Кумские казаки

"Надо знать прошлое, чтобы понимать настоящее и предвидеть будущее". Эти слова великого русского писателя В.Г. Белинского как никогда актуальны для понимания истории казаков, особенно кумских. Несмотря на отсутствие государственной популяризации казачества, благодаря трудам региональных ученых и историков, а также потомков казаков, мы можем заглянуть в их непростую историю и осветить ключевые моменты, которые формировали жизнь казаков на Дону и Северном Кавказе.

В середине XVII века в России произошло важнейшее событие – церковные реформы Никона. Они привели к расколу среди священников и верующих, и в 1666 году Поместный Собор отлучил от церковного общения сторонников старой веры – "крестящихся двоеперстно". Начались гонения на тех, кто противостоял нововведениям, что вынудило часть населения, в том числе казаков, покинуть свои родные земли в поисках безопасности.

Ситуация на Дону накалялась: донские атаманы вскоре осознали, что требования власти выполнять распоряжения о преследовании раскольников становятся все более настойчивыми. В 1688 году, в результате непрекращающихся гонений, около 2000 семей под предводительством атамана Левки Манацкого начали массово покидать Дон в поисках новой жизни, главной целью их миграции стала река Кума.

Кумские земли стали настоящим спасением для казаков-старообрядцев. Эти земли, отличавшиеся плодородием и богатством, стали местом, где казаки смогли не только выжить, но и создать новые общины. Они обосновались на берегах Кумы, а также по реке Аграхани, где организовали казацкие общины и выбрали атаманов. Казаки начали активно заниматься земледелием и скотоводством, а также совершали набеги на русские окраины, продвигаясь за "зипунами" на Волгу.

Однако не все группы казаков встретили поддержку. Третья группа, пытавшаяся интегрироваться и переселиться ближе к гребенским казакам, столкнулась с негативной реакцией со стороны их атамана Ивана Куклы, который предпочитал придерживаться старой веры и сохранять мирные отношения с русскими властями. Эта ситуация изменилась, когда астраханский владыка Илларион попытался навязать новые церковные правила гребенским казакам, что в итоге привело к их сближению с казаками-старообрядцами и формированию единой общины.

Таким образом, история кумских казаков – это не только страдания и гонения, но и создание нового пространства для жизни, где казаки могли воссоздать свою идентичность, традиции и веру. Очевидным является то, что их вклад в историю России невозможно переоценить, и изучение их наследия крайне важно для понимания нынешнего положения казачества в стране. Современное государство должно обратить внимание на казачью идентичность и культурное наследие, чтобы сохранить это богатство для будущих поколений.
Казаки, которые обосновались вдоль рек Кума и Аграхань, постоянно подвергались угрозе со стороны царского правительства. Они принимали активное участие в набегах на волжские земли, а также в рейдах на донские станицы, что не способствовало установлению мирных отношений с властями. Сельские владельцы, на чьих землях поселились казаки, стали все более близко общаться с воеводами из Астрахани, и это усилило опасения казаков, что их ждет судьба изгнанников.

В 1692 году, получив известия о готовящемся походе правительственных войск, кумские казаки приняли решение покинуть свои земли и направиться на Кубань, к своим соплеменникам, которые осели там ранее. Однако во время их бегства, на реке Сунже, их настигли войска княгини Черкасской и шамхала Тарковского. В результате этого столкновения казаки потерпели сокрушительное поражение: лишь около 40 человек смогли вырваться на свободу.

Царское правительство рассматривало кумских казаков как серьезную угрозу. Их активные действия, включая совместные набеги с ногайцами и крымскими татарами на русские территории, вызывали недовольство властей. В ответ на это, российское руководство начало кампанию по подавлению казачьего движения на Куму. Были организованы военные экспедиции с целью уничтожения казаков и их поселений. Бои были кровавыми и жестокими, и кумские казаки понесли страшные потери.

Некоторые из них, оставшиеся живыми после разорительных сражений, были вынуждены вернуться на Дон, где они столкнулись с новыми вызовами и непростыми условиями жизни.

https://dzen.ru/a/Z-tyVhrI1VzJitNi Юрий Туркул.


Рецензии