Штрейкбрехеры
Какие только дифирамбы не пели, «бугры расхваливая своих орлов», а у кого и «архаровцы», у кого «кипчаки», как только не называют они своих каменщиков!
Объём 10 000 м3 кладки – это серьёзно, дело пахло хорошим заработком на весь сезон, если давать по 5 – 10 м3/в смену, то надо работать почти три месяца, для бригады из двадцати-тридцати человек, неплохо, если гнать этаж за неделю.
После бурных споров, торгов, совещаний, шептания за углом, выбор всё - таки остановили на бригаде Нурбека, мужик вроде солидный и цену зарядил не самую высокую двенадцать тысяч тенге за один куб, без предоплаты. Этаж закончили - расчёт. Обещал приступить сразу после того, как ему передадут фундамент!
Фундамент и котлован по сложившей традиции отдали ТОО "Фундамент - Строй", бывшему СУ Фундамент - Строй!
Профессионалы!
Котлован, сваи, ростверк, блоки, плиты… уже были завершены в течении двенадцати дней, пока каменщики обустраивались, заварили кирпичи, готовили растворный узел. И кладку начали быстро, всё должно было идти «как по маслу»!
Пока всех не взбудоражило видео, снятое с девятого этажа соседнего дома.
Массовая драка между рабочими прямо на отметке третьего этажа, кроме элементов рукопашки, которой похоже некоторые владели неплохо, в ход шли кирпичи, лопаты, одни даже использовали каску...
Прибежавшие прораб и мастер, достаточно быстро всех успокоили, угрожая вызвать полицию! А у тех разговор короткий, вызовут спецназ и будешь куклой для отработки приёмов рукопашного боя, если выживешь!
Но инцидент есть инцидент, тем более засвеченный в сети. Депутат Турсунов Канат, сам строитель поехал разбираться в чём дело и почему дерутся, а не строят!
Такие вещи сами по себе не происходят и просто не заканчиваются. Драка, это видимая часть, так сказать, прорыв того, что давно накипело...
Каната многие знали, и то, что он пришёл к ним в вагончик во время обеда, особо никого не удивило.
После драки, как обычно пошёл разговор «по-сурьёзному» между старшими пацанами.
Как и ожидалось, конфликт нарастал постепенно.
Всё началось с того, что Александр Иванович, технадзор сделал несколько замечаний: то шов не такой, то под плиты кирпичи не тычком положили, а ложком...
Пришлось, кое-что переделывать, естественно: прораб наехал на бригадира, бригадир на рабочих, а те недолго думая:
- Да, пошёл ты! Ходишь тут… ничего не делаешь, только пузом трясёшь! Уже переделали, как технадзор сказал. Мог бы и сам предупредить заранее, что не так кладка идёт…
Слово за словом, похоже бугор затаил злобу, редко ходил на строительную площадку, все тусовался с прорабом в вагончике. Оба любили выпить, на этой почве и сдружились, потихонечку приторговывали цементом, рубероидом, а то и кирпичами. Когда начальство ворует, дисциплина падает, следом и производительность труда. Но никто никого не закладывал, это не в наших традициях. Западло!
Нурбек после того, как спелся и спился с начальником участка (в буквальном смысле), как говорят в народе «почувствовал себя великим», «нюх потерял», «приборзел»…! Велик и могуч русский язык, но и в казахском выражения пошли ещё круче - в идеоматической форме, если выразится культурно.
Естественно, между бригадой и бригадиром возникла труднопреодолимая трещина.
Юридически Нурбек оформил сделку с генподрядчиком через ИП, которая числилась за его тёщей. У той была стабильная привычка с зарплаты строителей удерживать почему-то двадцать процентов, хотя налоги она платила три процента и никаких затрат!
Нурбек сам жаловался ребятам, что тяжело с тёщей найти общий язык. Пока врагом была тёща, мужики его понимали, но тут похоже и он не ангел, целыми днями бухает с прорабом, пропивает цемент и орёт на ребят.
То, что его стали посылать на все «три буквы», уже стало правилом. Но работа шла не шатко, не валко!
Но после того, как Нурбек с прорабом отправили кран «на калым», ребята таскали кирпичи на третий этаж вручную, как он выразился «китайским методом». Состоялся крупный разговор между бригадой и прорабом.
Если выкинуть с диалогов все маты, то претензии сторон выглядят вот так. Каменщики:
- Вы тут целый день пьёте, мы договаривались, что весь подъём будет делать кран, зарплата за один метр3 должна быть каменщикам пять тысяч тенге, подсобникам две тысячи, три тысячи ваши с бугри и колоти, откуда взялись "тёщины двадцать процентов"!
Прораб с Нурбеком:
- Вы плохо работаете, в день на человека 1,5 м; это мало, и по качеству технадзор имеет претензии. Мы наймём другую бригаду!
Всё остальное непечатное… Но на таких переговорах к консенсусу не приходят.
Через пару дней Нурбек с прорабом привели, как и обещали ещё одну бригаду узбеков, попытались мило улыбаясь договориться со старой бригадой, где уже наметился новый лидер оппозиции.
Берикбол, странный тип с какими-то прокоммунистическими убеждениями, энергичный, очень работоспособный, спортсмен и сторонник ЗОЖ. Он и прокомментировал ситуацию:
- Ну что привели, штрейкбрехеров?!
Узбеки похоже не поняли замудрёные слова Берикбола, молча приступили к работе. Притащили свои пёстрые одеяла, организовали свой лежак, где самый старый из них Карим - ака, прямо с утра варил для бригады плов.
К плову пристрастились и Нурбек с прорабом. Похоже у них начала формироваться своя коалиция.
Напряжение нарастало, старая бригада обычно обедала там же на строительной площадке третьего этажа, хлебали китайскую лапшу, а Берикбол ел свой какой-то салат, очень полезный для здоровья!
Первые два дня прошли в напряжённой обстановке, которая похожа не имела тенденцию к ослаблению. На третий день сцепились стропальщик казахов со стропальщиком узбеков за очередность подачи кирпича на площадку:
- Моя очередь на кирпич! Надо моим! Сказали – подать!
– Я же первый взял кран! – возмущался узбек.
- Что припёрлись к нам? Валите назад в свой Узбекистан, там будете командовать!
- Вы же тут не хотели работать… Нас вон, Нуреке пригласил!
- Ты знаешь, что ты – штрейкбрехер?!
- Сам ты х** Почему материшься? Я тебеее, что материл?
- Да, кто тебя материт? Штрейкбрехер!
- Пошёл сам н**… Моя очередь на кран, а ты вали на н**!
В запальчивости казах ударил узбека - тот ответил... И, тут такое началось, что попало во все соцсети. Массовую драку на отметке третьего этажа, сняли на телефоны с третьего этажа соседнего дома и выложили в сеть. Бойцов- каменщиков еле разняли, вроде бы пьяный прораб бегал, но всё остановил Берикбол:
- Всё хватит, мы же все рабочие, что мы шоу для этих устраиваем!
- Это, он имел в виду жителей соседних домов, выбежавших на балконы с телефонами, и своих начальников, которые собирались вызвать участкового и наблюдать со стороны.
- Мы же рабочие, они такие же бедолаги, как и мы. То, что мы дерёмся только на пользу им!
Берикбол подошёл к Карим-ака:
- Ата, мы старшие, давай сядем вместе решим, что делать?
- Конечно надо решать, мы же мусульмане!
- Нет у нас в бригаде есть и русские, и корейцы и ещё там разные, у вас кто я тоже не знаю. Давай решать, как рабочие, как рабочий класс!
Карим-ака предложение понравилось.
- Правильно сказал, при Союзе так было, мы пролетариат.
- Помните: «Пролетарии всех стран объединяйтесь!»?
- Конечно, в каждой газете писали!
- Ну вот и будем объединяться, через час соберёмся вон в той шашлычной и поговорим.
Разговор был долгий, сошлись на том, что будут работать одной бригадой, без всяких штрейкбрехерских движений.
Напрочь отменять даже попытки кого - то оскорблять по национальному признаку. Отменить всякие слова типа: джамшуды, чурки, калбиты, аккулаки, собакоеды, фашисты и прочее.
С администрацией боремся вместе! За работу отвечаем вместе!
Общим бригадиром выбрали Берикбола, а Карим-ака оставили при кухне и, как сказал, Сергей Чи:
- Пусть он у нас будет Совет аксакалов! Советы даёт и мирит поссорившихся, как бий - судья!
С чем все и согласились! Это что-то новое судья - повар! Какие только не бывают коллизии в деле совмещении - профессии!
На следующей неделе Берикбол встретился со знакомым юристом по вопросу, как избавиться от юрисдикций тёщи Нурбека.
Юрист Канат, бывший работник прокуратуры, быстро уладил с ней отношения. Тёща, как поняла, что дело пахнет проверкой ДГД, сразу сникла. С ней договорились напрямую за 5% (3% - на налоги, как ИП, 2% - ее доходы).
Нурбеку предложили работать стропальщиком, тем более имел соответствующее удостоверение, но он по-пьяному делу накричал на всех.
- Я вас вывел на этот объект, я вас кормил, бог всё видит! - угрожающе подняв палец вверх и шатающейся походкой ушёл с объекта, больше его никто не видел. Похоже и до застройщика дошло, что прораб с бригадиром заворовались!
В один прекрасный день его заменили на толкового инженера из числа релокантов с России. Работа пошла веселей, объект сдали, застройщик оказался честным, заплатил, как и договаривались.
Когда рабочие видят, есть справедливость и открытость, то и работа сложится. В результате таких реформ бригаду застройщик пригласил на следующий объект!
Берикбол завёл простую и ясную схему, вот налоги 5%, которые мы отдаем «тёще Нурбека», остаток денег из расчёта каменщика с коэффициентом 1, пособникам, 0,7 от зарплаты каменщиков и стропальщикам. Себе и Карим-ака, как каменщикам.
Кроме, этого кто-то в бригаде вспомнил про старого каменщика ещё со времён СССР Станислава Ивановича - инвалида труда, многие были его учениками, решили ему «из уважения» доплачивать к крохотной пенсии ставку 0,5% зарплата каменщика.
Старик был очень доволен, не сколько за деньги, сколько тому, что помнят и ценят!
Свидетельство о публикации №225040800647