Царевна русской оперы. Н. Забела-Врубель
выдающаяся русская певица, которой суждено было стать музой и вдохновительницей для двух гениев русской культуры - одного из самобытнейших мастеров изобразительного искусства и великого композитора. При этом жизнь её была почти сплошь чередой трагедий и тяжёлых испытаний.
Забела родилась в замечательной семье старинного рода, в котором было немало интересных, одарённых людей. Так один из её дедов был известным украинским поэтом-самородком и на его стихи Глинка написал две песни. А её тётка Анна Петровна была верным другом и женой художника Н.Н.Ге и для Надежды был родным их дом в Плисках, также как было огромным их влияние на формирование её личности.
Н.Забела окончила Киевский институт благородных девиц с большой серебряной медалью, а с 1885-го по 1891 г. училась в С-Петербургской консерватории в классе знаменитой Н.Ирецкой, воспитавшей целую плеяду выдающихся певцов. Уже в консерваторские годы молодая певица привлекала внимание публики и музыкантов, участвуя в ученических спектаклях и концертах, в которых ей доводилось петь под управлением таких мэтров, как А.Г. Рубинштейн.
Сохранилось шутливое четверостишие А.К.Лядова, передающее его впечатление от пения Забелы в тот период:
Лишь только запела
Надежда Забела,
За сердце задела
И им овладела.
Вскоре после окончания консерватории, началась работа в театрах Киева, Тифлиса, Харькова, где молодая певица исполняла огромный разнообразный репертуар, включавший в себя партии от колоратурных и лирических до драматических.
С художником Михаилом Врубелем Забела познакомилась в Панаевском театре в Петербурге в конце 1895 года на постановке оперы Хумпердинка "Хензель и Гретель", где исполняла роль девочки-подростка Гретель, а Врубель появился в театре, чтобы вместо заболевшего Коровина сделать оформление спектакля. Он, ещё даже не разглядев как следует певицу, влюбился в её голос и её пение, ибо услышал те звуки, которые слышал внутренним слухом, когда создавал свои живописные работы.
Поразительно, что ещё до встречи друг с другом, их уже объединяли одни и те же темы и образы искусства: "Смерть Офелии" Берлиоза, партии Джульетты, Маргариты и Тамары были часто исполняемыми в репертуаре Забелы, в то время как Врубель создаёт работы: "Гамлет и Офелия", "Сцена на балконе" и "Сцена на кладбище" (Джульетта), цикл иллюстраций к "Демону"(Тамара), университетские рисунки к "Фаусту" и позже панно "Фауст и Маргарита", "Снегурочка на фоне снежных сумерек" (это было "предвосхищение" - Снегурочка Забелы появилась позже).
Невольно возникает мысль о том, что они мистическим образом уже были судьбой "назначены" друг другу. Их свадьба состоялась в июле 1896г. в Швейцарии. Врубель говорил сестре Забелы, Е.И.Ге, что "если бы она ему отказала, он лишил бы себя жизни."
С этих пор она - Муза художника, его "Принцесса Грёза", а его влияние не только на облик певицы в исполняемых ею ролях, но на само сдержание её искусства невозможно переоценить.
С 1897 года они вместе начинают работать в Частной опере С. Мамонтова, где родились их лучшие творческие создания в оперном театре.
Забела дебютирует в партии Маргариты в "Фаусте", тогда и появляется панно "Фауст и Маргарита". В начале сезона поёт Ольгу в "Псковитянке" всместе с Шаляпиным и получает высокую оценку Стасова. А затем готовит партию Волховы к премьере "Садко". Врубель принимает активное участие в постановке и в создании образа Морской царевны.
30 декабря 1897г. Забела впервые выступает в этой партии, её волнение усиливает тот факт, что на премьеру приехал автор. Но страх был напрасен: уже после второй картины Римский-Корсаков пришёл за кулисы и она "получила полное от него одобрение". Более того, он услышал в её пении идеальное воплощение своих героинь, она стала подлинно "корсаковской" певицей и все последующие сопрановые партии - Марфа, Царевна-Лебедь, Царевна Ненаглядная Краса - Н.А. писал именно в расчёте на исполнительские данные Забелы. Ему нужно было особое "лирическо-колоратурно-драматическое" сопрано для этих героинь. Оставшаяся запись Колыбельной Волховы многое может сказать нам. Поражает её звучание на словах "Баю-бай", напоминающее грудной стон, и кажется не похожим ни на что из записанного кем бы то ни было позже.
Критика писала:"Такая артистка принесёт счастье русскому искусству!"
Вся культурная общественность следила за тем, что происходит в театре Мамонтова.
В начале 1900г. О.Л. Книппер-Чехова пишет в письме А.П.Чехову о своём посещении "Царской невесты": "...Как прекрасно и просто поёт и играет Забела. Я так хорошо плакала в последнем акте - растрогала она меня. Она удивительно просто ведёт сцену сумасшествия ....Весь образ Марфы полон такой нежности, лиризма, теплоты - просто из головы у меня не выходит. Опять пойду её слушать!"
В Частную оперу в качестве капельмейстера был на какое-то время приглашён Рахманинов, поставивший и музыкальную часть на недосягаемую высоту. Он тоже ценил дарование Забелы, иногда аккомпанировал ей в концертах и посвятил свой романс "Сумерки".
У Римского-Корсакова образ певицы ассоциировался с тональностью ЛЯ-мажор ("весенней") и в письмах он желал всегда "оставаться в ля-мажоре". Сам он не только писал для неё и любил её пение, но очень по-доброму к ней относился, старался помогать ей в "отстаивании себя" у дирекции.
Казалось бы, более счастливой и содержательной жизни в искусстве нельзя себе представить, но цена расплаты за это счастье была непомерно высока. Знакомясь с историей этой жизни, поневоле вспоминаешь строчки Арс. Тарковского о том, как "судьба по следу шла за нами, как сумасшедший с бритвою в руке".
В 1901 г. у Врубелей родился сын. Родился с врождённым дефектом, называемым "заячьей губой". Это произвело неизгладимо тяжёлое впечатление на Врубеля. Вскоре начинаются тяжелейшие приступы его болезни и Надежде Ивановне приходится то думать, как бы допеть сезон и уехать куда-нибудь с сыном, то решаться на то, чтобы поместить мужа в клинику.
В 1903-м их единственный сын Саввушка умирает.
"Право, я не знаю, как жить, за что уцепиться." - пишет она в письме Римскому-Корсакову.
В Частной опере финансовое положение часто меняется и иногда артистам совершенно перестают платить, а значит - жить не на что. В 1904-м умирает её мать, затем совсем закрывается Частная опера. В течение какого-то времени Римский-Корсаков, Зилоти и ещё некоторые друзья ходатайствуют о месте для Забелы в Мариинском театре, но безуспешно - там слишком много певиц и она не нужна императорской сцене.
Наконец, она обращается с просьбой к императрице и с сезона 1904-1905 года её принимают в Мариинский театр из сострадания к ней и её бедному гениальному мужу, к которому в высших влиятельных кругах было неоднозначное отношение: были те, кто считал его громадным талантом и нужным (именно его, а не Забелу) императорской сцене, другие считали "декадентом", у которого в живописи "болезненная нота" и говорили, что нужно опасаться привлекать "декадентов, к тому же признанных ненормальными".
Между тем, у него случались всё новые обострения, а вскоре к художнику ещё и начала подкрадываться слепота. Всё это не могло не сказываться на нервном и голосовом состоянии Забелы - ещё в начале её работы дирекция считала, что её голос хорош, но мал для Мариинской сцены, а когда под воздействием всех обстоятельств его звучание стало хуже, дела стали совсем плохи.
В 1907 году ушёл из жизни Римский-Корсаков.
В 1910-м умер Михаил Александрович Врубель.
Надежда Ивановна много пела в концертах. Но её здоровье, нервная система были подорваны.
Она умерла 21.06. 1913.
Так они трое ушли - один за другим через три года.
Первая "Царевна русской оперной сцены", "Принцесса Грёза", воплотившая в своём творчестве сказочный, ирреальный мир, отмеченный при этом необыкновенной теплотой, человечностью и одухотворённостью, она растаяла как её Снегурочка, растворилась в природе, оставив нам историю своей жизни, которая кажется каким-то трагическим сном. Трагическим и прекрасным.
( Материал был опубликован впервые 1 апр 2018 "QUI la VOCE" во "ВК с прилагающимися двумя уцелевшими записями 1909 года)
Свидетельство о публикации №225040901455