Альгирдас Будрис

Маэстро, вдохновивший поколения

В эти дни исполняется 86 лет со дня рождения выдающегося литовского кларнетиста, педагога и общественного деятеля Альгирдаса Будриса. Его имя навсегда вписано в историю мировой кларнетовой музыки, а его ученики и последователи продолжают нести его традиции, вдохновляя новые поколения.

Путь к вершине

Будрис не просто владел инструментом – он открывал его новые грани. Виртуозный исполнитель, он сыграл более трех тысяч концертов в лучших залах мира: США, Канады, Германии, Франции, Италии, Швеции и многих других стран. Его участие в Международном конгрессе кларнетистов в Лондоне в 1984 году стало знаковым событием: впервые западные слушатели услышали исполнителя из СССР. В программе концерта Маэстро звучали произведения Р. Шумана, К. Курпинского, а также композиторов стран Балтии – В. Юргутиса и Як. Медыня.

Музыкальные критики того времени восторгались его техникой, насыщенным тембром и эмоциональностью исполнения. Международный журнал «Clarinet» отметил, что его игра открыла новое звучание инструмента и познакомила западную публику с кларнетовой школой СССР.

Учитель, который создавал мастеров

Но не менее важна другая сторона его жизни – педагогика. Став профессором Литовской академии музыки, он воспитал блестящую плеяду музыкантов. Его ученики выступают в лучших оркестрах Европы, преподают в ведущих музыкальных академиях, а его методика сочетания традиций французской, немецкой и советской кларнетовых школ стала основой для множества современных исполнителей.

Будрис искал новые формы преподавания, разбирал тонкости звукоизвлечения, добивался от учеников кристально чистой интонации, уверенной артикуляции и филигранного ритма. Для него не существовало компромиссов – только стремление к совершенству.

Организатор и просветитель

Альгирдас Будрис был не только исполнителем и педагогом, но и активным организатором музыкальной жизни. Он возглавлял Литовскую Национальную филармонию, был директором и художественным руководителем оркестра духовых инструментов «Trimitas», принимал участие в международных фестивалях, инициировал молодежные конкурсы исполнителей на духовых инструментах.

Часто его приглашали в жюри международных конкурсов, он проводил мастер-классы, воспитывал не только кларнетистов, но и дух творчества, трудолюбия и преданности искусству.

Личный момент

Наша встреча с Маэстро состоялась в 2012 году в Вильнюсе, в Литовской Академии музыки и театра. Разговор был теплым, насыщенным воспоминаниями. Он мгновенно вспомнил тот республиканский конкурс юных исполнителей на духовых инструментах в гор. Укмерге, где я участвовал много лет назад, будучи воспитанником военного оркестра под руководством талантливого дирижера и наставника Иосифа Моисеевича Манжуха. В то же время я был студентом первого курса Вильнюсского музыкального училища.
В номинации «Кларнет» тогда завоевал первое место.

Будрис отметил:

— Борис, я помню этот конкурс! Это был мой первый организованный конкурс, и многое осталось в памяти. Прежде всего, твоя военная форма — тогда это было редкостью среди конкурсантов. Кроме того, я знал и уважал твоего дирижера Иосифа Моисеевича Манжуха и был особенно заинтересован в том, как играют его ученики. У Манжуха было отличное имя в музыкальном мире. Ну и, конечно, немаловажный факт — ты был учеником моего ученика, Альбинаса Пупкявичюса.

Помню, как я спросил его, что бы он пожелал молодым музыкантам.

Будрис ответил просто, но очень точно:

«Любой педагог скажет: мы добиваемся божественного звука, идеального ритма и безупречной интонации. Это вершина? Да. Но к ней надо стремиться! Вот этого неутомимого стремления к совершенству я вам и желаю!»

Память и благодарность

Сегодня мы вспоминаем великого музыканта, учителя, вдохновителя. Мы, его ученики, коллеги, друзья, благодарны ему за мудрость, талант, безграничную преданность искусству.

Дорогой Маэстро! Спасибо за Ваш значительный вклад в развитие кларнетового искусства! За Ваш пример, за Вашу веру в учеников!

Мы будем помнить Вас и передавать дальше Ваши знания, вдохновение и любовь к музыке.
Здоровья и многие лета!


Рецензии