Синева

Не буду восторгаться всероссийски известным пионерским лагерем «Артек» - о нём очень много сказано. А вот о лагерях «попроще» стоит поностальгировать.
Ребёнком не была брошенным, но летом дюже захотела как-то в пионерский лагерь. Скучно было три месяца сидеть дома без сверстников, хоть и с семьёй.
Мама в то время работала в «Известиях» на Пушкинской. Дали ей путёвку ребёнку в пионерский лагерь «Синева» в Мещеру.  Я была без ума от счастья. Волнительно было впервые в жизни быть почти самостоятельной. Было мне тогда девять лет.
Собрали по списку чемодан с моими вещами. Подписали.
В ночь перед отправлением ворочалась в кровати, толком не спала, так переживала.
Рано утром на метро с чемоданом поехали на сборы. Медицинский контроль, осмотр волос на голове заботливыми медработниками почему-то запомнились. Вшей не нашли.
Рассаживались по автобусам. «Икарусы», кажется, то были. Или другие какие-то солидные, новенькие, импортные. Ремни безопасности были на каждом сидении, шторки от солнца на окнах, вентиляторы какие-то вместо кондиционеров – но то ж 80-е, их конец. Даже мы, маленькие дети, понимали, что вполне крутые автобусы.
Дорогу перенесла отлично, не обращая внимания на недосып накануне. Колонной ехали в сопровождении ГАИ три часа до пионерлагеря.
Внешний вид построек на территории лагеря для отдыха пионеров и школьников «Синева» был шикарен, интересен. Лагерь «Синева» был расположен на территории бывшего монастыря, о котором позже нам, детям, вожатые рассказывали легенды-страшилки.
В здании бывшей кирпичной красной церкви была расположена замечательная столовая, с не менее замечательной по тем временам едой. Это сегодня присутствие, к примеру, бананов на прилавках никого не удивляет, а в 1988-м году в Москве за бананами нужно было сначала погоняться, а потом отстоять за ними огромную очередь. Так, вот, в «Синеве» бананы давали на полдник чуть ли не каждый день.
По утрам были физкультурная зарядка, пионерская линейка, уборка территории. Затем был завтрак. На завтрак давали потрясающе вкусную кашу на молоке, ветчину (!), сыр или сваренное вкрутую яйцо, сливочное масло, хлеб, кофе, какао либо чай.
Обед был питательным и вкусным.
Бельё постельное меняли каждую неделю. Чистые, накрахмаленные простыни, пододеяльники и наволочки добродушно раздавались ребятам вожатыми после бани, которая тоже была раз в неделю.
В самих корпусах для проживания были раковины, санузлы, биде. Холодная и горячая вода. Все удобства.
Недостаток, впрочем, у лагеря был. Один. Комары. За смену у меня насчитали на теле сорок с лишком укусов. Просили все дети родителей присылать одеколон с гвоздикой – не любят комары её запах.
В холле был телевизор. Смотрели его с ребятами и девчонками после тихого часа.
Ходили в кружки. Лично я выбрала для себя кружок рукоделия. Привезла потом сшитого из материи воробушка домой. Мне очень хотелось попасть в мотокружок, да-да, там был такой для старших ребят, но я не подходила по возрасту.
Связь с домом поддерживалась – письмами. Обычными, на бумаге, настоящими, в конвертах. Писала по вечерам. Из дома привозил автобус в лагерь гостинцы и письма. Мне обычно был большой пакет с печеньем и мандариновым соком в банках.
По утрам после завтрака обычно были физкультурные занятия. Возили нас автобусы на озеро. Плавали в «Белом» озере. Загорали на берегу на белом песке. Белым озеро назвали в честь какой-то важной в том регионе церкви, по легенде. Или из-за чистой воды в водоёме. Честно, за всю жизнь, даже на море, ни в одном водоёме, ни в горных речках, мне не встречалась больше на столь чистая и прозрачная вода, как на том озере.
 Мы оказались самым спортивным отрядом в соревнованиях и нас премировали – лодочным походом по реке Пре. Нас научили не только отлично плавать, но и грести на лодке вёслами. В юности мне это пригодилось.
Да, есть, что вспомнить. Например, подаренную вожатыми открытку, собственноручно разрисованную и подписанную, бережно переданную мне в медицинский изолятор на День Рождения – я умудрилась заболеть и затемпературить.
Можно вспомнить залитую солнцем летнюю поляну, где мы в походе останавливались на обед со вкусными ёжиками из мясного фарша с рисом и сметаной. Старенькое кладбище. Заброшенное, куда мы, дети в купальниках, по глупости отправились на «разведку».
Тогда же прокатились с вожатыми на катере.
После гребли руки были в мозолях, но радости и восторга от того похода это обстоятельство не отменило.
На территории «Синевы» было много черники. Собирали ягодки и нанизывали их на колоски. Шли «домой». Мыли и ели.
Запомнилась игра «зарница». Особенно, крик вожатого рано утром: «Уральская, хватит спать, подъём!»
Помню и мальчишечьи шалости – как всех девчонок намазали ночью зубной пастой, пока мы спали.
Словом, мне в «Синеве» очень понравилось. Попросилась у мамы на вторую смену.
Спасибо, детство, спасибо, «Синева» и «синевята» за столь добрые воспоминания.
                07 апреля 2025 года.


Рецензии