Блатные
Для американцев характерны бесконечные поиски более выгодного места, активная смена деятельности и «пробование» себя во всем, дух «свободной конкуренции» и стремление заработать как можно больше денег, которое часто не оставляет места для дружеских отношений с коллегами.
У нас корпоративная культура в подавляющем большинстве случаев традиционно строится на межличностных отношениях. Внутри каждого коллектива можно найти приятелей или подружек, какие-то дружеские группки «по интересам»; бывает и так, что подчиненные и начальники друг другу практически друзья (жаль, не везде).
Для нас очень большое значение имеют наши связи, отношения с коллективом и вообще разные проявления «коллективизма» — именно поэтому в наших офисах так часто проводятся разного рода совещания, заседания, планерки, «летучки» и "пятиминутки".
И государственные организации, и частные конторы опутаны паутиной неформальных связей. И именно этими «нитями» в большинстве случаев мы пользуемся, чтобы найти работу, обеспечить себе карьерный рост, пристроить кого-то из «своих» на хорошее, теплое место.
Вот так и появляются «блатные», которых за глаза клеймят позором и недолюбливают, а в глубине души завидуют. От возможности устроиться «по блату» на хорошее денежное место или получить какую-либо привилегию «по знакомству» ни один «правдолюбец» обычно не отказывается.
Интересна этимология словечка "блатной".
В русский язык из идиша, где слово «блат» обозначало членов какой-нибудь хасидской секты, живущих в соответствии с ее религиозным законом и правилами. Интересно, что антонимом слова «блат» было слово «фраер», которое употреблялось для обозначения свободного, мирского человека.
Считается, что оба эти слова были введены в обиход еврейской криминальной прослойкой в начале прошлого века в Одессе. На их жаргоне «блат» означал воровскую шайку и ее членов, которые жили в соответствии с воровскими законами и понятиями, а «фраерами» называли «свободных» воров, не причастных ни к одному организованному сообществу.
В СССР слово «блат» приобрело совсем другой смысл. Советские времена были временами дефицита, когда приобрести какой-нибудь приличный товар можно было только благодаря неимоверному везению либо знакомству с «нужными людьми»: с продавцами, например, или с чиновниками, которые имели доступ к распределению разных материальных благ. Для обозначения таких знакомств и причастности к ним из жаргона и было позаимствовано словечко «блат».
По другой версии, слово не было заимствовано из воровского жаргона, а появилось в период индустриализации, в 20-х годах прошлого века в связи с большим наплывом в Россию иностранных технических специалистов. Их обслуживали в магазинах по специальному документу, предъявив который, иностранцы могли получить дефицитные товары, отсутствовавшие в общей продаже. Документ был напечатан на листке бумаги, и поэтому отпуск товаров производился «по листку», или по «блату» — от немецкого Blatt — лист. С этого момента слово «блат» стало использоваться для обозначения некого привилегированного круга, объединённого неформальными связями.
Cейчас слово «блат» все ещё в ходу, хотя и относится к отмирающим. Оно уже не используется для обозначения связей и практически не связано с добытчиками дефицита, поскольку дефицита в советском смысле слова уже давно не существует.
В офисах этим словом ещё пользуются кое-где для обозначения сотрудников, пристроенных на работу благодаря их связям — родственным, дружеским, деловым. Но чаще говорят по-другому: "её взяли по знакомству", "он устроил "своих", "это его человечек" и т.п.
Офисные блатные могут быть членами семей, родственниками и друзьями боссов, родственниками родственников и друзьями друзей боссов, их бывшими одноклассниками, любовниками, друзьями «нужных людей» и родственниками влиятельных или просто «особо приближенных» лиц. Число возможных комбинаций практически не ограничено.
В свое время из-за отсутствия профессиональной корпоративной культуры в нашей стране распространение получили:
- номенклатура (при доминировании бюрократической культуры),
- блат (при доминировании общинной культуры)
- коррупция (при доминировании предпринимательской культуры).
Конечно, среди современных корпораций становится все больше таких, которые стараются уйти от «общинных» форм организации офисной структуры и пронизаны творческим духом, профессиональной культурой и общностью целей.
В основном это компании предпринимателей, которые не имеют других источников финансирования кроме собственной деятельности. И необходимость зарабатывать и выживать вынуждает их делать ставку на профессионализм, а не на "связи".
Но всё же ещё много компаний, где по-прежнему все решают не сами кадры, а их связи, родство и протекция.
А в какой компании работаете вы?
Если вам интересна эта тема, рекомендую прочесть мою книгу "Обитаемый офис", где разбираются основные офисные персонажи, которые встречаются на каждой работе.
Фото из Интернета.
Свидетельство о публикации №225040800641