Азбука и девятеричный счёт

 Азбука и девятеричный счёт
Изображения можно посмотреть на Pinterest https://pin.it/1A39gwhAW
Изображение на Imgur без регистрации https://imgur.com/a/v7Os7p1

Оглавление
#####################################
Введение
I РАЗБОР ТАБЛИЦЫ
ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ РАСЧЁТЫ
A. СОВПАДЕНИЕ с девятеричным счётом
А1. ИСКОПИТА(коппа)
Б. СОВПАДЕНИЕ по столбцам
В. ИЗГНАНИЕ числа 9
В1 Число 9 и арабские цифры
Г. ПЕРВЫЙ ряд единиц
Г1. Буква Б
Г2. Буква Ж
Г2-1) Буква Ж и знак Христа - ХРИЗМА("ХИ-РО"), хрисмон
Г2-2) Буква Ж, число 700 и ХРИЗМА
Г2-3) Буква Ж, число 6 и ЭПИСЕМОН
Г2-4) Буква Ж и имя Иисус
Д. БУКВА ЗЕЛО
Е. ВСТАВНАЯ БУКВА I И ЧИСЛО ДЕСЯТЬ
Ё. БУКВА Я
Ж. ЮСЫ и неизвестная буква
II ЯВЛЕНИЕ НОЛЯ
А. ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИЙ АЛФАВИТ И ДЕВЯТЕРИЧНЫЙ СЧЁТ
Б. Буква ДИГАММА и шестеричный счёт
В. Число 0 и слова ЧИСЛО, ЦИФРА и ТИТЛО
Г. Буква Ц и НОЛЬ
III КРУГ ЧИСЛОВОЙ АЗБУКИ
А. АЯ и АЦ. Русская азбука
Б. AZ. Латынь
В. АЛЬФА-САМПИ. Древнегреческий
Г. АЛЕФ-ЦАДИ. Еврейский алфавит
Д. АЛИФ-ЙА. Арабский алфавит
ВЫВОД
ПОЯСНЕНИЯ
Рукопись "Синайский апостол"
Евхаристия
Вифлеемская звезда
Оборотное Зело
Арабская буква ГАЙН=1000
Источники
#####################################

ВВЕДЕНИЕ
 Считается, что кириллическая азбука или цифирь, содержит десятеричную систему исчисления. При этом она делится на три
разряда по ДЕВЯТЬ чисел: единицы 1-9, десятки - 10-90 и сотни 100-900. Последнее число в ней - 900. Затем счёт
продолжается в разряде тысяч с буквы А и т.д. Также утверждается, что кириллический счёт, как и сама азбука произошли
из древнегреческого алфавита. Чтобы разобраться с алфавитом и счётом мы решили "спросить" саму азбуку рассказать о том,
как она была изначально устроена.
 Чтобы сделать такой разбор нужно найти азбуку с точным расположением букв, что оказалось не просто. Церковнославянская
азбука, в которой содержится счёт, содержала в разные времена разное количество букв и их порядок тоже менялся.
Кроме того православная церковь объединяет много стран и у каждой из них могут быть отличия в буквах, применяемых
для письма. Поэтому мы решили опираться на русскую мирскую азбуку. Самая ранняя из всех известных русских азбук
- это азбука на бересте, она называется "Грамота №778". Эта береста была найдена в Великом Новгороде в 1997 году, а
время её создания относится примерно к 1200 году. Есть ещё две берестяные азбуки, №460 и №591, с разной степенью
повреждений и мы их не рассматриваем.
 Для сравнения с этой азбукой мы взяли церковную и современную азбуки. Таким образом нам пришлось использовать сразу три азбуки для разбора. Последние буквы для церковной азбуки, которые идут после букв Я и их порядок мы использовали из
трёхтомного сочинения И.И. Срезневского "Материалы для словаря древнерусского языка по письменным памятникам", СПб, 1983 г. Все полученные данные мы занесли в таблицу. В таблице мы вели два способа счёта: десятеричный, как он идёт в
церковной азбуке без ноля, и девятеричный с нулём. Таким образом у нас два вида счёта. Кроме того все буквы пронумерованы. Таблица содержит десять столбцов - согласно десятеричному счёту.

I РАЗБОР ТАБЛИЦЫ

ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ РАСЧЁТЫ
 Для десятеричного счёта до тысячи в азбуке должно быть 27 букв, а для девятеричного счёта -25. Рассмотрим как это
происходит.
 Для девятеричного счёта  без НОЛЯ нам нужно: 9 букв для единиц, 9 букв для десятков и 9 букв для сотен, итого 9х3=27.
Счёт заканчивается в сотнях на числе 900. Теперь посчитаем сколько букв нужно для девятеричного счёта. Мы будем считать
строго математически, поэтому счёт мы должны начинать с ноля - 0. В девятеричном счёте нет цифры ДЕВЯТЬ - на числе
ДЕВЯТЬ счёт переходит на новый разряд и оно считается как число 10. Поэтому после числа 8 идёт 10, после 80 идёт 100, а
после 800 идёт 1000 и число 800 будет последним в девятеричных сотнях. Таким образом для девятеричного счёта нам
понадобится следующее количество букв: одна для числа 0, восемь для единиц с 1 до 8, восемь для десятков с 10 до 80 и
восемь для сотен со 100 до 800, итого 1+8х3=25 букв.
 Общее количество букв в азбуке с бересты №778 совпадает с современной русской азбукой и равно ТРИДЦАТИ ТРЁМ. Обе
азбуки заканчиваются на букву Я, только в азбуке с бересты №778 букву Я изображает малый ЮС(буква А с буквой I внутри).
В церковной азбуке мы считаем 42 буквы, по "Материалам..." И.И. Срезневского. Особенностью русской церковной азбуки
является то, что из четырёх юсов использовался малый юс(буква Я).

A. СОВПАДЕНИЕ с девятеричным счётом
 Теперь обратим внимание на таблицу. Несмотря на то, что количество букв для девятеричного и десятеричного счётов
разное: 25 и 27, - оба счёта заканчиваются на 25-ой букве, букве Ц. Каким образом это происходит? В церковной азбуке 
буквы Б и Ж не считаются, а четыре числа: 9, 60, 90 и 700, - вынесены за 25-ую букву и им назначены буквы из последних
букв алфавита. Посчитаем: нужно 27 букв, плюс 2 несчётные и минус 4 пропуска, - итого 27+2-4=25 букв.
 Из четырёх пропущенных чисел, только число 90 стоит сразу после 900 - на букве Ч, а числа 9, 60 и 700 вынесены в самый
конец азбуки - это 39 -ая, 40-ая и 41 буквы соответственно. Число 6 на букве ЗЕЛО("дзе") следует считать наоборот -
вставным, поскольку в ранней русской письменности буква ЗЕЛО использовалось только для счёта.
 Для удобства и лучшего понимания мы вставили выносные буквы-цифры в места их пропуска в азбуке в порядке десятеричного счёта. Девятеричный счёт на них не распространяется поскольку он идёт в строгом соответствии с порядком букв в азбуке. Вертикальные столбцы со вставными буквами-цифрами, в том числе и букву-число Зело=6, мы выделили жёлтым цветом. Для числа 90 после буквы П мы сделали вставку из буквы ИСКОПИТА.

А1. ИСКОПИТА(коппа)
Этой буквы нет в русской церковной азбуке, она использовалась в православии западных и южных земель и только для
изображения числа 90(подобно букве "зело" для числа 6), поэтому порядкового номера не имеет. Какой звук она имела -
неизвестно, как называлась - тоже неизвестно; название "коппа" ей дали в наше время; считается, что от этой буквы
произошла латинская бува Q ("кю"). Название "ископита" было дано этой букве в азбуковнике(энциклопедии) изданном в Риме
в 1969 году для католических школ.

Б. СОВПАДЕНИЕ по столбцам
 Рассмотрим столбцы обозначенные жёлтым цветом. Если смотреть по десятеричному счёту(зелёные числа), то мы увидим, что
вставные числа идут после каждого пятого и восьмого числа в рядах: числа 6 и 9 в первом ряду, числа 60 и 90 во втором
ряду и число 700 после пяти чисел 200, 300, 400, 500 и 600 в третьем ряду. Число 90 на букве Ч, как видим попадет во
второй жёлтый столбец вместе со вставными буквами-числами потому, что оно вынесено за 25-ую букву. Мы видим, что
вставные числа подчиняются строгой закономерности, а не вставлены случайным образом.

В. ИЗГНАНИЕ числа 9
 Если мы обратим внимание на вставные числа, то в записи арабскими цифрами, кроме числа 700, они представляют из себя
цифру 9 в разных ипостасях: 6, 9, 60 и 90. Цифры 6 и 9, в записи арабскими цифрами - это один и тот же символ с
поворотом на 180 градусов. Таким образом мы видим, что в азбучном счёте было убрано число 9, которого также нет в
девятеричном счёте.
 Число 900 на букве Ц было "гуляющим". В церковной кириллице IX - XVI для обозначения числа 900 использовался ЮС малый - иначе буква Я, последняя буква современного алфавита. То есть число 900 было тоже выносным. С точки зрения
девятеричности это объяснимо - число 900 в девятеричной системе отсутствует. В нашей таблице буква Я располагается ровно под буквой ПСИ, и её вставным числом 700, не нарушая порядка выпадающих чисел после каждого пятого числа.
 Что касается числа 700, то оно, в счёте до тысячи, третье с конца от последнего десятеричного числа 900; как и число 600 - третье с конца от последнего девятеричного числа 800. Таким образом подспудно подразумевается всё же число 600,
хотя и девятеричное. Про число 700 см. дополнительно, ниже, в части "Г2-2) Буква Ж, число 700 и ХРИЗМА".

В1 Число 9 и арабские цифры
 Заметим, что числа 9 и 6 представляют из себя один и тот же символ только в современной записи арабскими цифрами.
Отсюда возникает закономерный вопрос - когда же составлялась кириллическая цифро-буквенная азбука?
  Утверждается, что арабские цифры произошли от древнеиндийской системы исчисления. В первоначальной записи у
древнеиндийцев, знакомым нам символом для числа 9 обозначалась ЕДИНИЦА, а число 9 обозначалось символом, который
является зеркальным отражением буквы З - ДЕВЯТОЙ буквы кириллической азбуки.

Г. ПЕРВЫЙ ряд единиц
 Рассмотрим теперь первый ряд букво-чисел с единицами. В нём отсутствуют числа для букв Б и Ж. Считается, что числа
перешли в кириллицу от древнегреческого алфавита, в котором букв Б и Ж не было. Рассмотрим вначале букву Б.

Г1. Буква Б
 Нам говорят, что у древних греков не было не только буквы Б, но и звук "бэ" тоже как бы отсутствовал. Вернее он
в начале был, но потом, в результате бетацизма(бе-ве) и фрикативов(шумов), звук "бэ" у древних греков потерялся и стал
звучать то как "вэ", то как "мп". Отсюда буква Б пропускается и число 2 соответствует букве В.  Однако с буквы Б
начинается слово Бог, а Бог числа иметь не должен, иначе это будет оскорблением для Бога; тем более, если это число 2.
Таким образом мы видим, что на букве Б стоит запрет ставить на ней число. Под буквой Б мы нарисовали колесо от телеги с
12 спицами, которое символизирует вечное движение жизни.
В церковно-славянской азбуке буква Б называется "буки", что означает "буква". Здесь уместно вспомнить первый стих
Евангелия от Иоанна: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог». По отношению к азбуке, это означает,
что чтение состоит из букв-слов, а эти буквы-слова были даны нам Богом. Числовой смысл пропуска для буквы Б - это число
НОЛЬ, ничто.
 Что касается древних греков и буквы Б, то они в представлении христианской церкви были язычниками, безбожниками,
поэтому им и не полагалось иметь священной буквы Б, которая означает Бога единого и сущего. Теперь перейдём к букве Ж.

Г2. Буква Ж
 Разумно предположить, что и буква Ж тоже несёт какой-то сильный священный смысл, поэтому на ней также стоит запрет на
 число - божество считать нельзя. В церковной азбуке буква Ж называется "живете", что обычно растолковывается как
"живот" и далее "жизнь". Однако значение слова "живете" шире: оно означает единение души и тела, а через слово ЖИВОТ,
ещё означает и Богоматерь  - мать Иисуса Христа, поскольку её живот дал свет миру человеческому. По своему начертанию
буква Ж очень похожа на известный символ христианства ХРИЗМУ. Этот символ мы прорисовали под буквой Ж.

Г2-1) Буква Ж и знак Христа - ХРИЗМА("ХИ-РО"), хрисмон
 Если нарисовать букву Х и наложить её на букву Р, то мы получим ХРИЗМУ, символ Христа из первых двух букв его звания;
по гречески это буквы "хи" и "ро". По краям этого символа рисуют греческие буквы "альфа" и "омегу"(вставляют его в
азбуку!), что происходит от слов с которыми Иисус Христос обращается к апостолу Иоанну Богослову в Откровении
(Апокалипсисе): «Аз есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь...».
 Отсюда очевидно происходит и слово ХАРИЗМА - способность "глаголом жечь сердца людей". По числовому счёту на букве Ж
должно стоять число 6, но оно перенесено на букву ЗЕЛО.

Г2-2) Буква Ж, число 700 и ХРИЗМА
 По-русски символ Христа ХРИЗМА должен читаться как ХЕР - именно так, как называется буква Х в церковной азбуке. Если мы возьмём числовые значения для букв Х=600 и Р=100, то в сумме они дадут число 700. Как видим число 700 спрятано в
знаке Хризме, в изображении буквы Ж, и указывает в начале азбуки на будущий пропуск числа 700 в сотнях.
 В "Тайной доктрине" Е.П. Блаватской есть такое непонятное место: "Тайна Агафодемона, легенда о котором утверждает – «Я есмь Хнум, Солнце Мира, 700», может одна лишь разрешить тайну Иисуса, число имени которого есть «888»."  Здесь мы
видим подтверждение тому, что символ ХРИЗМЫ несёт в себе число 700(в древнегреческих числах-буквах тоже). Число 888 очевидно получается если сложить числа-буквы в слове Иисус. Что касается того кто такой Хнум, то это бог плодородия в Древнем Египте, он же Агафодемон в Древнем Риме, - оба из III-VIII в. н.э. Изображался в виде змея и в честь него было принято пить неразбавленное вино из лозы, "зелёного змея". Как видим все эти "змеи", через число 700, есть просто
отображение Христа.

Г2-3) Буква Ж, число 6 и ЭПИСЕМОН
 По начертанию буквы Ж видно, что число 6 ей очень подходит - буква Ж шестиконечная. Оказывается, что число 6 считалось
символом  Христа и называлось "выдающимся числом" или по-древнегречески ЭПИСЕМОН. Кроме того Имя Христа - Иисус
по-древнегречески состояло из шести букв и писалось как Иесоус, то есть было «выдающимся именем». Таким образом, мы
видим на букве Ж смещение числа 6: чтобы не вставлять под символом Христа - буквой Ж, число ШЕСТЬ, в азбуке
вставили букву ЗЕЛО и перенесли число 6 на неё. Напомним, буква ЗЕЛО в ранней азбуке использовалась только как число.

Г2-4) Буква Ж и имя Иисус
 Поскольку имя Христа в древних текстах писалось без гласных, то как оно произносилось на самом деле никто не знает.
Это породило множество произношений имени Иисус, в том числе и на букву Ж: французский - Жозюэ, Жезю, Жожо и Жо;
бретонский(Франция) - Жезуа; португальский - Жозуэ, Жезуш; бразильский - Жезус; английский - Джошуа, Джосьюи, Джо,
Джош, Джос, Джизес, - эти произношения использовались в разное время в церковных мистериях откуда они перешли в
мирянские языки.
 Всё сказанное означает что, как и для буквы Б, древним грекам не полагалось иметь священную букву Ж, букву Христа
поскольку в представлении христианской церкви, создаваемые ею древние греки были язычниками и единого Бога и Христа
иметь не могли.

Д. БУКВА ЗЕЛО
 Буква зело, как мы выяснили, является вставной и нужна была только для того, чтобы не ставить число 6 на букве Ж. Так,
например, в известной рукописи, написанной на русском языке, "Синайском апостоле", XIII-XV вв., буква Зело применяется
только как число. Со временем с этой буквой стали писать всего восемь слов: зело(очень, сильно), зло, змей(искуситель),
зверь(антихрист), зелие(трава, грешник), злак(злаки и тайна Евхаристии), зеница(глаза) и звезда(писалась через
зело - первая З, и землю - вторая З, например в выражении "Звезда Вифлеемская").
 Буква ЗЕЛО в виде числа 6 писалась как латинская буква S с чертой или в зеркальном виде как рукописная строчная буква
"г"(в "Синайском апостоле"). Такое написание называется "оборотное Зело". По своему написанию в виде буквы S с чертой,
буква Зело представляет из себя следующую букву на З - букву Земля=7, у которой верхнее полукольцо зеркально отражено
справа-налево. Таким образом вставную букву-число Зело=6 сделали из буквы З - Земля. Интересно и то, что в нашей таблице
написание буквы Зело в берестяной грамоте №778 очень похоже на цифру СЕМЬ, а её место как раз соответствует
девятеричному числу 7.
 От буквы Зело произошла латинская буква Z, которая в рукописном виде тоже пишется с чертой посередине. Иногда на букве
Зело вместо черты рисовали зигзаг между половинками знака S.
 Поскольку буква зело в виде знака S рисовалась ДВУМЯ способами - прямом и обратном, что делает её похожей на
рукописную букву "г", то мы можем считать её удвоением буквы-числа Г=3, то есть 3х2=6.
 Похожим образом изображается число 6 в "древнегреческом" алфавите. Число 6 там вначале изображалось буквой ДИГАММА, что по смыслу означает "двойная гамма". Буква "гамма" имеет числовое значение ТРИ, следовательно ДИГАММА - это так же 3х2=6.

Е. ВСТАВНАЯ БУКВА I И ЧИСЛО ДЕСЯТЬ
 Одиннадцатую букву церковной азбуки I=10 можно считать такой же вставной, как и букву ЗЕЛО - нужной только как
числительное. Буква I  писалась вначале с двумя точками сверху; её называют "И десятеричное" в отличие от обычной буквы
И с числом 8 - "И восьмеричное". По звучанию эти буквы ничем не отличались.
 По написанию с двумя точками сверху, буква I означает две сомкнувшиеся палочки у буквы И, что делает похожим переход
от числа 8=И к 10=I на переход между римскими цифрами IX и X(числа 9 и 10) - римская буква=число X состоит из двух
скрещённых букв I. Таким образом написание букво=цифр И и I означает разницу всего в одну ЕДИНИЦУ. Буквы И и I стояли в
азбуке рядом, означая переход от девятеричного числа 8 к девятеричному 10. Десятеричное число 9 вставили позже в виде
"ссыльной" буквы ФИТА, которая стояла почти в самом конце азбуки  - 41-ая буква.

 По церковным правилам буква I пишется перед гласными - Iерей, Iисус, а перед согласными в некоторых "греческих" словах
- хiтон(род одежды) и iрмос(вступительный стих). И ещё в двух словах вiно и мiр(мир земной). В "Полном православном
церковнославянском словаре" на azbuka.ru. на букву I начинается 101 слово, из них 61 слово - имена из Библии, а
остальные слова относятся к церковным понятиям. По смыслу одиннадцатого места для этой буквы она соответствует
девятеричному числу 11, которое в десятеричной системе и есть число 10.
 В томе I-ом "Материалов..." И.И. Срезневского буква I вообще отсутствует в оглавлении; после буквы И там идёт сразу
буква К. Свои "Материалы..." И.И. Срезневский готовил по самым ранним русским рукописям и следовательно слов,
начинающихся с этой буквы там не было. В отличие от древнерусских рукописей, в церковном языке на эту букву написали
указанные выше 101 слово.

Ё. БУКВА Я
 В нашей таблице буква Я - последняя буква современного алфавита и азбуки с бересты №778 попадают в один столбец со
вставными числами 60, 700 и буквой Е, под которой, без сдвигов, могло было бы быть число 6. Очень символично.

Ж. ЮСЫ и неизвестная буква
 В нашей таблицы мы представили все буквы русской церковной азбуки, в том числе и не числовые. Рассмотрим некоторые из них.
 Неизвестная буква. В азбуке с бересты №778, есть неизвестная буква - она третья с конца. Мы считаем, что это буква А с носовым или иным звучанием. Для примера в таблице приведены два слова из болгарских рукописей с этой буквой: "высокиа" и "мамонта". Похожая буква есть в грузинском алфавите, она называется ДЖАНИ, что созвучно слову "яни", иначе букве Я.  Грузинская буква ДЖАНИ - последняя буква грузинского алфавита и имеет число 8000 от девятеричного счёта. Возможно, что она изображает запись IХ - "Иисус Христос".
 ЮСЫ. Название "ЮСЫ" вводит в заблуждение. Правильно эти буквы называть"юнами" или "янами" потому,  что они означали гласные звуки "а" или "у" с окончанием на "м" или "н".  Были и другие словоупотребления. Так было слово "унгарин", которое стало словом "венгр". Здесь звук "у", перешёл в "вэ".
 Из четырёх  "ЮСОВ" в русской письменности употреблялся только малый юс, который слился со звуком "я". Остальные юсы употреблялись в иных православных землях.
 От "юсов" остались слова со схожим звучанием и смыслом, но с чередованием звука "ЭН", например: орда - орден, буря - буран, красота - краснота, папа - папаня, пахан. Сюда же можно отнести и иностранные языки, например: ряд - range, веять
- wind(ветер), мудро - мантра и т.п.
 Видимо "ЮСАМИ" эти буквы назвали для благости, чтобы миряне поминали почаще Иисуа нашего Христа. Юсы в таблице: фиолетовым цветом обозначено официальное мнение о "ЮСАХ", а чёрным - как они читаются в словах.
 В таблице использован такой шрифт, чтобы было понятно, что малый юс представляет из себя слияние букв I+A, как в букве "IА" которая тоже читалась как "я". Малый юс - 35-ая буква, в нашей таблице она выделена цветом.


II ЯВЛЕНИЕ НОЛЯ
А. ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИЙ АЛФАВИТ И ДЕВЯТЕРИЧНЫЙ СЧЁТ
 Мы выяснили, что буквы Б и Ж были священными и своими пропусками чисел под ними обозначали ноли. Однако счёт должен начинаться с ноля и в нашей таблице для девятеричного счёта это так и есть. Давайте рассмотрим всю азбуку в целом и
посмотрим как в ней проявляет себя число НОЛЬ. Начнём с древнегреческого алфавита, в котором не было букв Б и Ж.
 Для девятеричного счёта с нолём в древнегреческом алфавите должно было бы быть 25 букв. Однако, как нам говорят, в нём было 24 буквы. При этом не учитывается древнегреческая буква ДИГАМММА равная 6, которая как раз и даёт нам 25-ую букву.
Были и другие буквы, но нас интересует ДИГАММА потому, что к ней привязано число.
 Считается, что буква ДИГАММА была очень древней и постепенно исчезла. Несмотря на то, что она исчезла, буква ДИГАММА смогла породить латинскую букву F - ШЕСТУЮ букву латинского алфавита. Это от того, что она писалась как две заглавные буквы Г("гэ" - гаммы) наложенные друг на друга со смещением вверх: Г и Г дают F.
 Чтобы подогнать древнегреческую азбуку под десятеричный счёт из неё убрали "старую" букву ДИГАММУ равную 6, лишили её 25-ой буквы и НОЛЯ, а взамен добавили три буквы: стигму=6, коппу=90 и сампи=900, - которые изображали только числа.
Где они стояли в греческом алфавите - неизвестно, это были чистые букво-числа.
  Таким образом в древнегреческом алфавите создали набор символов из 27 букв для десятеричного счёта без ноля. Про добавочные буквы в древнегреческом алфавите написано в хорошей статье Олега А. Новосельцева "Мнемокод кириллической буквенной системы цифр", см. ВКонтакте.

Б. Буква ДИГАММА и шестеричный счёт
 В наших рассуждениях о букве ДИГАММА, мы указали, что на этой букве лишили древнегреческую азбуку НОЛЯ, однако буква ДИГАММА обозначала число 6. Получается, что число НОЛЬ могло был на шестом месте - после числа 5. Такое возможно, если счёт вести шестерично. В шестеричном счёте числа ШЕСТЬ нет. Запишем шестеричный счёт с нолём: 1,2,3,4,5,0. В нашей записи необычно то, что ноль стоит не в начале числового ряда, а в конце. Также и в нашей таблице шестая буква азбуки - буква Ж стоит после буквы Е=5.  На самой букве Ж числа нет, что соответствует понятию НОЛЬ. Таким образом число НОЛЬ стоит в конце шестеричного ряда.
 Порядок записи с НОЛЁМ в конце числового ряда есть в древнеиндийских записях десятеричного счёта, в котором число НОЛЬ тоже писалось в конце числового ряда, после числа 9.
 Таким образом вставку числа 6=ЗЕЛО и изъятие числа 60=КСИ в кириллической азбуке можно рассматривать как остатки в ней шестеричного счёта с нулём. Также подозрительно то, что число 700=ПСИ стоит тоже на шестом месте в своём ряду в одном столбце с числом 60=КСИ и даже названия у них почти одинаковы.

В. Число 0 и слова ЧИСЛО, ЦИФРА и ТИТЛО
 Словом ТИТЛО называют значок, который ставят на БУКВОЙ, чтобы сделать из буквы число. Обратите внимание, что на значок титла очень похожа цифра 1, особенно если рисовать её с "пяточкой" - короткой нижней чертой. Словом ЦИФРА мы обычно обозначаем написание числа в виде особых знаков, которые не привязаны к буквам, как в кириллической азбуке. Словом ЧИСЛО мы называем счётные единицы. Число НОЛЬ в современной математике считается ЧЁТНЫМ положительным числом.
 В нашей таблице мы видим ДВЕ запретные буквы Б и Ж, которые вместе образуют ЧЁТНОЕ нулевое число. Здесь мы видим как математика следует церковным установлениям и именно православной церкви потому, что число 0, как число обозначающее ничто, не может быть ни чётным, ни нечётным и ни положительным, ни отрицательным.

 Слово "ноль" используется относительно недавно, начиная с XVIII века. А до этого вместо "ноль" говорили слово "цифра",  якобы от арабского слова "сифр", которое означает "ноль". Это выглядит странно, как цифра может быть нулём? Давайте
рассмотрим как слово ЦИФРА может означать НОЛЬ. Для этого сначала рассмотрим переход между словами
  ЧИСЛО - > ТИТЛО - > ЦИФРА.
 Если внимательно к ним присмотреться, то мы увидим, что это одно и то же слово ЧИСЛО в разных произношениях. Звуки ЧЕ и ЦЭ часто путаются между собой и у нас до сих пор есть места где вместо ЧАЙ говорят ЦАЙ и т.п. Различение звуков ЭС и ФЭ может представлять логопедическую сложность, а звуки ТЭ и ФЭ очень часто путались между собой, что видно даже по букве ФИТА=9, которая в древнегреческом алфавите называется ТЕТА.

 Слово ТИТЛО означает "число" буквы азбуки. Также ТИТУЛ равный числу относится к восхождению по служебной лестнице, как, например, в царской России, где было 14 ступеней восхождения согласно Табели о рангах. При развитии счёта числа оторвались от азбуки и стали самостоятельными значками, уже без букв - ЦИФРАМИ. Самым первым таким значком стал НОЛЬ потому, что ему не назначалась никакая буква - в нашей таблице это просто пустое место под буквой( их два). Поэтому ноль назвали ЦИФРОЙ, как число без буквы, чтобы отличать его на слух от настоящих чисел с буквами. Затем этим словом стали называть и остальные ставшими самостоятельными, значки для чисел - ЦИФРЫ, указывая на то, что "цифры" - это "обнулённые" буквы или особые "буквы" без необходимости писать над ними значок титла. Так произошло лишение букв ТИТУЛА(звания) для обозначения чисел и переход на новые знаки -ЦИФРЫ.
 
Г. Буква Ц и НОЛЬ
 В самом слове ЧИСЛО в произношении ЦИФРА тоже содержится представление о НОЛЕ. В церковном языке числовую азбуку называли ЦИФИРЬЮ, иначе ЧИСЛАМИ. Если слово ЧИСЛО разбить на слоги и растолковать, то мы получим:
 ЧИ-СЛО < -  "слово Че" < -  "буква Че" [в забуке буквы - это слова]
 В таком случае слово ЦИФРА, как происходящее от слова ЧИСЛО, растолковывается как "буква ЦЕ":
 ЦИ-ФРА < - "слово Це" < - "буква Це"  [в забуке буквы - это слова]
 Буква Ц=900, является 25-ой буквой азбуки, на ней обнуляется азбучный счёт и по кругу возвращается к букве А в значении тысяча. Мы выделили букву Ц, как конец счёта, поставив над ней красный порядковый номер 25.

III КРУГ ЧИСЛОВОЙ АЗБУКИ
А. АЯ и АЦ. Русская азбука
 Кириллическая азбука начинается с буквы А и заканчивается буквой Я, которая в берестяной грамоте №778 изображается как слияние букв IA. Эта буква "IA"  имеет название ЯЗ, такое же как у буквы А. Вместе эти буквы образуют слово ЯЗ, повторенное два раза. С буквой "IA" одинаково звучит буква ЮС малый(А с тремя ножками) - Я(н), которая означала число 900. Это третья буква, которая передаёт изменение звука "а", но она уже числовая. Таким образом первая и последняя буквы азбуки А и Я образуют замкнутый числовой круг, который через слово АЗ означает переход на новый разряд тысяч, что в написании арабскими цифрами пишется как единица с тремя нолями 1000. В замкнутом круге числовой азбуки мы видим выражение НОЛЯ, который не изображается явно, а подразумевается. В малом круге числовой кириллической азбуки, от буквы А до буквы Ц тоже равной 900, мы получаем слово АЦ. Слово АЦ можно расширить по названию букв до АзЦе, что означает  - "это АЗ" и по смыслу относит нас к двум буквам АЗ в начале и в конце азбуки.

Б. AZ. Латынь
 Если мы сравним под этим углом зрения кириллическую азбуку и латинский алфавит, то мы увидим, что первая и последняя буквы латинского алфавита образуют тоже слово АЗ: A...Z. В латинском алфавите 26 букв и латинский алфавит не является числовым, как кириллический. Однако в нём есть ВОСЕМЬ букв, которые всё-таки означают числа, правда почему-то они называются "римскими цифрами": I-1, V-5, X-10, L-50, C-100, D-500, M-1000; Z - 2000 или 2 000 000. Как видим последняя латинская буква Z - тоже числовая.
 Латинский алфавит в чистом виде не содержит буквы W и состоит из 25 букв. Буква W была введена для германских языков, куда входит и английский. По набору из 25 букв латинский алфавит основан на девятеричной системе счёта несмотря на то, что он не является числовым. Отсутствие чисел для каждой буквы говорит о том, что он был создан совсем недавно.

В. АЛЬФА-САМПИ. Древнегреческий
 В древнегреческом алфавите первая и последняя буквы - это АЛЬФА и ОМЕГА, что непохоже на слово ЯЗ. Однако в древнегреческий алфавит, из 24-х букв, в самый конец были вставлены три чисто ЧИСЛОВЫЕ буквы, чтобы создать набор из 27 символов, который необходим для счёта буквами до числа 900. Эти буквы: стигма=6, коппа=90 и сампи=900. Последняя из них - буква САМПИ. Вместе с буквой АЛЬФА, буква САМПИ образует слово АС, которое очень близко по звучанию к слову АЦ из малого круга числовой кириллицы. Название САМПИ этой букве дали недавно, а как она называлась и звучала на самом деле - неизвестно. В виде заглавной буквы - буква САМПИ обозначалась значком похожим на букву Т, что подразумевает лат. "ts" - звук "цэ" или букву Ц=900.

Г. АЛЕФ-ЦАДИ. Еврейский алфавит
  В еврейском алфавите первая буква и последняя буквы АЛЕФ и ТАВ. Однако в еврейском алфавите всего 22 буквы - в нём нет гласных. Несмотря на на это первая буква называется начиная с гласного звука "а" - Алеф. Согласной букву Алеф можно назвать очень условно - самостоятельно она вообще никак не читается, а в словах часто читается как звук "А". Для того, чтобы создать набор из 27-ми числовых букв в еврейский алфавит добавили ПЯТЬ числовых букв. Эти буквы добавили в самый конец еврейского алфавита и последняя из них - буква ЦАДИ=900. Также словом ЦАДИ в еврейском алфавите называется и буква-число 90. Разница только в написании. Мы видим, что и в еврейском числовом алфавите, как и в древнегреческом, первая и последняя буквы образуют слово АЦ, что по звучанию в точности соответствует кириллическим первым и последним числовым буквам А=1 и Ц=900 из малого числового круга.
  Для создания еврейского алфавита из 22-х букв был использован восьмеричный счёт с нолём. Посчитаем количество букв необходимое для восьмеричного счёта до тысячи: 0, 7 единиц, 7 десятков и 7 сотен, - итого 22 буквы. В восьмеричной системе с нолём числа 8 нет, а тысяча наступает после числа 700.
 Восьмеричную систему исчисления с нолём впервые предложил английский священник Джон Уилкинс в 1668 году. Она интересна математикам тем, что число 8 делится на 2 последовательно до единицы без остатка. В 1718 году шведский теософ Эмануэль Сведерборг по просьбе короля Швеции Карла XII предложил восьмеричную систему с нолём основанную на БУКВАХ, например восьмеричное число 1000 выражалось через lооо(букву Л и три буквы О). Учитывая это, еврейский алфавит не мог быть создан ранее 1718 года.

Д. АЛИФ-ЙА. Арабский алфавит
 В арабском алфавите первая буква называется АЛИФ=1, а последняя ЙА=10.  Вместе они образуют слово АЯ, что в точности равно кругу русской азбуки от А до Я с древней буквой "IA", которая читалась как Я.
 Числовые значения букв в арабском языке идут не по порядку алфавита, а очень сильно смешаны. Числу 900 в ней соответствует буква ЗА; 17-ая  буква арабского алфавита. Буквы ЗА=900 и первая буква АЛИФ=1 образуют слово АЗ, которое
повторяет слово АЗ из большого круга числовой русской азбуки.
 В арабском алфавите ещё есть буква для числа 1000 - буква ГАЙН; 19-ая буква арабского алфавита.  Благодаря букве ГАЙН в арабском алфавите 28 букво-чисел. Её название происходит от кириллической буквы ГАЙН, она же буква ГЕРВЬ. Название
буквы ГЕРВЬ происходит от слова ЧЕРВЬ - названия буквы Ч=90, которая стоит сразу после буквы Ц=900 в русской азбуке. Следовательно Буква ГАЙН=1000 относится к малому кругу числовой кириллической азбуки.
 Букву ГЕРВЬ мы не рассматривали поскольку она не входит в церковную русскую азбуку, но она есть в церковных азбуках южных и западных православных церквей, а также входит в современный сербский алфавит, в котором называется ЧЬЕ, то есть
это буква Ч.

 Как видим названия букв в основных мировых азбуках по первой и последним буквам соответствуют словам АЗ или АЦ в кириллической числовой азбуке. Это говорит о присутствии числа НОЛЬ в этих азбуках, которое подразумевалось, а не выражалось явно. Такое неявное присутствие НОЛЯ объясняется тем, что число НОЛь означает "НИЧТО".


ВЫВОД
 Числа для азбуки составлялись на основе девятеричного счёта с нолём, числа 9,60,90 и 700 были перенесены в конец
алфавита, за 25-ю букву, чтобы совместить девятеричный счёт из 25-ти чисел с десятеричным счётом из 27-ми чисел с
учётом требования о запретных буквах Б и Ж. Исходя из того, что счёт с нолём стал широко использоваться только в XVII
веке, то числовая кириллическая азбука не могла быть создана ранее 1600 года.
  Азбука без чисел не могла быть построена. Учитывая, что число 900, было гуляющим: оно сначала было на букве ЮС малый,
а затем перешло на букву Ц, можно предположить, что азбука создавалась сразу вместе с числами и состояла из 25 букв для
девятеричного счёта с нолём. Затем её переделали под десятеричный счёт с числом 900, но уже без нуля. Когда азбука
стала усложняться и удлиняться, буква ЮС малый с числом 900 уехала слишком далеко и число 900 перенесли на букву Ц. Для
понимания этого, достаточно в берестяной грамоте №778 мысленно убрать всего восемь букв из тридцати трёх: вставные
буквы ЗЕЛО и I; букву ОТ - 34-ая буква и она повторяет букву О, и пять букв перед буквой "IА" - буквы с 28 по 32. Как
видим все эти буквы, кроме буквы ЗЕЛО, передают гласные звуки. Буква твёрдый знак - "ер" на самом деле гласная и
обозначает звук "о краткое гнусавое". В древнем языке из всех гласных звуков был один - это звук А, самый простой в
произношении. Именно поэтому буква А стоит в начале азбуки, а её производное - буква Я в конце, замыкая круг.
 Что касается того, что кириллическая азбука произошла от древнегреческой, то процитируем высказывание Протоиерея
Владимира Воробьёва из статьи "О богослужении на славянском и русском языках":
"Церковнославянский язык по грамматике близок к греческому...церковнославянский язык создан...совершенно замечательным
образом..лексику славян соединили с грамматикой, очень близкой к греческой грамматике.   
Получился язык по своей структуре очень близкий к древнегреческому языку. Поэтому, при переводе с греческого на
славянский достигается, как говорят, замечательная аутентичность перевода.
 Следовательно, церковнославянский перевод Священного писания - это Божий дар. Ни у одного другого народа этого нет.
Латынь это уже не то."
 Вольно или невольно, но протоиерей Владимир Воробьёв признаётся в том, что древнегреческий язык ближе всех языков к
церковнославянскому. А это означает, что и к русскому языку тоже. То есть древнегреческий язык основан на русском языке,
таким образом, чтобы была связь с ним через церковнославянский язык. Следовательно и древнегреческая азбука тоже
произошла из кириллической, а не наоборот.

ПОЯСНЕНИЯ

Рукопись "Синайский апостол"
 Синайский апостол хранится библиотеке Синайского монастыря св. Екатерины(Египет), относится к XIII - XIV векам. Написан на русском языке. Представляет собой Апостол краткий апрокос:  разновидность Евангелия или Апостола, в которой текст организован не в каноническом порядке, установленном на Лаодикийском соборе, а календарно, согласно с недельными церковными чтениями, начиная с Пасхальной недели.
 Синайский монастырь Святой Екатерины — один из древнейших непрерывно действующих христианских монастырей  в мире. Основан в IV веке в центральной части Синайского полуострова(Египет) у библейской горы Хорив (Синай).
 Изначально назывался монастырём Преображения или Неопалимой Купины. С XI века, в связи с распространением почитания святой Екатерины Александрийской, мощи которой были обретены синайскими монахами в VIII веке, монастырь получил новое название — монастырь Святой Екатерины.
 Здесь растёт Неопалимая Купина — куст, который увидел горящим и несгорающим пророк Моисей и откуда сходил к нему глас Божий.
 
Евхаристия
 Евхаристия (др-греч.– благодарность, благодарение) – Церковное Таинство, в процессе совершения которого хлеб и вино прелагаются (претворяются) в Истинное Тело и Истинную Кровь Христовы, после чего эти Тело и Кровь потребляются верующими (под видом хлеба и вина) во оставление грехов и в жизнь вечную. Благодарение Бога составляет главное содержание этого богослужения.
 
Вифлеемская звезда
 Звезда, появившаяся на небе к моменту рождения Христа в пещере близ города Вифлеема и указывавшая волхвам путь следования на поклонение Богомладенцу. Изображается в сюжете Рождества Христова.
 Восьмиконечная Вифлеемская Звезда, как знак Бога и символ Рождения Иисуса Христа, устанавливалась на куполах первых христианских церквей. Имела вид двух наложенных друг на друга квадратов со смещением. В израильском городе Вифлееме есть церковь Базилика Рождества Христова, она стоит якобы на месте рождения Христа, в ней Вифлеемская звезда двойная по семь лучей в каждой звезде, что соответствует числу 7 для буквы ЗЕМЛЯ.

Оборотное Зело
 Символы Юникода для прямого и оборотного Зело, большие и маленькие буквы: Зело U+0405, U+0455; Оборотное Зело U+A644, U+A645 . Англ. названия: Cyrillic Capital Letter Dze, Cyrillic Small Letter Dze; Cyrillic Capital Letter Reversed Dze,
Cyrillic Small Letter Reversed Dze . См. на unicodeplus.com .
 Мы даём символы Юникода для оборотного Зело потому, что заметили, что авторы из источника 4) не смогли прописать в своей в статье оборотное Зело.

Арабская буква ГАЙН=1000
 В России, на северо-западе Пермского края находится – Гайнский район, самый северный регион Коми-Пермяцкого округа. Также есть деревня Гайны под г. Красноуфимском в 160 км. по прямой от Екатеринбурга. В тех местах живут башкиры, у
которых было племя ГАЙНА; башкиры говорят на татарском языке. У татарского и арабского языков общих примерно 600 слов, а если учитывать слова общей веры - ислама, то ещё больше.

Источники
1) ВЯ 1998 — В. Л. Янин, А. А. Зализняк. Берестяные грамоты из новгородских раскопок 1997 г. // Вопросы языкознания, 1998, No 3. С. 26–42.
2) gramota.ru - берестяная Грамота №778. Сайт посвящён берестяным грамотам, а не грамотности.
3) О ПРИРОДЕ ЮСОВСКОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ СЛОВ Николаев А.Б., Гусев А.Н., Костин Б.А., Тюрин А.М. 25 декабря 2012 года. Cборник статей по новой хронологии. Выпуск 12.  Единственная внятная статья из которой можно понять что же всё-таки представляют из себя ЮСЫ.
4) А. М. Пентковский, Т. В. Пентковская. Синайский апостол (Sin. slav. 39): история текста и история рукописи. Лингвистическое источниковедение и история русского языка (2002–2003). М.: Древлехранилище, 2003. – 481 с.
5) Материалы для словаря древне-русского языка по письменным памятникам в 3-х т., И.И. Срезневский, СПб, 1893 г.
6) azbuka.ru - словари и алфавит.
7) Мнемокод кириллической буквенной системы цифр, О.А. Новосельцев, 02.04.201 г., см. ВКонтакте.
8) Аркадий Казанский "Буквы и цифры в старых документах" от 28.09.2021 г. Статью Аркадия Казанского  мы обнаружили уже после написания нашей статьи. Она интересна тем, что автор заметил изгнание числа 9 из церковной азбуки и сделал вывод о первичности девятеричного счёта. См. на https://arkady-kazansky.ru/буквы-и-цифры-в-старых-документах/.


Рецензии