Тетя Мария жизненный путь, особая судьба

Тетя Мария– жизненный  путь, особая судьба
Тетя Мария родилась 7 апреля 1919 года, была долгожданным  и желанным ребенком в семье дедушки Эйхерт Августа Яновича и бабушки Марии Митрофановны. После рождения трех сыновей они мечтали о дочери и, по рассказам моего отца, относились к ней с особыми чувствами любви и нежности, назвали Марией в честь ее мамы и, как оказалось, им суждено было  прожить вместе   всю жизнь.
Дедушка Август был разнорабочим пристани и порта города Херсона, не имел высоких заработков, и семья переживала все те трудности, которые испытывали люди на этапе завершающейся Гражданской войны. Бедность, нехватка самого  необходимого - продуктов питания, одежды, не обходили стороной болезни.
В 1927 году Мария поступила в среднюю школу, которую окончила в 1937 году.  Ее трудовой путь начался в октябре 1938 года  на  пристани Херсонского порта в должности деловода,  по-русски делопроизводителя. В 1940 году она окончила курсы Днепровского пароходства и работала на ответственной должности техника – диспетчера пристани Херсонского порта.
В это время произошло важное событие и в ее личной жизни.   Она познакомилась со студентом  одного из институтов города, темноволосым красивым юношей. Между ними возникла  страстная любовь. Они мечтали создать семью, строили планы на будущее, но этому не суждено было сбыться. В первые дни Великой Отечественной войны он  был призван в армию и погиб. На фотографии своего любимого Мария  написала горькие, берущие за душу слова: «У меня был ты. У меня была любовь. Мы были счастливы. Но ты погиб, и я уже никогда не буду счастливой». Она была однолюбка, человек строгих нравов и принципов, не вышла замуж, так как не встретила того, кто был бы достоин ее первого избранника, достоин высокого измерения настоящей любви. Известно, что у тети Марии был мужчина-друг с романтическим именем Аксамит, доверительные отношения с которым не стали судьбоносными и не привели к созданию семьи.

В августе 1941 года Мария эвакуировалась в Карагандинскую область Казахстана и до конца войны работала мастером ОТК шахты Федотовского пласта. 
После окончания войны бабушка Мария, ее  сестра, моя двоюродная бабушка Татьяна и тетя Мария с нашей семьей  в ноябре 1946 года из эвакуации переехали в Ставрополь.  Вместе с нами они прожили несколько месяцев  на частной квартире на улице Серова и в 1947 году  вернулись на родину,  в Херсон. В 1949 году, работая плановиком-экономистом на заводе имени Петровского, тетя Мария нашла в этой профессии  свое призвание. В 1957 году она заочно окончила Одесский кооперативный техникум  и, будучи дипломированным специалистом,  работала в этой должности в горторготделе,  горторгтрансе и горпромторге города Херсона до ухода  на пенсию. 
В конце августа 1980 года мы с сыном Андреем, которому в тот момент исполнилось восемнадцать лет, выехали на отдых в Евпаторию  Он перешел на второй курс факультета машиностроения Ставропольского политехнического  института, успешно  прошел производственную практику на Ставропольском заводе автоприцепов и находился на студенческих каникулах. На пути в Крым сделали остановку в Херсоне и в течение пяти дней побывали в гостях у бабушки и тети. Они жили в центре города в старом доме с деревянными верандами в маленькой однокомнатной квартире. Встретили нас без восторженного чувства радости, как ожидалось. Приветствуя и пожимая руку Андрею, и внимательно его разглядывая, неожиданно сказали несколько разочарованно: «Не наша порода». Мы растерялись, не зная что ответить. Все мужчины по линии отца были как на подбор рослыми и крупными, а тут — невысокого роста худощавый парнишка. Но, заметив наше смущение, тут же смутились сами, тепло обняли нас и проводили в комнату. А позже, распивая привезенное нами душистое и сладкое «Прасковейское» вино, разговорились и расчувствовались, как самые близкие и дорогие родственники.
Каждый день мы посвящали знакомству с достопримечательностями города, а по вечерам собирались на маленькие застолья с ароматным сладким ставропольским вином. Бабушка и тетя делились своими воспоминаниями, а мы рассказывали о нашем житье-бытье.

 В первый день на катере мы с Андрюшей совершили поездку в Голую пристань. Это был  поселок городского типа, центр одноименного района и курорт, славящийся своими грязевыми лечебницами, популярный туристический маршрут. Голая пристань для нашей родословной была примечательна тем, что когда-то после создания молодой семьи  там жили мои родители. Отец работал в профсоюзном комитете,  мама в комитете комсомола речного порта.
На обратном пути от усилившегося волнения   реки   Андрюшу укачало на катера, его подташнивало. Бабушка и тетя встретили нас после возвращения как успевшие соскучиться близкие родственники, но обеспокоились тем, что Андрей бледный, не в настроении. «Тебя, наверно, укачало, тебе плохо? - стали расспрашивать его  и успокоили нас: «Поедите, отдохнете, и все пройдет». Стол уже был накрыт, и мы с жадным аппетитом поели наваристый суп, домашнее мясное рагу и насладились сладким ароматным арбузом.  А потом состоялся душевный разговор  с воспоминаниями и рассказами о сегодняшней жизни.
В этот раз бабушка поделилась с нами своими воспоминаниями о старшем сыне, моем отце и дедушке Андрюши. «Витя был очень активный, командир,  братья его всегда слушались. Очень заботливый, делал все, что было необходимо для семьи, много помогал нам, родителям. Ему было  10 лет, когда я заболела холерой. Вызвали врача, Витя присутствовал, когда тот назначал лекарства, рассказывал о том, что можно и что нельзя есть при этом заболевании. Все это он запомнил, и спас меня. А получилось так, что я приготовила пищу, которая могла усилить расстройство желудка и привести к печальным последствиям.  «Тебе нельзя это есть, ты можешь умереть»,-возмутился он. Взял и выбросил эту пищу на мусорку. Бабушка сказала нам, что гордится своим сыном, что он был известным журналистом, работал заведующим сельхозотделом Херсонской и Николаевской областных газет. С гордостью  рассказывала также  о других сыновьях, моих дядях Георгии и Сергее, а больше всего о старшем сыне Викторе. С особой теплотой говорила она о тете Марии, единственной и любимой дочери. Каждый вечер мы проводили у телевизора, смотрели программу «Время», художественные фильмы, футбол, музыкальные передачи.
На следующий день мы с Андрюшей побывали в краеведческом музее города. Чтобы настоящие и будущие читатели этих мемуаров имели более конкретные представления  о моем родном городе, я включил краткие сведения о нем, взятые из публикаций в интернете. 
Херсон был основан в 1978 году, на один год позже Ставрополя, по указу Екатерины второй. Первым генерал-губернатором был назначен князь Григорий Потемкин. Он определил место для строительства города, крепости  и верфи в нижнем течении Днепра - урочище Александр-шанц. В 1783 году в Херсон для ускорения строительства кораблей был направлен капитан второго ранга Федор Ушаков. Под его руководством в сентябре того же года со стапелей адмиралтейской верфи был спущен на воду первый большой 66-пушечный корабль, первый линейный корабль Черноморского флота России «Слава Екатерины». Херсону было суждено стать колыбелью и первой базой Черноморского флота. В городе напротив зданий мореходного училища установлен памятник великому русскому флотоводцу Ф.Ф. Ушакову
 Установлен также фрегат-памятник первым русским корабелам, являющийся одним из символов Херсона.
В течение четырех лет строительством укреплений города руководил  великий русский полководец А.В. Суворов, который командовал  войсками, осуществлявшими защиту Херсона. В городе ему установлен памятник.
В тот же день мы посетили Херсонский областной художественный музей, размещенный в здании бывшей городской Думы, одном из красивейших в городе, являющегося своего рода визитной карточкой Херсона. По данным интернет-сайта, к 2000 году его художественная коллекция насчитывала свыше 10 тысяч экспонатов украинских и русских художников. .Среди них  есть картины И.К. Айвазовского, К.Е. Маковского, В.Д. Поленова, И.М. Крамского, О.К. Саврасова и других выдающихся мастеров живописи.
После посещения главных музеев города мы направились в Татьянинскую церковь, где  прошло венчание дедушки Августа Яновича и бабушки Марии Митрофановны, и они стали мужем и женой. Копия выданного им свидетельства о браке хранится в нашем семейном архиве. Оказалось, что в период атеистической кампании церковь была закрыта, и в ней был открыт филиал исторического музея, 
размещены экспонаты о  прошлом и настоящем города и  его жителей. Знакомясь с ними, мы вспомнили хранящиеся у нас фотографии, запечатлевшие волнующий момент венчания родоначальников нашей большой семьи.
Вечером мы побывали в гостях у родственника Годзиковских, бывшего пограничника, майора пограничных войск Константина Макеева, которого можно, наверное, считать двоюродным дядей. Он был знаком с моими родителями, и решив с нами познакомиться, пригласил нас через тетю Марию, с  которой они дружили и часто общались. Это был высокий крупный мужчина, можно сказать богатырского телосложения, у которого, судя по его разговору, манере держаться и поведению чувствовалась многолетняя школа армейского офицера.
Макеев Константин – сын двоюродной бабушки Годзиковской Таисьи Митрофановны, двоюродный дядя,                майор пограничных войск Дальневосточного пограничного округа. За годы службы был награжден двумя орденами Красной Звезды и медалями.
Он позвал нас к столу, на котором вместе с закуской была выставлена  бутылка херсонской водки, считающейся одной из лучших в украинской торговой сети. На правах хозяина дядя Константин произнес тост за знакомство и встречу и наполнил четыре рюмки. Мы выпили, закусили и вскоре повторили в меру своих возможностей, после чего пошел непринужденный и душевный разговор. Он рассказал о том, что служил в пограничных войсках на Дальнем Востоке на границе с Японией и Китаем. Гордился тем, что в одном пограничном отряде  с ним служил  прославленный пограничник  Никита Карацупа, задержавший за годы службы со своими знаменитыми служебными собаками свыше трехсот нарушителей, шпионов и диверсантов. За выдающиеся заслуги в охране государственной границы уже после увольнения из армии он был удостоен звания Героя Советского Союза, жил в Москве, работал в музее пограничной службы СССР. По просьбе дяди Константина я рассказал  о нашей семье, родных и близких. Он недоумевал, почему за столько лет мы ни разу не были у него в гостях, а вот моя сестра Людмила с детьми Леной и Сергеем летом несколько раз отдыхали  на его даче.  Сказал, что будет рад, если мы приедем к нему на отдых во время летнего отпуска и каникул. Он рыбак, у него есть моторная лодка, которая хранится в построенном им на побережье гараже в гаражном кооперативе рыбаков. У нас будет возможность совершать ежедневные прогулки по реке, посетить расположенные поблизости от Херсона достопримечательные места. Можем порыбачить, выехать на охоту. В городе его знают не только как заядлого рыбака, но и охотника. Мы с Андреем поблагодарили дядю Константина за гостеприимство и за приглашение, но было понятно, что нам не удастся им воспользоваться.
Утро  следующего  дня у нас с Андреем началось необычно.  Мы проснулись от того, что услышали, как кто-то, гремя ключами, открывает двери и входит в квартиру, нашептывая  что-то друг другу. Это были бабушка и тетя. Они встали пораньше, сходили на рынок, купили арбуз, фрукты, овощи и успели вернуться домой, когда мы еще спали.  Нас не позвали, видимо, пожалели, проявили свое гостеприимство. хотя мы высказывали желание посетить херсонский рынок, славящийся арбузами, дынями и овощными культурами. Это было удивительно, ведь бабушке тогда уже исполнилось 92 года, тете Марии 69 лет. Бабушка Мария, несмотря на свой возраст, сохранила стройную фигуру, хорошую память, ясность ума, вела довольно активный образ жизни, ходила вместе с дочерью в магазины за покупками, на прогулки по городу, каждый день смотрела    информационные программы телевидения, художественные фильмы, телеспектакли, телепередачи о здоровье и на другие интересные для нее темы. Она умерла 25 августа 1986 года в возрасте 98 лет. Выдающийся рекорд долгожительства в нашей большой семье.
Последние два дня пребывания в Херсоне мы провели в прогулках по городу для знакомства с его достопримечательностями, побывали на рынке, в парке. Экскурсоводами были бабушка и тетя Мария. Они выбирали наиболее интересные и важные маршруты и объекты для наших экскурсий, старались подробнее о них рассказать. Продолжительную остановку сделали возле мореходного  училища, осмотрели памятник основателю города Григорию Потемкину. Бабушка с гордостью говорила о том, что училище перед войной закончил ее сын Георгий,  стал судовым механиком, Вспоминая эти годы, она отмечала, что он был скромный, добросовестный, ответственный и надежный.  До войны он работал судовым механиком на ледоколе «И. Сталин», самом большом ледоколе страны, который участвовал в экспедициях в Арктике В годы войны дядя был призван в армию, служил старшим механиком ледокола «И.Сталин»  руководил ремонтом поврежденного при фашистской бомбардировке машинного отделения корабля и был награжден орденом Красной звезды. Вечером бабушка показала нам книгу, в которой был напечатан очерк о подвиге, совершенном ее сыном.
Большой интерес у нас вызвал фрегат - памятник, построенный в виде трехмачтового парусника в честь первых корабелов Черноморского флота. До конца дня мы погуляли в одном из городских парков, прошлись по нескольким улицам до дома, где жили бабушка и тетя Мария.
Утром следующего дня произошло важное для меня событие. Мы побывали у дома по адресу Кошевой спуск, 4, где я родился и где жила наша семья. Об этом, мне рассказала двоюродная сестра Нэлля Лобода, Василенко, по мужу Пруцакова.  Ей было восемь лет, после окончания первого класса она на летних каникулах гостила  у моим родителей и стала одной из первых свидетелей моего рождения. У мамы уже были первые схватки, но она не успела вызвать скорую помощь. Это сделал кто-то из находившихся с ней родственников. Скорая приехала очень быстро.  и медики успели принять роды.  С громким криком я появился на свет. «Мальчик, - сказала акушерка,- поздравляем». Мама заплакала от счастья и сказала: «Беленький». Спустя много лет я понял смысл сказанного ей, когда она впервые увидела сына. По линии отца большинство родственников были  темноволосые и кареглазые, как и моя старшая сестра Людмила.  По линии мамы – светловолосые и голубоглазые, и вот появился я беленький, голубоглазый.
 После войны дом был присоединен к расположенному в соседнем дворе  детскому саду, а впоследствии   использовался как частная квартира. Осмотреть его мы не могли, так как он находился  за высоким забором и железными воротами, за которыми видна была только крыша здания.  Бабушка и тетя Мария расчувствовались и прослезились, ведь с этим домом были связаны важные события и многие годы их жизни, жизни других родственников.
После этого мы спустились к Днепру, прогулялись по набережной, побывали на пристани, в порту, где работали дедушка Август и тетя Мария и с которыми были связаны годы и десятилетия многих наших херсонских родственников. Это была наша последняя прогулка по достопримечательным местам города.
Вечером бабушка и тетя Мария  устроили ужин, к которому приготовили свои фирменные блюда, а мы раскупорили последнюю бутылку ставропольского  марочного вина «Прасковейское». Этот ужин стал прощальным итогом нашей поездки в Херсон. Мы с Андреем поделились  впечатлениями от посещения достопримечательностей города, поблагодарили за гостеприимство, пожелали здоровья и долголетия. Бабушка и тетя сказали о том, что давно мечтали о такой встрече, что мы стали ближе и роднее друг другу. 
Утром мы встали рано и собрались, чтобы не опоздать к поезду. После завтрака, перед расставаньем по желанию бабушки посидели на дорожку и стали прощаться. Все загрустили, растрогались. Бабушка и тетя расчувствовались, заплакали, обнимая нас. От первого впечатления при встрече не осталось и следа — мы давно поняли что, может быть  и не очень похожи внешне, но всё - таки самой что ни на есть «одной породы». Провожать нас на вокзал не поехали, сказали: «Дальние проводы – лишние слезы». Это расставание с дорогими и родными людьми мы вспоминаем всегда с большой грустью.
Последняя моя встреча с тетей Марией произошла в июле 1987 года, когда мы с женой Нэллой во время отпуска приехали в Подольск в гости к дяде Сергею. Год назад умерла ее мама, бабушка Мария, с которой они прожили неразлучно всю жизнь, и она, никак не могла оправиться от этой тяжелой потери в тоске и одиночестве. Позвонила дяде Сергею, который отреагировал, как всегда быстро: «Приезжай в Подольск, будем очень рады». И действительно, как нам рассказал дядя Сережа, он вместе с дочерью Аллой каждый день делали так, чтобы тетя Мария хорошо отдохнула и поправила свое здоровье. Вместе с ней гуляли по городу, бывали в достопримечательных местах, парке и других красивых уголках природы. Конечно, магическое воздействие оказал на нее дядя Сережа, остроумный, обладающий привлекательным чувством юмора, умеющий понять волнения и переживания человека, помочь снять напряжение и  вселить уверенность в преодолении возникших трудностей.
Мы с Нэллой в этом убедились, когда приехали в Подольск и встретились с тетей Марией после ее недельного  пребывания на отдыхе. Мне она показалась такой же бодрой, активной, и жизнерадостной, как в Херсоне семь лет назад.
Тетя Мария умерла 6 июля 1999 года в возрасте 80 лет.

Юрий Василенко, член союза журналистов России.


Рецензии