Самокритика, самоедство, самоукорение

Самокритика, самоедство, самоукорение - в чём разница?

 Что разрушает нас, а что помогает в духовной жизни?
 
Всё делать на "отлично", перфекционизм, "синдром хорошего ребёнка" порождает самокритику, которая чаще всего является отрицательной мотивацией. Критикуя себя, человек тем самым ещё больше увеличивает дистанцию между собой реальным и собой идеализированным. Он не хочет признавать себя таким какой он есть в данный момент времени. Отношение к своим ошибкам, которые в принципе неизбежны - фатальное, они переживаются очень остро. Человеку кажется, что критикуя себя, он сможет наконец стать тем идеальным, образец которого существует в его воображении. Но проблема как раз в том, что важно принять себя таким несовершенным, немощным и не всемогущим. Тогда нивелируется потребность быть "выше, дальше, сильнее".
 
Самоедство - сродни самонаказанию, часто это помысел от лукавого, человек не хочет себя прощать, это может продолжаться много лет. Причем, часто это уже сформированная привычка с детства, когда ребенка наказывали за любую провинность. Образ никчемного существования закрепился в психике. Такие люди как будто специально ждут каждый раз удачного повода, чтобы себя "съесть". Но в этом, по словам святых отцов церкви, кроется так же ядро гордыни. К смирению это не имеет никакого отношения. Смиренный человек не занимается самоедством, самонаказанием. Он "с миром" в сердце, с Богом, и принимает себя, обстоятельства в своей жизни без надрыва: "Как же я это смог сделать!!!" Да, смог, потому что природа наша такова. Но самоедство, к сожалению, не даёт возможности к исправлению души. Это процесс направлен на саморазрушение.

Самоукорение - то, что всем нам не хватает в духовной жизни. Видеть свои "брёвна"-грехи, укоряя себя, не пытаться переделывать других, не указывать другим на их недостатки. Потому что вся наша внутренняя направленность на свои качества, которые следует изменить. И здесь нет самоедства, а есть ясное представление о своей антиномии, когда наша природа двойственна, и человек выбирает кому служить - Богу или своему эгоизму.

;Психолог Татьяна Бобровских


Рецензии