Закон Божий - Свет Нового Завета

 Распространённое заблуждение гласит, что Бог отменил Закон. На самом деле Закон Божий не только не исчез, но и преобразился, перейдя от ветхозаветной формы к новозаветному содержанию. Ключ к пониманию этого лежит в различении Закона Моисея и Учения Христова.

Закон Моисея, представленный в Ветхом Завете, был временным этапом, предназначенным для подготовки к приходу Мессии. Он содержал обрядовые предписания (жертвы, ритуалы), нацеленные на очищение и искупление грехов, которые лишь предвещали совершенное искупление, совершённое Иисусом Христом.  Поэтому, как точно указывает послание к Ефесянам 2:15, Закон заповедей, заключавшийся в постановлениях, Он упразднил, уничтожив его силою Креста Своего.  Это не отмена Закона Божиего в целом, а завершение одной его фазы. Иудейский Закон, связанный с левитским священством, утратил свою силу с приходом Нового Завета и установлением священства Христа (Евреям 7:12).

Но это не означает исчезновения морального и духовного измерения Закона. Учение Христово,  записанное в Новом Завете, является истинным продолжением и преображением понимания Божиего Закона. Он  не отменяет нравственные принципы Ветхого Завета, а возводит их на новый уровень, придавая им глубину и совершенство, исходящие из любви к Богу и ближнему. Заповеди Христа являются сводом правил, выражением Воли Божией и путём к спасению и освящению. Они формируют основу христианской жизни, являясь неотъемлемой частью «Закона Христа», о котором говорит апостол Павел (1.Кор. 9:21).

Второе послание Иоанна 9-11 подчёркивает важность соблюдения Учения Христова: «Преступающий учение Христово и не пребывающий в Нём, не имеет Бога. А пребывающий в учении Христовом имеет и Отца, и Сына». Это основополагающий принцип христианской веры. Неподчинение Учению Христа  равносильно отвержению Бога.

Что же конкретно составляет этот «Закон Христа»? Это, прежде всего, заповеди, изложенные самим Иисусом Христом и Его апостолами. Это Евангелия, Послания апостолов – Богодухновенные тексты, являющиеся  руководством для христианской жизни, а также Богословские труды святых Церкви. Они раскрывают суть Божией Воли, указывают на путь истины, Любви Божией и праведности. Соблюдение этих заповедей – необходимое условие  для пребывания в Божией благодати.

Использование термина «Закон» в контексте Нового Завета не должно восприниматься  в духе строгого легализма Ветхого Завета.  Христианская жизнь – не фанатичное следование предписаниям, а пребывание в любви к Богу и ближнему,  осуществляемое  с помощью Божией благодати. «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди» (Иоанна 14:15). Эти слова являются призывом к жизни в единстве с Христом, к преображению сердца, а не просто к формальному выполнению требований. Именно в этом контексте  тесные врата и узкий путь (Матфея 7:13-14) означают  самоотверженное следование за Христом, путь самопожертвования и духовного роста. Это жизнь, посвященная служению Богу и людям, основанная на Любви и милосердии. Это и есть истинное исполнение Закона Божиего в его новом, новозаветном понимании.


Рецензии