Из истории Владимировки
Человек начинается с места, где родился. По-разному может сложиться его жизнь, но родные места: луга и поля, тропинки и покосы, реки и овраги, старенькие дома и возведенные новые здания, улицы, переулки, площади- уже заложили информацию о каждом из нас в свою память, внесли в сознание наше представление об окружающем мире, о прошедших событиях. Человек не может исчезнуть бесследно, особенно тот, кто оставил после себя добрую память. И как важно сохранить эту память, передать своим детям и внукам, рассказать им все, что знаешь о своей "малой родине", о ее людях!
Моя родина- Владимировка, маленькая сибирская деревушка на левом берегу впадающего в Обь Чулыма, название которого, в переводе с тюрского, обозначает "бегущий снег". Чулым не просто бежит, он мчится с покрытых хвойным лесом "пестрых гор"- отрогов Кузнецкого Алатау, вобрав в себя шумящие воды Хакассии- Белого и Черного Июса. Напротив деревни, на правом берегу Чулыма, раскинулась зеленое море арги- тоже слово-тюркизм: хребет, опора, спина. По -разному называют эти древние сглаженные и невысокие горы : Гремячихиным хребтом, отрогами Саян, Чулымской излучиной, а некоторые, не без влияния Пришвина- "кладовой" природы. Причисленная в прошлые времена к Томской губернии, Мариинского уезда, сегодня деревня входит в Боготольский район Красноярского края. Ничем особенным не примечательная, вроде бы такая же, как тысячи других российских деревень, но бесконечно дорогая мне и моим близким людям.
Сибирь. Причулымье.
Щедрый, вольный край...
Испокон веков неосвоенная, далекая Сибирь для народов европейской части России считалась едва ли не краем света, непригодным для жизни из-за свирепых морозов и диких нравов, куда отправляли на каторгу и вечное поселение преступников- убийц и политических заключенных. Каторжане отбывали свой срок на горных рудниках и винокуренных заводах, золотых приисках и прокладке железной дороги, жили в землянках и сараях, умирали от болезней и голода...
Вспомним знаменитую поэму Н.А.Некрасова:
Там люди редки без клейма,
И те душой черствы;
На воле рыскают кругом
Там только варнаки;
Ужасен там тюремный дом,
Глубоки рудники...
В казарме общей надо жить,
А пища: хлеб да квас.
Пять тысяч каторжников там,
Озлоблены судьбой,
Заводят драки по ночам,
Убийства и разбой...
Но кандальная и суровая Сибирь славится и своими необъятными просторами, богатством и дивной красотой природы. Это отмечали еще в далекие времена многие ученые, исследователи ,писатели, такие как Г.Ф Миллер, П.С.Паллас, А.Н.Радищев, побывавшие в наших краях. В их числе и Семен Ульянович Ремезов(1642- 1720)-выдающийся историк и художник, архитектор и писатель, создатель первого географического атласа: "Воздух над нами весел и в мерности здрав и человеческому житию потребен. Земля хлеборобна, овощна и скотна. Паче всех частей исполнена пространством и драгими зверьми бесценными. И торги, привозы и отвозы превольны. Рек великих и средних, заток и озер неизчетно; рыб изобильно множество и ловитвенно..."
Не случайно, что именно сюда, в легендарный, вольный край несметных богатств, где не было крепостного права,добровольно переезжали многие переселенцы из центральных и западных губерний России. Однако сибирская земля с ее редкими тропами и лесными дорогами , топкими болотами, если и казалась благодатной, то только летом - зимой же переселенцев встречала заваленная снегом тайга, трескучие морозы с пронизывающими, сбивающими с ног ветрами...Все это и бывалого человека угнетало суровостью и безлюдьем, не говоря уж о тех, кто родился и вырос в теплых краях. И все же нелегкие здешние условия не страшили аборигенов чулымских земель ,а со временем и пришлые люди постепенно приспособились к тяготам жизни.
На малых еланях- полевых и луговых равнинах, среди русских
белоствольных берез и трепещущих на ветру осин, по берегам малых речек- чаще всего без названия- и полноводного Чулыма, рассыпались наезжие заимки,большей частью- летние, владельцы которых (Спирины и Усковы, Шапочкины и Андреевы, Комаровы и Пехтеревы, Почекутовы и Тарутины) занимались кто-хлебопашеством и скотоводством, кто- рыболовством, охотой и пчеловодством. Как отмечает в своем исследовании "Хозяйственное положенiе переселенцевъ, водворенных на казенныхъ земляхъ Томской губернiи" выдающийся русский экономист и статист А.А.Кауфман, на месте сегодняшней Владимировки в 1888 году, когда сюда прибыли первые переселенцы из России, уже проживало 12 семей старожилов -заимочников из сел Боготольского и Краснореченского в числе 30 душ мужского пола! Дома располагались на берегу Чулыма, откуда люди и брали воду для своих нужд. Причулымную улицу называли Улуем, видимо, старожилы не раз плавали по правому притоку Чулыма.
В 1893 году Томский губернский статистический комитет издал книгу "Сведения о населенных пунктах Томской губернии. Мариинский округ", где названы образованные приблизительно в этот период времени , а возможно, и раньше, заимки, находящиеся вблизи современной Владимировки, фамилии владельцев которых и сегодня хорошо знакомы многим жителям деревни:
1.Усковская заимка(№149).На ключе Безымянном. В 129 верстах от Мариинска, в 10 верстах от с. Боготола и в 5 верстах от Владимировки! 5 крестьянских дворов,9 мужчин и 5 женщин.
2.Спиринская заимка(№150). На ключе Безымянном, в двух верстах от Усковской заимки-на расстоянии 131 версты от Мариинска и 12 верстах от с. Боготола! 4 крестьянских двора. 5 мужчин и 5 женщин.
3.Поленовская заимка(№151).На ключе Безымянном, расстояние от Мариинска-132 версты, от с. Боготола-13 верст.3 крестьянских дома.5 мужчин и 3 женщины.
4.Заимка Шапочкина(№151), находящаяся в трех верстах от речки Корюшки, в 16 верстах от Боготола и 165 верстах от Мариинска. О том, что эта заимка станет называться Владимировкой, можно узнать из записей в Метрической книге за 1889 год Богоявленной церкви села Боготола:
1)."10/16 января 1889 года.О рожденных. Петр. Родители. Крестьянин деревни Владимировка(заимки Шапочкина)Иван Иванов Тарутин и его законная жена, Мария Николаева, оба православного исповедания. Восприемники: той же деревни крестьянин Осип Семёнов Почекутов и крестьянская жена Любовь Васильева."
2)."4 августа 1888 года. Об умерших. "Курской губернии Корочанского уезда причисленного на Шапочкину заимку деревни Владимировка сын Аким" (фамилия не указана). Возраст - два месяца. Причина смерти- от кори.
Владельцы заимки Шапочкиной, о которой упоминается в некоторых записях в Метрической книге Богоявленной церкви села Боготола, были самыми зажиточными крестьянами и пользовались наибольшим наделом земли в волостях Боготольской и Краснореченской. Неслучайно переселенческий участок ,созданный в 1886 году в Мариинском уезде Боготольской волости Мариинской поземельно-устроительной партией Томского поземельно-устроительного отряда стал называться Шапочкиным и Латышевским. Что мы знаем о людях, давших названию участка? Достоверной информации о Латышевском и Шапочкине очень мало.
В архивных документах г. Ачинска (Ф56.оп.1Д 151 "Дело о проектировании переселенческого надела крестьян поселка Владимировского Боготольской волости.1910-1915гг.")упоминается речка Латышевка, возле которой в 1912 году был земельный надел двадцатипятилетнего Григория Данилова Шевцова. Сегодня она никому из старожилов не знакома. Да еще в Акте, составленном топографом, производителем работ Топорковым по отводу записей села Краснозаводского за 1912 год, называется выселок Латышева-154,66 десятин. Есть еще одна информация в статье "Село Краснореченское" неизвестного автора, впервые опубликованной в Санкт- Петербурге в газете "Восточное обозрение" № 34, 35 за 1886 год о богатом крестьянине- "кулаке", "темного происхождения" Иване Гавриловиче Латышеве, умершем в 1860 году. К концу своей жизни, как рассказывает автор, Латышев достиг широкой известности на всем тракте от Томска до Иркутска, занимаясь извозом. В течение года у него в обозе ходило более ста лошадей. Жил он помещиком, дом его отличался роскошью и изобилием. Летом на его обширных полях ежедневно работали до сорока человек. Автор статьи, упоминая книгу редактора газеты М.Н. Ядринцева "Сибирь как колония", ссылается на одного из персонажей книги- богача, эксплуататора крестьян Новикова, называя Латышева "краснореченским Новиковым".
О Шапочкине ,точнее. Шапочкиных, информации немного больше, но кто был первым владельцем земель- не известно. На основании Исповедальных росписей прихожан и Метрических книг Краснореченской церкви Красноярского округа, можно сказать о том, что многочисленный род Шапочкиных проживал в Сибири с начала 1800 года. На землях Краснореченской и Боготольских волостей они обрабатывали землю, выращивали хлеб, разводили скот. Многие крестьяне были отставными солдатами.
Из выписки Посемейного списка №1 села Краснореченского, Мариинского уезда Томской губернии от 11 октября 1911 года, составленного старостой села Анисимовым и подписанного Производителем работ Мариинской поземельно- устроительной партии Томского поземельно- устроительного отряда О.Топорковым("Дело о землеустройстве крестьян выселка Шапочкина Краснореченской волости"(4 октября 1911- 1915гг, Ачинский муниципальный архив.Ф.56,оп.1), известно, что в роду Шапочкиных насчитывалось 23 души мужского пола. Самый старший в этом списке-Шапочкин Ефим Поликарпович, которому 66 лет, родился, видимо, в 1845 году.
В "Прошении" на имя Господина Заведующего Переселенческим переустройством В Томской губернии Шапочкин Е.П. сообщает о том, что имеет в своей "нераздельной семье четырех совершеннолетних сыновей и восемь внуков", более 40 лет пользовался наделом пахотной и сенокосной земли, называемой "КРОТОВ ЛОГ", состоящей в Краснореченской волости, в течение многих лет собственными силами и наймом производил расчистку пригодной для сельского хозяйства местности, "устроив на оной местности вполне жилой дом, с амбарами, стайками, необходимыми для большого сельского хозяйства."
"В настоящее время,-говорится в "Прошении",- пользуясь возможностью приобрести новые пахотные, сенокосные и прочие машины, я считаю нужным усилить свое хозяйство не только одной пашней, но и заведением разного племенного скота, по указанию Переселенческого Управления. А потому покорнейше прошу: местность, занимаемую мною около 40 лет, под названием "Кротов Лог"(Заимка Шапочкина)отвести мне на 13 душ по 15 десятин на душу, а всего в количестве 195 десятин для устройства Хутора с прирезкой земли до однозначного количества."
Прошение, по просьбе неграмотного крестьянина Ефима Поликарпова Шапочкина, подписал Ф. Шапочкин 12 декабря 1911 г.
Но это будет в 1911 году.
А 28 июня 1888 года началось активное заселение переселенцами участка Шапочкина и Латышевского. В таблице подробного вычисления земель переселенческого участка, составленной в 1888 году топографом Гофманом,(Ачинский архив, Ф.56,оп.1) указаны названия угодий и урочищ : усадеб(в том числе усадьба Назара Спирина), пашни, сенокосы, выгон, лиственный, хвойный, смешанный лес, болота и т.д. - 4442 десятины земли (десятина- чуть больше гектара).Удобной земли - 4045 десятин. "Ближайшая станция железной дороги- Критово- 10 верст,- отмечается в "Книге образования переселенческих участков 1885-1912 гг."(изд.1913 г., г. Томск, ред. начальника съемочного отделения Каинской поземельно-устроительной партии В. Н. Соболева) ближайший город- Мариинск, 166 верст. Железная дорога и бывший Сибирский тракт. Участок обеспечен водными источниками : рекой Чулым и 4 колодцами. Почва на участке- черноземная. Начало заселения- 28 июля 1888 года".
Указанная дата заселения - 28 июля- не случайна! В ней ключик для разгадывания тайны, позволяющий открыть, почему только что образованный переселенческий поселок назван Владимировкой.
В православном календаре 28 июля - день памяти равноапостольного князя Владимира. Весь православный мир в этот день отмечает важный праздник- день Крещение Руси. Это событие произошло в 988 году, когда князь Владимир,согласно "Повести временных лет", в древнем Херсонесе, под Севастополем, принял христианство. В то время, как наши прадеды покинули родные места, в России отмечали один из самых значимых юбилеев второй половины XIX века - 900- летие крещения Руси. В Москве прошел крестный ход из церкви святого князя Владимира до Успенского собора, проводили литургию и служили молебен на Соборной площади Кремля. По указанию императора Александра III повсеместно печатались и распространялись жития князя Владимира, устанавливались его иконы, строились новые и реставрировались старые храмы. Наши прадеды- люди глубоко верующие. "Жители поселка Владимирского,-отмечается в "Журнале Томского Епархиального Комитета по устроению церковного быта переселенцев" от 24 ноября 1908 года,- российские переселенцы,-народ трезвый, трудолюбивый, религиозный, к Храму Божьему усердный, к пастырям почтительный".
Как утверждается в исследовании Александра Аркадьевича Кауфмана, старожилы- люди достаточно гостеприимные:"приютили переселенцев в своих домах и оказывали им всяческую поддержку".
Известен еще один интересный факт(источник - тот же: "Хозяйственное положение переселенцев..."А.А.Кауфмана) из истории деревни Владимировка... В 1887 году из Курской губернии в Сибирь, в Томскую губернию, были отправлены "на собственный счет" на поиски хороших земель два ходока... Переселенческим чиновником(Чарушиным)были указаны им 4 участка в Боготольской волости. Ходоки все участки осмотрели и остановились здесь, ввиду большего размера. Вернувшись на родину, в Курскую губернию, в Корочанский уезд, описали все, что видели...После продолжительных сборов переселенцы отправились в долгий путь, за лучшей долей...А ходокам, пришедшим из Сибири, за труд "заплатили по 50 копеек с души и угощали их вином".
Первые переселенцы- в 1888 году переехало 66 семей, а позднее, в 1890, 1892,1893 гг. присоединились еще 6 семей-были государственными крестьянами Курской губернии, Корочанского уезда трех смежных волостей-большинство Радьковской, а несколько семей- Погореловской и Новослободской. Приблизительно наполовину великороссы и малороссы. Среди переселенцев был и мой прадед Кривенков(Кривенко) Федор Власов с супругой Марией Михайловной, сыновьями: Иваном( 1886 г. р) и Филиппом (1882 г.р.), семьей родного брата жены Старченко Деонисия Михайлова . В архивном фонде "Курское губернское по делам крестьянским присутствие" в списках крестьян Корочанского уезда Курской губернии, получивших разрешение на переселение в Томскую губернию в 1887-1888 годах, числится и их имена. А по документам 10 ревизии(1858) дед прадеда ,Филипп Павлов Кривенков, вторым сыном которому был Влас, проживал в слободе Кривошеевка Корочанского уезда Радьковской волости Курской губернии. Скорее всего, Кривошеевка и есть родина моих ближайших предков и предков многих моих земляков.
Главной причиной переселения наших предков в суровую Сибирь было "утеснение": недостаток земли вообще, в частности, нехватка леса и выгонов для скота, необходимость пользоваться арендой, а значит, "жить не себе, а людям". Из 61 зарегистрированного двора два были совсем безземельные, остальные владели землей на общинном праве: в 49 домохозяйствах на душу населения приходилось не более полутора десятин, у 13 хозяйств-2 или 3 десятины. По-видимому, вся земля была распахана, так что покоса, леса и специальных выгонов не было. Качество земли тоже разное: ближе к северу земля песчаная, и потому свежевспаханная земля требовала удобрения, южнее- чернозем. Земли удобрялись плохо, потому как скота держали мало, и большая часть навоза шла на топливо. Хлеба с надельной земли не хватало, и более 70,5% зарегистрированных дворов прибегало к аренде. Обычные условия аренды: под озимь за десятину снимали по 25-30 р., под гречиху -по 6 р. !991- 1992 годы были неурожайными, потому цена на найм упала до 17-18 р. Бесхозяйных среди владимирских переселенцев не значилось. Только три семьи раньше не имели лошади и коровы, и одна семья не сеяла хлеба; более половины(41 двор)имело по 2-3 лошади и почти все(54 двора)по 2-3 коровы. Дополнительными заработками считались наемный труд на помещичьих "экономияхъ", работа на сахарных заводах, а также летние отхожие земледельческие заработки в Кубанскую область, В Таврическую губернию...
Переселения из выше названных волостей раньше не бывало, но из недальней местности тотчас же после освобождения крестьян выселилось много народу. От этих переселенцев и были получены их родственниками первые сведения о новых местах. Разговоры в народе о переселении начались, приблизительно, с 1883 года, а в 1887 году люди задумались об этом всерьез. Когда же было принято решение о переселении в новые "места", оказалось, что не все так просто: необходимо разрешение местных властей. А получить его нелегко: представители местной власти- становой и др.- пытались отговорить от переезда. Потому первые переселенцы, прибывшие на нашу "малую родину", решили идти без разрешения, по паспортам. Нужно было продать имущество...Земельные наделы сдавались обществам бесплатно, без всякого вознаграждения; дома продавались за бесценок: к примеру, дом, стоивший 200 р., продавался за 60 р, другой- вместо 120 р.- за 30 р. Лучше всего удалось сбыть скот, причем, по хорошим ценам, как правило, на ярмарке...Всего было выручено владимирскими переселенцами 16 тысяч р., однако более тысячи осталось за покупщиками в долгах. И, как правило, не возвращено. Большинство переселенцев взяло в дорогу от 100 до 400 р., почти 3/5 от всего числа- более 200 р.- каждый глава семьи.
Дорога в Сибирь оказалась нелегкой и долгой...Вышли из дома в мае, а прибыли на место в июне. Ехали на Саратов, оттуда пароходом до Перми, затем по железной дороге до Тюмени, пароходом до Томска, а затем купили лошадей и отправились на телегах...Везли с собой скромный скарб. Кто что смог...Так родной брат моего деда, Кривенко Дмитрий Федорович, вспоминал, что семья его ехала на телеге, он был совсем ребенком и держал на руках...поросенка! Вряд ли это был он, так как родился уже во Владимировке в 1893 году,по- видимому, слышал он эту историю от старшего брата Филиппа Федоровича Кривенко, которому ,действительно, было 5 лет.
Не имеющие на руках разрешения не могли воспользоваться льготными тарифами, потому дорога нашим прадедам обошлась дорого: всего более 12 тысяч, в среднем на семью по 205 р. Экономили, как могли. Побиралась в пути всего одна семья, около 10 семей занимали небольшие суммы у попутчиков, некоторые и доехали за их счет. Не все смогли доехать до "земли обетованной": в 7 семьях умерло 11 душ(2,4% от числа пустившихся в путь).
А когда прибыли к месту назначения, многие разочаровались, увидев необжитое место. Никто их не ждал, не приготовил апартаментов. Пришлось в срочном порядке делать землянки, наскоро строить дома или идти "на постой" к старожилам, чье жилье располагалось на месте будущего поселка или в соседних селениях: Боготоле,Краснореченском или Краснозаводском. Из первоначально прибывших 72 семей 11 решили уехать: 7- ушли сразу же, по приходу: "дикое место, земли слабые, церкви нет,- да и мошки испугались"; остальные 4 семьи ушли в Минусинский округ в 1890 г., взяв годовые паспорта и распродав имущество: "хотели искать места повольнее да калачи белее". По сведениям оставшихся, люди эти "совершенно разорились и живут в работниках". В Боготольской волости остановились и другие переселенцы из Курской губернии. Так, в поселке Разгуляй, образованном в 1888 году, поселилось 13 семей малороссов из того же Корочанского уезда, Радьковской волости -бывшие односельчане владимирских переселенцев. В последующие два года приехали еще 9 семей. Однако разгуляевские переселенцы были беднее владимирцев.
В 1890 году был образован и поселок Павловский в Боготольской волости. Прибывшие - бывшие крепостные крестьяне(9 семей)из Дьяконовской волости (Курская губерния).Связь с переселенцами, поселившимися в Разгуляевке и Павловке, постоянно поддерживалась. Так частенько они были восприемниками друг у друга при рождении детей, поручителями при бракосочетании или даже вступали в брак со "своими". К примеру,6 февраля 1911 года заключили брак родители известной многим моим землякам учительницы Анны Васильевны Погореловой. В Метрической книге Богоявленной церкви села Боготола, в части "Бракосочетание", значится такая запись: "Крестьянин деревни Владимировки Василий Осипов Погорелов, в возрасте 20 лет, первым браком. Деревни Разгуляевка крестьянская дочь, девица Варвара Артемова Погорелова, 18 лет, первый брак".
Прадеды наши - люди умелые, одаренные,да что- талантливые! В 11 семьях переселенцев поселка Владимировского были ремесленники-колесники,плотники,столяры, экипажники... Несмотря на все жизненные и бытовые сложности,многие из них показали себя настоящими архитекторами новой жизни, хотя и читали по слогам и не умели писать. Природное чутье, тяга к творчеству и самовыражению,способность рождать идеи и их реализовывать, создавать красоту вокруг своего дома, сноровка,усидчивость,трудолюбие...Выбрали живописное место: равнины и пригорки, березовые рощи и сосновый бор, "золотое дно" Чулыма, арга...Кругом стояли леса, мужики рубили деревья(каждая семья получила лес на постройку по 25 деревьев) и тут же ставили избы. Хотелось поближе к Чулыму, но там уже стояли дома старожилов, потому переселенцы селились ближе к северу.Благо, что все знали друг друга: родственники,знакомые, односельчане,друзья. Люди помогали друг другу, кто чем мог. В первый же год 50 семей поставили бревенчатые избы, у многих- пятистенки, крытые соломой. Надворные постройки сооружались из плетня.
Но главное-земля, ради которой и пришлось покинуть "Расею"! Пахотные земли расположены по отлогим причулымским увалам, местоположение их открытое и волнистое, почва- преимущественно сероватый супесчаный чернозем. Покосов вполне достаточно: есть небольшой поемный луг на Чулыме, главным же образом косят "по заложамъ"; средний укос- почти по 150 копен на двор. Значит, можно разводить скот. Выгоны и пастбища вполне достаточны, лес, в основном, дровяной. И все же многие переселенцы были не вполне довольны: "Земля жидкая, назьму не принималось, работы много требует, хлебъ не умолотый", и тем не менее "супротив Россiи куда лучше".
На портале "Переселение" Томского государственного архива в открытом доступе находится интереснейший документ, о котором хочется сказать особо, так как он указывает на образование поселка Владимирского и получение земли крестьянами в личное пользование. Это "Актъ" от 1888 года Августа 12 дня Производителя работ отряда чинов по образованию переселенческих участков в Западной Сибири и отводу их переселенцам, Межевого Инженера Коллежского Асессора А. Розанова, при участии у.д.Топографа Гофманъ, в котором сообщается, что "переданы нижеподписавшимся уполномоченным от переселенцев образованного поселка Владимирского в постоянное пользование их доверителей казенную землю участков под № XX,XXI с прилегающими оброчными статьями Верглинной, Комаровской и части Спиринской Томской губернии Мариинского округа Боготольской волости, что при реке Чулым"... На каждую душу мужского пола определяется по 15 десятин удобной земли(одна десятина- это 1,09 гектаров).Всего выделено "на 86 душ в по именованных прислужном при сем списке". "Актъ..." подписали уполномоченные от переселенцев:Прокопiй Шевцовъ, Иванъ Демченковъ,Никаноръ Спиринъ, Семенъ Фалеевъ, Никифоръ Алексеевъ, Ксенофонтъ Тарутинъ, Никифоръ Алексеевъ(по личной просьбе неграмотного Федора Андреева и за него расписался),Семенъ Почекутовъ, Василий Пузаковъ, Боготольский Волостной Заседатель Яковъ Аликинъ, Боготольский Сельский староста Александровъ,Боготольский Сельский писарь N. А в августе 1890 г. было Постановление(текст его- в этом же Акте), на основании которого "представлена переселенцам поселка Владимировского, водворенными по сему Акту, в числе 86 душ мужского пола ежегодная оброчная плата за землю в размере 232 рубля 92 коп". Переселенцам объявлено, что право пользования землей предоставляется "только для удовлетворения домашних потребностей, а не на продажу". Одинаковые наделы по расчету 15 десятин на наличную душу получили как новоселы, так и старожилы. Землепользование- вольное, "как у сибиряков". Мотивы отсутствия передела у крестьян : 1."сибирскую землю не изравняешь",2."не к чему делить- всем земли хватит".Пройдет каких -то 20 лет, и ситуация с землей изменится, но об этом в конце XIX века никто из переселенцев не предполагал.
Среди тех, кто подписал исторический документ об образовании Владимировки и наделении крестьян казенной землей, были "старожилы", проживающие в селе Боготоле и имеющие летние заимки, такие как самый опытный, шестидесятилетний Семен Герасимов Почекутов(1819-1914), Семен Александров Фалеев(1844-?), Ксенофонт Иванов Тарутин(1851- 1910), Никанор Яковлев Спирин(1851-?), из села Краснозаводского Федор Семенов Андреев(1853-?), а так же курские переселенцы: Прокопий Павлович Шевцов, Иван Демченков.
Семен Герасимов Почекутов - самый старший из подписантов исторического документа, - "Акта производителя работ Отряда чинов по образованию переселенческих участков в Западной Сибири Розанова об образовании пос. Владимирского и передаче в постоянное пользование переселенцев казённых земельных участков"(ГАТО, Ф- 144.оп 1, Д 141).
По- видимому, это очень опытный и знающий, мудрый и уважаемый человек в кругу наших предков! Год его рождения, 1819,потому что в "Посемейном списке лиц мужского пола, прописанных к 1 января 1910 года по селению Владимировскому и составленному 25 марта 1911 года", ему 84 года! Умер Семен Герасимович Почекутов в 1914 году , в возрасте 95 лет, и похоронен на Владимировском кладбище.
Почекутовы обосновались в Сибири раньше основных переселенцев 1888 года, проживали в селе Боготоле, в Итате, в Малой Косули. И на месте сегодняшней Владимировки Почекутов Семен Герасимов и его сыновья : Осип(1862г.р.), Иван(1870г.р.)- заселились скорее всего до 1886 года, построив здесь дома, обрабатывали землю, выращивали хлеб. Тесно общались они с Тарутиными, Фалеевыми, Пестеревыми, Спириными, Шмаковыми- крестьянами села Боготола, были с ними в дружеских отношениях. Об этом свидетельствуют записи в Метрических книгах Богоявленной церкви. Так еще 7 февраля 1886 года во время бракосочетания старшего сына Семена Герасимова Почекутова, Осипа Семеновича и его невесты , одним из поручителей являлся крестьянин села Боготола Егор Иванов Тарутин. Как правило, восприемником или поручителем был близкий друг или родственник. Запись из Метрической книги гласит:" Села Боготола крестьянин Осип Семенов Почекутов, в возрасте 20 лет , 1 брак. Невеста: села Боготола крестьянская девица Агафья Васильева Васильева,1 брак, 18 лет." А 16 января 1889 года Осип Семенович- восприемник сына Ивана у крестьянина деревни Владимировской(заимки Шапочкиной) Ивана Иванова Тарутина, , через два месяца, 17 марта 1889 года, у Дарьи, дочери отставного солдата села Боготола Семена Александровича Фалеева. Род Почекутовых в деревне прижился.
Внук Семена Герасимовича, Мефодий Осипов Почекутов(1889 г.р.),со своей семьей в 1916 году поселился на заимке, одном из островков Чулыма. Остальные Почекутовы проживали в самой деревне. Потомки их(Антоненко, Присухины, Клименко, Вошевы, Федотовы и мн. др.) разъехались по всей стране.
Ксенофонт Иванович Тарутин, отставной солдат армии, - второй уполномоченный от старожилов и поселенцев, поставивший свою подпись на получение казенной земли, родился в 1851 году и на момент образования поселка Владимировского проживал в селе Боготоле, где жили его родные братья: Антон Иванович( 1845г.р.), Иван Иванович(1857г.р.),Егор Иванович(1858г.р.). Будучи приписанным в поселок Владимировский в 1888 году, отец трех сыновей: Константина(1871 г. д.), Семена(1883 г.р.),Василия(1885),родившегося в 1889 году и в этом же году умершего Федора, дочери Пелагеи(1889),он был старательным тружеником. В его хозяйстве в 1901- 1903 годах 4 лошади, 7 коров и 20 голов мелкого скота. Правда, и семья Тарутиных - самая многочисленная: 6 лиц мужского пола и 5 лиц женского, причем всего одни рабочие мужские руки! Из женщин работниц две. Умер Ксенофонт Иванович Тарутин 23 июля 1910 года от неприятной мужской болезни в возрасте 59 лет и похоронен на Владимировском кладбище.
Непросто далось переселение нашим предкам,особенно тем, кто постарше:порой не могли смириться с укладом жизни сибиряков, всегда в сознании их были "свои" и "чужие".
Показателен в этом отношении интереснейший диалог, записанный журналистом и писателем Сергеем Ивановичем Турбиным, проезжающим в середине XIX века по Сибири:
-Здравствуйте, братцы! Вы курские?
- А курскаи, усе как есть курскаи. А твоя милость откелича? С наших сторон, что ли ча? - посыпались вопросы.
- Нет, братцы, я орловской, только долго жил в Курске.
- Орловской, ето значит сусед, усе едино.
Ребята, снявши шапки, побросали телеги и обступили повозку. Молодые парни, по курскому обычаю, молча разинули рты (признак особого внимания).
Душою я /С.И. Турбин/ невольно перенесся на родину...
Не пересыхал поток курян, уезжавших в Сибирь добровольно и навсегда. Уезжали они туда не от хорошей жизни. Но никогда не теряли духовной связи со своей малой родиной».На мой взгляд, нет цены этим записям, передающим не только колорит речи курян, но и их неповторимый облик, неизгладимую память о прошлой жизни и тоску по родине: "Таперича ничего, как будто попривыкли, а попервоначалу - беда. Пуще всего бабы голосом голосили. У нас они, сам знаешь, привыкши два раза в год к Владычице, Знаменью Коренной Божьей Матери ходить, а здесь етаго заведения нетути - ну и тосковали. Другое, опять наша сторона садовая, а здесева нет табе ни яблочка, нет табе ни дульки - етим скучали. Пробовали мы и яблони садить, семечками, стало быть; взойдеть, растеть, а там пропадеть. Что будешь делать. Климант такой, что ли? А вот насчет хлебушка - ничего, земля уродимая. Пашаница растеть, рожь, только настоящей ржи тут самая малость, больше ярица. Вкус тот же, а силы нет. Насчет скотинки тоже слободно, а чтоб лошадей красть, как по нашим местам, здесева не слыхать".
В документах от 1887- 1888 годов архивного фонда «Курское губернское по крестьянским делам присутствие» есть списки лиц Корочанского уезда , получивших разрешение на переселение и водворение на казенных свободных участках №№20, 21 Боготольской волости Мариинского округа Томской губернии! Значит, ехали наши владимирцы на конкретный, отведенный им участок! Документы интересны тем, что содержат сведения о прошлом месте проживания переселенцев.
Так, односельчанами моего прадеда Кривенко Федора Власова- из слободы Кривошеевки Радьковской волости- были Алексей Иванов Аноприев, Демьян Андреев Богодухов,Яков Антонов Курганский, Иосиф Тимофеев Подчесов,Василий Павлов Власенков и др.
В той же Радьковской волости, в хуторе Широком,жили Харитон и Петр Присухины, Егор Вошев.
В хуторе Журавки проживал Павел Дмитриев Шендрыгин.
Слобода Холодная, скорее всего, родина Сергея Кодинцева, Луки Клименко, родственников Курганских:Федора Никифорова, Якова Иванова, Бориса Емельянова,Татьяны Курганской, а также Григория Тимофеева Ермоленко и Филиппа Тихонова Ермоленко, Григория Сидоренкова .
Матвей Андреев Демченков, Прокопий Павлов Шевцов- жители слободы Радьковки.
На хуторе Плющине ранее жили люди известных владимирцам фамилий: Леон Иванов Антоненков,Яков Дмитриев Денисов, Григорий Иванов Галуцкий. Мирон Васильев Голубоцкий.
Мне интересны эти люди! Хотелось бы узнать, как сложились их судьбы. Во-первых, потому, что мои прабабушка и прадедушка уезжали в Сибирь вместе с ними, возможно, были даже в родственных отношениях, вместе пахали землю, выращивали хлеб, ходили по одним и тем же полям и лугам; во- вторых, потому что и сегодня многие их потомки,близкие мне люди, живут во Владимировке или приезжают сюда периодически, потому как зовет сюда их родина; в-третьих, нет ни одного нормального человека, которого не интересовали бы его "родовые корни", потому как знание своих истоков помогает понять, кто ты есть на этой земле, что связывает тебя с предками,что ты перенял от них и что передашь ты последующим поколениям.Незнание своих прадедов- это неуважение к своему роду,народу, Родине.Верно когда -то сказал наш великий Поэт:"Неуважение к предкам есть главный признак безнравственности".Хочется еще раз вспомнить его слова из письма к П. Я. Чаадаеву от 19 октября 1836 года: «Я далеко не восторгаюсь всем, что вижу вокруг себя; но клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество, или иметь другую историю, кроме истории наших предков, такой, какой нам Бог её дал»
(А. С. Пушкин)
По данным подворной переписи А.П. Кауфмана, новоселы, поселившиеся во Владимировке, принесли с собой, в среднем, по 68 р. на семью, не считая стоимости лошадей.25 семей оказались вовсе без средств или с ничтожными средствами- не свыше 10 р. И только 9 семей имело более 100 р. на семью. Ссуды получили только на семена, 15 рублей , а большинство- вообще семь с половиной руб, а всего 870 р.(меньше против просимого на 493 р.)Ходатайствовали в декабре 1888 г.- 400 р. получили в в виде предварительной выдачи в апреле, остальное - в мае 1889 г.
Первый год пребывания на суровой сибирской земле был не из легких. Согласно записям в Метрической книге Богоявленной церкви села Боготола, в 1888- 1889 годах в семьях переселенцев было немало смертей. с марта по декабрь 1888 года в поселке Владимировском умерло 41 человек, в 1889 году- 26 человек. Особенно часто умирали малые дети...Моя бедная прабабушка Мария Михайловна отправилась в дальний путь, будучи беременной.Представляю, как ей было тяжело!23 августа 1888 года она родила девочку.15 августа ее крестили в Богоявленной церкви села Боготола и назвали Натальей.В каких условиях жила семья моего прадеда- не известно.Где спали дети, что они ели?Можно только предполагать... Дочка заболела.Вряд ли прабабушка, как и другие переселенцы,могла обратиться за квалифицированной медицинский помощью! 29/31 марта 1889 года в Метрической книге, главе "Умершие", церкви Михаила Архангела села Краснореченского значится запись:"Курской губернии, Короченского уезда,Радьковской волости, села Кривошеевки крестьянина Федора Власова Кривенко-------------"Имя не указано.Почему?Может, тот,кто сообщил о беде, не знал, как зовут дочку соседа или товарища? Возраст умершего - 7 месяцев.Значит, это запись о смерти дочери Натальи, родившейся уже во Владимировке. Похоронили ее на Краснореченском кладбище.И тоже непонятно, почему там...
Погашение ссуды производили исправно. Сразу самостоятельное хозяйство завело меньшинство- всего 12 семей. Остальные сначала работали по найму у окрестных старожилов,- в том числе и те, которые могли бы обойтись собственными средствами- шли к старожилам, чтобы присмотреться к местным хозяйственным приемам.25 семей-более богатые рабочей силой-отпускали своих детей, подростков и чуть старше, в "срочный найм".Остальные нанимались "по воле"- поденно, подесятинно, брали под отработок скот, хлеб и т.д. Плату получали дешевую: с одной стороны, новоселы не умели работать по местным обычаям и требованиям, с другой стороны, старожилы пользовались их стесненным положением. И все же на ноги встали довольно быстро: в в первый же год 47 семей завели самостоятельную запашку, а уже со второго года более трети - 23 семьи "продовольствовались собственным хлебом".
Засевали озимую рожь и яровую пшеницу. Кроме этого, сеяли яровую рожь, ячмень, овес, горох. В отличие от старожилов, садили и гречиху. В 1889- 1902 годах она уродилась хорошо, но в 1893 году "позябла, даже не удалось сохранить семена, потому в 1894 году посеяли мало". Сеяли переселенцы и коноплю, больше, чем старожилы. Да и отличались от них внешне- носили домотканую одежду. Старались поля удобрять навозом, но хлеб родился густо и с пустым колосом. Сорняков много, потому пахали по три раза. Если говорить о каждой семье, то, естественно, у всех были свои проблемы. У кого семья большая, у кого- поменьше, кто- побогаче, а кому и совсем было тяжко. В отчете об экономическом положении владимировского общества за 1901-1903 года, составленном и подписанном сельским старостой Григорием Демченковым, выходцем из Кривошеевки, сообщается: « урожай хлеба плохой. Не предполагается от вымолота получить семян как ржи, пшеницы и овса, рожь уже испытана пробною молотьбой. Пшеница и овес большей половины посева от двухмесячной засухи были без всхода, в настоящее время от перепадающих дождей оказали всходы и представляю в виде озими. Травы на лугах совершенно не было, не более 400 копен всем поселком накошено в местах болотных и околках, остальное количество, показанное по сему списку(6876 коп.) накошено в арендованных местах, в Боготольской казенной даче. В обеспечении продовольствием жителей поселка хлеб, показанный в запасы, приобретается большею частью покупкой , от вымолота предполагается получить с десятины озимой ржи 20 пудов, Ярицы 15 пудов, пшеницы 10пуд., овса 10 пуд.»
В отчете владимировцев содержатся сведения о каждом домохозяине.
Так о моем прадеде Кривенко Федоре сказано, что в семье 8 мужчин и 2 женщины,число годных работников: 1 - муж., 1- жен. Год водворения семьи в поселок — 1888.Размер полученной правительственной денежной и хлебной ссуды — 7 рублей 50 копеек. Из имущества лошадей — 4, коров- 3, мелкого скота- 12 голов. Сколько десятин засеяно : озимой ржи- 0, 5; ярицы- 1, пшеницы 2: овса-1;ржи-0. Сколько пудов хлеба в запасе; пшеницы- 5 пуд.; ржи и овса -0.В запасе накошено 50 копен сена на корм скоту.
Интересно проследить , а какое хозяйство было у старосты Григория Демченкова, по- видимому, пользовавшегося в обществе уважением? На мой взгляд, неплохое! В семье Демченкова Григория 7 мужчин и 7 женщин, годных работников 4: 2 -жен., 2- муж.; хозяйство- 12 лошадей и 4 коровы, 26 голов мелкого скота. Сена накошено 100 копен. Запасов пшеницы тоже немного- 15 пудов.
Если внимательно просмотреть отчет об экономическом положении наших предшественников ( да еще если знаешь потомков указанной личности!), то вывод напрашивается сам собой: упорно трудились наши земляки! Немало сил приложили, чтобы не бедствовать, детей кормить,-а семьи -то были большие!- жилье свое обустроить, хозяйство содержать. И скота у них было немало!
К примеру, у Фаддея Демченкова ( 15 человек — состав семьи, хотя работников - 3, из них 1 -мужчина), 8 лошадей, 7 коров,40 голов мелкого скота. Или Антон Погорелов ( в семье- 17 человек! А работников-5 чел., из них- 2 муж.) 9 лошадей, 7 коров, 26 голов мелкого скота.
А вот Елисей Кодинцев. В его семье 15 человек, 4 чел.- рабочие, из них муж.- 2. Имущество:12 лошадей! 9 коров!40 голов мелкого скота! Да и сена накошено намного больше, чем у других, несмотря на неблагополучный год, 200 копен! Столько же , 200 копен- у Ефима Дороганова, семья которого состояла из 14 человек( 4- работников, из них 1- муж.). Хозяйство: 7 лошадей, 7 коров, 28- голов мелкого скота.
Через девять лет после подписания Акта о водворении крестьян во Владимировку, в "Списке населенных мест Мариинского уезда Томской губернии 1899"(волость Боготольская) указано:"Селение расположено на реке Чулым. В селении имеется часовня. Домашняя школы. Частное питейное заведение. Сельское управление. Хлебозапасный магазин". В селе уже не не 86, а 93 крестьянских дворов. Строились переселенцы!
Прадед Федор Власов Кривенко и его сыновья построили 4 дома, три из них и сегодня стоят, в одном из этих домов живет внук Федора- Виктор Алексеевич...
Постепенно владимировские поля, луга, увалы и т.д. обрастали названиями, связанные с первыми жителями деревни, с их бытом, трудностями, которые приходилось преодолевать. Так до сегодняшнего дня среди немногочисленных старожилов деревни Владимировка Боготольского района Красноярского края сохранились в памяти людей Почекутовский хутор, Дорогановские, Тарутинские, Богодуховские поля, Кривенкин, Фалеев увал, Комаренкина мельница, Мурыгина гора...За каждым этим названием - скрыта своя история рода, своя судьба и свой уклад жизни. К примеру, к северо- востоку от деревни расположена высокая гора- Мурыгина. Заберешься на нее- и перед тобой открываются необъятные пространства- поля. Паши земельку сибирскую и сади хлебушек! Это сегодня гора как бы сгладилась немного, срезалась под гусеницами тракторов, а раньше...А в прежние времена, как говорят старожилы, она была гораздо выше и круче. Почему народ дал ей такое название? Может, жил здесь и хозяйничал какой-нибудь крестьянин Мурыгин? Возможно, и так. Только ни в одном архивном списке жителей деревни такого человека не было! Есть две версии объяснения названия: либо кто из заимочников окрестных деревень: села Боготола, Разгуляевки или Красной Речки -поселился здесь; либо люди, забирающиеся с трудом на лошадях, да и пешком, на году, каждый раз- "мурыжатся", особенно ранней весной, когда глина превращается в месиво, а дорога размыта-сплошная непролазная грязь, а впереди- огромная глубокая лужа, объехать которую невозможно- потому как слева и справа- болото! Здесь так намурыжишься! Так намучишься, столько времени попусту потратишь!
Через девять лет после подписания Акта о водворении крестьян селение Владимировское указано в "Списке населенных мест Мариинского уезда Томской губернии 1899"(волость Боготольская): Владимировское находится в 356 верстах от Томска,в 120 верстах от уездного города(Мариинска),ближайшее почтовое учреждение - в Боготоле, до которого 16 верст, и, наконец, сообщается, сколько верст до волостного правления, земского заседателя, мирового судьи, судебного следователя. Кроме этого, даются следующие сведения: "Селение расположено на реке Чулым. В селении имеется часовня. Домашняя школы. Частное питейное заведение. Сельское управление. Хлебозапасный магазин". В селе уже не не 86, а 93 крестьянских дворов.Мужчин-347, женщин-341.Отмечены земли, удобные и неудобные для использования.
В Томском государственном архиве есть документ от 1901-1903 гг, в котором указано хозяйственное положение 100 семей поселка Владимировского. Вот хотя бы некоторые известные фамилии: Андрей и Харитон Присухины, Семен и Петр Фалеевы, Кирилл Демченко, Иван и Ксенофонт Тарутины, Михаил Шендрыгин, Алексей и Максим Голубоцкие, Никон Дорошенко, Ефим Дороганов, Федор Кривенко,Василий и Дмитрий Сидоренко и многие другие.В документах указывается год водворения каждой семьи(большинство были водворены в поселок Владимировский в 1888 году, в августе месяце),размер полученной семьей правительственной ссуды- 15 рублей или 7 рублей 50 копеек, число душ мужского и женского пола,число годных работников- мужского и женского пола, имущество(лошадей, коров, мелкого скота),сколько десятин засеяно озимого( ржи, пшеницы),ярового(ярицы, пшеницы, оовса), сколько пудов хлеба имеется в запасе, имеется ли достаточно сена в запас для корма лошадей и скота...
Самые многочисленные владимировские семьи- это не может не заинтересовать потомков:
1)Козьмы Швоева(семья состоит из 20 человек:8 муж.и 12 жен., причем работающих 6 человек(2- муж.и 4 -жен.)В хозяйстве 7 лошадей, 4 коровы и 29 голов мелкого скота);
2)Ефима Дороганова(семья состояла из 17 человек(6- муж. и 11 жен.; работников- 5(2- муж, и 3-жен.)Хозяйство из 6 лошадей и 8 коров,18 голов мелкого скота.
3)Антона Погорелова- в семье 16 человек:10 муж.и 6 жен., работников-всего 5-2 муж и 3 жен.В хозяйстве насчитывалось9 лошадей.7 коров,40 голов мелкого скота.
4)Елисея Коденцева( в семье 15 человек-8 муж.и 7 жен.;работают 5 человек-2 муж и 3 жен.)В хозяйстве 7 лошадей, 3 коровы и 20 голов мелкого скота.
5) Василия Сидоренко(семья из 14 человек,6 муж. и 8 жен, работников 3- 1 муж и 2 жен.Хозяйство из 5 лошадей и 3 коров, мелкого рогатого скота- 15.
По 13 человек были семьи у Ивана Проскурина(6 муж. и 7 жен., работников 4-2 муж. и 2 жен.),Павла Шандрыгина, Мирона Голуботского,Петра Фалеева, Григория Демченко,Фаддея Демченко,Василия Шандрыгина.
12 человек - в семье Семена Шмакова,
11 человек в семьях Ксенофонта Тарутина, Егора Вошева, Василия Шандрыгина.
10 человек в семьях Михаила Подчесова и Никона Дорошенко.
9 человек в семьях Меркурия Проскурина,Степана Богодухова, Дмитрия Проскурина, Федора Кривенко.
8 человек в семьях Дениса Старченко, Кирилла Демченко. Марка Аноприева, Ивана Городова, Дмитрия Проскурина, Ивана Курганских, Семена Почекутова, Семена Фалеева, Ивана Тарутина, Ивана Пестерева. В конце документа указано, что всего в поселке Владимирском числится 375 душ мужского пола, из них годных работников-102 человека, 377 душ женского пола, годных работников - женщин-158.Лошадей в деревне 340, коров-312, мелкого скота-1280 голов. Кроме этого, озимой ржи засеяно 85,5 десятины, ярицы- 109 десятин, пшеницы- 277 десятин, овса - 177 десятин. в качестве примечания, отмечено, что "мирских капиталов поселок Владимировский не имеет, мирских оброчных статей тоже не имеет, урожай хлеба за текущий год(1901) ниже среднего- не более по 20 пудов с десятину", травы тоже плохие, "поставлено приблизительно 4000 пудов", для сравнения с предыдущим годом- 15000 пудов. Такого количества сена явно недостаточно, "придется заменять соломой". Подписано волостным заседателем.
Через 12 лет в "Списке населенных мест Мариинского уезда Томской губернии 01.01.1911" сведения уточняются. Отмечается: в селе Владимировском 115 дворов. Мужского населения -389 человек, женского пола-396 человек. Есть церковь, церковно-приходская школа, сельская управа, хлебозапашный магазин. В конце документа указано, что всего в поселке Владимировском числится 375 душ мужского пола, из них годных работников-102 человека, 377 душ женского пола, годных работников - женщин-158.Лошадей в деревне 340, коров-312, мелкого скота-1280 голов. Кроме этого, озимой ржи засеяно 85,5 десятины, ярицы- 109 десятин, пшеницы- 277 десятин, овса - 177 десятин.
В 1895 году была открыта церковная школа грамотности в деревне Владимировка. Документальное подтверждение этому - в "Списке населенных мест Мариинского уезда Томской губернии 1899 г." и в "Справочной книге по Томской епархии, составленной служащими консистории под руководством секретаря оной В.А.Карташова в январе- феврале 1914 года" так же упоминается, что, наряду с построенной в 1908 году приписной к Боготольском приходу Животворящего Креста Господня церкви в деревне Владимировке, в честь Иверской иконы Божией Матери, церковная школа грамотности открыта еще в 1895 году.
Как утверждают старожилы, церковь в деревне ставили , как и положено- на возвышенности, деньги собирали всем миром. Рассказывают разные истории. Одну из них поведала учитель школы Ермоленко Валентина Павловна: на перекрестке дорог в деревне стоял ящик, куда люди , богатые и не очень, опускали монеты. Но хорошо обустроить церковь так и не удалось. Службы проходили нерегулярно, только в праздничные дни. Рядом находилась церковно-приходская школа. А как иначе? Каждый из переселенцев - носитель традиций и культуры своей "малой родины". Ведь многие из них в разные годы в Боготольскую волость, поселок Владимирский приехали переселенцы из Короченского уезда Курской губернии, а потом уже из других регионов...
О том, что с обустройством церкви было немало проблем, свидетельствует протокол заседания Томского Епархиального Комитета, на котором присутствовали такие высокопоставленные лица: Председатель Комитета, Высокопреосвященнейший Макарiй, Архиепископ Томскiй и Алтайскiй,Преосвященный Иннокентiй,Епископъ Бийскiй Преосвященный Мелетiй,Епископъ Барнаульскiй,Его Превосходительство Начальникъ Губернии Н.Л.Гондатти и др. Среди вопросов, рассматриваемых на заседании Комитета, было прошение уполномоченных от крестьян поселка Владимировского о пособии на благоустройство храма в означенном поселке. Важно то, что в "Журнале Томского Епархиального Комитета по устроению церковного быта переселенцев"от 24 ноября 1908 года, указана не только дата основания поселка Владимировского("...поселокъ Владимiровскiй образованъ в 1886 году..."), но и поведана история построения церкви. Отмечено, что "Храмъ въ поселке Владимiровском постройкой вчерне законченъ. Строился онъ на суммы, собранныя по раскладу съ жителей поселка и на добровольныя пожертвования.Въ настоящее время онъ принятъ отъ подрядчика, но внутри осталось еще много работы: нетъ иконостаса, печей и мн.др.Все это требуетъ денегъ, коих у Владимировцевъ не имеется, а потому ходатайство ихъ объ отпуске казенного пособия рублей до пятисотъ, въ крайнемъ случае, заслуживаетъ уважения, такъ какъ действительно вызвано острой нуждой и в то же время страстным желанием иметь въ своей деревне храмъ Божий. Жители поселка Владимiровскаго российские переселенцы -народъ трезвый, трудолюбивый, религиозный, к храму Божiю усердный, къ пастырямъ почтительный".
И все же прошение жителей поселка не было удовлетворено:
"Так как поселокъ Владимiровскiй образованъ в 1886 году и населенiе его, благодаря хорошей, находящей въ его пользованiи земле, отличается, зажительностью, Комитетъ полагал бы, что сравнительно небольшiе расходы, предстоящiе жителямъ поселка Владимiровскаго на окончанiе храма, могутъ быть изысканы ими на месте."
Однако церковь в деревне хорошо обустроить так и не удалось. Службы проходили нерегулярно, только в праздничные дни приезжал священник...В 60-ые годы XIXвека она была перестроена в сельский клуб: на первом этаже показывали кинофильмы и проходили концерты художественной самодеятельности, а на втором этаже находилась библиотека. В зимнее время здесь было очень холодно, так как помещение отапливалось плохо, печи дымили. Хотелось забежать на минутку, взять нужную книгу и побыстрей уйти... А через несколько лет церковь, построенную на добровольные пожертвования первых жителей деревни, по чьему -то указанию снесли...
Крестьяне ехали в Сибирь за землицей, за "лучшей долей", так как на родине земли не хватало, а здесь их ожидали необозримые просторы. Но годы шли. Рождались в семьях дети. И тот участок, что раньше правительством был предложен переселенцам, оказался малым! Через 20 лет начались проблемы. Необходимо было провести дорезку казенных земель. На сельских сходах постоянно стоял один и тот же вопрос- вопрос дорезки наделов крестьянам!(Ачинский архив)
15 марта 1911 года. В этот день состоялся под предводительством старосты Василия Швоева в деревне Владимировка сельский сход, на котором присутствовали 8О полноправных хозяев из числе 110 причисленных и имеющих право голоса на сходах крестьянского общества. Назрел вопрос о малоземелье, несоблюдении обещанных при переселении норм землепользования. Крестьяне жаловались- друг другу!- на то, что вблизи Владимировки имеются казенные покосы и лесные дачи, которые каждый год арендуются у Боготольского лесничества. А ведь было обещано, и немалое! Решили выбрать уполномоченных : Григория Фаддеева Демченко, в возрасте 36 лет, имеющих трех сыновей, и Федора Власьева Кривенко, в возрасте 51 год, отца 7 сыновей, которым было поручено ходатайствовать о необходимой прирезке "по причине народившихся лиц мужского пола", и разночинцев, проживающих в деревне, в собственных домах, но не владеющих землей.
****
Через два дня, 17 марта 1911 года, указанные крестьяне подают Прошение на имя Заведующего переселением и землеустройством Томской губернии:
"Наше селение Владимировское , Боготольской волости, Мариинского уезда считается образованным переселенческим участком с начала минувшего 1888 года на 179 душ мужского пола, как видно из копии плана, в коей точно указано удобной и неудобной земли, состоящей под речками, болотами, проселочными и и усадебными местами, в общем объеме 4442 десятины , на которой мы , по предписанию Томской казенной палаты, считаемся в данное время".
Но за это время, отмечают доверенные лица, в селении народилось еще 315 душ мужского пола. Кроме этого, имеют собственные дома и занимаются разведением скота еще 81 человек мужского пола. И, за вычетом 71 души умерших, в деревне числятся 504 души мужского пола, которым по норме положено 15 десятин.
Наделы крестьян были урезаны в связи с проложенной железной дорогой. "В минувшем 1894 году,- говорится в Прошении-, под линию 1-ого пути сибирской железной дороги вырезано из надела 47 десятин, в 1910 году - под 2-ую линию - 47 десятин, в общей сумме 94 десятины. Кроме того, из общего надела отдано на церковный притч и школу 120 десятин. "Откуда взяться 4228 десятин для 504 души?- спрашивают уполномоченные крестьяне.-На каждую наличную душу приходится удобной и неудобной земли 8 1/4десятины только по плану, а в натуре такого нет." При таком положении, считают владимирцы, вести и расширять сельское хозяйство, думать о будущем, невозможно: "Мы, переселенцы Российских губерний, проследуемые в сибирские пределы, и нам Высочайший указом было объявлено 15 десятин на норму на каждую прописную душу мужского пола."
Указывая на свое "плачевное положение" из -за нехватки земли, особенно удобной(не более 4 десятин), уполномоченные от Владимировского общества называют еще одну проблему: отсутствие "красного леса" для необходимых построек, хотя правительство обещало каждому крестьянину по 3 десятины. Приходится покупать лес за "невыносимую плату" у крестьян соседних деревень.
Если со стороны правительства не последует прирезка указанной земли на 325 душ, как пишут крестьяне в Прошении, то "нашему селению придется, ввиду малоземелья, в недалеком будущем, оставить свой участок. Народившиеся души и переселенцы российских губерний , имеющие фактическое водворение, требуют от нас земельных наделов, которых у нас для них не имеется. Если уступить свою норму, то сами останемся без земли." Обращаясь к "Его Высокоблагородию" с просьбой, крестьяне рассчитывают на прирезку земельных наделов "из казенных лесных дач, находящихся вблизи нашей грани, которые в данное время являются совершенно пустопорожними, а именно- Арги Боготольского лесничества и еланей, под названием Еленичья, Крестов, Журавлевского(надела или нареза), Березовой, Сидоренкиной, Евсеевой посеки, Черемухового куста и Порошковой" или за счет оставшихся земель сел Боготольского и Краснореченского.
30 марта 1911 года на сходе крестьян Владимировского общества, под председательством старосты Василия Швоева(возраст-49 лет),в присутствии 80 домохозяев, согласно предписанию Господина Производителя работ Мариинской земельно- устроительной партии, были избраны 6 уполномоченных, молодых мужчин в расцвете сил, учившихся в церковно- приходской школе, грамотных Евграфия Кузьмина Дорошенко(38 лет), Григория Фаддеева Демченко( 36 лет), Николая Лукьянова Галуцкого(31 год), и умудренных, немало видевших и испытавших , неграмотных Федора Власова Кривенко(51 год),Петра Иванова Антоненко(48 лет), Даниилу Иванова Меженина(50 лет). Уполномоченные должны не только присутствовать при работах по размежеванию земельного надела, но и "ходатайствовать о прирезке обществу дополнительных наделов на вновь народившихся крестьян мужского пола из свободных соседних дач, прилегающим к землям Владимировского общества".
3 августа 1912 года до сведения наших прадедов был доведен Акт,
составленный Производителем работ по составлению отводов записей в Томской губернии Топорковым
совместно с лесничим Береговым Итатского лесничества.
В надел земель поселка Владимировского и 4 выделенных заимок Боготольской волости(Григория Демченко ,Николая Погорелова, Василия Погорелова, Прокопия Шевцова) включено:
1)"кочковатое болото с вполне пригодным для топлива смешанным лесом отнести к неудобным землям с1/2 площади";
2)"кочковатое болото с пригодным для топлива лиственным лесом считать неудобным 1/2 площади";
3)"болото чистое и болото кочковатое с корявым смешанным лесом отнести полностью в неудобные заимкам: Григория Демченко, Н Погорелова, В Погорелова, П.Шевцова."
Какие только споры не возникали среди владимировских крестьян по поводу известной многим сегодняшним старожилам так называемой Комаренкиной мельницы, еще существовавшей в 50 -ые годы 19 века, а ранее заимки Комаренкиной! Почему территория владимировских полей так названа - сказать трудно. Можно, конечно, предположить, что некий крестьянин из села Боготольского или Краснореченского впервые здесь обосновался, оформил на себя оброчную статью, названную его именем... В 1888 году участок , скорее всего, назывался Латышевским, потому как так названа протекающая здесь речка. Этот участок, как и другие: Шапочкина, Комарова, Спирина, Верщинина- стали заселять переселенцы из российских губерний, большей частью из Курской губернии.
Название Комаренкина заимка встречается во многих документах Мариинской поземельно- устроительной партии. К примеру, в заявлении от неграмотного Феоктиста Яковлева Погорелова, к "Его Высокоблагородию Господину" производителю работ Мариинской партии , подписанное 12 августа 1912 года, "за невозможностью расписаться" ,Иваном Колодезным: "По неизменной болезни жены моей я вынужден оставить деревню и возвратиться на жительство к брату моему Осипу Яковлеву Погорелову, проживающему на заимке Комаренкиной. где хотелось бы иметь свой надел земли,- почему прошу Ваше благородие...по предмету наделения меня землей, названной заимкой или хутором,ком похожим, чтоб избавить меня от безысходности положения моего."
В резолюции к данному заявлению указано, что надел не отведен, потому как заявление не было вовремя подано, так что нам не известно, что было с больной женой Феактиста Яковлева Погорелова.
А между тем, Феоктист Яковлев Погорелов был дедушкой Тамары Ивановны Погореловой, в замужестве Зуевич.Многие владимировцы помнят эту скромную, тихую женщину.И дом, в котором она жила с мужем и детьми,это дом ее дедушки Феоктиста, или "Фетиса", как его называли в деревне.
Говорят, однажды на деревенском кладбище вспыхнул пожар. На многих могилах погорели кресты, в том числе и на могилах моих прадедов:Кривенко Федора Власова и его супруги Марии Михайловны. А вот листвяжный крест "деда Фетиса"- стоит!
А брат Феоктиста Яковлева Погорелова -Осип (Иосиф) Яковлев Погорелов - это родной дедушка Анны Васильевны Погореловой, известной многим старожилам учительницы, всю свою жизнь посвятившей воспитанию и образованию владимировских детей. И сегодня во Владимировке живут его правнуки рода Феоктиста и Иосифа Погореловых и, по- видимому, ничего не знают о своих предках.
Немного информации о Феоктисте Яковлевиче Погореловом.
28 апреля 1891 года поселка Владимировского крестьянин Феоктист Яковлев Погорелый ( так записана его фамилия в Метрической книге Богоявленной церкви по с. Боготолу), в возрасте 21 года( значит, скорее всего он родился в 1870 году), вступает в первый брак с крестьянской дочерью, девицей с. Полякова , Чистопольского уезда, Натальей Михайловой Архиповой, в возрасте 22 года, первым браком. Поручителями были со стороны жениха: Григорий Михайлов Демченко и Авраам Иванов Аноприев; со стороны невесты так же крестяяне поселка Владимировского: Николай Романов Болобанов и Василий Гаврилов Погорелый.
В "Списке населенных мест Томской губернии 1923 г.,"по данным переписи населения 1920 года, указывается, что Владимировское общество включает Владимировское село(140 дворов, 1022 чел.) ,хутор Почекутово(1 двор, 9 чел.), Комаренкин хутор(4 двора,31чел.)
В 1930-х годах в нашей стране развернулась масштабная компания по раскулачиванию деревни. В зажиточных крестьянах («кулаках») власть видела врага народа, Коллективизация была проведена во Владимировке в 1933 г. Те, кто был победнее, вступали в колхоз, названный чуть позже "Красный пахарь". Мало подворий остались единоличными. Те, кто выступал против колхозов, были лишены избирательных прав и объявлены "врагами народа". И это те, кто не побоялся стать переселенцем, покинул родину и отправился в холодную, заснеженную Сибирь, чтобы пахать землю и сеть хлеб! Изломанные, искалеченные судьбы, выдворенные в неизвестность из дома,ставшего теперь уже родным, безвременно погибшие, без вины виноватые...
В "Книге памяти жертв политических репрессий Красноярского края" Том 13(Раскулаченные) по Боготольскому району значатся фамилии и имена наших земляков.
продолжение
Свидетельство о публикации №225040900937