Святой Дионисий Ареопагит о Божественных именах
«…благоначальный промысел Богоначалия следует воспевать, исходя из всего причиненного Им…» (О Божественных именах, глава 1, п. 5).
«Многоименен же Он потому что при этом Его представляют говорящим: «Я есмь Сущий» (Исх.3:14), «Жизнь» (Ин.14:6), «Свет» (Ин.8:12), «Бог» (Быт.28:13), «Истина» (Ин.14:6), и в то же время те же самые богомудры воспевают Причину всего, ЗАИМСТВУЯ ИМЕНА ИЗ ВСЕГО ПРИЧИНЕННОГО Ею, как–то: «Благой» (Мф.19:17), «Прекрасный» (Пс.26:4), «Мудрый», «Возлюбленный» (Ис.5:1), «Бог богов» (Пс.49:1), «Господь господ» (Пс.135:3), «Святая Святых», «Вечный» (Втор.33:27), «Сущий» (Исх.3:14), и «Причина веков», «Податель Жизни», «Премудрость» (Притч.9:1; 1Кор.1:30), «Ум» (1Кор.2:16), «Слово» (Ин.1:1), «Сведущий», «Обладающий заранее всеми сокровищами всякого знания» (ср. Кол.2:3), «Сила», «Властелин», «Царь царствующих», «Ветхий днями» (Дан.7:9), «Нестареющий» и «Неизменный», «Спасение», «Справедливость» (ср. Иер.23:6), «Освящение» (1Кор.1:30), «Избавление» (там же), «Превосходящий всех величием» и сущий «В дыхании тонком» (О Божественных именах, глава 1, п. 6).
«Таким образом, богословы заимствуют имена для Нее не только от всеобщих или частных промыслов, или предметов предпопечения, но и из некоторых божественных видений, озаривших посвященных или пророков в священных храмах или в других местах» (О Божественных именах, глава 1, п. 8).
«Ведь все божественное, явленное нам, познается только путем сопричастности. А каково оно в своем начале и основании – это выше ума, выше всякой сущности и познания. Так что, когда мы называем Богом, Жизнью, Сущностью, Светом или Словом сверхсущественную Сокровенность, мы имеем в виду не что другое как исходящие из Нее в нашу среду силы, боготворящие, создающие сущности, производящие жизнь и дарующие премудрость» (О Божественных именах, глава 2, п. 7).
Свидетельство о публикации №225040800720