Смоктуновский
Я много писал о директоре Павлодарского театра,
который взял меня с улицы в профессиональную труппу….
О его замечательной идее приглашать известных
Советских Актёров сыграть с нами в нашем репертуаре….
Разумеется, там у себя, в Москве и Ленинграде,
знаменитости играли те же названия и роли знали,
пара-тройка репетиций с нашими Артистами
и можно было выходить на зрителя….
Сейчас вспоминаю, пишу и сам себе не верю….
У нас шёл «Иванов» Чехова и по театру прошёл слух,
что директор, Геннадий Василич, ведёт переговоры
со Смоктуновским, чтоб приехал сыграть в нашей постановке…
Я пишу «с нами», «в нашей», а сам был только принят в труппу
и занят ещё нигде не был, зато я уже мог заходить в театр
со служебного входа и незаметно присутствовать на репетициях,
что я и делал, когда Иннокентий Михалыч действительно приехал…
Что для нас был тогда Смоктуновский - передать невозможно….
Это сейчас все сплошь Гении, Великие и снимаются,
исключительно, в Шедеврах….
Затаскали, обесценили слова….
Иннокентий Михалыч же в Советском Искусстве был одним
из немногих, кого при жизни называли Гением и это ни у кого
не вызывало тошноты, кроме коллег, разумеется….
Тихонько наблюдая за репетициями я получал сразу два урока,
Актёрского мастерства и Человеческого отношения к партнёрам
при такой-то статусности….. Никакой звёздности….
Предельно уважительные, профессиональные отношения….
Честно признаюсь, я тогда мало что понимал в профессии,
а вот что меня по настоящему заворожило, это его руки,
точнее кисти, с какими-то совершенно бесконечными пальцами…
До сих пор помню эпизод, где у него практически нет текста
и он во время действия своих партнёров сидит на стуле
в глубине сцены взъерошив волосы и охватив голову руками….
Я не мог оторваться от этих выразительных, длинных пальцев….
Я мало что помню о спектакле, я помню, что в висках
всё время стучало - Господи, это же Смоктуновский,
СМОКТУНОВСКИЙ !!!…….
Когда все спектакли были отыграны, мы, естественно,
устроили проводы, накрыли стол, собрался весь театр,
я на правах штатного Актёра тоже был допущен
и получил ещё один урок…..
До этого я наблюдал за Иннокентием Михалычем в работе,
репетиции, спектакли, а сейчас было обычное застолье…
И я стал свидетелем такого эпизода….
Одна из наших Актрис, весьма экзальтированная Дама,
такая, знаете, Актриса Актрисовна, подсела к Смоктуновскому
и стала спрашивать - Иннокентий Михалыч, там в одном эпизоде,
где у Вас большая зона молчания, у Вас такое лицо,
НУ ТАКОЕ ЛИЦО, а какой внутренний монолог в этот момент
у Вашего героя,как Вы этого добиваетесь, о чём Вы думаете ?!….
Она, очевидно, рассчитывала на какой-то заумный ответ
про «зерно роли», о сверхзадаче персонажа, о создании образа…
Но Смоктуновский ответил быстро, коротко, по существу
и без малейшего намёка на шутку:
- Я ВСПОМИНАЮ ТАБЛИЦУ УМНОЖЕНИЯ !!!….
Актриса открыла рот, как рыба на песке и не издала ни звука…
В её глазах читалось, что Мир рухнул, какую таблицу,
а как же СтаниславскЫй, как же школа переживания….
Но от себя добавлю - Для гуманитария вспомнить таблицу умножения,
особенно если после окончания школы прошёл не один десяток лет,
задачка та ещё, там такие будут муки на лице, Мама не горюй….
Но тогда пропадают все мифы о нашей профессии….
А как же быть коллегам, которые любят во всё это поиграть, ну знаете:
- Не трогайте меня, я ещё в образе !!!….
Всё вот это наносное, фальшивое,
не имеющее к профессии никакого отношения….
Есть известное всем высказывание Шекспира, которое в нашей среде
дополнено профессионалами со знанием дела:
Весь Мир театр, а люди в нём актёры,
КРОМЕ НЕКОТОРЫХ АКТЁРОВ...)))
Иннокентию Михалычу не надо было ничего из себя корчить,
он выходил на сцену или появлялся в кадре
и публика мгновенно была загипнотизирована,
а как Он этого добивался вам знать необязательно,
необязательно и даже вредно….
ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ !!!……
цАлуюЖуманов…
Свидетельство о публикации №225040901546