О картине Мария Магдалина в экстазе

Картина венецианской художницы  17 века Артемизии Джентилески  "Мария Магдалина в экстазе" долгое время считалась утерянной, но эксперты по живописи из лондонского аукционного дома Sotheby's нашли  в библиотеке одного из итальянских арт-дилеров, жившего во Франции,  чёрно-белую фотографию картины, что послужило доказательством её существования. Картину стали искать и нашли в семействе,  чьи предки  в начале 20 века переехали из Латинской Америки во Францию.  Тогда же картина была ими сфотографирована.

Сотбис выкупил картину у владельцев и в 2014 году представил  на аукционе в Париже, на котором частное лицо приобрело её за  1,180 млн долларов.

Предполагается, что картина  была написана художницей до 1612 года. В то время Артемизия продолжала работать  в  римской мастерской своего отца художника Орацио Джентилески.  Этот период её творчества отличается скромностью колорита, и  исследователи предполагают, что картина написана под влиянием художественного вкуса ее отца.

После переезда из Рима во Флоренцию Артемизия  выработала  собственный стиль, отличающийся богатством цветовой палитры. Её картины  нравились, и  художница  быстро стала востребованной и уважаемой  в художественной среде  Флоренции.

Эксперты Sotheby’s  считают, что картина "Мария Магдалина в экстазе" была создана Артемизией Джентилеску после унизительного судебного процесса по делу об её изнасиловании в 1611 году. Артемизия тяжело переживала эти события, которые наложили на её творчество отпечаток. Художница стала изображать себя в женских персонажах библейских сюжетов: в образе мучениц (Автопортрет в образе мученицы), мстительниц (Юдифь обезглавливающая Олоферна),  добродетельных женщин (Изнасилование Лукреции).

Мария Магдалина в католической  религии отождествлялась с образом кающейся блудницы, и сила её душевных переживаний  была близка  художнице. В отличие от европейских художников, изображающих святую в процессе покаяния, Джентилески в данной картине изобразила Марию Магдалину в состоянии глубокого экстаза, который сродни блаженству.

Греческое слово "экстаз"  означает   высшую форму молитвенного состояния, при  котором  границы между внешним миром и внутренним стираются, и у молящегося происходит духовное единение с Богом (богоподобие). Сила экстаза варьируется от ощущения святой благодати  до религиозного восторга.   
Художница изобразила Марию Магдалину в первом варианте.

Святая традиционно изображена с непокрытой головой и распущенными волосами – это отсыл к Евангелиям (от Иоанна, Луки, Матфея и Марка), где описано, что своими длинными волосами Мария Магдалина  обтёрла ноги Иисусу Христу после их омовения.

На картине нет обязательных атрибутов святости: нет скалы  - символа твёрдости в вере, нет изображения черепа – символа бренности человеческой жизни, нет изображения креста - символа мученичества. Внимание зрителя не отвлекается на эти дополнения, а полностью сосредотачивается на фигуре Марии Магдалины. 

Она изображена  в состоянии экстатического  транса от чуда  божественного очищения. На её лице и в позе -  умиротворение и расслабленность - душевная боль, ненависть и обида чудесным образом отступили. Господь услышал молитвенные покаяния страдающей женщины и избавил её  от душевных переживаний. 

Некоторые зрители, рассматривая картину,  ищут в лице Марии Магдалины следы переживаемого оргазма, понимая слова "экстаз" и "оргазм"  как синонимы. Этого нет в Марии Магдалине Артемизии Джентилески в отличие от Марии Магдалины, например,  Караваджо.

Европейские живописцы, считающие  Марию Магдалину порочной женщиной,  изображали её в состоянии  сексуального экстаза. Но Мария Магдалина на картине Джентилески испытывает не кратковременное оргазмическое наслаждение, а длительный, умиротворяющий религиозный экстаз, который психотерапевтически  врачует  болезненное состояние её души на жизнеутверждающее мироощущение.


Иллюстрация:
Артемизия Джентилески. Мария Магдалина в экстазе. 1610-е.  Холст, масло. 81;105 см. Частное собрание.


Рецензии