О книге Сужиковой А. У. Путеводная звезда востока

            Книга Сужиковой А.У. «Путеводная звезда Востока» [1], изданная в 2023 году, посвящена первому казахскому ученому Чокану Валиханову и содержит сведения не только о жизни и деятельности этой выдающейся личности, но информацию о членах его семьи и известных современниках, с которыми пересекалась судьба главного героя повествования. Издание красочно иллюстрировано и включает в себя подробное описание мест и материалов, связанных с его наследием.
            Работа адресована широкому кругу читателей с целью популяризации исторического прошлого Казахстана и лица, оставившего в нем глубокий след. Но, к сожалению, это произведение не представляет большой ценности для профессиональных историков, так как в нем допущены серьезные неточности, а также крайне мало информации о научных трудах Чокана Валиханова, нет ссылок материалов на работы ученых-чокановедов и конкретные архивные документы. По опубликованной книге имеются следующие замечания:
            На стр. 19, при описании детства Чокана, сказано: «Мальчик рос, слушая легенды, сказки и рассказы о родной земле из уст бабушки, владевшей шестью языками». Непонятно, зачем автору понадобилось изображать ханшу Айганым, жившую в провинции, полиглотом? Ведь затем на стр. 36 указывается, что она владела, кроме казахского, только русским языком, о чем известно и из других источников.
            На стр. 68 написано: «Наконец в 1880 г. по распоряжению генерал-губернатора Г.А. Колпаковского был установлен надгробный памятник Чокану Валиханову». Но даже на самом камне, фото которого есть на стр. 217 этой книги, указано, что это произошло в 1881 году.
            На стр. 77 утверждается, что «Макы Валиханов – первый казахский профессиональный художник». Макы учился с 1855 по 1864 гг. в Санкт-Петербургском ремесленном училище для глухонемых и известны изделия, сделанные его руками для различных выставок и оставшиеся в музеях. Но оснований назвать его художником, в отсутствие его творений в этом жанре, является преувеличением, на деле он - ремесленник. Под определение «первый художник» больше подходит сам Чокан, что подтверждают его рисунки на стр. 232 – 249 книги.
            На стр. 91 автор пишет: Чокан внимательно изучил фундаментальный труд А.И. Левшина по истории и этнографии казахов «Описание киргыз-казачьих или киргыз-кайсацких орд и степей», состоящей из трех частей, и высказал свое мнение о третьей части. Он назвал А.И. Левшина «Геродотом казахской степи». Но это не соответствует истине, т.к. по первых, в замечаниях Чокана по этой работе (а указанная рукопись  хранится в архиве профессора В. В. Григорьева в Центральном государственном архиве литературы и искусства г. Санкт-Петербурга) такого определения нет. Во-вторых, эти слова являются искажением цитаты высказывания героя книги, приведенной академиком НАН РК Манашем Козыбаевым во вступительной статье к переизданной в 1996 году книге А.И. Левшина, «которого Чокан Валиханов с полным основанием назвал «Геродотом казахского народа» [2]. В исторических текстах недопустимо искажение даже одного слова, изменяющего смысл всей фразы, тем более, что эта ошибка может повторяться невнимательными последователями.
            Неудачным является предположение при описании дома Капустиных на стр. 92. Автор пишет: «Их библиотека была крупнейшей частной библиотекой Сибири. Валиханов имел возможность пользоваться бесценными источниками знаний, не доступными ни одной душе». С учетом того, что гостеприимный дом Капустиных служил клубом, где собиралась почти вся омская интеллигенция, вряд ли только Чокан пользовался книгами из этого собрания. Такие неточности неточности вряд ли допустимы в биографической книге. 
            Совершенно неуместным смотрятся в разделе «Экспедиция в Кашгар» на стр. 150 фотография и сведения о венгерском тюркологе Иштван Коныр Мандоки, годы жизни которого (1944-1992 гг.)  и его слова совершенно не вписываются в тему повествования прошлых, к тому времени столетней давности событий. Непродуманным является также утверждение на стр. 151: «Это был непростой путь. Но когда караван достиг Кашгара, Чокан понял, что эта затея увенчалась успехом». О каком успехе можно писать в этот момент жизни Валиханова, когда все опасности этого, совершенного с риском для жизни, похода были еще впереди?
            Совершенно нелепым является карта приграничных с Китаем земель на стр. 157, которая приписана поручику Казачковскому и датирована 1789 годом, то есть за 69 лет до знаменитого путешествия Чокана Валиханова. На карте показан маршрут прохода до Кашгара и обратно до Верного. Вызывает серьезное сомнение происхождение этого документа, - в книге указано «из архива Ч. Валиханова», но нет сведений, какого именно? Этот рисунок явно не является историческим, так как укрепление Верное было основано в 1854 году, к тому же все надписи на карте выполнены кириллицей на современном казахском языке. То есть этот рисунок является грубой фальсификацией сведений, способных ввести в заблуждение многих читателей и портит все впечатление от чтения рассматриваемой книги.
            На стр. 174 автор пишет: «В январе 1860 г. Чокан был удостоен личной аудиенции царя. Император Александр II наградил его монаршим поцелуем и орденом Святого Владимира, досрочно повысив в чине до штабс-ротмистра». Но эти сведения противоречат информации, приведенной самим же автором на стр. 176, где указано, что указ о награждении этим орденом император подписал только 6 апреля 1860 г., то есть вышеописанное событие никак не могло произойти тремя месяцами раньше.
            Один из самых плодотворных периодов в жизни Чокана Валиханова во время пребывания его в Санкт-Петербурге, автор рассматриваемой книги умудрился поместить только на одной странице 178. А ведь биографы Чокана старались максимально осветить петербургский период его жизни. Эти факты приведены в работах Х.Г.Айдаровой, А.Х.Маргулана, И.И.Стрелковой, а М.Мусина и Б.Тихомиров в 2009 году написали даже отдельную книгу «Чокан Валиханов в Санкт-Петербурге» [3]. То, что в рассматриваемом издании не приведены исследования других ученых-чокановедов по этому важному этапу жизни и деятельности Чокана, является большим недостатком произведения.
            На стр. 184 нелепо смотрится фраза: «После Чокан решил, что больше не будет участвовать в подобных походах». Эта формулировка вводит в заблуждение читателя – о ком здесь идет речь? Об офицере российской армии, который должен придерживаться требований устава и воинской дисциплины или «свободном художнике»? В связи с этим и утверждение автора на стр. 185, что «5 июля Чокан написал рапорт и получив подорожную, выехал из Верного. Но, доехав до Алтын-Эмеля, Чокан заболел и был вынужден сделать остановку в ауле старшего султана полковника Тезека Нуралина, своего дальнего родственника. Он остался здесь до наступления осени» представляется несерьезным. Ведь ряд других исследователей, в частности Б. Кыстаубаев, написавший книгу «Тайна Чокана Валиханова» [4], показывают, что Чокан получил от своего руководства другое поручение – работать близ китайской границы в ауле Тезека торе с целью сбора информации. Даже то, что со ссылкой на С.Мухтарулы, на стр. 185 автор пишет, что «Айсара была красивой, скромной, доброй девушкой» похоже на его желание идеализировать действительность, так как все остальные чокановеды отмечают, что Айсары была далеко не красавица. Для этого достаточно прочитать воспоминания современников Чокана, а не руководствоваться художественными вымыслами некоторых лиц.
            Фото на стр. 189, подписанное как «Могила Ч.Валиханова. 1867 г.» совсем не соответствует макету мавзолея, выполненного на основе рисунка Г.Н. Потанина, приведенного на стр. 216. В связи с этим возникают сомнения в достоверности фото, источник которого не указан, а этой противоречивой информации в книге нет никакого разъяснения.
            На стр. 190 написано: «В 1847 году могилу Чокана посетил К.П. Кауфман, генерал-губернатор Туркестанского края…». Это грубая ошибка, похоронившая главного героя раньше его физической кончины! К тому же далее написано: «По поручению генерала К.П. Кауфмана и при содействии архитектора П. Зенкова установили в 70-х годах (?) XIX в. на мавзолее Ч. Валиханова мраморную плиту с надписью на казахском и русском языках». Ниже изложено следующее: «…положен сей памятник генерал-лейтенантом Колпаковским в 1881 г.». Несоответствие указанных дат реальным событиям «режет глаз» даже рядовым читателям. Как же можно было такие ошибки допустить рецензентам и редакторам этого издания, претендующего на статус исторического?
            Венцом недоразумений книги «Путеводная звезда Востока» является описание в ней биографии Султангазы (Гази) Болатовича Валиханова. На стр. 193 автор пишет «Многое объединяет Чокана и Гази Валихановых. Оба представители кочевой аристократии, потомки известного казахского хана Абылая, достойные представители казахского народа. Равны по происхождению, образованию, карьере. Сделали блистательную военную карьеру, служили кадровыми офицерами. Звание штабс-ротмистра Чокан получил в 25 лет, Гази – в 26. Оба столкнулись на военной службе с практически неразрешимыми противоречиями. И после взятия Аулие-Аты подали в отставку. Этапы научно-исследовательской, общественной деятельности также схожи».
            Приведенная цитата из книги свидетельствует о полном игнорировании автором сведений об указанных лицах от историков и писателей, детально изучавших в архивах их биографические документы. В книгах И. Стрелковой, Б. Кыстаубаева и ряда других авторов ясно показано, что несмотря на общность происхождения, Чокан и Гази являются абсолютными антиподами. Поэтому утверждение, что «этапы научно-исследовательской, общественной работы также схожи» свидетельствует о полном незнании Сужиковой А.У. информации о жизни Гази Булатовича. Все исследователи биографий Валихановых писали, что после смерти Чокана именно Гази забрал его оставшиеся документы.
            Авторы этой статьи, изучив материалы в Санкт-Петербургском филиале архива Российской академии наук, Русском географическом обществе и Военно-историческом архиве РФ в г. Москве, убедились, что все статьи, якобы написанные Гази Булатовичем, опубликованы под различными псевдонимами, что вызывает обоснованные подозрения в использовании им бумаг Чокана. Нет нигде также описаний совершенных им путешествий по причине отсутствия таковых, он принимал участие только в военных походах М.Г. Черняева.
            Наглядно личность Гази показывает его характеристика в период, когда он добивался присвоения звания генерала при выходе в отставку. В докладе по Главному штабу Военного министерства от 13 июня 1901 года №229, в котором, наряду с перечислением мест и времени службы указаны отрицательные характеристики этого персонажа: «В ноябре 1897 года Начальник Штаба войск Гвардии и Петербургского военного округа, по приказанию его Императорского Величества Главнокомандующего войсками и согласно представлению ближайшего строевого начальства, ходатайствовал об исключении полковника Султанъ-Гази-Булат-Вали-Хана из списков Л.Гв. Атаманского полка, в дисциплинарном порядке, за несоответствующее званию офицера вообще, и носящего гвардейский мундир в особенности, участие в буйстве и в нанесении побоев и ран» [5]. Поэтому сравнение Чокана Валиханова и Гази Булатовича Вали Хана (как он указан в документах) совершенно недопустимо в силу их абсолютно разных ролей в жизни. Первый оставил заметный след в истории, как первый казахский ученый, второй же жил, руководствуясь только собственными интересами и имел негативные характеристики от современников.
            На стр. 220 книги в разделе «Научное наследие Ч. Валиханова» нет не единого слова о том, что впервые собрание сочинений Ч.Ч. Валиханова вышло в свет в 1904 году под редакцией Н.И. Веселовского и заняло полностью XXIX том «Записок Императорского Русского географического общества» по отделению этнографии. Читателям интересно было бы знать слова, сказанные там Н.И. Веселовским о Чокане: «Как блестящий метеор, промелькнул над нивой востоковедения потомок киргизских ханов и в то же время офицер русской армии Чокан Чингизович Валиханов. Русские ориенталисты единогласно признали в лице его феноменальное явление и ожидали от него великих и важных откровений о судьбе тюркских народов, но преждевременная кончина Чокана лишила нас этих надежд». Не сказано также о том, что одним из первых исследователей Советского Казахстана, обративших внимание к наследию Чокана Валиханова, была историк Х.Г. Айдарова, которая в 1945 году защитила кандидатскую диссертацию, посвященную деятельности Ч.Ч.Валиханова. В том же году ею была опубликована книга «Чокан Валиханов» [6] а затем – его избранные статьи и письма. Кроме академика А.Х. Маргулана [7], автор не указал ни одной фамилии последующих исследователей научного наследия великого ученого, что также является большим недостатком книги, посвященной истории.
            Подводя итоги рассмотрения книги Сужиковой А.У. «Путеводная звезда Востока», невольно приходят мысли аналогий по исправлению допущенных недостатков в других сферах, в частности, машиностроении. Если постфактум в конструкции автомобиля известных марок: Тойота, БМВ и других выявляется какой-либо слабый узел, который может привести к неисправности и ДТП, то машины, уже проданные сотнями тысяч по всему миру, отзываются для устранения этого дефекта, либо производится их замена. Поэтому в данном случае было бы очень правильно остановить реализацию вышеуказанной книги, а проданные отозвать (пусть это будет даже первым прецедентом такого рода), для того чтобы внести исправления в вышеуказанные ошибки и неверные формулировки и вставить их как дополнительную страницу в конце книги, как неотъемлемое приложение.
            Особенно требует исправления ситуация с рисунком на стр. 157, так указанная там дата 1789 г. не соответствует маршрутам, изображенным на карте и уничтожает саму суть подвига Чокана Валиханова, совершенного походом в Кашгар в 1858-59 гг.  Также необходимо дать пояснения для стр. 192 и 193, что изложенная там информация по Султангазы (Гази) Валиханову является частным мнением Удербаевой С.К., на которую ссылается автор, что является не совсем достоверным. Только после исправления всех изложенных замечаний книгу Сужиковой А.У. можно будет признать познавательной и полезной для широких масс читателей.

                Литература

1.Сужикова А.У. Путеводная звезда Востока, - Алматы, 2023, - 296 с.
2.Левшин А.И. Описание киргиз-казачьих, или киргиз-кайсацких орд и степей, Алматы, - 1996, - 656 с.
3.Мусина М.Ш., Тихомиров Б.Н. Чокан Валиханов в Санкт-Петербурге, 2009, 67 с.
4.Кыстаубаев Б.К. Тайна Чокана Валиханова, Алматы, 2010. с. 464.
5.Российский государственный военно-исторический архив, фонд 3611, оп.1, д.815.
6.Айдарова Х. Чокан Валиханов, Алма-Ата, 1945, - с. 193.
7.Чокан Валиханов. Избранные произведения. Под ред. академика АН КазССР А.Х. Маргулана, Алма-Ата, 1958. – с. 643.

Соавтор: доктор исторических наук, профессор Ермекбай Ж.А.

Опубликовано в сборнике Международной научно-практической конференции "Духовное и культурное наследие казахского народа в трудах Шокана Валиханова" APEMS, Астана, 18 апреля 2025 г.,стр. 98 - 104.


Рецензии