О радостях в пост
О роли «псевдодуховников» и «старцев», незаконно исхитивших достояние святых отцов Древней Церкви, я подробно говорил в другой беседе – «О духовниках и старцах», и повторяться нет смысла. Хочу лишь еще раз напомнить – нет у нас сегодня ни духовников, ни старцев, а есть старики в рясах с седыми бородами и крестами на персях. Какой урок следует из этой истории. Глупостью самозванного духовника вместо «поста приятного» случилась погибель доверчивой души и уничтожена любовь к ближнему. Если пищевые ограничения посягают на главную заповедь Христа, кстати сказавшего: «Суббота для человека, а не человек для субботы» (Мк.2:27), то это не служение Богу, а дьяволу. И вышеупомянутый «духовник» и есть таковой поспешник бесов. И подобных случаев можно встретить в нашей Церкви великое множество. Приятность поста, как время духовного возрождения и восхождения к Богу, давно кануло в лету по причине отсутствия достойных свершителей этого монашеского делания. Сейчас посты превратилось в дисциплинарную норму Церкви, которой и сами клирики далеко не всегда придерживаются, но зато исправно требуют ее исполнения от прихожан. Подлинная суть хранения постов в современной Русской Православной Церкви заключается в сохранении контроля над верующими и удержания их в сфере своего влияния. Несомненно, торжество Пасхальной службы и Красной Седмицы – огромно и ничем не заменимо, ибо это ежегодное схождение Бога к человеку, ради совместной радости о Вечной Жизни. Но нельзя из постов делать догму, несоблюдение которой объявлять грехом. Это уже не православие, а иудаизм вперемешку с протестантизмом. Пищевые ограничения и сугубые молитвы призваны напомнить об искупительном подвиге Христа и грядущей радости Воскресения, но они никак не гарантируют спасения или осуждения. Святитель Иоанн Златоуст в IV в. это прекрасно понимал, а наша церковная власть в XXI столетии – этого в упор не видит. Поэтому Великий отец Церкви и учил: "Честь поста составляет не воздержание от пищи, но удаление от грехов, так что тот, кто ограничивает пост только воздержанием от пищи, тот более всего бесчестит его". А у нас это бесчестие называется "благочестием" и признаком добропорядочного христианина.
Поэтому встречая тот или иной пост, нужно руководствоваться, во-первых, здравым смыслом, во-вторых, пониманием места поста в духовной жизни, и, в-третьих, не превращаться в ортодоксального иудея, который ради Субботы не смеет даже кнопку лифта нажать и отсчитывает количество вздохов-выдохов. Если какое-либо торжество, радость, проявление любви требуют оставить на время пощение, то несомненно, это следует делать, потому что, как сказал святитель Василий Великий: «Пост есть удаление от злых дел». Хочешь поститься, перестань завидовать, злословить, наживаться на ближнем, предаваться до беспамятства страстям. Это и будет пост угодный Богу, а не священноначалию. И радость Пасхального утра от этого ничуть меньше не станет. Поэтому святитель Иоанн Златоуст и говорит: "Праздник производится чистою совестью, а не определенным кругом дней и времен".
Свидетельство о публикации №225040800466
Спасибо за труд на Божьей ниве!
С искренним уважением к автору,
Вера Шляховер 19.04.2025 10:29 Заявить о нарушении