К. В. Ратников. О книге А. Стрижева и М. Бирюковой

РАТНИКОВ Кирилл Владимирович

РЕЦЕНЗИЯ
на монографию А. Н. Стрижева и М. А. Бирюковой
«Ландшафт отечественной словесности: восхождение к источникам»

УДК 821.161.1

Ratnikov K. V.
Review of the monograph by A. N. Strizhev and M. A. Biryukova «The landscape of Russian literature: ascent to the sources»


В рецензии рассмотрено капитальное издание целенаправленно избранных библиографических трудов, посвященных возвращению широкой читательской аудитории обширных пластов творческого наследия значительного количества незаслуженно забытых и недостаточного изученных русских литературных деятелей конца XVIII – начала ХХ века, подготовленное благодаря конструктивному творческому взаимодействию двух ведущих современных российских библиографов.

Ключевые слова: библиография; литературоведение; история литературы; архивы; источники; творческое наследие; републикации; культурология.

The review examines a major publication of purposefully selected bibliographic works dedicated to the return to a broad readership of vast layers of the creative heritage of a significant number of undeservedly forgotten and insufficiently studied Russian literary figures of the late 18th – early 20th centuries, prepared thanks to the constructive creative interaction of two leading contemporary Russian bibliographers.

Keywords: bibliography; literary criticism; history of literature; archives; sources; creative heritage; republications; cultural studies.


Литературоведение тем и отличается от литературной критики, что не является всего лишь произвольно-субъективным внутренним содержимым в более или менее строгой внешней форме, а представляет собой действительно фундаментальное научное исследование, опирающееся на четко выявленную, аналитически выверенную и тщательно систематизированную источниковую базу. В этом комплексном деле никак невозможно обойтись без кропотливого, вдумчивого и добросовестного труда библиографов, осуществляющих весьма непростой процесс собирания и учитывания по возможности максимально полного перечня таких источников, включающих в себя не только хронологию публикации самих литературных произведений или подробное описание рукописных материалов их архивного хранения, но и активно привлекающих дополнительный круг биографических свидетельств, в которых так или иначе находят своеобразное отражение индивидуальные черты деятелей литературы или, если воспользоваться старинным термином, творцов изящной словесности.

Впрочем, лучше и нагляднее всего последовательные этапы комбинированного библиографического труда охарактеризовали авторы книги, повествуя о предпринимавшихся ими на протяжении восьми лет, с 2014 по 2021 год, интенсивных усилиях по приведению в порядок разрозненных и отрывочных до той поры сведений о творческим наследии целого ряда замет-ных, а иной раз даже и ключевых фигур отечественного литературного процесса минувших эпох: «Каждый исследуемый источник надо было найти, увидеть “в глаза” и освоить, проследить его публикацию с оценкой критики; лишь после этого всего текст справки включался в персональную библиографию. В завершение составляли краткий очерк жизни и деятельности литератора. При этом, разумеется, бралось в расчет и всё основное, опубликованное ранее по данной персоне. В каждом конкретном случае исследовались в крупнейших библиотеках страны сопутствующие материалы относительно биографических сведений и творческих замыслов при создании произведений» [1, с. 5].

Результаты проделанной совместной работы оказались действительно многоплановыми и впечатляющими. В аннотации указаны отнюдь не все персоналии, основные вехи творческого и жизненного пути которых получили детальное освещение в книге А. Н. Стрижева и М. А. Бирюковой, но даже и в таком сокращенном виде перечень имен выглядит более чем представительным: «В виде статей представлены исследования о Н. И. Надеждине, Евгении Тур, Е. Л. Маркове, В. А Никифорове-Волгине, Н. С. Кохановской, Сергее Рачинском, Л. Н. Зурове, С. И. Вашкове, В. С. Арсеньеве и других значимых, но забытых русских писателях, трудившихся в период с конца XVIII по начало XX вв. В качестве образцов включены некоторые произведения исследуемых авторов, не потерявшие свою актуальность и в наши дни» [1, с. 2]. К этой яркой плеяде знаковых имен необходимо добавить еще как минимум нескольких, об уникальном своеобразии личности которых подробно рассказывается в книге. Это, в первую очередь, А. А. Перовский, хорошо известный любителям русской романтической прозы под псевдонимом Антоний Погорельский, а также менее именитые, но от этого ничуть не менее интересные участники отечественного литературного процесса XIX века, в частности, беллетристка М. С. Жукова или, например, поэт и общественный деятель Н. В. Сушков (зять Ф. И. Тютчева, женатый на его сестре Дарье), а в более поздние времена – писательница и мемуаристка Е. В. Новосильцева, опять-таки больше известная не под своей настоящей фамилией, а под псевдонимом Т. Толычева, и, конечно же, достаточно популяр-ный и авторитетный на рубеже XIX–XX веков драматург, очеркист и публицист С. К. Эфрон (псевдоним – Литвин), кстати сказать, родной дядя С. Я. Эфрона, мужа Марины Цветаевой.

Вот как иногда всё бывает тесно переплетено в жизни и в литературном мире. Поэтому можно в полной мере согласиться с аргументированным мнением авторов книги, совершенно справедливо указавших на органичную взаимосвязь, существующую между литературными текстами и биографическими фактами, иными словами – между искусством и жизнью, что требует от исследователя рассматривать художественные произведения и личностные обстоя-тельства бытия каждого автора в их неразрывном единстве и цельности. Именно на таком комплексном подходе и должен быть основан по-настоящему научный анализ подлинной сущности творческого процесса: «Окинуть взглядом ландшафт родной литературы непросто, так он обширен именами и явлениями. И лишь библиографам, изучающим источники текстов и собирающим биографические материалы, удается узнать факты о жизни и деятельности то-го или иного литератора. Такой критико-биографический подход достовернее представит творчество писателя в событиях его эпохи, выявит его стилистические особенности, пришедшие на смену стареющих вкусов» [с. 8].

Дано в книге и убедительное обоснование ее подзаголовка («восхождение к источнику»), являющегося не просто какой-нибудь отвлеченной метафорой, а самым что ни на есть точным обозначением методики библиографической работы, состоящей одновременно и в углубленном погружении в разнообразные архивные материалы, и в мысленном обобщении собранных сведений, подъеме от эмпирике к систематике, выстраивании на базе досконально собранных фактических сведений целостной панорамы жизни и творчества изучаемого автора – и как литературного деятеля, и как индивидуального человека. Авторы книги с несомненным знаем дела выразительно представили этот многогранный процесс: «Восхождение к источнику – это всегда поиск, преодоление и подъем. И не по одному направлению двигается исследователь, а во взаимодействии с рядом других, чтобы шире и полнее представить литературное явление. Персональная библиография представляет не только перечень публикаций автора целиком, но и, по возможности, также охватывает источники литературы о нем, включая критику и отзывы. Каждый источник рассматривается “в глаза”, ничто с чужих слов на веру не воспринимается. Потому-то библиограф плотно занимается в крупнейших библиотеках, посещает архивы и там знакомится с домашними бумагами писателя и сведениями близкого круга людей» [1, с. 8–9].

Совершенно очевидно, что книжный тип издания в качестве не только традиционной, но и поистине универсальной формы сохранения интеллектуальной информации навсегда останется одним из ключевых факторов гуманитарной культуры человечества. В этом плане библиография неотделима от библиофильства. Это не только однокоренные слова: они действительно восходят из общей и единой для них богатейшей эстетической почвы. Однако новые времена и современные информационные технологии подсказывают новаторские приемы и, как принято говорить, инновационные формы презентации материалов. Не стала исключением и данная книга. Большинство опубликованных в ней талантливо и увлекательно написанных авторских статей, а также щедро републикуемых текстов литературных деятелей былой поры, появлялись не только в печати, но и в электронном виде. Уже давно существует и постоянно активно пополняется замечательный Интернет-ресурс под названием «Библио-Бюро Стрижева-Бирюковой» [2]. Он всегда открыт для свободного доступа, и хочется верить, что все, кому в самом деле интересно точнее сориентироваться в неповторимом ландшафте отечественной словесности, наверняка смогут найти здесь для себя немало познавательного и полезного.

К огромному сожалению, одного из авторов книги, самобытного писателя, литературоведа, культуролога и библиографа Александра Николаевича Стрижева (1934–2022) больше нет среди нас. Увы, личное бессмертие – это лишь условный образ искусства. Но главное в своей жизни творческий человек все-таки успевает сделать вопреки неотвратимому финалу биографии каждого. А это значит, что есть смерть, но нет уничтожающего всё живое небытия и стирающего все следы забвения. Так пусть же книга «Ландшафт отечественной словесности: восхождение к источникам» станет зримой вехой памяти об Александре Николаевиче вместе с другими его многочисленными книгами и научными проектами. Человек уходит, но созданное им останется навсегда как неотъемлемая часть национальной духовной культуры.


Литература

1. Стрижев А. Н. Ландшафт отечественной словесности: восхождение к источникам / А. Н. Стрижев, М. А. Бирюкова. – СПб: Любавич, 2022. – 768 с., ил.
2. Библио-Бюро Стрижева-Бирюковой: [Эл. ресурс]. URL: http://proza.ru/avto/bibiobiuro (дата обращения: 15.12.2024).

Ратников Кирилл Владимирович, кандидат филологических наук, кандидат медицинских наук, независимый исследователь, kratn2@gmail.com

Kirill V. Ratnikov, candidate of philological sciences, candidate of medical sciences, independent researcher, kratn2@gmail.com


(Научный журнал "Известия высших учебных заведений: Уральский регион". 2024. № 4 (октябрь - декабрь). С. 81 - 83).
Рецензия поступила в редакцию 15 декабря 2024 г.


Рецензии