Тараны воронежцев в годы Великой Отечественной вой

Бой под Полтавой Василия Богачёва


Одним из первых таранов 26 июня 1941 года в боях с немецко-фашистскими захватчиками в районе города Дубно, совершил экипаж Т-34 под командованием капитана Василия Гавриловича Богачёва. В первые дни войны здесь разворачивалось первое танковое сражение, в котором с двух сторон участвовало несколько тысяч танков.
Василий Богачёв родился 10 (23) января 1910 года в селе Благовещенка Русско-Гвоздевского сельского совета Семилукского района Воронежской области, ныне Рамонс кого района.
В 1924 году Василий Богачёв окончил 5 классов школы 1 ступени в городе Воронеже и в 1926 году устроился работать слесарем на Дизельный завод имени Сталина, ныне Воронежский механический завод.
В 1930 году он член ВКП (б). Его посылают учится в одногодичную советскую партийную школу в город Тамбов.
По возвращению на завод, его избирают секретарем комсомольской организации завода.  1 июня 1932 года   Василия Богачева направляют учёбу в Орловскую бронетанковую школу имени Фрунзе.
Став офицером, Василий Богачёв занялся подготовкой кадров для армии.
С декабря 1934 года он - командир взвода в/ч 1188 в Ленинградском военном округе.
Командование направляет Василия Богачёва на курсы технического усовершенствования при Академии механизации и моторизации РККА имени И.В. Сталина, после их окончания старший лейтенант Богачёв назначен на командира роты в/ч №6134.
В октябре 1938 года он занимает должность военного комиссара Выборгского района Ленинграда. В марте 1939 года Василий получает назначение в 35-ю легкотанковую бригаду 7-й армии Северо-Западного фронта, в составе которой участвовал в Советско-финской войне 1939—1940 годов.
В боях с белофиннами на Карельском перешейке и прорыве линии Маннергейма молодой офицер командовал танковой ротой. Советско-финскую войну Василий Богачёв закончил в звании капитана.
После войны с финнами 35-ю легкотанковую бригаду передислоцировали в Киевский особый военный округ в г. Бердичев. Там на её базе в марте 1941 года сформировали 43-ю танковую дивизию в составе 19-го механизированного корпуса.
В ночь на 26 июня 1941г. капитану Богачеву Василию Гавриловичу, начальнику штаба 111-го отдельного разведывательного батальона, было поручено возглавить группу танков Т- 34 для нанесения удара по вражеской моторизированной колонне в районе села Демидовка под городом Дубно.
Пять танков Т-34 и несколько танков Т-26, после залпа из пушек, ворвались в середину танковый колонны. В бою был ранен и выбыл из строя механик-водитель, Богачёв сел за рычаги тридцатьчетвёрки и таранил фашистский танк.
В результате ночной атаки капитана Богачёва, на дороге остались разбитые немецкие лёгкие танки, обгоревшие бензовозы и автомашины 11-й танковой дивизии немцев. 
В конце июня 1941 года Василий был тяжело ранен, и более двух месяцев лечился в госпитале в г. Змиёве Харьковской области.
Вторично танковые тараны танкисты Василия Богачёва- командира танкового батальона 10 тбр совершили 16 сентября 19 41-го года южнее села Мачихи, под Полтавой, где был в считанные минуты боя, уничтожен вражеские разведывательный отряд .
В немецкой колонне к селу Мачехи, следовали мотоциклисты, 12 бронетранспортёров и несколько лёгких танков противника. Как только колонна вышла из леса, она была обстреляна и уничтожена танковыми таранными ударами танков КВ.
18 сентября такой же разгром был совершен танкистами Богачёва в группе атакующих танков и самоходных артиллерийских установок, рвущихся к Полтаве. Рота тяжелых танков прорвала их боевые порядки. Расстреливая и тараня их самоходные штурмовые орудия и танки батальон Богачёва закрепился на южной окраине Полтавы. В этом бою экипаж Богачёва уничтожил три вражеских танка.
Утром 28 сентября, таким же образом были уничтожены две колонны зенитного полка противника. Тяжелый танковый батальон Богачёва врезался в колонну бронетранспортёров, штабных машин и артиллерии. Собранные после удара документы и пленные подтвердили, что 10-я танковая бригада разгромила штаб 4-й немецкой пехотной дивизии (командир этой дивизии был разжалован за бегство от русских танков).
К сожалению, успехи в бою омрачились гибелью от артналёта капитана Василия Богачёва. Ему посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза 27.12.1941 года.
В письме комиссара батальона политрука Ивана Евстигнеевича Величко, адресованном жене героя-танкиста Серафиме Андреевне, говорится: «У Василия Гавриловича была гордая командирская душа, полная неиссякаемой ненависти к врагу. В тот памятный день, когда немцы двинули свои танки на наши позиции, он не дрогнул… Враг не прошёл, потому что на его пути стали русские богатыри во главе с бесстрашным командиром».
Похоронили капитана Богачёва в селе Новофёдоровка Полтавской области. Спустя 12 лет его прах перезахоронили в братской могиле советских воинов в селе Сидоренково Валковского района Харьковской области.
Вдова капитана В. Г. Богачёва Серафима Андреевна, до последних своих дней хранила телеграмму, полученную от мужа 19 сентября 1941 года: «Пока не пиши, выехал   на фронт.   Вася».
Серафима Андреевна жила в Воронеже недалеко от механического завода.  У супругов было двое детей. Младший сын Владимир, умер в 1980-х годах. Примерно в это же время скончалась и Серафима Андреевна.
Дочь отважного танкиста Галина Богачёва всю жизнь прожила в Крыму и гордо носила фамилию своего отца-героя.
В честь Василия Гавриловича Богачёва в селе Сидоренково Харьковской области Украины был установлен памятный знак, увековечивающий его подвиг. Его именем названы улицы в Воронеже и на его малой родине, там же установлен памятный знак капитану .
 
 
 


Герой Советского Союза П.А. Трайнин
Пётр Афанасьевич Трайнин (Тройнин) известен как единственный танкист механик-водитель Герой Советского Союза, награждённый после войны второй золотой звездой Героя Социалистического Труда. Он родился в 1910 году в селе Александровка Таловского района Воронежской области. Жизнь сложилась так, что семья переехала в Узбекистан.  Здесь он работал шофёром. трактористом в совхозе Галляарал Самаркандской области.
К 1941-м году он освоил несколько типов автомобилей и тракторов. В том же году женился. У него была хорошая семья, пользовался авторитетом среди трактористов совхоза. В сентябре 1941-го года он в короткие сроки освоил специальность механика водителя танка БТ-7.
27-й броневой дивизион, в котором он воевал, входил в состав 20-й таджикской горной кавалерийской дивизии. Первые бои Трайнина в составе этой дивизии начались в декабре 1941-го года под Москвой в районе Кубинка-Троицкое.
13 декабря экипаж танка, в котором был Пётр Трайнин, действовал в головном разведывательным дозоре в направлении населённых пунктов Денисиха-Троицкое.   В нескольких километрах от деревни Денисихи, экипаж обнаружил два вражеских средних танка Т-III. Они приближались к опушке леса, откуда велось наблюдение дозором. Командир танка Николай Платонович Обухан, двумя последними бронебойными снарядами подбил один из них. Второй фашистский танк продолжал движение и прошел мимо них. 
Командир Николай Обухан принимает решение догнать его и уничтожить таранным ударом.
Механик-водитель Трайнин увеличивает скорость, несмотря на глубокий снежный покров, быстро догоняет вражескую машину и лобовой частью корпуса, где передний наклонный лист сварен с плитой днища, ударяет немца по ведущему колесу, чтобы не повредить фрикционы и коробку передач своей машины.
Перед ударом Трайнин выключил сцепление, сделал всё так, как учили опытные танкисты.  У танка Т- III лопнули гусеницы, он качнулся, но устоял.
Тогда Трайнин опустил педаль сцепления, прибавил обороты двигателя и протащил юзом вражеский танк метров в восемь и сбросил его с обрыва. Танк оказался в реке Озёрки.
 О втором таране Петр Трайнин рассказал в своей книге «Солдатское поле» так: «Заметив свой горящий танк, гитлеровцы сразу же остановились на опушке и начали внимательно осматривать местность. Башня их танка несколько раз прошлась слева направо и справа налево. Потом приоткрылся люк, и оттуда высунулся фашист с биноклем. За ним — другой. Они долго разглядывали поляну, видимо, искали второй танк. Но тот был скрыт крутыми берегами речки Озерки.
Не знаю, что подумал экипаж третьего танка. Может, что горящая машина просто подорвалась на мине, а другая ушла своим маршрутом. Ведь никаких следов танкового боя они не обнаружили. Во всяком случае, этот Т-III тоже тронулся вперед, забирая чуть левее.
Что нам было делать в данной обстановке? Ведь если мы уйдем, то экипаж третьего танка, подойдя к подбитой нами машине, быстро разберется, что к чему. И конечно же доложит по радио своему начальству. И тогда мы упустим основные силы противника.
Было ясно, что эти три танка — разведка врага или охранение, высланные вперед. Только третий танк где-то отстал, а вот теперь, нагоняя своих, фашисты увидели все, что произошло на поляне.
— Выход один, — задумчиво сказал мне старший сержант Обухан, — пока он еще не расчухался, надо его уничтожить. Но как? Бронебойных-то снарядов нет. Снова таран?..
— А что еще остается? — как можно спокойнее ответил я.
И мы решили пойти на второй таран. Договорились: пропускаем танк противника несколько вперед, ждем, когда экипаж или часть его выйдет для выяснения обстановки, и уж тогда... Бьем опять по ведущему колесу. Спихнуть и этот танк в реку вряд ли удастся, но и без ведущего колеса он не вояка. Своими силами экипажу такой ремонт не осилить. Значит, загорать им тут до тех пор, пока не подъедут ремонтники. Да еще и дадим ли мы им загорать? А пулемет на что, а осколочные снаряды?
Все получилось так, как и было задумано. Дойдя до горящего танка, гитлеровцы остановились. Их механик-водитель вылез из люка и осторожно пошел к подбитому Т-Ш., а тут и мы выскочили из леса...
На этот раз я снес ведущее колесо у вражеской машины так ловко, что даже не почувствовал удара. Но двигатель после тарана заглох и завелся только с третьей или четвертой попытки. И хорошо, что завелся! «Обезноженный» гитлеровский экипаж, придя в себя, уже спешно разворачивал башню.
— Сейчас долбанут в упор из пушки! Жми скорее в лес! — скомандовал старший сержант. — Да петляй, петляй, сбивай прицел!
Я развернулся так лихо, что за кормой машины взвился шлейф снега, и — зигзагами в лес. Уже оттуда мы долбанули по гитлеровцам два раза осколочными, послали прощальную очередь из пулемета и пошли разыскивать основную колонну противника.
Увидели мы ее через три-четыре километра. Она как раз вытягивалась из деревни Лучинское. Колонна состояла из бронетранспортеров и грузовых машин с пехотой.
— Все. «Кончился базар!» —сказал старший сержант Обухан. — Сейчас доложу по радио результаты разведки. — Он быстро связался по радио с командиром передового отряда, доложил ему об уничтожении вражеского охранения и выдвижении колонны, умолчав, естественно, о таранах. Выслушав ответные указания, Обухан скомандовал: — Крути, механик, назад! Приказано возвращаться!
Ту колонну противника встретили конники 124-го кавалерийского полка и в считанные минуты разнесли ее в пух и прах. А на следующий день старшего сержанта Обухана и меня вызвал к себе командир полка майор Чекулин.  При разговоре присутствовал и комиссар старший политрук Зубков.
— А ну, расскажите-ка, орлы, как вы фашистов через башню валяли? — приказал Чекулин. И, заметив наш недоуменный перегляд, пояснил: — Видели мы вашу работу. Хорошая работа!
Выслушав, они долго хохотали над нашим рассказом.
Но затем, согнав улыбку с лица, командир полка строго сказал:
— За то, что в разведку с неполным боекомплектом пошли, вас надо бы крепко наказать. Но уж больно вы лихо дрались! На первый раз прощаю. А за тараны обоих представлю к награде!
— Служим Советскому Союзу! — дружно и облегченно гаркнули мы ».
Механик водитель Пётр Трайнин воевал почти три года на разных танках. Освобождал от врага Воронежскую область, воюя механиком водителем в 150 тбр.  За мужество и героизм командир 150-й танковой бригады представляет его 17 октября 1943г. к званию Героя Советского Союза.
После войны он вернулся в родной совхоз к семье. Работал главным механиком совхоза.  В 1948-м году за высокий урожай хлеба на не поливных землях Петру Афанасьевичу было присвоено звание Героя Социалистического Труда.
Пётр Афанасьевич Трайнин умер 1978-м году. Похоронен в Белгороде. Бюст героя установлен в п. Таловая Воронежской области.


 
 Подвиг гв. мл. лейтенанта Шендрикова
Николай Степанович Шендриков родился 14 декабря 1921 года в селе Меловатка Нижневедугского района (ныне Семилукского района) Воронежской области в крестьянской семье. Русский. Окончил школу-семилетку. Работал слесарем в цехе №19 на Воронежском авиазаводе заводе имени М.И. Калинина. Был призван в Красную Армию в марте 1941 года. Служит радистом в Средней Азии. В октябре 1941 года он курсант 10-го отдельного учебного танкового полка в г. Горьком. С июня 1942 он радиотелеграфист танка в 163 тбр воюет на Юго-Западном фронте, а затем в 99 тбр на Сталинградском фронте.
Радиотелеграфист 290 танкового батальона 99 тбр награжден медалью «За оборону Сталинграда» 22.12.1943 г.
Участвует ст. сержант Шендриков в составе бригады в Курской битве, в Прохоровском сражении. Мстит врагам за разорённую Родину, за гибель родного брата лейтенанта-артиллериста Алексея Степановича, погибшего 03.07.1943 г.  под Понырями.
После ранения Николай Степанович направлен в учебный полк, а затем с ноября 1943 года в Сталинградское танковое училище, которое окончил в 8 января 1945 года. 03.07.1943
Командир танкового взвода 53-й гвардейской танковой бригады 6-го гвардейского танкового корпуса 3-й гвардейской танковой армии 1-го Украинского фронта гвардии младший лейтенант Николай Шендриков отличился во время штурма Берлина.
«23.04.1945 танковая бригада, продолжая продвижение в уличных боях в городе Берлине вышла к Гинденбург парку и встретила крупный завал, которой обороняли автоматчики, фаустпатронщики и снайпера. На Кайзер-Аллее также был завал и обойти их не было никакой возможности. Командир бригады Дважды Герой Советского Союза гв. генерал-майор Василий Сергеевич Архипов решил выкатить орудия 152 мм и 203 мм на прямую наводку и расстрелять завалы. Было выпущено множество снарядов, но развалить получилось лишь передние слой завала.
Задний слой завала изъявил желание протаранить танком младший лейтенант Шендриков, который завал протаранил и проскочил 20 метров, при этом уничтожил три зарытых в землю тяжелых танка. Его машина была подожжена фаустпатроном. В ней погиб младший лейтенант Шендриков»
В мемуарах его командир генерал Архипов так описал завал, который таранил Николай: «Затрудняюсь даже дать ему точное определение. Нет, не баррикада и не завал из рухнувших зданий. Представьте себе клетку из очень толстых бревен, скрепленных скобами. Нечто вроде сруба, чуть выше роста человека. Внутри он заполнен каменными валунами, железобетонными кубами и панелями, все это засыпано плотно утрамбованной землей. Множество таких секций, или срубов, установленных впритык, перегораживали улицу от восточной ее стороны до западной. А когда я взглянул на препятствие с верхнего этажа дома, то увидел, что и в глубину срубы стоят так же плотно, в четыре ряда. Общая ширина препятствия метров 10-12. Одним словом, крепостная стена ».
За мужество и героизм, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 июня 1945 года гвардии младшему лейтенанту Николаю Шендрикову посмертно присвоили звание Героя Советского Союза.
В честь отважного танкиста Шендрикова в 1969 году назвали улицу в Юго-Западном районе Воронежа.  Есть улица Шендрикова и на его малой родине, в селе Меловатка Семилукского района. На этой улице стоит дом, где жили братья Николай и Алексей и их мама Акулина Васильевна. За домом в 60-е годы ухаживали комсомольцы цеха, где работал до войны Николай.
 
 
Отчет о боевых действиях 53 гв. тбр за период боев Берлинской операции с 16.4.45 по 2.05.45 года
Описывает период с 16.04.1945 по 02.05.1945 г.
Отчеты о боевых действиях. Дата создания документа: 02.05.1945 г.
Архив: ЦАМО, Фонд: 315, Опись: 4440, Дело: 622, Лист начала документа в деле: 1


Рецензии