Кого же любить...
Если подумать, именно вот этот таинственный феномен, который называется семьёй, до сих пор обеспечивает всё искусство самыми разными и сложными сюжетами. И сегодня успешно выполняет эту роль и, безусловно, будет также успешно продолжать. Возникающие здесь вопросы - это всего лишь пылинки того безграничного чуда, каким представляется «любовь», «женитьба», «семья», «дети», «совместная жизнь людей в семье». В этом месте можно было бы и остановиться. Можно было бы, если бы каждая единица этой пыли не представляла собой отдельную планету и космическую сложность в познании.
Здесь, исключительно в форме примера, хочу обратить внимание ещё на одну сторону проблемы: до сих пор я говорил о семье в отношениях между молодыми людьми, то есть, связывая проблемы с отношениями между молодыми людьми. Это объясняется только понятием «множество». Разумеется, действительность гораздо сложнее. Кроме молодёжи, среди современников среднего и старшего возраста тоже встречаются попытки ещё один раз попытать счастья, создав новую семью. В качестве примера скажу о том что в очередных социологических исследованиях в одном районе в «Доме пожилых» пришлось взять интервью у представителей двух семей.
Главе первой семьи 82 года, а его супруги — 78. Ни один из них ни в колхозе ни в государственных структурах не проработали ни дня. Когда состарились и обнаружилось, что растерянны все возможности жить в деревне, сельский совет устроил их в этот дом. Здесь они познакомились, подружились и недавно решили создать свою семью. Дирекция им оказала необходимую поддержку, сыграли свадьбу, им выделили отдельную комнату, и живут они, поддерживая друг друга.
Главе второй семьи 85 лет. Всю жизнь работал в своём колхозе. Пришлось жить и работать в тяжёлые послевоенные годы. Они тоже со своей супругой жили в отдельной комнате. Всё было хорошо, только вот... Вытирая платком глаза, глава семьи повидал о своей проблеме: «...вырастили двух сыновей и одну дочь, которые живут в городе. У каждого своя семья, свои дети... Мы уже не в силах жить в деревне... Дети обеспечены, в городе имеют несколько магазинов с продавцами. У младшего сына родился ребёнок, время пришло, надо выходить на работу. И бабушку забрали, чтобы она могла ухаживать за ребёнком. Дед здесь остался один. Ноги больные, ходит трудом. Давление высокое, медсёстры постоянно контролируют, спасибо им…»
Габдулла Тукай, разумеется, сказал бы своё мнение обо всём этом. Но мы пока вынуждены ограничить тему обменом мнением только о том, что касается проблем создания семьи молодыми людьми. К тому же, времена уже другие.
Известно, что Тукай очень рано остался без родителей. Его тяжёлое детство прошло в условиях передачи его из одной семьи в другую семь раз. С одной стороны, он с малых лет видел и испытал на себе разные модели взаимоотношений в разных семьях; с другой стороны, во многих его произведениях отношение к женщине, его представления о семье, могли сложиться результатом того, что он думал о своей будущей семье.
В качестве примера, обратим внимание на его стихотворение «Кого надо любить?». Оно написано, когда поэту было 20 лет, которую он написал, используя произведение Пушкина. Как известно, Тукай, когда ещё учился в медресе, активно изучал творчество А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, И.А. Крылова и др., называл их своими учителями, и начал сам писать стихи используя их произведения. Названное выше стихотворение написано с использованием романа «Евгений Онегин» - отрывок из четвёртого раздела, который начинается со слов, «кого же любить»? Использовал 14 строк этого стихотворения и нарастил его до 20 строк.
Разумеется, молодому поэту в этом возрасте, в каком бы обществе он ни жил, ему присущи и мысли, и чувства любви.
«Важно знать — кого нужно любить,»- начинает Тукай это стихотворение и ставит такие вопросы:
- «кто тебя пожалеет»,
- «твое горе - кому горе»,
- «легко ли найти человека, который не продаст»?
- «который из твоих друзей не продаст тебя твоему врагу?»
Значит, по мнению лирического героя, чувства «любви» или «нелюбовь», в свою очередь, связаны тяжёлыми чувствами «продажности» и «верности», «жалости» и «бесчувственности». Более того, чувство «любви» привязано к чувству «ненависти» или даже «горе». Есть же ещё то, что «горе» может проявляться в разной степени сложности: в каких-то случаях это может быть как «печаль», в других случаях как «скорбь».
Кроме всего того, чувство любви каждый понимает по-своему и переживает по-своему, а у любящего свои требования к тем, кто достоин его любви. Естественно что у поэтов взгляды к этому вопросу существенно различаются. Например, как видно из текста этого стихотворения, по мнению Пушкина, женщина, достойная его любви, должна соответствовать следующим требованиям:
* должна быть верной,
* не должна быть способной предать,
* не должно быть способна клеветать,
* не должна разврат мужа воспринимать как беду и, конечно же,
* не должна утомлять.
А требования Тукая отличаются и по количеству, и по содержанию:
* должна быть верной, и подпоркой, когда нужно поддержать,
* должна быть опорой,
* должна жалеть когда ты умрёшь,
* должна нежить, огораживая от беды,
* должна его печаль воспринимать как собственную,
* не предавать,
* не оставлять тебя в тяжёлой ситуации,
* чтобы все- и слова твои, и прибыль измеряла твоей меркой.
Как видим, и великий русский поэт, и молодой татарский поэт, который его считает своим учителем, придерживаются одного направления в этом вопросе — любимую надо подбирать очень внимательно.
Но, как я понимаю исходя из текста, требования Тукая выглядит и полнее, и содержательнее. В любом случае, он не ставит как условие, чтобы избранница «разврат мужа не воспринимала как беду». И мне, как читателю, разумеется, его позиция в отношении к этой проблеме ближе: твои недостатки, как бы ты хотел, чтобы их воспринимали иначе, остаются недостатками.
Здесь, чтобы глубже понять отношения Тукая к проблеме выбора, обратим внимание на ещё одну особенность. Это ярко проявляется в его переводе И.А.Крылова «Девушка, выбирающая парня». Здесь речь идёт о требованиях девушки в отношении к будущему мужу. Требования, разумеется, поскольку они требования девушки, отличаются от требований поэтов к своей возлюбленной:
* он должен быть хорошим;
* умным,
* иметь звание,
* не быть простым,
* быть чистым, опрятным,
* красивым,
* искренне любил тебя, как жену,
* никак не грубил.
Чтобы увидеть особенности приведённых взглядов на проблему, для начала достаточно внимательно прочитать. Во-первых, эти мнения не является результатом научных исследований, а в основном это способность поэта понимать жизнь и особенности того, что в социологии называется «гендерными» различиями в «общественном мнении». То есть, это не те явные различия между людьми мужского и женского пола, а различия в жизненных позициях двух групп людей с природными и социальными особенностями в отношении разных процессов, происходящих в обществе. И поэты не только понимают эти различия, но и показывают их в рамках возможностей художественной литературы.
Это- соответствие твоим требованиям второй половины, которую ты выбрал для создания семьи. Наш поэт, несмотря на свою молодость, здесь демонстрирует недюжинные способности видеть глубинные противоречия, которые лежат в основе выбора и показывает их языком поэзии и методами художественной литературы: в основе семьи ещё задолго до её создания, существуют объективные противоречия. Эти противоречие объективно разные у мужчин и женщин и в отношении семьи, и в отношении ролей, которые они должны будут выполнять в рамках семьи, и от понимания различий в статусах, и в целом от мировосприятия, что сущностно зависят от того, к какому полу относится человек. Адекватное восприятие этих противоречий, очевидно, понимание необходимости сравнения тех требований, которые потенциально жених предъявляет к невесте и, наоборот.
Как видно из перечисленных выше требований сторон к своим потенциальным партнёром, здесь только одна позиция в большей или меньшей степени совпадает: и будущий муж хотел бы, чтобы она искренне ласкала и оберегала от неприятностей, и потенциальная жена хотела бы, чтобы он искренне любил её как жену. Однако у обоих сторон, кроме этого требования, еще семь других требований. Хотя некоторые и близки друг другу, но в полной мере не совпадают.
Также трудно здесь не заметить следующее — как бы ни проявлялись гендерные различия, в любом случае и мужчины, и женщины живут по правилам, установленным природой: в рассчитанное природой время рождаются, растут, меняются, стареют. И девушка- героиня произведения, выбирающая мужа, природу не сможет обмануть — она тоже старится и остаётся совсем одинокой.
В то же время, возвращаясь к сказанному выше "в отношении к человеку у каждого свои требования", необходимо добавить следующее: воспринимать предъявляемые требования как человека к самому себе, так и его требования в отношении к другим как требования, предъявляемые исключительно им, не отражает реальную действительность в полной мере. Если взять в целом, будь это в обществе или в семье, требования человека к кому бы то ни было - не являются исключительно "его требованиями". Любое "требование" в данном случае играет роль инструмента, который регулирует отношения между людьми и возникло оно не на пустом месте, а сконструировано на основе исторического опыта, передаваемого из поколения в поколения. К примеру, требование избежать кровосмешения в процессе создания семьи, возникшее на опыте накопленного со времён фараонов, которые женились или выходили замуж за своих родных братьев или сестёр, и это было распространённым явлением в ту эпоху. Время показало что подобные правила приводят к появлению детей - инвалидов и к разрыву нити наследственности, порождают опасность потери власти и собственности.
В нашем обществе противоречие в этой сфере жило в другой форме: во времена крепостного права помещик рассматривал крестьян как свою собственность и по своему представлению решал проблему создания семьи своими подданными. Это тоже понималось как требование общественности. Создавать семью по велению помещика превратилось в норму и воспринималось большинством как требование общества, и в таком качестве просуществовало достаточно долго.
Позже, достаточно часто, создание семьи строилось на основе требований родителей.
На вопрос о том, «кого надо любить» ответы Пушкина и Тукая не сильно отличается: они советуют читателю «не искать того, чего нет...», «..любить себя..». Но Тукай и здесь переводит произведение по-своему. Пушкин в своём романе не пишет о «продаже друга врагу». Эта мысль, на мой взгляд, формулировал в виде намека на трагическое завершение жизни Пушкина.
Поэт, который глубоко изучил творческий путь великих классиков русской литературы и зарубежных авторов, конечно же не мог не интересоваться историей их семейных отношений. Непосредственно обращаясь к роли чувство любви в их творчестве и жизни, он в своём стихотворении «Любовь»-«М;х;бб;т» вопрошает:
"Кто из поэтов не вдохновлялся красотой гурии?
Байрон, Лермонтов, Пушкин ли - кто из них?"
Когда читаю эти строки, мне лично становится не по себе от некоторых мыслей. Потому что думаю, что и в те времена были такие авторы как Михаил Фредерих , которые особым пристрастием изучали биографии авторов, как например, Михаэль копался в интимных тонкостях жизни Тукая, что он одевался «неряшливо», попивал пиво…покуривал… Думаю о том, сколько же лет было Тукаю, когда он читал биографии великих поэтов Запада? Если своим тонким умом и способностью проникать в суть вещей и явлений читал их отношение к «прекрасному полу», к их жёнам и к их любовницам… Например, если читал о Байроне, который с детства получил статус барона и всерьёз увлекался алкоголем, жена у которого, не выдержав его похождений, вынуждена была с ребёнком в руках уехать к родителям и о многом другом...
Впрочем, наши учёные, как правило, воспитаны иначе - их приучили не к тому, чтобы копаться в биографиях творческих людей, в поисках грязи, а рассматривать их как национальное достояние. Например, их приучили так относиться не только к личностям, достигшим высоких результатов в художественном творчестве, но и с уважением относиться к таким представителям других народов. (Это я тут позволяю себе некоторые вольности) Например, о том, как Иогана Гете, когда ему исполнилось 16 лет отец отправил учиться в Лейпцигский университет... Но, как пишут немецкие его биографы, красавец-парень с горящими черными глазами, кудрявой шевелюрой вместо того, чтобы прилежно учиться в известном университете, начал активно готовиться к предстоящей взрослой жизни: игра в карты. знакомство с новыми девушками и парнями, увлечение пивом, кофе и т.д. Не выдержал молодой организм, вынуждены были его забрать назад домой, долго лечить от сопутствующих болезней...И даже в 80 лет, попытавшегося жениться на 18летней... Но наши исследователи - специалисты ценят его не за эти «подвиги», а именно как автора легендарного «Фауста» с уважением относятся к его творчеству.
Кроме стихотворения «Любовь», источником вдохновения Тукая для создания множества замечательных произведений было очевидно и то, что он видел отношения между людьми в других семьях, и то, как в разных семьях люди относились к маленькому Тукаю, когда его передавали из рук в руки на ...содержание. Об этом свидетельствует, например, одно из первых его стихотворений на тему семьи Кечкен; ген; бер к;йле хик;я"- "Короткое мелодичное сказание", которое свидетельствует о том, что у него интерес к этой теме пробудился очень рано.
И в этом стихотворении, так же как и в других, поэт выходит на очень важную проблему, которая исследуется социологией в этом направлении. Это о постоянном столкновении между "ролями" всеми и каждым на уровне общества и семьи. Как известно, в жизни каждый из нас выполняет самые разные роли: в семье кто-то любимый муж, кто-то в роли любимой жены; на работе - руководитель или исполнитель; в магазине-продавец или покупатель и т.д. И это в порядке вещей. А когда вот эти роли сталкиваются друг с другом, а их носители/исполнители начинают метаться и суетиться, это может превратиться в трагедию и на уровне семьи, и на уровне общества в целом. В качестве примера то, что вложено в содержании народной мудрости: чтобы в семье сложились красивые взаимоотношения, надо чтобы "муж был головой, а жена — шеей". А вот в приведённом выше стихотворении Тукай описал историю из реальной жизни одной семьи, которая пострадала именно из-за противоречия между ролями мужа и жены: в этой семье "Сафи был "шеей", а жена-Фатыйма-"головой". То есть, в семье роль, присущую мужчине, исполняла жена: она живёт в роли мужа, постоянно эксплуатирует его, издевается над ним, постоянно скандалит, требуя новых покупок; муж живёт "на каждом шагу уступая ей", ведёт себя как "изъезженная кляча".
В один из дней появляется "зловредная женщина", подсказывает ей что он- недостойный муж, что ей нужно найти достойного, молодого; женщина доверившись совету, в конце концов превращается в проститутку.
В том, что люди живут в обществе, выполняя разные роли, противоречий почти нет. В то же время каждый из нас и своей физической конструкцией, и и умственно, уровнем образования и профессионализмом, взглядом на жизнь, своим отношением к добру и злу отличаемся друг от друга, каждый из нас - неповторимое уникальное явление. Однако, как бы мы ни старались, объективно мы никуда не можем деться от культурных традиций и норм неписаных правил. А это, в свою очередь, очень важная особенность. Скажем, в семье, в частной жизни с людьми старшего поколения- с родителями, и представители среднего поколения, и молодые проживаем вместе. Это объективное основание существования семьи как общественныого института, которая служит выполнению функции генерирования и передачи исторического опыта из поколения в поколение. С детства в семье усваиваем нормы повседневности, глядя на представителей старшего поколения, на отношения между людьми разного пола, возраста, уровня знаний и т.д.
Так сложилось исторически, старшие помогали младшим усваивать правила жизни. А дети поведение старших брали для себя в качестве примера для будущей жизни. И это происходило, нравится кому или нет, в течение всей истории. Однако, по мере ускорения изменений в жизни традиционные нормы тоже меняются, начинают работать по-другому. В сегодняшних условиях, если даже жизненный опыт старших поколений остаётся с ними, молодое поколение может прожить и без усвоения опыта старших. Старшему поколению сегодня многому приходится научиться у молодого поколения. Например, я как представитель старшего поколения, умею копать картошку, ещё в старших классах школы я усвоил опыт и квалификацию тракториста, умею пахать землю и много чего другого. Кажется, я не помру с голода. Но весь этот опыт мой моим детям уже не нужен. А вот выполнять какие-то функции в компьютере или решить какие-то проблемы с обеспечением безопасности своей пенсии, мне не только к сыновьям но и к внукам приходится обращаться. И в каждодневной жизни мы регулярно сталкиваемся со всем этим.
Это приводит к тому, что даже в рамках одной семьи у представителей разного поколения появляются разные оценки происходящих явлений и процессов, разные взгляды тому, что нас окружает. Но иногда бывает так, что воспитанные в условиях отрицательных явлений или вместе с родственниками тяжёлым характером и так далее дети, наоборот, становятся примером для окружающих и по отношению к людям, и по отношению к своим обязанностям, выполняемым в обществе. Короче говоря, ребёнок в течение жизненного пути может основательно измениться много раз. Однако, как бы там ни было, то что называется "индивидуальная особенность" всегда существует в системе качеств, присущих населению данной конкретный социально-территориальный общности.
Например, чувство родства и отношения между родственниками: в качестве личности, каждый из нас даже внутри одной семьи отличаемся друг от друга и отличий этих не сосчитать. Несмотря на это, мы живём как люди одной семьи. И чувствуем себя, как все в этой семье, мы- свои люди. Переходя из поколения в поколение это чувство родства, разумеется, в разной степени глубины, всё равно превращается в норму в обществе. Поэтому, если даже в семье друг от друга отличаются, за пределами семьи всё равно мы тянемся друг к другу, оберегаем друг- друга, верим друг- другу. Да, своего в соответствие этой нормой, мы и в обществе стараемся поддерживать, сохраняем эти отношения друг к другу. По-другому и быть не может. Разве не так так? Разумеется, так. Мы люди одной семьи, живём в одной деревне или в городе, потому что мы люди одной национальности- разговариваем на своём родном языке, общаемся, поём свои песни, ещё являемся членами одной политической партии... Что ещё надо! Разумеется, мы не можем бросить друг друга! Потому что мы — свои люди. Чем бы ни сталкивались по жизни, останемся верными этому принципу и это постараемся внедрить в сознание детей и внуков. Так жили веками. Ко мне частенько с улыбкой обращаются, спрашивают, откуда я. Стоит мне сказать, из Башкортостана, разговор сразу обрывается. Почему? Потому что тот, кто задавал вопрос, из другого региона и я для него не являюсь "своим человеком". Хотя и со "своим человеком" не всегда удаётся ходить в обнимку.
Вот как раз на этом месте проблема оборачиваются другой стороной. Потому что в социальной жизни и у понятия "свой", и у понятия “чужой” есть свои границы и грани, свои измерения и "полезное" в них и "вредное". Естественно, в жизни в целом каждый человек ставит перед собой какие-то цели, стремится добиться большего, а по природе капиталистических отношений — стремится к большим деньгам, большему богатству. В семье каждый родитель естественным образом к своему ребёнку относится лучше, чем к другим детям. Тукай в своей повести "Исемд; калганнар" вспоминает свои впечатления о таком отношение к себе: когда оказался в семье деда с мачехой, почувствовал себя одиноким галкой среди шести голубушек, а когда заболевал, слышал только одно: "сдох бы, на одного нахлебника было бы меньше".
В то же время в каждой семье у каждого четко определенное и место, соответствующий этому авторитет и отношения. Скажем, член семьи, выполняющий роль отца, обеспечивает семью состоянием, поэтому у него самое почётное место. Если, например, ребёнка приучим к тому, что он лучше всех, и не потому, что он заслужил, а потому, что он «свой», будем выделять ему самые почётное место, если привыкнет к этому, он будет требовать к себе такое отношение и среди людей, где он окажется в большой жизни. Используя чувство родства, начнёт пользоваться чувством "своих" в качестве знамени борьбы за выгодное место в организации, в обществе. А "свои" будут стремиться ему помочь: слоган "Мы своих не бросаем" успешно заменит лозунг "вперёд к коммунизму", превратившись в основной принцип подбора кадров, в полном смысле слово будет толкать семью к трагедии.
Свидетельство о публикации №225040900948
Интересная и точная фраза у Вас:
.... Хотя и со "своим человеком" не всегда удаётся ходить в обнимку....
Спасибо! С уважением, Валерий
Валерий Павлович Гаврилов 15.04.2025 09:01 Заявить о нарушении
Вы - очень внимательны...
Где простой русский человек и простой татарин, там - лирика))
Удачи желаю!
Равиль Насибуллин 17.04.2025 08:51 Заявить о нарушении
С улыбкой, Валерий
Валерий Павлович Гаврилов 17.04.2025 08:53 Заявить о нарушении