О картине Мария Магдалина в экстазе
Сотбис выкупил картину у владельцев и в 2014 году представил на аукционе в Париже, на котором частное лицо приобрело её за 1,180 млн долларов.
Предполагается, что картина была написана художницей до 1612 года. В то время Артемизия продолжала работать в римской мастерской своего отца художника Орацио Джентилески. Этот период её творчества отличается скромностью колорита, и исследователи предполагают, что картина написана под влиянием художественного вкуса ее отца.
После переезда из Рима во Флоренцию Артемизия выработала собственный стиль, отличающийся богатством цветовой палитры. Её картины нравились, и художница быстро стала востребованной и уважаемой в художественной среде Флоренции.
Эксперты Sotheby’s считают, что картина "Мария Магдалина в экстазе" была создана Артемизией Джентилеску после унизительного судебного процесса по делу об её изнасиловании в 1611 году. Артемизия тяжело переживала эти события, которые наложили на её творчество отпечаток. Художница стала изображать себя в женских персонажах библейских сюжетов: в образе мучениц (Автопортрет в образе мученицы), мстительниц (Юдифь обезглавливающая Олоферна), добродетельных женщин (Изнасилование Лукреции).
Мария Магдалина в католической религии отождествлялась с образом кающейся блудницы, и сила её душевных переживаний была близка художнице. В отличие от европейских художников, изображающих святую в процессе покаяния, Джентилески в данной картине изобразила Марию Магдалину в состоянии глубокого экстаза, который сродни блаженству.
Греческое слово "экстаз" означает высшую форму молитвенного состояния, при котором границы между внешним миром и внутренним стираются, и у молящегося происходит духовное единение с Богом (богоподобие). Сила экстаза варьируется от ощущения святой благодати до религиозного восторга.
Художница изобразила Марию Магдалину в первом варианте.
Святая традиционно изображена с непокрытой головой и распущенными волосами – это отсыл к Евангелиям (от Иоанна, Луки, Матфея и Марка), где описано, что своими длинными волосами Мария Магдалина обтёрла ноги Иисусу Христу после их омовения.
На картине нет обязательных атрибутов святости: нет скалы - символа твёрдости в вере, нет изображения черепа – символа бренности человеческой жизни, нет изображения креста - символа мученичества. Внимание зрителя не отвлекается на эти дополнения, а полностью сосредотачивается на фигуре Марии Магдалины.
Она изображена в состоянии экстатического транса от чуда божественного очищения. На её лице и в позе - умиротворение и расслабленность - душевная боль, ненависть и обида чудесным образом отступили. Господь услышал молитвенные покаяния страдающей женщины и избавил её от душевных переживаний.
Некоторые зрители, рассматривая картину, ищут в лице Марии Магдалины следы переживаемого оргазма, понимая слова "экстаз" и "оргазм" как синонимы. Этого нет в Марии Магдалине Артемизии Джентилески в отличие от Марии Магдалины, например, Караваджо.
Европейские живописцы, считающие Марию Магдалину порочной женщиной, изображали её в состоянии сексуального экстаза. Но Мария Магдалина на картине Джентилески испытывает не кратковременное оргазмическое наслаждение, а длительный, умиротворяющий религиозный экстаз, который психотерапевтически врачует болезненное состояние её души на жизнеутверждающее мироощущение.
Иллюстрация:
Артемизия Джентилески. Мария Магдалина в экстазе. 1610-е. Холст, масло. 81;105 см. Частное собрание.
Свидетельство о публикации №225040800802