Есть в памяти моей один эпизод. О друзьях
Доставлял нас к месту работы заводской автобус. Расстояния там, действительно, большие, пешком не дотопаешь. Разве только в каких-то исключительных случаях. А так, штатно, каждый день с нами работал заводской автобус.
Этот же автобус забирал нас после работы, вывозил за территорию завода. Я выходила около своего дома, а всех остальных командировочных из столицы, автобус вез в гостиницу, по месту постоянной дислокации приезжих.
Москвичей было много. Все сидячие места в автобусе вечером были обычно заняты, однако, на пути к проходной, по дороге, шли группы местных работников завода, и водитель всякий раз останавливался, подсаживал заводчан, чтобы подвезти их к проходным.
Так вот, во время одной из таких остановок в автобус вошел человек, с которым мы когда-то были довольно близко знакомы. Ну как близко. Леша Иконников был самым близким другом Сашки Маркова, с которым мы довольно долго дружили и даже собирались пожениться. То есть, с Лешей мы в давние времена довольно плотно и много общались. Я с Марковым бывала у него дома. Была в числе приглашенных на его Дне Рождения. Он бывал у меня. Много времени мы проводили в одной компании.
То есть, Иконников входил в ближний круг друзей моего друга и, естественно, моих. Даже на этот завод они когда-то пришли вместе с Марковым. Сначала на практику, - они оба учились в Авиационном техникуме, а после окончания техникума Леша пошел на завод, а Саша начал работать в НИИ Связи.…
Потом наши жизненные пути разошлись, хотя с Марковым мы поддерживали связь всю жизнь. Вплоть до самой его смерти, о которой я даже не сразу узнала.
Всякий раз, когда я приезжала в город Саша как-то узнавал об этом, звонил, приходил, и мы проводили время вместе. Общались, говорили о жизни… Он оставался для меня близким другом до конца его дней.
Я не встревожилась, когда перестали приходить от него письма. Не стала искать его, когда он не появился в день моего приезда в город, как это бывало обычно. Все когда-нибудь кончается. Думала, что просто пришло время.
О том, что он умер от инфаркта я узнала только через много лет.
Это в память об этих ребятах я написала сказку «Чужой ветер»… Это потому, что, когда-то, «на заре туманной юности» Сашка Марков был частью моей души, частью моей жизни, а Лешка Иконников был для меня почти как брат. И вот теперь, после долгих лет мы встретились с ним в заводском автобусе. Выходить мне надо было раньше других, поэтому сидела я на переднем сидении, у самой двери. Леша стоял теперь прямо надо мной, держась за ручку моего сиденья.
Он был хорошо и добротно одет. У него было прекрасное настроение. Вошедшие завели какой-то шуточный разговор с москвичами, отдельные слова в этом разговоре прерывались дружным смехом. Иконников активно участвовал в разговоре, смотрел куда угодно, только не на меня. Может быть, я так изменилась, что он не узнал меня? Может быть. Навязывать ему свое общество я не стала.
Он, конечно, повзрослел, возмужал, но в жестах, в мимике, в манере говорить и смеяться узнавался тот Лешка Иконников, которого я давно и хорошо знала.
Мало того, у меня дома все еще хранились письма, которые они с Марковым каждый день мне писали…
Тогда, вскоре, после моего возвращения из Латвии, ребята – Марков и Иконников, - поехали путешествовать. Целью их путешествия были Москва и Ленинград. Днем они обычно знакомились с городом, ходили и ездили на экскурсии посещали музеи, а вечером, на главпочтамте каждый день сидели вдвоем и писали мне письма. Они рассказывали о том, что видели и узнали за день.
Основное письмо писал Марков, при этом, в каждом письме он непременно напоминая о своей любви, и настоятельно рекомендовал мне сократить время общения с Колей Малышевым. С Колей мы в это время вместе ходили на подготовительные курсы в ТРТИ, но и вне занятий, действительно проводили много времени вместе. Николай бывал у меня дома, он помогал мне готовиться к экзамену по математике, с ним было действительно интересно. Мы просто дружили.
А Марков собирался выяснять отношения с Колей по возвращению. В конце каждого Сашкиного письма дописывал свою часть «летописи» Леха Иконников. Обычно это было
что-то оптимистическое, комментирующее слова основного автора…
Еще ребята вкладывали в свои письма очень красивые открытки. Сегодня они уже не кажутся такими необыкновенными, какими казались тогда. Но и эти открытки хранятся в моем домашнем архиве, как свидетельство своего времени. Как свидетельство того, что и мы вот так же когда-то жили на этой Земле.
Подписывали путешественники свои письма оригинально: «Мальчишки ХХ-го века».
В общем, человек, который болтался сейчас стоя прямо надо мной в заводском автобусе не был мне чужим. Я рада была его видеть, а прошлое было у нас когда-то общим.
Конечно, мне было бы интересно поговорить с Лешей, потому что, если с Марковым мы все эти годы все-таки общались, то с Лешей связь была потеряна давно. Но Иконников глаза прятал, старался не встречаться взглядом со мною. У внешних заводских ворот все местные пассажиры вышли, а нас - командированных, - повезли дальше, за территорию завода в город.
Так я видела Лешу Иконникова в последний раз. Со стороны глядя, на тот момент у него было все хорошо. Он хорошо выглядел, был прилично одет, выглядел вполне счастливым. Со мною он не общался, а мы, окончив свою работу вскоре, уехали в Москву...
Погиб Леша вскоре… На площади, у Старого вокзала его насмерть сбил на переходе большой самосвал… Нет, я ничего такого про него при встрече не думала. И, тем более, не могла предотвратить эту трагедию, поскольку узнала об этом только в один из следующих своих приездов на Родину. Узнала от Юры.
Оказалось, Леша с велосипедом стоял на переходе, собираясь пересечь проезжую часть. Движение там на площади интенсивное, все обычно спешат. Вот этот самосвал рванул с места, снося пешеходов, когда дали зеленый. Огромные задние колеса вылезли за габариты дороги, сметая людей.
К счастью, этого заранее я предсказать уже не могла... Слава Богу, эту свою страшную особенность к этому времени я уже почти утратила. Да я и сама всячески старалась противостоять таким своим мыслям.
Мне рассказал о гибели Леши - Юра Г, - третий друг давних моих друзей. Еще один очень хороший человек из моего прошлого, живущий в моем городе.
Он учился с Марковым и Иконниковым и дружил с ними.
Он же объяснил мне, почему перестал появляться в моем поле зрения Марков. Сказал, что Саша умер неожиданно, от инфаркта. Юра же, подсказал, как найти его могилу. Я пыталась сделать это самостоятельно, однако, это оказалось довольно сложно.
Конечно, в сердце моем появилась еще одна метка. Я тяжело расстаюсь со своим прошлым, с людьми, пришедшими однажды в мою жизнь. И теперь, когда я бываю в городе.я прихожу к Маркову на могилу, Я не предаю и не забываю своих друзей, как бы ни складывалась наша жизнь. Просто внутри нас всегда есть нечто, что оказывается выше любых внешних жизненных обстоятельств. Ведь и Марков не стал другим, когда женился на какой-то другой женщине. Он остался прежним, тем, каким знала его я. Я многому у него училась. Он остался для меня другом. А когда уходят друзья, я становлюсь беднее, да и песчинок в моих собственных песочных часах становится меньше...
Свидетельство о публикации №225040901138