Считал ли Фома Иисуса Богом?

Многие ссылаются на слова апостола Фомы:
«Господь мой и Бог мой» (Иоанна 20:28) — как будто это доказательство того, что Иисус есть Бог.
Но давайте посмотрим внимательнее:

1. Апостол Иоанн пишет:
«Бога никто никогда не видел» (1 Иоанна 4:12).
Бог отличается от Иисуса всегда, даже после того, как Он воскресил его из мёртвых. Иоанн написал это послание после того, как воскрешённый Богом Иисус являлся апостолу. Иоанн не считал Иисуса Богом.
Фома видел воскресшего Иисуса — следовательно, он не мог видеть Бога, Которого, как подчёркивает Иоанн, никто никогда не видел. Значит, Иисус, хоть и прославленный, и воскресший, но не Бог, в понимании апостола.

2. Иисус прямо говорит:
«Я иду к Отцу моему и Отцу вашему, и к Богу моему и Богу вашему» (Иоанна 20:17).
Значит, Бог и Отец — Бог для Иисуса и для учеников один. Иисус признаёт существование только одного Отца и Бога для себя лично и для всех других людей, в том числе для своих братьев, учеников.

3. Фома был убеждён, что Божий Дух незримо присутствует вместе с воскрешённым.
Слова "Господь мой и Бог мой" (Иоанна 20:28) являются выражением удивления и восторга Тому Незримому, Кто совершил чудо воскрешения. В древнееврейской культуре восклицания часто включали имя Бога (как, например, в Псалмах), и это не означало, что обращение направлено к человеку. Это распространённый стиль в Писании — восклицать с упоминанием имени Бога в моменты потрясения.

В стих Иоанна 20:28 нет указания, к кому конкретно обращается Фома: к Иисусу или к Богу. Он мог в изумлении воскликнуть, обращаясь не к Иисусу, а к Богу, веря, что Он Духом незримо присутствует с воскрешённым Им Иисусом. Это допустимо с точки зрения греческого синтаксиса.

Сам Иоанн пишет: "никто никогда не видел Бога" (1 Иоанна 4:12), а также, что Иисус — посланник Божий, но не Бог (Иоанн 17:3). Следовательно, он не мог вдруг наделить Иисуса статусом Бога.

Фраза «Господь мой и Бог мой» — это выражение изумления и благодарности Богу, Который воскресил мессию.

Иисус увидел изумление Фомы относительно факта воскрешения. И подтвердил этот факт: "ты поверил, потому что увидел…". Ученики радовались тому, что Бог воскресил Иисуса из мёртвых. Некоторые не могли поверить в этот факт. Но, когда убеждались, то прославляли Бога — Того, Кто воскресил Иисуса, веря, что Воскресивший Духом Своим незримо присутствует с Иисусом.

Фома, поражённый воскрешением, восклицает: «Господь мой и Бог мой!» — как признание Божьего действия, как веру в то, что Воскресивший Иисуса незримо присутствует рядом. Фома благодарит Бога за то, что Тот воскресил мессию.

4. Иисус — мессия, сын Божий, посланник Отца.
«Бог воскресил его... возвысил его рукой Своей...» (Деян. 2:32–33).
Бог — Тот, Кто воскресил Иисуса. Бог и Иисус — разные личности. Таким образом, правильное понимание слов Фомы согласуется с основной мыслью Нового Завета: Иисус — мессия, сын Божий, но не Бог. Он — посланник Бога, воскрешённый по воле Бога и живущий ради Бога.
Иисус не является Богом, а тем, кто исполняет Его волю. Бог есть Тот, Кто воскресил Иисуса (Рим. 8:11).

Иисус никогда не считал себя Богом.
Он говорил, что Отец больше него (Иоанна 14:28).
Он учил нас обращаться к нашему Небесному Отцу — Богу всех, в том числе и Иисуса.

Бог один. Он — Дух и Отец (Иоанна 4:23-24). А Иисус — наш господин и мессия, сын Божий в духе и истине, которого воскресил Бог, чтобы явить нам Жизнь вечную, где нет смерти. Провозглашать этот факт — смысл Благой Вести (евангелия).


Рецензии