5. 33. 2 Непосредственное милосердие Господне
526. Я (Свёденборг) нередко беседовал об этом с ангелами, говоря, что многие, живя в мире во зле, утверждают, рассуждая о небесах и вечности, будто достичь небесного царства, значит быть допущенным туда по единому милосердию. В это веруют особенно те, кои веру почитают единым путём и средством ко спасению. Они по началам веры своей не обращают внимания на жизнь и на дела любви (что составляет саму жизнь), то есть не ищут кроме веры никаких других средств, коими Господь мог бы поселять в них небеса и соделывать их способными к принятию небесного блаженства.
Отвергая, таким образом, всякое деятельное средство к достижению желанной цели, такие люди как неизбежное следствие принятого ими начала должны утверждать, что человек поступает в небеса по одному только милосердию, к коему склоняется Бог-отец, по представительству сына. На всё это ангелы мне отвечали, что им известна необходимость такого догмата из принятого начала о спасении единой верой как догмата главного, но что такое ложное учение никак не может быть проникнуто небесным светом: оно есть причина того невежества, в коем находиться церковь, относительно понятий о Господе, о небесах, о посмертной жизни, о небесном блаженстве, о сущности любви и благостыни, вообще о благе и союзе его с истиной, а стало быть, и о самой жизни человека, о том, что она такое и откуда; что мысли сами по себе никогда ни в ком не образуют жизни, а воля и дела её с участием в этом мыслей настолько, настолько сами они согласуются с волей, что, следовательно, вера образует жизнь только в той мере, насколько сама вера истекает из любви. Ангелы соболезновали, что такие люди не ведают вовсе, что одной веры самой по себе и быть не может, потому что вера без своего источника, без любви есть одно только знание или какое-то убеждение под видом веры».
«482. IV. Одна вера, сама по себе, не остаётся в человеке-духе, если она не основана на небесной любви».
«Убеждение, которое не усваивается жизнью человека, а остаётся вне её, ибо оно вовсе отделяется от человека, если не связывается с его любовью.
Далее ангелы говорили, что люди, принявшие такое превратное убеждение о существенном средстве ко спасению души, поневоле должны верить в непосредственное милосердие, ибо они понимают и видят по природному здравому смыслу, что отрешенная от всего вера не составляет жизни человека, ибо таких же мыслей и убеждений могут быть и люди самой дурной жизни, вследствие чего им и приходиться верить, что добрые и злые одинаково могут быть спасаемы, лишь бы они в смертный час с полным упованием беседовали о предстательстве Господнем и об оказуемом вследствие того милосердии. Ангелы утверждали, что дотоле не видели ещё ни одной души, которая, несмотря на дурную земную жизнь свою, была бы принята на небеса по непосредственному милосердию, сколько бы такие люди ни толковали в мире о таком убеждении или уповании своём, как называли они веру в высшем значении».
То есть, несмотря на свою дурную жизнь, эти люди считали, что попадут в рай по милосердию Господнему, так как верят в Него?
«На вопрос об Аврааме, Исааке, Иакове, Давиде и Апостолах, не были ли они приняты на небеса по непосредственному милосердию, ангелы отвечали: ни один из них, а каждый – по делам жизни своей в миру. Знаем, где они теперь, и знаем, что они там не в большом уважении, как и все прочие. Если же о них с особым почётом упоминается в Слове, то потому только, что под их именами во внутреннем смысле разумелся сам Господь: под именем Авраама, Исаака, Иакова – Господь в Божественности своей и его Божественная человечность; под именем Давида – Господь относительно Божественной царственности своей; под Апостолами – Господь в отношен к Божеским истинам. Затем они сказали, что при чтении человеком Слова они вовсе не думают об этих личностях, потому что сами имена эти не доходят до небес, вместо них понимается Господь в тех значениях, как выше объяснено. Посему и в Слове Божием, хранимом в небесах …, мужи эти нигде не поименованы, так как Слово это есть внутренний смысл того Слова, которое у нас на земле.
527. Могу подтвердить по множеству опытов, что невозможно даровать небесную жизнь тому, кто жил наперекор ей на земле. Иные полагали, что легко примут по смерти Божественные истины, услышав их от ангелов, и что уверовав в них, изменят род жизни и затем будут приняты на небеса. Это было испытано над многими, бывшими в такой уверенности, и допущено было для того, чтоб убедить их, что по смерти нет покаяния. Иные из них при этом опыте понимали истины и, по-видимому, принимали их, но лишь только они обращались к жизни по любви своей, то отбрасывали истины эти и даже начинали говорить против них, иные тот час же отвращались от них, не желая и слышать их; другие требовали, чтобы жизнь по любви или страстям, принятая в миру, была отнята у них и на место её дана была жизнь ангельская, небесная. И это сделано было над ними по соизволению, но как только жизнь по любви у них отнята, то они тотчас падали, будто мёртвые, без чувств и более собой не владели.
Сими и подобными опытами внушено было простым, но добрым духам, что жизнь человека не может измениться по смерти и что дурная или адская жизнь не может быть превращена в добрую или ангельскую, а всякой дух, от головы до пятки, таков, какова любовь его, то есть какова его жизнь, и что превратить её в противоположную значит уничтожить этого духа вовсе. Ангелы объявили, что легче превратить сову в голубку или филина в райскую птичку, чем адского духа – в небесного ангела. Что человек по смерти остаётся таким, каким был по жизни на земле … Из всего этого ясно следует, что никто не может быть принят на небеса по непосредственному милосердию».
Получается, что любовь – это скрепляющее чувство.
Из книги «О небесах, о мире духов и об аде» Э. Свёденборга (стр. 285).
Свидетельство о публикации №225040800331