11. 4 Задатки и индивидуальные различия людей

 «У человека есть два вида задатков: ВРОЖДЁННЫЕ и ПРИОБРЕТЁННЫЕ. Первые иногда называют ПРИРОДНЫМИ, а вторые СОЦИАЛЬНЫМИ.

Всякие способности в процессе своего развития проходят ряд этапов, и для того чтобы некоторая способность поднялась в своём развитии на более высокий уровень, необходимо, чтобы она была уже достаточно оформлена на предыдущем уровне. Этот последний по отношению к более высокому уровню развития выступает в виде своеобразного ЗАДАТКА. Например, для того чтобы хорошо усвоить высшую математику, надо обязательно знать элементарную, и эти знания по отношению к высшим математическим способностям выступают в качестве задатков. Знание задатков важно потому, что они обуславливают некоторые индивидуальные особенности процесса формирования способностей, его конечного результата».

                Существуют ли подобные этапы возникновения способностей и задатков для развития духовности человека? Дети индиго? Дети индиго отличаются поразительно высоким для своего возраста интеллектом и духовным развитием. У них сильная интуиция, иногда даже появляются экстрасенсорные, телепатические, целительские способности. Это творческие натуры, стремящиеся к самостоятельному познанию мира, формирующие собственную систему взглядов. К чему это я? А к тому, что духовность в человеке следует развивать, начиная с раннего детства. Эзотерика должна стать изучаема всеми, начиная со школы, как и остальные науки.

«Зависимость развития способностей от задатков, их своеобразное сочетание у одних и тех же людей изучает ПСИХОЛОГИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ РАЗЛИЧИЙ. Откуда берутся индивидуальные психологические различия людей? Как они  возникают? Один из ответов на данный вопрос предлагает А. Анастази: «Индивидуальные различия порождаются многочисленными и сложными взаимодействиями между наследственностью индивида и его средой … Наследственность допускает очень широкие границы поведения. Внутри же этих границ результат процесса развития зависит от его внешней среды».

Влияние среды, как и воздействие наследственности, начинает проявляться уже при рождении ребёнка. Например, новорожденные дети-близнецы имеют не только общие черты, но и особенности, отличающие их друг от друга. Человек с рождения обладает многими такими свойствами, которые впоследствии сказываются на его индивидуальности, могут облегчать или затруднять формирование у него других личностных свойств. Тот факт, что у младенцев вскоре после рождения могут быть обнаружены различия в доминирующем психологическом эмоциональном состоянии, свидетельствуют, что определённые психические состояния и формы поведения находятся в сфере прямых генетических влияний.

Особый интерес в связи с определённым влиянием генетических факторов на развитие индивидуальности ребёнка представляют результаты исследования ГОМОЗИГОТНЫХ (имеющих идентичную наследственность) и ГЕТЕРОЗИГОТНЫХ (обладающих разной наследственностью) близнецов. …

Сравнительное исследование гомозиготных близнецов, которые жили и воспитывались в разных семьях, показывает, что вопреки ожиданию их индивидуальные психологические и поведенческие различия от этого не увеличиваются, а чаще всего остаются такими же, как у детей, выросших в одной семье, причём в некоторых случаях даже уменьшаются.

Дети–близнецы, имеющие одинаковую наследственность, в результате раздельного воспитания становятся иногда более похожими друг на друга, чем в том случае, если их воспитывают вместе. Объясняется это несколько неожиданный факт тем, что детям-одногодкам, постоянно находящимся рядом друг с другом, почти никогда не удаётся заниматься одним и тем же делом и между такими детьми редко складываются вполне равноправные отношения.

Несмотря на большое сходство по ряду психологических и поведенческих характеристик, которое обнаруживается среди гомозиготных близнецов, вряд ли полностью оправдано утверждение о том, что их психологическая общность обусловлена только генетически. Проведённые исследования и полученные в них результаты позволяют считать влияние среды на психическое и поведенческое развитие индивида более сильным, чем воздействие его наследственности.

Сравнительное изучение роли наследственности и среды и их влияния на психологию и поведение человека обычно проводятся одним из следующих способов.

1 Систематическое варьирование условий обучения и воспитания, разностороннее изучение детей, выросших в разных социально культурах, регионах и семьях.

2 Сравнительное изучение психологии и поведения гомозиготных и гетерозиготных близнецовых пар.

Источник информации книга «Психология» Р.С. Немов (стр. 320).


Рецензии