А помнишь?
Надо ли говорить, как нас, первокурсников, несказанно ошеломила творческая свобода и музыкальные шалости наших старших коллег. Казалось, это и есть настоящее творчество и завораживающе недоступное вольнодумство. О самом спектакле воспоминания теперь совсем размыты. Он состоял из забавных сценок о музыкальных учебных курьезах. И не все было пока понятно, нам, первокурсникам. Но все равно смешно. А в конце спектакля Лидочка подошла к роялю и спела свой гимн. Звучала невероятная романтическая песня. Почему-то некоторые выпускники плакали. Оттого, наверное, что в песне говорилось про любовь, музыку и юность. Да, да. Ведь старшекурсники чувствовали себя... старикам. Им было восемнадцать. А нам, первокурсникам - четырнадцать! Мы казались выпускникам юными, неопытными и наивными. И этим гимном они будто передавали нам свой бесценный жизненный опыт. Говорили: дерзайте, ищите, творите! Лидочка, похоже, вложила в эту песню весь свой талант. Я никогда не слышал ничего подобного. Красивая мелодия, тонкий, трогательный текст, а главное - искренняя эмоциональная приподнятость, какую нельзя встретить ни в одной советской песне. Ведь большинство песен советских авторов источали назойливый иделогический пафос. В них, практически во всех, прослушивалась неизменная текстовая подложка, утверждающая: я другой такой страны не знаю, где так вольно дышит человек. Да, все советские авторы пели дружно, в одну дуду: в СССР жизнь лучше всех! В гимне Лидочки не было этого убеждения. Но присутствовали романтика и сомнение. Мелодия очаровывала и звала в неизведанное прекрасное, но оставляла в душе сомнение в том, поймёт ли твою прекрасную мечту этот странный, неизведанный мир?.. Что-то подобное Лидочкиному гимну я уловил позже в дышащем студенческой вольницей арт-рок альбоме Тухманова "На волне моей памяти"... О, Лидочка, где ты теперь и что сочиняешь?.. И главное, что нам завещали на посвящении выпускники и их капитан Лидочка: через четыре года все повторить! Удивительно, но я запомнил завет Лидочки. Через год новые выпускники не нашли в себе творческих талантов создать подобное посвящение первокурсников. И ещё через год вновь - никаких посвещений. Почему же? Нет фантазии? Юмора? Оказалось, что нет. Капустник это не КВН. Здесь никто не задаёт тебе тему. Здесь нет комсомольского навязчивого соревнования - всех догнать и перегнать. И нет задачи - во что бы то ни стало рассмешить и выиграть конкурс. В музыке одно из двух: или ты бесшабашный импровизатор, или заурядный ремесленник. И оказалось, что большинство студентов музыкального училища зарядные ремесленники. Капустники им не под силу.
И вот, наступило первое сентября моего четвёртого года обучения. Значит - теперь уже я выпускник и старик. Что я должен сказать неоперившемуся молодняку? Конечно же то, что когда-то сказала нам Лидочка и её команда: передать эстафету капустника первокурсникам. Я сочинил гимн, шуточную клятву и юмористический сценарий. Оповестил свою фортепианную группу о творческой идее. И... ребята сказали: нет. Мы не будем это начинать. Надо учить выпускную программу и готовиться к поступлению в консерваторию. А ещё - ежемесячно ездить на консультации к профессорам - кто в Киев, кто в Харьков, Донецк, Львов, Одессу. Каждый день - на вес золота. Одна пропущенная репетиция за инструментом и все, пиши пропало. А в консерваториях, как известно, сумасшедший конкурс.
И... дело заглохло. Меня никто не поддержал.
И тогда... Да, вы правильно догадались... ну, вы поняли, что именно я предпринял... А что мне оставалось делать? Я не мог предать святую идею Лидочки. Не мог бросить во тьму заурядной серости наших первокурсников. Я очень хотел их посвятить. Чтобы осветить их путь - в жизнь бесшабашного и романтического творчества. Да, я решил все сделать сам! Поначалу я собрал кучу опавших кленовых листьев и разгладил их утюгом. Продел сквозь листья длинные нити и развесил красно-желтые гирлянды в коридорах училища. Договорился с куратором группы об актовом зале и дате юмористического концерта. Повесил красочную афишу: "Побег Бендера из Alma mater. Капустник. Посвещение в студенты, первого октября". Что тут началось! Афиша вызвала настоящий ажиотаж: все подходили, спрашивали, интересовались, радовались. Такое впечатление, будто у студентов ничего по-настоящему интересного в жизни не было, а тут капустник. Я чувствовал себя крупным режиссёром, затеявшим грандиозную постановку. Ещё бы. Целый актовый зал, вся сцена были в моем распоряжении. Сам раздобыл себе костюмы: поварский, милицейский и прочие. Сконструировал декорации. Придумал трюк - как мгновенно переодеваться в разных героев. И конечно, тут же последовала странная реакция от моих сокурсников. Сначала они пожимали плечами: мол, глупец, что затеял? Пустое занятие. Надо учить дипломную программу, а не пустяками заниматься. Затем удивились: что, как, разве он один справится, без нас, так не бывает! По мере того, как рос всеобщий интерес - а студенты младших курсов уже собирались прийти на спектакль не сами, а с друзьями со стороны, однокурсники начали беспокоиться: ай, так он хочет славы, выскочка, задирает нос, к нам за помощью не обращается! Стали жаловаться куратору группы: что это такое, мы тоже хотим, а он нас не берет. Меня вызвал к себе в кабинет комсомольский секретарь училища и поинтересовался, почему я отказываю коллегам комсомольцам в участии в капустнике, это не хорошо, нужно соблюдать правила товарищества и единства. И заодно полюбопытствовал - какие комсомольские идеи высвечиваются в капустнике? На первый вопрос я растолковал секретарю, что товарищество дружно бойкотировало мое предложение сотворить капустник, а теперь уже поздно - сценарий написан на одного актера и времени для ввода других лиц нет. А что касается идей комсомола, то образ Остапа Бендера, мошенника и авартюриста - это острая сатира на буржуазные пережитки прошлого, категорически неприемлемые для строительства социализма в СССР. Комсорг удовлетворился моим ответом и пожелал успехов. И вот решающий день наступил. Я пришёл заранее, доукрасил кленовыми гирляндами актовый зал, сцену, убрал с рояля крышку, чтобы эффектно греметь в нужный момент по струнам ладонями и кулаками, на сцене сложил из ветвей хижину и поленья для костра, символизирующие первобытнообщинное существование прастудентов. Рядом подвесил праинструмент - крышку от кастрюли и калатушку, - имеющий сходство с древним гонгом. На длинный шест водрузил гипсовый череп, заимствованный у знакомых студентов медиков, означающий образ вечного студенческого голода. За ширмой разложил в определенном порядке парики, маски, костюмы, спрятался за кулисы и стал ждать. По договорённости с вахтершей прозвучали три длинных звонка, предупреждающие зрителей, как во всяком приличном театре, о начале спектакля. И тут началось... Честно - я такого не ожидал. Едва двери в зал отворились, как непрерывным потоком повалил народ. За несколько минут зрители заняли абсолютно все места, а те, кому места не достались, устраивались на подоконниках, на газетках в проходах, толпились за задними рядами, в дверях и снаружи. Катастрофа! Попали не все! Я был в шоке. Это уже успех. Ещё не прозвучало ни слова, ни ноты, но прецедент случился: такой толкучки этот зал точно ранее не видывал! Я слегка волновался, ну, разве что чуть-чуть. Сцену люблю с детства. Мой школьный учитель говорил: "Ты прирожден для сцены. Ты здесь как рыбка в воде. Волнение только подогревает твоё вдохновение и улучшает результат! Это редкое артистическое качество".
Конечно - редкое. Иной ученик готовит, готовит программу, выходит на сцену, сердце уходит в пятки, начинает играть и бац, всю программу к чертям собачьим запорол: пассажи смазал, темп загнал, трели зажевал. Полгода репетиций - коту под хвост. Но со мной такое не прокатит. Сцену я люблю. Что-то улетное происходит, как только я сажусь за рояль. "Либестраум" Листа в моем исполнении вызывал слезы восторга и пробирал до мурашек слушателей на экзамене и на отчётном концерте музыкальной школы. Думаю, я играл "Либестраум" лучше, чем все известные пианисты на пластинках. Думаю, лучше играл только сам Ференц. И вот я выхожу на сцену и приветствую публику. В ответ - ликующий рёв зала. Никаких официальных речей администрации запланировано на посвещении не было. Студенты в учительской тихо и буднично получили студенческие билеты, а теперь пришли на неофициальную часть посвящения - на мой капустник. Для начала я вызвал на сцену по старосте от каждой группы - духовика, народника, теоретика, струнника, вокалиста и пианиста. Вручил им памятную переходную медаль от великих виртузов, соответственно, - трубача Луи Армстронга, аккордеониста Эстебана Стивена Джордана, теортетика Джона Кейджа, скрипача Николы Паганини, тенора Пласидо Домино и пианиста Святослава Рихтера. Медаль следовало передать через четыре года первокурсникам. Затем я пригласил первокурсников встать и произнести клятву музыканта.
Первыми клялись духовики:
- Клянусь догнать и перегнать трубача Луи Армстронга
(вручалась труба). Если не получится догнать - перейти обучаться на барабан (вручался барабан). А с третьей попытки - на милицейский свисток (под радостное улюлюканье зала вручался настоящий свисток и в зале раздавался дружный виртуозный свист).
В таком же порядке клялись и другие группы:
- Клянёмся догнать и перегнать аккордеониста Эстебана, - дружно скардировали за мной народники и им вручался аккордеон. - А если облажаемся - обязуемся перейти на домру (вручалась домра). А с третьей попытки - на стиральную доску, - вручалась настоящая стиральная доска, которая немедля шла по рукам и каждый норовил на ней отстучать свой оригинальный ритм.
Струнники клялись в случае неудачной попытки перегнать Паганини, перейти на контрабас, а далее - на расческу, т. е. уйти в парикмахеры (засим вручалась расческа и ножницы, которыми, опять же, немедленно воспользовались все желающие, отхватывая друг у друга кончики волос).
Вокалисты клялись догнать и перегнать в широте диапазона Доминго, им торжественно вручался портрет тенора, в случае неудачи петь "Мурку" в кабаке (вручался портрет легендарной Мурки), а с третьей попытки - озвучивать шум ветра в "Унесённые ветром" , и в "Маугли" - питона Каа (вручался рисунок питона). Пианистам предлагалось перещеголять в трактовке Аппассионаты Рихтера (вручался портрет пианиста), в случае неудачи перейти в настройщики роялей (вручался четырехгранный ключ для настройки пианино), а оттуда - свалить в почтальоны (вручалась стопка писем и телеграмм). Ну, а студентам теоретикам после неудачи с Кейджем следовало сразу же, без промедления - уходить в библиотекари (вручалась увесистая стопка партитур). Народ веселился от души.
Клятва - то был разогрев. Публика гудела, свистела в милицейский свисток, отстукивала ритм на стиральной доске, кто-то даже приспособился трещать ритм зубчиками расчески. Но все с нетерпением ждали основного блюда - капустника на тему бегства Остапа Бендера из Альма матер.
Я спрятался за ширму, чтобы переодеться в костюм Остапа. Зал зашёлся в дружных аплодисментах. Началось.
Когда я вышел на сцену в кепке и шарфе Бендера и сел за рояль, зал взорвался восторженными криками и аплодисментами. В моей интерпретации герой Ильфа и Петрова должен провалить сессию в музыкальном училище и сбежать от гамм, этюдов и партитур в другие сферы деятельности, в поисках более лёгкой жизни - в почтальоны, в корабельные повара, в парикмахеры, в милиционеры... И всюду его ждало разочарование. Остап должен пройти девять кругов ада, так как его авантюризм и хитрость плохо вязались с честью советского кока, милиционера, парикмахера и почтальона. Но главной в этом сценарии была музыкальная канва. Я соединил советские песни тридцатых годов с главными темами классиков. Просто увязал их в единое поппури. Начинал с песенки из репертуара Бернеса - "Марша Весёлых ребят" Дунаевского, под которую Остап дал деру из музыкального училища. Стихи марша, конечно, переделал под ситуацию Остапа, и в ходе приключений жизнерадостная тема Дунаевского незаметно трансформировалась в восторг и ликование Первого концерта Петра Чайковского, так как мой Остап совершенно обалдевает оттого, что больше не надо учить упражнения сольфеджио, делать задачки по гармонии, играть октавные этюды и теперь можно радостно лететь куда глаза глядят. Слушатели, понятное дело, не ожидавшие такого внезапного сопоставления тем Чайковского и Дунаевского, буквально повскакивали со своих мест и восторженно визжали. Я подумал, что сейчас наш комсомольский шеф объявит о завершении капустника. Конечно, разве порядочные комсомольцы могут быть столь взбалмошными и необузданными?! Но пока наш комсомольский шеф не вмешался, я продолжал. Мой Остап запел: "Мадам, уже падают листья" - романс из репертуара Вертинского, сентиментальные страдания которого как-то непроизвольно переросли в душевные порывы до минорного Шопеновского ноктюрна. Студенческая тусовка немедленно отозвалась восторженным визгом. И Остапа понесло - в парикмахеры, в кока, в милиционеры. Несло и меня - импровизатора. Фокстрот и танго "Утомленное солнце" композитора Петерсбурского плавно влились в "Марш Радецкого" Иогана Штрауса. Хохот в зале стоял громоподобный. "Синий платочек" из репертуара Шульженко самым естественным образом влился в ритм "Сказок Венского леса" того же Штрауса. Казалось - зал сейчас порвется от восторга. И в финале, помыторствовав по разным специальностям, разочарованный Остап осознает, что его хитрости нигде в честном социалистическом пространстве не проходят, кроме музыкального училища. Только здесь, в сфере искусства, можно выдать одну мелодию (чужую) за другую (свою), изменив одну-две ноты, чуть-чуть ритм и немного аранжировку. В финале капустника Остап спел лихую песенку Утесова "С Одесского кичмана", по ходу переиначив ее мотив в героическую тему Пятой симфонии Бетховена. Зал стонал и рыдал от смеха. И это было ещё не все. "Остап" попросил тишины. Мой герой взял последнее слово: предложил спеть всем вместе Гимн студентов музыкального училища. Это был мой гимн, я его сочинил, не копируя никого. Хорошо сознавая, что все мировые мелодии состоят из семи нот. Всего из семи. Гимн произвёл триумф. Весь зал встал и повторял мелодию за мной (предварительно я распечатал и раздал слушателям мои ноты и текст для удобства читки с листа).
- Уважуха, - подходили после капустника толпой студенты и жали мне руку. А те, которые пришли со стороны, заявляли, что ничего смешнее в жизни не слыхали! Так-то закончился капустник, где единственным актёром был я. В заключении скажу: позже стало известно - студенты, посвящённые мною в первокурсники, через четыре года, помня завет, тоже сотворили капустник! Так что дело моё не пропало. И Лидочки. А... ещё забыл сказать... В тот год только я один из училища поступил в консерваторию. На композиторский. Так что все оказалось не зря. А ещё говорят: один в поле не воин. Воин! Ещё и какой!
Свидетельство о публикации №225040901056