Пушкин сотериолог

Или Пушкин и  сотериология – учение о спасении

Гееннский огонь всегда один и тот же.
Но он не одинаково воздействует на всех грешников.
Потому что каждый в соответствии с мерой своих грехов получает свою меру мук
(Диалоги IV, 45) [Gr;goire le Grand 1978, III: 160–161]

Не изыскивайте, что будет с душой по ее расставании с телом,
потому что ни мне и ни вам не достоит углубляться в это.
Есть Другой, кто это знает.
Нам не дано знать даже природу души (;;;;; ;;;;;;;;),
как же мы можем ведать природу того места, где она обретает покой?
(Oratio XXI: In vitam humanam et in defunctos [PG 1865: col. 1289C]).


Учение о спасении и ее проблемы:

- особенности русской души и обнаружить их истоки
-  особенности русских ментальных подходов и экзистенциальных стратегий
-  представления о грехе и спасении в русском обществе
- понятие индивидуального греха
- аспекты диктуемого этим культурой поведения
-  монашеский постриг как второе крещение
- покаяние и исповедь как одни из наиболее важных технологий личности
- самоанализ и мемориализация собственных действий
- покаяние и покаянные практики
- покаянная дисциплина
- природные катастрофы как наказание за их грехи
- тайная исповедь
- епитимейники и пенитенциалы
- оптативная формула отпущения: «Господь да простит тебя…»
- индикативная формула «Я, недостойный иерей, прощаю и отпускаю…»
-  реконструкция покаянных практик
- регламентация покаянной дисциплины
- основание бесстрашия русских людей – определенная сотериологическая концепция
- русское обрядоверие
- как Исповедь и институциональное покаяние так и не стали главными элементами русского православного благочестия
- не  и институализованные способы спасения
- покаяния за намерение, а не за дела
 - отпустительная формула и «власть ключей»
- отчего на Руси люди, наказанные кнутом, не только не отмечались народным презрением, но еще возбуждали к себе участие и внушали даже некоторого рода уважение к своим страданиям (запись датского посланника Якоба Улефельдта, который побывал в России в 1578 г при Иване Грозном)
- мысль о всеобщем грехе и всеобщей вине =  «всякий пред всем во всем виноват», «за все и за вся виноваты»; все грехи - грехи всех (Ф. Достоевский)
- могут ли праведники могут «поделиться» спасением со своими грешными братьями даже на том свете. Грешники могут спастись даже после смерти?
- исповедь порождает эмбриональный биографический нарратив, который, в свою очередь, является одним из основных инструментов конструирования личности (Виктор Живов)
«Мария Магдалина была нечестивейшей блудницей и многажды предавалась разврату, следовательно, совершала тяжкий грех. Однако за то, что однажды она уступила просьбе мужчины, попавшегося ей на дороге и склонявшего ее к прелюбодеянию, прося, чтобы она уступила ради Господа, она спаслась. И в списках святых отмечена красным цветом, все по той причине, что не отказала, а дозволила ради Господа».
- русские считали, что согрешить, переспав с замужней женщиной – это тяжелый грех, потому что ты отнимаешь чужое. А какую-нибудь девчонку попортить - это какой грех? Никакого греха.
- характер покаянной дисциплины и ее строгость могут быть связаны со становлением религиозного сознания (Виктор Живов)

***

Пушкин о покаянии и исповедании в лирике

Исповедь
Вечерня отошла давно,
Но в кельях тихо и темно.
Уже и сам игумен строгий
Свои молитвы прекратил
И кости ветхие склонил,
Перекрестясь, на одр убогий.
Кругом и сон и тишина,
Но церкви дверь отворена;
Трепещет луч лампады,
И тускло озаряет он
И темну живопись икон,
И позлащенные оклады.
И раздается в тишине
То тяжкий вздох, то шепот важный,
И мрачно дремлет в вышине
Старинный свод, глухой и влажный.
Стоят за клиросом чернец
И грешник — неподвижны оба —
И шепот их, как глас из гроба,
И грешник бледен, как мертвец.
Монах
Несчастный — полно, перестань,
Ужасна исповедь злодея!
Заплачена тобою дань
Тому, кто, в злобе пламенея,
Лукаво грешника блюдет
И к вечной гибели ведет.
Смирись! опомнись! время, время,
Раскаянья покров
Я разрешу тебя — грехов
Сложи мучительное бремя.

ВОСПОМИНАНИЕ
Когда для смертного умолкнет шумный день,
      И на немые стогны града
Полупрозрачная наляжет ночи тень
      И сон, дневных трудов награда,
В то время для меня влачатся в тишине
      Часы томительного бденья:
В бездействии ночном живей горят во мне
      Змеи сердечной угрызенья;
Мечты кипят; в уме, подавленном тоской,
      Теснится тяжких дум избыток;
Воспоминание безмолвно предо мной
      Свой длинный развивает свиток;
И с отвращением читая жизнь мою,
      Я трепещу и проклинаю,
И горько жалуюсь, и горько слёзы лью,
      Но строк печальных не смываю.
1828

Я вижу в праздности, в неистовых пирах,
     В безумcтве гибельной свободы,
В неволе, бедности, изгнании, в степях
     Мои утраченные годы.
Я слышу вновь друзей предательский привет
     На играх Вакха и Киприды,
Вновь сердцу моему наносит хладный свет
     Неотразимые обиды.
Я слышу вкруг меня жужжанье клеветы,
     Решенья глупости лукавой,
И шёпот зависти, и лёгкой суеты
     Укор весёлый и кровавый.
И нет отрады мне — и тихо предо мной
     Встают два призрака младые,
Две тени милые, — два данные судьбой
     Мне ангела во дни былые.
Но оба с крыльями и с пламенным мечом,
     И стерегут — и мстят мне оба,
И оба говорят мне мёртвым языком
     О тайнах счастия и гроба.

Родриг
    Чудный сон мне Бог послал —
С длинной белой бородою
В белой ризе предо мною
Старец некий предстоял
И меня благословлял.
Он сказал мне: «Будь покоен,
Скоро, скоро удостоен
Будешь царствия небес.
Скоро странствию земному
Твоему придёт конец.
Уж готовит ангел смерти
Для тебя святой венец…
Путник — ляжешь на ночлеге,
В гавань, плаватель, войдёшь.
Бедный пахарь утомлённый,
Отрешишь волов от плуга
На последней борозде.

    Ныне грешник тот великий,
О котором предвещанье
Слышал ты давно —
Грешник жданный
Наконец к тебе приидет
Исповедовать себя,
И получит разрешенье,
И заснёшь ты вечным сном».

    Сон отрадный, благовещный —
Сердце жадное не смеет
И поверить и не верить.
Ах, ужели в самом деле
Близок я к моей кончине?
И страшуся и надеюсь,
Казни вечныя страшуся,
Милосердия надеюсь:
Успокой меня, Творец.
Но Твоя да будет воля,
Не моя. — Кто там идёт?..
1833-1835

Отцы пустынники и жены непорочны,
Чтоб сердцем возлетать во области заочны,
Чтоб укреплять его средь дольних бурь и битв,
Сложили множество Божественных молитв;               

 Но ни одна из них меня не умиляет,
Как та, которую священник повторяет
Во дни печальные Великого поста;
Всех чаще мне она приходит на уста

 И падшего крепит неведомою силой:
Владыко дней моих! дух праздности унылой,
Любоначалия, змеи сокрытой сей,
И празднословия не дай душе моей.

 Но дай мне зреть мои, о Боже, прегрешенья,
Да брат мой от меня не примет осужденья,
И дух смирения, терпения, любви
И целомудрия мне в сердце оживи.
1836

***

ИСПОВЕДЬ ПУШКИНА https://vk.com/wall-60363545_26940
Перед смертью Пушкин выразил желание видеть священника

(Мы: не совсем так… Пушкину принесли записку от царя Николая 1, сделанную карандашом. Царь обещал заботиться о вдове и детях убиенного, если он оформит уход по-христиански = с покаянием, исповедью и приобщению святых тайн …)

Когда доктор Спасский спросил, кому он хочет исповедаться в грехах, Пушкин ответил: «Возьмите первого ближайшего священника». Послали за отцом Петром из Конюшенной церкви. Священник был поражен глубоким благоговением, с каким Пушкин исповедовался и приобщался Святых Таинств. «Я стар, мне уже недолго жить, на что мне обманывать, — сказал он княгине Е. Н. Мещерской (дочери Карамзина). — Вы можете мне не поверить, но я скажу, что я самому себе желаю такого конца, какой он имел». Вяземскому отец Петр тоже со слезами на глазах о христианском настроении Пушкина.

Страдания Пушкина по временам превосходили меру человеческого терпения, но он переносил их по свидетельству Вяземского, «с духом бодрости», укрепленный Таинством Тела и Крови Христовых. С этого момента началось его духовное обновление, выразившееся прежде всего в том, что он действительно «хотел умереть христианином», отпустив вину своему убийце. «Требую, чтобы ты не мстил за мою смерть. Прощаю ему и хочу умереть христианином».

Утром 28 января, когда ему стало легче, Пушкин приказал позвать жену и детей. «Он на каждого оборачивал глаза» — сообщает Спасский, — клал ему на голову руку, крестил и потом движением руки отсылал от себя." Плетнев, проведший весь день у его постели, был поражен твердостью его духа. «Он так переносил свои страдания, что я, видя смерть перед глазами в первый раз в жизни, находил ее чем-то обыкновенным, нисколько не ужасающим.»

Больной находил в себе мужество даже утешать свою подавленную горем жену, искавшую подкрепления только в молитве: " Ну-ну, ничего, слава Богу, все хорошо."

— Смерть идет, — сказал он наконец. — Карамзину! Послали за Екатериной Андреевной Карамзиной.

«Перекрестите меня», — попросил он ее и поцеловал благословляющую руку.

На третий день, 29 января, силы его стали окончательно истощаться, догорал последний елей в сосуде.
«Отходит», — тихо шепнул Даль Арендту. Но мысли Пушкина были светлы… Изредка только полудремотное забытье их затуманивало. Раз он подал руку Далю и проговорил: «Ну, подымай же меня, пойдем; да выше, выше, ну, пойдем».

Душа его уже готова была оставить телесный сосуд и устремлялась ввысь. «Кончена жизнь, — сказал умирающий несколько спустя и повторил еще раз внятно: Жизнь кончена… Дыхание прекращается». И осенив себя крестным знамением, произнес: «Господи Иисусе Христе».
«я смотрел внимательно, ждал последнего вздоха, но я его не заметил. Тишина, его объявшая казалась мне успокоением. Все над ним молчали. Минуты через две я спросил: „Что он? — “Кончилось», — ответил Даль. Так тихо, так спокойно удалилась душа его. Мы долго стояли над ним молча, не шевелясь, не смея нарушить таинства смерти."

Так говорил Жуковский, бывший так же свидетелем этой удивительной кончины, в известном письме к отцу Пушкина, изображая ее поистине трогательными умилительными красками.
Он обратил особое внимание на выражение лица почившего, отразившее на себе происшедшее в нем внутреннее духовное преображение в эти последние часы его пребывания на земле.

«Это не был ни сон, ни покой, не было выражение ума, столь прежде свойственное этому лицу, не было тоже выражение поэтическое. Нет, какая-то важная, удивительная мысль на нем разливалась: что-то похожее на видение, какое-то полное, глубоко удовлетворенное знание. Всматриваясь в него, мне все хотелось спросит: „Что видишь, друг?“

***

Пушкин Исповедь умираюшего от скоротечного сепсиса
Ан Ме  http://proza.ru/2023/05/08/1056
Рана, полученная поэтом в низ живота на дуэли 27 января 1837 г, привела к перитониту и развитию скоротечного сепсиса
Когда окружение поняло, что кончина раненого неизбежна ,а царь отдал последнее распоряжение – уйти христианином,  было принято исполнительное решение:   осуществить церковный культовый ритуал –  исповедования  и соборования
Соборование — одно из семи Таинств Православной Церкви. Соборование совершается для исцеления  духовных и телесных недугов, а также дарует оставление тех грехов, о которых человек забыл. Совершается семикратным крестообразным помазыванием лба, ноздрей, щек, губ, груди и рук верующего освященным елеем, сопровождаемым чтением молитв, Апостола и Евангелия. Назначение таинства Соборования — прощение грехов от имени Церкви и всецелое исцеление человека.
После соборования верующие стараются (обязаны)  исповедаться (если не исповедались до) и причаститься святых тайн. Только в этом случае человек получает полное напутствие ухода и встречи со Смертью от священнослужителя РПЦ
По идее  достойно подготовить умирающего к переходу в Вечность это значит исполнить ритуал из трех частей = исповедовать, причастить и соборовать
В РПЦ существует обычай совершения соборования умирающего человека, но только если он при жизни своей был активным прихожанином и сотрудником храма.
 (см  Пушкин, будучи помазанным (крещенным при рождении – христианином),  не исполнял обрядов православия, не посещал церковь  и – главное - не имел духовника.  Когда ему сообщили решение о его соборовании , то оказалось что духовника и клира  для соборного исполнения ритуала  нет. Кроме того, возникла и иная трудность  - митрополит СПб запретил клиру исполнять ритуальные услуги для Пушкина – дуэлянта, ибо участие в дуэли признавалось церковью преступлением, равнозначным автоматическому отлучению от Церкви.
Когда Пушкина спросили кого же звать, то тот равнодушно ответил – любого, кто согласится.
Тогда послали к ближайшей церкви, которая была ведомственной. Ею была церковь Главных имперских конюшен на одноименной площади, что совсем рядом с жильем Пушкиных  на Мойке. Ее протоиерей Петр Дмитриевич Песоцкий дал свое согласил, прибыл на Мойку и осуществил ритуал.
Остается  тайной, что происходило в кабинете умирающего, т.к. Пушкин и Песоцкий  были тэт-а-тэт = без свидетелей. Известно одно в записи Жуковского (к миссии которого надо подходить осторожно и критически):
Выйдя из кабинета поп заявил:
«Вы можете мне не верить, но я для себя самого желаю такого конца, который он имел».

И тут возникают вопросы:

1) Что необычного было в традиционном ритуале, что так удивило старца-клирика, что он назвал «ТАКИМ КОНЦОМ»
2) Исповедался ли Пушкин = назвал ли и признал ли  грехи своего такого разного жития

Версия (сомнение – тропа к истине:

(А) Пушкин отказался от исповеди.

Именно это могло потрясти протоиерея:Пушкин готов был умереть без отпущения признанных им и названных им самим грехов – его не пугало, что он уйдет в Вечность на суд своего личного Судного дня без прощения попом

(B)Возможно он попросил у протоиерея ключи Марка …

(C)Вероятно и совсем иное: протоиерея, который был конечно наслышан об афеизме и атеизме умирающего - автора кощунственной для него поэмы "Гавриилиада", поразило насколько ТАКОЙ человек оказался духом и волей ХРИСТИАНИНОМ

Кто знает...
А кто этот кто…?


Рецензии