Роми
И после этой трагедии она каждый вечер делала на ужин свой смертельный «коктейль» из бутылки бордо, снотворного и транквилизаторов. Пережив сына всего на 11 месяцев, она днем снималась в этом фильме, ночью бродила по отелю, ища Давида, и днем устраивала истерики на съемочной площадке, пугая коллег по фильму. А дома ее последний партнер Лоран Петен находил на зеркале надписи губной помадой «Отдайте мне сына». По сути это была мучительнейшая агония, которая длилась с момента гибели сына до ее собственной смерти. В этот период единственный человек, которого Роми подпустила к себе, не считая Петена, был Ален Делон. Он пытался помочь Роми, своей первой любви, которая, по его словам, была такой красивой и такой несчастной после всех этих ужаснейших ударов судьбы.
Сломленная навсегда любовью к Алену Делону и разрывом с ним, она так и не была больше счастлива по-настоящему, за исключением любви к своим детям, хотя это другое. Сына Роми любила бесконечно, это был ее главный подарок и утешение в жизни. По ее словам, после рождения Давида она начала жить с момента расставания с Делоном. Также обожала свою маленькую дочь Сару от Бьязини, но это была уже не Роми, особенно после смерти Давида. Про своего сына она сама всегда говорила: «Он будет любить меня до конца моих дней». И потеряла его, когда ему было 14.
К сожалению, зависимости и жизненные передряги испортили легкий и веселый характер Роми. Озорная и смешливая ранее Роми теперь часто скандалила на съемках и вступала в конфликт с другими актерами и режиссерами. Кто-то из коллег однажды ей даже сказал, что если бы не присутствие на съемочной площадке ее сына Давида, то он бы залепил ей пощечину. Интересно, кто же ей это сказал? Мне пока не удалось узнать кто это был.
Из-за желания понять личность Роми я прочитала ее дневник «Я, Роми Шнайдер» и книгу ее дочери Сары Бьязини «Моя небесная красавица». Сара потеряла мать в свои 5 лет и все, что она имеет, это нечеткие и часто недостоверные всполохи из памяти прошлой жизни, когда еще были живы Давид и Роми, и все свои переживания и страдания от потери мамы и брата она описала в своей книге, посвятив ее маленькой дочери. «Мама всегда со мной, даже в родильном зале», - пишет Сара, когда во время родов медперсонал узнал ее и вспомнил ее маму, знаменитую на всю Европу Роми Шнайдер. Сам Уолт Дисней назвал ее «самой красивой девушкой мира». Лукино Висконти считал Роми одной из самых гениальных актрис Европы. Гранд-дама французского кино 1970-х годов.
Больше всего из фильмов Роми мне понравились «Призрак любви», «Поезд», «Невинные с грязными руками», «Свет женщины», «Макс и жестянщики», «Главное - любить», «Старое ружье», «Прямой репортаж о смерти», «Сезар и Розали», «Простая история», «Банкирша», Групповой портрет с дамой», «Женщина в окне» и, конечно же, скандальный «Бассейн» с Аленом Делоном.
В «Старом ружье» я открыла для себя великолепнейшего Филиппа Нуаре. Фантастический талант, талантище просто! В такого грандиозного артиста влюбляешься раз и навсегда, покоренный силой его дара и харизмой.
Потрясающий фильм «Поезд», где Роми играет с Жаном-Луи Трентиньяном. Конец в этом фильме на разрыв сердца.
Отдельно мне очень понравился фильм «Призрак любви» с Марчелло Мастроянни. Можно смело назвать его фильмом ужасов, но бесконечно утонченным и жизненным.
Французский кинематограф, пожалуй, психологически самый тонкий и пронзительный. То, как снимал Клод Соте, друживший с Роми, это буквально подробнейшее пособие по человеческим душам, порокам и достоинствам. Но Соте никого не осуждает, Боже упаси. Он просто показывает нам нас. Мы все смотрим на самих себя со стороны в его картинах. Соте это Чехов в кинематографе.
С детства я люблю атмосферу французских фильмов 50-60-70-х годов. А это постоянно звучащее только у французов «Мадам, мадам». Я помню как романтично это звучало повсюду в аэропорту Парижа, когда я летела в Штаты с пересадкой во Франции в первый раз. Так же сотрудники аэропорта обращались и ко мне, когда я проходила таможенный контроль.
«Бассейн», где совершенная красота Роми расцвела в полную силу, был снят в 1969-ом. Фильм, который стал концом одного периода и началом другого в жизни Роми.
Помимо того, что в таких фильмах, как «Бассейн», интересно и теперь даже забавно смотреть как люди жили в эпоху без интернета и мобильных телефонов, и, наверное, поэтому так много курили и пили, что не знали чем еще занять руки и как убить время. Герои фильмов тех лет курят и пьют просто беспрерывно и наряду с любовными передрягами я переживала за их здоровье. Абсолютно все начинают курить едва проснувшись или пить натощак. В реальной жизни Роми пристрастилась к алкоголю именно во время жизни с первым мужем Гарри Майеном, когда сидела 2 года дома с их маленьким сыном Давидом. Была просто женой и любящей матерью.
Приведу здесь несколько цитат из газеты «Культура» с автором книги «Последняя жизнь Роми Шнайдер», писателем и киноведом Бернаром Паскюито от 31 мая 2018 года. Цитата первая: «Она стала пить, когда жила с Гарри Майеном в Германии. В их доме собирались актеры, причислявшие себя к андерграунду. Муж винил ее в своих неудачах. Роми мало снималась, скучала. Начала пить, чтобы забыться и хоть на несколько часов выбраться из депрессии. Это быстро вошло в привычку. Со временем без алкоголя она не могла сниматься и повторяла свою любимую присказку о вине: «Белое на красное — идет прекрасно. Красное на белое — гиблое дело». (Blanc sur rouge, rien ne bouge. Rouge sur blanc, tout fout le camp.) Дютрон, с которым Шнайдер снималась у Анджея Жулавского в ленте «Главное — любить», рассказывал, как они набирались до положения риз. Правда, это не помешало Роми получить премию «Сезар» за лучшую женскую роль.»
После «Бассейна» семейная жизнь Роми с Гарри Майеном пошла ко дну. Ведь все подозревали, а мировые таблоиды орали заголовками, что роман Делона и Роми вспыхнул с новой силой, ведь в этом вымышленном катарсисе своих героев они еще раз повторили свою собственную историю любви. Кроме того, их застали целующимися в аэропорту и эти снимки облетели все газеты. Делон, можно сказать, второй раз сломал жизнь Роми, когда пригласил ее сняться в этом фильме чтобы поправить свои не слишком блестящие на тот момент дела в кинематографе и вообще в жизни. У него был развод с Натали, проблемы с законом из-за подозрений в убийстве своего телохранителя, который его обокрал и соблазнил его жену, дружба с главарями мафии и связи с криминальными авторитетами, и много чего еще. Фильм выстрелил, но стоил Роми брака, поскольку Гарри не пережил свою ревность к жене. Но только спустя несколько лет, в 1975 году, они развелись и Роми снова стояла на распутье в поисках того, кто заменит ей Делона. Хотя к тому моменту уже состояла в отношениях со своим секретарем, шофером и в последствии даже сиделкой Даниэлем Бьязини. В 1979 году Гарри Майен покончил с собой, повесившись на шейном платке Роми. И она винила в этом себя, что не уделяла ему достаточно внимания и с эгоизмом востребованной и успешной суперзвезды ушла от слабого и никчемного мужа, устав от его постоянной ревности, скандалов, запоев по-черному, зависти к ее успеху и огромным гонорарам на фоне его более чем скромных заработков.
Цитата из газеты «Культура»:
«Культура»: Делон поступил с Шнайдер безжалостно, бросив ее...
Паскюито: Действительно, он просто сбежал. Роми узнала из газет, что в Америке он скоропалительно женился на актрисе Натали Бартелеми, которая больше соответствовала его типу женщины. Ален вернулся в привычную среду. С Натали он чувствовал себя в своей тарелке. Вскоре у них родился сын Энтони. Для Роми это стало ударом в спину. При этом она не раз признавалась, что Ален сыграл огромную роль в ее судьбе. Она продолжала любить его до самой смерти.
«Культура»: Впоследствии Делон горько каялся и клялся, что Роми — его первая и единственная настоящая любовь. Делал все, чтобы ей помочь...
Паскюито: Делон должен постоянно чувствовать себя героем. Не зря же он в свое время сыграл Зорро, который обожает приходить на выручку. Если он ваш друг, а вы тяжело заболели или попали в беду, он непременно примчится.
«Культура»: С возрастом Роми стала менее востребована, и Делон помог ей вернуться в большое кино. Так ли это?
Паскюито: Да. Именно Ален настоял на том, чтобы Роми сыграла с ним в фильме «Бассейн». Вместе с режиссером Жаком Дере они уговорили Шнайдер. К тому времени она вышла замуж за немецкого актера и режиссера Гарри Майена и родила сына Давида. Ее муж не хотел, чтобы жена снималась. Он делал все, чтобы превратить Шнайдер в домохозяйку. В «Бассейне» Роми исполнила одну из лучших своих ролей.
«Культура»: Правда ли, что в то время между Шнайдер и Делоном вновь вспыхнули романтические отношения?
Паскюито: Вопреки сплетням, я убежден, что на съемках «Бассейна» между Аленом и Роми ничего не было.»
После съемок этого фильма Роми вернулась домой, Ален к Мирей Дарк, с которой тогда был в отношениях и прожил с ней в гражданском браке 15 лет. Кстати, на съемках «Бассейна» присутствовали и муж Роми Гарри, и их двухлетний сынишка Давид. Гарри, узнав, что Роми будет сниматься с Делоном, не мог оставить ее без присмотра и сидел на съемочной площадке, жутко раздражая Роми.
В своем дневнике в этот период Роми сделала запись в ответ на то, что она чувствует к Делону, снявшись с ним в «Бассейне»: «Нет ничего холоднее мертвой любви».
Ах, если бы. Один звонок от Делона с предложением сняться в «Бассейне» и Роми перечеркнула всё.
И вот итог жизни: «Я – несчастная 42-летняя женщина, и меня зовут Роми Шнайдер», - скажет Роми о себе в своем последнем интервью, а в 43 ее уже не станет. Детство без любви родителей, уход из семьи отца и развод родителей, деспотичная мать, разорванная помолвка с Аленом Делоном, попытка самоубийства из-за этого (пыталась вскрыть себе вены), два официальных брака с разводом, вереница мужчин, в которых Роми искала свое счастье, самоубийство первого мужа, гибель любимого сына, постоянные депрессии, алкоголизм и зависимость от медицинских препаратов. И сердце просто не выдержало всего этого груза. Оно разорвалось на рассвете 29 мая 1982 года. Да и организм был полностью истощен физически и морально. Но тогда все газеты написали, что это Роми сама убила себя огромной дозой барбитурата, прописанного ей от депрессии. Хотя скорее всего прав Ален Делон, сказавший в том своем прощальном письме: "Ты говорила, что ничего не смыслишь в жизни, но зато все умеешь делать в кино. Но чем больших успехов достигает актер, тем более он несчастлив. Не об этом ли говорит судьба Греты Гарбо, Мэрилин Монро, Риты Хейуорд? И твоя... Это страшная профессия для женщины. Я говорю это как мужчина и актер, который лучше других знал и понимал тебя. Кто-то скажет, что ты была мифом. Но этот миф приходил домой и превращался в мою Роми. Женщину, чья жизнь не была понята, о которой дурно писали, которую осуждали и преследовали. В своем одиночестве такой миф быстро изнашивается. И бедное сердце останавливается, потому что устало биться. Его слишком долго дергали...»
Позже Ален Делон делал алтарь из ее фотографий в каждой своей гримерке и говорил: «У любви были глаза Роми». А в день похорон бывшей возлюбленной опубликовал в газете Paris Match то самое свое знаменитое письмо «Прощай, моя куколка».
Второй муж Даниэль Бьязини, ее бывший секретарь и шофер, молодой плейбой, изменявший Роми и живший на широкую ногу на ее деньги, промотавший ее тяжело заработанное состояние, во всех интервью выставляет себя спасателем несчастной алкоголички Роми, которая напивалась до бесчувствия и под воздействием медицинских препаратов с алкоголем сидела в совершенно невменяемом состоянии, глядя в одну точку, и потому режиссеры вызывали Даниэля из Парижа в Италию, чтобы он вскрыл номер отеля Роми и привел ее в чувства для продолжения съемок.
Вот что он сам говорил об этом в одном из своих интервью: «Однажды вечером у меня раздался звонок из Павии: «Месье Бьязини, вам придется немедленно приехать, мы не знаем, что происходит с вашей супругой. Она закрылась у себя в номере и срывает съемку». Мне намекнули, что поведение Роми вызывающее, контракт с ней может быть растргнут, а это повлечет за собой серьезное судебное разбирательство. Испугавшись, я бросился в путь. Сел в машину. Значительное расстояние от центра Парижа до провинциальной Павии преодолел в рекордные сроки. Тогда я не предполагал, что окажусь свидетелем тайной драмы своей жены, в суть которой и по сей день не могу вникнуть... Я объяснял себе неадекватность ее поведения и зависимость от лекарств тем, что недавно она получила известие, что ее бывшнй муж Гарри Мейен, отец Давида, повесился. Несмотря на то, что они давно расстались, Роми тяжело пережила его самоубийство. Может, уехав на съемки и оказавшись одна в пустом гостиничном номере, она затосковала? Роми заперлась у себя в номере и никому не открывала. Мне удалось проникнуть внутрь, я нашел ее в пеньюаре, лежащей в постели. Она смотрела как бы сквозь меня, находясь в полной прострации. Движения замедленные, речь сбивчива. Роми шептала что-то про страх. Ее лицо опухло, под глазами легли тени. Я стал шарить по комнате, нашел обертки от опгалилопа, три пустые бутылки из-под вина и понял, что ее парализовал убойный коктейль. Дамская сумка была набита этим лекарством - получалось, она вновь вернулась к старым привычкам. Роми часто боролась со стрессом антидепрессантами. Мне было некогда отчитывать жену за содеянное: задернув шторы, я снял с нее мокрую от пота одежду, уложил и укутал, а затем отправился вешать лапшу на уши продюсерам фильма. Дескать, Роми нездоровится, ей надо выспаться, дайте нам всего лишь три дня, обещаю, что поставлю ее на ноги. Тогда я даже предположить не мог, что дни Роми были уже сочтены. Сколько я рыскал впоследствии по нашей квартире, ища спрятанные ею заначки! И если находил — спускал таблетки в туалет или вытряхивал в помойное ведро. Я перестал заниматься детьми, занимался только Роми. Между нами все рушилось, ссоры следовали одна за другой и однажды я вдруг узнал причину полного раздрая Роми. У нее был другой мужчина. Тот самый ассистент Лоран Петен. И она решила уйти к нему. Они поселились в пятидесяти километрах от Парижа, в его домике близ Буасси-Сан-Авуар. Я подал на развод.»
Первый муж, которого Роми выкупила у его жены, при разводе потребовал у Шнайдер ровно половину ее собственных денег - один миллион 500 тысяч марок, и она отдала их ему, чтобы побыстрее получить от него свободу и вернуться с сыном в Париж.
«Все тени исчезли. Тени мужчин, которые мне говорили, что любят меня, а на самом деле не давали мне ничего. Тени неврозов, которые принуждали меня глотать таблетки, чтобы пересилить себя и освободить голову для работы. Я жила под навязанной мне установкой, что меня предадут и бросят на произвол судьбы. Моему счастью угрожали со всех сторон» - говорит она в последнем интервью.
«В ней всегда жили два существа: нежная, беззащитная куколка и до тошноты добропорядочная немецкая фрау. Первую я обожал, вторую — ненавидел», — признавался Делон.
Как сказала о нем сама Роми: «Ален был молодым кобелём — и всегда останется молодым кобелём»...
А также: "Он вечно меня обманывал. Я была на съёмках в Америке. Вернулась, квартира в Париже - пустая, никого нет. Там стоял букет роз, и рядом - тот листок: «Уезжаю с Натали в Мексику, всего тебе хорошего. Ален». Он был трусоват, но очень красив. Такой мещанский мачо. Ужасно честолюбивый, пёкся только о своей карьере, и ещё - чтобы набить квартиру картинами Ренуара".
И это вместо той настоящей любви, которую ему могла бы дать на всю жизнь Роми.
Недаром во Франции Алена Делона называют «священным чудовищем».
За время их шестилетней совместной жизни Роми терпела от него все: измены, загулы, рукоприкладство, брошенные в злости слова: «Если тебе что-то не нравится, проваливай». Но прощала ему все, потому что любила этого самого красивого в мире, но увы, не самого достойного мужчину. «После измены Алена я была уничтожена, растеряна, унижена. Если бы это зависело от меня, я бы никогда его не оставила… И раньше были моменты, когда я говорила себе: пора кончать! Но у меня не было сил. Я очень любила его и все прощала», — говорила Роми. Всю жизнь она пыталась побороть свое чувство к мужчине, который отверг ее.
Эта любовь и погубила ее уже в самом начале. Делон ее и похоронил. Он организовал ее похороны и перенес прах Давида в могилу Роми, чтобы мать покоилась вместе с любимым сыном.
Цитата из газеты «Культура»:
«Культура»: Говорят, Роми тоже с легкостью бросала мужчин и бесконечно меняла любовников...
Паскюито: Она повсюду, в том числе и в кино, искала идеального мужчину, на которого можно было бы опереться и обрести покой. К сожалению, всегда ошибалась в выборе. В своих блужданиях она часто увлекалась женатыми мужчинами. Клод Соте, Жан-Луи Трентиньян, певцы Жак Дютрон и Серж Реджани. Почему-то Роми не понимала, что после съемок они вернутся в лоно семьи. Не хочу заниматься дешевым психоанализом, но повторяется извечная история: молодая женщина ищет в мужчине отца, которого у нее, по сути, никогда не было. Ее собственный родитель ушел из дома, когда Роми было всего четыре года. Он объявил: «Мне нужны женщины, а не дети». Это травмировало ее на всю жизнь. Разыскивая сильных людей, она обычно выбирала тех, кто в социальном плане ниже нее. Так, она выдала деньги Гарри Майену на его развод. Иными словами, купила себе первого мужа. А потом заплатила Гарри круглую сумму за то, чтобы после развода их сын Давид остался с ней. Потом Роми вышла за своего секретаря и шофера Даниэля Бьязини, он был моложе на 11 лет. В таких случаях мало шансов на удачу. К тому же Даниэль полагал, что похож на Делона, и изменял Шнайдер налево и направо. Потребовав у него развод, она сказала: «Хватит! Всю жизнь я инвестировала деньги в мужчин. Это оказалось бессмысленным занятием». Однако вскоре рядом с ней появился молодой продюсер Лоран Петен, ее последний спутник».
Книга ее дочери Сары начинается именно с того, что могилу Роми и Давида на кладбище Буасси-сен-Авур недалеко от Парижа осквернили какие-то вандалы, сдвинув мраморное надгробие и немного приоткрыв могилу. Через несколько недель после этого события Сара, которая годами не могла забеременеть и уже была готова прибегнуть к ЭКО, вдруг обнаружила себя в положении. Она сама считает в своей книге это некоей мистикой. Возможно душа Роми переродилась в ее дочери Анне?
Свидетельство о публикации №225040901808