Письма 71-80

Письмо 71


Дети, преподобный Антоний говорил о нашей свободе еще и так:

«Рассмотри окружающих тебя и знай, что начальники и владыки имеют власть над телом только, а не над душою, и всегда содержи сие в мысли своей. Почему, когда они приказывают, например, убить, или другое что сделать неуместное, неправедное и душевредное, не должно их слушать, хотя бы они мучили тело. Бог создал душу свободною и самовластную, и она вольна поступать как хочет, хорошо или худо».

Будьте свободны в Боге, дети.


Письмо 72


Дети, вот что говорил святой Антоний о труде над собою:

«Добрым и мудрым человеком вдруг сделаться нельзя; но сие достигается внимательным обсуждением, упражнением, опытом, продолжительным подвигом и главное сильным желанием доброго дела. Добрый и боголюбивый человек, истинно познавший Бога, покоя себе не дает, делая все без исключения угодное Богу. Но такие мужи редко встречаются».

Стремитесь быть добрыми, дети.


Письмо 73


Дети, вот наставление преподобного Антония о том, как относиться к окружающим:

«Когда встретишь человека, который, любя спорить, вступает в тобой в борьбу против истины и очевидности, то, прекратив спор, уклонись от него, совсем окаменевшего умом. Ибо как дрянная вода делает ни к чему не гожими самые лучшие вина, так и злые беседы растлевают людей добродетельных по жизни и нраву».

Храните себя от пустословия, дети.


Письмо 74


Дети, святой Антоний так учил о грехе:

«Не то грех, что делается по закону естества, но то, когда по произволению делают что худое. Вкушать пищу не есть грех, но грех вкушать ее без благодарения, неблагоговейно и невоздержно; не грех просто смотреть, но грех смотреть завистливо, гордо, ненасытно; не грех слушать мирно, но грех слушать с гневом; не грех заставлять язык благодарить и молиться, но грех позволять ему клеветать и осуждать; не грех утруждать руки милостынеподаянием, но грех позволять хищение и убийство. Так каждый член грешит, когда по нашему свободному произволению делает злое вместо доброго, в противность воле Божией».

Понуждайте себя к доброму, дети.


Письмо 75


Дети, святой преподобный Антоний говорил о проверке жизни христианина так:

«Благодарность Богу и добрая жизнь есть угодный Богу плод от человека. Но как плоды земные не в один час созревают, а требуют времени, дождя и ухода, так и плоды человеческие требуют подвига, рассуждения, времени пождания, воздержания, терпения, пока явятся во всем блеске своем. Впрочем, если ради них покажется ты иногда кому-либо мужем благоговейным, не верь себе, пока находишься в теле сем, и ничего своего не считай вполне угодным Богу. Ибо знай, что неудобно (трудно) человеку до конца сохранить безгрешность».

Старайтесь принести добрый плод своей жизни, дети.


Письмо 76


Дети, о борьбе с грехом так говорил преподобный Марк Подвижник:

«Страх Божий понуждает нас бороться с грехом, и, когда боремся, благодать Божия истребляет их».

Бойтесь оскорбить Бога, дети.


Письмо 77


Дети, святой Марк Подвижник вот как сказал о перенесении обид:

«Мудрость состоит не в том только, чтобы знать истину в естественной последовательности, но и в том, чтобы от обижающих нас переносить зло, как свое собственное (как заслуженное). Опыт показал, что которые оставались с одним первым знанием, те возносились гордостию, а которые достигали второго, те стяжевали смиренномудрие».

Прощайте всех обидчиков, дети.


Письмо 78


Дети, преподобный Марк подвижник так говорил о дружбе некоторых:

«Когда увидишь двух грешников, имеющих любовь друг к другу, то знай, что они друг другу помогают в самоугодии. Высокомудрый (гордый) и тщеславный удобно примиряются друг с другом: ибо тот хвалит тщеславного, который рабски пред ним преклоняется; а этот величает высокомудрого, который часто его похваляет».

Выбирайте друзей с мудростью, дети.


Письмо 79


Дети, о причинах скорбей так сказал святой Марк:

«Тяжелые скорби находят за прежде наделанные грехи, принося с собою сродное каждому прегрешению».

Терпением спасайте души ваши, дети.


Письмо 80


Дети, вот что говорит преподобный Марк о правильном отношении к сделанному доброму делу:

«Не радуйся, когда сделаешь кому добро, но когда без злопамятства перенесешь последующее за тем сопротивление от облагодетельствованного. Ибо как ночи следуют за днями, так и зло за добром».

Делайте добро без ожидания наград, дети.


Рецензии