22. 03. 25 Вяз. Севастийские мученики, молитесь за
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! С праздником вас, Севастийских мучеников, их житиё вы только что услышали. У нас всегда на Руси очень светло чтили их память, и даже если выпадал их день памяти на будни, все равно им совершалась служба, настолько они были чтимы.
Я хочу обратить ваше внимание на то, что Пост - это время воздержания, и воздержания не только в пище, но в том числе и в Причастии. Если вы обратили внимание, у нас во время Поста на буднях, в календаре, в расписании есть только ветхозаветные чтения, да, а новозаветных чтений, евангельских чтений, у нас на буднях нет. И если вы задумались, то вот вам сразу и ответ: потому что не положена литургия, и даже если в этот день, например, совершается литургия Преждеосвященных Даров, но и она не является литургией, это все равно что как, например, позвать священника домой причастить. Вот здесь то же самое. То есть вот я сегодня, например, заготовил сразу 2 Агнца. То есть одним мы с вами сегодня причастились, a второго я оставляю на литургию Преждеосвященных Даров, которую, надеюсь, мы все-таки сможем послужить. Вот когда - пока я не могу вам сказать, может быть в среду, может быть в пятницу, а может это будет на Страстной седмице, может, это будет даже понедельник великий Страстной, когда тоже положено служить литургию Преждеосвященных Даров. Это будет сразу 2 день после Вербного воскресенья. Может быть, в этот день как раз сподобит Господь меня приехать к вам, и мы с вами ещё раз причастимся перед Пасхой.
Ещё раз обращаю ваше внимание, что Церковь повелевает очень строгий пост именно в отсутствии литургии. То есть чтобы мы возжаждали Причастия. Точно так же, как, например, мы голодаем, да, мы не кушаем мясо, допустим, кто-то из вас не может, например, по состоянию здоровья, да, что-то вы кушаете, потому что вы болеете, это разрешается, но ещё раз показываю, то есть мы воздерживаемся от пищи для того, чтобы мы возжелали, то есть также, как, например, ну, перед новым годом, мы же каждый день не кушаем салат оливье, так ведь? То есть, вот это атрибут у нас праздника, да, то есть мы салат оливье готовим, например, только на праздник. А если бы мы его каждый день кушали, и на новый год тоже мы поставили бы эту тарелочку с салатом, то у нас ощущения праздника бы не было, так ведь? То есть мы на праздник готовим такие блюда, которые мы редко готовим. Вот также получается и с Причастием, да, Церковь повелевает нам голод, в том числе и в Причастии, именно для того, чтобы мы возжаждали.
А теперь смотрите, как получается на Пасху, на Пасху у нас на Светлую седмицу, конечно, священников много служат каждый день и причащаются каждый день. Независимо от того, что мы едим мясо уже, да, то есть мы уже разговелись, мы уже не постимся. Мы кушаем мясо, кушаем яйца, да, мы христосуемся и каждый день причащаемся. Это не грех кушать мясо, оказывается, да, то есть когда вот вы приходите и говорите, вот там я согрешила, или я согрешил, я поел мясо, еда - не грех, это наша тренировка, мы тренируемся. Мы тренируем себя, свою силу воли. И, конечно, вот мы уже обратили на это внимание, да, уже у нас 3 неделя Поста, насколько тяжело нам справиться с самими собой, как тяжело работать над собою, как тяжело себя заставить. Самое трудное - это заставить свой собственный язык молчать, когда надо, или если уж надо что-то говорить, то говорить доброе, разумное, вечное. Помните, как Некрасов говорил: сейте разумное, доброе, вечное, тогда вам что русский народ скажет - спасибо сердечное, скажет русский народ. То есть язык наш, он должен сеять очень доооброе, зла в мире хватает и без нас. Поэтому мы должны уметь воздерживаться, в том числе и от лишних слов, в том числе и от лишних мыслей, а это совсем сложно, потому что мысли гоняем, переживаем, тут проблемы, здесь у нас непонятно что, и мы, конечно же, не можем остановить этот мысленный поток. Но мы должны понимать, откуда эти мысли приходят, откуда ветер дует - от Бога ли или от дьявола. Вот таким образом, Пост - это время, когда мы определяемся, на чьей мы стороне. И нам все в помощь, а не во вред. То есть даже эти самые искушения, грехопадения, они опять же показывают, что без Бога мы справиться не можем.
Они показывают как на примере Севастийских мучеников. Смотрите, да, человек не выдержал этого испытания, побежал в баню согреться и умер, а те, которые должны были замёрзнуть, они замёрзли, да, и тюремный сторож, увидя это, восполнил число и стал 40 мучеником, да, он меньше всех страдал, он меньше всех мучился, но он вошёл в их число и разделил на равных этот мученический венец.
Поэтому, дорогие мои, мы мученики, мы мучаемся собственным телом, мы мучаемся собственным языком, мы мучаемся собственными мыслями, своими переживаниями, мы все время мучаемся. Главное, чтобы это не было напрасно. Главное, чтобы со Христом, а не без Христа, чтобы у нас эти страдания Господь нам вменил в добродетель, а не в очередной грех. Вот когда мы со Христом, когда мы молимся, когда мы переживаем за других и разделяем вместе с ними их муки, сострадаем им, тогда действительно наши муки нам Господь Бог принимает и зачитывает. То есть Господь Бог посылает ангела, и ангел считает даже каждую минуточку, которую мы провели в храме, как бы нам тяжело не было. Да, ножки уже болят, да, самочувствие уже неважное. А это все нам в зачётку. Кто из вас учился в институте, вы знаете, да, это все в зачётку идёт, это все записывается. А мы вот пришли и ушли, да, пришли, ушли. У нас грехи какие были, такие и будут. Так же, как на огороде сорняки какие росли, там такие и будут расти, одуванчики как были, так и будут, главное, самим одуванчиком-то не стать и не летать по ветру. И непонятно, куда я полетел, зачем я полетел. То есть во всем должен быть смысл. Пост даёт осмысление всего, осмысление наших страданий, даёт смысл - зачем мы постимся? И тогда действительно становится понятным, что Бог есть, потому что если бы Бога не было, мы бы даже поститься не могли. Если бы Бога не было, мы бы сюда не смогли бы прийти. Ну а как приходить в пустое место? Мы бы почувствовали, что здесь пусто, Бога нет, но человек не может приходить в пустое место. Когда мы приходим в дом, мы же чувствуем, кто там живёт. А если он пустой, а с чего я буду в пустой дом-то приходить, смысл, да? Мы на самом деле знаем, что Бог есть. Нам доказывать это не надо. Это тяжело доказывать тем людям, у кого пусто в душе, а у них ещё и вот этой жажды Бога не появилось. Слава Богу, нам Господь подарил этот голод. Он замечательный, когда мы хотим встретиться с Богом. Как это хотели Севастийские мученики, как это хотел тюремный страж, да, который сперва сторожил их, а потом решил вместе с ними разделить их страдания, который сострадал, оказывается, им, а потом решил стать христианином. Заметьте, его никто не крестил. А он стал христианином, он стал святым. Видите, как получается? Бог тайным образом Сам все совершает, Сам тайным образом. И поэтому тайным образом Он к каждому из вас приходит и за каждым из нас наблюдает, как мы молимся, как мы постимся, какие мысли мы впускаем в свою голову. Богу это все известно, поэтому будем с вами терпеть. Будем дальше поститься, будем дальше молиться, будем дальше подвизаться.
У нас вот завтра уже Крестопоклонная неделя начинается. То есть у нас середина Поста. Мы усугубляем Пост на этой Крестопоклонной неделе. Кому как по силам. Смотрите, хотя бы 1 день возьмите и попоститесь, например, вот уже по серьёзному. 1 день, например, выберите, да, кому по силам, кому не по силам, значит, воздерживайтесь языком. Значит, проведите день в молчании, значит, на телефонные звонки отвечайте смсками, например. Если зрение не позволяет, ну, может быть кому-то телефон свой передадите, например, за меня ответь. Я сегодня молчу, все за меня ответь, там соседка, вот я тебе телефон свой отдаю, будешь моим секретарём сегодня, да, то есть можно по разному решать проблемы. Проводите Пост по серьёзному. Поймите, что это. Такой опыт вы приобретёте, который вам на целый год потом хватит, на будущее, на всю жизнь. Господь Бог хочет, чтобы мы крепчали, чтобы мы мужали, чтобы мы становились лучше, добрее. А как это без работы? Это невозможно. Как вот на огороде получить урожай, не работая, как это возможно? Никак. Да, никак. Поэтому Господь ждёт наших трудов посильных. Ещё раз напоминаю, благоразумно поститесь, ещё раз напоминаю, еда нас не оскверняет. Ешьте то, что вам положено, что вам врачи, например, рекомендуют, но 1 день можно выбрать и постный, 1 день можно и поголодать, ничего страшного.
Бог всем нам в помощь и особенно, конечно, в помощь нам по молитвам святых Севастийских мучеников, чья сегодня память. Поздравляю всех вас с Причастием! Очень меня порадовали, молодцы. Ну, а я надеюсь, тоже вас порадовал. Окошко у нас уже теперь есть в часовне, так что уже потихонечку свет пробивается туда, да, и, может быть, там и службочку какую-то со временем начнём проводить. Ну, слава Богу, подходите ко кресту. Слава Тебе, Боже, слава Тебе, Боже, слава Тебе Боже!
Свидетельство о публикации №225040800773