О радостях в пост

                Не знаю, с какой подачи и в какое время среди нашего православного люда, включая духовенство, появилась странная привычка: накануне поста поздравлять друг друга возгласом:  «С постом приятным»!? Когда я такое слышу, то невольно представляю уставшего мужика, который придя домой тоскливо смотрит в пустой холодильник и мечтает о куске мяса с картошкой под 100 грамм. А жена ему вместо ужина – С постом приятным! Да, несомненно, в трудах святых отцов древности и величайших подвижников монашества мы встречаем упоминание о посте как о радости. Но о радости духовной, свойственной тому, кто, во-первых, ее уже испытывал и знает, что его собеседник – тоже; и, во-вторых, в плане пищевых ограничений и образа аскетического жительства для таковых ничего с постом не меняется. Они испытывают радость не от того, что поменяли рацион, а потому что пост – это время особых молитв и богообщения. Святитель Иоанн Златоуст –  величайший учитель Церкви, потому что любил людей, а не церковные правила. В его «Слове огласительном на Пасху» говорится: «Постившиеся и непостившиеся, веселитесь ныне. Трапеза обильна, – насыщайтесь все». Иначе говоря, и постники, и простые люди, обремененные повседневными заботами, получают одинаковую мзду – милость Божию и радость с Воскресшим Христом. В беседе «О посте» я подробно разбирал эту тему и показал, что сам по себе пост, во-первых, относится к церковной дисциплине, которая формировалась на протяжении почти двенадцати  веков: от Великого в III в., Рождественского – в  XII столетии и Успенского поста или, как его тогда называли "Госпожино говение", – в конце XIV века. Сплошь и рядом встречаются «набожные» прихожанки, которые предают анафеме всякого не постящегося, а батюшки с амвона объявляют нарушение поста тяжким грехом, подлежащим разрешению на исповеди. В названной работе я говорил, почему это все – богопротивная практика и заблуждение. Но дело даже не в этом. Неправильное отношение к посту может причинить такой душевный вред, какой не наступит и от жареного мяса в Страстную Пятницу. Одна моя читательница поведала такую историю. Во время Великого Поста ее позвали на день рождения дети и внуки. Она не пошла и страшно переживала. На мой вопрос: "а почему?", верная церковной дисциплине ответила: "а меня духовник не благословил". В итоге – ни поста, ни любви и разлад в православной семье. И какая польза от такого пощения?
                О роли «псевдодуховников» и «старцев», незаконно исхитивших достояние святых отцов Древней Церкви, я подробно говорил в другой беседе – «О духовниках и старцах», и повторяться нет смысла. Хочу лишь еще раз напомнить – нет у нас сегодня ни духовников, ни старцев, а есть старики  в рясах с седыми бородами и крестами на персях.  Какой урок следует из этой истории. Глупостью самозванного духовника вместо «поста приятного» случилась погибель доверчивой души и уничтожена любовь к ближнему. Если пищевые ограничения посягают на главную заповедь Христа, кстати сказавшего: «Суббота для человека, а не человек для субботы» (Мк.2:27), то это не служение Богу, а дьяволу. И вышеупомянутый «духовник» и есть таковой поспешник бесов. И подобных случаев можно встретить в нашей Церкви великое множество. Приятность поста, как время духовного возрождения и восхождения к Богу, давно кануло в лету по причине отсутствия достойных свершителей этого монашеского делания. Сейчас посты превратилось в дисциплинарную норму Церкви, которой и сами клирики далеко не всегда придерживаются, но зато исправно требуют ее исполнения от прихожан. Подлинная суть хранения постов в современной Русской Православной Церкви заключается в сохранении контроля над верующими и удержания их в сфере своего влияния. Несомненно, торжество Пасхальной службы и Красной Седмицы – огромно и ничем не заменимо, ибо это ежегодное схождение Бога к человеку, ради совместной радости о Вечной Жизни.  Но нельзя из постов делать догму, несоблюдение которой объявлять грехом. Это уже не православие, а иудаизм вперемешку с протестантизмом. Пищевые ограничения и сугубые молитвы призваны напомнить об искупительном подвиге Христа и грядущей радости Воскресения, но они никак не гарантируют спасения или осуждения. Святитель Иоанн Златоуст в  IV в. это прекрасно понимал, а наша церковная власть в  XXI столетии – этого в упор не видит. Поэтому Великий отец Церкви и учил: "Честь поста составляет не воздержание от пищи, но удаление от грехов, так что тот, кто ограничивает пост только воздержанием от пищи, тот более всего бесчестит его". А у нас это бесчестие называется "благочестием" и признаком  добропорядочного христианина.
                Поэтому встречая тот или иной пост, нужно руководствоваться, во-первых, здравым смыслом, во-вторых, пониманием места поста в духовной жизни, и, в-третьих, не превращаться в ортодоксального иудея, который ради Субботы не смеет даже кнопку лифта нажать и отсчитывает количество вздохов-выдохов. Если какое-либо торжество, радость, проявление любви требуют оставить на время пощение, то несомненно, это следует делать, потому что, как сказал святитель Василий Великий: «Пост есть удаление от злых дел». Хочешь поститься, перестань завидовать, злословить, наживаться на ближнем, предаваться до беспамятства страстям. Это и будет пост угодный Богу, а не священноначалию. И радость Пасхального утра от этого ничуть меньше не станет. Поэтому святитель Иоанн Златоуст и говорит: "Праздник производится чистою совестью, а не определенным кругом дней и времен".


Рецензии
Мудрая статья, Игорь, глубоко духовная! Суть Великого да и всех прочих постов - очищение сердца от грехов, укрепление связи между грешной землёй и благословенным Небом! Если пощение только акт пищевых ограничений да еще и сопровождаемый неприязнью к таковому, являющийся тяжким бременем, то лучше совсем не поститься, чем осквернять святое... Как-то мне одна знакомая старая женщина рассказала историю, как её отец, будучи подростком в начале 20 го века, строго соблюдал церковную дисциплину, как и вся его православная семья, в церковном хоре пел. Да однажды, пробегая в их селе мимо дома настоятеля, увидел, как священник во время Великого поста у себя на веранде курицу ел... И отказался паренёк и на службы ходить и в хоре петь...
Спасибо за труд на Божьей ниве!
С искренним уважением к автору,

Вера Шляховер   19.04.2025 10:29     Заявить о нарушении
Спасибо за добрые слова! Бог в помощь!

Игорь Устичев   19.04.2025 11:04   Заявить о нарушении