Волшебный мамин сад. День 2
— Добрый вечер, хозяйка, — склоняются ветви деревьев в ответ.
Вчера ночью неожиданно выпал снег, так иногда бывает в апреле. Сейчас светит солнце, на самых тёплых участках снег растаял. Надо приметить эти проталины, чтобы высадить там первоцветы следующей весной.
— Это придётся мне по душе, — радуется сад. — Например, я люблю пролеску. Ты узнаешь её по глубокому небесно-синему цвету. Маленькие колокольчики на тонких стеблях склоняются к земле, словно прислушиваются к её дыханию. Ещё мне нравится Пушкиния. Каждый её цветок — как миниатюрная звезда с голубыми жилками по белым лепесткам. Она чуть выше пролески, с соцветиями, собранными в кисти. Или можно посадить крокусы. Их низкие цветы — чашечки бывают фиолетовые, жёлтые, белые и полосатые. Даже снег не мешает им распускаться.
Я представляю себе, как красиво будут смотреться в саду первоцветы. Но пока я посадила только пять луковиц тюльпанов. Уже несколько дней как показались их листья. Что же теперь с ними будет после заморозков?
— Не тревожься, — успокаивает меня волшебный сад. — Листья тюльпанов привыкли к весенним шалостям. Заморозки слегка припекут их края, но сила живёт внутри луковицы. Они подождут, укроются землёй и зацветут, когда время будет верным.
Эта новость меня радует. Я медленно прогуливаюсь по саду. Первые ростки травы зеленеют как ни в чём ни бывало. Какие они стойкие. И как мы к ним привыкли. Растут неприметно под самыми ногами. Неужели у них тоже есть свои секреты?
— Ты права! — улыбается сад. — Зелёная пелена луга древней, чем мы можем представить. Здесь растёт мятлик луговой, овсяница, тимофеевка, полевица. Они видели много весен и будут встречать ещё больше. Они не боятся ни холода, ни ветра. Мятлик здесь со времён, когда по земле ещё ступали мамонты. Первые его предки появились около 20 миллионов лет назад. Он пережил ледниковые периоды, пасущихся бизонов, людей с кремнёвыми копьями. Его корневая система умеет восстанавливаться после почти любого урона — он как дыхание самой степи. Такие же древние и другие травы, они пришли на луга намного раньше плугов и поселений. Уже в палеолите они покрывали солнечные поляны. Все эти травы — как тонкие нити, связывающие настоящее с далёким прошлым. Каждая из них — как мягкий голос из времён, когда мир был совсем другим. А сейчас вместе они создают устойчивый покров, который защищает землю, сохраняет влагу, кормит насекомых и птиц.
Я глубоко задумываюсь, сидя на скамейке и касаясь ладонью мягких листьев травы. Кто бы мог подумать, что они хранят такую историю. Спасибо тебе, волшебный сад, что рассказал мне её.
Взгляд мой падает на деревце калины. На нём ещё остались ягоды. Будет птицам угощение!
— Ягоды калины — горьковатые, терпкие, но в них сила. Для людей — от кашля, для сердца и спокойствия. Для птиц — последнее угощение зимы. Дрозды, свиристели, сойки — знают, где найти запасы. И калине радостно — её ягоды не пропали даром, — соглашается сад.
Рядом с калиной невысокий кедр, хотя посадили его около пяти лет назад, но вырос он совсем немного.
— Да, растёт он медленно, — вздыхает сад. — В моих широтах первый рывок начнётся через лет десять. Но он мудрый: нарастит корни, прочувствует землю. Пока — не тревожь его. Пусть живёт в своём ритме.
— Было бы ему хорошо, — киваю я. И думаю, что подсыплю кедру под корни немного обыкновенной золы из печки. Удивительно, но в золе так много нужных микроэлементов для роста растений!
— Зола придется по нраву многим растениям, особенно это поможет им сейчас, весной, — соглашается сад.
— А что по поводу птиц, сад? Стоит ли вновь наполнить кормушку семечками? Наверное, птицам пришлось нелегко во время снегопада. Ещё пару дней назад повсюду слышались напевы чёрных дроздов и скворцов. Как они пережили весенние заморозки?
— Наполни кормушку снова, — просит волшебный сад, и я насыпаю туда семечек. — Снег вернулся — а значит, и трудности. Птицам важна твоя помощь. Семечки, немного сала без соли — будут уместны. Быть может, скворцы и дрозды — те, кто вернулись из дальних стран — найдут здесь приют на пару дней. Они крепки, но ночные морозы изматывают.
— Какие птицы сейчас в саду? — прислушиваюсь я. Различаю напев большой синицы. Кружит неподалёку от своего гнезда воронья пара. Мелькнула в кустах сорока. Мне интересно узнать, как они ладят друг с другом?
— Ты снова удивишься, — рассказывает волшебный сад. — Но если вокруг хватает пищи, то вороны не враждуют с мелкими птичками — хотя и не дружат, держатся обособленно. Иногда могут прогнать чужаков со своей территории. С сороками они делят пространство, порой спорят, но без злобы. У всех свои заботы.
— Ты прав, мой волшебный друг. У всех свои заботы, и мне пора возвращаться к своим! Пусть до настоящего тепла ещё нужно подождать, но на солнышке уже чувствуется приход весны. До скорой встречи, мой замерзший сад, желаю тебе завтра согреться.
— Спасибо, что пришла, — шелестит ветром сад. — Возвращайся, когда захочешь — я всегда рядом. До завтра.
Свидетельство о публикации №225040801526