Глава 2. 2

ДЕРЗОСТЬ ПОДЧИНЕННОГО

Мир справедлив,
несправедливость в умах человека…
(Пословица)

Служба в милиции, а тем более в уголовном розыске, не всегда и не для всех проходила гладко. Виктору Ивановичу Бокову приходилось испытывать моменты сложных взаимоотношений с руководством Сыктывкарского ГОВД. Природная  честность, открытость и добросовестное отношение к порученным делам, преданность своей профессии помогали  ему выходить из самых сложных ситуаций. Он не раз убеждался в истине известной фразы: «Сила в правде». Об этом следующая история.

Линия «02»

В 1975 году в Сыктывкарском городском отделе внутренних дел сложилась напряженная обстановка. Личного состава не хватало во многих службах, а работы для ведущих подразделений имелось в избытке.  Всем сотрудникам столичной милиции приходилось нелегко, но операторам дежурной части, молодым женщинам,  труднее всего. Они выслушивали по телефону и крики о помощи, и  нецензурную брань, и пьяные выплескивания душевных мук, как от женщин, так и от мужчин.

Порою подростки  пытались «пошутить», сообщая о «страшных» событиях. Не все женщины выдерживали нахождение в мужском коллективе, в накуренном помещении, с шумом постоянно работающей радиосвязи, диких выкриков пьяных задержанных лиц из соседней комнаты административно задержанных.

 Кроме этого, никому из них не хотелось  на сутки отрываться от своих маленьких детей, поручая заботу о них своим родственникам. Такая изнуряющая круглосуточная работа выматывала и опустошала женщин морально и психологически. Они увольнялись, если перейти в другую службу не представлялось возможным. По этой причине желающих работать  оператором линии «02» в отделе внутренних дел города не находилось. 

 Нехватка   нарушала и без того неспокойную работу дежурной части. В  сложной ситуации, сложившейся в дежурной части, начальник столичной милиции Лев Николаевич Сахно попытался принять волевое решение. Не  придумав ничего лучшего, он решил перевести сотрудницу канцелярии Ларису Бокову на должность  оператора линии «02». Чтобы повлиять на сотрудницу, начальник пригласил к себе в кабинет её мужа, Виктора Ивановича, молодого инспектора уголовного розыска группы по делам несовершеннолетних.

Выговор не за что

Разговор Виктора Ивановича с начальником не задался с самого начала. Сахно, что называется, «напирал» на Бокова, угрожая ему и его жене будущими проблемами на службе. Оперативник не стал бы перечить начальнику, но вставал вопрос о предоставлении места в детском саду для его маленького ребенка. Их родственники жили в Астрахани, отставить дочь некому.

Сахно это понимал, но устроить ребёнка не обещал. Как начальник, который должен решить проблему любой ценой, он упорно настаивал на своем. Не выдержав подобного давления, Виктор Иванович позволил себе дерзость заявить, что до тех пор, пока не  появиться место в детском саду для его дочери, его супруга не даст согласия на перевод в дежурную часть. После этого категорического заявления, он, не дожидаясь разрешения, вышел из кабинета.

Реакция начальника не заставила себя долго ждать. На следующий день приказом   Бокову объявили выговор. по явно надуманному основанию. Виктор Иванович, понимая, что действия начальника продиктованы безвыходностью в решении проблемы, отнесся к выговору, если не с улыбкой, то, во всяком случае, без обиды. Трудно усомниться в том, что такая, беззлобная и простодушная реакция Виктора Бокова на несправедливое наказание, привела к тому, что выговор продержался не больше недели.

Реабилитация

Не прошло и трех дней после выхода приказа о наказании Виктора  Бокова, как в дежурную часть милиции поступило сообщение о разбойном нападении на магазин «Булочная», на улице Коммунистической, недалеко от кинотеатра «Парма». Продавец сообщила, что после обеда в магазин зашел высокий худощавый парень, на вид лет 16-17, одетый в темную куртку, с  серой кепкой на голове, низко посаженной на лоб, до самых бровей. Угрожая большим кухонным ножом, молодой человек  забрал всю дневную выручку из кассы. 

Дежурный столичной милиции  Александр Шидьюсов, получив от оператора линии «02» Елизаветы Порошкиной листок с содержанием сообщения о разбойном нападении и приметами подозреваемого, по радиосвязи ориентировал все экипажи милиции, находившиеся в то время в городе. Сотрудники милиции  «прочесали» весь район совершения преступление, но обнаружить подозреваемого ни на ближайших улицах, ни во дворах домов  не удалось.

На место происшествия выехала оперативно-следственная группа, в которую, в том числе, вошли инспектора уголовного розыска Анатолий Тимушев и Виктор Боков. Дежурный следователь Владимир Жуля и эксперт-криминалист Александр Томов приступили к осмотру места происшествия. Кинолог со служебно-розыскной собакой пытались «взять» след преступника, но из-за отсутствия исходного материала,  эта попытка оказалась безрезультатной.

Виктор Боков и Анатолий Тимушев,  уточнили у продавца известные ей приметы грабителя и ушли. На улице Боков сказал Тимушеву, что человек с такими приметами похож на одного парня, который состоит на учете в группе по делам несовершеннолетних. Его зовут Василий Попов, а проживает он по улице Димитрова в доме, расположенном за гостиницей «Сыктывкар».

Номер дома Боков никак не мог вспомнить, но сказал, что на месте вспомнит и дом, и квартиру. Боков и Тимушев пришли к интересующему их дому. Василий Попов жил в первом подъезде дома на третьем этаже вместе с родителями и старшей сестрой. Поднимаясь по лестнице, Тимушев сказал коллеге, что у того  зрительная память, как у настоящего оперативника, на что Боков только улыбнулся.

Подушка-кошелек

Оперативники подошли к двери квартиры семьи Поповых. Она оказалась заперта. Виктор Иванович нажал на звонок, и вскоре дверь открыла сестра Василия Попова. Боков и Тимушев, показав служебные удостоверения, зашли в квартиру, и тут же спросили, где сейчас её брат. Она глазами показала на закрытую дверь комнаты брата и ушла на кухню. 

Оперативники зашли в комнату Попова. Он сидел на кровати, держа в руках подушку. От неожиданного появления в комнате работников уголовного розыска он вскочил и резко бросил подушку на кровать. Такая реакция Попова на их внезапное появление навела Виктора Ивановича на мысль, что подушку он мог использовать в качестве своеобразного «кошелька».

Боков усмехнулся своей догадке, жестом руки показал Попову, чтобы он сел на кровать, и  сказал: - «Садись Вася, садись! Привыкай сидеть, скоро тебе придется не один год отсиживать. Сам достанешь деньги из подушки, или вместе её в милицию понесём?». У Попова ноги, словно, подкосились. Он рухнул на кровать и закрыл лицо руками. Тимушев остался с ним в комнате, а Боков вышел на кухню к сестре Василия выяснить, где ближайший телефон. Она сказала, что можно позвонить от их соседей по лестничной площадке. 

Виктор Иванович позвонил оперативному дежурному и попросил прислать автомашину, чтобы доставить в отдел милиции подозреваемого в разбойном нападении на магазин «Булочная». Попутно Александр Шидьюсов сообщил ему, что начальник милиции уже поставил всех «на уши». Ему непрерывно звонили из министерства, из горисполкома и горкома партии. Такого дерзкого нападения средь бела в городе дня давно не совершалось. Руководство  города было обеспокоено происшествием. Начальник уголовного розыска Бихерт срочно собрал личный состав в своем в кабинете на совещание. 

 Виктор Боков вернулся в комнату Попова, где он сидел на кровати, закрывая лицо руками. Боков подошел к Попову, положил руку на его голову и сказал, что чистосердечное признание и полное раскаяние в совершённом преступлении его может спасти. "А деньги придется вернуть в магазин, давай, доставай их из подушки и клади в   карман", добавил он. Попов, молча и нехотя стал доставать мятые купюры и складывать их в карманы брюк. Автомашина дежурной части приехала быстро.

Торжество справедливости

 Оперативно-следственная группа уже вернулась с места происшествия и ждала, когда привезут подозреваемого в этом нашумевшем во всём городе разбойном нападении. В отделе милиции во время досмотра деньги у Попова изъяли, а нож, с которым Попов ходил «на дело», впоследствии обнаружили и изъяли в его квартире на кухне. Им оказался обычный кухонный нож с длинным лезвием и деревянной рукояткой.

Начальник отдела внутренних дел с удовольствием и нескрываемой гордостью докладывал вышестоящим инстанциям о раскрытии тяжкого преступления по «горячим следам». 

На  следующий день очередным приказом «… за профессиональное мастерство…» с Бокова сняли выговор.


Рецензии