, полковник Антонов
Газета «Правда» от 30.08.1042 
 
Газета «Известие» №190 от 14 августа 1942 г.
Письмо жене Фирстова Юлии Абрамовне                от командира эскадрильи Солоненко
 Письмо Николая Фирстова жене Юлии
 
 


Рецензии