Святой Дионисий Ареопагит о Божественных именах

«И ты найдешь, что всякое, можно сказать, священное песнословие богословов, изъясняя и воспевая БЛАГОДЕТЕЛЬНЫЕ ВЫСТУПЛЕНИЯ Богоначалия, приуготовляет божественные имена» (О Божественных именах, глава 1, п. 4).

«…благоначальный промысел Богоначалия следует воспевать, исходя из всего причиненного Им…» (О Божественных именах, глава 1, п. 5).

«Многоименен же Он потому что при этом Его представляют говорящим: «Я есмь Сущий» (Исх.3:14), «Жизнь» (Ин.14:6), «Свет» (Ин.8:12), «Бог» (Быт.28:13), «Истина» (Ин.14:6), и в то же время те же самые богомудры воспевают Причину всего, ЗАИМСТВУЯ ИМЕНА ИЗ ВСЕГО ПРИЧИНЕННОГО Ею, как–то: «Благой» (Мф.19:17), «Прекрасный» (Пс.26:4), «Мудрый», «Возлюбленный» (Ис.5:1), «Бог богов» (Пс.49:1), «Господь господ» (Пс.135:3), «Святая Святых», «Вечный» (Втор.33:27), «Сущий» (Исх.3:14), и «Причина веков», «Податель Жизни», «Премудрость» (Притч.9:1; 1Кор.1:30), «Ум» (1Кор.2:16), «Слово» (Ин.1:1), «Сведущий», «Обладающий заранее всеми сокровищами всякого знания» (ср. Кол.2:3), «Сила», «Властелин», «Царь царствующих», «Ветхий днями» (Дан.7:9), «Нестареющий» и «Неизменный», «Спасение», «Справедливость» (ср. Иер.23:6), «Освящение» (1Кор.1:30), «Избавление» (там же), «Превосходящий всех величием» и сущий «В дыхании тонком» (О Божественных именах, глава 1, п. 6).

«Таким образом, богословы заимствуют имена для Нее не только от всеобщих или частных промыслов, или предметов предпопечения, но и из некоторых божественных видений, озаривших посвященных или пророков в священных храмах или в других местах» (О Божественных именах, глава 1, п. 8).

«Ведь все божественное, явленное нам, познается только путем сопричастности. А каково оно в своем начале и основании – это выше ума, выше всякой сущности и познания. Так что, когда мы называем Богом, Жизнью, Сущностью, Светом или Словом сверхсущественную Сокровенность, мы имеем в виду не что другое как исходящие из Нее в нашу среду силы, боготворящие, создающие сущности, производящие жизнь и дарующие премудрость» (О Божественных именах, глава 2, п. 7).


Рецензии