Пляска и пределы алфавита
X (Тав). Последняя буква древнего иврита. Знак креста в палеографии. Альфа и Омега, слитые воедино. Конец Времен. Точка, где все линии сходятся, все вопросы снимаются, все парадоксы разрешаются… или исчезают. Это – Полнота, о которой нам знать не дано. «Не ваше дело знать времена или сроки…» Знание возможно лишь о том, что имеет конец в нашем восприятии, что ограничено нашим горизонтом. Тав – это сам Горизонт, Предел, за которым наше знание бессильно. Это X – Неизвестное. Не временная загадка, но принципиальная Непостижимость Конца, когда, как обещают мистики, «будет Бог всё во всём». Полная, ослепляющая Теофания, которая для нас, бредущих во времени, остается запечатанной тайной.
Y (Вав). Шестая буква. Гвоздь, крюк, связь. Начало. Не просто точка отсчета, но сам акт Возникновения, тот первый импульс, что нарушил предвечную тишину. Если Тав – это Конец, о котором мы не можем знать, то Вав – это Начало, о котором мы не можем сказать. Оно Невыразимо. Любое слово, любая концепция, пытающаяся Его описать, будет лишь тенью, эхом, искажением. Оно предшествует языку, предшествует мысли в ее оформленном виде. Оно – тот самый Гвоздь, на котором подвешен весь мир, та Связь, что соединяет Небо и Землю, но сама эта Связь ускользает от определения. Половинчатая Теофания – ибо мы видим лишь ее след, ее проявление в мире, но не Ее саму.
Тав (X) и Вав (Y). Два полюса времени, два края бытия, отмеченные молчанием. Неизвестное и Невыразимое. Крест (X) – символ полноты, единства начала и конца. Половина креста (Y) – символ начала, истока, связи. Мы можем лишь стоять между ними, в пространстве развертывающегося времени, пытаясь уловить отблески Начала и предчувствуя тайну Конца.
Но что лежит за этими пределами? Или до них? Каббала говорит об Айн (;;;;) – Не-Сущем, Абсолютном Ничто, которое не есть просто отсутствие, но некая иная, непостижимая реальность, предваряющая всякое бытие. И об Эйн Соф (;;;; ;;;;) – Бесконечном, Лишенном Предела, том, что не имеет ни начала (Вав), ни конца (Тав), ибо Оно – вне времени, вне всяких категорий. Но стоит ли пытаться говорить об этом? Это лишь еще большее погружение в Молчание, еще более глубокое признание пределов нашего разума и языка. Попытаться схватить Невыразимое за два его рога (Y) – тщетная затея.
И тогда возникает вопрос: если Тав – Неизвестно, а Вав – Невыразимо, что же остается нам? Как быть с хвалой? С тем естественным порывом души – воспеть Источник и Тайну? Неужели мы лишены даже этого последнего прибежища – благоговейного славословия?
Здесь кроется парадокс. Знание о Начале нам не дано, но сама пляска вокруг Него – возможна. Хоровод слов, образов, метафор, кружащийся вокруг Невыразимого Центра. В этой пляске нет знания, нет постижения сути – лишь отражение Его Славы, лишь эхо Его творческого импульса. «Слава в вышних Богу…» Слава – это не описание, это признание Величия, не требующее понимания. Это чистое изумление перед тайной бытия.
Но как петь хвалу на ноте Тав (;;)? На ноте Неизвестного Конца? Если мне неведомы все ее звуковые диапазоны, все обертоны, все октавы октав этой финальной симфонии? Могу ли я славить то, чего не знаю и не могу вообразить?
Увы. И здесь – предел. Мы можем лишь обозначить эту ноту знаком (;;), меткой на полях нашего бытия, символом тайны, перед которой благоговейно умолкаем. Мы можем славить Начало (Y) через Его проявления, через Его следы в мире, через саму возможность бытия и слова. Но Конец (X) остается за гранью нашей хвалы, как и за гранью нашего знания. Он требует иного – не песнопения, но тишины. Тишины доверия, тишины смирения перед Неизвестным.
Возможно, истинная мудрость – не в попытке разгадать X или выразить Y, а в умении жить между ними. В способности плясать вокруг Невыразимого Начала, не претендуя на знание, и в способности благоговейно молчать перед Неизвестным Концом, не впадая в отчаяние. Признать пределы своего алфавита и найти полноту не в знании букв, а в самой жизни, разворачивающейся между ними. В мире, где есть место и пляске, и молчанию.
Свидетельство о публикации №225040801726