Командировка на войну. Глава. 58 Мемуары

Глава. 58                Примирение кровников.


Когда мы произносим слово «жизнь», следует понимать, что мы говорим не о той жизни, которая известна нам по её поверхностным фактам, а о той её тонкой, постоянно меняющейся сущности, которую внешние формы никогда не отражают.

Антонен Арто — французский писатель, поэт, драматург, актёр театра и кино, художник, киносценарист, режиссёр и теоретик театра.


Если у какого чеченца душа закипит, зимой речку может переплыть, чтоб кого - нибудь из кровников зарезать.

Был случай, переплыл чеченец реку, подкрался к казачьему костру, а те, бедолаги спали, горя не ждали, но закоченел чеченец, рукоять кинжала стиснуть не мог, стал над тем же костром руки отогревать, хорошо, что один казак вовремя проснулся…

Так что их не поймёшь — когда ради воровства, а когда просто ради мщения приползают». В чеченском языке кровная месть зовётся «чир».

Традиция эта не мусульманская, она восходит к адату – своду неписаных законов, по которым жили ещё до принятия ислама вайнахи – предки современных чеченцев. Поводом к кровной мести чаще всего становится убийство.

Собираются старейшины тейпа и проводят разбирательство. Если они устанавливают виновность подо- зреваемого, то начинается обряд «кровничества».

К родным убийцы отправляют посланника, который сообщает им о решении семьи пострадавшего объявить кровную месть. С этого момента закон «кровь за кровь» вступает в силу.

В случае, если убийство непредумышленное, то есть гибель в ДТП или от шальной пули, то виновника обычно тут же прощают, но при этом он должен заплатить выкуп семье жертвы или взять на содержание детей потерпевшего.

Порой родные жертвы отказываются от выкупа, и это считается верхом благородства. Но если выясняется, что в момент наезда или «случайного выстрела» убийца был пьян, то кровная месть может осуществиться.

Кстати, женщин, стариков, детей или слабоумных по обычаю кровной мести не убивают.

Но в то же время женщина может сама осуществить кровную месть, если в её семье не осталось мужчин. А если убили женщину, то за неё убивают двоих мужчин из семьи убийцы.

Чаще всего семья, которой объявили «чир», после этого переезжает в другое место. Таких людей называют «Луровелла», что означает «скрывающиеся от кровной мести». В древности кровная месть осуществлялась только в отношении самого виновника преступления.

В адате существовало такое понятие, как «куйг бехки» – «виновная рука», то есть, преследовали только непосредственно убийцу. Причём кровников часто прощали – это считалось более достойным поступком, чем месть.

В XIX-ом веке при имаме Шамиле закон скорректировали: теперь пострадавшая сторона могла сама выбирать, кто попадёт «под раздачу». Обычно это были ближайшие родичи виновника по отцовской линии.

Считается, что иначе они могут спрятать виновного. Иногда бывало так, что убивали самого уважаемого из семьи. Мстить могут только ближайшие родственники убитого.

Если месть осуществит, к примеру, его друг, это уже будет считаться не кровной местью, а убийством, что приведёт к появлению новых кровников.

Порой преступника убивают его собственные родные, чтобы избежать дальнейшего кровопролития. Срока давности кровная месть не имеет.

Если человек, которого обвинили в преступлении, умирает, то убить могут его братьев, сыновей, внуков или других родственников мужского пола.

Поэтому считается, что чем быстрее наступит примирение, тем лучше. Мстить можно только собственноручно.

То есть, если ты напишешь на убийцу заявление в полицию или наймёшь киллера, это будет не «чир». Процесс примирения обычно инициирует семья виновного.

К кровникам отправляется посредник, заявляющий о желании примириться. По правилам, примирение может произойти не ранее чем через год после объявления «чира». Всё это время те, кому объявлена кровная месть, должны находиться в изгнании, скрываться. Процедура примирения выглядит так.

После того как достигнута договорённость между двумя сторонами, в назначенное время в назначенном месте, как правило, на околице села, встречаются представители обеих сторон, причём «по протоколу» они должны быть в тёмных одеждах и с покрытыми головами и не должны поднимать головы и смотреть в глаза «противной стороне».

Сначала звучит ритуальное приветствие, и читаются молитвы.

Продолжение следует …


Рецензии