Воздушные тараны воронежцев
Совершив таран, большинство летчиков, сохранив машины, возвращались на аэродромы. Многие приземлялись на подбитой машине в поле или, когда самолет нельзя было спасти выбрасывались на парашюте.
Целые сражения разгорались в воздухе. Победы летчиков над врагом поднимали боевой дух солдат, а поражения вызывали злость к оккупантам. Очень часто, когда заканчивались боеприпасы, чтобы сорвать планы врага и не дать ему сбросить смертоносный груз на головы защитников Родины, пилоты шли на таран вражеских самолетов. Таран применяли истребители, штурмовики и даже бомбардировщики. За проявленный героизм командование награждало летчиков орденами, представляло к званию Героя Советского Союза, но есть и те чей подвиг не оценен по – достоинству. Это объясняется тем, что о них стало известно только после войны или летчик в последующих воздушных сражениях не возвращался с боевого задания. На пропавших без вести наградные документы изымались.
Воздушный таран в годы Великой Отечественной войны советские летчики совершили более 600 раз. Дважды таранили врага 29 советских воина, трижды – Герой Советского Союза Алексей Степанович Хлобыстов, и четырежды Герой Советского Союза Борис Иванович Ковзан.
В нашей области нам удалось найти информацию о двадцати таранах. Конечно, их было больше. Хваленые гитлеровские летчики боялись этого русского оружия. Не случайно маршал Геринг запретил своим асам сближаться с нашими самолетами ближе, чем на 100 метров. Выполнить таран было непросто. Вражеский самолет отстреливался от преследовавшего его самолета, закладывал всевозможные виражи.
Чтобы зайти ему в хвост, нужно было нашему летчику уничтожить воздушных стрелков, или быстрым маневром попасть в «мертвую зону» самолета, которая не простреливалась из пулеметов. После этого летчик выравнивал скорости обоих самолетов, чему мешал сильный воздушный поток. Угол атаки нужно было рассчитать так, чтобы обломки вражеской машины не задели свой самолет. Во время сильного удара винта необходимо было удержать самолет, чтобы винт сделал свое дело. После тарана требовалось пилоту большое мужество, чтобы вышедшей из повиновения искалеченной машиной, дотянуть до аэродрома и совершить посадку
В нашей работе мы постарались собрать материал о летчиках-земляках, совершивших воздушные тараны, а также летчиках при защите Воронежской области в старых довоенных границах. В работе использовались материалы архива Министерства обороны, данные краеведов, свидетельства местных жителей, мемуары участников войны.
МиГ младшего лейтенанта Мамонтова
Мамонтов Афанасий Андреевич родился в 1914 году в Боброве в пригородном селе Чуканка. После окончания школы закончил авиатехникум. С сентября 1937 года он в Красной Армии. Служит в тренировочном отряде в г. Хабаровске. Через год его направляют учиться в 30-ю военную школу летчиков в город Читу. Учился Афанасий вместе с Алексеем Маресьевым.
Летом 1939 г. школе было присвоено имя Героя Советского Союза Анатолия Серова, а в октябре 1939 г школа перебазировалась в Батайск. Батайскую авиационную школу пилотов имени А. Серова Афанасий закончил в 1940 году с присвоением звания мл. лейтенант. В характеристике записано: «Может быть выпущен младшим летчиком истребительной авиации с присвоением звания мл. лейтенант». Молодой летчик направляется в 126 иап в Белорусский военный округ.
Великая Отечественная для Афанасия Андреевича началась в восемь часов утра 22 июня 1941 года, когда он вместе с комиссаром полка Александром Матвеевичем Журавлевым вылетел на перехват «Юнкерсов», летевших бомбить Бельск.
В воздушном бою самолет комиссара был подбит, а сам он был тяжело ранен. Осколок снаряда впился в тазобедренный сустав ведущего. Афанасий остался один против двух немецких стервятников... Прикрывая посадку комиссара, он метким огнем сбил фашистский истребитель. Другой вражеский самолет вышел из боя, дымя подбитым мотором. Это была первая его победа - его первое боевое крещение. Сам Афанасий получил ранение в этом бою, но тем не менее смог посадить машину на свой аэродром.
О храбрости Афанасия Мамонтова в полку ходили легенды. Казалось, для него не существовало никаких преград в воздушном бою. У него было правило: навязывать противнику бой, с первых секунд встречи с ним захватывать инициативу, пусть даже враг численно превосходил его в несколько раз.
24 июня 1941 года, пролетая в районе Гомеля, А.А. Мамонтов заметил на горизонте вражеский бомбардировщик Ju-88 и пошел на сближение с ним. Воздушные стрелки бомбардировщика открыли огонь по самолету Мамонтова, но он даже не изменил направления полета. У пилота Ju-88 нервы не выдержали, и он уклонился. В этот момент с короткой дистанции Афанасий и сразил его. Это была его вторая победа с начала войны.
В июле 1941 г. он направляется в 402 иап особого назначения, который формируется на подмосковном аэродроме «Чкаловский» из летчиков-испытателей. Местом назначения 402-го авиаполка первоначально был определен аэродром Крестцы на Северо-Западном фронте, в пяти километрах от Пскова.
29 июля 1941 года в период 8.00–8.40 в районе деревни Ермошкино (Ямницы) (Валдайский район, Новгородская область, Россия) сбил один и винтом истребителя МиГ-3 таранил по хвостовому оперению другой вражеский бомбардировщик. Ценой своей жизни предотвратил воздушную атаку врага над Валдаем Новгородской области и не дал немецким самолетам сбросить бомбы на мирных жителей.
По немецким данным, при налете на станцию Бологое был сбит Ju 88 Werk-Nr. 3441 (F1+OP) из 6. /KG.76. Пропали без вести пилот Lt. Walter Zinner, наблюдатель Uffz. Rudolf Messerschmidt, бортрадист и бортстрелок.
За последний бой в формуляре полка Афанасий Мамонтов значится награжденным орденом Ленина, но награды летчик не удостоен.
Как погиб лётчик Афанасий Мамонтов стало известно в 2009 году благодаря усилиям поисковика Валдайского района Новгородской области Пороховникова Валерия Савельевича. В деревне Ермошкино на могиле Афанасия Мамонтова был установлен бюст, подаренный скульптором Александром Нечаевым. В мае 2017 года в Боброве по инициативе Владимира Бирюкова на Аллее Славы в Центральном городском парке был установлен бюст лётчику-герою Афанасию Андреевичу Мамонтову выполненный скульптором Александром Владимировичем Нечаевым.
402–й Краснознаменный ордена Суворова Севастопольский иап особого назначения защищает нашу Родину и сейчас. Место дислокации г. Липецк. Он стал основой Центра боевого применения и переучивания летного состава ВВС им. В.П. Чкалова.
Воронежцы верят, что пройдет немного времени и с Липецкого аэродрома, будет подниматься, на охрану русского неба самолет, носящий имя Афанасий Мамонтов первого летчика, своим подвигом прославившего имя знаменитого в нашей стране полка.
Газета «Красная Звезда» 4 сентября 1941 года. № 208
Курсанты Читинской авиашколы
(в первом ряду слева Алексей Маресьев,
за ним второй ряд (слева) Афанасий Мамонтов).
УПК Мамонтова
Лётчик Диденко
Диденко Василий Корнеевич родился 18 декабря 1918 года в селе Сторожевое ныне Чутовского района Полтавской области Украины. По национальности украинец. Социальное полож ение и происхождение - рабочий из крестьян.
Холост. Профессия - станочник. Член ВЛКСМ с 1936 года.
Окончил 7 классов школы ст. Таловая Воронежской области, школу ФЗУ при комбинате № 6 г. Ленинграда.
В рядах Красной Армии с 27.12.1937, поступил в Борисоглебскую ВАШЛ.
20.11.1938 окончил Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков с присвоением воинского звания младший лейтенант и назначен лётчиком-инструктором 30-й военной школы пилотов г. Чита Забайкальского ВО.
С октября 1939 - лётчик-инструктор Батайской военной авиационной школы им. Серова Северо-Кавказского ВО.
08.08.1940 присвоено воинское звание лейтенант.
С 28.03.1941 - командир звена Армавирской военной авиационной школы.
С 17.03.1942 - командир отряда Армавирской военной авиационной школы.
Участник Великой Отечественной войны.
2 августа 1942 года командир отряда Армавирского ВАУ лейтенант Диденко Василий Корнеевич на подступах к городу Армавиру вступил в бой с 18 фашистскими самолётами. Израсходовав все боеприпасы, уничтожил тараном ведущего группы, получил тяжёлое ранение.
Василий Диденко умер в эвакуационном госпитале. Похоронен в братской могиле на воинском участке городского кладбища г. Армавира Краснодарского края.
Исключён из списков Вооруженных Сил приказом ГУК ВС СССР № 01609 от 27.06.1947.
Увековечен в печатной Книге Памяти Воронежской области Таловского района.
Отец Диденко Корней Григорьевич проживал в Таловском районе Воронежской области .
Источник информации: ЦАМО
Номер шкафа: 658 Номер ящика: 842
;
Герой и мессершмитты
Митрофан Петрович Краснолуцкий (4 июня 1906, Красное Загорье, Воронежская губерния - 11 марта 1987, Киев) - советский офицер, Герой Советского Союза (16.01.1942), генерал-майор авиации (8.08.1955).
Родился 4 июня 1906 года в селе Красном Загорье Богучарского уезда Воронежской губернии (ныне Калачеевский район Воронежской области) в крестьянской семье. Член КПСС с 1931 года. В 1919 году окончил восемь классов средней школы. Работал ремонтником на ж/д, затем в колхозе. В 1930 году призван в ряды Красной Армии. В 1932 году окончил военно-теоретическую школу летчиков в Ленинграде. В 1936 году - Борисоглебскую военную авиационную школу летчиков. Участник советско-финской войны 1939-1940 годов. Награжден орденом Красного Знамени 07.04.1940 г.
В годы Великой Отечественной войны - заместитель командира 65-го штурмового авиационного полка 55-й смешанной авиационной дивизии ВВС 7-й армии Северного фронта с июня 1941 года.
12 августа 1941 года М.П. Краснолуцкий вылетел во главе семёрки И-15бис на штурмовку колонны вражеской пехоты в районе Паниллы. При подходе к цели, в районе Шотозеро в Карелии, группа была атакована шестёркой Me-109. Завязался воздушный бой. На М.П. Краснолуцкого напали два "мессершмитта". Резким разворотом он отогнал одного, но навстречу нёсся второй.
Советский самолёт и фашист сближались лоб в лоб. Краснолуцкий выпустил длинную очередь, враг тоже ответил огнём. Когда самолёты сблизились, немец не выдержал и попытался отвернуть в сторону, но не успел - нижней плоскостью И-15бис срезал хвост Me-109. "Мессершмитт" перешёл в беспорядочное падение. Несмотря на полученные самолётом повреждения (обломился конец плоскости), Митрофан Петрович продолжал сражаться до конца боя и произвёл посадку на своём аэродроме.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 января 1942 года за образцовое выполнение боевых заданий командования по уничтожению живой силы и техники противника и проявленные при этом мужество и героизм майору Митрофану Петровичу Краснолуцкому присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 646). В апреле 1942 года майор П. Краснолуцкий был назначен командиром вновь сформированного 828-го штурмового авиационного полка 7-й воздушной армии Кар ельского фронта. В 1944 году подполковник М.П. Краснолуцкий стал заместителем командира 260-й смешанной авиационной дивизии 7-й воздушной армии Карельского фронта, которая за участие в Свирско-Петрозаводской операции получила почетное наименование «Свирская», награждена орденом Красного Знамени.
После войны продолжил службу в Военно-воздушных силах СССР. В 1948 году окончил курсы усовершенствования командиров и начальников штабов авиаобъединений, в 1954 году - Высшие академические курсы при Военной академии Генерального штаба. С октября 1957 года генерал-майор авиации М. П. Краснолуцкий в запасе. Жил в Воронеже, потом в Кие ве. Умер 11 марта 1987 года .
Похоронен в Киеве на Лукьяновском военном кладбище. Награды: медаль «Золотая Звезда» Героя Советского Союза (16.1.1942); орден Ленина (16.1.1942); Два ордена Красного Знамени (23.07.1944, 6.06.1945); орден Кутузова II степени (10.04.1945); Два ордена Отечественной войны I степени (13.11.1944, 6.04.1985); орден Отечественной войны II степени (5.09.1943); медалями "За боевые заслуги", "За оборону Заполярья", другими медалями.
Лётчица Екатерина Зеленко
Среди наших земляков Екатерина Зеленко стала первой в мире женщиной, совершившей воздушный таран
Родилась 23 февраля 1916-м году в селе Корощино Овручского уезда Волынской губернии (ныне Олевский район, Житомирская область). Семилетку Катя окончила в Курске и поступила в Воронежский авиационный техникум. Она училась на первом курсе в авиатехникуме в 1933-м году и одновременно занималась в аэроклубе. Член ВЛКСМ с декабря 1933 г.
В ноябре 1933 года в аэроклуб приехала комиссия Оренбургского военного училища летчиков, чтобы отобрать лучших курсантов. Из шести девушек в училище приняли только двоих. Ее и Нину Русакову.
Русакова вспоминала, что в Оренбурге они жили в одной комнатке, обучались, правда, у разных инструкторов, но Нина Ивановна знала, что программу Катя усваивала быстрее, как говорят, со знанием дела. Девушкой Зеленко была статной, подтянутой и крепкой. Предпочитала короткую стрижку. Никогда и ни в чем не уступала курсантам-юношам. Окончила Оренбургскую военную школу лётчиков с оценкой хорошо.
Служила в 10-й армейский разведывательной авиаэскадрильи Харьковского военного округа пилотом с 17 декабря 1934г., затем продолжила службу в 14-м корпусном авиаотряде.
В 1938 году Екатерина - старший лётчик 2-й эскадрильи 4-го лёгкого бомбардировочного авиаполка. В финскую войну она воюет в 11-м лёгком бомбардировочном авиаполку в должности старший лётчик. В апреле ее переводят старшим летчиком в 135 ближнебомбардировочный авиаполк.
За героизм, проявленный в борьбе с белофиннами, она награждена в 1940-м году орденом Красного Знамени. В представлении к награде Екатерины Зеленко указывалось: «В операциях 8-й армии имеет боевой налет 9 часов, 8 боевых вылетов. Смелый, отважный летчик. Боевые вылеты выполняет с немалым желанием, в сложных метеоусловиях и напряженной воздушной обстановке всегда хладнокровна и настойчива. Будучи обстрелянной зенитной артиллерией, храбро продолжала ведение боя и задание выполнила отлично». Когда М.И. Калинин вручал в Кремле девушке орден, он шепнул Кате: «Будем фотографироваться, сядьте возле меня ». Фотограф запечатлел это волнующее событие в жизни молодой летчицы.
Накануне Великой Отечественной войны Екатерине было поручено ответственное задание: провести войсковые испытания на тот момент новейшего ближнего бомбардировщика Су-2. Зеленко целиком включается в сложную и небезопасную работу.
На фронте Великой Отечественной войны она с первых дней. Погибла ст. лейтенант Зеленко 12 сентября 1941г. в воздушном бою. Подбитый самолет в воздухе по приказу Кати покинул штурман ст. лейтенант Павлык Николай Степанович.
Из свидетельства штурмана мы знаем: «Я вел заградительный огонь. Боеприпасы кончались. В этот момент один из фашистских истребителей заслонил смотровое стекло, Зеленко нажала гашетку пулемёта. Гитлеровский самолет загорелся и круто ушел к земле. Однако нас тоже зацепило. Я доложил ей, что ранен. Зеленко отдала приказ покинуть машину и во что бы то ни стало добраться до своих, чтобы доложить о результатах разведки. Сама продолжила вести бой». Павлык благополучно приземлился на своей территории и вернулся в часть, однако, о том, что происходило дальше с Зеленко, он ничего не знал.
Представляя ее к званию Героя Советского Союза, командир полка полковник Борис Владимирович Янсен записал
:
«Храбрый боевой лётчик, командира звена, а затем заместитель командира эскадрильи, она много раз водила группы самолётов громить фашистских бандитов. Беспримерный героизм и воля к победе воодушевляли всех её подчинённых.
В июне 1941 г. в районе Пропойска (ныне Славгород, Беларусь), она водила группу бомбардировщиков на бомбометание фашистской колонны танков. Смелым и решительным налётом была уничтожено до 45 танков противника и 20 автомашин пехоты.
В районе станции Быхово и у села Новое Быхово в Могилевской области в августе месяце 1941 г. вводя группы самолётов на бомбометания, скопление войск противника, она попала под сильный зенитные огонь вражеской артиллерии. Несмотря на это, Зеленко задание выполнила отлично, уничтожила батальон немецкой пехоты, не потеряла ни одного самолёта. Товарищ Зеленко посылалась на самые трудные задания, неоднократно летала бомбить объекты противника ночью, воздушных боях участвовала 12 раз.
За период её боевые работы имеет в 40 боевых вылетов. В воздушном бою под Ромно с МЕ-109 противника Зеленко была сбита. За боевые заслуги перед Родиной, за проявленное мужество и героизм, в борьбе с ними германскими захватчиками, представляю Екатерину Ивановну Зеленко к званию Героя Советского Союза. Награждена орденом Ленина 29 декабря 1941г.»
Жители украинского села Анастасьевки Сумской области 12 сентября 1941 года видели, как наш советский бомбардировщик Су-2 сражался с семью фашистскими истребителями Ме-109. Сбил одного и таранил другого. Но был подбит и врезался в землю за околицей.
Побежали помочь. Но лётчик был мёртв. Нежный овал лица. Короткая стрижка. Тонкие брови вразлёт. Нашли орденскую книжку, комсомольский билет, орден Красного знамени и удостоверение личности: старший лейтенант Зеленко. Имя Екатерина. Лётчица. Её похоронили, завернув в парашют, а документы спрятала и сохранила местная учительница: немцы вошли в село наутро. До своего 25-летия Екатерина Зеленко не дожила всего лишь два дня.
Генерал-полковник А.Г. Рытов писал о предвоенных буднях Катиного полка. "Однажды, — вспоминает Андрей Герасимович, — я прибыл в полк, который дислоцировался на приозерном аэродроме. Вдоль берега расположилось несколько домиков, в них жили летчики. Я прошел в один. На полу ни соринки, на окошках занавески, сшитые из марли, стол покрыт скатертью, и на нем даже еловая веточка с симпатичными шишками в баночке красуется. «Вот это порядок! — высказал я похвалу летчикам. — Молодцы. Кто же у вас такой уют создает?» Пилоты стоят, улыбаются. Затем один из них с гордостью отвечает: «Беспорядка не терпит наша хозяйка». «Какая такая хозяйка?» — спрашиваю. «А самая что ни на есть настоящая. Вон за той занавеской», — отвечает летчик и показывает на полог из ситца, который висит на телефонном проводе. И действительно: край занавески приподнялся, и оттуда вышла девушка. Обута в унты, гимнастерка ладно пригнана, подпоясана офицерским ремнем. В голубых петлицах сверкают три кубика. «Старший лейтенант Екатерина Зеленко!» — браво отрапортовала она».
С виду Зеленко в какой-то мере напоминала парня. Женщину в ней выдавали
карие, жгучие глаза и маленькие пунцово-красные губы.
- Вот не знал, что у нас в армии есть летчица.
- Она не только летчица, но и сущий милиционер в этом доме, - шутливо заметил стоявший у окна капитан. - Житья от нее нет.
Екатерина улыбнулась.
- Что верно, то верно. Могу доложить, товарищ комиссар, что ни пьянства, ни табачного дыма, ни мата в этом доме вы не увидите и не услышите.
- И они терпят? - указываю глазами на летчиков.
- Ворчат, но терпят, - сквозь смех отвечает Зеленко.
- И все же среди мужчин вам, наверное, неудобно?
- Поначалу было неудобно. А сейчас и они со мной смирились, да и я к ним привыкла. Ребята они хорошие. В обиду меня не дают.
Капитан, стоявший у окна, рассмеялся:
- Наша Катя сама может кого угодно обидеть. Попадись только ей. Язычок что бритва.
«...Екатерина Зеленко была единственной девушкой-летчицей, принимавшей участие в борьбе с финнами. О ней немало хорошего слышал я и в начале Отечественной войны. Но потом следы ее затерялись. И только много лет спустя в разговоре с одним из авиационных командиров снова всплыло имя храброй комсомолки.
- Зеленко Екатерина? - переспросил я собеседника.
- Так точно, она, - подтвердил он и вспомнил обстоятельства ее героической гибели.
Осенью1941 года Зеленко на своем бомбардировщике возвращалась с разведывательного задания. Над селом Глинское Сумской области ее одинокую машину атаковали семь "мессеров". Екатерина отбивалась от них как могла. Один истребитель сбила, но остальные зажали ее в крепкие тиски, из которых вырваться было невозможно. Бомбардировщик загорелся.
С земли наблюдали за этим неравным боем, видели, как летчица направила свой пылающий самолет на ближайший вражеский истребитель и таранила его. Два огненных клубка, оставляя в небе сизый дым, упали на землю.
Я не знаю другого случая, когда бы женщина-летчица таранила вражеский самолет. Это, пожалуй, единственный в истории авиации подвиг такого рода.
Погибла Катя в пору своей молодости. Было ей тогда всего лишь двадцать пять лет. Правительство наградило ее посмертно орденом Ленина. Имя этой храброй сердцем и чистой душой девушки никогда не изгладится из памяти.
В Великую Отечественную войну в рядах авиации сражалось немало женщин. Но Кате Зеленко принадлежит в этом пальма первенства ».
Поднял вопрос о присвоении ей высшей степени отличия в письме 12 марта 1971г. в Министерство обороны бывший начальник отдела кадров Юго-Западного фронта Бочаров Вячеслав Григорьевич и маршал авиации Владимир Александрович Судец, но их доводы не были услышаны. Только 5 мая 1990г. справедливость восторжествовала, ей присвоено звание Героя Советского Союза.
Имя первой женщины, совершившей воздушный таран, известно немногим. 12 сентября 1941 года Зеленко на своем легком бомбардировщике Су-2 вступила в бой с немецкими «мессерами», и когда у ее машины закончился боезапас, то она уничтожила вражеский истребитель именно в воздушном таране.
В селе Анастасьевке Екатерине Зеленко поставлен памятник героической летчице, создан ее музей. Имя героини носят улицы ряда городов, а ее бронзовый бюст установлен в Курске. В честь нее "Катюшей" названа планета, открытая научным сотрудником Т. Смирновой Крымской астрофизической обсерватории.
Архив: ЦАМО Фонд ист. информации: 33 Опись ист. информации: 682524
Дело ист. информации: 447
Лётчик Аникеев
Аникеев Илья Алексеевич родился 15.06.1909 в Орловской области Моховском районе Ново-Дмитриевский сельсовета д. Шишкино.
03.11.1931 призван в Красную Армию Орловским ГВК. В 1934 году закончил Одесскую школу летчиков. За выполнение правительственного задания награжден орденом Красная Звезда. Принимал участие в Китайско-Японской войне в 1938-1940 г.
Великую Отечественную войну начал в должности командира эскадрильи 591 иап. 1 ноября 1941 года в составе 8 самолетов на И-153 наносил удар по аэродрому г. Орёл.
Наши летчики уничтожили 15 самолетов противника на земле и три в воздухе. Лично капитан Аникеев сбил Ю-88, уничтожил зенитную батарею, поджег два Ю-88 на земле. В воздушном бою со звеном истребителей МЕ-109 будучи раненым в ногу протаранил немецкий истребитель. Награжден орденом Красного Знамени [1].
Приводим публикацию «Над родным городом» полностью:
«Майор Аникеев шел громить аэродромы родного города, занятого немцами. Закрыв глаза, он мог везти своих соколов на цель, он знал здесь все воздушные дороги.
Поэтому-то командование и послало сюда именно его. Надо было подойти скрытно, обрушится на скопление техники врага (по данным разведки на аэродромах стояло до сотни самолётов, внезапным огнем.
Машины шли, прижимаясь к земле, к лесу, и не видно и не слышно – лесная заросль глушит звук моторов.
Над речкой пронеслись, чуть не купая крылья, потом мимо Ботанического сада и в горку…
Когда человек идёт выполнять боевое задание, он не думает об отвлечённых вещах, он не вспоминает детства, ему не до того. Он весь собран, все мысли и чувства его направлены на одно – разбить врага.
За майора Аникеева вспомним мы, как босоногим мальчуганом поднимался он вот этой же дорогой: от речки мимо «ботаники» в горку, к аэродрому. И там, на поле, у проволоки, оцепившей запретную зону, в гуще глухой крапивы и репейника простаивал часами, глядя как поднимаются в небо серебристые птицы, мечтал, что вот и он вырастет и полетит. И вырос Илья Аникеев, и стал лётчиком.
На земле, в чётких линейках стояли тяжелые самолёты. Отличная цель.
Но на посадку со стороны противоположной той, откуда появилась семёрка Аникеева, заходил Юнкерс. С ним надо было расправиться прежде всего. Майор сделал горку, – снизу ударил врага, сверху ударил его Остапенко. Пылающая машина устремилась к земле, неся гибель своим же, стоящим там, самолётам.
Штурмовики сбросили бомбы и костер разросся, охватив 15 Ю-88 и Ю -52.
Командир дал сигнал уходить. Впереди была ещё цель –аэродром.
Туда Аникеев пробился только один: так плотен было зенитный заслон. Пробился и сразу же навязал бой заходившим на посадку двум юнкерсам. Не легко было с ними, проклятыми, сладить. Но майором уже владел тот азарт боя, который заставляет человека забыть о себе, уподобляет его выпущенному снаряду - летит, не остановить, пока не поразит цель.
Юнкерсы были сбиты.
Аникеев вернулся на исходный пункт и стал поджидать своих. Вдруг из облаков выскочили три мессершмитта.
- Работёнки подваливает, - усмехнулся майор.
Гадючьи тела мессершмиттов, завертелись вокруг одинокого самолёта. Гитлеровцы словно знали, что у Аникеева уже нет патронов, не может он прошить смертельной строчкой врага. Они наседали. Взяв в клещи, оттягивали на запад, - опять что ли угадали, что кончается горючее?
- Хитры, а я орловский мужик хитрее. – И Аникеев имитировал одну атаку за другой.
Стремительного броска в лоб враги не принимали, трусливо отворачивали.
Майор пошёл на таран. Казалось, даже сквозь мотор слышно, как хрястнула вражеская машина. Кувырком пошла вниз.
Но нанесшее удар крыло самолёта Аникеева было повреждено. Вражеская пуля впилась в ногу.
«Не дотянуть к своим...» Хорошо, что это было лишь мгновенной слабостью, никак не отразившейся на настойчивом стремлении к линии фронта.
Мессершмитты не отставали, но и не тревожили. Они видели безнадёжность положения советского лётчика.
И все же он сел. Какое там сел - плюхнулся брюхом за заветной чертой.
«Где ни будь тут недалеко свои!». Он выскочил из машины.
Мессеры кружили над головой. Сейчас добьют машину, подстрелят. Вон, вон …заходит один. Аникеев отбежал чуть в сторону и, словно сраженный пулей упал на траву. Беспомощно раскинуты руки, шлем валяется, как будто никогда больше не пригодится хозяину. Поверили враги в свою победу и улетели. Майор поднялся и прихрамывая на ногу пошёл к своим »
После выздоровления Аникеев воевал командиром 573 иап. Дата окончания службы: 30.10.1955
Награды: Три ордена Красная Звезда, три ордена Красной Знамя, орден Отечественной войны I степени, медали «За боевые заслуги», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.»
Источник информации: ЦАМО
Номер шкафа: 7
Номер ящика: 12
На защите неба Сталинграда Николай Киселёв
Киселёв Николай Николаевич родился 25 октября 1916 г. в г. Борисоглебске.
После окончания семилетней школы учился в дорожном техникуме. 10.08.1936г. поступил в 1-ю Качинскую военную авиационную школу лётчиков имени А.Ф. Мясникова, которую окончил 23 августа 1938 года.
Как лучшего курсанта Николая Николаевича оставляют в ней инструктором. 5 февраля 1941 года его переводят на новую должность - командир звена.
Лейтенант Киселев 28 февраля 1942 года назначен командиром отряда. Во время войны Качинская школа перебазировалась в поселок Красный Кут Саратовской области. Постоянный состав школы регулярно уезжал в командировки на фронт, где бил фашистов и изучал тактику и повадки врага, чтобы учить курсантов.
Осенью 1942 года приказом командования округа была создана вторая авиационная группа из 18 Як-1. Командиром этой группы из 70 человек был назначен опытнейший летчик школы командир эскадрильи майор Гайдамак Федор Кириллович. В составе группы был лейтенант Николай Киселев. Местом базирования группы стал полевой аэродром у деревни Вифлянцево (24 км юго-западнее Камышина).
Оперативно она вошла в подчинение командира истребительной дивизии 8-й Воздушной армии. Боевой задачей группы стало прикрытие от фашистов территории города Камышина, переправ через Волгу от Золтова до Дубовки и железнодорожного участка «Поворино—Сталинград», на котором сосредоточивались базы складов боеприпасов, горючего, а также проходила выгрузка артиллерии, танков и личного состава соединений.
В течение первых 20 суток летчики группы совершили более 250 боевых вылетов (10—14 в день) для ведения разведки наземных сил противника и защиты от фашистской авиации обороняемых объектов. Полеты качинцы совершали умело, геройски противодействуя в воздухе немецким асам. Дежурство в воздухе, как и на земле, велось беспрерывно. На смену одному самолету в воздух тут же поднимался другой.
23.09.1942 года в воздух был поднят ЯК-1 лейтенанта Киселева на перехват вражеского разведчика. В завязавшемся воздушном бою Киселев возле станции Палласовка Волгоградской области таранным ударом уничтожил вражеский самолет-разведчик. Летчик погиб при таране.
Награды Н.Н. Киселёва: Медаль "За отвагу" (1942); Орден Красной Звезды (1943); Орден Отечественной войны II степени (1985).
Источники:
Зайцев А.Д. Люди бессмертного подвига журнал История СССР, 1980, №3, с.47-60.
На грани возможного. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: «Лимб», 1993. - С. 409. От Воронежа до Берлина. - Воронеж: Центр.-черноземное кн. изд., 1986. - С. 84.
Герой Советского Союза Лукьянов Сергей Иванович
Родился 16 октября 1910 года в городе Борисоглебск Воронежской области в семье рабочего. Окончил 6 классов. Работал фрезеровщиком Борисоглебского вагоноремонтного завода.
С 16 декабря 1931 года в рядах Красной Армии. В 1933 году окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу лётчиков, в 1935 году - Оренбургскую военную авиационную школу лётчиков и лётчиков-наблюдателей.
С 10 августа 1941 года лейтенант С. И. Лукьянов воюет в составе 40 иап на Южном фронте. На самолете И-16 Сергей Иванович выполняет задания командования по разгрому группы генерала Клейста, сражается с немцами в Ростовской операции, бьет врага в Барвенковской операции, сдерживает немцев штурмовыми ударами Изюм-Барвенковской операции, сражается в воздушных боях по уничтожению Моздокско-Прохладненской группировки противника. В 40 иап воевало много уроженцев Воронежской области.
Лукьянов вместе с боевыми друзьями воюет с большим напряжением сил, производя по 3-5 боевых вылетов в день на разведку врага, штурмовку его наземных войск, на сопровождении своих бомбардировщиков и прикрытие своих наземных войск.
За сентябрьские бои 1941 года командир эскадрильи Лукьянов получил первую награду орден Красного Знамени. В составе 5 РАГ Южного фронта его эскадрилья уничтожала фашистов на подступах к Ростову-на-Дону. Сергей Иванович «произвел три вылета на штурмовку, 7 на прикрытие наших частей на поле боя, 2 вылета на сопровождение. В сложных погодных условиях он лично сбил в районе Большекрепинская самолет ХЕ-126 24 сентября, а 25.11.41 г. вдвоем с ведомым Ю-88 »
В июле 1942 года на груди у комэска Лукьянова второй орден Красного Знамени 130 боевых вылета. Его И-16 поднимается в небо и днем и ночью. На счету один лично сбитый самолет и шесть в группе с товарищами.
19 августа в воздушном бою сбито два самолёта противника. Один МЕ-109 на счету капитана Лукьянова, а другой командира звена лейтенанта Николая Михайловича Наумова, тоже нашего земляка.
В оперативной сводке №84 от 25 августа 1942 г. штаба 217-й истребитель авиационный дивизии отмечается «В период 16:05-17:00 9 И-16 и 6 ЛаГГ-3 прикрывали 6 бомбардировщиков Бостон-3 При увеличении скорости бомбардировщиками истребители И-16 отстали. Этим воспользовались 2 МЕ-109, которые сбили 2-х Бостон-3.
Группа И -16 пошла на перехват ушедшим бомбардировщикам в направлении Прохладный и встретила четыре Бостона в хвосте у которых было два Ме-109.
Два И-16 с моторами М – 63 ведущий командир авиаэскадрилий капитан Лукьянов внезапным ударом отрезал двух мессершмиттов и завязал с ними воздушный бой. Бомбардировщики, воспользовавшись этим ушли через Прохладный на юго-восток. Группа И- 16 продолжала ввести воздушный бой с оттягиванием на свою территорию, но враги вышли из боя.
В результате воздушного боя на лобовой атаке И-16 капитана Лукьянова получил пять пробоин центроплана и фюзеляжа у шасси, вследствие повреждения снарядом шасси при посадке на аэродроме оно не выпускалось. Лукьянов произвёл посадку самолёта на фюзеляж. Самолёт требует ремонта, лётчик невредим.
7 сентября 1942г. в 10:30 при перелёте лётчика мл. лейтенанта Ильи Ивановича Сухинина с капитаном Лукьяновым на самолёте У-2 с аэродрома Бапашев на площадку Акки-Юрт, когда до посадочной полосы оставалось 500 метров, из-за хребта с двух сторон появились два Ме-109. Заметив самолеты противника, летчик Сухинин умело и быстро посадил свой самолет у взгорья хребта. Заметив при посадке У-2, фашистские стервятники шесть раз атаковали самолет и зажгли его. В это время был ранен капитан Лукьянов в левую ногу, летчик Сухинин остался невредим.
После выздоровления Лукьянова направляют командиром эскадрильи в 16 гв. иап 9 гв. иад, где стал бить врага на «Аэрокобре» P-39D в ходе «Битвы за Кубань». Заместителем командира полка воевал Герой Советского Союза Покрышкин Александр Иванович, будущий трижды Герой.
Летая в паре с мл. лейтенантом Торбеевым Лукьянов сбивает три самолета противника. 27 мая и 31 мая два МЕ-109, которые упали в районе восточнее Киевского, 14 июня мессершмидт упал на 2-3 км южнее аэродрома Славянская.
Один из таких боев описывает боевой журнал полка: «31 мая 1943г. капитан Лукьянов вместе с ведомым мл. лейтенантом Александром Петровичем Тарбеевым в 17:40 вылетели на перехват самолётов противника в район патрулирования Свобода, Благодарный. Задание выполнили. В районе патрулирования севернее Крымская обнаружено два Ме-109. Имея превышение на 1000 м наши самолёты с пикированием произвели атаку по ведущему сверху слева. Огонь открыли в момент разворота Ме-109 влево, который стал увеличивать разворот со снижением. После второй очереди самолёт противника перешёл в беспорядочное падение. По предположению экипажа лётчик был убит.
Гв. капитан Лукьянов, имея большую скорость, сблизился с самолётом противника и протаранил его правой плоскостью. Ме109 перевернулся и медленно пошёл вниз, упал 2 км западнее Киевское. После выхода из атаки севернее Киевская заметили два Ме-109, пытавшихся атаковать Лукьянова. Самолёт капитана Лукьянова требуют ремонта ».
К сентябрю 1943 года командир эскадрильи 16-го Гвардейского истребительного авиационного полка гвардии майор С. И. Лукьянов совершил 356 боевых вылетов, лично сбил 14, в группе 15 и уничтожил на земле 2 самолёта противника.
2 октября 1943 г. он становится командиром 100 гв. иап, которым командует до конца войны. На груди летчика засияли третий орден Красного Знамени и орден Отечественной войны 2 степени, медаль «За оборону Кавказа»
13 апреля 1944 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.
За отличие в боях за овладение городами Ченстохова, Пшедбуж и Радомско Приказом НКО №013 от 19 февраля 1945 года на основании Приказа ВГК №225 от 17 января 1945 года 100-му Гвардейскому истребительному авиационному полку присвоено почетное наименование «Ченстоховский». 9 мая летчики Лукьяновского полка провели последний воздушный бой. В нем командир эскадрильи гв. майор Василий Андреевич Пшеничников сбил один из символов люфтваффе самолет-разведчик FW- 189 широко известный как «Рама», который упал на окраине города Прага.
Журнал боевых действий 16 гв. иап
Описывает период с 02.04.1943 по 29.12.1943 г.
Журналы боевых действий. Дата создания документа: 29.12.1944г.
Архив: ЦАМО, Фонд: 21990, Опись: 0206868с, Дело: 0001
Подвиг Михаила Кубышкина
Михаил Васильевич Кубышкин родился 10 марта 1923 года в селе Николаевка Лискинского района Воронежской области. Русский. Окончил 7 классов школы в1939 году. Сначала решил стать бухгалтером, поступив в техникум Нархозучета, но победила любовь к небу. Окончив два курса техникума, он в 1941 году становится курсантом Краснодарской военной авиашколы пилотов, где готовили летчиков бомбардировочной авиации.
7 сентября 1941 года получает звание сержант. Его переводят курсантом сформированного Конотопского военного авиационного училища им. П. Осипенко, где готовили командиров-летчиков истребительной авиации. Училище находилось в городе Грозном, а с приближением фронта перебазировалось в Узбекистан на ст. Урсатьевская (ныне ст. Хаваст).
20 февраля 1943 года, начальник училища полковник Горбатко Алексей Яковлевич вручает ему погоны мл. лейтенанта.
Михаил Васильевич направляется в 2-й запасной полк Средне-Азиатского военного округа, где совершенствует свое мастерство в овладении самолетом ЛА-5.
Вскоре его направляют лётчиком 193-го истребительного авиационного полка, который переформировывался на ст. Сейм. 4 февраля полк вошел в состав 302-й истребительной авиационной дивизии 4-го истребительного авиационного корпуса 2-й воздушной армии.
С 13 марта 1943 года летчики и младший лейтенант Кубышкин выполняют боевые задачи на Воронежском и Степном фронтах. Летчики полка только с 5 июля совершили 145 боевых вылета на блокировку Харьковского аэродрома, на прикрытие наземных войск, на сопровождение бомбардировщиков ПЕ-2.
10 июля 1943 года перед летчиками 302 иад была поставлена боевая задача «патрулированием в воздухе прикрыть свои войска в районе: Верхопенье, Круглики, Владимировка, Кочетовка. Патрулирование вести группой не менее 10 самолетов, согласно графика боевых вылетов, на высоте 1500-3000 метром. Район патрулирования периодически прочесывать, а не кружится над одним пунктом. Искать противника и уничтожать. ом месте ». Каждый час в небо поднималось по 10 самолетов от 302 или 294 иад.
10 истребителей «Ла-5», возглавляемых штурманом полка старшим лейтенантом Николаем Васильевичем Павленко, вылетели прикрывать наземные войска. В составе этой группы был и ЛА-5 Михаила Кубышкина. В районе деревни Владимировка-Верхопенье Курской области встретился чёрный косяк вражеских самолётов: тридцать пять «юнкерсов-87» под прикрытием шести истребителей шли бомбить наши позиции. Командир принял решение атаковать врага. Во время боя, когда под угрозой оказалась жизнь старшего лейтенанта Павленко, Михаил Васильевич Кубышкин, жертвуя собственной жизнью, на встречном курсе уничтожил тараном истребитель противника и сам при этом погиб. Об этом событии в учетно-послужной карточке сделана запись: «погиб при таране самолета противника». За свой подвиг Михаил Васильевич награжден не был.
Таран Юрия Шлыкова
Юрий Шлыков родился 2 мая 1922 года в с. Березовка Аннинского района Воронежской области. Учился в 5-й образцовой школе (сейчас 28 школа) и одновременно в аэроклубе и был призван в армию Воронежским ГВК в 1940 г.
Увлекался лыжами, был чемпионом области по лыжам.
В 1942 году окончил Балашовск ое военное авиационное училище.
Мл. лейтенант 431-го шап 299-й шад с июля 1943 года воевал на Центральном и 1-м Белорусском фронтах. Прошел путь от летчика до заместителя командира авиаэскадрильи.
Участвовал в Орловско-Курской операции, боях под Киевом, в форсировании рек Днепр, Десна, Сож, в освобождении Гомельщины. Совершил 103 боевых вылета, уничтожил 20 танков, 68 автомашин, 18 орудий, в воздушных боях сбил 2 самолета противника.
В донесении 16 воздушной армии от 13 января 1944 года говорится:
«13 января 1944 года 229 Краснознаменная штурмовая авиационная Нежинская дивизия группами 5-7 ИЛ-2 в сопровождении истребителей, бомбардировочно-штурмовыми действиями уничтожала отходящие войска и технику противника в районах: Кротов, Клинск, Рудня, Якимовичская, Требово, Капличи и железнодорожные эшелоны на станциях: Клинск.
Летали 19 единиц ИЛ-2. Произведено 29 самолетовылетов, из них 28 на штурмовку и 1 на разведку… Уничтожено и повреждено 2 танка, 1 паровоз, 25 вагонов, 54 автомашины, 23 повозки, 2 зенитных пушки. Уничтожено и рассеяно до 100 солдат и офицеров. Потери: сбит ЗА 1 ИЛ-2 с летчиком Шлыковым »
Это произошло в районе сел Кротов и Капличи Калинковичского района Гомельской области: наносили удары с воздуха по опорным пунктам врага. Младший лейтенант Юрий Шлыков и воздушный стрелок ст. сержант Колесников Михаил Федорович пикировали на танковую колонну. Одна атака сменялась другой. Однако при последнем заходе на цель самолет Ил-2 был подбит прямым попаданием снаряда из немецкого танка, который стоял на пригорке, перевернулся, продолжая полет вверх шасси по инерции .
Поняв, что спасти машину невозможно, и не желая попасть в руки фашистов, Шлыков направил самолет на врага и взорвался в гуще скопления войск.
Тяжело перенесли эту утрату однополчане. Шлыков был прекрасным летчиком, виртуозно владеющим пилотажем, наделенным неукротимой, дерзкой смелостью, большой волей и желанием побеждать.
В боевой характеристике командир 431-го штурмового авиационного полка гвардии полковник П. Г. Плохов отмечал, что ИЛ-2 Шлыкова беспощадно уничтожал живую силу и технику противника под Орлом, Конотопом, Нежином, Киевом, Гомелем и при форсировании нашими войсками Днепра, Десны, Сожа.
За семь месяцев летчик совершил 103 боевых вылета, участвовал в 15 воздушных боях, в которых сбил 7 самолетов противника. Несколько раз приводил на свой аэродром и мастерски сажал самолет с перебитыми рулями управления, с поврежденной системой посадки, два раза прыгал с парашютом с подбитого самолета. Юрий был любимцем полка, отличался скромностью и дисциплинированностью, вместе с тем был весельчаком и балагуром.
В 431 шап воевала эскадрилья «Валериан Куйбышев», которая была передана летчикам трудящимися городов Куйбышевской области.
К бортовому номеру 4 Юрий Шлыков дописал часть слова «елита» все вместе читалось как Челита. Это прозвище появилось после выступления Клавдии Шульженко, которая перед отправкой на фронт выступала перед летчиками. Спела она летчикам песню о веселой девченке Челите.
Прозвище прижилось в полку за самолетом и летчиком. Часто можно было услышать: «Челита выруливает», «Челита в воздухе», «Челита вернулась». Именно по нему через месяц, когда освободили Гомельскую область, на дороге между селами Коротово и Горохово однополчане Герои Советского Союза Семен Гурвич и Евгений Селянин нашли руль поворота, а на нем приписка с номером «Челита».
За мужество и героизм он был награжден двумя орденами Красного Знамени 24.08.1943г.; 08.12.1943г. и орденом Отечественной войны I степени 08.10.1943;
Похоронен мужественный летчик в деревне Капличи, перезахоронен в Шиичах Калинковичского района в братской могиле советских воинов и партизан. Его именем названы улицы в деревне Капличи и городе Калинковичи.
За совершенный огненный таран Юрий Петрович не награжден. Эту ошибку решили исправить ветераны полка. По представлению командира полка гв. полковника Плохова Павла Герасимовича, который в 1942 году воевал на Воронежской земле, и заместителя начальника штаба полка гв. майора Колесниченко Геннадия Кирилловича 16 сентября 1966 года рассматривался Военным Советом ВВС вопрос о присвоении звания Героя Советского Союза Юрию Шлыкову.
В протоколе №21 отмечено: «В связи с тем, что Шлыков достаточно отмечен правительственными наградами и в период войны не представлялся к высокому званию, Военный Совет ВВС от присвоения звания Героя Советского Союза воздержался ».
Свидетельство о публикации №225040801331