Движуха
...и кто умножает познание, умножает скорбь.
Екклесиаст, 1:18
СИСТЕМА
Предмет исследования — продукт слияния женской и мужской половых клеток.
Отдельный представитель человеческого рода. Особь. Личность. Причём, чисто конкретно. То есть, ни тебе заглавной буквы «Л», ни тебе всяческих придыханий, ни антонима «не-личность».
А если более наукообразно, то речь пойдёт о системе «КОНКРЕТНЫЙ ИНДИВИДУУМ». В дальнейшем будем пользоваться аббревиатурой — КИ.
Система эта состоит из:
1. Собственно сам организм. Тело.
2. Индивидуальный идентификатор. ИИ. Имя, фамилия, отчество, раса,
национальность, год и место рождения, родители и всякое такое (см. любую анкету).
3. Память. Интегрированное психическое отражение прошлого взаимодействия
индивидуума с действительностью, обеспечивающее самосознанием. Самоощущением себя как конкретной личности.
Ну, с ИИ понятно. Это то, что сопровождает КИ с момента появления его на этот свет (свидетельство о рождении) и до момента ухода с этого света (свидетельство о смерти, солдатский медальон, надпись на надгробном камне и пр.). В ранних цивилизациях идентификатор был куда короче: имя, а то и прозвище. При этом у одного и того же КИ могло быть несколько имён, каждое из которых он приобретал в разные периоды жизни. И это сегодня, между прочим, серьёзная головная боль для историков, роющихся в летописях и хрониках. Позже был задействован ещё один параметр — принадлежность субъекта: сын такого-то, дочь такого-то. Или — из рода такого-то.
В отличие от дактилоскопии или ДНК и РНК, которыми ныне пользуются при
идентификации, но на самом примитивном уровне (ох, не скоро мы узнаем — для чего и впрямь существуют эти штуки), ИИ — характеристика системы «Конкретный Индивидуум» сугубо формальная. Старательно навязываемая социумом. Этакая этикетка на «изделии». Чтобы сподручнее было обществу употреблять этого самого КИ. Так что идентификаторы вовсю используют в военкоматах, загсах, судах, тюрьмах, моргах, в системах налогообложения и, конечно, при селекции на «наши» и «не наши».
«— Все её зовут Елена Юрьевна. А на самом деле Рахиль Юдовна. Человеку
имя в паспорте записывают. Зачем? Чтобы его с другим человеком не перепутать, чтобы его, в случае чего, по имени всегда можно было найти. А вы, как шпионы, себе имена меняете.»
Владимир Рабинович
Короче, к самой сути индивидуума идентификатор непосредственного отношения не имеет. А раз так, то вполне заслуживает выноса за скобки наших рассуждений. А с ним заодно давайте унесём туда же всяческие глупости всяческих отделов кадров: послужные списки с размерами заработной платы, служебные характеристики и почётные грамоты. Да и остальные бессмысленные подробности, вплоть до: рост, вес, размер обуви, цвет кожи и волос, разрез глаз. И обязательно всё-всё из подраздела визуальной идентификации: фото для паспорта 3 ; 4 с уголком, а также без уголка для всяких удостоверений, семейные фотоальбомы, портреты на доске почёта и картины маслом типа Франсиско Гойя, «Портрет семьи испанского короля Карла IV».
Тут я не могу удержаться от анекдота № 1041200025:
Падает самолет. Пассажиры в жуткой панике. Командир корабля просит
стюардессу попытаться как-нибудь успокоить пассажиров.
Стюардесса входит в салон и говорит:
— Прошу всех достать свои паспорта!
Пассажиры успокаиваются и начинают искать паспорта.
Стюардесса:
— Все нашли? Теперь вырвите страницу с фамилией, сверните в трубочку и
вставьте себе в жопу, а то в прошлый раз такая неразбериха с трупами была!
Итак, у нас с вами для исследования КИ, как системы, остаются две составляющие.
В первую очередь приглядимся к организму с приданными ему половыми признаками. Как первичными, так и вторичными.
На первый взгляд это совершенно стабильный материальный объект, имеющий
кучу параметров, доступных для фиксации всевозможными приборами и устройствами. Но, ой! Боюсь, что худо-бедно установить какие-нибудь закономерности взаимодействия отдельных элементов системы «Конкретный Индивидуум», облокотившись на эту, можно сказать, глыбу, не получится.
Почему? Да, потому как в соответствии с представлениями современной науки о мире, в частности о принципе ежемгновенности изменений в нём, всё-всё, начиная со звёзд, планет, народов и вплоть до каждого атома, находится в движухе (слово из современного сленга, прекрасно передающее энтропичность мировых глобальных процессов). И, понятное дело, элементы человеческого организма, вплоть до распоследней клетки подвержены изменениям в виде непрекращающегося обновления. Движуха-с!
КОЖА. Клетки эпидермиса обновляются каждые две-три недели. В среднем за 60-80 дней происходит полный цикл обновления кожи. За год организм вырабатывает около двух миллиардов новых клеток кожи.
КЛЕТКИ ЭПИТЕЛИЯ, покрывающего желудок и кишечник, обновляются каждые
три-пять дней. Скорость обновления клеток слизистой оболочки языка десять-четырнадцать дней.
ЛЁГКИЕ И БРОНХИ. Две-три недели необходимо организму для полного обновления тканей лёгких.
ВОЛОСЫ. Растут в среднем на один-два сантиметра в месяц. Жизненный цикл
ресниц и бровей три-шесть месяцев.
НОГТИ. Полностью обновляются за 150 дней.
КОСТИ. Полное замещение клеток занимает около 10 лет.
ПЕЧЕНЬ. Даже при потере 75 % клеток (в случае оперативного вмешательства),
печень способна полностью восстановиться полностью за пять-шесть месяцев.
ПОЧКИ И СЕЛЕЗЁНКА. Их клетки обновляются за 300-500 дней.
СЕРДЕЧНЫЕ МЫШЦЫ. Полное обновление происходит приблизительно за 20 лет.
Загадка, что зубы обновлению не подлежат. Всего два комплекта выдаётся на всю жизнь — молочные и постоянные.
Да и хрусталик глаза совершенно не обновляется. Зато восстанавливаются и
обновляются клетки роговицы. Цикл обновления достаточно быстр — семь-десять дней. При повреждениях роговица способна восстановится всего за сутки.
КРОВЬ. Ежедневно в теле среднестатистического человека замещается около
триллиона различных клеток крови. Между прочим, современные учёные, изучая состав крови научными методами, подтверждают то, о чём говорили и писали их коллеги в давние времена: от крови человека зависят не только его здоровье и самоё жизнь, но с ней напрямую связаны его привычки и даже характер.
Не правда ли, всё вышеперечисленное пугает? Но дальше ведь ещё страшнее.
Внимание! Прошу барабанную дробь! Оказывается, и все клетки мозга каждые двое суток обновляются. Полностью!
А если к тому же допустить, что тело состоит из энергетических полей, то можно представить, какие засухи, ливни и ураганы творятся в тех полях при такой-то движухе.
В конце концов, фиг с ним, с телом. Отдадим это увесистое на откуп практической медицине. Чтоб там всякие клизмы, мази, аспирин...
Займёмся ужасом, который в этих условиях творится с психикой несчастного
конкретного индивидуума. Потому как, все эти количественные изменения обязательно должны переходить в качественные. То есть, что-то обязательно должно случаться с сущностью этого КИ. С осознанием самого себя.
Вот, к примеру, мой друг детства Петька. Теперь уже Петр Исаакович. Таки да, волосы выпали. Опять же, был жизнерадостным сангвиником, а теперь, вот те на, уже флегматик, И дрейфует в меланхолики. Психотип сменился. Поступки у него пошли неожиданные. Непривычные. Другое мировоззрение, другие реакции на мир, самооценка, круг интересов и всякое такое...
А вот эта... Была просто очаровашка, голову парням сносила на раз, одним
взглядом, а тут, гляди, стала мымрой.
Согласитесь, вы в 25 лет и вы же в 35... Разные люди! Оглядываясь, удивляешься — да я ли это, если даже почерк изменился.
«...Он поседел. Он сгорбился. Пополнел. Бостоновый костюм с большими
старомодными лацканами, галстучек в голубых разводах, велюровая шляпа, в руках авоська с каким-то пакетом — окончательно отдаляли его от того щеголеватого, стройного комбата, перетянутого в талии так, что и полушубок не полнил его. Ах, как он был красив — фуражка набекрень, смуглый нежный румянец, — наш комбат, насмешливый, молчаливый, бесстрашный...»
Даниил Гранин
А взять этот миф — усладу поэтов и старых дев — про «любовь на всю жизнь»... Оказывается, влюблённость проходит за три года. Потому что смена нейромедиаторов и гормонов, обеспечивающих победу эмоций над разумом, происходит в организме в течение именно такого отрезка времени. Движуха-с, дамы и господа!
Обратим внимание на личности, наследившие в истории человечества. Не будем тревожить тени всяческих Диогенов, Сократов, а также Плиниев (что Старшего, что Младшего). Вот поближе и похрестоматийней — Лев Николаевич, который Толстой. Шустрый поручик, бабник и бонвиван, начинающий писатель, грозившийся подстрелить Тургенева. Затем назначен обществом в столпы литературы. В титаны, в мыслители, в просветители... Потом, батюшки-светы, старец с патриархальными учениями о любви, прощении, непротивлении, идеолог архаичных сельских общин. А на излёте и вовсе странник, бегущий из дому. Ну, чисто тебе «зеркало русской революции».
Так вот, оказывается, мемуары лиц, имевших удовольствие знаться с графом, как, впрочем, и свидетельства современников тех самых греков, римлян и всяких-разных неупомянутых нами знаковых фигур, бытие которых в мировой истории числится под грифом «жизнь замечательных людей» (учитываем весь спектр понятия «замечательный» — от «прекрасный» до «ужасный»), зафиксировали некоторую общую закономерность. Уж больно непоследовательными оказывались все эти «замечательные» в своих проявлениях в разные отрезки жизни. В том числе даже в обыденных реакциях и поступках. Ну, просто таки, разные личности внутри одного конкретного имярек!
Конечно, всё можно списать на причуды. Дескать, что с них взять — они же через одного гении. Но ведь, если оглядеться вокруг, окажется, что та же дискретность свойственна вообще всем людям. Которые как бы вовсе и не гении. Следовательно, есть основания утверждать, что в течение жизни каждого отдельного КИ в нём на постое пребывают последовательно даже не две-три, а гораздо больше разных самостей.
«Одно из самых обычных заблуждений состоит в том, чтобы считать людей
добрыми, злыми, глупыми, умными. Человек течет, и в нем есть все возможности: был глуп, стал умен, был зол, стал добр, и наоборот. В этом величие человека. И от этого нельзя судить человека. Какого? Ты осудил, а он уже другой. Нельзя и сказать: не люблю. Ты сказал, а оно другое.»
Лев Толстой
Бдительные учёные, приметив эту, мягко говоря, чехарду, выдвинули теорию, что жизнь человека от бирки на руке до бирки на ноге — это калейдоскоп разнообразных психических состояний, как то: радость, огорчение, грусть, возмущение, злость, обида, удовлетворенность и неудовлетворенность, бодрость, тоска, обреченность, угнетенность, подавленность, отчаяние, страх, робость, ужас, влечение, страсть, аффект и т. д. (Интересно, а входит ли в перечисленное ПМС — предменструальный синдром?).
Но, почему же эти славные учёные не сделали следующий шаг и не осознали, что вышеозначенные кратковременные изменения состояний весьма легковесное объяснение сложных процессов, происходящих в психике человека. И что на самом деле надо признать наличие череды самостоятельных субъектов, каждый из которых обладает своими психическими свойствами и личностными характеристиками. И, следовательно, конкретный индивидуум как бы проживает несколько жизней. Недаром в Израиле, в отличие от других стран, где отделы кадров требуют автобиографию, спрашивают «коро;т хаи;м» (;;;;;;; ;;;;;;), что дословно переводится — «описания жизнЕЙ».
Короче, формулирую...
ПОСТУЛАТ ПЕРВЫЙ:
Представление об индивидууме в течение цикла проживания — от рождения
до смерти, — как о непрерывной личности, является заблуждением. На самом деле — это череда существований неких самостоятельных субъектов, каждый из которых имеет свой психический облик, то есть, свои внутренние мотивации, свой уровень психической активности. И даже свой характер.
«Воевал не я. Воевал юноша с моими именем и фамилией. Он был романтичен, как, впрочем, и большинство его сверстников, он был сыном врагов народа, и это его ранило и побуждало идти на фронт, чтобы доказать всем, чтобы все видели, что значит для него его прекрасная, единственная, неповторимая отчизна.»
Булат Окуджава
А вот самое что ни на есть конкретное подтверждение постулата - Александр Галич (Гинзбург). Сосед Булата Окуджавы по Пантеону Славы и соратник по поэтическому цеху. Баловень судьбы. Сибарит, пижон, богатей, завсегдатай московских ресторанов, любимец публики. Как писал о нём Юрий Нагибин, «был он внешний человек, с блеском и обаянием, актер до мозга костей, эстрадник». Член всяческих творческих союзов. Это его слащавая пьеса «Вас вызывает Таймыр» шла во всех театрах страны. Это его, не менее опасный по части диабета, чемпион кинопроката (более 30 миллионов зрителей за первый год) фильм «Верные друзья». Всё славно. Жизнь удалась. И тут, на тебе... В возрасте пятидесяти лет такой вдруг шарах. «В Абакан плывут облака»! А ведь ничто не предвещало! Исследователи его жизни изощряются в поисках причин столь кардинальной перемены участи. Чего только не городят вплоть до «совесть взяла верх над инстинктом самосохранения». Наивно! Ведь на самом деле, в конкретном индивидууме внезапно для него самого (и это проступает в поведении и высказываниях Галича) активизировался новый субъект. Да такой неудержимый, что нелюдям, дабы его остановить, пришлось Александра Аркадьевича убить. Такие дела.
ИПОСТАСИЕ
Для дальнейших рассуждений не мешало бы определиться с наименованием этих самых психологических субъектов. «Сущность»? Нет, уж больно слово свистящее. И опять же попахивает Блаватской и Шамбалой. Оккультизмом типа: «что есть сущность и что есть сущность сущности»? Вроде, может подойти ивритское слово «ха»! Но тут как бы сионизмом отдаёт. О! Простенько и со вкусом — ИПОСТАСЬ. Тем более что в этом слове просматривается установка на временность, на сменяемость. На движуху. В дальнейшем будем пользоваться и самим термином, и его сокращением — ИПО.
Итак, картина маслом. Имеется конкретный индивидуум, так сказать, владелец жилплощади (ответственный квартиросъемщик) и сменяющие один другого жильцы. А вот как часто они заселяются? Апологеты пересменок психических состояний наработали достаточно много теорий о циклах. Суть их заключается в том, что каждому возрасту соответствует свой психологический кризис личности. У одних авторов эти циклы семилетние. У других пятилетние. Ну, я бы не доверял этой страсти к систематизированию всего и вся. Кардинальный просчёт в том, что личности в этих теориях традиционно рассматриваются как неделимые и непрерывные. Закоренелые «циклисты» никак не учитывают всеобъемлющую движуху, обеспечивающую неисповедимость в изменениях личности и некое задушевное безумие в круговерти возникающих и исчезающих ипостасей. Между прочим, товарищи буддисты в этом вопросе выражают полное единодушие со мной (или я с ними): «Каждое мгновение вы становитесь кем-то другим, ибо нет никакого постоянного «Я». Оно существует лишь в настоящем...».
Так что все эти циклы и таблицы — шаманство. Гадание на кофейной гуще,
вчерашней заварке, бульонных кубиках. Как по мне, никакой закономерности вообще быть не может. Все изменения в психике КИ в результате смены одной ИПО на другую (существование которой может длиться десятилетиями, а может схлопнуться за год, за два) случаются спонтанно. И переходы — «из» и «в» — могут быть мгновенными. Как бы скачком. А могут, наоборот, плавным вытеснением.
И что интересно, логики ведь в чередовании ипостасей нет. Ни, чтобы там строго по восходящей — от примитива к мудрецу, ни, наоборот, по нисходящей к примитиву. Вот, вполне может случиться, что со следующей ипостасью придёт к индивидууму просветление. И пробудится в нём духовность и станет он жить просто-таки как святой. Вот мой друг. Был успешным учёным. Атеистом. Теперь раввин. Да ещё и в Иерусалиме.
А может такая ИПО набежать — ну, просто брызги шампанского! Толпы
приятелей, шумное весёлое гуляние по жизни, радостное общение (даже с роднёй). А если ко всему этому он окажется азартным, да ещё и удачливым игроком... Ну, тут уж вокруг красавицы, яхты-шмахты, пиры горой. А потом, упс, на смену вползёт пустоватая ипостась... Тупое проживание, серое. В стиле нежити. Вата. Унылое отбывание жизненной повинности. И тут, бац, в семьдесят лет в ипостаси № 6 — страстный (на весь остаток сил) влюблённый. Поэт, философ. Правда, обидно! Нет, чтобы такая ИПО, да в молодости подвернулась, когда и сил немерено, и масса времени в запасе.
Попутно, про институт брака. Вот, говорят, «разлюбил». Или поджимают губу «мы стали чужими людьми». Это же, какие дрова наламываются, какие разборки устраиваются! А ведь супругам просто невдомёк, что они проживают жизнь вовсе не по формуле «один единственный с одной единственной». На самом деле, это разные ИПО во взаимодействии с другими разными ИПО. Такой себе неосознаваемый разврат-развратыч.
А если взять шире — папа, мама, сестрички, братики, дяди, тёти. Мы, воспитанные в пиетете к понятию «семья», твёрдо уверены, что эти люди должны желать своим близким только добра. Мол, родная кровь...
Помнится крик души моей сослуживицы:
— Мама стала вампиром! Отсасывает энергию! И мы с братом главные доноры. Но как бежать от собственной мамы?! Она такая старенькая... Жалко её.
Тут, как мне кажется, ключевое слово — «стала». И старушку бросать не стоит. Просто надо осознать — это не мать. То есть, номинально — да. А на самом деле это тот самый «чужой», что по капельке отсасывает ваши жизненные силы.
А что, разве КИ, предоставивший вам возможность появиться на свет, не
застрахован от смены ипостаси? И тут вполне может оказаться, что очередная ИПО — вампир? А почему нет. Ведь, если чёрные дыры во Вселенной глотают что ни попадя, то почему бы на Земле не цвести буйным цветом энергетическому людоедству. Ведь это такое милое дело — вампирить родню. Они-то ведь подпускают вплотную, позволяют в душу залезть Мол, мы же близкие люди.
Предвижу возгласы:
— Позвольте, позвольте! Как же так! Вы замахиваетесь на самое святое...
Простите великодушно, но уж позвольте вам не позволить. В конце концов,
давайте сознаемся, что во всех этих выстраиваниях родословных, рисовании генеалогических древ нас ведь интересует не столько житьё-бытьё наших предков, а как долго жил дядя и что со зрением было у тёти. Да и, не было ли, случаем, у дедушки паранойи. Причём, фиг с ними-то самими. И с дядями, и с тётями, и с дедушками. Тут бы понять, что там валяется в генах. Каковы параметры долголетия в роду и что за наследственные заболевания могут на нас свалиться. Вон, тот же алкоголизм.
Прошу отметить, я ведь толкую про среднестатистического КИ, обитателя стран Европы, Америки и т. п. Без незнакомых мне Африки и Арктики. Хотя, думаю, что и бербер в пустыне, и эскимос на льдине тоже худо-бедно, но проживают свои цепочки ипостасей.
Первая пертурбация с ИПО случается при переходе из детства в отрочество. Это когда, сами понимаете, в период от 7 до 13 лет заявляет о себе главный наш гормон. Явление это было замечено задолго до появления письменности и с тех же пор канонизировано всеми культами и религиями в виде обрядов инициации. Вот и сейчас у католиков дети в возрасте 7— 10 лет принимают первое причастие. В иудаизме бар-мицвы у мальчиков (в 13 лет) и бат-мицвы (в 12 лет) у девочек. В исламе в этих же временны;х границах совершают обряд обрезания подростков мужского и, увы, часто женского пола.
Для детской психики эта первая смена ипостаси, несущая кардинальное изменение взаимоотношений в системе «ребёнок — родители», сравнима разве что с землетрясением. Недаром ведь всплёскивают руками: «Ну, подменили ребёнка, ну, не узнать! Такой стал...». А ведь это только начало. Причём с непредсказуемыми для каждого, вступающего в жизнь КИ, последствиями.
А уже на подходе следующая ИПО. А потом ещё. И ещё. И ещё. «Пост сдал! Пост принял!» (см. «Устав гарнизонной и караульной службы»).
Менять вот так же состоянье духа,
Как пенни выменял бы я на шиллинг...
Кристофер Лог
Знания и навыки, которые приобретает конкретный индивидуум в период
проживания в нём каждой ипостаси, понятное дело, аккумулируются. Все-все. Читать, писать, плавать, иностранные языки, варить кашу, стрелять, вышивать крестиком, различать грибы, брать интеграл от дроби, открывать бутылку вина без штопора и т. д. Другое дело, что; именно из всего этого будет востребовано следующими ИПО. Например, умение играть на балалайке, простимулированное одной из прожитых ипостасей, может быть, вдруг и пригодится.
Определить водораздел смены ипостасей несложно. Достаточно уловить момент перемен в кругу друзей и появление новых врагов. Увы, бывает, что индивидуум отмечает случившийся переход в новую ипостась под мерный звук кардиомонитора, очнувшись после клинической смерти. Хотя, лучше бы без такой жёсткой оплеухи от жизни... А просто, почуяв шестым чувством момент прощания с отбывающей ипостасью, например, № 3 и заступлением на пост ипостаси № 4, устроить под водочку, селёдочку и гитарные переборы — и проводы, и встречу одновременно.
Вполне резонно напрашивается вопрос: а возможно ли прожитие всей жизни с
одной ипостасью? Думаю, во времена, предположим, среднего палеолита такое часто случалось. Уж весьма лаконичной была жизнь отдельного Homo sapiens. Не успеешь оглянуться, мамонт наступит или к саблезубому тигру на зуб пожалуйте. А то и сосед каменным топором тюкнет. Ему кормить семью чем-то же надо. Зато при нынешней продолжительности жизни, позволяющей разгуляться с количеством ИПО, отсуществование всего с одной ипостасью навевает грустную мысль — а не идиот ли данный КИ?
Соответственно, может возникнуть и вопрос наоборот: а бывает ли, что ипостасей в индивидууме одновременно несколько? Ответ: бывает. Вон, в психиатрии сейчас широко обсуждается теория мультиперсональности. Дескать, эта «мульти» способствует творческой активности. Сами понимаете, что она скорее имеет отношение к шизофрении. И что те, в ком это «мультяшка» наблюдается, — готовая клиентура для психушек. Так что, граждане, то бишь, ипостаси, не толпитесь! Давайте по одной! В порядке живой очереди!
Спусковым крючком, импульсом для смены ипостаси может быть что угодно.
Реплика в метро или эсэмэска прилетела... Начальник наорал... Обсчитали в магазине... Особенно стимулируют возникновение новых ипостасей переезды, смена рода деятельности. Например, прохождение воинской службы. И уж совсем однозначно — эмиграция со всеми её стадиями!
Неужели не я, освещенный тремя фонарями,
Столько лет в темноте по осколкам бежал пустырями,
И сиянье небес у подъемного крана клубилось?
Неужели не я?..
Иосиф Бродский
Но весьма опрометчиво утверждать, что причиной возникновения каждой
следующей ипостаси является социум. Да и вообще, соображение, что смена ипостаси это такой способ выживания КИ в окружающей среде попахивает вульгарной социологией. Что поделаешь, мы с детства загипнотизированы высказыванием Ленина (явно им краденое, как и всё остальное в его «трудах»): «Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя».
В том-то и дело, что ипостась это активное самопознающее начало. Отдельный субъект с автономной психикой. Своя спонтанность, своя креативность, своё восприятие окружающего мира. Даже трудно предугадать, что может любая ИПО сама себе навыдумывать! Тем самым, между прочим, подводя под монастырь конкретного индивидуума, в котором она на тот момент проживает. Вплоть до разрушения всех чаяний социума по отношению к этому КИ.
Вполне возможно, что вылет в эмиграцию Льва Давыдовича Троцкого случился
как раз потому, что тогда, в 1929 году, в нём сменилась ипостась. И на смену прежней, допустим, № 5 — «стреляный волк», пришла, облегчив задачу Сталину, ипостась № 6 — «зайчик-побегайчик». А на большой дороге из Шарлеруа, близ деревушки Ватерлоо союзники, скорее всего, имели дело со свеженабежавшей ипостасью Наполеона. Уже не гениальный и непобедимый то ли полубог, то ли Антихрист, а, предположим, агроном. Ведь это же он распорядился культивировать свёклу и невольно стал отцом-основателем европейской сахарной промышленности.
А вот как бы недавние события... Несгибаемый солдат. Жёсткий генерал, ставший премьер-министром. И вдруг уступка за уступкой, которые каждый раз ставили страну на грань краха.
Все разводили руками:
— Как же так! Что это с ним?
А это у КИ, что числился под индивидуальным идентификатором «Ариэль Шарон» Ariel Sharon (урождённый Шнейдерман), сменилась ипостась. И получилось то, что, увы, получилось.
Вообще, взаимодействие свежеиспеч;нных ипостасей с социумом может быть
темой множества исследований. Например, вот такой вариант — ипостась принимает к исполнению заказ общества. Жил-был КИ с наличием в нём ипостаси, предположим, № 2 — неприкаянный демобилизованный солдатик (пардон, ефрейтор), мечтающий стать художником. Бац! Обзавёлся новой ипостасью № 3, которая приняла на себя реализацию ожидания социальной среды — обиженной в Первой мировой войне Германии. И ведь кандидатов на место фюрера было много. Стояли, миленькие, в очереди, дышали друг другу в затылок. Но тут уж по Пушкину: «И Случай, Бог, изобретатель»... Просоответствовал этот, с усиками а-ля Чарли Чаплин.
А бывает и наоборот. Конкретный индивидуум, а точнее, его очередная квартирантка-ипостась переламывает социальную среду под себя. Вот Рябой, не к ночи будь помянут. Уголовник, бандюга и вдруг... Всемогущий социум, — так сказать, гегемон — думал, что вот дорвался до пользования этим КИ. Ан нет. Не дорвался, а нарвался! Этот конкретный индивидуум почти тридцать лет держал за горло страну со 150-миллионным населением и разросся метастазами по всему миру. За это время в нём сменилось как минимум четыре ипостаси: мелкий уголовник на побегушках у политических авантюристов в 10-х, расчётливый убийца в 20-х и 30-х годах, маньяк, зацикленный на идее мировой войны в 40-х и параноидальный старик с манией преследования в последней своей ипостаси в 50-х годы... Медсестра, обмывавшая труп Сталина, рассказывала поэту Твардовскому: «И вдруг стало мне его так жалко — вспухший животик, тоненькие ручки, тоненькие ножки — паучок, да и только».
А вот если ИПО и не встраивается в социум, и не перестраивает его под себя? То есть, ни то, ни другое. О! Тут мы с вами набредаем на базовый конфликт в жизни человеков, старательно отражаемый на протяжении столетий всеми средствами искусства. Противостояние КИ и общества. Нежелание (или неспособность) индивидуума, а точнее, проживаемой в этот момент в нём ипостаси, соответствовать требованиям социума.
Масштабы этого конфликта могут быть разные. От разборки на коммунальной
кухне до полей мировых войн. При этом механизм конфликта один и тот же. Какой-то период КИ с наличествующей в нём ипостасью прекрасно сосуществует с обществом. Тихо-мирно плывёт по течению, старательно принимая участие в социальных играх. Но вот проклёвывается следующая ипостась. И она, в силу каких-то своих особенностей, так или иначе (поведением или резким поступком) чётко заявляет своё несогласие с запросами социальной среды. И тут уж как пойдёт. Насколько будет агрессивен социум. Сможет ли он потерпеть или стряхнёт КИ с его свежеиспечённой ипостасью с беговой дорожки. Такой себе улёт с арены цирка под названием «жизнь» (см. «Гамлет» Шекспира или «Палата № 6» Чехова).
Ну, а теперь рявкнем: «Стой! Кто идёт!» (см. «Устав гарнизонной и караульной службы»). То есть, приглядимся к генезису ипостаси. Ведь, понятное дело, что каждая очередная ИПО не приносится извне каким-нибудь космическим ветром, а созревает внутри КИ. Где-то там, в глубинах нервной системы с её нейронами, синапсами, клетками нейроглии и другими клетками, образующими неврилемму.
Из чего она формируется — свежая ипостась? Каковы они, ингредиенты этого
активного самопознающего начала? Ведь кто знает, как, при тотальной движухе в организме, срабатывают гены. И опять же, что могут натворить те самые первичные и вторичные половые признаки, которые я недаром упомянул как базовый элемент организма КИ.
О! На что только ни способен половой гормон! Недаром сам термин «гормон» означает именно «побуждать». И в результате индивидуум, существовавший с какой-то вялой серой монотонной ипостасью, может при смене на новую — заполучить весьма сексуально озабоченную ипостась... Влететь в состояние такого «амока» (одержимость, в украинском языке красивее — навіженість), что мама дорогая!
Вообще, если конкретный индивидуум как бы сосуд, в котором зарождаются и
зреют ипостаси, то почему бы не представить себе этакую кастрюльку, в которой каждый раз закипает непростой супчик (см. «Книга о вкусной и здоровой пище»). И какой он получится, в немалой степени зависит от того, что из менталитета индивидуума будет доминировать в виде специи в этом бульоне — украинская наивность, русская ксенофобия, еврейская ироничность, польский гонор, немецкая дотошность, английская чопорность, французская болтливость...
Таки да, я вынужден признать, что социум всё-таки, пусть и весьма опосредованно, но принимает участие в приготовлении блюда. Ведь, наверняка, при формировании ИПО учитывается ещё и множество корректировок на микроуровне: «что пили?» — тройной одеколон или «Агдам»? А может коньяк «Курвуазье»? Что ели? С кем дружили и с кем ссорились, какое кино смотрели, какие книги были доступны. И уж обязательно заветная щепоточка, добавляемая в варево напоследок, — оброненное кем-то невзначай слово, что запало в душу... Короче, темна вода во облацех... Может случиться огненное харчо, жидкие рахитичные вчерашний щи с кислой капустой или добродушный борщ. А может вскипеть жутко наваристый йеменский суп из бычьих хвостов. Кстати, «суп» на иврите «марак». Как бы, мрак... Вари, горшочек, вари!
А потом настаёт торжественный момент и новенькая, с пылу с жара, ипостась заступает на дежурство. Здравствуйте, я ваша тётя... и буду у вас жить.
«В ту ночь я умер и я возродился... Другое существо, абсолютно новое, начало существовать...»
Индийский мистик Ошо «Osho»
Теперь не мешало бы определиться со скоростью сменяемости ИПО. Тут, скорее всего, темп задают процессы, протекающие в организме. В детстве, в юности всё несётся ну просто таки курьерским поездом. Болеют быстро, выздоравливают быстро. Влюбляются — вжик, страдают — вжик... Поэтому в эти периоды ипостаси сменяются довольно часто.
Потом к зрелости физиологические процессы замедляются. Всё притупляется — вкус, зрение, обоняние, слух, боль, либидо, память, ненависть, любовь... Болезни протекают медленно. Даже депрессии и те случаются какие-то вялые, скучные и неубедительные.
И горшочек, в котором варятся ипостаси, уже еле побулькивает. К тому же скудеет набор специй, и учащаются случаи недопоставки полового гормона. Да и другие гормоны тоже приутихают. Доминировать начинают гены. Недаром индивидуум к старости моторикой и психикой становится похожим на родителей да и на бабушек с дедушками. И остаётся лицам так называемого золотого возраста лишь меланхоличное перелистывание случившихся по жизни ипостасей... Был глуп. Ну, просто таки, дурак дураком. Или, наоборот, умён, молодец молодцом. Играл в шахматы (а вот напрочь разучился), писал стихи, рисовал удивительно. Так много понимал (или совсем ничего), столько хорошего (или плохого) сделал.
Тут самое время объявиться сердобольным читателям, которые озаботившись
участью сменившихся с поста ипостасей, могут предъявить таки печальный вопрос: А что с ними-то, так сказать, демобилизованными, потом делается? Куда они деваются? Воспаряют или сливаются в какую-то бездну? И должны ли эти, хоть и схлопнувшиеся, но заслуженные, продолжать нас интересовать?
Увы, этот топик выходит за рамки данного трактата. Но позволю себе надеяться, что тема утилизации ипостасей-«дембелей» окажется среди других предметов исследования для тех, кто будет дальше развивать мою теорию.
Вообще, дорогой читатель, признайтесь, что эта катавасия с ипостасями —
придумка шикарная. И не столько для полчищ адвокатов, заполучающих в таком случае отличную отмазку, чтобы отвести меч Фемиды от своих клиентов, сколько для нас с вами, грешных КИ. Ведь это удобнейшее оправдание всем неудачам, всем нашим оплошностям, спотыканиям, бредовым метаниям, нереализованным возможностям... Можно списать всё нелепое — проступки, вину, грехи, неправедно содеянное... Можно с облегчением развести руками, мол, что поделаешь:
— Был я ипостась № 3, а нынче начал проживать себе в ипостаси № 4. Так что взятки с меня гладки... Проехали.
Э, нет, дорогие вы мои. Не проехали. Ведь к ответу всегда призывается личность. О ней судят и её судят. Именно ей предъявляют все претензии. И не только окружающими, но и самим индивидуумом. И тут совершенно закономерно всплывает вопрос: а скудова (любимое слово М. А. Булгакова) она берётся — личность? Да, есть куча ипостасей. Да, они последовательно, не пересекаясь, квартируют на территории, обозначаемой как конкретный индивидуум. Но что делает эту, в принципе, разношёрстную компанию, совокупностью? Единой личностью? Ну, уж точно не организм КИ, который, при сплошной движухе, постоянной структурой никак не является. Так что же тогда?!
There are more things in heaven and earth, Horatio,
Then are dreamt of in your philosophy.
William Shakespeare «Hamlet»
В переводе М. Вронченко это звучит:
Есть многое в природе, друг Горацио,
Что и не снилось нашим мудрецам.
Вильям Шекспир «Гамлет»
Бабах! «Пушки с берега палят, кораблю пристать велят». А это мы в хлябях
выплываем к славной горе типа Арарат — единственной тверди в пространстве, залитом Всемирным потопом движухи. «И остановился ковчег в седьмом месяце, в семнадцатый день месяца, на горах Араратских». Так что скажем дружно «нет» релятивизму! Потому что, таки да, существует непоколебимая константа! Этакая радикальная штуковина, которая скрепляет все наши ипостаси в одно целое, обеспечивает законность наследования каждой следующей, и позволяет осмысливать всё проживаемое КИ, как нечто единое. Как личность.
Про что же это я? А про ту самую третью составляющую системы, обозначенной как «Конкретный Индивидуум». Причём, что интересно, эта составляющая уж никак не объективная реальность, данная нам в ощущениях... Ну, просто-таки напрочь не материальная!
Только давайте без придыханий. Не про душу речь. Тем более что по слухам,в стандартном комплекте КИ душа не числится. То есть, часто бывает, что индивидуум имеется, и всякое такое при нём, а вот душа не наблюдается. Вовсе.
ПАМЯТЬ
ПОСТУЛАТ ВТОРОЙ:
Память есть единственная константа, которая в хаосе тотальной движухи,
удерживает систему «Конкретный Индивидуум» в рамках самоидентификации, обеспечивая её чувством собственного «Я».
у толи цель была нажраться
чтоб все заботы позабыть
но то ли водки было мало
а то ли память хороша
Мария Лесникова
Не будем отбирать хлеб у учёных, безуспешно пытающихся объяснить природу
Памяти всякими фотонами-бутонами, кварками-шкварками и прочими гештальтами. С памятью, как с электричеством. Все им пользуются, а вот что это такое...
Вот, учёные американского университета Ратгерс, Нью-Джерси Rutgers, The State University of New Jersey, USA, додумались до того, что, память вообще не имеет объёма. И что любое воспоминание — лишь набор нейронных связей внутри мозга, и что эти нейронные связи каждый раз собираются заново. Мол, психотерапевт, уложив клиента на кушетку, легко переворошит эти нейронные цепочки, и тем самым избавит его от тяжёлых воспоминаний. Понятно, что такая чепуха, как и много других чепухов, придумана только для обеспечения заработком уймы выпускников краткосрочных курсов психотерапии.
Короче, не стоит заморачиваться. Мы ведь не учёные и не лекари какие, а рядовые пользователи. Поэтому стоит бесхитростно воспринимать наличие памяти просто по самому факту её наличия и согласиться с общепринятыми на сегодня канонами:
Память — запас информации с функциями накопления, хранения и многократного воспроизведения индивидуумом его прошлого опыта.
Подразделяется на:
1. Кратковременная память. Она же, согласно айтишной терминологии,
оперативная. Обеспечивает временное хранение информации и манипулирование ею. Обслуживает повседневные нужды индивидуума. Типа: зарядил ли телефон, выключил ли чайник, закрыл ли входную дверь... Жаль, но к старости этот вид памяти ослабевает.
2.Долговременная память. Накопитель получаемой конкретным индивидуумом
информации, пользование которой открыто для него в течение всей его жизни.
3. «Коллективное Бессознательное». Согласно основоположнику аналитической психологии Карлу Юнгу, опыт отдельной личности не утрачивается после смерти. Каждый человек появляется на свет уже с присутствующей в его подсознании суммой всех человеческих опытов, начиная чуть ли не с палеолита. И именно эти архетипы побуждают людей воспринимать, переживать и реагировать на события определённым образом. При этом вполне допустимо, что в этом «Коллективное» наличествует некоторая дифференциация: опыт близких родственников, опыт дальних, опыт рода, племени, и, наконец, всехний опыт.
На первый взгляд это «Коллективное Бессознательное» — нонсенс, жуть, какой-то гигантский исторический предрассудок. Ну, как это можно помнить то, чего не было в непосредственном жизненном опыте, в житейской практике! Но вот серьёзные учёные, правда, с извиняющейся интонацией и оговоркой «гипотетическое явление», соглашаются с существованием этого самого «Бессознательное», и его активным влиянием на КИ. Как говаривал всё тот же почтенный Карл Густав Юнг Carl Gustav Jung: «Все, что не проявляется как Сознание, возвращается как Судьба».
Какие-то фильтры не пропускают протуберанцы этого «Коллективное», и они
зависают на уровне подкорки, донося инфу не на языке сознания, а на языке эмоций. Разве что в снах, когда глушилки здравого смысла отключаются, всё-таки возникают картинки, звучат обрывки фраз.
Когда судьба по следу шла за нами,
Как сумасшедший с бритвою в руке.
Арсений Тарковский
А ещё гипнозом удаётся выцарапать кое-чего, но, увы, в виде намёков, по которым трудно судить о целом. Правда, как это ни странно, разные маги, потомственные целительницы, сниматели порч и сглазов, загоняя подопытных в транс, переводят, как они утверждают, это «нечто» на понятный для них язык. И, представьте себе, у них наблюдается положительная динамика в лечении неврозов.
О, нет! Это уже серой попахивает, и у поганых болот чьи-то тени встают... Так что оставим паранормальников в покое. Вернёмся к материализму с его эмпириокритицизмом.
Кстати, вполне можно предположить (только не шейте мне мизантропию), что
множество людей, живших раньше, да и живущих сегодня, как обходились одной лишь кратковременной памятью, так ею и обходятся, Что, в принципе, весьма эргономично. А о существовании долговременной памяти они понятия не имели и не имеют. Как и о том, что творит с ними «Коллективное Бессознательное», навязывая не только поведенческие паттерны, но даже, что вообще загадочно, грехи и проступки предков. И тому в истории человечества масса свидетельств (гугл вам в помощь!).
«...Не виноват! Предки виноваты! Прадеды-прабабки, внучатые дяди-тети разные,праотцы, ну, и праматери, угу. В жизни вели себя как свиньи последние, а сейчас я расхлебывай их прошлое...»
Евгений Шварц «Обыкновенное чудо»
Короче. Да здравствует единственная константа в системе КИ, с которой-то и работают психиатрия, психоаналитика и всякие другие «пси...»! ПАМЯТЬ. Имеются, правда, ещё папиллярные линии. И ДНК с РНК тоже как бы константы. Хотя уже нет! Геном, который ещё совсем недавно числился неизменной наследственной субстанцией, таки да, оказывается, подвержен движухе. Как и нуклеиновые кислоты. И получается, что постоянство хранят только папиллярные линии. Во всяком случае, пока. Да, к тому же, пользуются ими только следователи и прокуроры. Как элементом идентификации. А мы ведь, помнится, этот самый ИИ вывели за скобки исследования.
Так что:
Именно память даёт понимание, что, например, эта крикливая неряшливая старуха — твоя мать. А этот лысый толстяк в коротковатых брюках — твой отец. А это — дядя. Это — брат. А вот эта, когда-то «загадочная, с ноткой нежности и необъяснимой грусти в глазах...» некая особа, храпящая рядом по ночам, оказывается, законная супруга. Вечно недовольная, вечно голова болит. Да и самой этой храпящей особе понятно, что такое вот этот обезьян, все 24 часа требующий пожрать и предоставлять ему ласки. А писклявая девица-подросток, тянущая на одной ноте слово «хочу», оказывается, их дочь. И этот малолетний урод с ломающимся баском и серьгой в ухе... Ба, да это же родимый сынуля!
То есть, без участия памяти (правда, хрен его знает, как это получается) не сформируется ни одна из ипостасей, и не сложится весь пазл, именуемый «жизнью личности», «жизнью индивидуума», в котором есть и воспоминания детства (ипостась № 1), и «Как свежи были розы», и «Что пролепетала девушка там, под дождём» (ипостась № 2), и «Млечный путь на черном бархате ночи» (ипостась № 3), и так далее.
«Она любила его без памяти. Была бы у неё память, она бы его не любила.»
Роман Надирян
А теперь попытаемся догадаться — а на какой жилплощади весь массив памяти прописан. В теле? Да ну, ладно! Неужели где-то там может отыскаться этакий сейф, способный служить хранилищем столь огромного объёма сознательного и бессознательного. Тем более, что масса хранимой Долговременной памятью информации по мере проживания субъектом жизненного цикла всё время увеличивается.
Причём, понятное дело, на момент рождения индивидуума на полочке личной
памяти ещё пусто (разве что уже поступило на хранение первое воспоминание — момент выхода из утробы). Зато полным-полно должно быть в отсеках под названием «Коллективное Бессознательное». Вот только совсем непонятно — каким ветром в момент слияния сперматозоида с яйцеклеткой заносится эта запредельная по размерам инфа? И куда именно? В почки, в печень или таки в уважаемый мозг?
Есть такой нейробиолог, профессор биохимии Колумбийского университета в
США Эрик Кандель Eric Richard Kandel, посвятивший жизнь поиску биологических основ человеческой памяти. Он долго возился с ферментами с мудреным названием «протеинкиназы», твердил про вентролатеральную префронтальную кору мозга, изучал гипоталамус, миндалевидное тело... И всем рассказывал, что хранитель памяти — мозг. А недавно спохватился:— Мне пришлось отказаться от мысли, что мы можем отыскать в мозге место функций, вроде Эго.
Смею и я пропеть в унисон этому, между прочим, нобелевскому лауреату, что память (речь, конечно не о Кратковременной, которая как всякая оперативная, много места не требует, а о массиве Долговременной и той, что «Коллективное Бессознательное») не имеет жилплощади внутри тела. Ведь понятно, что при кромешной движухе во всех помещениях организма, несомненно, бедлам творится и на чердаке (нейроны, наночастицы и т. д. и т. п.). Помните: «клетки мозга каждые двое суток полностью обновляются».
Вообще, по мнению прогрессивных психологов новой волны, природа сознания не зависит от неврологической природы мозга. Например, количество извилин совсем не влияет на интеллектуальный уровень. Мозг интеллектуала и мозг идиота выглядят совершенно одинаково. Да и размер тоже ничего не значит. У основоположника микробиологии и иммунологии Луи Пастера Louis Pasteur после перенесённой в детстве болезни вообще осталось действующим только одно полушарие мозга. Нет, конечно, мозг, таки да, содержит миллиарды нейронов, но сам он вовсе не мыслящая материя. Как шутит профессор Университета Северной Каролины Джулиан Кейт Julian Keith, «мозг — трехфунтовая ёмкость заполненная липидами, белками и соленой водой». А нобелевский лауреат Джон Экклс John Carew Eccles (первооткрыватель ионных механизмов возбуждения и торможения в нервных клетках) всерьёз уверен, что мозг не производит мысли, а лишь воспринимает их. То есть, он всего лишь приёмное устройство, терминал для доступа сознания извне.
ИЗВНЕ!
И значит, всё, что откопала нейробиология в человеческом организме, никак не хранилище информации. Это не более чем архиватор файлов. Упаковщик и распаковщик. И нет там места ни для разума, ни для сознания.
— Куда деваются наши мечты, наши желания, наша любовь?
— Они где-то остаются.
— Где? В глубинах?
— В небесном архиве.
— Даже небо не вместило бы такого архива...
Исаак Башевис Зингер
Isaac Bashevis Singer
Итак, ПОСТУЛАТ ТРЕТИЙ:
Память индивидуума находится вне его тела и является частицей
информационного поля Вселенной.
По аналогии с интернетом, в котором данные хранятся на многочисленных
серверах cloud storages, долговременные памяти всех живущих в настоящее время индивидуумов и опять же «Коллективное Бессознательное» Человечества, находится где-то там... В ****ях! А! Неправда ли, удачное название для обозначения местонахождения. Ведь всегда лучше родное, посконное, сермяжное, и вроде бы, доморощенное. Тем более что слово-то действительно вкусное.
****я — имя существительное, неодушевлённое, женский род, 2-е склонение
(тип склонения мн. <м2b(1)> по классификации академика А. А. Зализняка); формы ед. ч. не используются. Корень: -еб-; суффикс: -ен; окончание: -я). Значение слова — экспрессивное обозначение локации. При этом данный термин не несет в себе информации об удаленности места от наблюдателя.
Смешно, но это слово, на самом деле, не доморощенное, а, как множество других русских слов, позаимствовано в начале XVIII века из немецкого языка: Ebene — местность, равнина, плоскость, уровень и даже плато. Этот географический термин в качестве определения пункта назначения использовала Екатерина Вторая, отправляя нерадивых сановников в ссылку. В силу созвучия корня слова с праславянским названием сексуального контакта, «****я» в России попало в набор ненормативной лексики. Но при этом сохранило свой основной смысл — обозначение места. В английском языке аналог — Loolimboola.
А раз уж существует склад, то должны наличествовать соответствующие
складская и транспортная логистики, то бишь системы хранения, постоянного обновления, сортировки и доставки единиц хранения потребителю и обратно.
Понятно, что должен трудиться, не покладая рук, какой-нибудь провайдер (вот только как зовут админа?) и, конечно, функционировать система проверки «свой/чужой». И у каждого КИ свой ресивер, а к нему IP address, Pin Code, логин, пароль и тому подобное. И все эти прибамбасы зазипаны zip up и приаттачены attached как раз к этим загадочным ДНК, РНК и генам. Которые, скорее всего, исходная базовая настройка изделия с названием «Конкретный Индивидуум». Как формулируют заслуженные айтишники — «ейный BIOS». Тот самый, что несомненно играет огромную роль в наследовании организмом биологической информации: внешность, группа крови, тип метаболизма и некоторые заболевания, но к системе «Память» имеет лишь косвенное отношение.
Вполне можно допустить, что как всякая сложная система, эта тоже может взять и заглючить get glitch. Вот, например, часты в народе упрёки в адрес некоторых КИ. Дескать, бесчувственные, чёрствые люди. Тут обделяешь себя, жертвуешь своим временем, своими силами, да и связями, чтобы помочь, творишь добро, а он — неблагодарный, делает вид, что не помнит. Так ведь, может, данный КИ, всё-таки совестливый. И никакого вида не делает. Просто какое-то реле в сети не сработало, и инфа попала на хранение не в те ячейки. Это ведь раньше трафик был простеньким. Ну, что в Средние века, могло крутиться в обменном буфере? А сегодня там гуляет такое количество терабайт спама, что коммуникативные каналы могут и не справиться с перегрузкой. Вот тут-то психушки и пополняются новыми клиентами.
ирина потеряла память
а николай её нашёл
теперь он помнит секс с ириной
одновременно с двух сторон
Ростислав Чебыкин
Но в целом, что-то убеждает меня, что эта, как-никак, испытанная в тысячелетиях система уже отлажена, оттестирована, отъюстирована так, что все её компоненты работают корректно. Думаю, что предусмотрены всякие фильтры и даже механизмы, оптимизирующие процесс принятия решений путём отсева ненужной информации. Например, деменция:
— О, а что это за смешной карапуз?
— Да это же твой внучек! — переглядывается между собой родня и шепчет, — ну, старик, вообще, из ума выжил.
Нет, дед не обестолковел. Просто включилось устройство спасительного отсечения ненужных в «стадии доживания» подробностей. Чтобы без перегруза... А то ведь обрушится на КИ осознание, что прожил он жизнь олухом. А до некой «она» дойдёт что, оказывается, просуществовала отведенное ей время истеричной дурой, профукавшей не только всяческие ништяки, но и своих детей.
Между прочим, если хранение памяти находится в ведении аутсорсинга, то почему бы не допустить, что где-то вне тела находится и сознание КИ и его разум. Центр, так сказать, управления полётами индивидуума, то бишь его жизнью. Действительно, пугающая мысль — а кто на самом деле в доме хозяин?
Опыты американского нейробиолога Бенджамена Либета Benjamin Libet,
подтверждённые другими исследователями, показывают, что физическое действие человек начинает совершать ещё до того, как его мозг принимает решение действовать. Величина запаздывания мысли — целых 0,15 секунды!
Э-э-э! Да, так мы можем договориться до беспросветного детерминизма. Лишаем, понимаете, конкретного индивидуума свободы выбора и прочих самостоятельностей. Так что стоп! Явно, не туда заносит. Выруливаем обратно — к теме «Память».
Кстати, самоуверенные человеки во все времена предпринимали, да и сегодня продолжают предпринимать попытки обустроить подобие хранилища Памяти в этом материальном мире.
Но дело в том, что имеющиеся во всяких собраниях летописи, документы и
тому подобное, вплоть до манускриптов загадочной библиотеки Ватикана, никак не подлинники. Все они многократно в угоду каждому очередному правителю подвергались редактированию и, несомненно, переписывались. Часто не очень грамотными писцами. И чем дольше продержался текст в столетиях, тем больше редакций он пережил. Потому что не надо забывать, что сотни тысяч других текстов подвергались цензуре категорической — просто-напросто сжигались. Да и с высеченными в камне царскими анналами, которые, казалось бы, уж на века, тоже не сильно заморачивались. Раз, и в щебень!
Так что, всё это разношёрстное, кое-как каталогизированное (а, сколько ещё не описано и не находится в обороте) множество дошедших до нашего времени письменных свидетельств, исполненных хоть тебе клинописью, хоть иероглифами, хоть латынью, хоть узелковым письмом крайне опрометчиво называть с придыханием — «подлинные источники», а места их складирования — «Хранилищами Памяти» (с больших букв «Х» и «П»). А если ещё учесть наличие толп посредников между архивами и человеческим сообществом. Этих филистеров и начётчиков, зашоренных, а часто и просто тупых, но всегда кем-то ангажированных так называемых исследователей и толкователей текстов. Ну, о какой аутентичности свидетельств может идти речь!
Что же до потуг всякого конкретного индивидуума оставить свидетельства своего существовании... Все эти эвересты лживых мемуаров, многопудие семейных фотоальбомов, всякие «здесь был Вася», фонограммы, кинохроника, телевидение и интернет выглядят весьма трогательно. Как и эпидемия «сэлфи». Всё это ведь один истошный крик: «Я жив! Я жил!». Этакие царапины на тающем льду.
Вот и получается, что вся надежда только на всемирный агрегатор aggregator. На ****я, в которых, несомненно, вся Память человечества во всех её подробностях без каких-либо флуктуаций, аберраций, дериваций и прочих «аций» накапливается, постоянно прирастая выходящими из обращения Долговременными памятями, завершивших своё земное существование индивидуумов.
— Как же так? — должны огорчиться мы, — значит, ничего после нас не остаётся?
Ой, боюсь, что таки да. И все эти возгласы: «Ах, наш Боренька весь пошёл в дедушку Боруха!» чистый волюнтаризм. Ни мечты наши, ни желания, ни сомнения, ни переживания не наследуются. Ну, никак! Да, и честно говоря, кому оно всё нужно? Вот, пожалуйста, прямо сейчас спросите у ближайших своих. У тех же деток. Ну и что они говорят? Вот то-то же!
Уж сколько их упало в эту бездну,
Разверстую вдали!
Настанет день, когда и я исчезну...
Марина Цветаева
Смею к массе известных в мире описаний Смерти предложить ещё одно, вполне имеющее право на существование... Ну, просто-таки, в ногу с научно-техническим прогрессом:
Передатчик Памяти, закреплённый за конкретным индивидуумом, продолжает
слать сигналы. «А помнишь, а помнишь...». А приёмник, то бишь, сам КИ, уже того... Не фурычит. Дескать, «душа отлетает». А это значит — отстыковывается тот самый ZIP где IP address, Pin Code, логин, пароль и тому подобное...
А передатчик всё шлёт и шлёт инфу. Какие-то её обрывки залетают в чужие
каналы связи, снятся и видятся другим людям. И те мучаются в догадках. Мол, что это? Какой-то намёк? Подсказка по жизни? А это просто заблудившийся чужой привет. Из ****ей.
ИНСАЙТ
insight
Па-ба-ба-бам! (Людвиг ван Бетховен, симфония № 5 до минор, опус 67, «Тема Судьбы»).
Вот она — вишенка на торте! Речь о прозрениях, неожиданных прорывах,
обзываемых нами «интуиция», о проникновениях в суть явлений, ведущих к открытиям в науке, технике и искусстве.
ПОСТУЛАТ ЧЕТВЁРТЫЙ:
Наблюдаемые в жизни общества и отдельных индивидуумов инсайты
генерируются вне тела человека.
Мы жутко недооцениваем жизнеполагающие каналы информации, эту пуповину,
что связывает нас с ****ями. Ведь весь этот напряжённый трафик заполнен не только и не столько файлами памяти, как всем (о-го-го!) тем, что обеспечивает развитие Человечества в широком диапазоне: от рационализаторского предложения по усовершенствованию шпульки в швейной машинке до первого колеса и расщепления атома, от «Колобка» до «Гамлета» и от звуков дудочки пастушонка до «Кармина Бурана».
Всё это поступало и поступает в наш мир при посредничестве индивидуумов,
которые в обществе числятся по разряду «Одарённые». А там уже по категориям: Рационализаторы, Таланты, Гении.
Причём Рационализаторы имеют место быть, как в технике, так и в литературе и искусстве. Просто в этих областях их призвание — оптимизация процессов воздействия на умы и эмоции sapiens. К примеру, совершенствование техники жонглирования эпитетами, метафорами, рифмами и всякими ля-бемолями (марш «Сегодня мы не на параде. Мы к коммунизму на пути»). Или изыскание резервов в приёмах размазывания красок (Никас Степанович Сафронов или Илья Сергеевич Глазунов) и постукивания долота по мрамору (Евгений Вучетич или Зураб Церетели). Могут ли числиться в «Одарённых» по разряду Рационализаторов тьмы эпигонов Бредбери, Лема, братьев Стругацких, Агаты Кристи, Конан Дойла и т. д.? А почему бы и нет? Довольно таки оптимальный способ популяризации гуляющих по миру чужих мудрых мыслей.
Талант, он как чирей: на любом заду вскочить может.
Фаина Раневская
Только давайте не будем рассаживаться рядочками с распростёртыми для даров руками, с открытыми ртами и даже приотворёнными черепными коробками. Вот, мол, сейчас на нас, раз, и свалится из ****ей нечто. Обойдёмся без фантастики и без майс гражданки Шехерезады. Тут ведь, хотите или нет, но, как минимум, надо иметь какую-никакую, а базу background: степень образования, интеллектуальный уровень, жизненный и профессиональный опыт. А то представьте себе, спустили в мир формулу, ныне названную по имени индивидуума с ИИ «Макс Планк» Max Karl Ernst Ludwig Planck, а гражданин получатель в арифметике даже до дробей не добрался. Или вот шлют «Белеет парус одинокий», а человек просто буков не знает, не говоря о том, чтобы отличить четырёхстопный ямб от четырехстопного же, но хорея.
Короче, сами понимаете, что на песке пшеница не вырастет. Так что если кому снизошла мелодия, то он хотя бы слухом обладать должен. И кому-то положено знать, что такое курковый ударно-спусковой механизм в автомате, а иначе окажется он индивидуумом с идентификатором «Калашников»...
Вот, знаменитая американская актриса и просто красавица с ИИ «Хеди Ламарр» Hedy Lamarr (урождённая Hedwig Eva Maria Kiesler), ко дню рождения которой приурочен День изобретателя в Австрии, Германии и Швейцарии, неожиданно соответствующую базу background имела. Именно с нею связывают изобретения GPS, Bluetooth, Wi-Fi и CDMA.
Как по мне, всё дело, в том, что весь инсайт, вся информация приходит не готовая сразу к употреблению, а такими полуфабрикатами а-ля кубики LEGO или груды пазлов. А то ещё и в виде бессознательного: охов-вздохов, колыханий портьер, внутреннего голоса и вещих снов. И уж на долю конкретного индивидуума, избранного для выполнения миссии, выпадает задача всё правильно сложить.
Вот тут определяющую роль играют не только накопленные КИ базовые знания и навыки, но и его психическое состояние на момент получения посылочки. Другими словами — попадёт ли посланный сигнал в резонанс с настроем ипостаси, на данный момент командующей в индивидууме парадом. В здравом ли она расположении духа. А что если ипостась подвернётся этакая изнервлённая, истеричная. Не только не склонная к предстоящему творческому акту, а даже к приёму сигнала. Зато если ипостась окажется не просто толковым техническим посредником в сеансе связи конкретного индивидуума с ****ями, но и добавит в этот инсайт что-нибудь от своего внутреннего, сокровенного... О, да! Именно такая ИПО и есть тем самым, кого в обиходе величают «Муза», хотя традиционно вдохновителем Одарённого принято считать субстанцию, которая витает как бы где-то вне его. Кстати, такой немаловажный для процесса творения фактор, обозначаемый словом «вдохновение» (его произносят обычно с придыханием и трепетом) на самом деле есть наличие устойчивого приёма сигналов.
И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,
Минута — и стихи свободно потекут.
Так дремлет недвижим корабль в недвижной влаге,
Но чу! — матросы вдруг кидаются, ползут...
Александр Пушкин
Ведь это счастье, что, ЧУ, не оказалась ленивой ипостась конкретного
индивидуума с идентификатором «Альберт Эйнштейн» Albert Einstein. И мы с вами, таки да, имеем E = mc2. На славу потрудились и ипостаси индивидуумов из чудного кружка любителей драматургии при английской королеве Елизавете сообщества с псевдонимом-идентификатором «Вильям Шекспир» William Shakespeare. И опять же, неимоверно прекрасно, что не откосила ипостась, царствующая в многоуважаемом индивидууме с ИИ «Людвиг ван Бетховен» Ludwig van Beethoven. А ведь всё могло быть. Дескать, извините великодушно, глух аки пень. Да и прилежными, работящими оказались в нужный момент ипостаси авторы Конституции США «Джефферсон со товарищи». Старательно ими было перенесено на бумагу: «Все люди сотворены равными и все они наделены...». А если бы нет? Вот поэтому, понимая, что с адресатами не всё просто, сеются семена веером. По всем городам и весям. Чтобы таки дошло до человечества. И желательно, вовремя.
Конечно, среди избранных, много скромно осознающих, что они, уж простите
великодушно, лишь стенографы, а всё, что пишется, лепится, рисуется, открывается или изобретается, на самом деле ниспослано им. Извините за кощунство, а предчувствовала ли ипостась индивидуума с идентификатором «А. С. Пушкин» за пять секунд ДО, что в нем вот-вот зазвучит «Я помню чудное мгновенье»? Кстати, сэр Пол Маккартни James Paul McCartney честно признавался, что мелодия песни Yesterday явилась ему во сне. Но попадаются наглые, самоуверенные граждане с заявлениями: «Я создал! Я открыл! Я!.. Я!.. Я!..». Ау, парень! Это ж не с бухты-барахты приключилось. Это просто на твой приёмник, тщеславный ты наш, было сброшено.
Но это всё как бы с позиций интереса отправителей. А вот каково получателю, на которого свалился дар? Ведь все эти адресаты, эти успешные тюнеры, таки да, удостаиваются в этом мире права числиться авторами полученного (я, между прочим, со своим трактатом «Движуха», тоже на это надеюсь). Другое дело, что тяжек путь Одарённых, в отличие от тех, кто оказался этим бонусом обделён. Да, рукоплещут им и ближние, и дальние. Да, венчают лавровыми венками. Но ведь движуха, она движуха. И закономерно, что на смену былой ипостаси приходит новая. И тут «Хьюстон, у нас проблемы!». Потому как заступившая на службу ИПО, оказывается, не соответствует высокому призванию.
Я щас взорвусь, как триста тонн тротила,
Во мне заряд нетворческого зла.
Меня сегодня Муза посетила,
Посетила, так, немного посидела и ушла.
Владимир Высоцкий
То есть, связь по части памяти сохраняется. Устойчивая. А вот по части даров и откровений канал начинает глючить get glitch. Ну, там ещё на излёте пара-тройка гостинцев от передатчика к приёмнику проскочит... А дальше тишина. Это как обладать голосом на семь октав, а потом вдруг осипнуть. Навсегда.
И если для рядового индивидуума смена ипостаси — это обыденность (хотя нельзя отрицать и некоторый драматизм), то в случае КИ с довесочком в виде Одарённости, смена ИПО чаще всего оборачивается трагедией. И чем ярче было прожитое озарение, тем большей бедой оборачивается. Это же какая жуть — побывать творцом, светочем, а потом... Мол, при ипостаси № 2 (или № 3) были мы Эйнштейнами, Достоевскими и Паблами Пикассами... Как обозначают этот диагноз на своём ехидном идише не совсем древние евреи — «азохэн вэй». Что значит: «Нельзя всё время оставаться спелым бананом». Такие дела.
Что остаётся тогда делать КИ? Держаться. И ждать. Авось... Вот, к примеру:«Душевная и умственная тупость, слабость, литературное бесплодие всё продолжается». Это из дневниковых записей 1916 года индивидуума с идентификатором «Иван Бунин». А потом спустя долгих двадцать лет подвернулась ему в череде ипостасей ещё одна, сопрягаемая по резонансу с передатчиком. Вот и сподобился Иван Алексеевич. Случились у него «Тёмные аллеи».
А Джером Дэвид Сэлинджер Jerome David "J. D." Salinger, судя по всему, не сподобился. Но прожил жизнь достойно. В то же время у большинства Одарённых несоответствие легендарного прошлого с нынешним прозябанием вносит в ослабленные движухой мозги чувство вины, уныние и депрессию. И тут уж некоторые творцы, сжигают свои произведения. Боттичелли. Гоголь. Жорж Руо Georges Henri Rouault. Нет, вполне можно допустить, что с пришедшей на смену новой ипостасью, они, наоборот, поднялись на небывалый уровень просветления. А, предав свой труд огню, лишили человечество больших откровений. Но что тут поделаешь, если сам КИ отчаялся. Если пришло к нему понимание, что вот и всё. Абзац. Сдохла батарейка. И виноватит он себя из всех сил. Мол, не сберёг дар, не удержал, разменял по мелочам. А ведь это просто движуха неумолима. И надо понять,
Что нас поток уж не несёт
И что другие есть призванья,
Другие вызваны вперёд...
Фёдор Тютчев
Увы, некоторые даже ухи себе отрезают. А то и спиваются, травятся, стреляются, вешаются... Хотя, в то же время есть множество других человеков. Тех, кто спокойно, более того, нахально и даже нагло, со своими новыми ИПО типа «постные щи», продолжает низенько барражировать, используя наработанные навыки. При этом, стараясь соответствовать навешенным на них социумом ярлыкам, они ныряют в бурную общественную деятельность. Сколько блистательных учёных, порадовавших мир открытиями, потом потихонечку переквалифицируются в администраторов от науки, во всяческих референтов. То же самое происходит в мире искусства и литературы. А общество, чтобы не выглядеть несуразно, всё это аккуратно обставляет всякими приличиями. Исследователи и последователи стараются отыскать в жалких почеркушках былых властителей дум проявление каких-либо проблесков прежних доблестей. И кричат «Годы не властны, годы не властны!». Властны! Движуха есть движуха. Она издевательски неумолима.
И в завершение темы инсайта. Очень важный момент. Ну, очень.
«Толпа жадно читает исповеди, записки, etc., потому что в подлости своей
радуется унижению высокого, слабостям могущего. При открытии всякой подлости она в восхищении. Он мал, как мы, он мерзок, как мы! Врете, подлецы; он и мал и мерзок не так, как вы, — и;наче».
из письма А. С. Пушкина к П. А. Вяземскому
«И;наче», говорите? Это как?! При всём моём невыносимо безусловном пиетете и благоговении пред Поэтом, смею заметить, что, увы, спесив тут и заносчив оказался Александр свет Сергеевич. Ох, никогда нельзя по результату творческого акта — стихотворению, мелодии, живописному произведению или научному открытию — судить о человеческих качествах сопричастного этому конкретному индивидууму. И наивно рассуждать о каких-то внутренних духовных сокровищах, которые, мол, автор извлекает из себя. А то ведь, увы, может постигнуть жуткое разочарование от несоответствия творения и закреплённого за ним имярек. Ведь многие, почитаемые за великих мыслителей, по воспоминаниям современников, в обыденной жизни не отличались ни умом, ни сообразительностью. Туповаты были. Наивны. Да и сварливы до невыносимости. Даже те, уж не взыщите, которые с идентификаторами «Кант» Immanuel Kant и «Гегель» Georg Wilhelm Friedrich Hegel. А другие Осенённые? К примеру, Вильгельм Конрад Рентген был легендарный хам. Тот же Рихард Вагнер Wilhelm Richard Wagner с его «Евреи – это черви, крысы, трихины, глисты, которых нужно уничтожать, как чуму, до последнего микроба, потому что против них нет никакого средства, разве что ядовитые газы!» (Р. Вагнер. Письмо к Козиме 1849 г.). А эти, с ИИ «Франсуа Вийон» Fran;ois Villon и «Бенвенуто Челлини» Benvenuto Cellini просто до убийств доходили.
Обычно, по поводу низкого душевного качества Избранных все пожимают
плечами. Дескать, что поделаешь, причуды гениев. Да нет уж. Скорее всего, это причуды ****ей, рекрутирующих почему-то именно таких индивидуумов в свои почтальоны.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Не правда ли, всё мною вышеизложенное выглядит крайне материалистичненько? Ни тебе, тьфу, тьфу, тьфу, каббалы во всём разнообразии её толкований, ни тебе всякой прочей мистики. Всё, как и должно быть — в простоте. Потому как, даже Конец Света, тот самый Апокалипсис, не приведи, конечно, Господь, на самом деле будет элементарным выключением серверов. Wow! Servers shutdown! А по-русски: «п****ц в ****ях!».
Я заканчиваю свой трактат, заслуживающий, если не Нобелевской, то хотя бы Пулитцеровской премии. И заканчиваю я его чистосердечным признанием, что категорически не понимаю, зачем я написал всё это. Зачем устраиваю этот хай. Я ведь не претендую ни на новое слово в науке, ни на то, что, вообще, это кто-то прочитает. Хотя, честно говоря, надеюсь, что текст найдёт своего читателя. А то, может, даже двух-трёх.
Так каково тогда предназначение мною вышеизложенного?
Один мой, ещё по Москве, лукавый приятель говаривал, что есть теории, которые приносят людям счастье, а есть, которые, наоборот, бывают полезными.
Так вот, может, всё-таки не мешало бы знать нам про ИПО смолоду. Чтобы, хотя бы начать смутно догадываться. А там, глядишь, пришло бы понимание дискретности своего существования. И это знание наследовалось бы всеми последующими поколениями. Но, увы...
...По совокупности добра и зла, что людям нанесли...
Павел Антокольский
Беда наша в том, что в этом обезумевшем мире, охваченном тотальной движухой,начиная с далёких звёзд и заканчивая клетками организма, есть одна, будь она неладна, единственная константа. Память. И пока мы живы... О, пока мы живы! Именно она остаётся источником всех наших душевных терзаний, всех мучений от осознания грехов, ошибок, потерь, накопленных в мельтешении ипостасей...
...Теснится тяжких дум избыток;
Воспоминание безмолвно предо мной
Свой длинный развивает свиток...
А. С. Пушкин
И ничего с этим свитком не делается, чёрт побери! И вычёркиванию, увы, ни одна запятая из него не подлежит. Мы с вами больны своим прошлым. Больны безмерно!
Вот твердим же всё время:
— Не было этого, не было этого!
— Было! — отвечает ****ская наша память... НАША!
Так может быть, то, что мы считаем бедой, — потерю индивидуумом памяти
(болезнь Альцгеймера, авария, контузия...) — на самом деле Благодать?
Заметьте, я не туманился рассуждениями про судьбу. А ещё я старательно не затрагивал тему Бога. Но не получается без Него. Без Провидения Господнего!
И без упоминания Страшного Суда не получается. А с ним-то ведь, оказывается, всё просто. Это когда, ушедшие в небытие, восстанут из праха. И, воспользовавшись сохранившимся бэкапом backup, залогинятся log in. Как положено: IP address, Pin Code... Заработают их приёмники памяти. И они, Воскресшие, всё вспомнив, посмотрят нам в глаза... Вот это и будет Страшный Суд!
Вот уж, действительно, больше всего, дамы и господа, везёт тем, у кого начинается склероз. Это ведь на самом деле Бог, наконец-то, жалеет их. И говорит:
— ЛАДНО. Я ПРОЩАЮ. ЗАБУДЬТЕ...
Свидетельство о публикации №225040800022