23. 03. 25 Литургия. Древо Жизни
Огради нас, Господи, силою честнаго и животворящего креста, и живот вечный даруй нам! Вот у нас и середина Поста, и середина Поста у нас ознаменовывается Крестопоклонной неделей.
И хочется сразу параллель одну вспомнить: в середине Рая, кто из вас помнит, что Бог насадил? Кто из вас внимательно следил за Священным писанием, которое нам Господь Бог предлагал для чтения на этих всех неделях: что посредине Рая Господь насадил? Древо жизни, и по толкованию святых отцов - это крест животворящий, не случайно мы его и называем именно животворящим крестом. И действительно, несмотря на то, что ещё Христос не воплотился, ещё не распялся, но уже крест был воздвигнут в середине Рая, и, прикасаясь к нему, уже тогда Адам и Ева получали все необходимое для жизни. Несмотря на то, что человек был создан идеальным, он был смертным, и мы это прекрасно понимаем, уже, судя по грехопадению Адама и Евы, смерть они вкусили, как и каждый из нас вкушает смерть, и живём мы достаточно уже мало. Но тогда, для того, чтобы жить вечно, человек не обладал абсолютной вечностью для того, чтобы жить вечно, надо было прикасаться к Самому Божеству, а Господь Бог ещё не воплотился. Он ещё не распялся, то есть, получается, уже в этом мы видим предназначение того, что Господь Бог уже хотел воплотиться. Если бы Адам и Ева не согрешили - от них, и уже вместе с родившимся Христом каким-то образом они бы и совершали бы дело спасения. Нам неведомо, каким образом, у нас не бывает сослагательного наклонения в истории, как, например, а если бы вот, например, было бы так или было бы ещё как, у нас такого невозможно. То есть вот что произошло, то произошло.
Также, как мы, например, маленьких детей причащаем, и они совершенно ни о чем не думают, но мы прекрасно понимаем, насколько огромное благо получает ребёнок, причащаясь Тела и Крови Христовой. Так было все заранее подготовлено для Адама и Евы, чтобы они духовно зрели и духовно обогащались и потихонечку становились зрелыми. Но, видя их грехопадение, мы видим, что покаяния у них не было, несмотря на то, что почти 1000 лет Адам прожил, несмотря на то, что он просидел у дверей Рая и всю жизнь плакал, желая вернуться на Родину свою, но он был её лишён, потому что так и не научился главному - покаянию.
Мы с вами читаем житиё всех святых, без исключения все показывают, что такое покаяние. Действительно, покаянием не только отверзаются двери райские, но изобильно получаем мы прощение грехов и жизнь вечную - вот ради чего мы живём. Ради того, чтобы научиться жить вечно. Мы здесь живём и суетимся, у нас колоссальное количество всяких переживаний, у нас огромное количество суеты. Но ведь рано или поздно это все закончится, вообще все закончится, и если мы ничего не умеем, как только переживать, то какую вечность мы тогда наследуем, вечность райскую или вечность адскую? Наши переживания как были, так и будут, как мучились, так и будем мучиться, если так и не научились главному: страдая, не забывай о сострадании, мучаясь, не забывай помогать другим, ведь все без исключения мучаются. Ведь неужели есть на земле человек, который не мучается? Разве есть такой человек? На земле нету ни одного, а ведь разве только человек мучается, а животная природа, растительная природа, они не мучаются из-за нас? Да, уже Господь Бог не проклинает землю. Если когда-то Господь Бог проклял землю за грехи человеческие и был Потоп всемирный, то потом, как Господь сказал: раскаиваюсь в этом и больше проклинать не буду землю за грехи человеческие. Мы видим, действительно, несмотря на грехопадения человеческие до нынешнего дня Господь продолжает нас благословлять. Потому что помимо грехов есть и покаяние, и дай Бог, чтобы оно действительно было у нас.
Мы с вами все крестоносцы, мы с вами все несём каждый свой крест, каждый своё страдание. У кого как получается, у кого может быть, и получается достойно терпеть свои болезни, свои проблемы, собственные, да, достойно, не напрягая членов семьи, не напрягая никого, не жалуясь никому, а просто нести молча так, как это делал Христос. Но не у всех так бывает, и все-таки я хочу напомнить, что там, где христианин, там и крест его, мы не можем его подпиливать, мы не можем его уменьшать. С креста сходят посмертно. Это мы должны очень чётко понимать. С креста нельзя убежать, с креста снимают только посмертно, поэтому у каждого из нас свой крест, и мы прекрасно на самом деле знаем, но лукавим, что вот мои страдания какие большие! Кто-то страдает и больше меня - мы лукавим. И огромное количество людей вокруг меня, которые страдают больше меня. Но мы лукавим, говоря, что во как я страдаю, это хвастовство, и оно неприлично. Зря мы просим у Бога, чтобы он уменьшал наши страдания. На самом деле зря мы это делаем, потому что на самом деле крест - это мост через ту пропасть, которая образовалась после грехопадения. Грех - это пропасть между человеком и Богом.
И крест - это мост. Если мы хотим его сделать меньше, то точно ли он поместится, точно ли мы сможем по нему пройти и перейти на ту сторону, ведь Пасха означает переход из ада в Рай. И мы должны перейти. И вот как раз Великий пост нас этому обучает для того, чтобы мы учились не уменьшать, не просить у Бога, чтобы Он каким-то образом нам уменьшил наши страдания. Он знает, что мы мучаемся, Он знает все наши страдания больше нас. Он наш Творец, Он вылепил нас собственными руками, каждого из нас, и поэтому Он прекрасно ориентируется во всех наших проблемах, прекрасно. И поэтому, когда у человека страдания, Господь всегда рядом. Но теперь смотрите, как получается, например, когда ссорятся 2 человека и каждый считает себя правым. А Христос на чьей стороне? Мы то хотим, чтобы Он был на моей стороне? Я же прав или я права? А Христос между нами, Он между нами, и Он каждому из нас хочет спасения, абсолютно каждому, независимо от того, кто прав или не прав - это не имеет значения. Поэтому, дорогие мои, давайте будем заканчивать бесплодную вот эту войну, достаточно уже того зла, которое уже сотворено, а будем все-таки нести свой крест и будем учиться сострадать друг другу и сопереживать. Будем нести крест вместе со Христом вот так же, как и Христос, Он главный, Он первенец, да, не зря его Священное писание называет Первенцем, Он во всем Первенец, в том числе и в страданиях. То есть, как только кто-то из людей страдает, Христос берет его страдания на Себя так же, как мы это делаем: когда любим какого-то человека, мы хотим разделить его страдания, мы хотим боль его взять себе, мы плачем за него, мы за него трудимся, мы его моём, подмываем, да, если человек уже лежачий, больной совсем, да. Мы за него все делаем, моем его ручки, его ножки, мы ведь это прекрасно понимаем. Так вот неужели ещё паче Господь Бог, Он все за нас делает и продолжает делать и будет делать независимо от того, просим мы или не просим, молимся или даже не молимся, Он не может по другому, Он Господь Бог, Ему жалко всех нас. А вот жалко ли нам? Вот здесь как раз и просыпается в нас чувство сострадания.
Поэтому дай Бог, чтобы вот эта неделя Крестопоклонная, она прошла для нас недаром, у нас уже середина Поста, значит, совсем немножко осталось до Пасхи. И уже не так тяжело. Самое трудное-то уже позади. Поэтому на самом деле уже все проще. У нас будет ещё неделя Иоанна Лествичника, который будет нам очень подробно объяснять, эта настольная книга у каждого из нас должна быть. У нас будет ещё раз весь канон Андрея Критского прочитан, будет стояние Марии Египетской, у нас ещё будет похвала Богородицы, ещё будет Благовещение, и наконец-то будет Пасха, долгожданная светлая Пасха! Дай Бог всем нам достойно снести свой крест и достойно встретить святое Христово Воскресенье!
Свидетельство о публикации №225040800689