Блатные

В большинстве развитых странах корпоративная культура уже давно сложилась в четкую систему. Например, в Японии человек, приходя на фирму молоденьким стажером, по правилам хорошего тона должен работать там до самой пенсии, постоянно зарабатывая напряженным трудом все более высокие позиции, увенчать которые должна управляющая должность.

Для американцев характерны бесконечные поиски более выгодного места, активная смена деятельности и «пробование» себя во всем, дух «свободной конкуренции» и стремление заработать как можно больше денег, которое часто не оставляет места для дружеских отношений с коллегами.

У нас корпоративная культура в подавляющем большинстве случаев традиционно строится на межличностных отношениях. Внутри каждого коллектива можно найти приятелей или подружек, какие-то дружеские группки «по интересам»; бывает и так, что подчиненные и начальники друг другу практически друзья (жаль, не везде).
Для нас очень большое значение имеют наши связи, отношения с коллективом и вообще разные проявления «коллективизма» — именно поэтому в наших офисах так часто проводятся разного рода совещания, заседания, планерки, «летучки» и "пятиминутки".

И государственные организации, и частные конторы опутаны паутиной неформальных связей. И именно этими «нитями» в большинстве случаев мы пользуемся, чтобы найти работу, обеспечить себе карьерный рост, пристроить кого-то из «своих» на хорошее, теплое место.
Вот так и появляются «блатные», которых за глаза клеймят позором и недолюбливают, а в глубине души завидуют. От возможности устроиться «по блату» на хорошее денежное место или получить какую-либо привилегию «по знакомству» ни один «правдолюбец» обычно не отказывается.

Интересна этимология словечка "блатной".
В русский язык из идиша, где слово «блат» обозначало членов какой-нибудь хасидской секты, живущих в соответствии с ее религиозным законом и правилами. Интересно, что антонимом слова «блат» было слово «фраер», которое употреблялось для обозначения свободного, мирского человека.

Считается, что оба эти слова были введены в обиход еврейской криминальной прослойкой в начале прошлого века в Одессе. На их жаргоне «блат» означал воровскую шайку и ее членов, которые жили в соответствии с воровскими законами и понятиями, а «фраерами» называли «свободных» воров, не причастных ни к одному организованному сообществу.

В СССР слово «блат» приобрело совсем другой смысл. Советские времена были временами дефицита, когда приобрести какой-нибудь приличный товар можно было только благодаря неимоверному везению либо знакомству с «нужными людьми»: с продавцами, например, или с чиновниками, которые имели доступ к распределению разных материальных благ. Для обозначения таких знакомств и причастности к ним из жаргона и было позаимствовано словечко «блат».

По другой версии, слово не было заимствовано из воровского жаргона, а появилось в период индустриализации, в 20-х годах прошлого века в связи с большим наплывом в Россию иностранных технических специалистов. Их обслуживали в магазинах по специальному документу, предъявив который, иностранцы могли получить дефицитные товары, отсутствовавшие в общей продаже. Документ был напечатан на листке бумаги, и поэтому отпуск товаров производился «по листку», или по «блату» — от немецкого Blatt — лист. С этого момента слово «блат» стало использоваться для обозначения некого привилегированного круга, объединённого неформальными связями.

Cейчас слово «блат» все ещё в ходу, хотя и относится к отмирающим. Оно уже не используется для обозначения связей и практически не связано с добытчиками дефицита, поскольку дефицита в советском смысле слова уже давно не существует.

В офисах этим словом ещё пользуются кое-где для обозначения сотрудников, пристроенных на работу благодаря их связям — родственным, дружеским, деловым. Но чаще говорят по-другому: "её взяли по знакомству", "он устроил "своих", "это его человечек" и т.п.

Офисные блатные могут быть членами семей, родственниками и друзьями боссов, родственниками родственников и друзьями друзей боссов, их бывшими одноклассниками, любовниками, друзьями «нужных людей» и родственниками влиятельных или просто «особо приближенных» лиц. Число возможных комбинаций практически не ограничено.

В свое время из-за отсутствия профессиональной корпоративной культуры в нашей стране распространение получили:
- номенклатура (при доминировании бюрократической культуры),
- блат (при доминировании общинной культуры)
- коррупция (при доминировании предпринимательской культуры).

Конечно, среди современных корпораций становится все больше таких, которые стараются уйти от «общинных» форм организации офисной структуры и пронизаны творческим духом, профессиональной культурой и общностью целей.
В основном это компании предпринимателей, которые не имеют других источников финансирования кроме собственной деятельности. И необходимость зарабатывать и выживать вынуждает их делать ставку на профессионализм, а не на "связи".

Но всё же ещё много компаний, где по-прежнему все решают не сами кадры, а их связи, родство и протекция.
А в какой компании работаете вы?

Если вам интересна эта тема, рекомендую прочесть мою книгу "Обитаемый офис", где разбираются основные офисные персонажи, которые встречаются на каждой работе.

Фото из Интернета.


Рецензии